Научная статья на тему 'Развитие мелкой моторики пальцев рук будущих электромонтажников'

Развитие мелкой моторики пальцев рук будущих электромонтажников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕСТЫ / УЧАЩИЕСЯ ПУ / БАЛЛЬНАЯ ОЦЕНКА / СТАТИСТИКА / КООРДИНАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перфильева Н.П., Лукьянова Е.В.

Развитие мелкой моторики пальцев рук будущих электромонтажников является сложной задачей и требует комплексного разностороннего подхода к её решению. По паспорту данной специальности электромонтажник обязан заниматься сборкой электрооборудования. Производительность его труда зависит от «проворности рук», внимательности, остроты зрения. Поэтому развитие мелкой моторики пальцев рук будущих электромонтажников имеет большое значение. Методы исследования: анализ научной литературы, разработка тестов с балльной системой оценки и проведение по ним тестирования координации движения рук. Результаты тестирования подверглись статистической обработке. Материалом для исследований явились 50 учащихся 1-го курса ПУ-31 г. Ульяновска, обучающихся по специальности «Электромонтажник». Результаты. Учащиеся 1-го курса по первому тесту набрали 3,1±0,2 балла; по второму 2,8±0,1 балла; по третьему 3,5±0,1 балла; по четвертому 2,6±0,3 балла; по пятому 2,3±0,1 балла; по шестому 2,8±0,4 балла; по седьмому 3,1±0,1 балла; по восьмому 3,7±0,2 балла; по девятому 2,4±0,2 балла; по десятому 3,3±0,01 балла. Средний балл по всем тестам составил 2,87±0,2. Полученные данные свидетельствуют о низкой степени развития мелкой моторики рук учащихся 1-го курса и необходимости разработки и проведения специальных упражнений для ее развития. Заключение. Разработаны тесты и балльная оценка степени развития мелкой моторики пальцев рук учащихся. Установлена низкая, средняя степень развития мелкой моторики пальцев рук учащихся 1-го курса ПУ-1. Инновационные проекты будущего развития промышленности России невозможно осуществить без высококвалифицированных рабочих. В ПУ-31 г. Ульяновска обучаются учащиеся по нескольким рабочим специальностям, среди которых будущие электромонтажники. По паспорту данной специальности электромонтажник обязан заниматься сборкой электрооборудования. Производительность его труда зависит от «проворности рук», внимательности, остроты зрения. Поэтому развитие мелкой моторики пальцев рук будущих электромонтажников считаем актуальным. По данному вопросу сведений в доступной литературе мы не обнаружили, в связи с чем было предпринято настоящее исследование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Перфильева Н.П., Лукьянова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие мелкой моторики пальцев рук будущих электромонтажников»

УДК 613.71 DOI 10.14526/27_2014_27

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК БУДУЩИХ

ЭЛЕКТРОМОНТАЖНИКОВ

Н.П. Перфильева - д.б.н., проф. кафедра анатомии, физиологии и гигиены «Ульяновского государственного педагогического университета

имени И.Н. Ульянова»

Е.В. Лукьянова - аспирант, преподаватель физической культуры «Ульяновский государственный педагогический университет

имени И.Н. Ульянова» Ульяновск

THE FUTURE ELECTRICIANS' MINOR MOTILITY OF FINGERS

DEVELOPMENT

N.P. Perfil'eva- doctor of biological sciences, professor of the anatomy, physiology and hygiene department "I.N. Ulyanov State Pedagogical University" E.V. Luk'yanova - post-graduate, the teacher of physical culture "I.N. Ulyanov State Pedagogical University" Ulyanovsk

e-mail: lenuuulechka@mail. ru

Ключевые слова: тесты, учащиеся ПУ, балльная оценка, статистика, координация.

