Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА ВО ФРАНЦИИ: ОСОБЕННОСТИ И ОПЫТ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА ВО ФРАНЦИИ: ОСОБЕННОСТИ И ОПЫТ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александрова П.М.

Статья отражает комплексное исследование особенностей малого и среднего предпринимательства во Франции, его места и роли в развитии национальной экономики. Выделены стимулирующие и сдерживающие факторы роста предпринимательской активности, а также позиции Франции в международных бизнес-рейтингах. Проанализированы динамика, отраслевая и географическая структура сектора малого и среднего бизнеса, в том числе тенденции развития инновационных предприятий и стартапов. Определено влияние пандемии COVID-19 на развитие французского предпринимательства и оценены механизмы государственной поддержки в кризисный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL BUSINESS DEVELOPMENT IN FRANCE: MAIN FEATURES AND EXPERIENCE IN TODAYS CONDITIONS

The article reflects a comprehensive study of all the features of small and medium-sized business in France, their positions and roles in the development of the national economy. Stimulating and restraining growth factors of business activities, as well as the positions of France in international business ratings. Analyzed dynamics, sectoral and geographical structure of the small and medium-sized business sector, including trends in the development of innovative enterprises and start-ups. The impact of the COVID-19 pandemic on the development of the French entrepreneurship and tested mechanisms of the governmental supports in times of crisis.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА ВО ФРАНЦИИ: ОСОБЕННОСТИ И ОПЫТ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Александрова П.М. студент магистратуры Управление финансами и международным бизнесом Московский педагогический государственный университет

Россия, г.Москва

РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА ВО ФРАНЦИИ: ОСОБЕННОСТИ И ОПЫТ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация: Статья отражает комплексное исследование особенностей малого и среднего предпринимательства во Франции, его места и роли в развитии национальной экономики. Выделены стимулирующие и сдерживающие факторы роста предпринимательской активности, а также позиции Франции в международных бизнес-рейтингах. Проанализированы динамика, отраслевая и географическая структура сектора малого и среднего бизнеса, в том числе тенденции развития инновационных предприятий и стартапов. Определено влияние пандемии COVID-19 на развитие французского предпринимательства и оценены механизмы государственной поддержки в кризисный период.

Ключевые слова: малый и средний бизнес; предпринимательство; государственная поддержка.

Alexandrova P.M. master student

Financial Management and international business Moscow Pedagogical State University (MPGU)

Russia, Moscow

SMALL BUSINESS DEVELOPMENT IN FRANCE: MAIN FEATURES AND EXPERIENCE IN TODAYS CONDITIONS

Summary: The article reflects a comprehensive study of all the features of small and medium-sized business in France, their positions and roles in the development of the national economy. Stimulating and restraining growth factors of business activities, as well as the positions of France in international business ratings. Analyzed dynamics, sectoral and geographical structure of the small and medium-sized business sector, including trends in the development of innovative enterprises and start-ups.

The impact of the COVID-19 pandemic on the development of the French entrepreneurship and tested mechanisms of the governmental supports in times of crisis.

Keywords: small and medium business; entrepreneurship; governmental support.

В международном опыте считается, что экономический рост в развитых странах является одной из важнейших задач. Меры государственного регулирования экономики помогают создать благоприятные условия для ускоренного роста экономики, и процесс этот тесно связан с многочисленными факторами. Также в работе рассматриваются международные модели государственной политики в области национального регулирования, ее основные черты. Вопросам влияния на социально-экономическое развитие страны экономического роста уделяется особое внимание.

В результате анализа, проведенного на основе исследований в последние годы, о влиянии государства на экономические процессы можно проводить оценку степени влияния государства на экономику и, в частности, малого и среднего бизнеса и затем сравнить данный показатель с другими государствами.

Целям создания устойчивого социально-экономического роста и повышению уровню жизни населения должны соответствовать действия, которыми государство осуществляет регулирование. От того, насколько эффективно происходит использование качественных трудовых ресурсов, напрямую зависит уровень человеческого капитала, а также устойчивый экономический рост и развитие рыночных отношений.

В зависимости от этих условий характеристики роста экономики должны соответственно определяться ценными и естественными показателями. Негативное влияние на эффективное государственное регулирование должно быть устранено, а тенденции к экономическому росту должна основываться на эффективности экономического развития.

