Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН'

РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предпринимательство / малый и средний бизнес / Республика Башкортостан / опрос / муниципальные образования / entrepreneurship / small and medium-sized businesses / Republic of Bashkortostan / survey / municipalities

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трофимова Наталья Владимировна, Мамлеева Эльвира Рашидовна

В зарубежных странах малое и среднее предпринимательство выполняет экономические функции, в первую очередь, способствуя инновационному развитию, в частности, разрабатывая и внедряя новые производственные технологии. Инновации являются одним из основных факторов получения конкурентных преимуществ на микро-, мезои макроуровнях. Помимо экономических функций субъекты малого и среднего предпринимательства обеспечивают высокую долю занятости населения. Например, в США более половины экономически активного населения трудоустроены в секторе малого и среднего бизнеса. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на 01.01.2024 составило более 6 млн единиц (6347 тыс. ед.), но при сопоставлении данного показателя с численностью населения Российская Федерация отстает от Германии, Франции, Финляндии на 30–40 %, от США, Чехии — в два раза и более. В статье на основе проведенного опроса выявлены особенности функционирования организаций малого и среднего предпринимательства, определены сформировавшиеся тенденции и перспективы его дальнейшего развития, расширения деятельности, выявлены наиболее востребованные среди субъектов МСП меры государственной поддержки. Полученные результаты могут быть использованы региональными органами исполнительной власти при формировании документов стратегического планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Трофимова Наталья Владимировна, Мамлеева Эльвира Рашидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

In foreign countries, small and medium-sized entrepreneurship perform economic functions, first of all, promoting innovative development, in particular, developing and introducing new production technologies. Innovation is one of the main factors in obtaining competitive advantages at the micro, meso and macro levels. In addition to economic functions, small and medium-sized businesses provide a high share of employment to the population. For example, in the United States, more than half of the economically active population is employed in the small and medium-sized business sector. The number of small and medium-sized entrepreneurships in the Russian Federation as of 01/01/2024 amounted to more than 6 million units, but when comparing this indicator with the population, the Russian Federation lags behind Germany, France, Finland by 30–40 %, from the USA, Czech Republic — 2 or more times. In the article is based on conducted in municipalities of the Republic of Bashkortostan, the features of the functioning of small and medium-sized entrepreneurships are identified, the emerging trends and prospects for further development and expansion of activities are identified, and the most popular government support measures among SMEs are identified. The results obtained can be used by regional executive authorities in the formation of strategic planning documents.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН»

УДК 332.145 (470.57) Э01 10.14258/ерЬ202447

РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН1

Н. В. Трофимова, Э. Р. Мамлеева

Институт стратегических исследований Академии наук Республики Башкортостан (Уфа, Россия)

В зарубежных странах малое и среднее предпринимательство выполняет экономические функции, в первую очередь, способствуя инновационному развитию, в частности, разрабатывая и внедряя новые производственные технологии. Инновации являются одним из основных факторов получения конкурентных преимуществ на микро-, мезо- и макроуровнях. Помимо экономических функций субъекты малого и среднего предпринимательства обеспечивают высокую долю занятости населения. Например, в США более половины экономически активного населения трудоустроены в секторе малого и среднего бизнеса.

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на 01.01.2024 составило более 6 млн единиц (6347 тыс. ед.), но при сопоставлении данного показателя с численностью населения Российская Федерация отстает от Германии, Франции, Финляндии на 30-40%, от США, Чехии — в два раза и более.

В статье на основе проведенного опроса выявлены особенности функционирования организаций малого и среднего предпринимательства, определены сформировавшиеся тенденции и перспективы его дальнейшего развития, расширения деятельности, выявлены наиболее востребованные среди субъектов МСП меры государственной поддержки.

Полученные результаты могут быть использованы региональными органами исполнительной власти при формировании документов стратегического планирования.

Ключевые слова: предпринимательство, малый и средний бизнес, Республика Башкортостан, опрос, муниципальные образования.

DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

N. V. Trofimova, E. R. Mamleeva

Institute for Strategic Studies Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan (Ufa, Russia)

In foreign countries, small and medium-sized entrepreneurship perform economic functions, first of all, promoting innovative development, in particular, developing and introducing new production technologies. Innovation is one of the main factors in obtaining competitive advantages at the micro, meso and macro levels. In addition to economic functions, small and medium-sized businesses provide a high share of employment to the population. For example, in the United States, more than half of the economically active population is employed in the small and medium-sized business sector.

The number of small and medium-sized entrepreneurships in the Russian Federation as of 01/01/2024 amounted to more than 6 million units, but when comparing this indicator with the population, the Russian Federation lags behind Germany, France, Finland by 30-40%, from the USA, Czech Republic — 2 or more times.

In the article is based on conducted in municipalities of the Republic of Bashkortostan, the features of the functioning of small and medium-sized entrepreneurships are identified, the emerging trends and prospects for further development and expansion of activities are identified, and the most popular government support measures among SMEs are identified.

The results obtained can be used by regional executive authorities in the formation of strategic planning documents.

Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания ИСИ ГБНУ АН РБ.

Keywords: entrepreneurship, small and medium-sized businesses, Republic of Bashkortostan, survey, municipalities.

Введение. Предпринимательство — это одна из наиболее активных форм экономической деятельности в стране, связанная с финансовым риском и ориентированная на создание и производство материальных благ и услуг с целью дальнейшего извлечения прибыли. Именно оно оказывает существенное влияние на экономический рост, развитие научно-технического прогресса и решение многих социальных проблем [1].

Малое и среднее предпринимательство (МСП) выполняет значительное количество как экономических, так и социальных функций [2, с. 55], но обладает более высокой адаптивной способностью и в отличие от крупного бизнеса проще приспосабливается к изменениям, в том числе из-за более высокой восприимчивости к инновационным технологиям. В текущих условиях изменения мирохозяйственных процессов субъекты малого и среднего предпринимательства оказываются более мобильны, так как являются довольно гибкими в условиях изменяющейся конъюнктуры рынка и могут свободно переориентироваться в зависимости от изменений потребностей конечных потребителей товаров и услуг [3, с. 25]. На предприятиях малого и среднего бизнеса трудоустроена значительная часть экономически активного населения, что определяет важную социальную роль данного сектора экономики.

Важную роль в развитии малого и среднего предпринимательства играет государство [4, с. 49]. Поддержка субъектов МСП осуществляется с помощью различных инструментов: субсидий, грантов, льготных займов, налоговых льгот и т. д. [5-7]. При этом важная роль в государственном регулировании принадлежит мониторингу текущей ситуации [2, с. 58], который осуществляется с помощью различных методов.

Методы и методика проводимого исследования. Для оценки уровня развития бизнеса, сформировавшихся тенденций, для выявления мер государственной поддержки, наиболее востребованных среди субъектов бизнеса в Республике Башкортостан, использован социологический опрос методом стандартизированного интервью.

Стандартизированное интервью — это один из методов сбора информации, главное преимущество которого заключается в том, что оно позволяет сравнивать и анализировать данные, полученные от различных респондентов, так как все задаваемые вопросы и порядок их следования остаются неизменными.

Выделим ключевые преимущества стандартизированного интервью:

1. Однородность и непредвзятость. Стандартизированное интервью обеспечивает одинаковые вопросы и условия для всех участников. Это позволяет собирать информацию в объективной форме, без влияния личных предпочтений и предрассудков интервьюера. Таким образом, результаты исследования становятся более надежными и воспроизводимыми.

2. Сравнимость данных. Благодаря общим и стандартизированным вопросам данные, полученные в рамках стандартизированного интервью, можно легко сравнивать между разными группами или в разные периоды времени. Это позволяет исследователям анализировать тренды и изменения в ответах на вопросы.

3. Удобство для участников. Проведение опроса в дистанционном формате позволяет участникам отвечать на вопросы в удобное время и в удобном месте.

В целом использование стандартизированного интервью позволяет эффективно собирать и анализировать данные, обеспечивая объективность, надежность и сравнимость результатов.