Аннотация: Развитие мелкой моторики пальцев рук будущих

электромонтажников является сложной задачей и требует комплексного разностороннего подхода к её решению. По паспорту данной специальности электромонтажник обязан заниматься сборкой электрооборудования. Производительность его труда зависит от «проворности рук», внимательности, остроты зрения. Поэтому развитие мелкой моторики пальцев рук будущих электромонтажников имеет большое значение.

Методы исследования: анализ научной литературы, разработка тестов с балльной системой оценки и проведение по ним тестирования координации движения рук. Результаты тестирования подверглись статистической обработке. Материалом для исследований явились 50 учащихся 1-го курса ПУ-31 г. Ульяновска, обучающихся по специальности «Электромонтажник».

Результаты. Учащиеся 1-го курса по первому тесту набрали 3,1±0,2 балла; по второму -2,8±0,1 балла; по третьему - 3,5±0,1 балла; по четвертому - 2,6±0,3 балла; по пятому -2,3±0,1 балла; по шестому - 2,8±0,4 балла; по седьмому - 3,1±0,1 балла; по восьмому -3,7±0,2 балла; по девятому - 2,4±0,2 балла; по десятому - 3,3±0,01 балла. Средний балл по всем тестам составил 2,87±0,2.

Полученные данные свидетельствуют о низкой степени развития мелкой моторики рук учащихся 1-го курса и необходимости разработки и проведения специальных упражнений для ее развития.

- 125 -

Заключение. Разработаны тесты и балльная оценка степени развития мелкой моторики пальцев рук учащихся. Установлена низкая, средняя степень развития мелкой моторики пальцев рук учащихся 1-го курса ПУ-1.

Инновационные проекты будущего развития промышленности России невозможно осуществить без высококвалифицированных рабочих.

В ПУ-31 г. Ульяновска обучаются учащиеся по нескольким рабочим специальностям, среди которых - будущие электромонтажники. По паспорту данной специальности электромонтажник обязан заниматься сборкой электрооборудования. Производительность его труда зависит от «проворности рук», внимательности, остроты зрения. Поэтому развитие мелкой моторики пальцев рук будущих электромонтажников считаем актуальным. По данному вопросу сведений в доступной литературе мы не обнаружили, в связи с чем было предпринято настоящее исследование.

Keywords: tests, students of professional colleges, estimation using points, statistics, coordination.

Annotation: The future electricians' minor motility of fingers development is a complicated task and demands a complex many-sided approach to this problem solution. According to the passport of this speciality an electrician must know how to install electric equipment. His labour productivity depends on "hands neatness ", attentiveness, acuity of vision. That is why the future electricians' minor motility of fingers development is very important.

Research methods: scientific literature analysis, test creation with estimation by points and test fulfillment of hands motions coordination. The statistical analysis of the test results was held.

Materials. Was 50 students of the 1st course from the professional college -31 in Ulyanovsk (the speciality "Electrician").

The research results. The students of the 1st course got 3,1±0,2points for the first test; for the second test they got 2,8±0,1points; for the third test they got 3,5±0,1 points; for the forth test they got 2,6±0,3 points; for the fifth test - 2,3±0,1points;for the sixth test - 2,8±0,4points; for the seventh test - 3,1 ±0,1 points;for the eighth test - 3,7±0,2 points; for the ninth test - 2,4±0,2 points; for the tenth test - 3,3±0,01 points. The average grade according to all tests was 2,87±0,2points.The received data show the low level of students' minor motility of fingers development and the necessity of special exercises for its development creation and fulfillment.

Conclusion. The tests and the estimation using points of the students' minor motility of fingers are created. A low and a middle level of minor motility of fingers development is set among the 1st year students' from the professional college -1.

Innovative projects' of industry development in Russia is impossible without highly qualified workers.

In the professional college -31 in Ulyanovsk the students are taught according to several specialities among which are the future electricians. According to the passport of this speciality an electrician must know how to install electric equipment. His labour productivity depends on "hands neatness", attentiveness, acuity of vision. That is why the future electricians' minor motility of fingers development is very important. We didn 't find the information on this problem in an available literature and that is why we consider this research work to be very urgent.