Среди мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса можно выделить наиболее важные, среди которых: беспроцентные кредиты; гранты; снижение затрат на аренду недвижимость, налоговые послабления; облегченный доступ к государственным заказам, стимулирование экспортной деятельности. Кроме прочего, постепенно происходит процесс снижения ставки рефинансирования по кредитам как для МСП, так и для крупных компаний, что является ответом на политику Европейского Центрального банка. Так, в период с 2011 по 2020 годы процентные ставки для МСП сократились практически в 2 раза с 3,11% до 1,48%. Для крупных предприятий произошло аналогичное снижение с 2,23% до 1,03%

При всем при этом замечается негативная макродинамика обещанных страной кредитов для МСП — с 2011 по 2020 их число уменьшилось с 4,2 миллиард евро до 3,7 миллиард евро. Увеличилось

1OECD iLibrary - Financing SMEs and Entrepreneurs 2020 : An OECD Scoreboard — France. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/sites/06c748ec-en/index.html?itemId=/content/component/06c748ec-en (дата обращения: 28.04.2022)

количество непогашенных бизнес-кредитов у малого и среднего бизнеса -с 210 миллиард евро до 254 миллиард евро. Непогашенные корпоративные займы в 2020 году увеличились на 20%. Также следует отметить, что малый и средний бизнес стал чаще пользоваться небанковскими методами привлечения заемного капитала: рисковый капитал в данном секторе во Франции увеличился с 3,5 миллиард евро до 5,1 миллиард евро с 2011 по 2020 год, различные лизинговые программы составили 8,1 миллиард евро. Корпоративные действия факторинговых компаний по ориентации на сотрудничество с МСП привели к увеличению их доли в общем объеме клиентов. Количество фирм, финансируемых за счет венчурных фондов, также увеличилось с 1694 в 2019 году, до более чем 2200 в 2020 году, 78% из которых составляют МСП и стартапы. Средства, привлеченные краудфандинговыми платформами, также увеличились с 167 млн евро до 402 млн евро с 2017 по 2020 год, из которых 294 млн евро получили малые и средние предприятия, а 30 млн евро — стартапы2.

«Количество МСП в первом и втором кварталах 2020 года сократилось на 3% и 18%, при этом число созданных МСП в третьем квартале 2020 года выросло на 22% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года до 229 018 единиц. Эффект деблокирования экономики явился следствием прекращения действия мер, введенных санитарной комиссией с середины марта до середины мая»3. «Аналогичная динамика наблюдалась по количеству банкротств предприятий — число банкротств в сентябре 2020 года снизилось на 30% до 36 573 фирм по сравнению с аналогичным периодом 2019года»4.

Во время кризиса правительство приняло меры по оказанию помощи МСП путем выделения работникам субсидий на заработную плату, а также введения моратория на взыскание задолженности. Также были разработаны финансовые инструменты, в том числе: кредитные гарантии, прямые кредиты и гранты для МСП. Для борьбы с возросшим уровнем безработицы внедрены государственные программы поиска новых рынков сбыта и переобучения персонала.

Однако ухудшение эпидемиологической ситуации в четвертом квартале 2020 года привело к повторному карантину в конце октября, вынудив вновь закрыться рестораны, магазины, спортзалы, салоны красоты, театры и т.д. Благодаря усилиям консалтинговых компаний, и МсКтБеу в частности, которые позволили малым и средним предприятиям увеличить свой доход, в результате чего размер полученного дохода к

2OECD — Coronavirus (COVID-19): SME policy responses. URL: https://www.oecd.org/coronavirus/policy-responses/coronavirus-covid-19-sme-policy-responses-04440101/ (датаобращения: 28.04.2022) 3BpiFrance - La Creation D'entrepriseen France. URL: https://bpifrance-creation.fr/system/files/OCE_NAT_2020Tpdf (дата обращения: 28.04.2022)

4The Banque De France — Business failures - France 2020. URL: https://www.banque-france.fr/en/statistics/business-failures-france-2020oct (дата обращения: 28.04.2022)

концу 2021 года увеличился по сравнению с уровнем предыдущего года. При этом нельзя исключать влияния факторов внешней торговли на деловую активность и макроэкономические показатели - кризис пандемии СОУГО-19 затронул Францию также, как и другие Европейские страны, и если мировая экономика станет слабее, то сбои в глобальных цепочках создания стоимости будут более серьезные, чем ожидалось.

Со стороны правительства введены мероприятия по содействию МСП в условиях кризисных ситуаций, выделением субсидий на зарплату работникам, внедрением налоговых, арендных отпусков и льгот.

