ГАЗИЕВ Г.М., МАГОМЕДОВ Р.М.
РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДАГЕСТАНА
В статье проводится сравнительный анализ состояния социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Дагестан, и определены основные направления обеспечения повышения уровня этого развития. В качестве рационального (ресурсоэкономного) направления повышения уровня социально-экономического развития Республики Дагестан выделено развитие малого предпринимательства. На основе анализа современного состояния развития малого предпринимательства в Республике Дагестан определены основные направления господдержки предпринимательства.
GAZmVО.М, MAGOMEDOVR.M.
DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS - AS THE IMPORTANT DIRECTION OF MAINTENANCE OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF DAGESTAN
In article the comparative analysis of a condition of social and economic development of the Russian Federation and Republic Dagestan is carried out, and the basic directions of maintenance of increase of level of this development are defined. As a rational direction of increase of level of social and economic development of Republic Dagestan development of small business is allocated. On the basis of the analysis of a current state of development of small business in Republic Dagestan the basic directions of State support of business are defined.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, доход, инвестиции, предпринимательство, малые предприятия, занятость, безработица.
Keywords: social-economic development, incom, investments, enterprise, small businesses, employment, unemployment.
Начиная с 2000 года, в России наблюдается положительная тенденция в развитии экономики. ВВП России за период 2000-2007 гг. вырос на 70,1% и достиг 32988,6 млрд. рублей, реальные доходы на душу населения выросли в 2,5 раза, инвестиции в основной капитал - более чем 3 раза.
Благодаря позитивному воздействию некоторых внешних и внутренних факторов, а также активной поддержке федерального центра, с 2000 года экономика Дагестана восстанавливается высокими темпами, значительно опережая темпы роста в целом по стране и ЮФО. Макроэкономические индикаторы роста экономики республики Дагестан, Российской Федерации и ЮФО в 2000-2007гг. приведены в таблице 1.
Особое значение для республики имеет рост обобщающего показателя валового регионального продукта (ВРП). За 2001-2006 гг. его объем в сопос-
тавимых ценах вырос в 2,3 раза, существенно вырос за это время и показатель ВРП в расчете на душу населения.
При высоких темпах роста основных показателей в целом социально-экономическое положение республики по сравнению с Российской Федерацией и ЮФО пока остается весьма сложным.
В республике на конец 2007 года проживали 1,7 процента населения страны и 1,64 процента экономически активного населения, но произвели лишь 0,6 процента от ВРП РФ, только 0,1 процента объема промышленной продукции и 1,8 процента продукции сельского хозяйства. Доля инвестиций в основной капитал составляла 0,88 процента. В 2007 году отставание Дагестана от России по основным показателям составило: по ВРП в расчете на душу населения - в 3,3 раза, по инвестициям в основной капитал в расчете на одного человека - в 2,14 раза, по среднемесячным денежным доходам населения - в 1,56 раза.
Таблица 1.
Макроэкономические индикаторы развития Республики Дагестан (РД) в
сравнении с РФ
'в сопоставимых ценах; в процентах к п редыдущему году)
2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2006 г.к 2000г.(%)
Валовой региональный продукт
Республика Дагестан 114,9 119,0 111,1 113,9 115,9 115,2 112,1 2,3 р.
ЮФО 111,6 107,9 106,0 104,5 110,3 106,7
Российская Федерация 110,7 106,0 105,6 107,6 107,4 106,4 106,7 146,5
Индекс потребительских цен
Республика Дагестан 112,2 117,4 114,7 109,5 109,1 110,5 108,9 193,6
Российская Федерация 120,2 118,6 115,1 112,0 111,7 110,9 109,0 206,4
Индекс промышленного производства
Республика Дагестан 100,9 102,9 108,8 94,7 115,1 135,0 112,5 180,4
Российская Федерация 108,7 102,9 103,1 108,9 108,3 104,0 103,9 135,2
Продукция сельского хозяйства
Республика Дагестан 107,7 119,3 107,2 112,9 109,1 109,0 105,6 181,3
Российская Федерация 107,7 107,5 101,5 101,3 103,0 102,4 102,8 119,8
Инвестиции в основной капитал
Республика Дагестан 137,6 132,5 83,9 118,6 126,7 123,1 128,1 2,7 р.