Цель исследования: разработать тесты и балльную оценку степени развития мелкой моторики рук учащихся ПУ-31 г. Ульяновска по специальности «электромонтажник».

Задачи исследования:

1. Разработать тесты и балльную оценку определения степени развития мелкой моторики рук учащихся ПУ-31 г. Ульяновска.

2. Определить степень развития мелкой моторики рук учащихся 1-го курса ПУ-31 г. Ульяновска по специальности «Электромонтажник».

Материалом для исследований явились 50 учащихся 1-го курса ПУ-31 г. Ульяновска, обучающихся по специальности «Электромонтажник».

Методы исследования включали разработку тестов с балльной системой оценки и проведение по ним тестирования координации движения рук 50 учащихся ПУ-31, из которых впоследствии были сформированы две группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) - равные по количеству испытуемых. Результаты тестирования подверглись статистической обработке Результаты исследования

Для проведения исследования были составлены 10 тестов с пятибалльной оценкой степени развития мелкой моторики рук каждого учащегося. Тесты для определения степени развития мелкой моторики пальцев рук

1-й тест. Отвинчивание и Закручивание крышек на 10 пластиковых бутылках за минуту: 5 баллов - все 10 бутылок раскручены и закручены;

4 балла - раскручены и закручены 9 бутылок;

3 балла - раскручены и закручены 8 бутылок;

2 балла - раскручены и закручены 7 бутылок;

1 балл - раскручены и закручены 6 бутылок.

2-й тест. Перелистывание страниц книги за 1 минуту:

5 баллов - 50 страниц;

4 балла - 40 страниц;

3 балла - 30 страниц;

2 балла - 20 страниц;

1 балл - 15 страниц.

3-й тест. Разрезание ножницами ксероксной бумаги формата А-4 на 4 части за 30 секунд:

5 баллов - 15 листов;

4 балла - 13 листов;

3 балла - 10 листов;

2 балла - 8 листов;

1 балл - 5 листов.

4-й тест. Нанизывание рубашечных пуговиц на проволоку за 30 секунд:

5 баллов - 50 штук;

4 балла - 40 штук;

3 балла - 30 штук;

2 балла - 25 штук;

1 балл - 20 штук.

5-й тест. Завязывание узлов на шнурках за 30 секунд:

5 баллов - 12 узлов;

4 балла - 10 узлов;

3 балла - 8 узлов;

2 балла - 6 узлов;

1 балл - 5 узлов.

6-й тест. Застегивание и расстегивание молний за 30 секунд:

5 баллов - 20 молний;

4 балла - 18 молний;

3 балла - 15 молний;

2 балла - 12 молний; 1 балл - 10 молний.

7-й тест. Обводка маркером картонных квадратов на оконном стекле за 30 секунд:

5 баллов - 5 квадратов;

4 балла - 4 квадрата;

3 балла - 3 квадрата;

2 балла - 2 квадрата;

1 балл - 1 квадрат.

8-й тест. Сборка картины (20 см х30 см) из пазлов: 5 баллов - за 1 минуту;

4 балла - за 2 минуты;

3 балла - за 3 минуты;

2 балла - за 4 минуты;

1 балл - за 5 минут.

9-й тест. Вырезание из бумаги кругов диаметром 10 см за 1 минуту:

5 баллов - 10 штук;

4 балла - 8 штук;

3 балла - 6 штук;

2 балла - 4 штуки;

1 балл - 2 штуки.

10-й тест. Подбор к 20 болтам разного размера 20 соответствующих гаек за 30 секунд:

5 баллов - 20 болтов с гайками;

4 балла - 18 болтов с гайками;

3 балла - 15 болтов с гайками;

2 балла - 10 болтов с гайками; 1 балл - 8 болтов с гайками.

