Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ'

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ / FOREIGN STUDENTS / MATHEMATICAL SPEECH / RUSSIAN LANGUAGE CLASSES / SPEECH DEVELOPMENT / EDUCATIONAL TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марутина-Катрецкая Елена Михайловна, Мендыгалиева Алтнай Кенесовна

Актуальность проблемы развития речи, в том числе математической, у иностранных студентов обусловлено требованиями к реализации компетентностной модели выпускника вуза. Успешность в овладении речью является фундаментом для дальнейшего обучения и развития иностранных студентов, так как речь способна открывать для них широкий мир науки и жизни. Решение данной задачи возможно при использовании на занятиях по русскому языку специального комплекса учебных заданий с математическим содержанием. В рамках данной статьи авторы рассматривают различные виды учебных заданий, направленные на знание терминов, объяснение значений математических терминов, умение грамотно писать термины, составление правильных связных высказываний, устранение грамматических и математических ошибок, замену словесной формулировки на символическую запись и самостоятельное создание текстов. Представленный комплекс учебных заданий направлен на развитие и повышение культуры речи, обогащение активного и пассивного словарного запаса студентов, осознанность использования в речи математических терминов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MATHEMATICAL SPEECH FROM FOREIGN STUDENTS IN THE LESSONS IN RUSSIAN

The relevance of the problem of the development of speech, including mathematical, among foreign students is due to the requirements for the implementation of the competency model of a university graduate. Success in mastering the speech is the foundation for further training and development of foreign students, as speech is able to open for them a wide world of science and life. The solution to this problem is possible when using in classes in the Russian language a special complex of educational tasks with mathematical content. In the framework of this article, the authors consider various types of educational tasks aimed at knowledge of terms, explanation of the meaning of mathematical terms, the ability to correctly write terms, compose correct connected sentences, eliminate grammatical and mathematical errors, replace verbal formulations with symbolic notation and self-creation of texts. The presented set of training tasks is aimed at developing and improving the culture of speech, enriching the active and passive vocabulary, the awareness of the use of mathematical terms in speech.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

демократизации и гуманизации, выражающихся в доверии, любви, ориентации на положительные отношения и чувства, признании права учеников быть самими собой, справедливой оценке труда, разумной требовательности, принятии и уважении личного достоинства способствует формированию психологически безопасного образовательного пространства, обеспечивающего детей условиями для самоутверждения, самореализации и саморазвития.

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Как любить детей: Опыт самоанализа. - М.: Свет, 2017. - 176 с.

2. Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. - М.: Смысл, 2000. - 255 с.

3. Баева И.А., Бурмистрова Е.В., Лактионова Е.Б., Рассоха Н.Г. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство. СПб.: Речь, 2006. 288 с.

4. Гильмеева Р.Х., Левина Е.Ю. Комплексная безопасность образовательных организаций как социальный проект // Казанский педагогический журнал. 2017. № 5 (124). С. 17-23.

5. Ермолаева С.А. Психолого-педагогические проблемы воспитания подростков в условиях цифрового или информационного общества // В сборнике: Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека Сборник научных статей и материалов международной конференции. Под общей редакцией Р.В. Ершовой. 2016. С. 108-112.

6. Концепция информационной безопасности детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. № 2471-р. [Электронный ресурс] / http://static.govemment.ru/media/files/mPb AMyJ29uSPhL3p20168GA6hv3CtBxD.pdf (дата обращения 25.12.2019).

7. Корчак Я. Как любить ребенка. - М.: АСТ, 2019. - 480 с.

8. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. - М.: АСТ, 2018. - 736 с.

9. Малиева З.К. Педагогическая система профилактики и коррекции морального отчуждения обучающихся в современной высшей школе. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2017. 241 с.

10. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Питер, 2019. - 400 с.

11. Научные основы безопасного образования: теория и практика: коллективная монография / Мухаметзянова Ф.Ш., Гильмеева Р.Х., Грузкова С.Ю., Грязнов А.Н., Камалеева А.Р., Левина Е.Ю., Масленникова В.Ш., Мухаметзянова Л.Ю., Прокофьева Е.Н., Трегубова Т.М., Угарова Н.М., Хусаинова С.В., Чеверикина Е.А., Шайхутдинова Г.А., Шибанкова Л.А., Щербаков В.С. / Под редакцией член-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора Ф.Ш. Мухаметзяновой. - Казань: «Отечество», 2016. - 268 с.