Российская Федерация 117,4 110,0 102,8 112,6 111,7 110,7 113,7 178,8
Реально располагаемые денежные доходы населения
Республика Дагестан 126,4 115,7 118,8 125,6 144,7 129,1 122,0 4,4 р.
Российская Федерация 113,4 108,7 110,8 114,6 111,2 110,5 110,1 189,1
Следует также отметить:
1. В республике в большей степени инвестировалось жилищное строительство - 28,5% (по России-13,3%), а капитальные вложения в основном направлялись на расширение пассивной части основных фондов. В 2007 г. в республике на воспроизводство активной части основных
фондов направлено только 20,2% капитальных вложений (в РФ-37,4%). Обеспеченность экономики основными фондами составляла 0,184 млн. руб. на человека (по РФ в целом - 3,8 млн. руб. на чел.).
2. В Дагестане в 2007 г. 13,73% населения имели денежные доходы ниже прожиточного минимума, тогда как в целом по стране этот показатель имел значение - 6,7%.
3. В Республике Дагестан в 2007 г. было безработных 248,6 т. человек, что составляло 20,2% от экономически активного населения республики. При этом 95,6% безработных имели высшее или среднее образование, 36,8% безработных имели профессиональное образование, а 59% безработных - это люди, которые имели опыт трудовой деятельности.
На основании проведенного анализа социально-экономического развития РД и состояния ее ресурсного потенциала можно заключить, что необходимы срочные меры по активизации экономического развития республики и наиболее эффективным направлением активизации экономики является повышение степени использования трудового потенциала, т.е. повышение занятости населения. Общеизвестным является, что для повышения занятости населения необходимо расширять существующие и создавать новые производственные мощности. Для этого нужны объемные капитальные вложения.
Сегодня в условиях мирового финансового кризиса наиболее доступным и ресурсоэкономным направлением повышения занятости населения, а следовательно, и обеспечения социально-экономического развития республики является развитие малого предпринимательства.
Необходимость развития малого предпринимательства и его преимущества обосновывается следующим:
1. Малое предпринимательство представляет собой большой слой мелких собственников, которые в значительной мере определяют социально-экономический и политический уровень развития страны. Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабилизации политического климата в стране.
2. Малое предпринимательство - наиболее гибкая форма деловой жизни. Именно в этом секторе экономики создается основная масса идей, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса; тем самым крупное производство дополняется возможностями малого предпринимательства.
3. Являясь одновременно и производителями, и потребителями товаров и услуг, малые предприятия имеют возможность чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. С другой стороны, малое предпринимательство в большей мере зависит в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры, в связи с чем возникает необходимость выравнивания различия в объективных возможностях крупных и мелких предприятий путем соответствующих регуляторов.
4. В условиях России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, создание и развитие сектора малого предпринимательства становится основой социальной и производственной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рынку. При этом государство в ответ на поддержку получает возможность формирования среднего класса, способного самостоятельно обеспечить собственное благосостояние и достойный уровень жизни, снимая определенную долю бремени социальной защиты.
5. Деятельность в сфере малого бизнеса - достаточно эффективная форма пополнения бюджета страны и ее субъектов. В 2008 году от малого бизнеса в консолидированный бюджет Дагестана поступило 1135,0 млн. рублей, а за девять месяцев текущего года - 1509,5 млн.рублей.
6. Неизбежная реструктуризация экономики объективно ведет к тому, что все большее число граждан вынуждено заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью. В этих условиях сектор малого предпринимательства будет создавать новые рабочие места, обеспечит снижение уровня безработицы и социальной напряжeннocти в стране и в ее субъектах.
7. Массовое развитие малого предпринимательства способствует изменению психологии иждивенчества по отношению к государству и снимает с него ряд серьезных забот.
Дальнейшее проведение экономических реформ, становление рыночных отношений во многом зависят от развития малых предприятий (МП), которые являются необходимым условием и слагаемым социально ориентированной конкурентной экономики. Без массового развития МП нельзя создать имманентную рыночному хозяйству многоукладную экономику, обеспечить многообразие и равноправие форм собственности и хозяйствования.
