Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5 - 6 КЛАССАХ'

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5 - 6 КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
384
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / КОНТЕКСТНЫЕ ЗАДАЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова О. Ф.

В статье рассматриваются ведущие характеристики понятия «математическая грамотность», анализируются некоторые проявления проблем становления функциональной грамотности на уроках математики, даются рекомендации по предупреждению и устранению трудностей в формировании математической грамотности пятиклассников и шестиклассников. Приводятся примеры заданий для формирования и оценки функциональной математической грамотности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанова О. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MATHEMATICAL LITERACY IN MATHEMATICS LESSONS IN GRADES 5-6

The article discusses the leading characteristics of the concept of "mathematical literacy", analyzes some manifestations of the problems of the formation of functional literacy in mathematics lessons, gives recommendations for the prevention and elimination of difficulties in the formation of mathematical literacy of fifth and sixth graders. Examples of tasks for the formation and evaluation of functional mathematical literacy are given

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5 - 6 КЛАССАХ»

УДК 51

Степанова О.Ф.

учитель математики Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 27» (г. Якутск, Россия)

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5 - 6 КЛАССАХ

Аннотация: в статье рассматриваются ведущие характеристики понятия «математическая грамотность», анализируются некоторые проявления проблем становления функциональной грамотности на уроках математики, даются рекомендации по предупреждению и устранению трудностей в формировании математической грамотности пятиклассников и шестиклассников. Приводятся примеры заданий для формирования и оценки функциональной математической грамотности

Ключевые слова: функциональная грамотность, математическая грамотность, обучающиеся 5 - 6 классов, контекстные задачи.

Сегодня на первое место в мире выходит потребность быстро реагировать на все изменения, происходящие в жизни, умение самостоятельно находить, анализировать, применять информацию. Главным становится функциональная грамотность, так как это «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».

Одной из составляющих функциональной грамотности, является формирование математической грамотности, именно на ней я хотела бы остановиться.

Математическая грамотность определяется как способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе предметных знаний по математике.

Под математической грамотностью понимается способность учащихся:

- распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики;

- формулировать эти проблемы на языке математики;

- решать эти проблемы, используя математические факты и методы;

- анализировать использованные методы решения;

- интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

- формулировать и записывать результаты решения.

В 5-6 классах рассматривают следующие уровни сформированности математической грамотности:

5 класс - уровень узнавания и понимания - учащиеся находят и извлекают математическую информацию в различном контексте;

6 класс - уровень понимания и применения - учащиеся применяют математические знания для решения разного рода проблем.

Курс предметной области «Математика» в 5-6 классах, в основном, включает такую дисциплину, как «Арифметика». При изучении данного раздела подробно рассматривается тема «Решение сюжетных задач», которая имеет практико-ориентированную направленность. Для успешного формирования математической грамотности понятие «сюжетная задача» можно расширить до понятия «контекстная задача». Под контекстной задачей понимают задачу мотивационного, а также воспитательного характера, в условии которой описана конкретная (или смоделирована воображаемая) жизненная ситуация. И контекст задачи обеспечивает решение не только предметной составляющей урока, но и реализации воспитательной цели урока.

Требованием задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации, а результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости.

Выделяют следующие типы контекстных задач:

-предметные контекстные задачи: в условии описана предметная ситуация для разрешения которой требуется установление и использование широкого спектра связей математического содержания, изучаемого в различных разделах математики;

-межпредметные контекстные задачи: в условии описана ситуация на языке одной из предметных областей с явным или неявным использованием языка другой предметной области;

-практические контекстные задачи: в условии описана практическая ситуация для разрешения которой нужно применять знания не только из разных предметных областей, но и из повседневного опыта обучающихся.

Рассмотрим алгоритм разработки контекстной задачи.

1.Определив тему предстоящего урока, подумайте, что в этой теме ученикам уже может быть известно.

2.Определите, что в содержании темы будет для учеников новым.

3.Подумайте, в чем может заключаться личностная значимость тех новых знаний, которые приобретут ученики на предстоящем уроке, то есть сформулируйте для себя ответы на вопросы: почему я считаю нужным, важным для учащихся приобретение ими этих знаний? Какой интерес они могут представлять для них?

4.Сформулируйте ответы на все предыдущие вопросы обобщенно - в виде личностно - значимой проблемы.

