Научная статья на тему 'Развитие малых форм хозяйствования в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в Новосибирской области'

Развитие малых форм хозяйствования в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в Новосибирской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие малых форм хозяйствования в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в Новосибирской области»

специалистов получили жилье. На эти цели на условиях софинансирования из федерального бюджета выделено 8,58 млн р., из областного бюджета - 11,4 млн р.

Для обеспечения условий стабильного и устойчивого развития АПК необходим комплексный подход к решению существующих проблем. В частности:

- использование средств инвестиционного фонда для стимулирования привлечения частных инвестиций (государственно-частное партнерство) на строительство комплексов по переработке мясной и молочной продукции;

- совершенствование механизма и увеличение объемов закупочных интервенций для поддержания цен на сельскохозяйственную продукцию;

- максимальное упрощение процедуры получения и снижение процентных ставок по кредитам, предоставляемым ОАО «Россель-хозбанк» с 14% хотя бы до 12% в связи с тем, что для большинства сельхозпредприятий эти кредиты оказались недоступными из-за их неустойчивого финансового состояния;

- применение льготного налогообложения прибыли банков, получаемой от кредитования сельхозтоваропроизводителей по низким ставкам;

- предоставление льготных кредитов сельхозтоваропроизводителям на покупку комбикормов, так как обеспечение скота и птицы сбалансированными кормами является важнейшим фактором роста продуктивности и объемов производимой продукции.

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА» В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Р.М.Ваисова, экономист Национального банка Республики Башкортостан

Аграрный сектор - это та составляющая общества, состояние которой определяет как возможности удовлетворения первоочередных, наиболее насущных потребностей всех социальных групп людей и каждого человека в отдельности, так и особенности жизнедеятельности той части населения, которая занята в аграрном секторе или непосредственно связана с ним.

Вследствие этого аграрные отношения в силу их общественной значимости и влияния на социально-экономическое развитие региона всегда находились в центре внимания государства.

За последние годы в агропромышленном комплексе в связи с реформированием имущественных и земельных отношений, активизацией деятельности индивидуального сектора произошли значительные изменения: сформировалась многоукладная экономика, изменилась структура производства.

Хотя государством и были приняты меры, направленные на преодоление кризисных процессов в сельском хозяйстве, осуществляемая с начала 90-х гг. экономическая реформа, связанная с перераспределением земельных ресурсов и приватизацией производственного потенциала, внесла существенные коррективы в развитие АПК.

Кроме того, разрушение сложившихся экономических связей, ухудшение материально-технической базы АПК привели к структурным изменениям в формировании валовой и товарной продукции сельского хозяйства. Вырос разрыв между оплатой труда работников, занятых в сельском хозяйстве, и работников, занятых в промышленности.

Ценовые диспропорции на рынках материально-технических ресурсов и сельскохозяйст-

венной продукции существенно осложнили финансовое положение в аграрной сфере, что привело к росту неплатежей, нарушению нормальных воспроизводственных процессов. Значительная часть сельскохозяйственных предприятий сегодня не имеет возможности вести даже простое воспроизводство, не говоря о расширенном.

В сложившихся условиях только расширенное воспроизводство может стать базой устойчивого экономического роста в сельском хозяйстве. Повышение эффективности и конкурентоспособности агропромышленного производства, его динамичное развитие, обеспечивающие продовольственную безопасность республики, возможны лишь при условии оказания сельскохозяйственным товаропроизводителям действенной государственной под-держки.

Что касается Республики Башкортостан, то она является крупным промышленным и сельскохозяйственным регионом, обладающим мощным производственным потенциалом.

Несмотря на относительно развитый в Республике Башкортостан агропромышленный комплекс, задача серьезной модернизации и обновления сельскохозяйственной отрасли с целью подъема экономики сельских территорий и реального улучшения жизни на селе стоит достаточно остро. В настоящее время на селе наряду с крупными сельскохозяйственными предприятиями сформировался сектор малого и среднего предпринимательства, фермерских и личных подсобных хозяйств, возможности которых предполагается задействовать наиболее активно для выполнения поставленных целей.

