Научная статья на тему 'Развитие малого предпринимательства в сфере массовой информации как фактор укрепления независимости информационной политики'

Развитие малого предпринимательства в сфере массовой информации как фактор укрепления независимости информационной политики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
308
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / MEDIA / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL BUSINESS / МИКРОПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / INFORMATION POLICY / СВОБОДА СЛОВА / FREEDOM OF SPEECH / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И ЧАСТНЫЕ МЕДИА / PUBLIC AND PRIVATE MEDIA / MICRO-BUSINESS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Эмирова Гури Абдурагимовна

В статье дается анализ проблемы финансовой зависимости современных СМИ, в т. ч. и журналистов Республики Дагестан, не позволяющей им в полной мере реализовать профессиональные задачи по объективному освещению общественно-политической ситуации, сложившейся как в самой республике, так и за ее пределами. По статистике большинство каналов СМИ (печать, радио, телевидение и др.) в настоящий момент сталкиваются с дефицитом средств, связанных с падением прибыли от рекламы, являющейся едва ли не единственным источником доходов для коммерческих изданий. Рост рекламных прибылей ощущают только интернет-издания и развлекательные телеканалы, тогда как серьезная и качественная журналистика всерьез задумывается о поиске альтернативных источников доходов. Автор ссылается на положительно зарекомендовавший себя опыт создания микрои малых предприятий на базе СМИ, способных покрыть расходы, связанные с созданием и выпуском информационной продукции. Это может стать дополнительным источником доходов редакций и серьезным шагом к формированию устойчивых бюджетов. С учетом регионального рынка потребления в цепочке спрос-приложения автор предлагает реализовать новые коммерческие инициативы, которые позволят республиканским СМИ выйти на качественный уровень производства информационной продукции и услуг, востребованных населением республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN THE AREA OF MASS MEDIA AS A FACTOR OF STRENGTHENING INDEPENDENCE OF INFORMATION POLITICS

The manuscript analyzes the problem of financial dependence of modern mass media including journalists of the Republic of Dagestan which does not allow them to fully realize their professional duties of objective presentation of the social and political situation that formed both in the republic itself, and outside of its borders. Based on statistics, at the present moment, the majority of mass media channels (newspapers and magazines, radio, TV, etc) face a deficit of funds stemming from the drop of profits from advertising that is practically the only source of income for commercial publications. Growth of advertising revenues is only felt by Internet publications and entertainment channels while serious and high quality journalism is seriously contemplating looking for alternative sources of income. The author refers to the experience of a positive track record of creating micro and small businesses on mass media foundation able to cover expenses connected with creating and publishing information products. This can become an additional source of income of editorial boards, and a serious step towards forming stable budgets. Taking into account the regional consumption market in the supply-demand chain, the author suggests implementing new commercial initiatives that will allow mass media from the Republic to create information products and services on a high quality level enter a high quality level that will be sought after by the population of the republic.

Текст научной работы на тему «Развитие малого предпринимательства в сфере массовой информации как фактор укрепления независимости информационной политики»

Экономика предпринимательства

ЭМИРОВА Г.А.

РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ФАКТОР УКРЕПЛЕНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ ИНФОР МАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация. В статье дается анализ проблемы финансовой зависимости современных СМИ, в т. ч. и журналистов Республики Дагестан, не позволяющей им в полной мере реализовать профессиональные задачи по объективному освещению общественно-политической ситуации, сложившейся как в самой республике, так и за ее пределами. По статистике большинство каналов СМИ (печать, радио, телевидение и др.) в настоящий момент сталкиваются с дефицитом средств, связанных с падением прибыли от рекламы, являющейся едва ли не единственным источником доходов для коммерческих изданий. Рост рекламных прибылей ощущают только интернет-издания и развлекательные телеканалы, тогда как серьезная и качественная журналистика всерьез задумывается о поиске альтернативных источников доходов. Автор ссылается на положительно зарекомендовавший себя опыт создания микро- и малых предприятий на базе СМИ, способных покрыть расходы, связанные с созданием и выпуском информационной продукции. Это может стать дополнительным источником доходов редакций и серьезным шагом к формированию устойчивых бюджетов. С учетом регионального рынка потребления в цепочке спрос-приложения автор предлагает реализовать новые коммерческие инициативы, которые позволят республиканским СМИ выйти на качественный уровень производства информационной продукции и услуг, востребованных населением республики.

