Научная статья на тему 'Развитие механизма научно-технологической модернизации промышленности региона'

Развитие механизма научно-технологической модернизации промышленности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ / НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РЕГИОН / ПРЕДПРИЯТИЯ / ОЦЕНКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кибизов Заур Борисович

В статье рассмотрено содержание и направления развития механизма научно-технологической модернизации промышленности региона, уточнены некоторые понятия и формулы, представлен подход к оценке его состояния. По итогам проведенного исследования отмечено, что оценка эффективности механизма научно-технологической модернизации в промышленности может проводиться на основе результатов диагностики и мониторинга. В качестве основных показателей оценки состояния механизма можно учитывать: уровень затрат на технологические инновации; полученный результат (экономический эффект) за счет применения технологических инноваций; долю технологических инноваций (новых технологий) в объеме промышленной продукции и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кибизов Заур Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие механизма научно-технологической модернизации промышленности региона»

УДК 332

Кибизов Заур Борисович

аспирант кафедры финансов и кредита. Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет) [email protected] Zaur B. Kibizov

graduate student of chair of finance and credit. North Caucasian mining and metallurgical institute (state technological university) [email protected]

РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМА НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕГИОНА

DEVELOPMENT OF THE MECHANISM OF SCIENTIFIC -TECHNOLOGICAL MODERNIZATION INDUSTRY IN THE REGION

Аннотация. В статье рассмотрено содержание и направления развития механизма научно-технологической модернизации промышленности региона, уточнены некоторые понятия и формулы, представлен подход к оценке его состояния. По итогам проведенного исследования отмечено, что оценка эффективности механизма научно-технологической модернизации в промышленности может проводиться на основе результатов диагностики и мониторинга. В качестве основных показателей оценки состояния механизма можно учитывать: уровень затрат на технологические инновации; полученный результат (экономический эффект) за счет применения технологических инноваций; долю технологических инноваций (новых технологий) в объеме промышленной продукции и т.д.

Ключевые слова: механизм, научно-технологическая модернизация, промышленность, регион, предприятия, оценка, эффективность.

Annotation. In the article the content and direction of development of the mechanism of scientific-technological modernization of industry in the region, clarified some of the concepts and formulas presented approach to the evaluation of its status. According to the results of the survey indicated that evaluation of the effectiveness of the mechanism of scientific and technological upgrading in the industry can be carried out on the basis of the results of diagnostics and monitoring. As the main indicators of the condition of the mechanism can be taken into account: the level of expenditure on technological innovations; the result (economic effect) through the application of technological innovation; the share of technological innovations (new technologies) in the volume of industrial production and so on.

Keywords: mechanism, scientific - technological modernization, industry, region, enterprise, evaluation, efficiency.

В условиях современного мирового экономического кризиса и санкций западных стран, введенных против России, повышается роль промышленной политики. В ней определяются важнейшие направления промышленного развития государства, включая, индикаторы роста промышленности, регулирование капиталовложений, способы достижения прогрессивных сдвигов в структуре, поддержку экспорта наукоемкой продукции и т.д. Конкретизация направлений, форм, масштабов государственной поддержки промышленности определяются состоянием и остротой социально-экономических в стране, а также наличием средств и ресурсов [1, с. 132].

С развитием общества промышленная политика государства, формы и методы государственного регулирования промышленности, их интенсивность обретают свойства составной части воспроизводственного процесса, превращаются во все более значимый фактор его эффективности [2, с. 77].

Необходимость перевода экономики страны на инновационный путь развития придает особую значимость, как в теоретическом, так и в практическом аспекте, исследованию проблем механизма научно-технологической модернизации промышленности. Большинству предприятий при создании и реализации инноваций необходимо решить сложный комплекс задач управленческого и организационно-экономического характера, связанных с повышением квалификации работников, с созданием технологических инноваций, поиском источников их финансирования, с анализом рынков сбыта и установлением реальных потребителей. Для этого необходимы гибкая система управления, наличие эффективных инновационных проектов, возможности привлечения необходимых ресурсов, эффективные формы организации производства, развитая сеть сбыта и т.д. [3;4].

Особую важность все это приобретает для предприятий промышленности регионов Северо-Кавказского федерального округа, которые нуждаются в модернизации, способной придать импульс обновлению производственной базы, росту производительности труда и повышению конкурентоспособности продукции.

