Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМА ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМА ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА / ИНФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ПРЕДПРИЯТИЕ / СИСТЕМА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мухина Е.Г., Дегтярев А.В.

Цель статьи - исследовать общие тенденции применения достижений цифровой экономики в практической деятельности при оценке инвестиционной привлекательности предприятий. В процессе подготовки статьи использовались аналитический и логический методы исследования. В статье авторами исследован функционал автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы Российской Федерации АИС «Налог-3», а также перспективы создания на ее основе цифровой платформы для оценки инвестиционной привлекательности предприятий АПК. Авторы дают оценку существующим методикам оценки эффективности инвестиционных проектов, указывают на необходимость их доработки с учетом происходящих в экономике изменений. Авторы указывают на существующую проблему с достоверностью, получаемой для обработки и анализа информации, на отсутствие у хозяйствующих субъектов мотивации к предоставлению дополнительной информации относительно свей деятельности. В результате проведенного исследования авторы приходят к выводу о необходимости разработки единой методики и системы показателей, как финансовых, так и нефинансовых, для создания единого рейтинга инвестиционной привлекательности предприятий. Авторы выдвигают предположение о том, что в перспективе при участии государства может быть сформирована цифровая блокчейн-платформа для формирования динамического рейтинга предприятий, определяющая их инвестиционную привлекательность для потенциального инвестора. Реализация такого проекта позволит ввести новые показатели и разработать более точные и достоверные методы оценки инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов для широкого круга пользователей. Полученные результаты исследования будут использованы в дальнейшей научноисследовательской работе при разработке механизма оценки инвестиционной привлекательности предприятий АПК в условиях цифровой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A MECHANISM FOR ASSESSING THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF ENTERPRISES IN THE CONDITIONS OF THE DIGITAL ECONOMY

The purpose of the article is to explore the general trends in the application of the achievements of the digital economy in practice when assessing the investment attractiveness of enterprises. In the process of preparing the article, analytical and logical research methods were used. In the article, the authors studied the functionality of the automated information system of the Federal Tax Service of the Russian Federation AIS “Nalog-3”, as well as the prospects for creating a digital platform on its basis for assessing the investment attractiveness of agribusiness enterprises. The authors evaluate the existing methods for evaluating the effectiveness of investment projects, point to the need to refine them, taking into account the changes taking place in the economy. The authors point out the existing problem with the reliability of the information received for processing and analysis, the lack of motivation for business entities to provide additional information regarding their activities. As a result of the study, the authors conclude that it is necessary to develop a unified methodology and system of indicators, both financial and non-financial, in order to create a unified rating of the investment attractiveness of enterprises. The authors suggest that in the future, with the participation of the state, a digital blockchain platform can be formed to form a dynamic rating of enterprises, which determines their investment attractiveness for a potential investor. The implementation of such a project will allow introducing new indicators and developing more accurate and reliable methods for assessing the investment attractiveness of economic entities for a wide range of users. The results of the study will be used in further research work in developing a mechanism for assessing the investment attractiveness of agribusiness enterprises in the digital economy.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМА ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2022. Т. 2. № 3

ЭКОНОМИКА ИННОВАЦИЙ THE ECONOMICS OF INNOVATION

Обзорная статья

DOI: 10.34130/2070-4992-2022-2-3-328 УДК 338.43

Развитие механизма оценки инвестиционной привлекательности предприятий

в условиях цифровой экономики

Елена Геннадьевна Мухина1, Алексей Владимирович Дегтярев2

1 2 Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т. С. Мальцева, Курган, Россия, 1 muhina-eg@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5313-3814 2info@bk-centr.ru, https://orcid.org/0000-0003-4839-5104

