Научная статья на тему 'Развитие медиасистемы нового Ирака'

Развитие медиасистемы нового Ирака Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
613
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРАК / МЕДИАСИСТЕМА / ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЕ / СПУТНИКОВОЕ ТВ / ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / IRAQ / MASS MEDIA / BROADCASTING / SATELLITE TV / PRINTING PRESS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хасан Айсар Сабах Хасан

Изучение перемен в медиасистеме Ирака после крушения диктаторского режима Саддама Хусейна вследствие американо-британского вторжения в страну в 2003 г. выявляет, что развитие новой иракской журналистики характеризовалось противоречивыми результатами. С одной стороны, в результате отмены цензуры и прямого правительственного диктата над медиасистемой и журналистами появились новые СМИ, расширившие доступ иракцев к информации. С другой стороны, сохраняющаяся в стране политическая нестабильность и угроза распада Ирака в результате межконфессиональных противоречий, действий террористических и сепаратистских сил создают неблагоприятные условия для деятельности СМИ и журналистов в стране. Важная тенденция, наблюдаемая в постдиктаторский период в информационном пространстве Ирака, заключается в бурном росте радиои телевизионных станций. Среди крупнейших телестанций «Аль-Иракийа», единственный общенациональный наземный канал, охватывающий почти 95% территории Багдада, Рамади, Эль-Фаллуджи, Эн-Наджафа и Басры. Активно действуют телеканалы иракского Курдистана. Существенной характеристикой современного развития иракского ТВ является конкуренция с иностранными вещательными организациями, прежде всего спутниковыми телеканалами общеарабского значения это прежде всего «Аль-Джазира» и «Аль-Арабиа». После свержения диктаторского режима Саддама Хусейна наблюдается возрождение иракской периодической печати. Закрыты издания, контролировавшиеся ранее правящей партией БААС. Появилась возможность для выпуска частных газет и журналов в условиях отсутствия государственной цензуры. Развиваются издания на языках национальных меньшинств, Возродились женские журналы, которые приобрели по преимуществу рекламно-коммерческий характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of the media system of new Iraq

The study of changes in the media system of Iraq after the collapse of the dictatorial regime of Saddam Hussein due to the US-British invasion of the country in 2003 reveals that the development of the new Iraqi journalism was characterized by conflicting results. On the one hand, as a result of the abolition of censorship and direct government dictatorship over the media system and journalists, new media appeared, which increased the access of Iraqis to information. On the other hand, the continuing political instability in the country and the threat of the disintegration of Iraq as a result of inter-religious conflicts, the actions of terrorist and separatist forces create difficult conditions for the activities of the media and journalists in the country. An important trend observed in the post-dictatorial period in the information space of Iraq is the rapid growth of the number of radio and television stations. Among the largest television stations are Al-Iraqiya, the only nationwide land channel covering almost 95 per cent of Baghdad, Ramadi, Fallujah, Najaf and Basra. Iraqi Kurdistan TV channels are active. A significant characteristic of the modern development of Iraqi TV is competition with foreign broadcasting organizations, primarily satellite TV channels of all-Arab significance first of all, al-Jazeera and al-Arabia. After the overthrow of Saddam Hussein's dictatorial regime, there has been a revival of the Iraqi periodical press. Editions, previously controlled by the ruling BA'ATH party, were closed. There was an opportunity to issue private newspapers and magazines in the absence of state censorship. Publications in the languages of national minorities were being developed, and women's magazines had been revived, which had become primarily advertising and commercial.

Текст научной работы на тему «Развитие медиасистемы нового Ирака»

Развитие медиасистемы нового Ирака

The development of the media system of new Iraq

Хасан Айсар Сабах Хасан

Магистр НИУ БелГУ Россия, Белгород e-mail: Aysar.sabah@mail.ru

Hasan Aysar Hasan Sabah

Master NRU BelSU Russia, Belgorod e-mail: Aysar.sabah@mail.ru

Аннотация.

Изучение перемен в медиасистеме Ирака после крушения диктаторского режима Саддама Хусейна вследствие американо-британского вторжения в страну в 2003 г. выявляет, что развитие новой иракской журналистики характеризовалось противоречивыми результатами. С одной стороны, в результате отмены цензуры и прямого правительственного диктата над медиасистемой и журналистами появились новые СМИ, расширившие доступ иракцев к информации. С другой стороны, сохраняющаяся в стране политическая нестабильность и угроза распада Ирака в результате межконфессиональных противоречий, действий террористических и сепаратистских сил создают неблагоприятные условия для деятельности СМИ и журналистов в стране.