—I—I-1—I-1—I—I-1—I-1-

Рис. 1. Результаты тестирования степени развития мелкой моторики пальцев рук учащихся ПУ-31 г. Ульяновска

В результате тестирования учащиеся 1-го курса по первому тесту набрали 3,1±0,2 балла; по второму - 2,8±0,1 балла; по третьему - 3,5±0,1 балла; по четвертому - 2,6±0,3 балла; по пятому - 2,3±0,1 балла; по шестому - 2,8±0,4 балла; по седьмому - 3,1±0,1 балла; по восьмому - 3,7±0,2 балла; по девятому - 2,4±0,2 балла; по десятому - 3,3±0,01 балла. Средний балл по всем тестам составил 2,87±0,2.

Полученные данные свидетельствуют о низкой степени развития мелкой моторики рук учащихся 1 -го курса и необходимости разработки и проведения специальных упражнений для ее развития.

Выводы:

1. Разработаны тесты и балльная оценка степени развития мелкой моторики пальцев рук учащихся.

2. Установлена низкая, средняя степень развития мелкой моторики пальцев рук учащихся 1-го курса ПУ-1. Она составила - 2,87±0,2 балла.

Рекомендации: По итогам проведенного исследования необходимо организовать разработку и использование комплекса физических упражнений для развития моторики рук будущих электромонтажников.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Безруких, М.М. Тренируем пальчики / М.М. Безруких.- М. : Дрофа, 2000. - 183 с.

2. Воронов, А.И. Основы координации двигательных действий / А.И. Воронов. - Омск : ОмЮИ, 1997. - 289 с.

3. Гусев, Н.Н., Мальцер, Б.Н. Устройство и монтаж электрооборудования / Н.Н. Гусев, Б.Н. Мальцер.

- М. : «Высшая школа», 1979.

4. Исаев, В.Н., Гейко, В.Н. Эксплуатация и ремонт санитарно-технических систем зданий: Учеб. - 3-е изд., стер. / В.Н. Исаев, В.Н. Гейко. - М. : Высш. шк., 1997. - 160 с.

5. Косинова, Е.М. Гимнастика для пальчиков / Е.М. Косинова - М. : Олма-Пресс, 2001. - 243 с.

6. Орлов, К.С. Монтаж и эксплуатация санитарнотехнических, вентиляционных систем и оборудования: учебник для НПО / К.С.Орлов.- 4-е изд.,стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. -336 с.

7. Сухарева, Л.М. Состояние здоровья и физическая активность современных подростков / Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт, И.В. Звездина // Гигиена и санитария. - 2002. - № 3. - С. 52-55.

Bibliography

1. Bezrukikh, M.M. Training the fingers / M.M. Bezrukikh. - Moscow: Drofa, 2000. - 183 p.

2. Voronov, A.I. The basis of motional actions coordination / A.I. Voronov. - Omsk: Omsk Juridical Academy, 1997. - 289 p.

3. Gusev, N.N., Mal'tserр, B.N. Electric equipment installment and assembling / N.N. Gusev, B.N. Mal'tser. - Moscow: «High school», 1979.

4. Isaev, V.N., Geiko, V.N. Sanitary-engineering systems of the buildings exploitation and repair: Manual -the 3rd edition / V.N. Isaev, V.N. Geiko. - Moscow: High school, 1997. - 160 p.

5. Kosinova, E.M. Gymnastics for fingers / E.M. Kosinova - Moscow: Olma-Press, 2001. - 243 p.

6. Orlov, K.S. Sanitary-engineering, ventilation systems and equipment installment and exploitation: manual for Elementary Professional Education / K.S. Orlov.- the 4th edition. - Moscow: Publishing house «Academy», 2006.

- 336 p.

7. Sukhareva, L.M. Health state and physical activity of modern teenagers / L.M. Sukhareva, I.K. Rapoport, I.V. Zvezdina // Hygiene and sanitary. - 2002. - № 3. - P. 52-55.

Статья поступила в редакцию: 30.01.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.