А. М. Евстигнеев
РАЗВИТИЕ МАЛЫХ ФОРМ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА
В МОСКВЕ
В статье дается обобщенный анализ состояния гостиничного рынка Москвыг. Рассматриваются перспективыг развития малых и мини-гостиниц, а также проблемы, возникающие при их создании. Даются предложения по стимулированию, поддержке и развитию малого гостиничного бизнеса в столице.
Ключевые слова и словосочетания: малый гостиничный бизнес, мини-отели, самозанятость населения, социальные проблемы.
Как известно, гостиничная индустрия приносит огромный доход бюджетам большинства развитых стран мира. Малый гостиничный бизнес, существующий в самых разнообразных формах и занимающий немаловажное место в этой индустрии, составляет ее неотъемлемую часть. Вклад в экономику этого вида бизнеса (денежные поступления в казну, увеличение рабочих мест, развитие самозанятости населения) постоянно находится под пристальным вниманием и опекой как государственных, так и местных органов управления большинства стран. Правительство Москвы также не оставляет без внимания этот сектор экономики. Однако этого, видимо, не достаточно.
Столичные власти заявляли о том, что в 2010 г. в Москве было запланировано завершить строительство, реконструировать, а также переоборудовать под современные гостиницы 17 объектов на 4842 места. Согласно постановлению правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. № 323-ПП «О генеральной схеме размещения гостиниц в городе Москве до 2010», к 2020 г. количество гостиниц в городе должно увеличиться на 268 объектов и достигнуть 535. При этом гостиничный номерной фонд города составит, по предварительным оценкам, более 150 тыс. мест.
Тем не менее декларированное желание столичных властей превратить Москву в туристическую Мекку постоянно сталкивается с отставанием от запланированного ввода в строй предусмотренного Генеральным планом гостиничного фонда. Как было заявлено еще на заседании Комиссии Мосгордумы по экономической политике и предпринимательству, чтобы наверстать упущенное, необходимо вводить в
2009 и 2010 гг. по 45-50% запланированного фонда, что при существующих темпах нереально.
Одним из главных вопросов при развитии индустрии гостеприимства является финансирование проектов гостиничных комплексов. Окупаемость в России гостиниц и раньше составляла порядка 5-7 лет, а сейчас во время кризиса этот период увеличится еще на несколько лет. Даже для западного инвестора это большой срок, не говоря уже о нашем отечественном инвесторе, для которого ориентир в один-два года окупаемости вложенных средств при застройке коммерческого жилья, офисного и торгового комплекса, настолько привлекательный, что позволяет забыть обо всех преференциях, предоставляемых правительством Москвы застройщикам гостиниц. Серьезный инвестор не идет в этот сектор экономики города несмотря на усилия властей. Примером тому служит программа строительства трехзвездочных гостиниц и гостиниц экономкласса, освоение площадок под застройку которых, выделенных в пределах Садового кольца и в которых остро нуждается город, не находит широкого отклика у инвесторов.
По Генеральному плану до 2010 г. номерной фонд столицы предполагалось увеличить до 554 объектов, т. е. в три раза (это за весьма короткое время). Для справки: до революции 1917 г. в Москве только в пределах Бульварного кольца было свыше 200 гостиниц. Это огромная цифра, если учесть что вся Москва в то время едва выходила за пределы сегодняшнего Садового кольца. Дальше начинались пригороды, рабочие слободы и деревни. Сейчас в пределах Бульварного кольца - около 60 гостиниц.
По планам в 2010 г. только в Центральном округе Москвы предполагалось разместить всего 132 отеля общей вместимостью 29 тыс. мест. Разница очевидна.
В настоящее время в Москве достаточное количество пяти- и четырехзвездочных отелей. Сейчас в развитии этого сегмента гостиничного рынка город уже не нуждается.
Если раньше правительство столицы позиционировало Москву как город делового и конгрессного туризма, а соответственно этому развертывалось и строительство отелей, то сейчас приоритеты несколько изменились. Пришло понимание того, что необходимо развивать и другие направления туризма, а соответственно и гостиничного бизнеса, от которых финансовые поступления в бюджет города могут быть более весомыми. Исторически сложилось так, что Москва - это промышленный, административный и культурный центр страны, куда устремляются не только потоки командированных по служебным делам, но и основные потоки гостей с познавательными целями. Если действительно есть желание увеличить туристический поток и получать от этого
существенный приток денежных поступлений в бюджет города, то нужно задействовать и другие сегменты гостиничного бизнеса. А это, как известно, отели более низкой категории, малые и микрогостиницы. Вместе с тем необходимо активно развивать внутренний туризм.