Важная тенденция, наблюдаемая в постдиктаторский период в информационном пространстве Ирака, заключается в бурном росте радио- и телевизионных станций. Среди крупнейших телестанций - «Аль-Иракийа», единственный общенациональный наземный канал, охватывающий почти 95% территории Багдада, Рамади, Эль-Фаллуджи, Эн-Наджафа и Басры. Активно действуют телеканалы иракского Курдистана.

Существенной характеристикой современного развития иракского ТВ является конкуренция с иностранными вещательными организациями, прежде всего спутниковыми телеканалами общеарабского значения - это прежде всего «Аль-Джазира» и «Аль-Арабиа».

После свержения диктаторского режима Саддама Хусейна наблюдается возрождение иракской периодической печати. Закрыты издания, контролировавшиеся ранее правящей партией БААС. Появилась возможность для выпуска частных газет и журналов в условиях отсутствия государственной цензуры. Развиваются издания на языках национальных меньшинств, Возродились женские журналы, которые приобрели по преимуществу рекламно-коммерческий характер.

Annotation.

The study of changes in the media system of Iraq after the collapse of the dictatorial regime of Saddam Hussein due to the US-British invasion of the country in 2003 reveals that the development of the new Iraqi journalism was characterized by conflicting results. On the one hand, as a result of the abolition of censorship and direct government dictatorship over the media system and journalists, new media appeared, which increased the access of Iraqis to information. On the other hand, the continuing political instability in the country and the threat of the disintegration of Iraq as a result of inter-religious conflicts, the actions of terrorist and separatist forces create difficult conditions for the activities of the media and journalists in the country.

An important trend observed in the post-dictatorial period in the information space of Iraq is the rapid growth of the number of radio and television stations. Among the largest television stations are Al-Iraqiya, the only nationwide land channel covering almost 95 per cent of Baghdad, Ramadi, Fallujah, Najaf and Basra. Iraqi Kurdistan TV channels are active.

A significant characteristic of the modern development of Iraqi TV is competition with foreign broadcasting organizations, primarily satellite TV channels of all-Arab significance - first of all, al-Jazeera and al-Arabia.

After the overthrow of Saddam Hussein's dictatorial regime, there has been a revival of the Iraqi periodical press. Editions, previously controlled by the ruling BA'ATH party, were closed. There was an opportunity to issue private newspapers and magazines in the absence of state censorship. Publications in the languages of national minorities were being developed, and women's magazines had been revived, which had become primarily advertising and commercial.

Ключевые слова: Ирак, медиасистема, телерадиовещание, спутниковое ТВ, периодическая печать.

Key words: Iraq, mass media, broadcasting, satellite TV, printing press.

Введение

Цель статьи - рассмотреть перемены в медиасистеме Ирака после крушения диктаторского режима Саддама Хусейна и охарактеризовать её состояние после произошедшей трансформации. Научная новизна данной работы заключается в попытке системного исследования перемен, произошедших в медиасистеме и журналистском сообществе Ирака Современное состояние иракской журналистики пока ещё не подвергалось обстоятельному изучению. В настоящее время существуют научные работы на русском языке российских и иракских авторов, в которых рассматриваются некоторые аспекты трансформации журналистики Ирака после американо-английского вторжения в страну. Так, в статье Суховой Е.Ф.. [32] дано краткое описание состояния иракских СМИ в первый период после вторжения в страну западных держав, в работе Джасима Фираса Джамиля представлен краткий очерк развития ТВ Ирака по состоянию на 2008 г.[24] Необходимо отметить, что за прошедшее с тех пор десятилетие в иракской медиаситеме произошли новые изменения. Комплексное же исследование произошедших перемен в иракской журналистике до настоящего времени в России не проводилось.

Хронологические рамки исследования включают главным образом период в первые годы после крушения саддамовского режима и последующий период становления журналистики нового Ирака (с 2003 по 2018 гг.). Эмпирическая база исследования сформирована документами, отражающими развитие журналистики Ирака в изучаемый период, включая нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность СМИ и журналистского сообщества Ирака. Использованы публикации иракских, российских и зарубежных СМИ. Привлечены также документы международных журналистских и правозащитных организаций, мониторивших положение в иракской журналистике, а также публикации в СМИ Ирака и других странах мира, характеризующие актуальные проблемы иракской медиасистемы. В ходе исследования применены методы типологического анализа и анализа медийного содержания.