Республика Башкортостан в числе первых регионов приступила к реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

В соответствии с установленными целевыми параметрами в 2006 г. для реализации на территории Республики Башкортостан указанного проекта планировалось привлечь банковских кредитов на сумму около 2,5 млрд р., в том числе по направлению «Ускоренное развитие животноводства» - 1,5 млрд р., по направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК» - 1,0 млрд р. Фактически за истекший год кредитные организации республики предоставили кредитов на финансирование мероприятий национального проекта «Развитие АПК» на общую сумму 2,9 млрд р., в том числе по направлению «Ускоренное развитие животноводства» - 1,7 млрд р. (115% от плана), по направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования1 в АПК» - 1,2 млрд р. (117% от плана).

Действующие на территории республики кредитные организации, осознавая исключительную актуальность и важность успешной реализации приоритетных национальных проектов для социально-экономического развития страны и конкретных регионов, с присущей им ответственностью приступили к реализации рассматриваемого приоритетного национального проекта.

До последнего времени основным кредитором аграрного сектора оставался Башкирский региональный филиал ОАО «Российский сельскохозяйственный банк». Вместе с тем в 2006 г. в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» к кредитованию сельскохозяйственных товаропроизводителей и малых форм агробизнеса приступили Башкирское отделение Сберегательного банка России, Башкирская дирекция ОАО «УРАЛСИБ», ОАО «Социнвестбанк», ООО «ИнвестКапиталБанк». Благодаря их усилиям удалось достичь плановых параметров кредитования в рамках приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса».

В дальнейшем перечень банков, участвующих в реализации данного приоритетного национального проекта, должен расшириться за счет новых кредитных организаций, планирующих работать на банковском рынке республики.

Однако в течение года в процессе реализации национального проекта обозначились некоторые проблемы, препятствующие его дальнейшей успешной реализации.

В основном это проблемы, возникающие в деятельности самих кредитных организаций.

Среди них недостаточная развитость сети подразделений ОАО «Россельхозбанк», являющегося одной из ведущих кредитных ор-

1 В республике функционируют более 4 700 крестьянских (фермерских) и более полумиллиона личных подсобных хозяйств.

ганизаций, обеспечивающих кредитную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Данная проблема актуальна для многих регионов Российской Федерации. Стратегия развития ОАО «Россельхозбанк» предусматривает в перспективе, чтобы филиалы банка через дополнительные офисы смогли распространить зону своего влияния на все сельскохозяйственные административные районы того или иного региона. До реализации указанной стратегии проблема на территории республики решена посредством привлечения к кредитованию участников национального проекта других кредитных организаций.

Еще одно препятствие было связано с отсутствием у большинства банков специальных кредитных продуктов, особенно по кредитованию граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, соответствующих условиям получения заемщиками субсидий в рамках реализации национального проекта. Отчасти это объясняется ограничениями, содержащимися в нормативных документах, о которых было сказано выше. Вместе с тем до июня 2006 г. на территории Республики Башкортостан единственным банком, осуществляющим целевое кредитование граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, являлся ОАО «Россельхозбанк». Только в конце первого полугодия 2006 г. к нему присоединилось Башкирское отделение № 8598 Сбербанка России, начавшее осуществлять операции в соответствии с «Временным порядком предоставления Сбербанком и его филиалами кредитов физическим лицам, ведущим личное подсобное хозяйство», что и позволило достичь и перевыполнить установленные параметры кредитования. Во втором полугодии примеру Сбербанка последовали филиал ОАО «УРАЛСИБ» в г. Уфа и ОАО «Социнвестбанк».

При отсутствии кредитных продуктов, банки не могли видеть своего места в реализации конкретных направлений национального проекта «Развитие АПК», при этом в их бизнес-планах отсутствовали целевые ориентиры кредитования по этим направлениям.

Плановые объемы и конкретные направления кредитования по национальному проекту «Развитие АПК», как и по проекту «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», должны быть заложены в бизнес-планах кредитных организаций. Наличие этих параметров в бизнес-планах и их фактическое выполнение должны служить одним из критериев для оценки экономического положения кредитных организаций и, прежде всего, качества управления.