По данным управляющей компании Accord Management Group, ежегодное увеличение спроса на места в гостиницах среднего и нижнего ценового сегментов в России до 2008 г. составляло соответственно 9 и 5%. По прогнозным оценкам, с завершением кризиса эти показатели восстановятся.
По данным Пограничной службы ФСБ РФ, Москву в 2009 г. посетили 3,7 млн. зарубежных гостей, что на 9,7% меньше, чем год назад. Однако можно отметить, что падение показателей индустрии туризма существенно ниже, чем в подавляющем большинстве отраслей экономики нашей страны. Например, в ряде отраслей падение составило 70%, а в туризме - лишь 15%. У нас есть повод задуматься, насколько важен и нужен туризм.
Как передает Bigness.ru, столичные власти ожидают возрастание потока зарубежных гостей через 10 лет до 10 миллионов.
Если ориентироваться на поток иностранных туристов, приезжающих в страну и столицу с познавательными целями, то ими больше востребованы трех- и четырехзвездочные отели. Российские туристы, путешествующие с познавательными целями, в связи с дороговизной, довольствуются услугами отелей на порядок ниже. Здесь, по мнению экспертов, наметился рост интереса к малым формам организации гостиничного бизнеса. Особый маркетинговый ход для таких гостиниц -индивидуальный подход к клиентам.
Как известно, бизнес в целом и малый бизнес, в частности, стремится к развитию. Поэтому понятно желание владельцев малых гостиниц увеличить номерной фонд. Однако наличие достаточно большого количества номеров таит в себе и некоторую опасность для малого отеля - теряется сама атмосфера приватности, что ведет к снижению интереса со стороны постояльцев.
Успех мини-отелей, все чаще заявляющих о себе на рынке, объясняется их расположением непосредственно в историческом центре города.
Клиентоориентированная и грамотная маркетинговая политика, а также гибкость в принятии управленческих решений позволяют и малым, и мини-отелям не только добиваться достаточно высокой запол-няемости, но и, что очень важно, успешно преодолевать одну из главных проблем гостиничного бизнеса - сезонные колебания заполняемо-сти.
Естественное преимущество мини-отелей перед крупными, ориентированными на работу с большими туристическими потоками, в том, что они в силу своей специфики имеют дело в основном с индивидуальными туристами.
Широкое развитие мини-отели, наряду с другими регионами, получили в Санкт-Петербурге. Благодаря сохранившейся массовой исторической застройке центральных районов он является лидером в данном виде гостиничного бизнеса.
Примечательно и то, что в последнее время стали выстраиваться взаимовыгодные отношения между турфирмами и мини-отелями. Многие операторы на туристическом рынке пересматривают свое отношение к мини-отелям. Если раньше они считали, что трудно работать с мини-отелями, имея для размещения обычные группы в составе 45-50 человек, то сегодня при росте доли индивидуального и семейного туризма, привлекательность мини-отелей возрастает. Учитывая то, что контингент индивидуального туризма в значительной мере формируется за счет командированных, мини-отели могут предлагаться как дополнительный вариант размещения при проведении конгрессов и симпозиумов.
В настоящее время в стране сформировалась прослойка населения, которая стала задумываться о вложении своих средств в бизнес, часто непрофильный их прежнему роду деятельности. Так, из всех видов инвестиций в коммерческую недвижимость для относительно небольших вложений, по мнению экспертов, наиболее привлекательным будет рынок мини-отелей. Ближайшие несколько лет, по их мнению, здесь будет наблюдаться постепенный устойчивый рост. Наиболее перспективным для инвестиций эксперты полагают сегмент мини-отелей экономкласса. В Санкт-Петербурге, например, есть мини-отели всех категорий. По данным на 1 декабря 2009 г. в городе функционирует 622 гостиницы на 26916 номеров, в том числе 467 мини-гостиницы (до 50 номеров) и 34 хостела. Еще порядка 350 объектов гостиничной инфраструктуры находится на разных стадиях строительства. Значительное количество мини-гостиниц позиционируют себя в бизнес-классе. Несмотря на казалось бы изобилие именно мини-отелей, в Петербурге явно не хватает современных мини-отелей экономкласса с соответствующей ценой. При этом ввод в эксплуатацию гостиничных номеров в городе растет из года в год нарастающими темпами. В 2008 г. было введено в строй 1295 номеров гостиниц всех уровней, в 2009 г. - 1404 номера (и это в период кризиса).