Основная часть

После иракской войны 2003 года ограничения, введенные диктаторским режимом Саддама Хусейна на публичные дискуссии в СМИ, исчезли буквально в одночасье, и появилось множество новых газет, радиостанций и телевизионных сетей. С культом личности Саддама Хусейна было покончено.

В ходе войны инфраструктура иракских СМИ серьезно пострадала, требовалось её восстановление. В марте 2003 года начались принципиальные изменения в иракской медиасистеме. Хотя оккупационные власти распустили прежнее Министерство информации и уволили более пяти тысяч сотрудников, газеты и другие СМИ не были запрещены. Вместо Министерства информации была создана Иракская медиасеть (ГМК), развернувшая вещательную деятельность. Коалиционное правительство, сформированное под эгидой американцев, установило ряд правил, в том числе: не сеять ненависть к оккупированным войскам, не разжигать религиозной и межнациональной резни, пройти регистрацию в ГМК. В условиях страны, где часть населения неграмотна, телерадиовещательная деятельность приобретает особое значение.

В первое время передатчики Иракской медиасети находился в Кувейте, а вещание велось на южные районы Ирака. Радиопередачи Иракской медиасети впервые вышли в эфир' 10 апреля 2003 г., а телевещание началось 13 мая. Передачи выходили по 2 часа в сутки с 30 -минутными вечерними новостями с переходом в дальнейшем на круглосуточное вещание. Штат информагентства составлял 10 журналистов и 50 технических и других специалистов. Теле- и радиопередачи выходят в эфир' ежедневно в течение 12 часов. По н'екотор'ым дан'н'ым, телер'адиокомпан'ия Ир'акская медиасеть охватывает вещан'ием две тр'ети н'аселен'ия

Ирака, являясь, по сути, пропагандистским рупором коллаборационистов.

Затем было принято решение о работе Иракской медиасети в составе двух телевизионных каналов (один из них будет транслировать исключительно выпуски новостей) и двух радиостанций (одна из них также должна была стать только новостной). Кроме того, название Иракская медиасеть было изменено на «Аль-Иракия» (Al-Iraqiya Network). Согласно опросам общественного мнения в крупнейших иракских городах Басре и Багдаде, канал «Аль-Иракия» не пользовался популярностью среди местного населения, причиной чего, в первую очередь, называется пропагандистский характер! подачи новостей. По данным опроса, каждый четвертый иракец отдает предпочтение арабским спутниковым телеканалам «Аль-Джазира» и «Аль-Арабия», лишь каждый десятый смотрит передачи «Аль-Иракии».

Помимо организации работы Иракской медиасети оккупационные войска прилагали немало усилий по созданию «частных» телеканалов в городах Ирака. Этой работой занимались специалисты по психологическим операциям из вооруженных сил США и Великобритании. Так, 22 октября 2003 г. агентство «Ассошиэйтед пресс» сообщило, что в родном городе Хусейна Тикрите, в котором с момента окончания боевых действий отсутствовали даже печатные СМИ, военнослужащие ВС США «занимаются восстановлением городской информационной инфраструктуры». Руководство подразделением, состоявшего из четырех военнослужащих и призванного наладить работу телевидения, радио и печатных СМИ Тикрита, было возложено на офицера штаба 4-й пехотной дивизии ВС США майора Дж. Кокса. На базе Тикритского университета данное подразделение организовало выход в эфир' телерадиостанции, а также наладило ретрансляцию телерадиоперадач Иракской медиасети на территорию всей иракской пр'овин'ции Салах-эд-Дин'. «Ассошиэйтед пр'есс» также сообщило, что в Тикр'ите воор'ужен'н'ыми силами США н'ачато р'аспр'остр'ан'ен'ие тр'ех ежен'едельн'ых газет, тир'аж котор'ых выпускается в Багдаде ввиду отсутствия действующих типогр'афий в гор'оде Тикр'ит.

В городе Мосул коалиционные силы курировали деятельность телеканала "Мосул TV", который в сообщен'ии ин'фор'маген'тства «Аль-Ар'абия» был н'азван' «пер'вой телестан'цией Ир'ака, вышедшей в эфир' с момен'та паден'ия р'ежима Хусейн'а». Также под р'уководством подр'азделен'ий коалицион'н'ых сил с 23 апр'еля 2003 г. телевиден'ие н'ачало р'аботу в гор'оде Кир'кук.

