РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ
ЛОГИЧЕСКИХ ИГР
DEVELOPMENT OF MATHEMATICAL ABILITIES OF PRESCHOOL CHILDREN THROUGH LOGIC GAMES
УДК: 373.291 DOI: 10.24411/2658-4964-2020-10228
Николаева Алевтина Васильевна,
доцент, кандидат педагогических наук Федеральный государственный автономный образовательный университет высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет им М.К.Аммосова» Россия, г.Якутск
Семенова Александра Николаевна,
Студент 4 курс, педагогический институт, Федеральный государственный автономный образовательный университет высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет им М.К.Аммосова» Россия, г.Якутск
Аннотация
В статье даны рекомендации по определению и развитию математических способностей детей старшего дошкольного возраста. Логические игры вызывают познавательный интерес и стремление самостоятельно получить результат. Подобранные логические игры направлены на развитие воображения, конструктивного мышления, комбинаторных способностей.
Логические игры — это увлекательный и интересный метод развития подрастающего поколения. Как известно, в основе многих игровых приложений этого жанра — грамотное применение знаний по физике, математике и геометрии, что станет отличным тренажёром для ума любителей точных наук.
Annotation
The article gives recommendations on the definition and development of mathematics abilities of preschool childrens. Logic games cause cognitive interest and the results. Selected logic games are aimed at developing imagination, constructive mentality, combinatorial abilities.
Logic games are a fascinating and interesting method of developing the younger generation. As you know, many gaming applications of this genre are based on the competent application of knowledge in physics, mathematics and geometry, which will be an excellent simulator for the minds of fans of exact Sciences.
Ключевые слова: Дошкольное образование, математические способности, формы работы с детьми, логические игры, методы и приемы развития, средства.
Keyword: Preschool education, Math abilities, forms of work with the childrens, logical games, methods and techniques of development, tools.
Развитие математики как науки имеет огромное значение для продвижения научно-технического прогресса на Земле. В наше время именно математика создает фундамент для воспитания молодого поколения будущего. От качества математического образования зависит качество образования в целом.
Математические способности являются неотъемлемой частью личности, так как математика в современном обществе представляет собой одну из важных областей знания современного человека.
В связи с этим проблема подготовки детей по математике является актуальной и требует дальнейшей разработки с учетом требованиями к уровню подготовки детей. При большом количестве исследований, которые посвящены проблеме математического развития детей дошкольного возраста, наблюдается недостаточная разработанность вопросов формирования математических способностей в дошкольном возрасте.
Выделяют общие и специальные способности. Общие способности - это свойства индивида, которые влияют на успешность выполнения многих видов деятельности. Примером служит интеллект человека, который позволяет ему адаптироваться к широкому кругу ситуаций. Специальные способности - это способности, имеющие отношение к конкретному виду деятельности (музыкальные, математические, спортивные и т.д.).
Формирование и развитие способностей происходит в процессе деятельности и общения.
Все исследователи, которые занимались проблемой математических способностей, отмечают, в первую очередь, особенности психики математически способного ребенка - это особенности мышления, памяти, внимания, восприятия и воображения, а также индивидуальную специфику протекания этих процессов.
Индивидуально-типологические особенности личности каждого ребенка в отдельности, понимается темперамент, характер, задатки и
соматическая организация личности в целом, и оказывает существенное влияние на формирование и развитие математического мышления ребенка.
Особенностями развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста являются:
- быстрое и легкое овладение математическими представлениями;
- повышенная склонность к умственным действиям; -умение к аналитико-синтетическому восприятию задачи;
- умение абстрагировать и обобщать математический материал;
- положительный эмоциональный отклик на любую умственную нагрузку;
- постоянная потребность в усложнении умственной нагрузки, что влечет за собой постоянное повышение уровня достижений;
- отстаивание неограниченную инициативу своей деятельности;
- способны на полную мобилизацию сил для достижения цели;
- повышенная работоспособность.
Логическая игра является особым видом игровой деятельности. Необычная игровая ситуация, которая дает найти решение какой-либо проблемы, всегда вызывает интерес у детей.
Основной особенностью логических игр лежит в развитии или усовершенствовании различных навыков. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей.
Игры на развитие логики побуждают настырное стремление ребенка получить результат, проявляя при этом познавательную инициативу и самостоятельность. Они развивают внимание, память, речь, мышление, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, проявлению инициативы в преобразовании игровой ситуации.
Разная степень сложности логических игр позволяют учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их склонности, возможности, уровень подготовки.
Для разработки системы работы по развитию математических способностей детей старшего дошкольного возраста, нами были проведены следующие работы:
1. Проведение диагностики по выявлению математических способностей детей старшего дошкольного возраста;
2. Анкетирование родителей по выявлению эффективности работы по формированию элементарных математических представлений.
В диагностике по выявлению математических способностей детей старшего дошкольного возраста приняли 12 воспитанников и родители МБДОУ «Детский сад №17 «Чуораанчык» с.Мастах Кобяйского улуса.