Показатели деятельности малых предприятий за последние годы свидетельствуют об их возрастающей роли в развитии экономики республики. Основные показатели функционирования малого предпринимательства в республике Дагестан в 2004-2007 гг. приведены в таблице 2. Кроме того, по данным территориального органа Федеральной службы Государственной статистики (Росстата) по РД, по состоянию на 1 января 2009 года количество малых предприятий составило 3956 единиц. Основная часть субъектов малого бизнеса республики сконцентрирована в городах. Из общего количества малых предприятий в городах действуют 68,5 проц. предприятий, их оборот составляет около 90 проц. от оборота малых предприятий РД, работают на них 71 %. от всех работающих на малых предприятиях республики.
В 2008 году наибольший удельный вес малых предприятий зарегистрирован в сфере торговли и общественного питания - 31,4 процента, в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве - 15,8 процента, в строительстве - 14,8 процента, в обрабатывающем производстве - 16,2 процента.
Число замещенных рабочих мест работниками списочного состава на малых предприятиях (без внешних совместителей) составило 54,7 тыс. человек, или 13,5 процентов от общей численности работающих на всех предприятиях и организациях.
Таблица 2.
Основные показатели функционирования малого предпринимательства в
республике Дагестан в 2004-2007гг.
2004 2005 2006 2007
Число малых предприятий (на конец года) 4168 4897 4381 3680
Объем продукции (работ, услуг), млн. рублей. 10933,3 40493,4 39301,8 64280,7
Среднесписочная численность работников, (без внешних совместителей), человек 37544 41421 50771 54263
Средняя численность внешних совместителей, человек 1535 2013 1434 3362
Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, человек 569 1901 1276 2231
Инвестиции в основной капитал, млн. рублей. 306,7 687,0 1585,5 2369,4
Инвестиции в основной капитал малых предприятий в 2008 году составили 3804,5 млн. руб., или на 60,6 проц. больше предыдущего года.
Заработная плата работника на малых предприятиях составляла: в 2008 году - 4616 рублей, в 2009 году - 5744,5 рублей.
В 2008 году от малого бизнеса в консолидированный бюджет республики поступило 1135,0 млн. рублей, а за 9 месяцев текущего года этот показатель составляет 1509,5 млн. рублей.
Как видно из таблицы 2 и приведенных в тексте данных в 2005-2007 годах наблюдалось уменьшение числа МП (число малых предприятий уменьшилось на 24,85%). В то же время среднесписочная численность работающих на малых предприятиях увеличилась на 32,06 %, выручка, полученная за 2007 год малыми предприятиями от реализации товаров, продукции, работ, услуг, составила 68,4 млрд. рублей. Такое положение объясняется тем, что слабые МП и МП - однодневки ушли из бизнеса, а эффективно работающие МП расширялись и укрепили свои позиции. С 2008 года наблюдаются рост числа МП и повышение эффективности их работы.
Улучшение состояния малого бизнеса в республике связано с усилением внимания, уделяемого развитию малого бизнеса в стране и в Дагестане. 2007 год и первое полугодие 2008 года можно с полным правом считать поворотными для развития малого и среднего предпринимательства в стране. Всего за полтора года было сделано больше конкретных шагов по поддержке предпринимательства, чем за все предыдущие годы.
На федеральном уровне принят ряд нормативных правовых актов, определивших новые принципы государственной политики содействия развитию предпринимательства. Это Закон РФ от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; Законы РФ, Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, защищающие права предпринимателей при проведении проверок, предусмат-
ривающие отмену лицензирования ряда видов деятельности, касающиеся налогообложения малого бизнеса и т.д.
Учитывая, что развитие малого бизнеса способствует развитию экономики в целом и является одним из важных факторов увеличения уровня занятости, в республике также предпринимаются определенные меры, направленные на государственную поддержку предпринимательства и формирование инфраструктуры ее развития.
Приняты практически все необходимые нормативные правовые акты, способствующие развитию малого и среднего предпринимательства. В том числе:
> Закон РД от 10 июля 2008 года №28 «О развитии малого и среднего предпринимательства в республике Дагестан»;
> Законы Республики Дагестан «О применении упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями на основе патента в Республике Дагестан» и «О ставке налога при применении упрощенной системы налогообложения»;
> Постановления Правительства РД: «Об утверждении порядков финансирования мероприятий Республиканской целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в РД на 2009-2011 годы»; «Об утверждении порядка субсидирования части расходов субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с прохождением сертификации по международным стандартам качества, и порядка субсидирования части расходов субъектов малого и среднего предпринимательства инновационной сферы»; «Об организации технопарков в РД»; «Об оказании имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»; «О порядке деятельности бизнес-инкубаторов, управления ими, финансирования их деятельности, отбора субъектов малого предпринимательства для предоставления им нежилых помещений в бизнес-инкубаторах».