Следует отметить, что новая власть пыталась с первых дней своего возникновения контролировать ин'фор'мацион'н'ое пр'остр'ан'ство стр'ан'ы. Так, уже в июле 2003 года была вр'емен'н'о закр'ыта газета «Аль-Мустыкылля» и ар'естован' главн'ый р'едактор' газеты за публикацию статьи под заголовком «Смер'ть пр'едателям, сотр'удн'ичающим с оккупан'тами. Их убийство - н'аш священ'н'ый долг».

Вр'емен'н'ая коалицион'н'ая админ'истр'ация в июн'е-июле 2003 г. пр'ин'яла р'яд пр'авил и ин'стр'укций, обеспечивающих огр'ан'ичен'н'ое р'егулир'ован'ие вещательн'ой деятельн'ости. Была пр'овозглашен'а н'еобходимость создан'ия н'а коммер'ческой осн'ове мн'ожества р'азн'ообр'азн'ых массмедиа, котор'ые удовлетвор'яли бы ин'фор'мацион'н'ые потр'ебн'ости ир'акцев. Телер'адиовещан'ие должн'о было стать комбин'ацией бизн'еса, р'екламы, жур'н'алистики и р'азвлечен'ия. Коммер'ческий хар'актер' СМИ р'ассматр'ивался как гар'ан'тия обеспечен'ия большего ин'фор'мацион'н'ого р'азн'ообр'азия.

Однако в действительности такое разнообразие является ограниченным, хотя сегодня массмедиа страны обращаются к своей аудитории на различных языках, которыми пользуется население Ирака: на арабском, кур'дском, тур'кмен'ском, н'еоар'амейском, ассир'ийском. Н'о н'еобходимо отметить, что ир'акские СМИ сегодн'я уделяют н'едостаточн'о вн'иман'ия пр'облемам молодежи, освещая в осн'овн'ом спор'тивн'ую тематику. Дефицит вн'иман'ия массмедиа к молодежи н'едопустим в условиях стр'ан'ы, большин'ство н'аселен'ия котор'ой составляет

молодые люди в возрасте до 35 лет. В арабском регионе именно молодёжь активно участвует в социальных протестах и революциях, поэтому необходима конструктивная медийная политика по отношению к этой категории аудитории.

Иракские СМИ переживают период возрождения. К прежним изданиям добавилось более 250 новых. Большинство этих изданий выходит на арабском языке. Одной из первых газет стала «Аль-Сабах» («Утро»), созданная Временной коалиционной организацией и спонсировавшаяся IMN. IMN включала также телевизионный канал «Al-Iraqiya», две радиостанции («Республика Ирак» и «Голос свободного Ирака» и уже упомянутую газету «Аль-Сабах» («Утро»). Газета эта выходит на арабском и английском языках. Газеты, печатающиеся на английском языке, должны были подчеркнуть лояльность изданий оккупационным властям.

Постепенно начали определяться контуры новой иракской периодики. Еще одна ежедневная газета, принадлежащая частному владельцу - «Azzaman» («Время») - ежедневно печатается в Багдаде и в Басре на арабском языке, а также выходит в Лондоне и Бейруте. Иракский Национальный конгресс (парламент страны) издаёт газету «Аль-Мутамар». Статус официальной еженедельной газеты на арабском языке имеет газета на арабском и английском языках «Аль-Вакаи Аль-Иракийя». Репутацию уважаемой независимой газеты заслужило ежедневное издание «Аль Мада». А издаваемая в Багдаде ежедневная газета «Аль-Машрик» распространяется также за пределами Ирака. Еженедельная газета «The Baghdad Observer» издается на английском языке ее главным редактором Наджи Сабри аль-Хадити.

Развивается периодика иракского Курдистана. На арабском языке выходит газета «Аль-Таахи», принадлежащая курдской партии во главе с муллой Мустафой. А на курдском - ежедневная газета «Рожнама», основанная в 2007 г. Патриотический союз Курдистана выпускает ежедневную газету на арабском и английском языках «Аль-Иттихад». А Курдская демократическая партия курирует выпуск ежедневной курдской газеты «Ксебат».