Аннотация. Цель статьи — исследовать общие тенденции применения достижений цифровой экономики в практической деятельности при оценке инвестиционной привлекательности предприятий. В процессе подготовки статьи использовались аналитический и логический методы исследования. В статье авторами исследован функционал автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы Российской Федерации АИС «Налог-3», а также перспективы создания на ее основе цифровой платформы для оценки инвестиционной привлекательности предприятий АПК. Авторы дают оценку существующим методикам оценки эффективности инвестиционных проектов, указывают на необходимость их доработки с учетом происходящих в экономике изменений. Авторы указывают на существующую проблему с достоверностью, получаемой для обработки и анализа информации, на отсутствие у хозяйствующих субъектов мотивации к предоставлению дополнительной информации относительно свей деятельности. В результате проведенного исследования авторы приходят к выводу о необходимости разработки единой методики и системы показателей, как финансовых, так и нефинансовых, для создания единого рейтинга инвестиционной привлекательности предприятий. Авторы выдвигают предположение о том, что в перспективе при участии государства может быть сформирована цифровая блокчейн-платформа для формирования динамического рейтинга предприятий, определяющая их инвестиционную привлекательность для потенциального инвестора. Реализация такого проекта позволит ввести новые показатели и разработать более точные и достоверные методы оценки инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов для широкого круга пользователей. Полученные результаты исследования будут использованы в дальнейшей научно-исследовательской работе при разработке механизма оценки инвестиционной привлекательности предприятий АПК в условиях цифровой экономики.

Ключевые слова: оценка, информация, цифровая экономика, предприятие, система, инвестиционная привлекательность, экономика

Для цитирования: Мухина Е. Г., Дегтярев А. В. Развитие механизма оценки инвестиционной привлекательности предприятий в условиях цифровой экономики // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2022. Т. 2. Вып. 3. С. 328-335. https://doi.org/10.34130/2070-4992-2022-2-3-328

Review article

Development of a mechanism for assessing the investment attractiveness of enterprises in the conditions of the digital economy

Elena G. Mukhina1, Alexey V. Degtyarev2

1 2 Kurgan State Agricultural Academy named after T. S. Maltsev, Kurgan, Russia muhina-eg@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5313-3814 2 info@bk-centr.ru, https://orcid.org/0000-0003-4839-5104

Abstract. The purpose of the article is to explore the general trends in the application of the achievements of the digital economy in practice when assessing the investment attractiveness of enterprises. In the process of preparing the article, analytical and logical research methods were used. In the article, the authors studied the functionality of the automated information system of the Federal Tax Service of the Russian Federation AIS "Nalog-3", as well as the prospects for creating a digital platform on its basis for assessing the investment attractiveness of agribusiness enterprises. The authors evaluate the existing methods for evaluating the effectiveness of investment projects, point to the need to refine them, taking into account the changes taking place in the economy. The authors point out the existing problem with the reliability of the information received for processing and analysis, the lack of motivation for business entities to provide additional information regarding their activities. 4s a result of the study, the authors conclude that it is necessary to develop a unified methodology and system of indicators, both financial and non-financial, in order to create a unified rating of the investment attractiveness of enterprises. The authors suggest that in the future, with the participation of the state, a digital blockchain platform can be formed to form a dynamic rating of enterprises, which determines their investment attractiveness for a potential investor. The implementation of such a project will allow introducing new indicators and developing more accurate and reliable methods for assessing the investment attractiveness of economic entities for a wide range of users. The results of the study will be used in further research work in developing a mechanism for assessing the investment attractiveness of agribusiness enterprises in the digital economy.

Keywords: grade, information, digital economy, company, system, investment attractiveness, economy

For citation: Mukhina E. G., Degtyarev A. V. Development of a mechanism for assessing the investment attractiveness of enterprises in a digital economy. Corporate Governance and Innovative Economic Development of the North: Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University. 2022. Vol. 2, issue 3. Рр. 328-335. https://doi.org/10.34130/2070-4992-2022-2-3-328

Введение

В XXI веке экономика представляет собой глобальную систему, которая постоянно и динамично развивается и постоянно трансформируется под влиянием различных факторов. Происходящие изменения требуют такого же динамичного развития и трансформации применяемых в экономике методов и способов управления и принятия управленческих решений. Благодаря достижениям последних десятилетий экономика во всех ее сферах, в том числе и в агропромышленном комплексе, основывается на применении и распространении цифровых технологий. Эти технологии используются уже не только для хранения и передачи информации, но и, в первую очередь, для обработки, систематизации и анализа больших объемов информации и приятии управленческих решений на основе полученных результатов [1; 2]. Зачастую существующие способы анализа информации и принятия решений не могут своевременно реагировать на происходящие изменения, что негативно отражается на точности полученных результатов и на объективности и обоснованности принятых решений.