12. Роджерс К.Р. Гуманистическая психология. Теория и практика. - М.: МОДЭК, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2013. - 456 с.

13. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 [Электронный ресурс] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _191669/61a97f7ab0f2f3757fe034d11011c763bc2e593f/ (дата обращения 28.12.2019).

14. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М.: Концептуал, 2019. - 320 с.

15. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. - М., 2012. - 776 с.

Педагогика

УДК:378

кандидат филологических наук, доцент Марутина-Катрецкая Елена Михайловна

Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного» (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук, доцент Мендыгалиева Алтнай Кенесовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО

РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. Актуальность проблемы развития речи, в том числе математической, у иностранных студентов обусловлено требованиями к реализации компетентностной модели выпускника вуза. Успешность в овладении речью является фундаментом для дальнейшего обучения и развития иностранных студентов, так как речь способна открывать для них широкий мир науки и жизни.

Решение данной задачи возможно при использовании на занятиях по русскому языку специального комплекса учебных заданий с математическим содержанием.

В рамках данной статьи авторы рассматривают различные виды учебных заданий, направленные на знание терминов, объяснение значений математических терминов, умение грамотно писать термины, составление правильных связных высказываний, устранение грамматических и математических ошибок, замену словесной формулировки на символическую запись и самостоятельное создание текстов.

Представленный комплекс учебных заданий направлен на развитие и повышение культуры речи, обогащение активного и пассивного словарного запаса студентов, осознанность использования в речи математических терминов.

Ключевые слова: иностранные студенты, математическая речь, занятия по русскому языку, развитие речи, учебные задания.

Anmtation. The relevance of the problem of the development of speech, including mathematical, among foreign students is due to the requirements for the implementation of the competency model of a university graduate. Success in mastering the speech is the foundation for further training and development of foreign students, as speech is able to open for them a wide world of science and life.

The solution to this problem is possible when using in classes in the Russian language a special complex of educational tasks with mathematical content.

In the framework of this article, the authors consider various types of educational tasks aimed at knowledge of terms, explanation of the meaning of mathematical terms, the ability to correctly write terms, compose correct connected sentences, eliminate grammatical and mathematical errors, replace verbal formulations with symbolic notation and self-creation of texts.

The presented set of training tasks is aimed at developing and improving the culture of speech, enriching the active and passive vocabulary, the awareness of the use of mathematical terms in speech.

Keywords: foreign students, mathematical speech, Russian language classes, speech development, educational tasks.

Введение. В практике обучения языку специальности, которое осуществляется в рамках преподавания русского языка как иностранного, в любом вузе Российской Федерации намечается целый ряд проблем, сопряженных с современной социокультурной ситуацией в обществе. К ним можно отнести уменьшение доли непосредственного общения с людьми и его замена контактами в социальных сетях; повышение стрессогенности со стороны окружающей среды и стремление индивида избежать этого негативного воздействия; трансформация отношения к информации и формам ее представления (снижение объёма количества текста в традиционном виде и увеличение числа мемов, презентаций, иллюстраций, видео и пр.).

В этих условиях у молодежи все чаще наблюдаются проблемы с умением связно выразить собственные мысли вербальным способом, построить более или менее пролонгированное монологическое высказывание. В рамках учебной программы очень часто они не могут сформулировать учебную проблему, прокомментировать ход действий, обосновать свою точку зрения, сделать обобщение и вывод. Несформированность речи на занятиях по специальности в этом случае связана, с одной стороны, с нехваткой знаний по изучаемой дисциплине, с другой - с отсутствием культуры речи.

Проблема развития у иностранных студентов вуза речи вообще и математической в частности актуализируется и тем, что обучение в университетах, академиях, институтах направлено на реализацию компетентностной модели выпускника, предполагающей формирование у них навыков коммуникации на государственном и иностранном (или нескольких) языках в устной и письменной формах. Решение данной задачи возможно с использованием разнообразного инструментария, в числе которого и содержание образования.