Особое место в Ираке и арабском регионе в целом занимает пресса для женской аудитории. Здесь она стала развиваться значительно позже, чем в европейских странах. В Египте и Ливане в конце XIX - начале XX вв. появились первые женские издания на арабском языке. За сравнительно небольшой период времени в сто лет женская пресса в арабских странах прошла достаточно активный путь становления и развития, несмотря на все сложности, связанные с положением женщины в арабском обществе, с господствующими здесь стереотипами поведения мужчин по отношению к женщинам. В настоящий момент в государствах ЛАГ издается порядка 150 журналов для женщин. Это разные по своему профессиональному уровню и качеству, а также по типу издания (например, журналы «Захрат аль-Халидж» («Цветок залива»), «Хава» («Ева») и «Анхар» («Ручьи»).

Государственная власть и ведущие политические организации многих арабских стран не проявляют должных усилий для устранения сохраняющегося социального и бытового неравенства между женщинами и мужчинами. Если в таких арабских странах, как Египет или Ливан идет процесс увеличения женской занятости в производстве, их активного участия в общественно-политической и социально-экономической жизни, то в Йемене, Алжире, Судане положение женщин, напротив, ухудшается. Усиление же исламского радикализма негативно влияет на их гражданские права. В ряде стран существуют ограничения в участии женщин в избирательных кампаниях. Тревожным фактором последних лет является все более частое использование женщин в качестве шахидок-смертниц в террористической деятельности. Если на начальных этапах своего развития женская пресса способствовала развитию женского движения, укреплению общественного положения арабских женщин, то в последние годы многие прежние достижения в области прав женщин в ряде арабских стран сведены к минимуму [3] Все это не могло не сказаться на состоянии самой женской прессы, уделяющей в

настоящее время больше внимания традиционным темам (ведение домашнего хозяйства, воспитание детей), чем социальному положению женщин, проблемам их занятости в разных областях производственной деятельности. На страницах женской печати значительно увеличился объем чисто развлекательных и сенсационных тем, материалов о моде, косметике, украшениях и т.п. Реже стали появляться материалы о проблемах женского здоровья. Тем не менее некоторые арабские женские журналы продолжают активно отстаивать интересы арабских женщин, резко выступают против их дискриминации в сфере труда и в общественных отношениях в целом. Состояние и трудности женской прессы в арабском регионе отражают существующие реалии положения женщины в арабском обществе.

Типологические особенности женской прессы в арабских странах в первую очередь обусловлены универсальным характером большинства женских изданий. Здесь отсутствует четкое разделение изданий по характеру аудитории и характеру информации. Условно можно выделить три типа изданий: универсального типа, семейное издание и общественно-политическое, причем третий из указанных практически существует лишь в двух-трех странах.[18]

Жанровая структура арабской женской прессы достаточно однородна для изданий исследуемого региона. Наиболее распространенными являются аналитические и художественно-публицистические жанры периодической печати.

Один из примеров женской прессы в период правления Саддама Хуссейна - журнал «Иракские женщины» (Laila), женский журнал, издаваемый в Ираке с 1970 года. Журнал был призван содействовать развитию иракской женской литературы, которая рассматривает все полезное и новое, связанное с наукой и искусством, литературой и обществом, особенностями воспитания девочки и воспитания детей, здоровья семьи и ведения домашнего хозяйства. Журнал выходил ежемесячно. Он также интересовался медицинскими исследованиями, литературой и поэзией и публиковал стихи известных иракских поэтов. После оккупации США издание было закрыто.[44]

В настоящее время одним из наиболее популярных журналов можно назвать женский журнал «Для тебя», выпускаемый модным домом Iraq fashion house. Журнал принадлежит Министерству культуры, первый номер журнала выпущен в 2018 году. Это журнал посвящен моде и красоте иракских женщин. Главный редактор Акил Ибрагим Мандалави опубликовал в журнале коллекцию изображений, отражающих иракский моду и фольклор в соответствии с историческим временем появления каждого костюма, и опубликовал диалоги (Montha Sudani) с экспертом красоты Доктором Рафеф Йасири. Журнал публиковал фотографические презентации модных образцов, аксессуаров Crown of Queen. Изображение на обложке журнала, в котором 62 страницы - это портрет королевы красоты Иштар (Клаудия Ханна), популярной на арабском экране. Примечательно, что журнал запустил национальный конкурс на лучший дизайн, предназначенный для поддержки выступления молодых иракских дизайнеров. Журнал «Нина. Иракские женщины» - это новый журнал, главный редактор которого Халед Махди. Основан журнал в 2015 году в Багдаде и издается в печатной и электронной версиях на арабском и английском языках. Журнал создан с целью общения и поддержки, расширения экономических прав и возможностей женщин путем решения ключевых вопросов, которые непосредственно влияют на женщин. «Нина» стремится соединить дух самоотверженной работы с культивированием национальной культурной идентичности и связей с внешним миром.