Для проведения социологического опроса методом стандартизированного интервью была разработана анкета, вопросы в которой разделены по нескольким блокам, включающим перечень вопросов по различным направлениям:

I. Характеристика бизнеса: вид реализуемого товара, работы или услуги субъектом МСП; рынок реализации продукции или услуги; использование инновационных технологий в оказании услуг или выпуске продукции.

II. Тенденции в развитии бизнеса: динамика развития своего бизнеса в последние 5 лет, в том числе изменение объема прибыли в предыдущем периоде (2022 г.); способы оптимизации своей деятельности; оценка степени влияния введенных западными странами санкций; положительный и отрицательный характер произошедших изменений в предпринимательской деятельности за последние несколько лет; планы по расширению бизнеса, увеличению штата наемных сотрудников в ближайшие 1-2 года; оценка барьеров ведения предпринимательской деятельности; использование мер государственной поддержки и ее наиболее востребованные формы.

III. Общие вопросы: тип бизнеса; средний размер годовой выручки; количество сотрудников;

продолжительность ведения бизнеса; географическое место ведения бизнеса.

Результаты. По разработанной анкете был проведен опрос субъектов малого и среднего бизнеса в 63 муниципальных образованиях Республики Башкортостан. Выборка составила 1065 анкет, формирование структуры выборочной совокупно-

Наибольшее количество опрошенных субъектов МСП (61,7%) относится к категории малого бизнеса (в том числе микробизнеса), к категории самозанятых — чуть более четверти опрошенных (26,6%), к среднему бизнесу — 10%, крупному — 1,7 %. При этом сопоставив полученные данные с информацией об объеме выручки, можно сделать вывод, что в данном случае бизнес относит себя к категории «крупный», используя самоидентификацию, которая не совпадает с официальным определением Росстата и Федеральной налоговой службы.

сти для достижения ее репрезентативности проводилось на основании официальных статистических данных о количестве субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Башкортостан по состоянию на 01.01.2023.

Структура опрошенных субъектов МСП представлена на рисунке 1.

40% опрошенных СМСП осуществляют свою деятельность более пяти лет, от трех до пяти лет — 22,9%, от одного до трех лет — 27,7%, менее одного года — 9,4%.

Основной продукцией бизнеса, которую предоставляют опрошенные субъекты малого и среднего предпринимательства, являются услуги (41,1%); на торговлю и дистрибуцию товаров и услуг, произведенных другими компаниями, приходится 16,3% (рис. 2). Позитивным фактом является то, что почти треть опрошенных (28,3%) осуществляют выпуск конечной продукции.

Рис.

2. Основная продукция (товар, работа, услуги), выпускаемая субъектами МСП РБ

Среди опрошенных субъектов малого и среднего предпринимательства 37,3% имеют среднюю выручку до 500 тыс. руб. в год, что объясняется тем фактом, что среди респондентов 26,6% относились к категории самозанятых граждан, 61,7% — к субъектам малого (микробизнеса), от 501 до 900 тыс. руб. — 19,5%, от 901 до 2,1 млн руб. — почти 25%, от 2,11 млн руб. и выше — 18,7%.

Субъекты МСП в бизнес-сообществе являются наиболее инновационно активными и восприим-

Еще одним важным аспектом развития бизнеса является выбор рынка сбыта продукции или услуг.

Наибольшая доля опрошенных — 57,8 % реализует свою продукцию на локальном рынке в пределах своего муниципального образования. Это объясняется тем, что основной продукцией более чем 40% всех опрошенных предпринимателей являются услуги, которые, как правило, производятся и потребляются в одном месте — месте обслуживания. Четверть опрошенных производят свою продукцию для реализации на региональном рынке; 12,1% реализуют продукцию на рынках других субъектов РФ. На внешние рынки со своей продукцией выходят только 4,9% опрошенных предпринимателей. Таким образом, актуальной является задача поиска новых рынков сбыта, в том числе и за пределами региона; стимулирование субъектов малого и среднего бизнеса к выходу на внешние рынки [8, с. 123].

Одним из способов оптимизации предпринимательской деятельности является выбор приемлемой системы налогообложения.