Нами была использована методика по выявлению математических способностей детей старшего дошкольного возраста, разработанная кандидатом педагогических наук, доцент, заведующей кафедрой педагогики и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет» г.Киров Вахрушевой Людмилой Николаевной, состоящая из следующих заданий:
- «Подбери костюм для мишки» - для выявления комбинаторных способностей;
- «Найди лишнюю фигуру» - для выявления к быстрому абстрагированию и обобщению математического материала;
- «Реши задачу» - для выявления способности к аналитико-синтетическому восприятию задач.
В результате методики по выявлению математических способностей детей старшего дошкольного возраста мы выявили следующее:
У 49,9 % детей выявлено высокий уровень. У большинства этих детей (66,6% детей) сформированы способности к аналитико-синтетическому восприятию. Сформированы (50% детей) комбинаторные способности. Они находят оптимальную комбинацию, отвечающую требованиям данной игровой ситуации. Они видят разнообразие возможных вариантов одевания мишек. Сформированность (33,3% детей) способности к быстрому абстрагированию и обобщению математического материала.
У 50,1% детей выявлено средний уровень. У большинства детей (66,7%) недостаточно сформированы способности к быстрому абстрагированию и обобщению материала, комбинаторные способности (50%), способности к аналитико-синтетическому восприятию (33,4%).
Для разработки работы с родителями по развитию математических способностей детей дошкольного возраста было проведено анкетирование родителей с целью определения уровня понимания родителями вопросов, связанных с математическим развитием дошкольников.
Было опрошено 12 родителей старшей, подготовительной группы МБДОУ «Детский сад №17 «Чуораанчык».
После обработки данных, были получены следующие результаты. Большинство родителей считают, что их ребенок в детском саду получает достаточно знаний по математике (83%), а остальные родители затрудняются ответить на данный вопрос (17%). На вопрос о том, на что стоит уделить
внимание воспитателей по формированию элементарных математических представлений у детей, самыми распространенными ответами являются: изучение счета и арифметических операций; умение ориентироваться в пространстве; подготовка детей к школе.
Таким образом, можно сделать вывод, что по мнению родителей понятие «математическое развитие» заключается в обучении счета и арифметических операций, умение ориентироваться в пространстве, подготовке к школе. Большинстве случаев родители не занимаются с детьми по математическому развитию в домашних условиях. Отсутствие знаний родителей по выбору игр замедляет процесс развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста. Родителей интересуют только достижения своих детей по математике.
На основе результатов исследований, нами разработана система работы по развитию математических способностей детей старшего дошкольного возраста, цель которого заключается в способствованию к развитию математических способностей детей старшего дошкольного возраста. Подобранные нами логические игры направлены на развитие воображения, конструктивного мышления, комбинаторных способностей.
Форма работы с детьми старшего дошкольного возраста: индивидуальные и групповые. Игры используются в образовательной деятельности, свободной самостоятельной деятельности. Индивидуальная работа проводится не более 10-15 мин. Было подобрано 40 логических игр и упражнений.
Логические игры вызывают интерес у ребенка желание играть. Игра вводится, не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми. Обеспечивает возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого своим темпом, учитывают индивидуальные особенности детей. У детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора.
Таким образом, логические игры вызывают познавательный интерес, стремление получить результат, самостоятельно. Они развивают память, мышление, воображение.
При условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возраста без перегрузок и напряжения усвоить математические упражнения и задачи.
Литература
1. Белошистая, А. В. Развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики / А. В. Белошистая. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: «Издательство НПО «МОДЭК», 2004. - 352с.
2. Михайлова, О. И. Математическое развитие детей дошкольного возраста : учебное пособие / О. И. Михалева. - Якутск : Издательство СВФУ, 2010. - 128 с.
3. Михайлова, З. А. Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста / З. А. Михайлова // Дошкольная педагогика, 2014. - №2 4. - с.22-24.
4. Целищева, И. И., Румянцева, И. Б. Использование моделирования при решении текстовых задач / И. И. Целищева, И. Б. Румянцева // Справочник старшего воспитателя. - 2012. - №11. - с.17 - 28.
Literature
1. Beloshistaya, A.V. Development of mathematical abilities of preschool children: questions of theory and practice / A.V. Beloshistaya. - Moscow: Publishing house of the Moscow psychological and social Institute; Voronezh: "Publishing house of NPO MODEK", 2004. - 352s.
2. Mikhailova, O. I. Mathematical development of preschool children: textbook / O. I. Mikhaleva. Yakutsk: NEFU Publishing house, 2010. 128 p.
3. Mikhailova, Z. A. Logical and mathematical development of preschool children / Z. A. Mikhailova / / Preschool pedagogy, 2014. - № 4. - pp. 22-24.
4. Tselishcheva, I. I., Rumyantseva, I. B. Use of modeling in solving text problems / I. I. Tselishcheva, I. B. Rumyantseva / / Handbook of senior educator. - 2012. - №11. - p. 17-28.