Предполагается, что мини-отели экономкласса будут наиболее активно создаваться за пределами исторического центра, где ниже и стоимость недвижимости, и соответственно цена выхода на рынок.
Скорее всего, они будут располагаться в зонах шаговой доступности от станций метро. Гостиницы экономкласса и хостелы могут располагаться и в центре Санкт-Петербурга при условии грамотного менеджмента и максимальной загрузки.
Кроме того, в значительной мере за счет конкуренции с мини-отелями продолжится сокращение рынка посуточной аренды квартир. По данным Российского союза туриндустрии, за последние два-три года этот рынок в Санкт-Петербурге уменьшился приблизительно на треть -с 15 до 10 тыс. квартир.
Вместе с тем сегмент мини-отелей в Москве развит слабо. На их долю приходится менее 10% общего объема рынка. Объясняется это тем, что затраты на создание мини-гостиниц выше, как в расчете на квадратный метр, так и на номер, чем при строительстве обычных отелей. Если же мини-отель предполагается расположить в жилом фонде, то здесь таятся трудности по переводу жилого фонда в нежилой, в получении разрешения на перепланировку, реконструкцию и ремонт коммуникаций. Кроме того, инвестор должен расселить прежних жильцов. В столице затраты на это существенно выше, чем в других городах страны. Эксперты считают, что развитие мини-отелей в столице невозможно без поддержки властей. Тем не менее постепенно положение должно выравниваться.
Эксперты объясняют невысокие показатели по числу иностранных туристов, приезжающих в Москву, во многом тем, что в городе ощущается дефицит гостиниц среднего ценового уровня и соответствующего европейского уровня обслуживания, который наиболее востребован. Однако чиновники заявляют, что это не так. По их словам, почти 2/3 в структуре номерного фонда занимают трехзвездочные гостиницы. Ежегодно вводятся десятки гостиниц. Однако существует и другая проблема - темпы строительства гостиниц не должны опережать темпы роста туристического потока.
Опасения чиновника вполне понятны. Но выход надо искать в другом - не в искусственном торможении развития гостиничного сектора, а в привлечении дополнительного количества туристов.
Так, озвучена программа развития туристического потенциала под названием Золотое кольцо Москвы с целью большего привлечения гостей, приезжающих с культурно-познавательными целями. В рамках этой программы было бы весьма привлекательно объединить усилия туристических администраций Москвы и городов Золотого кольца России. Для этого необходимо на уровне мэров городов договориться о том, чтобы Москва стала начальным или конечным пунктом большого туристического маршрута. При этом часть туристического потока, непосредственно прибывающего в эти города, не должна быть ориентиро-
вана только на Москву. Ведь есть еще и ближайшее Подмосковье - золотой венок усадеб, монастырей. Привлечение под эту программу гостей неминуемо потребовало бы необходимость задержаться в городе на один-два дня с соответствующими расходами, что естественно, повлекло бы оживление интереса и к развитию малого бизнеса, и микрогостиничного бизнеса. Выросли бы и поступления в казну города. Правительство Москвы могло бы выступить здесь как регулирующий и координирующий орган.
В настоящее время в Москве, по сравнению с другими столицами мира, двух- и трехзвездочных гостиниц очень мало. Соответственно отсутствует и конкуренция, а где нет конкуренции, не может быть достойного соотношения цена - качество. При этом в столице постоянно происходит вывод из обращения этого номерного фонда, в связи со сносом и реконструкцией гостиничных объектов. Поэтому даже в кризис загрузка в Москве отелей экономкласса продолжает оставаться достаточно высокой и несравнимой с загрузкой отелей такого же сегмента большинства столичных городов мира. Отсюда как одно из следствий -постоянный рост цен на их услуги. Владельцам заманчиво получить дополнительную прибыль, не прикладывая к этому усилий и не улучшая гостиничный сервис.