Цифровая экономика имеет такие характеристики, как высокий темп роста, быстрое внедрение инноваций и широкое применение в других отраслях [3]. Идея цифровизации в научной среде не является новой, но остается актуальной и по сей день. О природе цифровой экономики, вероятных проблемах вследствие глобальной цифровизации, перспективах технологического развития пишут в своих трудах Д. Тапскотт [4], Д. Койл [5], Н. Негропонте [6] и множество других зарубежных авторов. Практически все государства в мире в разной степени занимаются разработкой и реализацией собственных стратегий цифровой экономики.

Увеличение скорости обработки информации [7], искусственный интеллект, различные системы мониторинга, блокчейн, нейронные сети, виртуальная реальность, облачные технологии и многое другое

позволяют создать цифровые платформы и выйти на совершенно новый уровень оценки инвестиционной привлекательности предприятий.

Развитие цифровой экономики представляет собой сложный процесс, в основе которого находятся следующие основные направления:

1) В основе информационной экономики лежит формирование ее нормативно-правового обеспечения, связанное с разработкой и утверждением соответствующих нормативно-правовых актов, касающихся развития информационно-коммуникационных технологий.

2) Именно информационно-коммуникационные технологии выступают в качестве базиса для развития цифровой экономики.

3) Предполагается массовое внедрение информационных технологий во все сферы жизнедеятельности общества.

4) В сфере цифровых технологий рост производительности труда и капитала осуществляется опережающими темпами по сравнению с другими отраслями.

5) Основные ресурсы в цифровой экономике — это сама информация и знания [8].

Благодаря появлению новых технологий и новых возможностей цифровой экономики сформировалось несколько самостоятельных отраслей, которые динамично развиваются в последнее десятилетие.

Электронная торговля, или, если быть более точным, — торговля через Интернет [9]. Преимущество для продавца — достаточно иметь только виртуальный магазин, а это значит, что можно существенно снизить себестоимость товара или услуги, сэкономив на офисе либо складе и сопутствующих затратах. Преимущество для покупателя — нет необходимости идти непосредственно в магазин, все товары представлены в каталогах на сайте виртуального магазина, существенно экономится время на поиск товара либо услуги.

Электронные денежные средства, электронный банкинг — это все, что связано с электронными платежами, с виртуальными денежными средствами, с предоставлением банковских услуг дистанционно.

В отдельную сферу можно выделить электронный маркетинг (интернет-маркетинг) — продвижение товаров и услуг в сети «Интернет», в социальных сетях.

В Российской Федерации безусловным лидером по внедрению цифровых технологий является Федеральная налоговая служба. За короткий срок фискальное ведомство смогло совершить качественный рывок в использовании возможностей цифровой экономики в своей деятельности, разработано и введено в эксплуатацию большое количество сервисов и аналитических систем.

Методология исследования

С 2016 г. в Российской Федерации введена в эксплуатацию автоматизированная информационная система ФНС России (АИС «Налог-3»), которая представляет собой единую информационную систему ФНС России, обеспечивающую максимальную автоматизацию деятельности подразделений ФНС России, в том числе анализ, обработку и формирование сведений, необходимых для принятия решений в ходе реализации ФНС России функций налогового контроля и предоставления информации внешним пользователям.

Основные задачи, на решение которых направлено внедрение системы АИС «Налог-3»:

• формирование объединенной цифровой базы данных и подключение налоговых органов к новым внешним источникам информации — банковским счетам организаций и граждан, информации о депозитах, о сделках с недвижимостью, о транспортных средствах, принадлежащих налогоплательщику;

• минимизация издержек на осуществление функций налогового администрирования, в первую очередь за счет создания и внедрения цифровой системы массовой обработки сведений, поступающих в налоговые органы;

• повышение эффективности процедур цифрового взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления;

• формирование единого цифрового ресурса в целях своевременного выявления признаков уклонения от уплаты налогов;

• качественное изменение принципов контроля в первую очередь за счет комплексного использования единого цифрового ресурса и подключения налоговых органов к новым внешним цифровым источникам информации;

• повышение эффективности и скорости принятия управленческих решений, анализа и прогнозирования за счет создания аналитических инструментов, позволяющих проводить анализ и прогнозирование налоговых поступлений с учетом макроэкономических показателей и внешних факторов;

• снижение трудозатрат налоговых органов на сбор, ввод, обработку и контроль форм налоговой отчетности, на обеспечение межведомственного обмена информацией, отказ от функций по приему, обработке и сортировке данных, поступающих от других ведомств;

• минимизация участия человека как исполнителя в таких процессах, как проведение расчетов, включая начисление налогов и формализованный контроль налоговой отчетности.