Процессы создания механизма научно-технологической модернизации промышленности требуют формирования системы экономических отношений в этой области, эффективного использования ресурсов, достижения финансовых результатов в виде дохода, накоплений, фондов, резервов, производства обязательных платежей, обеспечивающих устойчивое положение хозяйствующих субъектов на стратегическую перспективу.

Конечно, рыночная система в определенной мере решает экономические проблемы хозяйствующих субъектов в процессе создания и реализации технологических инноваций. Однако рыночная система носит всеобщий характер, и во многом не учитывает специфику направлений научно-технологической модернизации промышленности. Поэтому решение комплекса проблем создания

механизма научно-технологической модернизации промышленности целесообразно осуществлять в рамках промышленной политики региона.

Под механизмом научно-технологической модернизации промышленности региона понимается составная часть хозяйственного механизма, представленная в виде форм и методов, направленных на создание системы организационных и экономических отношений, обеспечения эффективного использования ресурсов и получения необходимого социально-экономического результата, доходов и накоплений при осуществлении деятельности по созданию и реализации инноваций в промышленности.

Механизм научно-технологической модернизации промышленности базируется на промышленной политике региона и основных постулатах рыночной экономики, включая необходимость решения ряда взаимосвязанных задач, в числе которых:

- выбор комбинации ресурсов и технологий, способы распределения экономических ресурсов между отдельными направлениями создания и реализации технологических инноваций;

- способы обеспечения хозяйствующими субъектами с экономической точки зрения процессов создания и реализации инноваций;

- движение денежных потоков при создании и реализации инноваций;

- способы достижения необходимого уровня эффективности и конкурентоспособности в результате создания и реализации инноваций в промышленности.

Механизм научно-технологической модернизации промышленности способствует перераспределению ресурсов и факторов конкурентоспособности. Во-первых, он направляет ресурсы на производство тех инновационных продуктов, на которые потребители предъявляют высокий спрос. Тем самым производство этих востребованных инновационных продуктов становится прибыльным и высококонкурентным. Во-вторых, одновременно такой механизм лишает невостребованные технологические инновации ограниченных ресурсов и понижает их конкурентоспособность на рынке.

Механизм научно-технологической модернизации в промышленности региона должен предусматривать ряд следующих групп методов.

Во-первых, прямую поддержку государством (регионом) приоритетных проектов создания инноваций, имеющих национальное значение:

- поддержку науки в форме разнообразных государственных программ и госзаказов на осуществление НИОКР;

- заключение государственных контрактов на разработку и приобретение инноваций;

- создание эффективных форм взаимодействия образования, науки и промышленного производства, формирование научных лабораторий, центров, промышленных парков и т.д.

Во-вторых, косвенные формы поддержки, осуществляемые в рамках промышленной политики региона, направленные на стимулирование инновационной активности (например, путем налоговых льгот), создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере и т.д.

Функционирование механизма научно-технологической модернизации промышленности включает: установление и обоснование целей, выбор направлений технико-технологического развития предприятий промышленности; определение эффективности альтернативных вариантов действий и проектов; составление программ инновационного развития промышленности; контроль над выполнением программы.

К важнейшим задачам механизма научно-технологической модернизации в промышленности РСО-А следует отнести:

- обеспечение научной обоснованности планов и проектов экономической деятельности участников инновационного процесса, объективный анализ качества их выполнения;

- предварительный и окончательный расчет экономической эффективности использования ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) при создании технологических инноваций;

- обеспечение соответствия механизма создания и реализации технологических инноваций принципам окупаемости, прибыльности, инвестиционной привлекательности;

- выявление, оценка и мобилизация резервов повышения эффективности деятельности участников инновационной деятельности;

- оценка состояния предприятий промышленности с целью диагностики и предотвращения кризисного состояния.

Механизм научно-технологической модернизации в промышленности региона направлен на повышение результатов деятельности предприятий за счет:

- осуществления комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, в том числе за счет применения гибких автоматизированных систем, средств робототехники и т.п.;

- введения конструктивно-технологических новшеств в видах промышленной продукции;

- создания и использования новых материалов, способствующих снижению материалоемкости деталей, узлов и изделий;

- повышения технического уровня производства, производительности труда и т.д.