Вступление в силу настоящих законов и постановлений создаст благоприятные условия для развития бизнеса в республике, позволит выйти из «тени» значительной части субъектов малого предпринимательства, встать на налоговый учет и платить налоги по пониженной налоговой ставке.
Поддержка предпринимательской деятельности на федеральном, региональном и местном уровнях осуществляется также в форме финансово-кредитной поддержки, материально-технической помощи, налоговых льгот, информационно-консультативной помощи.
Для оказания действенной помощи в республике разрабатываются и реализуются конкретные программы развития предпринимательства. За годы реализации Республиканских целевых программ развития малого предпринимательства, в рамках которых выполняются мероприятия кредитно-финансовой, образовательной, научно-методической, информационной поддержки предпринимателей, достигнуты определенные результаты.
На финансирование мероприятий программы в 2009 году в республиканском бюджете РД предусмотрено 116 млн. рублей, что в 6 раз больше, чем в 2008 году. Аналогичные программы утверждены и во всех 52 муниципальных образованиях республики.
Ежегодно, начиная с 2006 года, республика принимает участие в конкурсах, проводимых Минэкономразвития России, на выделение финансовых средств из федерального бюджета на условиях софинансирования субъектов Российской Федерации, на государственную поддержку малого предпринимательства. В 2006 году было выиграно 10,6 млн. рублей, а в 2009 году объем средств, выделенных Республике Дагестан на эти цели, превысил 117 млн. рублей.
Эти средства направлены на реализацию четырех приоритетных программ, предложенных Правительством Российской Федерации: на развитие фонда микрофинансирования; фонда содействия кредитованию субъектов малого предпринимательства; грантовую поддержку начинающих и молодых предпринимателей и на субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам.
Учитывая, что основным инструментом поддержки предпринимательства является создание инфраструктуры поддержки, в 2005 году в республике создан и успешно развивается Дагестанский республиканский центр развития предпринимательства, при котором действуют маркетинговый, учетный, консалтинговый, обучающий, рекрутинговый, оценочный, рекламно-информационный, кадровый, проектный центры, центры правовых услуг и интернет-технологий, а также Дагестанское агентство по поддержке инновационного предпринимательства.
В течение 2006-2007 годов в рамках программных мероприятий проведена определенная работа и начал свою деятельность первый в республике бизнес-инкубатор «Турали». В конце 2009 года в г. Махачкале начнет свою деятельность еще один бизнес-инкубатор. Начата работа по созданию совме -стно с муниципальными образованиями бизнес-инкубаторов в г.г. Дербенте, Кизилюрте.
В 2009 году оказана финансовая поддержка 37-и субъектам малого предпринимательства в виде субсидирования процентной ставки по полученным кредитам; 21-у субъекту малого предпринимательства выданы кредиты на сумму 10 млн. рублей; заключены договоры с 176-ю молодыми и начинающими предпринимателями на оказание им грантовой поддержки в размере от 75 до 150 тысяч рублей; 33 предпринимателю выданы поручительства на сумму 12,8 млн. рублей для получения кредитов в банках; 20 руководителей и специалистов субъектов малого и среднего бизнеса получили субсидии на обучение, повышение квалификации и профессиональную переподготовку; 8 предпринимателей инновационной сферы получили компенсацию на открытие собственного дела, приобретение лицензионного программного обеспечения, на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях; 5 муниципальным образованиям выделено 5 млн. рублей на софинансирование муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства и др.
В этот год около 500 руководителей и специалистов субъектов малого и среднего бизнеса прошли повышение квалификации и профессиональную переподготовку; более 1000 предпринимателей получили консультации по интересующим вопросам.