Авторы считают, что основные принципы и алгоритмы работы АИС «Налог-3» могут быть взяты за основу для разработки цифровой платформы для оценки инвестиционной привлекательности предприятий.

При написании статьи авторами использовались следующие методы исследования: анализ существующих методик оценки эффективности инвестиционных проектов с указанием недостатков каждого из них для инвестиционной привлекательности предприятия, систематизации и обобщения полученного результата.

Результаты исследования и их обсуждение

Федеральная налоговая служба разместила на своем официальном сайте план деятельности на 2021 г. Ведомство официально опубликовало информацию о том, что разрабатывает новую версию автоматизированной информационной системы «Налог-4», а также ведет работу над системой автоматизированной передачи административных данных в другие ведомства. В документе, утвержденном Минфином России, указано более 100 мероприятий [10].

Согласно опубликованным планам, фискальное ведомство намерено запустить цифровую платформу оценки налогоплательщиков — физических лиц на основании налоговых данных при оказании им финансовых услуг, в том числе и банковских.

Кроме системы АИС «Налог-3», ведомством разработана Концепция системы планирования выездных налоговых проверок [11]. Настоящая Концепция разработана в целях:

1) формирования единой системы планирования проверок;

2) повышения уровня налоговой дисциплины;

3) обеспечения устойчивого роста поступлений в бюджет за счет увеличения числа налогоплательщиков, добровольно и в полном объеме исполняющих налоговые обязательства;

4) сокращения количества участников «теневого» сектора экономики;

5) доведение до всех заинтересованных лиц критериев отбора для проведения выездных налоговых проверок.

Федеральная налоговая служба предполагает, что добросовестный налогоплательщик может самостоятельно оценить результаты своей финансово-хозяйственной деятельности по определенным критериям, всего их 12.

- Приведем некоторые из критериев, которые могут служить в том числе и в качестве показателей оценки инвестиционной привлекательности предприятия:

- налоговая нагрузка ниже ее среднего значения в отдельной отрасли (виду экономической деятельности);

- предпринимательская деятельность является убыточной на протяжении нескольких лет, что подтверждается данными об убытках в бухгалтерской или налоговой отчетности;

- опережающие темпы роста расходов по сравнению с ростом доходов от реализации товаров (работ, услуг);

- заключение договоров без наличия конкретной деловой цели;

- частая «миграция» налогоплательщика между налоговыми органами в разных регионах;

- низкий уровень рентабельности по сравнению со средним показателем для данной сферы деятельности.

При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, учитывая сложившуюся судебную практику [12].

Безусловно, концепция, разработанная Федеральной налоговой службой, направлена на решение ведомственных задач и выявление потенциальных предприятий-налогоплательщиков с высокими налоговыми рисками. Но, по мнению автора, принципы, изложенные в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, могут быть учтены при разработке системы показателей инвестиционной привлекательности предприятий [13].

Основные задачи, которые будет необходимо решить при разработке системы показателей инвестиционной привлекательности предприятий:

1) создание единой системы показателей оценки инвестиционной привлекательности предприятий;

2) обеспечение роста эффективности инвестиций, в первую очередь со стороны государства, за счет увеличения числа предприятий, добровольно и в полном объеме предоставляющих информацию для оценки и мониторинга рейтинга их инвестиционной привлекательности;

3) информирование собственников и топ-менеджмента предприятий об основных критериях отбора для включения в рейтинг инвестиционной привлекательности.

Если обратиться к законодательству, то в сфере оценки инвестиций существуют методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (утверждены Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике21.06.1999 N ВК477). Как указывают сами авторы, рекомендации не ставят перед собой цели описать конкретные алгоритмы оценки эффективности во всех случаях, которые могут встретиться на практике. В них подробно освещены общие методы оценки, которые могут быть конкретизированы в (отраслевых) документах, а также применены для решения конкретных задач. Необходимо отметить, что при оценке эффективности инвестиционных проектов некоторые понятия и формы не совпадают с привычными (бухгалтерскими). Это происходит потому, что инвестиционные и бухгалтерские расчеты служат различным целям: первые — оценке эффективности будущего проекта, вторые — оценке обеспеченности действующего производства. Различия относятся в первую очередь к оценке оборотного капитала и к форме балансового отчета [14]. Методика разработана более 20 лет назад и нуждается в обновлении, поскольку за столь длительный промежуток времени произошли существенные изменения в гражданском законодательстве Российской Федерации. Система налогов и сборов РФ также претерпела многочисленные изменения, что, безусловно, нельзя не учитывать при оценке инвестиционной привлекательности отдельных бизнес-проектов либо предприятий любой отрасли в целом.