5.Вспомните или придумайте какую-либо жизненную ситуацию, анализируя которую или действуя в которой, ученики сами смогут осознать и сформулировать ту личностно - значимую проблему, которую вы наметили как отправную точку для вхождения в новую тему.

6.Составьте текст - описание данной ситуации, то есть опишите условие контекстной задачи.

7.Сформулируйте задание, требующее анализа ситуации или осуществления соответствующих ситуации действий.

Сюжет задачи можно взять из реальной жизни, учебника, интернет-источников, можно придумать, можно использовать банк заданий ВПР, ОГЭ, ЕГЭ для составления контекстных задач.

Из чего состоит контекстная задача? Условие контекстной задачи может содержать небольшой текст (фразу), информацию в виде таблицы, диаграммы, а также к задаче должны быть сформулированы вопросы, задания.

Эти задания можно использовать по усмотрению учителя:

- Как игровой момент на уроке;

- Как проблемный элемент в начале урока;

- Как задание - «толчок» к созданию гипотезы для исследовательского проекта;

- Как задание для смены деятельности на уроке;

- Как модель реальной жизненной ситуации, иллюстрирующей необходимость изучения какого-либо понятия на уроке;

- Как задание, устанавливающее межпредметные связи в процессе обучения;

- Некоторые задания заставят сформулировать свою точку зрения и найти аргументы для её защиты;

- Можно собрать задания одного типа и провести урок в соответветствии с какой-то образовательной технологией;

- Можно все задачи объединить в группы и создать свой элективный курс по развитию математического мышления;

- Задания такого типа можно включать в школьные олимпиады, математические викторины;

- Задачи на развитие математического мышления могут стать основой для внеклассного мероприятия в рамках недели математики.

Процесс формирования математической грамотности может быть организован в различных формах: на уроках, во внеурочной деятельности, как проектная работа, деловая или ролевая игра и др. Предлагаемые формы необходимо сочетать с комплексом методов, обеспечивающих овладение не только предметными, но и метапредметными компетенциями.

Математические знания и умения, которые применяются в заданиях на формирование математической грамотности, становятся для учащихся более «осязаемыми», наполняются практическим смыслом, что повышает их мотивацию, стимулирует их познавательный интерес и активность к изучению математики как эффективного средства решения разнообразных практико-ориентированных задач.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Калинкина Е.Н. Сборник заданий по развитию функциональной математической грамотности обучающихся 5-9 классов / Е.Н. Калинкина // -Новокуйбышевск, 2019. - 242 с.

2. Симонова О. В. Формирование функциональной грамотности при обучении математике в 5-6-х классах общеобразовательной школы // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета - 2010. - №2 3. - С. 147153.

3. Тяглова Е.Г., Васильева Р.Л. Формирование математической грамотности учащихся на уроках математики посредством заданий, представленных в контексте реальных жизненных ситуаций // Нижегородское образование. 2020. № 2. С. 72-78.

4. https://cyberleninka.ru/article/n/kontekstnye-zadachi-po-matematike-kak-sredstvo-razvitiya-funktsionalnoy-gramotnosti-obuchayuschihsya/viewer - статья по

теме «Контекстные задачи как средство развития функциональной грамотности обучающихся»

5. https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-urovnya-matematicheskih-znaniy-s-ispolzovaniem-kontekstnyh-zadach/viewer - статья по теме «Повышение уровня математических знаний с использованием контекстных задач»

6. https://pandia.ru/text/78/300/43999.php - статья по теме «Контекстные задачи как средство формирования и оценивания ключевых и предметных компетенций учащихся»

Stepanova O.F.

teacher of mathematics Municipal general education budgetary Institution Secondary General Education School No. 27 (Yakutsk, Russia)

DEVELOPMENT OF MATHEMATICAL LITERACY IN MATHEMATICS LESSONS IN GRADES 5-6

Abstract: the article discusses the leading characteristics of the concept of "mathematical literacy", analyzes some manifestations of the problems of the formation of functional literacy in mathematics lessons, gives recommendations for the prevention and elimination of difficulties in the formation of mathematical literacy offifth and sixth graders. Examples of tasks for the formation and evaluation of functional mathematical literacy are given

Keywords: functional literacy, mathematical literacy, 5th - 6th grade pupils, contextual

tasks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.