В 2022-2023 гг. у 73,9% опрошенных предпринимателей отсутствовали изменения в системе налогообложения, смене организационно-правовой формы и т. п. Перешли с УСН на патентую систему налогообложения 11,7% респондентов. Преимуществами патентной системы является упрощение процедур бухгалтерского и налогового учета.

чивыми к внедрению новых технологий. Этот факт подтверждают и результаты опроса. В частности, более 40 % опрошенных используют инновационные технологии в оказании услуг или выпуске продукции (рис. 3). При этом на отечественные разработки приходится 27,7%, на зарубежные сырье, оборудование, технологии — 15,3%. Но количество субъектов малого и среднего предпринимательства, не использующих инновационные технологии, остается весьма значительным — 46,5%.

В частности, при использовании патентной системы отсутствует необходимость в ведении налогового учета, подачи деклараций, оформлении кассовых аппаратов и других операциях. Изменили организационно-правовую форму 9,9% предпринимателей, участвующих в опросе. Отметим, что в исследуемом периоде часть малых и средних предприятий сменила свой статус на «микропредприятие» в связи с уменьшением объема выпуска продукции и услуг, а также численности работников.

Опрошенные субъекты МСП положительно оценивают динамику развития своего бизнеса в последние 5 лет и перспективы на ближайшее время. В частности, 61,4% опрошенных отметили, что динамика развития бизнеса улучшилась или значительно улучшилась, является стабильной и не изменилась — 23,1%, почти 10% отметили ухудшение.

В 2022 г. увеличение прибыли от основной деятельности зафиксировали 54,3% респондентов; сократилась прибыль у 23,9% опрошенных предпринимателей; у 21,8% опрошенных прибыль осталась без изменений.

О позитивном настрое предпринимателей также свидетельствуют планы по увеличению штатной численности сотрудников: 42,5 % опрошенных предпринимателей планируют нанять новых сотрудников.

Согласно опросу среди предпринимателей, проведенному ИКСИ, «Эксперт РА» и Институ-

Рис. 3. Использование инновационных технологий субъектами МСП РБ

том П. А. Столыпина, 43,1% предпринимателей нацелены на сохранение текущих производственных показателей либо просто на сохранение деятельности как таковой [9, с. 48].

Одной из задач опроса было выявление проблем и ограничений для ведения предпринимательской деятельности в Республике Башкортостан.

Ключевая проблема, согласно опросу, с которой сталкиваются предприниматели республики

в настоящее время, — нехватка квалифицированных кадров (22,1 % респондентов). В силу внутренних и внешних причин в ближайшие 2-3 года именно малый и средний бизнес может наиболее остро ощутить проблему их дефицита [9, с. 49], так как предприятиям придется конкурировать не только между собой, но и с крупными компаниями и госкорпорациями, которые могут предложить более выгодные условия для потенциальных кандидатов (рис. 4).

Рис. 4. Проблемы предпринимательской деятельности субъектов МСП в Республике Башкортостан

Второй по значимости проблемой является высокая ставка налогообложения, ее выделили 18,5% опрошенных. Далее следуют высокая конкуренция — 17,5 %, снижение спроса на товары и услуги — 13,7 % предпринимателей. Недостаток поддержки со стороны государства обозначили фактором, ограничивающим предпринимательскую деятельность, 7,9% респондентов; сложность в получении заемных средств и финансовых мер поддержки — 6,7%.

После начала СВО предпринимателям пришлось привыкать к ведению бизнеса в иных реалиях, встретиться с новыми вызовами и санкциями со стороны зарубежных государств. На вопрос «Как введение санкций западными странами повлияло на Вашу предпринимательскую деятельность в последние два года?» затруднились ответить 57,3% опрошенных. Почти треть респондентов оценили воздействие санкций на ведение предпринимательской деятельности как отрицательное. То есть значительное количество организаций сектора малого и среднего бизнеса оказались чувствительны к воздействию антироссийских экономических санкций. 14,8% предпринимателей считают, что санкции положительно повлияли на их деятельность.