В последние годы были предприняты попытки создания информационных продуктов для оценки инвестиционной привлекательности предприятий в сети «Интернет».

Портал «За честный бизнес» [15] создан в рамках стратегии построения открытого информационного общества в Российской Федерации для реализации прав граждан на получение достоверной информации, противодействия коррупции в экономической сфере.

Основная цель портала — сделать информацию о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях максимально открытой и доступной для публичного доступа. Категория пользователей может быть любой — от обычного гражданина, которому интересна информация о потенциальном работодателе, до руководителя крупного предприятия либо собственника. На портале можно получить сведения о регистрации и учредителях, видах деятельности, финансовом состоянии компании и другую официальную информацию, полученную из таких источников, как ФНС, Росстат, ЦБ РФ, Арбитражные суды и другие.

По итогам оценки юридическому лицу либо индивидуальному предпринимателю может быть присвоен один из трех вариантов рейтинга:

1) высокий — организация или предприниматель обладает высокой степенью надежности и не имеет особых проблем;

2) средний — удовлетворительный уровень надежности;

3) низкий — организации или предпринимателю невозможно присвоить высокий или средний уровень рейтинга.

Рейтинг формируется на основе скорринговой системы [16], анализирующей информацию об организации или индивидуальном предпринимателе, полученную из открытых источников. По мнению автора, такой подход к оценке предприятия или индивидуального предпринимателя не дает в полной мере объективную информацию о надежности либо инвестиционной привлекательности предприятия АПК для потенциального инвестора или контрагента.

Во-первых, отсутствуют данные об изменении рейтинга предприятия либо индивидуального предпринимателя, что делает невозможным отследить динамику показателя и спрогнозировать изменения рейтинга на ближайшую перспективу, а также понять — какие факторы финансово-хозяйственной деятельности и каким образом повлияли на такие изменения.

Во-вторых, сама по себе организация рейтинга должна учитывать размер бизнеса, поскольку некорректно сравнивать по одним и тем же критериям организации и предпринимателей с объемом реализации в 10-20 млн руб. в год и крупные производственные и сельскохозяйственные холдинги с многомиллиардными оборотами.

Кроме портала «За честный бизнес» существуют и другие информационные продукты на базе систем сдачи электронной бухгалтерской и налоговой отчетности. У них примерно одинаковый функционал — проверка блокировок счетов контрагента, информации из бухгалтерской отчетности, данных из ЕГРЮЛ, данных о судебных разбирательствах из открытых источников. Этой информации достаточно для минимальной проверки потенциального контрагента на благонадежность, но явно не хватает для принятия серьезных решений и оценки инвестиционной привлекательности предприятия.

Заключение

Таким образом, на сегодня не существует эффективного инструмента для быстрой и полной оценки инвестиционной привлекательности предприятия, как со стороны потенциального инвестора, так и со стороны собственников бизнеса или топ-менеджмента компании. Основная проблема для создания такого ресурса — проверка достоверности предоставляемой информации в отношении хозяйствующих субъектов, особенно статистической и управленческой отчетности. И если со стороны ФНС России контроль показателей бухгалтерской и налоговой отчетности осуществляется постоянно и формы его год от года только совершенствуются, то достоверность предоставляемой статистической отчетности, особенно не связанной напрямую с показателями бухгалтерской и налоговой отчетности, проверить достаточно сложно.