«Женщина» - иракский журнал в Курдистане на севере Ирака (г. Сулеймания). Издается с 2008 года на курдском языке. Журнал интересуется различными политическими и социальными вопросами, касающимися курдских женщин, а также советами о покупках, мире моды, развлечениях и кулинарии. Он выражает голос

женщин, их чаяния и потребности. Журнал стремится освободить курдских женщин от социальных ограничений. [46]

Главное отличие арабских журналов от российских состоит в наличии большого числа религиозных статей и р'убр'ик в ар'абской печати. Р'егуляр'н'о выходят статьи к исламским пр'аздн'икам, публикуется р'асписан'ие пятикратной молитвы. Одна из причин большого количества таких рубрик в том, что доминирующая в арабском мир'е идеология н'е пр'етер'пела секуляр'изации.

Еще одн'а тен'ден'ция, н'аблюдаемая в ин'фор'мацион'н'ом пр'остр'ан'стве Ир'ака, заключается в бур'н'ом р'осте р'адио- и телевизион'н'ых стан'ций. Их появилось свыше ста. Един'ствен'н'ый общен'ацион'альн'ый н'аземн'ый кан'ал - «А1-Г1^уа», охватывает почти 95% территории Багдада, Рамади, Эль-Фаллуджи, Эн-Наджафа и Басры. Передачи осуществляются по контракту с американской кампанией «Харрис Корпорейш» и ливанскими партнерами. Государственный канал «Al-Гraqiya», являющийся правительственным, считается шиитским каналом.

Среди крупнейших телестанций - «Аль-Шаркия», спутниковый канал Курдистана (контролируется Курдской демократической партией), канал «Ки^аЬ>(под управлением Патриотического союза Курдистана). Пер'вый в стр'ан'е частн'ый телевизион'н'ый кан'ал «Аль-Шар'кия» пр'овозглашает себя н'езависимым. Его владельцы утвер'ждают, что н'е связан'ы н'и с какой политической, этн'ической или р'елигиозн'ой гр'уппой.

Сегодня в Ираке действует около 40 спутниковых телеканалов. Часть из них финансируется Соедин'ен'н'ыми Штатами, часть - Ир'аком, часть - ар'абскими стр'ан'ами. Эта сеть охватывает пр'актически все р'айон'ы стр'ан'ы. Кр'углосуточн'ые кан'алы дают возможн'ость получать самую р'азн'ообр'азн'ую ин'фор'мацию -политическую, экономическую, культурную и развлекательную. Показательно, что одни из этих каналов ор'иен'тир'уется н'а шиитов, др'угие - н'а сун'н'итов. Ислам как р'елигиозн'ое учен'ие и фор'ма социальн'ой организации всегда играл на мусульманском Востоке несколько иную роль, нежели христианство в Европе. [34]

Проблема трактовки выступления журналистов и отдельных СМИ особенно остро стоит в Ираке, где в условиях сосуществован'ия мн'огочислен'н'ых сун'н'итских и шиитских общин' встр'ечаются сер'ьезн'ые сложн'ости в освещен'ии р'елигиозн'ых тем. Так, кан'ал ТВ «Аль-Салям» существует благодар'я фин'ан'совой поддер'жке р'яда религиозных деятелей из числа шиитов. Канал ТВ «Багдадия» считается умеренным суннитским каналом. А канал ТВ «Афак» («поддерживает суннитскую Иракскую исламскую партию.

Кан'ал ТВ «Аль-Шар'кия», откр'ыто н'е демон'стр'ир'ующий свои р'елигиозн'ые симпатии, тем н'е мен'ее, по р'яду пр'изн'аков, считается пр'осун'н'итским. Сотр'удн'ики этого кан'ала пр'изн'авались, что подвер'гались пр'итесн'ен'иям за то, что те были шиитами.

В совр'емен'н'ом телевизион'н'ом пейзаже Ир'ака пр'исутствуют и кан'алы этн'ических мен'ьшин'ств.

- Так, канал ТВ «Ашур» представляет Ассирийское демократическое движение: 50 % своих средств канал получает из казны проассирийской партии, а также из разных стран мира.

- Канал ТВ «Туркмания» существует на средства Туркменского фронта.

- Телеканал «Шафак» поддерживает тесные связи с Демократической партией Курдистана.