Таким образом, содержание механизма научно-технологической модернизации промышленности в промышленности региона может быть представлено как интегрированное образование, имеющее сложную иерархическую структуру и включающее в себя ряд подсистем: 1) подсистемы общего назначения, охватывающие все элементы и функции механизма (промышленной и инновационной политики; организации и управления; планирования и оценки деятельности; ресурсного обеспечения; мониторинга и контроля); 2) специализированные механизмы развития отдельных направлений научно-технологической модернизации промышленности (институциональный; правовой; организационный; экономический; производственный; рыночный; инфраструктурный); 3) подсистемы специального функционального назначения, представляющие собой организации, обладающие набором необходимых возможностей (общего и специализированного характера), ориентированные на

исполнение конкретных функций по созданию инноваций (образование и профподготовка кадров; исследования и разработки; выявление и накопление знаний; генерация и отбор идей и технологий; разработка и производство инноваций; реализация и продвижение инноваций).

Оценка эффективности механизма научно-технологической модернизации в промышленности может проводиться на основе результатов диагностики и оценки. В качестве основных показателей оценки состояния механизма можно учитывать: уровень затрат на инновации; полученный результат (экономический эффект) за счет применения инноваций; долю технологических инноваций (новых технологий) в объеме или трудоемкости промышленной продукции; оснащенность труда работников на основе инноваций (фондовооруженность труда и энерговооруженность труда) и др.

Экономические затраты на технологические инновации (Ztex) согласно постановлению Госкомстата России [5] складываются из следующих элементов:

Ztex = Z0 + Zt + Zkv,

где Zo - затраты общие; Zt - затраты текущие; Zkv - капитальные вложения.

Общие затраты на технологические инновации, как текущие, так и капитальные, включают: затраты на их разработку (или приобретение), а также внедрение. Они могут быть выполнены собственными силами предприятия, или произведены в виде затрат на оплату сторонним организациям.

Текущие затраты производятся в основном за счет себестоимости продукции (в том числе затрат на приобретение сырья и материалов, оборудования, оплату труда, отчислений и т.п.), направляемых для производства инноваций.

Капитальные вложения или долгосрочные инвестиции в технологические инновации состоят из средств, направляемых на приобретение основных средств и активов длительного пользования.

Экономические затраты на технологические инновации входят в общую величину основных источников средств (Oic):

Ос = + Kd + Кк,

где Сос - сумма собственных оборотных средств; Kd - кредиты и займы долгосрочные; K - кредиты и займы краткосрочные.

С учетом вероятностного характера определения затрат на создание технологических инноваций следует предусматривать и непредвиденные затраты, которые могут быть предусмотрены в виде резервных или страховых источников средств. В случае недостатка собственных оборотных средств для покрытия непредвиденных затрат могут быть привлечены кредиты и займы. В этом случае общая величина основных источников средств (Oic) примет следующий вид:

Ос = (Coc, Kd, Кк, Ri ),

где Сос - сумма собственных оборотных средств; Kd - кредиты и займы долгосрочные; K - кредиты и займы краткосрочные; Ri - резервные или страховые источники средств.

Общая величина основных источников средств позволяет определить их состав для осуществления модернизационных изменений в промышленности

(С*):

С = с + с + с + с

срг срх ^ сй ^ СУ1 ^ Сог

где - Срт - средства для осуществления текущей производственно-хозяйственной деятельности предприятия; Cli - средства на создание лидерских технологических инноваций; ^ - средства на создание улучшающих технологических инноваций; ^ - средства на совершенствование отдельных технологий и оборудования.

Обобщающим показателем экономической эффективности механизма создания и реализации технологических инноваций в промышленности является экономический эффект, определяемый как превышение результатов в стоимостной оценке над совокупными затратами при создании инноваций.

В показателе экономической эффективности учитываются такие частные показатели, как: материалоемкость, производительность труда, фондоотдача и т.д.