Среди положительно оценивших влияние санкций на предпринимательскую деятельность 61,1% респондентов отметили расширение объемов продаж внутри России; 23,6 % — производство новых видов продукции; 11,5 % — выход на новые рынки сбыта в других странах. Отметим, что для нейтрализации негативного воздействия санкций было введено значительное количество государственных мер поддержки, что послужило импульсом для развития некоторых производств, поскольку уход западных компаний с отечественного рынка освободил многие ниши, которые сейчас успешно заполняются отечественными предпринимателями.

Среди предпринимателей, отрицательно оценивших влияние на предпринимательскую деятельность санкций и СВО, 57,7 % зафиксировали уменьшение объема продаж; 19,6% считают, что возросла налоговая нагрузка на бизнес. Увеличение административных барьеров при ведении предпринимательской деятельности отметили 8,0% респондентов.

Наиболее востребованной формой государственной поддержки, по мнению большинства респондентов, является финансовая поддерж-

ка (субсидирование, займы), так ответили 45,3% опрошенных (рис. 5). В имущественной поддержке (льготная аренда, бизнес-инкубаторы) нуждаются 15,3% предпринимателей. Хотят получить

консультационную поддержку — 12,4%, информационную — 10,2% опрошенных и такое же число респондентов — 10,2% не нуждаются в мерах государственной поддержки.

Рис. 5. Востребованность субъектами малого и среднего предпринимательства различных форм

государственной поддержки

Основным фактором, способным повысить уровень предпринимательской активности субъектов малого и среднего бизнеса в регионе, 29,8% респондентов назвали финансовую поддержку со стороны государства; 26,7% — снижение налоговой нагрузки. 10,8% опрошенных считают, что деловую активность субъектов малого и среднего предпри-

нимательства увеличит создание в регионе равных возможностей для конкуренции; 10,5% — законодательно-нормативное обеспечение деятельности предпринимателей; 8,5% — сокращение количества периодичности проверок контролирующими органами (рис. 6).

Рис. 6. Факторы, положительно влияющие на уровень предпринимательской активности

в Республике Башкортостан

Среди видов государственной поддержки в 2020-2023 гг. наиболее востребованными у субъектов МСП стали (рис. 7):

— консультационные услуги (24,5%);

— отсутствие проверок (23,5%);

— финансовые меры: отсрочка по оплате налогов (11,1%), гранты на открытие бизнеса

(9,6%), предоставление займов по сниженным ставкам (7,6 %), отсрочка по оплате взносов в Пенсионный фонд, государственные/внебюджетные фонды (3,7%), гарантийная поддержка по кредитам (2,8 %), отсрочка/скидка по оплате лизинговых платежей (2,5%).

Рис. 7. Полученные субъектами малого и среднего бизнеса виды государственной поддержки

в Республике Башкортостан в 2020-2023 гг.

Более 50 % опрошенных признали, что государственная поддержка бизнеса была эффективна, 31 % опрошенных затруднились ответить на данный вопрос и лишь 13,0% дали негативную оценку.

Выводы. По результатам опроса можно сделать следующие выводы:

более половины опрошенных предпринимателей реализуют свою продукцию на местных (локальных) рынка. Поэтому актуальной является задача поиска новых рынков сбыта, в том числе и за пределами региона; стимулирование МСП к выходу на внешние рынки;

в последние годы три четверти предпринимателей не изменяли систему налогообложения, организационно-правовую форму и т. п. для оптимизации своей деятельности;

более 40 % принявших участие в опросе планируют значительное наращивание объемов выпуска и увеличение штата сотрудников в ближайшие 1-2 года, что свидетельствует о позитивном настрое

предпринимательского сообщества относительно ближайших перспектив;

ключевой проблемой, с которой сталкиваются предприниматели, является нехватка квалифицированных кадров, далее идут высокая ставка налогообложения, значительный уровень конкуренции, сокращение совокупного спроса;

введение санкций отрицательно повлияло на предпринимательскую деятельность 27,9% респондентов;

14,8 % предпринимателей оценили влияние санкций на хозяйственную деятельность как положительное;

основными факторами повышения уровня предпринимательской активности малого и среднего бизнеса в регионе являются финансовая поддержка государства и снижение налоговой нагрузки [10, с. 103].