- Телеканал «АТВ» связан с Коммунистической партией Курдистана.

Р'елигиозн'ое р'азмежеван'ие отчетливо пр'оявилось в эфир'е 22 февр'аля 2004 года, когда была взор'ван'а священ'н'ая для шиитов святын'я в Самар'е. Пр'осун'н'итские кан'алы опр'авдывали взр'ыв, а пр'ошиитские кан'алы говор'или о бедствен'н'ом положен'ии шиитов во вр'емя пр'авлен'ия Саддама Хусейн'а. Кан'ал «Аль-Фур'ат», в частности, призывал шиитов встать на защиту своих прав. [7]

Основные результаты

После свержения режима Саддама Хусейна в Ираке возникли независимые периодические издания, телерадиостанции и спутниковые каналы; все виды цензуры отсутствуют; стал доступен Интернет. В то же самое время сохранились ограничения информационной деятельности, мотивируемые угрозами безопасности страны.

Бурное развитие вещательной деятельности в Ираке сопровождается массовым проникновением в национальное информационное пространство иностранных телерадиокомпаний. В настоящее время иракские вещатели обязаны конкурировать в эфире за внимание аудитории как с западными службами (например, арабоязычной Би-Би-Си), так и со спутниковыми телекомпаниями соседних арабских стран («Аль-Джазира», «Аль-Арабийя»). Иракские СМИ не могут соревноваться с мощными зарубежными конкурентами в оперативном получении и передаче информации они. К тому же на проведение информационной политики в стране сильно влияют американские консультанты. [32]

Следует сказать о второй специфической стороне деятельности иракских СМИ в современных условиях. После падения режима Саддама Хусейна СМИ оказались раздробленными по конфессиональному (шииты, сунниты, представители других религиозных направлений) и политическому признакам. Из 25 миллионов жителей страны 75-80 % - арабы. Затем идут курда (15-20 %). Далее - туркмены, ассирийцы, армяне и другие. 60-65% иракских мусульман -это шииты. За ними идут мусульмане - сунниты, затем христиане и представители других религиозных направлений.

В стране существует не только этнический раскол, но и раскол политический. К этому расколу можно добавить и раскол идеологический: часть населения поддерживает меры коалиционного правительства, возникшего после свержения диктатуры Саддама, часть настроена оппозиционно, видя в возникших правительственных структурах проамериканскую позицию.

Третья специфическая особенность деятельности иракских СМИ в современных условиях - люди, переставшие доверять новостям, все меньше обращают внимание на программы новостей ТВ. Молодежь Ирака, составляющая большинство населения страны, больше интересуется спортивными и развлекательными программами, чем аналитической информацией. И тут возникает ситуация, характерная для всего мира: телевидение, заинтересованное в рекламе, а, значит, и во влиянии на аудиторию, все больше внимания уделяет музыкальным и другим художественным программам.

Существенными проблемами, мешающими становлению журналистики нового Ирака, стало продолжительное нахождение на территории страны иностранных войск, а также угроза безопасности и территориальной целостности страны из-за действий террористов и сепаратистов.

Список используемой литературы:

1. Abd-Alrahman zamel The Arab Information Problem: Difficulties and Overcoming them. Beirut 2013.

2. Abd -Alrahman Afef Problems of reliance on information in the Third World. Kuwait, 1994.

3. Abd- Alhakem chelab The Arab Media Crisis p. 51. 2011 Shawn Arabia.

4. Afini Arabic Information: Organization, content, means and audience, Cairo 2015.

5. Jamal Rasim . History of Media Development in the Arab States ,Beirut 1989.

6. Jamal Rasim. History of Media Development in the Arab Countries., Beirut 2014.

7. Hassan Sudan Specialized research in Media / Arab Open Academy ,Denmark 2009.

8. Saif Salam Zubair. Media and Development in the Arab Countries. Damascus, 2016.

9. Jassim Abbasim, features of the operation of the Iraqi TV Voronezh State University .

10. Khalil Sabt. New International Information System / Science of Thought / No: 4,2012.

11. Khalil Sabt. Media in the Arab States. Cairo, p. 15, 2015.

12. Sadiq Iskanderdor Communication and Information in Public Development, p97,1995.

13. Hadi Alhiti. Methods and means of scientific research / audiovisual media.,N:24,1994.

14. Mohamed muslim Communication problems in the Arab world.p 24 ,2010.

15. Mahmoud Atta Arab Media University (Arab Future) No: 5, 2013.

16. Mohammed Al - Hajji The new international information system, 2011.

17. Rahaf Adwan Public ProblemsAudiovisual media in the Arab world. p. 24 2013.

18. Abdelkader Ben Cheikh Broadcasting in the Arab World No. 4 2014.

19. journal(Lakei) "Iraqi Fashion House" 2018 /http://newsabah.com/newspaper/170298.