Следующая проблема возникла в среде предприятий сферы АПК и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

Так, в рамках направления «Ускоренное развитие животноводства» основная проблема на первом этапе была связана с неготовностью проектно-сметной документации на планируемые к реализации инвестиционные проекты. Указанная проблема на уровне Республики Башкортостан была в основном устранена благодаря оперативному привлечению к ее решению проектных институтов и организаций.

Одним из факторов, препятствующих реализации национального проекта, являлась недостаточная информированность населения по вопросам, связанным с кредитованием и получением субсидий в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Разъяснению процедур и механизмов кредитования и получения заемщиками субсидий было уделено особое внимание как со стороны местных администраций, так и банковских работников. Кредитным организациям совместно с уполномоченными органами исполнительной власти

субъектов Российской Федерации и местными администрациями были разработаны памятки для заемщиков о порядке получения и обслуживания кредитов, а также получения субсидий, которые распространялись в подразделениях кредитных организаций и местных администрациях. В кредитных организациях дополнительно были организованы соответствующие службы, а в дополнительных офисах назначены специалисты по оказанию гражданам помощи в подготовке необходимых документов.

Таким образом, необходимо продолжить активное участие в реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» в Республике Башкортостан, обеспечить кредитование инвестиционных проектов, отобранных в рамках направления «Ускоренное развитие животноводства», организовать работу по увеличению объемов кредитования малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе.

РАЗВИТИЕ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В РАМКАХ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ АПК» В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Т.М. Рябухина, к.э.н., ст. науч. сотр. Сибирского НИИ экономики сельского хозяйства

В сентябре 2006 г. в Новосибирской области был проведен мониторинг приоритетного национального проекта (ПНП) «Развитие АПК». В рамках массового опроса на вопросы интервьюеров ответило 400 респондентов, в том числе 220 участвующих в ПНП и 180 не участвующих, но желавших бы участвовать, т.е. получить льготный кредит.

Одной из целей ПНП является направление «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК». Внимание государства к мелкотоварному сектору имеет серьезное основание, так как здесь производится более половины валовой продукции сельского хозяйства и в этой хозяйственной деятельности участвует более 30 млн граждан.

Как показывает мировой и отечественный опыт, наиболее приемлемым способом решения проблем обслуживания индивидуально-семейных хозяйств и малых сельскохозяйственных предприятий является создание сельхозтоваропроизводителями сельскохозяйственных потребительских кооперативов. По мнению ученых и экономистов, развитие сельскохозяйственных кооперативов позволит ограничить влияние неорганизованного посреднического бизнеса на селе, вывести из теневого оборота значительные оборотные средства, расширить доступ сельхозтоваропроизводителей к услугам агросервиса и укрепить их позиции на рынке.

По направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК» выдан 3 721 кредит на общую сумму 538,39 млн р. По-

средством анкет среди было опрошено 182 интервьюера получателя кредитов по ПНП. Из 40 крестьянских (фермерских) хозяйств (К(Ф)Х), 120 личных подсобных хозяйств (ЛПХ), 13 сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПоК), 9 сельских кредитных потребительских кооперативов (СКПК).

Первая категория опрошенных - представители К(Ф)Х. На 01.01.2007 г. в целом по области число К(Ф)Х составило 3 870, занимаемая ими площадь сельскохозяйственных угодий -408,7 тыс. га, в среднем на 1 хозяйство приходится сельхозугодий - 105,6 га. Удельный вес производства продукции животноводства в К(Ф)Х во всех категориях хозяйств составил от 0,8 до 1,1%. Удельный вес К(Ф)Х в производстве зерна составляет 15,6%, объем производства товарной сельскохозяйственной продукции - 1 006 млн р.

Основная деятельность К(Ф)Х - выращивание зерновых, из них 75% зерна они продают. Из 40 респондентов только 12% состоят в каких-либо кооперативах.

В рамках приоритетного национального проекта К(Ф)Х было заключено 123 кредитных договора. Сумма кредитов составила 107 млн р., лимит субсидий по кредитам - 13 млн р., фактический объем выплаченных субсидий составил 1,6 млн р., или 12%.

Кредиты К(Ф)Х берут в основном на расширение хозяйства (47%) и (52%) чтобы сохранить хозяйство и не разориться. На сложность оформления кредита сослалось 25%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.