Решение этой проблемы — это одна из главных задач государственных органов всех уровней. Необходима разработка единой методики и системы показателей, как финансовых, так и нефинансовых, для создания единого рейтинга инвестиционной привлекательности предприятий. Чиновникам всех уровней необходимо найти либо создать соответствующие рычаги со стороны государства с целью мотивации хозяйствующих субъектов предоставлять в отношении себя достоверную отчетность, особенно содержащую нефинансовые показатели (например, о кадровом составе руководства предприятия, сведения о наличии высшего либо иного образования, сведения о квалификации основных специалистов, об использовании современных технологий обработки и передачи данных и т. д.). И организации, и индивидуальные предприниматели должны быть напрямую заинтересованы в этом, они должны четко понимать, что искажение предоставляемых данных, даже не связанных напрямую с бухгалтерской и налоговой отчетностью, может напрямую повлиять на показатель рейтинга их инвестиционной привлекательности, как с точки зрения потенциального инвестора, так и со стороны банков при рассмотрении заявок на получение кредитов, а также при получении мер поддержки со стороны государства.

Цифровая трансформация экономики, внедрение новых технологий, в том числе блокчейн-платформ, уже позволило в разы увеличить скорость обработки, обобщения и анализа информации, столь необходимой для принятия различных управленческих решений.

Государство должно взять на себя задачу создания единой цифровой платформы для оценки хозяйственной деятельности налогоплательщиков — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и создание на ее основе рейтинга оценки инвестиционной привлекательности предприятия, в том числе и в сфере агропромышленного комплекса. Это в разы увеличит эффективность мер государственной поддержки в форме прямых инвестиций, субсидий и субвенций, сделает процесс распределения денежных средств максимально прозрачным.

Список литературы

1. Newman D. Top 10 Digital Transformation Trends For 2019. URL: https://www.forbes.com/sites/ danielnewman/2018/09/11/top-10-digital-transformation-trends-for-2019/?sh=18961a8e3c30 (дата обращения: 15.03.2022).

2. Nachira F., Dini P., Nicolai A. A Network of Digital Business Ecosystems for Europe: Roots, Processes and Perspectives, 2011. URL: http://www.digital-ecosystems.org/book/DBE-2007.pdf (дата обращения: 17.03.2022).

3. Китовой О. В. Цифровой бизнес: учебник. М.: Инфра-М, 2018. 258 с.

4. Negroponte N. Being Digital. NY : Knopf, 1995. 252 p.

5. Tapscott D. The Digital Economy: Promise and Peril in the Age of Networked Intelligence. New York: McGraw-Hill, 1997. 342 p.

6. Coyle D. The Weightless World: Strategies for Managing the Digital Economy // MIT Press, 1999. 250 p.

7. Cortada J. W. 21st Century Business: Managing and Working in the New Digital Economy // Prentice-Hall International, 2000. 254 p.

8. Горфинкель В. Я. Экономика инноваций: учебник. М.: Вуз. Учебник, 2015. 335 с.

9. Krehal H., Singh V. Digital Economy: Imacts, Influences and Challenges // IGI Global, 2004. 424 p.

10. План работы Федеральной налоговой службы России на 2021 год // Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации. URL: https://www.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/ docs/analit/pg2021.pdf (дата обращения: 17.03.2022).

11. Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/902044515 (дата обращения: 17.03.2022).

12. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 53 // Официальный сайт системы «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_63894 (дата обращения: 17.03.2022).

13. Мухина Е. Г. Оценка инвестиционной привлекательности сельских территорий с помощью многомерного рейтингового анализа // Агропродовольственная экономика. 2015. № 8. С. 71-76.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (Утверждено Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике21.06.1999 № ВК477) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200005634 (дата обращения: 17.03.2022).

15. Портал «За честный бизнес». URL: https://zachestnyibiznes.ru (дата обращения: 17.03.2022).

16. Корольков В. Е., Ерофеева Т. А. Цифровая трансформация экономики в условиях геоэкономической нестабильности: монография. М.: Прометей, 2019. 70 с.

References

1. Newman D. Top 10 Digital Transformation Trends For 2019. Available at: https://www.forbes.com/ sites/danielnewman/2018/09/11/top-10-digital-transformation-trends-for-2019/?sh=18961a8e3c30 (accessed: 15.03.2022).

2. Nachira F., Dini P., Nicolai A., 2011. A Network of Digital Business Ecosystems for Europe: Roots, Processes and Perspectives. Available at: http://www.digital-ecosystems.org/book/DBE-2007.pdf (accessed: 17.03.2022).