20. Kurdish Journal shien //https://www.dw.com/ar/18367041.

21. Journal of Women Nina 382 //http://www.iraqisearch.com/ar/.

22. Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П. и др. История мировой журналистики. М.-Ростов-на-Дону. 2004. 432 с

23. Герасимов О.Г. Йеменская Арабская республика: 25 лет независимого развития. М., 2016

24. Джасим Фирас Джамиль. Иракское телевидение: современный пейзаж./ / Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2009, №2.2009.

25. Джасим Фирас Джамил Джасим. Документальные ресурсы арабской телепублицистики Ближнего Востока. Дисс. канд филол. наук по специальности 10.01.10 «журналистика». Воронеж. 2011.

26. Ермошкин Н. На пути к новому информационному порядку. // Азия и Африка сегодня. 2017, № 2

27. Засурский Я.Н. Особенности подготовки журналистских кадров в условиях обострения идеологической борьбы // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 1996, №1.

28. Ибрагимов А.Х. Коммунистическая и революционно-демократическая печать освободившихся стран Азии и Африки. М., 2016.

29. Комитет по защите журналистов. Пресс-релиз. - 17 марта - 2006.

30. Примаков Е.М. Анатомия ближневосточного конфликта. Лига арабских государств и совещания в верхах. Дамаск, 2017

31. Сухарьков И.А. Средства информации и идеологическая борьба (печать, радио, телевидение развивающихся стран). М.: Знание, 2017.

32. Сухова Е.Ф. Современное состояние иракских СМИ / Е.Ф. Сухова.- ННГУ, ФМО

33. Тарази Филипп. История арабской журналистики. 2012.

34. Шкондин М.В. Печать. Основы организации и управления. М.: Изд. МГУ, 2012.

35. Энтин В .А. Средства массовой информации в политической системе современного капитализма. М.: Наука,

2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36. Ирак спустя 15 лет после вторжения США ТАСС -//TASS.ru «Аль-Джазиру» запретили в Ираке. Власти Ирака отозвали лицензии у 10 спутниковых телеканалов.// IslamNews:https://islamnews.ru/news-139409.html

37. В Ираке запущен телеканал в память о Саддаме Хусейне.// http://meta.kz/novosti/most/130538-v-irake-zapushhen-telekanal-v-pamjat-o-saddame.html

38. David Mallon. The «Lebanonization» of the Iraqi Media / David Mallon. - Transnational Broadcasting Studies Issue. - 16. - 2006

39. Gatino G. UNESCO and its new strategy on communication // The Democratic Journalist. 1990, № 3.

40. Hana Noor Al-Deen. Changes and Challenges of the Iraqi Media / Hana Noor Al-Deen. - Global Media Journal. - Volume 4, Issue 6. - Spring, 2005.

41. Strouse James. The mass Media, Public Opinion and Public Policy Analisis: Linkage Explorations. Tokio: Chartes E. Merrill, 1985.

42. Calver, Gean Vies. Riers monde . une monde dans le monde: Aspect sociaux, politique, international. Paris. Ed. Ovrieres 1989

43. Anthony Mills, "Young Iraqi Journalist Shot and Killed in Front of Family," International Press Institute, November 22, 2010

44. "The Iraq War: A Heavy Death Toll for the Media," Reporters Without Borders, August 2010

45. Freedom of Press in Iraq Comes at Terrible Cost," BBC, September 10, 2010

46. Iraq's News Media After Saddam: Liberation, Repression, and Future Prospects /A Report to the Center for International Media Assistance/By Sherry Ricchiardi/March 10, 2011.

47. Rugh William G. Arab Mass Media. Newspapers, Radio and Television in Arab Politics. - Praeger. Westport,Connecticut, London. 2004. 260 p

48. Gordon Robinson. Rebuilding Iraqi Television :A Personal Account / Gordon Robinson. - Iraqi Media Developments Newsletter, Issue 28. - December 15, 2004 - January, 2005.

49. Mark Mazzetti. Military Will Keep Planting Articles in Iraq / Mark Mazzetti. - Los Angeles Times.- March

4, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.