Таким образом, полученные результаты могут использоваться региональными органами исполнительной власти при разработке и актуализации документов стратегического планирования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Шайдуллова А. И., Быкова Н. Н. Роль малого бизнеса в экономике России // Вестник НГИЭИ. 2015. № 3 (46). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/rol-malogo-biznesa-v-ekonomike-rossii (дата обращения: 22.02.2024).

2. Мамлеева Э. Р., Трофимова Н. В., Сазыкина М. Ю. Развитие сектора малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2023. № 5 (98). С. 54-66.

3. Лановая О. Г. Направления кредитования малого предпринимательства в РФ // Банковские услуги. 2008. № 1. С. 37-39.

4. Дудин М. Н. Инновации и предпринимательство в зарубежных странах. Возможность применения зарубежного опыта развития малого инновационного предпринимательства в Российской Федерации // Креативная экономика. 2007. № 12. С. 48-53.

5. Тихонова А. В. О некоторых институциональных факторах развития малого и среднего предпринимательства // Самоуправление. 2022. № 4 (132). С. 712-715.

6. Грачев А. М. Затруднения и входные барьеры в получении государственной поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства // Экономика и предпринимательство. 2023. № 4 (153). С. 800803.

7. Магомедова П. А., Гаджиев И. М. Проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России // Экономика и социум. 2015. № 2-3 (15). С. 307-309.

8. Бтемирова Р. И., Гасиева З. П., Гуцунаев С. А. К вопросу налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ // Аудиторские ведомости. 2020. № 2. С. 121-123.

9. Гончарова О. Ю., Чернушкова К. Г., Ищенко Э. В. Малое и среднее предпринимательство в условиях мобилизационной экономики // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 4. С. 46-53.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Струкова О. А. Основные проблемы малого и среднего предпринимательства на современном этапе // Аллея науки. 2018. Т. 5. № 5 (21). С. 101-104.

REFERENCE

1. Shaydullova A. I., Bykova N. N. The role of small business in the Russian economy. Bulletin of NGIEI. 2015. No. 3 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7rol-malogo-biznesa-v-ekonomike-rossii (date of access: 02.22.2024).

2. Mamleeva E. R., Trofimova N. V., Sazykina M. Yu. Development of the small and medium-sized enterprise sector in the Republic of Bashkortostan. Bulletin of the North Caucasus Federal University. 2023. No. 5 (98). Pp. 54-66.

3. Lanovaya O. G. Directions for lending to small businesses in the Russian Federation. Banking services. 2008. No. 1. Pp. 37-39.

4. Dudin M. N. Innovation and entrepreneurship in foreign countries. Possibility of applying foreign experience in the development of small innovative entrepreneurship in the Russian Federation. Creative Economy. 2007. No. 12. Pp. 48-53.

5. Tikhonova A. V. On some institutional factors in the development of small and medium-sized businesses. Self-government. 2022. No. 4 (132). Pp. 712-715.

6. Grachev A. M. Difficulties and entry barriers in obtaining government support for small and medium-sized businesses. Economics and Entrepreneurship. 2023. No. 4 (153). Pp. 800-803.

7. Magomedova P. A., Gadzhiev I. M. Problems and prospects for the development of small and medium-sized businesses in Russia. Economy and Society. 2015. No. 2-3 (15). Pp. 307-309.

8. Btemirova R. I., Gasieva Z. P., Gutsunaev S. A. On the issue of taxation of small and medium-sized businesses in the Russian Federation. Audit statements. 2020. No. 2. Pp. 121-123.

9. Goncharova O. Yu., Chernushkova K. G., Ishchenko E. V. Small and medium-sized businesses in a mobilization economy. State and municipal management. Scientific notes. 2023. No. 4. Pp. 46-53.

10. Strukova O. A. The main problems of small and medium-sized businesses at the present stage. Alley of Science. 2018. T. 5. No. 5 (21). Pp. 101-104.

Поступила в редакцию: 04.04.2024. Принята к печати: 21.05.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.