В Москве существует большое количество проектов строительства трехзвездочных гостиниц за пределами центра Москвы, где размещение отеля высокой категории для инвестора совершенно не привлекательно. Строительство трехзвездочных отелей запланировано в районе Третьего транспортного кольца и за его пределами. В спальных районах предусмотрено строительство даже двухзвездочных гостиниц. Встает вопрос: поощряется ли строительство недорогих отелей? Вот как озвучил ответ на этот вопрос одному из интернет-изданий президент ОАО ГАО «Москва» А. Кривошеин: «Нас интересует лишь увеличение номерного фонда и внятная ценовая конкуренция». Из этого можно понять, что инвестор, изъявивший желание вложить деньги в развитие малого и мини-гостиничного бизнеса, предоставлен по большому счету сам себе. И это в условиях достаточно неопределенного федерального законодательства, касающегося как малого, так и мини-гостиничного бизнеса.
Приступая к строительству мини-отелей, владельцы будущих гостиниц сталкиваются со многими проблемами. Чаще всего гостиницы размещаются в выкупленных, а затем перестроенных старых коммунальных квартирах жилых домов. Для того чтобы зарегистрировать гостиницы в официальном порядке потребуется перевести квартиры в нежилой фонд. Основной массе предпринимателей это не под силу, так как необходимы значительные затраты. Да и само оформление растяги-
вается по времени. По мнению участников гостиничного рынка Санкт-Петербурга, от 50 до 70% малых отелей до сих пор располагаются в жилом фонде и оформлены на физических лиц. Их деятельность ограничивается посуточной сдачей квартир в аренду на условиях оформления договоров с постояльцами. Практика сдачи квартир в наем широко распространена и юридически не запрещена. Однако формального права называться гостиничным объектом у таких заведений нет.
Что касается ГОСТов, СНиПов, а также пожарных и санитарных норм, применяемых и к гостиницам, и к жилым помещениям, то они совершенно не подходят к современным условиям и не менялись с советских времен. Даже оформленная по всем правилам заявка на перепланировку может быть отвергнута только потому, что по нормативам в жилом помещении не должно быть больше двух туалетных комнат. Значит получить сертификат соответствия невозможно. А отсутствие сертификата не дает разрешения на организацию питания для постояльцев и т. д. Отсюда и нелегально работающие малые и мини-отели, которых, по оценкам экспертов, в Санкт-Петербурге, насчитывается до 15%. По правилам пожарной безопасности в местах проживания туристов также должна быть вторая лестница для эвакуации. А сделать этого в большинстве случаев не представляется возможным, особенно для отелей, располагающихся на 2-3-х и выше этажах. В итоге количество отелей, работающих по теневой схеме по всей стране, не поддается точному учету. Для борьбы с этим явлением необходимо упростить процедуры перевода жилых помещений в нежилой фонд.
При введении в строй и легализации малых и мини-гостиниц возникают противоречия между проверяющими органами. Нужно изменять устаревшие федеральные правила и разрабатывать городские стандарты для малых отелей, а также городские правила СЭС. Необходимо разработать свод документов, регулирующих гостиничную отрасль, и адаптировать их к особенностям функционирования малых отелей, привести в порядок противоречащие друг другу нормативы и принять единый федеральный закон. К сожаленью, вопросы, касающиеся регулирования сектора малых и мини-отелей на региональном и федеральном уровне до настоящего времени, не решены.
Преобразование жилого фонда в мини-гостиницы играет положительную роль в развитии рынка гостиничных услуг. Перевод жилого фонда в нежилой для использования под гостиницы способствует выходу данного бизнеса из тени. В обеих столицах наблюдается огромный спрос на отели такого типа. Однако в Москве данный сегмент гостиничного бизнеса почти не развивается - инвесторы не считают мини-гостиничный бизнес перспективным для себя направлением.
Сегодня офисные и торговые объекты не столь привлекательны как раньше, и у гостиничного сектора хорошие перспективы. Даже в кризис гостиницы приносят немалый доход. Невзирая на некоторый спад в отрасли, гостиницы - это бизнес, на услуги которого всегда есть спрос (путешествия, командировки, конференции, съезды и т. д.).