Ключевые слова: СМИ, малое предпринимательство, микропредпринимательство, информационная политика, свобода слова, государственные и частные медиа.

EMIROVA G.A.

DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN THE AREA OF MASS MEDIA AS A FACTOR OF STRENGTHENING INDEPENDENCE OF INFORMATION POLITICS

Abstract. The manuscript analyzes the problem of financial dependence of modern mass media including journalists of the Republic of Dagestan which does not allow them to fully realize their professional duties of objective presentation of the social and political situation that formed both in the republic itself, and outside of its borders. Based on statistics, at the present moment, the majority of mass media channels (newspapers and magazines, radio, TV, etc) face a deficit of funds stemming from the drop of profits from advertising that is practically the only source of income for commercial publications. Growth of advertising revenues is only felt by Internet publications and entertainment channels while serious and high quality journalism is seriously contemplating looking for alternative sources of income.

The author refers to the experience of a positive track record of creating micro and small businesses on mass media foundation able to cover expenses connected with creating and publishing information products. This can become an additional source of income of editorial boards, and a serious step towards forming stable budgets. Taking into account the regional consumption market in the supply-demand chain, the author suggests implementing new commercial initiatives that will allow mass media from the Republic to create information products and services on a high quality level enter a high quality level that will be sought after by the population of the republic. Keywords: Media, small business, micro-business, information policy, freedom of speech, public and private media.

Средства массовой информации всегда стремились к независимости и свободе политических взглядов. Уровень свободы СМИ на протяжении веков выступал мерилом качества политической системы и экономического благосостояния общества.

Однако наличие политических свобод в рыночных условиях не всегда является залогом того, что СМИ будут в состоянии воспользоваться ими, так как финансовая зависимость изда-

ний периодической печати, телевидения, радио и интернет-СМИ от коммерческого сектора либо от дотаций и субсидий государства выступает мощнейшим регулятором информационной политики.

Вопреки своему желанию и принципам свободной журналистики СМИ вынуждены искать финансовую поддержку, которая непременно отражается на содержании публикаций и, в конечном счете, создает деформацию общественного мнения в пользу заинтересованных сторон.

Особенно остро эти процессы протекают в регионах, где большинство изданий СМИ являются стабильно убыточными, а значит, зависимыми от тех, кто поддерживает их систему жизнеобеспечения.

Не исключением из этого общего правила являются и СМИ, функционирующие на территории Республики Дагестан. На сегодняшний день здесь издаются газеты на 14 языках народов республики. Среди них 42 газеты районов РД, а также журналы как коммерческого, так общественно-политического и культурно-просветительского характера («Народы Дагестана», «Женщины Дагестана» и др.). Кроме того, функционируют телекомпании: РГВК «Дагестан» им. Гаруна Курбанова», филиал ФГУП «ВГТРК» — «ГТРК «Дагестан», ТВРК «Прибой», ТРК «Столица» и другие телекомпании, более 25 радиостанций, в числе которых и местные радиоканалы, вроде «Страны гор».

Особое место среди медиа-продукции, выпускаемой на территории РД, занимают общественно-политические издания. На протяжении десятков лет официальным информационным рупором республики является ежедневная газета «Дагестанская правда». Особое место в линейке коммерческой печатной продукции занимают еженедельники «Новое дело», «Черновик», «Свободная Республика» и др.

Все республиканские и местные СМИ, вне зависимости от формы собственности, в той или иной мере испытывают дефицит финансовых средств, который напрямую влияет на конкурентоспособность издания и возможность осуществлять независимую политику, давать взвешенные объективные оценки общественно-политическим событиям, происходящим как в самой республике, так и за ее пределами.

Решать финансовые проблемы СМИ вынуждены самостоятельно, и здесь нет другого выбора, как обратиться за господдержкой (этот путь выбрали издания на национальных языках) или привлечь средства спонсоров, которые рано или поздно конвертируются в кабальную зависимость от их указаний и пожеланий.

Однако Законом РФ о средствах массовой информации [1] не запрещен такой вариант обретения собственной финансовой независимости СМИ как организация малых предприятий, функционирующих параллельно с деятельностью редакции и зарегистрированных в соответствии с законом, способных принести в бюджет редакции на выполнение уставных задач немалые средства, получаемые от осуществления коммерческой деятельности. В соответствии с Законом РФ о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [2] становится возможным не только создать малые предприятия, но и, в ряде оговоренных законом случаях, получить государственную поддержку.

