РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ ВТОРОКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ
DEVELOPMENT OF MATHEMATICAL SPEECH OF SECOND-STUDENTS DURING THE STUDY OF MULTIPLICATION AND DIVISION
УДК 371.644
Алыкова Олеся Михайловна, студент 5 курс, Факультет педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет». Россия, г. Вятские Поляны
Alykova Olesya Mikhailovna, student 5 year, Faculty of Pedagogy and Psychology
FSBEI HE "Vyatka State University". Russia, Vyatskiye Polyany
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития математической речи второклассников в процессе изучения умножения и деления. Автор предлагает задания направленные на формирование правильного произношения математических терминов, понимания и объяснения их, использования математического языка в речевых ситуациях, а так же устранения ошибок и недостатков в речи. Эффективность данных упражнений зависит от систематического использования их на уроках математики в процессе изучения умножения и деления.
Abstract. The article is devoted to the development of mathematical speech of second-graders in the process of studying multiplication and division. The author offers tasks aimed at forming the correct pronunciation of mathematical terms, understanding and explaining them, using mathematical language in speech situations, as well as eliminating errors and shortcomings in speech. The effectiveness of these exercises depends on their systematic use in math lessons during the study of multiplication and division.
Ключевые слова: развитие речи, математика умножение и деление.
Keywords: speech development, mathematics multiplication and division
Развитие речи учащихся во все времена являлось одной из главных задач образования, так как каждому необходимо научится хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь правильно говорить и писать. Речевые действия распространяются на все учебные предметы, в том числе и на математику.
Основными вопросами программы второго года обучения являются отработка табличного сложения и вычитания, устное и письменное сложение
и вычитание в пределах 100 и в конце года — ознакомление с умножением и делением.
Анализ педагогической практики говорит о невысоком уровне развития математической речи младших школьников. Недостатки в развитии математической речи учащихся начальной школы являются следствием недостаточной теоретической и методической разработанности многих аспектов этого вопроса.
Развитие математической речи второклассников будет проходить эффективнее, если на уроках будут использоваться задания, направленные на развитие устной и письменной математической речи.
Задания по развитию математической речи второклассников в процессе изучения умножения и деления.
1. Работа над звуковой стороной речи.
Задание 1. При введении терминов умножение, деление, множитель, произведение, делимое, делитель, частное нужно прикреплять к доске карточки с этими словами, обращая внимания учащихся на их произношение и написание.
Задание 2. Прочитайте записанные выражения, используя математические термины.
(2+2+2)*2 (13-8)*3 3*2+3 (2+4): 1 Задание 3. Прочитайте, заполнив пропуски.
На какое число надо_ 2, чтобы получилось_?
Чему равно_ числа 2 и_однозначного числа?
Найдите делимое, если_3, а_ 4?
Задание 4. Прочитайте задачу, правильно проговаривая наименования единиц меры. Решите её.
В одной корзине 12 кг абрикосов, а в другой в 3 раза меньше. Сколько кг абрикосов во второй корзине?
2. Словарная работа с математическими терминами.
Задание 5. Математическое выражение 5*3 Петя прочитал так: «5 взять 3». Как надо прочитать это выражение?
Задание 6. Вставьте пропущенные буквы и запиши правильно: умн_жение, мн_ж_тель, пр_изведение, мат_матика.
Задание 7. Решите задачу разными способами, дайте характеристику каждого числа.
Папа купил 5 новогодних гирлянд по 7 лампочек в каждой. Сколько всего лампочек в новогодних гирляндах?
Задание 8. Яна собрала в саду 9 кг яблок, а Артём - 6 кг. Все яблоки они разложили в ящики, по 3 кг в каждый. Задание: объясните, что обозначают выражения: 9:3 6:3 9+6 (9+6):3
В первом выражении дайте названия компонентов и действия, во втором выражении - какое из чисел можно назвать цифрой, в третьем дайте характеристику каждого числа, четвёртое выражение прочитайте разными способами.
3. Формирование культуры математической речи. Задание 9. Прочитайте задание и объясните, кто прав. 15:3=5
Маша прочитала данную запись так: «произведение пятнадцати и трех равно пяти», Петя прочитал так: « Частное пятнадцать и три равно пять», а Света прочитала так: «Частное чисел пятнадцати и трёх равно пяти». Задание 10.
В зоомагазине в 5 аквариумах 15 рыб, поровну в каждом. Сколько рыб занимают 10 рыб? Решение задачи:
1) 15:5=3(р.) - в одном аквариуме.
2) 10-3=7(ак.) - понадобится.
Задание: правильно ли решена задача? Каким должно быть второе действие?
4. Развитие связной математической речи.
Задание 11. Составьте текст, используя слова: чтобы, на, произведение, двух чисел, это, умножить, число, можно, умножить, первый, число, на, множитель, число, на второй, и, полученное, умножить, множитель. Задание 12. Найдите ошибки в записи задачи.
Мама купила 2 килограмм яблоков, а груш в два раза больше. Сколько всего
фруктов купила мама?
Задание 13. Дополни условие и реши задачу.
В одной коробке лежало 12 карандашей. Сколько карандашей было в двух коробках вместе?
Задание 14. Составьте задачу по рисунку и решите её.
Задание 15. Составьте задачу со словами «килограмм», «огурцы», «помидоры».
Задание 16. Составьте задачу по выражению: 8*3=24 (л.) Ответ: 24 л. Задание 17.Прочитайте условие задачи и составьте к ней вопрос. У Кати было несколько грибов. Она их разложила в 5 корзин, по 3 гриба в каждую корзину.
Составьте задачу по чертежу. Решите её и составьте задачи, обратные данной.
Таким образом, данные задания на основе выявленных направлений способствуют развитию математической речи при использовании их на каждом уроке математики в процессе изучения умножения и деления.
Использованные источники: 1. Гнеденко, Б. В. Развитие мышления и речи при изучении математики/Б.В. Гнеденко// Математика в школе.-1991.- №4
Used sources:
1. Gnedenko, B.V. Development of thinking and speech in the study of mathematics / B.V. Gnedenko // Mathematics in the school.-1991.- №4