Конкурентным преимуществом гостиниц в Москве сегодня являются их расположение и статус. Бизнес-туристы не хотят менять свои привычки. Если президент фирмы или директор предприятия, топ-менеджер, приезжая в столицу, останавливались в отелях высокой ценовой категории (четырех-, пятизвездочных), то они и будут в них останавливаться невзирая ни на какой кризис. Статус не позволяет. Трехзвездочные отели не для них. Они ориентируются в основном на иностранного массового туриста, а также российского туриста, представителя среднего класса.
Интересно, что менее всего кризис отразился на выборе деловой публикой гостиниц: против ожиданий повсеместного снижения уровня размещения не произошло. Некоторые туристы не только не снизили уровень своего комфорта, а напротив, даже повысили категорию отеля. Вместе с тем отели сами начали снижать цены в прошлом году, а у клиентов появился выбор. Если раньше туристам в конкретном ценовом диапазоне предлагался один подходящий отель, то сейчас можно выбирать из 5 и более вариантов гостиниц.
Москва как столица, несмотря на общий спад туристических потоков, продолжает притягивать интересы совершенно разных слоев общества - руководителей компаний, студентов, иностранных пенсионеров, имеющих возможность позволить себе путешествия, в отличие от наших.
В условиях экономического спада, инвестиционная политика операторов гостиничного рынка в 2009 г. значительно изменилась: вложения средств стали тяготеть к более краткосрочным. И здесь акцент переносится на малые формы в гостиничной индустрии.
Гостиничный бизнес в последнее время привлекает к себе все большее внимание. При этом популярностью пользуются не многомиллионные проекты больших гостиничных комплексов, а так называемые мини-отели. Мини-отели практически есть везде. Во всех странах Европы они давно заняли свою нишу, став одним из ключевых элементов гостиничной индустрии.
Тем не менее в гостиничном бизнесе Москвы по-прежнему ощущается дефицит. Выход из этого - развитие частных мини-отелей и сетей апартаментов, опираясь на опыт Санкт-Петербурга. Но можно пойти и своим путем. Необходимо продумать комплекс мер по стимулированию семейного микробизнеса в гостиничной индустрии города: вы-
деление долгосрочных кредитов, крупных безвозмездных дотаций на начало этого бизнеса и т. д. Все это целесообразно осуществлять не на конкурсной основе как это принято сейчас, а на каких-то других принципах. Например, власти города берут на себя переоборудование помещений под микрогостиницы и приглашают на управление претендентов, прошедших обучение по программе, разработанной правительством Москвы для управляющих таким бизнесом, сдавших квалификационные экзамены и набравших наибольшее количество баллов. Это тоже конкурс, но другого рода - конкурс знаний, желания работать в этом бизнесе, умения, а не денег. По истечении определенного времени в случае успешного ведения дела бизнес продается управляющему с рассрочкой платежа по рыночной стоимости. Нужно использовать административный ресурс, чтобы стимулировать приход в этот бизнес широких слоев населения столицы.
Таким образом, растет средний класс и предоставляется возможность подняться выше по социальной лестницы. Инвесторы и бизнесмены, имеющие средства, сами придут в этот бизнес, как только почувствуют конъюнктуру. Сейчас он их не привлекает. Поэтому у правительства Москвы есть возможность, хотя бы частично, решить двуединую задачу: развить в городе микрогостиничный бизнес и решить социальные проблемы некоторой части москвичей, сократив отчасти безработицу.
Список литературы
1. Алпутов С. Ю. Трудно быть в России предпринимателем! // Российское предпринимательство. - 2009. - Вып. 2. - № 1.
2. Волковский В. Г. Формирование механизма управления взаимодействием органов власти и бизнес-структур сферы малого и среднего предпринимательства // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2010. - № 1 (31).
3. Кынтиков М. В. Развитие человеческих ресурсов как фактор повышения конкурентоспособности компании // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2010. -№ 3 (33).
4. Полежаев А. Л. Механизм государственной поддержки развития малого бизнеса в системе мер по преодолению последствий финансового кризиса в России // Экономические науки. - 2009. - № 1 (60).