Изложение основного материала статьи. Традиционно проблемой формирования культуры речи занимаются специалисты в области русского языка, однако она уже давно является центром внимания математиков и специалистов в области теории и методики обучения математике. По мнению Д.В. Шамрина, «проблема находится на стыке нескольких научных и соответственно учебных дисциплин: математики, логики, языка» [9, с. 112].

В разное время проблемой формирования культуры речи студентов при обучении занимались И.А. Гибш, Б.В. Гнеденко, Я.И. Груденов, Дж. Икрамов, А.Г. Мордкович, А.Я. Хинчин и др. Имеется также ряд диссертационных исследований, в которых затронуты отдельные аспекты формирования речевой культуры учащихся при обучении математике. Это работы Н.А. Егоровой, В.Г. Ежковой, Л.В. Лобановой, Е.А. Рудаковой и др.

Обучение языку специальности (математика, физика, военная лексика и др.) затрагивает все виды речевой деятельности. При этом на первый план при обучении языку специальности на начальном этапе выходят рецептивные виды (слушание и чтение) и «пассивные» умения. Обучающийся должен приобрести умение прочитать, услышать текст задания, узнать термин, конструкцию научного стиля речи в тексте или при его прослушивании, записать условие и решение задачи математическими знаками. При этом работа осуществляется в умственном плане: устная и письменная речь при этом не продуцируются. Студенты осуществляют кодирование информации с использованием математических знаков.

Особую сложность вызывает развитие математической речи в практике преподавания русского языка как иностранного. При этом в практике преподавания выделяется ряд трудностей: иностранные студенты изучают математику на неродном языке, который выполняет функцию метаязыка; низкий уровень собственно знаний по математике у иностранных студентов.

В существующих учебных пособиях по математике для студентов-иностранцев большая часть заданий направлена на развитие рецептивных умений и навыков, при этом недостаточное внимание уделяется развитию продуктивных видов речевой деятельности: говорения и письма [1, с. 143].

Речь идет не столько об ошибках, обучающихся в области грамматики, морфологии (неверное употребление падежных форм, неправильные падежные формы числительных, их согласование и пр.), сколько о неумении или отсутствии навыков составления предложения, фразы, минимального текста. Необходимо отметить трудности у студентов в понимании терминов, их интерпретации, в умении оперировать языком науки, в овладении связной математической речью.

Обозначенная в данной статье проблема при всей ее сложности все же имеет перспективы решения.

Развитие математической речи будет происходить эффективнее при систематической, последовательной работе, в основе которой лежит многократное воспроизведение единиц математической речи (терминов, конструкций) и самостоятельное участие в речевых ситуациях, делающих их употребление мотивированным. Это становится возможным, например, на базе использования комплекса учебных заданий, которые при сохранении главной цели/содержания математического образования имеют речеформирующую направленность, в частности в области формулировки заданий. Осуществление такой задачи предполагает реальное применение знаний, как из области математики, так и русского языка и, соответственно, повышает мотивацию, поскольку студентам становится понятно, где и как это эти знания применяются.

Рассмотрим комплекс учебных заданий, используемый в практике преподавания русского языка. Данный комплекс включает с себя различные виды учебных заданий: на знание терминов, объяснение значений математических терминов, умение грамотно писать термины, составление правильных связных высказываний, устранение грамматических и математических ошибок, замену словесной формулировки на символическую запись и самостоятельное создание текстов.

1. Учебные задания на знание терминов.

1. Дайте определение следующим терминам:

Окружность - это ...

Круг - ...

Радиус окружности R - ...

Диаметр окружности D - ...

2. Закончите следующие определения:

Окружность - это совокупность всех точек на плоскости, которые находятся на одинаковом расстоянии от заданной точки О, ...

Круг - часть плоскости, ...

Радиус окружности R - расстояние от центра окружности ...

Диаметр окружности D - отрезок, ...

2. Учебные задания на объяснение значений математических терминов.

1. Объясните значения слов: разрядное число, сложение, слагаемое, разность, уменьшаемое, равенство, скорость, функция, аргумент и т.д.

2. Закончите предложение:

а) Чтобы найти квадратный корень из числа, необходимо ...

б) В выражении 15:3, 3 - это ...

в) Чтобы найти площадь, ...?

г) Чтобы сложить две дроби, нужно ...

д) Чтобы решить квадратное уравнение, нужно ...