Причем под общим понятием «коммерческая деятельность» (куда входит и рекламная продажа полос в печатных СМИ, минут — на телевидении и радио, блоков и модулей — в интернет-СМИ и т. д.) мы будем понимать исключительно микро- и малое предпринимательство или, иначе, — организацию прибыльных подразделений редакции, связанных с удовлетворением растущего спроса населения в издательской продукции, услугах по сервису электронной техники, создание фотолабораторий, видеосалонов и т. д.

Анализ потребительского рынка РД показывает, что спрос на сектор услуг такого характера имеет стабильную тенденцию к росту, а значит, у журналистов появляется возможность реализовывать основную деятельность за счет средств, полученных от дополнительных коммерческих предприятий.

Как отмечает российский экономист С. М. Гуревич, подобная коммерческая деятельность становится одним из важнейших источников доходов СМИ и прибыли, превышающих выручку от реализации тиража [3].

Однако этот источник доходов редакции в условиях республики в настоящий момент совершенно не использован. Сказывается узость представлений журналистов о вариантах при-

Эмирова га

развитие малого предпринимательства в сфере массовой информации как фактор укрепления независимости __информационной политики -

влечения средств и увеличения доходов. Между тем Республика Дагестан уверенно занимает лидирующие позиции среди регионов Российской Федерации по темпам экономического роста. На этом фоне появляется уверенность в скорейшем решении финансовых проблем средств массовой информации республики, ведь общая тенденция должна непременно отразиться на экономической жизнеспособности и этого важнейшего сектора экономики республики.

В 2015 г. Правительство РФ увеличило в два раза предельные значения годовой выручки для отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства. Для отдельных категорий предпринимателей этот критерий составил следующие значения: микропредприятия — 120 млн руб.; малые предприятия — 800 млн руб.; средние предприятия — 2 млрд руб. По мнению правительства, это позволит расширить круг предприятий, имеющих право принимать участие в государственных и муниципальных программах поддержки малого и среднего предпринимательства [4].

При этом общая устремленность к получению прибыли не должна перекрывать основные задачи СМИ как посредника между властью и народом. «В профессиональном сообществе инициируется дискуссия об эффективности государственных СМИ, где под эффективностью все чаще понимаются только хозяйственные аспекты деятельности, "сведение дебета и кредита". Безусловно, отдача от работы государственных учреждений должна быть измеримой, именно поэтому тенденция развития дагестанских государственных СМИ последних лет — это курс на снижение затрат и рост доходов» [5].

На основании этого можно сделать вывод о целесообразности продолжения взятого курса на снижение затрат и рост доходов, совершенствуя и расширяя тенденцию за счет использования новых методов укрепления финансовой устойчивости государственных, общественных и частных СМИ.

Рынок информационной продукции РД зачастую избегает анализа за счет того, что основные финансовые показатели негосударственных СМИ строго конфиденциальны, в отличие от открытых финансовых отчетов государственных изданий. Статистика этого сектора весьма наглядна: рост эффективности государственных СМИ Республики Дагестан в 2014 г. составил 5,89 пункта, для сравнения: в 2013 г. индекс эффективности составил 5,15%. Рост доходов в 2014 г. по отношению к 2013 г. составил 4,24%, а снижение затрат на содержание СМИ в 2015 г. составляет 3,79% [5].

Значит ли это, что государственным СМИ возвращается их былой статус и авторитет, растут подписки и розничная продажа? Анализ этих показателей позволяет сделать вывод, что, несмотря на по-прежнему низкую окупаемость расходов на производство и текущий спад продаж, издания, вроде «Дагестанской правды», действительно высоко держат планку качественной журналистики, свободной от навязчивого давления рынка и власти.

Для обретения финансовой независимости, не связанной со спонсорами и господдержкой, многим редакциям приходится создавать дополнительные микропредприятия и предприятия малого бизнеса. Наиболее распространёнными формами являются самостоятельно функционирующие в составе СМИ отделы рекламы и приложений, издательские отделы, редакционные информагентства, способные продавать информацию и фото-видеоматериалы.