3. Kitova O. V. Cifrovoj biznes: Uchebnik [Digital business: Textbook]. Moscow: Infra-M, 2018. 258 p. (In Russ.).

4. Negroponte N., 1995. Being Digital. NY : Knopf. 252 p.

5. Tapscott D., 1997. The Digital Economy: Promise and Peril in the Age of Networked Intelligence. New York: McGraw-Hill. 342 p.

6. Coyle D., 1999. The Weightless World: Strategies for Managing the Digital Economy. MIT Press. 250 p.

7. Cortada J. W., 2000. 21st Century Business: Managing and Working in the New Digital Economy. Prentice-Hall International. 254 p.

8. Gorfinkel V. Ya. Ekonomika innovacij: Uchebnik [Economics of innovation: Textbook]. Moscow: University. Textbook, 2015. 335 p. (In Russ.).

9. Krehal H., Singh V., 2004. Digital Economy: Imacts, Influences and Challenges. IGI Global. 424 p.

10. The work plan of the Federal Tax Service of Russia for 2021. OficiaFny^j sajt FederaFnoj nalogovoj sluzhby' Rossijskoj Federacii [Official website of the Federal Tax Service of the Russian Federation]. Available at: https://www.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/docs/analit/pg2021.pdf (accessed: 17.03.2022). (In Russ.).

11. Order of the Federal Tax Service of Russia dated 30.05.2007 № MM-3-06/333@ (ed. dated 10.05.2012) «On approval of the Concept of the system of planning on-site tax audits». Elektronny^j fond pravovoj i normativno-texnicheskoj dokumentacii [Electronic Fund of Legal and Regulatory and Technical Documentation]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/902044515 (accessed: 17.03.2022). (In Russ.).

12. Resolution of the Plenum of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation No. 53 dated 12.10.2006. OficiaFny^j sajt sistemy' «KonsuFtant Plyus» [Official website of the Consultant Plus system]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_63894 (accessed: 17.03.2022). (In Russ.).

13. Mukhina E. G. Assessment of investment attractiveness of rural areas using multidimensional rating analysis. AgroprodovoFstvennaya ekonomika [Agro-food economics]. 201. No. 8. Pp. 71-76. (In Russ.).

14. Methodological recommendations for evaluating the effectiveness of investment projects (Approved by the Ministry of Economy of the Russian Federation, the Ministry of Finance of the Russian Federation, the State Committee of the Russian

Federation for Construction, Architectural and Housing Politike21.06.1999 № VK477). Elektronnyj fond pravovoj i normativno-texnicheskoj dokumentacii [Electronic Fund of Legal and Regulatory and Technical Documentation]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/1200005634 (accessed: 17.03.2022). (In Russ.).

15. Portal «Za chestnyj biznes» [Portal «For honest business»]. Available at: https://zachestnyibiznes.ru (accessed: 17.03.2022). (In Russ.).

16. Korolkov V. E., Erofeeva T. A. Cifrovaya transformaciya ekonomiki v usloviyax geoekonomicheskoj nestabiVnosti: Monografiya [Digital transformation of the economy in conditions of geo-economic instability: Monograph]. Moscow: Prometheus, 2019. 70 p. (In Russ.).

Информация об авторах

Елена Геннадьевна Мухина — доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономическая безопасность, учет и финансы», Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т. С. Мальцева, (Российская Федерация, 641300, Курганская область, Кетовский район, с. Лесниково).

Алексей Владимирович Дегтярев — аспирант, кафедра «Экономическая безопасность, учет и финансы», Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т. С. Мальцева (Российская Федерация, 641300, Курганская область, Кетовский район, с. Лесниково).

Information about the author

Elena G. Mukhina — Doctor of Economics, Professor of the Department of Economic Security, Accounting and Finance, Kurgan State Agricultural Academy named after T. S. Maltsev (Village of Lesnikovo, Ketovsky district, Kurgan region, 641300, Russian Federation).

Aleksey V. Degtyarev — Postgraduate Student, Department of Economic Security, Accounting and Finance, Kurgan State Agricultural Academy named after T. S. Maltsev (Village of Lesnikovo, Ketovsky district, Kurgan region, 641300, Russian Federation).

Статья поступила в редакцию: 06.08.2022.

Одобрена после рецензирования: 28.09.2022.

Принята к публикации: 29.09.2022.

The article was submitted: 06.08.2022.

Approved after reviewing: 28.09.2022.

Accepted for publication: 29.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.