Задания направлены на формирование умения объяснять значение математических терминов, культуры математической речи и употребление правильной математической терминологии.

3. Учебные задания, направленные на умение грамотно писать термины

1. Запишите математические термины, вставив пропущенные буквы: д...лимое, сл.жение, ур...внение, з.дача, ч.сло, инт.грал, ...диница, .. .кружность, в...личина,д...ление и др.

2. Прочитайте предложение, вставив пропущенные слова: «Чтобы сумму умножить на число, ... каждое число умножить на это число, а потом полученные результаты...».

3. Используя данные слова и выражения, сформулируйте известное вам математическое правило: слагаемое, сумма, найти, вычесть, неизвестное, слагаемое, другое, чтобы, надо, из (ответ: чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть другое слагаемое).

4. Закончите объяснение: «Чтобы найти площадь квадрата со стороной 5 см, нужно.».

Выполнение подобных заданий направлено на словарную работу и предполагает формирование умений

понимать и объяснять значение математических терминов, формул, правил и усвоение их правильного написания, и формированию умений составлять содержательное связное высказывание.

4. Учебные задания на составление правильных связных высказываний

1. Какое из предложений соответствует выражению 8 + 6 : 2?

а) сумму чисел 8 и 6 уменьшить на 2;

б) к 8 прибавить частное чисел 6 и 2;

в) сумма 8 и частного чисел 6 и 2.

2. Составьте математическое правило, используя слова: «от, множителей, произведение, перестановки, не изменится»;

3. Составьте задачу по заданному выражению 15 : 3.

4. Объясните решение задачи:

а) В одной бочке осталось 5 литров кваса, а в другой 4 литра. Сколько литров кваса осталось в двух бочках?

б) Из трамвая на первой остановке вышло 7 человек, а на второй остановке вышло 3 человека. На сколько человек уменьшилось число людей в трамвае?

Почему в этих задачах для нахождения ответа нужно выполнить действие сложение?

Задания этого вида направлены на усвоение правильной и точной формулировки правил и определений.

5. Задания на устранение грамматических и математических ошибок.

1. Устраните математические ошибки в тексте:

«Чтобы найти неизвестное слагаемое в уравнение х+12=28, надо к 28 прибавить 12»;

2. Составьте всевозможные числа из цифр 3, 5, 6, 7 и прочитайте получившиеся числа;

3. Найдите значение выражений 36+23, 57-45+35,15*2 и прочитайте получившиеся равенства.

Представленные типы заданий помогают устранять математические ошибки и речевые недостатки, такие

как неточность речи, употребление лишних слов, неправильный порядок слов в предложении и т.д.

6. Задания на комментирование действий.

- Выполни действие, используя алгоритм умножения многозначного числа на однозначное число 12342 : 3

- Решите задачу, аргументируя свои действия: «В пруду плавало было несколько уток. Когда приплыло ещё 5 уток и 4 утят, то в нем стало 16 уток. Сколько уток было в пруду первоначально?

Задания направлены на формирование умения объяснять ход выполняемых математических действий, грамотно с точки зрения математики и законов русской грамматики проговорить последовательность осуществляемых операций. Задания подобного вида развивают у студентов умение выстраивать планы собственной интеллектуальной деятельности на основе определения последовательности умственных действий (план решения текстовых задач, план с использованием алгоритма и т.д.).

7. Задания на замену словесной формулировки на символическую запись.

Запишите с помощью формул:

а) Стоимость одного килограмма конфет, если за 5 кг заплатили 350 рублей;

б) Скорость моторной лодки по течению, если скорость лодки в стоячей воде равна 45 км/ч, а скорость течения реки х км/ч.

8. Задания на самостоятельное создание текстов.

1. Знакомы ли вам слова «площадь» и «квадрат», «пропорция», «проценты»?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Знаете ли вы, что они означают? Смогли бы вы объяснить значение этих слов? Составьте план для ознакомления с данными словами.

Задания, ориентирующие обучающихся на самостоятельное создание авторских текстов по некоторым темам курса математики, данные тексты (в том числе в виде кратких обращений к ученику-читателю) инициируют интеллектуальную активность студентов, направленную на обобщение полученных знаний,

интерпретацию и обоснование той или иной проблемной ситуации, которые не знакомы с данными понятиями.