Опыт развития этого сектора доходной части бюджета редакции привел к таким формам предпринимательской деятельности, как создание риэлтерских служб в составе СМИ (например, в городской газете «Мичуринская правда» (Тамбовская область)) или производство баннеров, афиш, визиток, бланков для учреждений и предприятий и др. Очень распространено по стране создавать при небольших СМИ компьютерные центры, оказывающие услуги по верстке, набору и сочинению текстов.

В ряде регионов популярностью пользуются созданные при редакциях юридические консультации, «правовые бюро» и даже коммерческие курсы иностранных языков. Возможности в этом направлении безграничны, вплоть до создания сети ресторанов быстрого питания под брендом какого-либо издания. Такие попытки уже предпринимались, к примеру, редакцией известной санкт-петербургской газеты «Час Пик».

Одним из главных препятствий на пути подобной «коммерциализации» является проблема недостатка знаний экономической теории и бизнес-практики журналистов. Многие региональ-

66

www.rppe.ru

ные и муниципальные СМИ не в состоянии перевести свою деятельность на «коммерческие рельсы». Между тем теоретики сходятся во мнении, что важнейшим условием ускоренного развития предприятий деловых средств массовой информации является реализация триединого подхода — расширенное и эффективное использование принципов информационного предпринимательства, преимуществ малого бизнеса и методов делового проектирования [6].

Еще одним ноу-хау, рекомендуемым СМИ, может стать пример газеты «The Texas Tribune» (США), сделавшей своим дополнительным бизнесом организацию общественно значимых мероприятий. Это СМИ признано наиболее успешным в мире с точки зрения медиа-бизнеса, оно существует целиком за счет огромных средств, получаемых за организацию своих фестивалей, конкурсов и дискуссий. Плюсы подобной бизнес-инициативы в том, что, с одной стороны, журналисты не выходят за рамки своих профессиональных компетенций и не привлекают специалистов иного профиля, как в случае с организацией микропредприятий, приведенных выше, а с другой — они производят совершенно новый контент, оформившийся в дополнительный бизнес.

Этот пример в России успешно подхвачен газетой «Ведомости», что позволяет надеяться, что у региональных СМИ также хватит упорства и профессионализма в освоении новых горизонтов в целях привлечения финансовых средств и обретения информационной независимости.

Литература

1. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 13.07.2015) о средствах массовой информации (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015). — URL : http://www.consultant.ru/popular/smi/ (дата обращения: 12.09.2015).

2. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации //Российская газета, 31.07. 2007. № 4427. С. 23.

3. Гуревич, С. М. Экономика отечественных СМИ. — М. : Аспект-пресс, 2004. С. 162.

4. Изменились критерии признания предпринимателей субъектами малого и среднего бизнеса. — URL : http://www.garant.ru/news/637174Mixzz3qEjzEQdj (дата обращения: 18.09.2015).

5. Аджиев, А. СМИ: кредит доверия измеряется не рублем //Дагестанская правда. 29 мая. 237-238. С. 3.

6. Черкасов, Н. В. Малое предпринимательство в сфере массовой информации : дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05: М, 2005. РГБ ОД, 61:05-8/4515. С. 45-50.

References:

1. Law of the Russian Federation of 27.12.1991 N 2124-1 (ed. by 13.07.2015) on mass media (rev. and ext., joined. in force from 09.15.2015).— URL : http: / /www.consultant.ru/popular/smi/ (date of treatment: 09/12/2015).

2. The Federal Law of the Russian Federation of July 24, 2007 № 209- FL on the development of small and medium enterprises in the Russian Federation //Rossiyskaya Gazeta, 31.07. 2007. № 4427. P. 23.

3. Gurevich, S. M. The economy of the domestic media. — M. : Aspect Press, 2004.

4. To change the criteria for the recognition of entrepreneurs of small and medium-sized businesses. — URL : http://www.garant.ru/news/637174Mixzz3qEjzEQdj (date of treatment: 09/18/2015).

5. Adzhiev, A. Media : credibility is not measured by the ruble //Dagestan truth. May 29. 237-238. P. 3.

6. Cherkasov, N. V. Small business in the field of mass media : dis. ... cand. econ. sciences: 08.00.05: Moscow, 2005. RSL OD, 61: 05-8 / 4515. P. 45-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.