В 2009 году осуществлялось информационное сопровождение сайта «Бизнес Дагестана». На портале малого бизнеса размещалась информация об изменениях в законодательных актах в области малого предпринимательства, о предстоящих мероприятиях, о новостях деловой сферы, о формах поддержки малого предпринимательства, о проводимых конкурсах и другая информация. Систематически выходила в эфир телевизионная передача «Бизнес Дагестана» на телеканале РГВК, выпускалась газета «Бизнес Дагестана».
Несмотря на проведенную и проводимую на федеральном и республиканском уровнях огромную работу в развитии малого предпринимательства, в этой сфере остаются достаточно много нерешенных проблем. Основными проблемами малого бизнеса являются:
> административные барьеры;
> недостаточное финансирование;
0 налогообложение;
0 недостаточность источников и ресурсов получения деловой информации;
0 отсутствие квалифицированных кадров.
Одной из острых проблем, мешающей развитию малого бизнеса, продолжает оставаться чрезмерное административное давление, которое сегодня существует на всех стадиях развития малого предпринимательства. Несогласованность действий органов, уполномоченных осуществлять контрольные функции, приводит к сложностям. Иногда в один и тот же день на малом предприятии может проводиться до нескольких проверок. Эффективной деятельности МП мешают бюрократизм и взяточничество многих чиновников, а также рэкет.
Финансовый кризис 2008 г. нанес серьезный урон развитию малого бизнеса в стране, его рыночным позициям, по существу отодвинув этот сектор хозяйствования к рубежам 3-4 годичной давности. Кризис показал, что государством пока не обеспечены достаточные условия для стабильного функционирования и высокой хозяйственной и социальной результативности малого бизнеса. Прежде всего, кризис обусловил чисто количественное сужение малого бизнеса. По некоторым оценкам, в ходе кризиса ушли с рынка около 30% всех российских МП, вынужденных временно свернуть или полностью прекратить свою хозяйственную деятельность.
Отсутствие первоначального капитала и сложности в получении кредитных ресурсов остаются одними из основных проблем малого бизнеса. У большинства предпринимателей нет надлежаще оформленной залоговой базы. В республике для решения этой проблемы созданы Государственные унитарные предприятия «Фонд содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства», «Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства», субсидируется процентная ставка
по привлеченным кредитам в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ. Однако сегодня эти структуры работают недостаточно эффективно.
Для решения проблем повышения эффективности малого бизнеса и обеспечения ускоренного социально-экономического развития республики считаем необходимым проведение следующих мероприятий:
0 реализация мер по снижению административных барьеров;
0 расширение возможностей участия субъектов малого предпринимательства в конкурсах, проводимых на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
0 обеспечение информационно-образовательного сопровождения бизнеса;
0 поддержка кредитной кооперации;
0 разработка и поддержка муниципальных программ развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях;
0 создание и развитие объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса в муниципальных образованиях;
0 создание благоприятных условий для развития инновационного малого бизнеса;
0 организация кредитно-финансовой поддержки начинающих предпринимателей и безработных граждан, желающих заниматься в сфере малого предпринимательства, вовлечение в предпринимательскую деятельность молодежи, создание благоприятных условий для стартующего бизнеса;
0 содействие продвижению продукции, оказание информационных услуг малым предприятиям;
0 повышение информированности предпринимателей о возможности получить финансовую помощь через государственную программу поддержки малого бизнеса;
0 реализация мер по повышению квалификации, обучению и профессиональной переподготовке предпринимателей.
Все мероприятия по развитию малого предпринимательства должны быть ориентированы, прежде всего, на оказание финансово-инвестиционной и информационной поддержки в муниципальных образованиях республики, наряду с существующими формами поддержки по Республике Дагестан в целом.
Создание благоприятного климата для развития малого предпринимательства в реальном секторе экономики, эффективные государственные меры поддержки малого бизнеса приведут к безусловному улучшению социально-экономического положения республики, повышению уровня благосостояния и качества жизни населения, а также к социальной стабильности в обществе.
_Литература_
1. Россия 2008 // Статистический сборник. - М., 2008.
2. Дагестан 2007 // Статистический ежегодник. - Махачкала, 2008.
3. Сборник нормативно-правовых актов Российской Федерации и Республики Дагестан, регламентирующих деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, выпуск 1У, т.1. - Махачкала, 2008.
4. Оперативные данные Комитета по поддержке и развитию малого предпринимательства и потребительского рынка правительства РД за 2009г.