Различные значения результатов соотношения источников средств и затрат на инновации позволяет отразить их в виде следующих характеристик (табл.1):

Таблица 1. Характеристика финансового обеспечения механизма научно-технологической модернизации промышленности

Источники покрытия затрат Характеристика состояния механизма Характеристика состояния инновационного развития Возможная стратегия поведения предприятий региона

Наличие в полном объеме собственных средств предприятий и остальных источников Высокий уровень Высокие возможности инновационного развития Стратегия лидерства в инновационной сфере

Собственные средства и частично - долгосрочные кредиты Нормальный уровень Необходимые возможности инновационного развития Стратегия последователя в инновационной сфере

Частично собственные средства, при наличии долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов Неустойчивый уровень Ограниченные возможности инновационного развития Применение улучшающих технологических инноваций

Незначительные собственные средства, при доминировании краткосрочных кредитов и займов, а Предкризисный уровень Рискованные возможности инновационного развития Совершенствование отдельных технологий и видов техники

также рост непредвиденных затрат

Отсутствуют источники покрытия затрат Кризисный уровень Отсутствие возможностей инновационного развития Поиск источников развития

Оценка эффективности механизма научно-технологической модернизации в промышленности может проводиться на основе результатов диагностики и мониторинга. В качестве основных показателей оценки состояния механизма можно учитывать: уровень затрат на технологические инновации; полученный результат (экономический эффект) за счет применения технологических инноваций; долю технологических инноваций (новых технологий) в объеме промышленной продукции и т.д.

При создании механизма научно-технологической модернизации промышленности возникает необходимость его интегральной оценки. Матрица (5х5) по вертикали включает оценки экономической составляющей, а по вертикали - оценки организационной составляющей механизма научно-технологической модернизации промышленности в промышленности.

Состояние значений механизма отражается в процентах в виде пузырьковой диаграммы в соответствующих квадрантах матрицы по состоянию на исследуемый период. В качестве примера приведена матрица состояния механизма научно-технологической модернизации промышленности Республики Северная Осетия-Алания (рис.1):

Как видно, 26% предприятий республики находятся в кризисном состоянии, а 19% - в предкризисном, что во многом обусловлено их низкой инновационной активностью, что свидетельствует о необходимости совершенствования механизма научно-технологической модернизации в промышленности РСО-Алания.

При определении эффективности механизма научно-технологической модернизации в промышленности необходимо также учитывать и социальные результаты.

Экономическая составляющая механизма (обеспечение средствами)

Высокий уровень 3 О 2 0

Нормальный уровень 13 О 9 О 1Ь

Неустойчивый уровень 6 7 •

Предкризисный уровень 11 о 8 О

Кризисный уровень 19 О 7 о

Инновационно-отсталые предприятия Инновационно не развитые Инновационно-активные Инновационно-динамичные Инновационно-развитые

Организационная составляющая механизма (состояние предприятий)

Рис.1. Матрица состояния механизма научно-технологической модернизации в промышленности РСО-Алания, (%).

Использование данного метода позволяет: а) получить характеристику состояния механизма научно-технологической модернизации в промышленности; б) определить возможности инновационного развития в рамках промышленной политики региона; в) рассмотреть возможные стратегии поведения хозяйствующих субъектов.

Литература:

1. Калинин А. Построение сбалансированной промышленной политики: вопросы структурирования целей, задач, инструментов // Вопросы экономики. 2012. N 4. С.132-146.

2. Рыбаков Ф.Ф. Промышленная политика: инновационная и инвестиционная составляющая //Инновации. 2011. N2. С.77-82.

3. Сорокожердъев В.В. Проблемы и приоритеты развития инновационной экономики и модернизации промышленной политики России /

B.В.Сорокожердъев, З.М.Хашева // Экон. наука соврем. России. 2012. N 2.

C.141-143.

4. Ивантер В. Требования к промышленной политике в инвестиционном сценарии/В.Ивантер, М.Узяков, А.Широв//Экономист. 2013. N5. С.3-17.

5. Постановление Госкомстата России от 22.07.2002, № 156 «Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации».

Literature:

1. Kalinin A. Construction of a balanced industrial policy: structuring goals, objectives, instruments //Problems of Economics. 2012. N 4. Р.132-146.

2. Rybakov F.F. Industrial policy: innovation and investment component // Innovations. 2011. N 2. Р.77-82.

3. V.V. Sorokozherdev Challenges and priorities for the development of innovative economy and the modernization of Russia's industrial policy / V.V.Sorokozherdev, Z.M.Hasheva // Econ. science lies. Russia. 2012. N 2. Р.141-143.

4. Ivanter B. Requirements for industrial policy in the investment Mr. scripts / V.Ivanter, M. Uzyakov, A.Shirov // The Economist. 2013. N 5. Р.3-17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. The decision of the State Statistics Committee of Russia from 22.07.2002, № 156 «Instructions for completing the forms of federal statistical observation number 4-innovation» Information on the innovation activities of the organization».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.