Выводы. Таким образом, решение проблемы развития математической речи у иностранных студентов российских вузов имеет методическую и педагогическую ценность. Использование описанного выше комплекса учебных заданий обеспечивает сознательность получения математических знаний, ускоряет развитие мышления как совокупности логических операций, способности к индуктивным и дедуктивным рассуждениям, синтезу и анализу, оперированию знаковыми системами, обогащению активного и пассивного словарного запаса.

Высокая культура речи - это залог успешного овладения знаниями в сфере изучаемой специальной дисциплины, обучения в целом и развития студентов.

Литература:

1. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи / Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 384 с.

2. Гибш, И.А. Развитие речи в процессе изучения школьного курса математики / И.А. Гибш // Математика в школе. 1995. № 6. С. 2-5.

3. Гладкий, А.В. Язык, математика и лингвистика / А.В. Гладкий // Математика в школе. 1994. № 1.С. 2-9.

4. Гнеденко, Б.В. Развитие мышления и речи при изучении математики / Б.В. Гнеденко // Математика в школе. 1991. № 4. С. 3-9.

5. Ефремова, Н.С. Развитие речи учащихся на уроках математики посредством развития математической логики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/95-maths/9158-razvitie-rechi-uchashchikhsya-na-urokakh-matematiki-posredstvom-razvitiya-matematicheskoj-logiki.html.

6. Жукова, И.Н. Словарь терминов межкультурной коммуникации / И.Н. Жукова, М.Г. Лебедько, З.Г. Прошина, Н.Г. Юзефович; под ред. М.Г. Лебедько и З.Г. Прошиной. 2-е изд., стер. М.: ФЛИНТА: НАУКА, 2015. 640 с.

7. Львова, Н.Д. Развитие математической речи младших школьников на уроках математики [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://scienceforum.ru/2019/article/2018015492

8. Фридман, Л.М. Теоретические основы методологии обучения математике: пособие для педагогов, методистов и педагогов высших учебных заведений / Л.М. Фридман. - М.: Либроком, 2009. 248 с.

9. Шармин, Д.В. Формирование культуры математической речи учащихся в процессе обучения алгебре и началам анализа: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 Омск, 2005 209 с. РГБ ОД, 61:05-13/2634

10. Шаталова, Е.В. Развитие математической речи младших школьников в процессе изучения математики / Е.В. Шаталова, А.П. Тарасова. Междунар. науч.-прак. интернет-конференция (Фроловские чтения). Белгород, 2006.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук Маслова Татьяна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЭКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье рассматривается использование информационных технологий в проектной деятельности, как способ организации педагогического процесса в дополнительном образовании; сущность, типология, этапы проектов; нами были подобраны и осуществлены некоторые проекты с использованием ИКТ технологий, с целью повышения нравственных представлений и качеств личности исходя из диагностик.

Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, проектная деятельность, образовательный процесс, дополнительное образование, нравственность.

An^tatton. The article considers the use of information technologies in project activities as a way of organizing the pedagogical process in supplementary education; Essence, typology, project stages; We have selected and implemented some projects using ICT technologies, with the aim of improving moral perceptions and personal qualities based on diagnostics.

Keywords: Information and communication technologies, project activities, educational process, additional education, morality.

Введение. С изменением целей и задач обучения основное внимание уделяется формируемым компетенциям, которые приобретает ученик в процессе обучения.

Одна из важнейших задач педагогов - подготовить человека, ориентирующегося в огромном информационном потоке и умеющего вычленять нужную и полезную информацию, усваивать её в виде новых знаний. Решить эту задачу возможно с помощью использования в образовательном процессе современных информационно-коммуникационных технологий.

Главной целью внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс должно стать появление новых видов учебной деятельности, характерных именно для современной информационной среды.

Так как дополнительное образование призвано дополнять общее, то использование проектной и информационной технологий при обучении в синтезе позволят активизировать процесс обучения, сделают его более продуктивным, а также сформировать и далее развить мотивацию обучения.

Изложение основного материала статьи. Система дополнительного образования имеет большое преимущество в социализации личности учитывая социальный заказ общества и родителей. В отличие от школы дополнительное образование не имеет строгих границ в выборе темы и проблемы исследования. Учащиеся вправе самостоятельно, под руководством педагога, выбирать направления которые им наиболее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.