Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И КОНСТРУКТИВНЫХ НАВЫКОВ ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ АППЛИКАЦИИ'

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И КОНСТРУКТИВНЫХ НАВЫКОВ ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ АППЛИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творчество / нетрадиционный материал / аппликация

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бургонова Ольга Валентиновна

на что влияет мелкая моторика, как и зачем ее развивать? Сегодняшняя актуальность мелкой моторики заключается в том, что она, имея взаимосвязь с мышлением, вниманием, памятью, речью, просто не может, не отразиться на учебе ребенка. В выполнении ряда учебных и бытовых заданий дети с нарушением моторики затрудняются гораздо сильнее сверстников, что влияет на эмоциональное благополучие и самооценку ребенка. Поэтому развитие мелкой моторики – это важная часть подготовки ребенка к школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И КОНСТРУКТИВНЫХ НАВЫКОВ ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ АППЛИКАЦИИ»

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И КОНСТРУКТИВНЫХ НАВЫКОВ ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ АППЛИКАЦИИ Бургонова О.В.

Бургонова Ольга Валентиновна - воспитатель высшей квалификационной категории, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №5 ст.

Крыловская МО Крыловский район, ст. Крыловская, Краснодарский край

Аннотация: на что влияет мелкая моторика, как и зачем ее развивать? Сегодняшняя актуальность мелкой моторики заключается в том, что она, имея взаимосвязь с мышлением, вниманием, памятью, речью, просто не может, не отразиться на учебе ребенка. В выполнении ряда учебных и бытовых заданий дети с нарушением моторики затрудняются гораздо сильнее сверстников, что влияет на эмоциональное благополучие и самооценку ребенка. Поэтому развитие мелкой моторики - это важная часть подготовки ребенка к школе.

Ключевые слова: творчество, нетрадиционный материал, аппликация

Развитие мелкой моторики у детей - важный шаг к дальнейшему обучению навыкам письма. Также работа с некрупными предметами, которые нужно переместить или закрепить, способствует улучшению координации движений и, в дальнейшем, развитию мышления и связной речи. В числе занятий, благоприятных для мелкой моторики, все чаще называют аппликацию. Особенно полезен этот вид деятельности с использованием нетрадиционных материалов (салфеток, крупы, маленьких камушков и т.п.).

Под аппликацией принято понимать вид творчества, направленный на создание поделок из материалов разного типа. Ребенок за таким занятием активнее усваивает знания о цвете, величине и плоскостной форме предметов. Дошкольники, приступая к созданию аппликации, на первом этапе используют готовые формы. Постепенно мелкие мышцы руки становятся более крепкими, совершенствуется координация движений, улучшается зрительный контроль за собственными действиями. Это - шаг к использованию более сложных техник и нетрадиционных материалов. Новым этапом становится накладная аппликация, за ней следует так называемая обрывная аппликация, напоминающая мозаику. Эта методика хороша для того, чтобы передать фактуру образа, например, кудрявого облачка или пушистого цыпленка. В таком же ключе «работает» выполнение объемных работ из ваты (в том числе готовых ватных дисков и шариков) и бумажных салфеток. Отрывая кусочки бумаги, сминая салфетки или скручивая в «комочки» вату, ребенок получает своеобразный курс самомассажа, так как материалы оказывают воздействие на кончики пальцев.

Не менее полезна методика торцевания. Для нее характерно использование кусочков мягкой бумаги, которую ребенок сжимает в виде конуса либо воронки. Затем эти объемные предметы идут на создание объемных панно и картин.

Полезна для развития мелкой моторики аппликация из разных типов тканей. Приклеивая на полотно кусочки ситца, шелка, войлока и других материалов, ребенок не только ощущает разницу на тактильном уровне, но и учится оптимально сочетать ткани разных фактур, создавая изображение.

К нетрадиционным материалам для аппликации относят и крупы. Они очень хороши для развития мелкой моторики, так как зернышки имеют разный размер и шероховатость, их можно, переворачивая, плотнее подгонять одно к другому. Малыши, перебирая их пальчиками, совершают щипковые движения, учатся подхватывать очень маленькие предметы, удерживать их и помещать в нужное место.

Еще один природный материал для аппликации - засушенные листья. Благодаря разной форме и расцветке, они позволяют создавать интересные изображения животных, красивые пейзажи. Работа с ними требует аккуратности, так как сухой лист может легко сломаться.

Это далеко не полный перечень материалов, которые могут быть использованы для развития мелкой моторики и конструктивных навыков через нетрадиционные техники аппликации. Подобное творчество формирует ловкость и аккуратность, позволяет ребенку создавать красивые изделия, получая навыки прикладного творчества. Это далеко не полный перечень материалов, которые могут быть использованы для развития мелкой моторики и конструктивных навыков через нетрадиционные техники аппликации. Подобное творчество формирует ловкость и аккуратность, позволяет ребенку создавать красивые изделия, получая навыки прикладного творчества.

Список литературы

1. М.А. Гусакова "Аппликация": Москва, "Просвещение". 1982

2. Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова "Изобразительная деятельность в детском саду": Москва, "Просвещение". 1982

3. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги: книга для воспитателей детского сада и родителей/ З.А. Богатеева. - М.: Просвещение, 1992. - 208 с.

4. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию/ Т.С. Комарова. М., Просвещение, 1991 г. - 251 с.

5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду/ И.А. Лыкова. М.: Карапуз-дидактика, 2009. -208 с.

6. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду/ А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева. М: Академия развития, 2002.- 145 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.