Среди мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса можно выделить наиболее важные, среди которых: беспроцентные кредиты; гранты; снижение затрат на аренду недвижимость, налоговые послабления; облегченный доступ к государственным заказам, стимулирование экспортной деятельности. Кроме прочего, постепенно происходит процесс снижения ставки рефинансирования по кредитам как для МСП, так и для крупных компаний, что является ответом на политику Европейского Центрального банка. Так, в период с 2011 по 2020 годы процентные ставки для МСП сократились практически в 2 раза с 3,11% до 1,48%. Для крупных предприятий произошло аналогичное снижение с 2,23% до 1,03%.

При всем при этом замечается негативная макродинамика обещанных страной кредитов для МСП — с 2011 по 2020 их число уменьшилось с 4,2 миллиард евро до 3,7 миллиард евро. Увеличилось количество непогашенных бизнес-кредитов у малого и среднего бизнеса -с 210 миллиард евро до 254 миллиард евро. Непогашенные корпоративные займы в 2020 году увеличились на 20%. Также следует отметить, что малый и средний бизнес стал более пользоваться небанковскими методами привлечения заемного капитала: рисковый капитал в данном секторе во Франции увеличился с 3,5 миллиард евро до 5,1 миллиард евро с 2011 по 2020 год, различные лизинговые программы составили 8,1 миллиард евро. Корпоративные действия факторинговых компаний по ориентации на сотрудничество с МСП привели к увеличению их доли в общем объеме клиентов. Количество фирм, финансируемых за счет венчурных фондов, также увеличилось с 1694 в 2019 году, до более чем 2200 в 2020 году, 78% из которых составляют МСП и стартапы. Средства, привлеченные краудфандинговыми платформами, также увеличились с 167 млн. евро до 402 млн. евро с 2017 по 2020 год, из которых 294 млн. евро получили малые и средние предприятия, а 30 млн. евро — стартапы.

Малое и среднее предпринимательство представляет собой неотделимую составляющую французской экономики, о чем говорит их большая часть в общем количестве предприятий, большое вложение в ВВП и занятость населения. Государством создаются и поддерживаются благоприятные средства и деловая инфраструктура для

предпринимательской деятельности и внедрения инноваций в деловой мир. С 2010 года количество малого и среднего бизнеса увеличилось на 30% и достигло 3 млн. единиц в 2020 году. Также в течении 10 лет значительно выросло количество компаний в сфере информационно -коммуникационного сектора, 18% из них являются малыми и средними. Впрочем, из-за сложившегося «французского парадокса» инвестиции МСП в НИОКР не приводили к существенной деловой динамике сектора инновационного производства, измеряемого количеством выданного патента. К другим факторам, сдерживающим рост активности предпринимательства во Франции, все еще относятся проблемы доступа к кредитованию и жесткая налоговая система. Финансирование МСП во Франции проводится как на государственной основе, используя льготные кредиты, открытый доступа к государственным заказам и налоговым послаблениям, а также через альтернативные источники финансирования, включая венчурные капиталы, факторинг и краудфандинг. Отмечена тенденция по постепенному сокращению ставок на кредиты для малого и среднего бизнеса.

В 2020 году Франция, как и все мировые страны, столкнулись с разрушительными последствиями пандемии COVID-19 для экономики и общества. Минуя крупный спектр, введённых правительством мер, отрасли, активно функционирующие в малых и средних предприятиях, сильно пострадали, за год темпы роста безработицы выросли в 10 раз, а подавляющая часть увольнений приходилась на малые предприятия с числом работников до 19 человек. Однако, вспышка коронавируса и введение локдауна и ограничений принесли не только отрицательные последствия, а фармакологии и медицины. По теории экономических кризисов, текущая рецессия поможет уберечь экономику от малоимущих предприятий, а также создать вектор развития малых и средних предприятий в области цифровой экономики, электронной коммерции и архитектуры мобильных решений. Компании, которые смогли преодолеть технологическую трансформацию, будут новыми лидерами в своих отраслях во Франции, и в перспективе в мировой экономике.

Использованные источники:

1. OECD iLibrary - Financing SMEs and Entrepreneurs 2020: An OECD Scoreboard — France. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/sites/06c748ec-en/index.html?itemId=/content/component/06c748ec-en (дата обращения: 28.04.2022)

2. OECD — Coronavirus (COVID-19): SME policy responses. URL: https://www.oecd.org/coronaviras/policy-responses/coronavims-covid-19-sme-policy-responses-04440101/ (датаобращения: 28.04.2022)

3. BpiFrance - La Creation D'entrepriseen France. URL: https://bpifrance-creation.fr/system/files/OCE_NAT_2020Tpdf (дата обращения: 28.04.2022)

4. The Banque De France — Business failures - France 2020. URL: https://www.banque-france.fr/en/statistics/business-failures-france-2020oct (дата обращения: 28.04.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.