Научная статья на тему 'Развитие малого бизнеса на основе партнерства'

Развитие малого бизнеса на основе партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SMALL BUSINESS / PARTNERSHIP / PROBLEMS / OMSK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исаева Е.В.

Сегодня и федеральные, и региональные власти, да и сами предприниматели понимают, что активное развитие малого бизнеса позволит обеспечить регионам финансовую и социальную стабильность. Автор статьи полагает, что решение проблем малого бизнеса в России лежит в плоскости развития и укрепления партнерских отношений в своей среде. В подтверждение приведены результаты исследования партнерских отношений предприятий малого бизнеса Омска, проведенного в 2009 г.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the author states that development and strengthening of partnership of the small-scale enterprises will help to resolve problems of small-scale business. In support for given statement, results of research of partnership of the small-scale enterprises of Omsk, held in 2009 are presented.

Текст научной работы на тему «Развитие малого бизнеса на основе партнерства»

Сегодня и федеральные, и региональные власти, да и сами предприниматели понимают, что активное развитие малого бизнеса позволит обеспечить регионам финансовую и социальную стабильность. Автор статьи полагает, что решение проблем малого бизнеса в России лежит в плоскости развития и укрепления партнерских отношений в своей среде. В подтверждение приведены результаты исследования партнерских отношений предприятий малого бизнеса Омска, проведенного в 2009 г.

Ключевые слова: малый бизнес, партнерство, проблемы, Омск

Развитие малого бизнеса на основе партнерства

Е. В. ИСАЕВА,

кандидат экономических наук, Омский государственный университет Е-mail: ev_isaeva@mail.ru

Государственная и региональная политика

В последнее время о необходимости создания новых и развития существующих предприятий малого бизнеса постоянно говорят и первые лица государства, и региональные власти (по собственной ли инициативе или под диктовку «голоса сверху»). Да и сами представители бизнеса в последнее время стали энергичнее озвучивать свою позицию по поводу административных и иных барьеров, расширения доступа малого бизнеса к финансовым и иным ресурсам.

Последнее может иметь реальные положительные последствия. Дело в том, что в России ни один проект или программа не может получить должного развития на уровне регионов без прямого указания федеральных властей. Это можно заметить по результатам реализации национальных проектов: в большинстве регионов фактически только через «федеральный импульс» удалось частично обновить и модернизировать медицинские и образовательные технологии, запустить ипотечные программы.

© ЭКО 2010 г.

МАЛЫЙ БИЗНЕС 133

Но если обобщить имеющийся (пусть пока небольшой) опыт реализации программ содействия развитию малого бизнеса, можно заметить, что на сегодня эти программы существенно тормозятся на уровне регионов. Происходит это по следующим причинам.

Региональные власти и региональные предприниматели не могут определить те самые «приоритетные» отрасли или направления, на которые следовало бы направлять финансовые и иные ресурсы, и от которых можно было бы ожидать отдачу в краткосрочном периоде (1-3 года).

Малые предприятия и предприниматели крайне осторожно относятся к любому взаимодействию с государственными органами и видят в этом скорее скрытые угрозы и ограничения, нежели реальную помощь.

Население (в том числе и молодежь) не готово к созданию и ведению собственного бизнеса. Особенно актуальна эта проблема в малых городах и областных районах, где весьма невысок уровень не только образованности, но и элементарной грамотности населения. Даже по опросам студентов омских вузов, только 17% из них хотели бы видеть себя в малом бизнесе (собственником или наемным работником).

Рецептов развития и укрепления малого бизнеса немало, но обычно спасения почему-то ищут в расширении доступа к финансовым ресурсам (государственной поддержке, банковскому кредитованию и др.).

По мнению автора, на сегодняшний день финансирование (или помощь в финансировании) малого бизнеса - вопрос не самый главный. Например, в Омской области только Региональный фонд поддержки и развития малого бизнеса предлагает существующим и потенциальным предпринимателям следующие инструменты поддержки и прямого финансирования: гранты, микрофинансирование, предоставление поручительства. Не говоря уже о банковской системе, которая имеет избыточные резервы, и банки вполне готовы выдавать кредиты (в том числе и беззалоговые).

Главная из перечисленных выше проблем видится в неспособности региональных структур, ответственных за реализацию программ развития малого бизнеса, и самих предпринимателей определить интересные и перспективные направления, имеющие потенциал развития малых предприятий. Разумеется, проблема не простая, поскольку, с одной стороны, региональные чиновники должны на местах проводить «политику партии» (и поэтому в приоритетах развития малого бизнеса появляются нанотехнологии, строительство, ЖКХ и другие направления, которые вообще с трудом могут быть реализованы малым бизнесом), а с другой - вынуждены учитывать реальное (а не отчетное) состояние региональной экономики - демографические, экономические и другие факторы.

Здесь главное, что необходимо осознать региональным властям и предпринимателям, - успешный путь по созданию и развитию малого бизнеса у каждого региона свой. Конечно, можно и нужно изучать опыт российских и зарубежных коллег, но нельзя забывать, что те или иные программы были реализованы в конкретных регионах, имеющих индивидуальные характеристики и особенности. Поэтому успешный опыт Красноярского края вряд ли может быть успешно повторен, скажем, в Омской области.

Вместе с тем сказанное не означает, что развитие малого бизнеса - процесс исключительно творческий и случайный, не поддающийся научному исследованию. Если проанализировать зарубежный опыт, можно заметить, что путей создания нового и развития существующего малого бизнеса фактически два.

Первый - это партнерство с крупным и средним бизнесом, когда малый бизнес принимает на себя часть функций, которые он выполняет более эффективно, или те, что крупному бизнесу попросту неинтересны. Фактически это использование аутсорсинга, когда компания покупает некоторые функции «на стороне» и отказывается от их самостоятельного осуществления.

Второй путь - это, как ни странно, тоже партнерство. Только здесь малый бизнес может искать партнеров среди таких же малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.

В этом случае новые малые предприятия могут и должны возникать в тех областях или направлениях, где существующий бизнес испытывает трудности или ограничения.

Стоит отметить, что термин «партнерство» здесь употребляется именно в смысле отношений, способных обеспечить взаимовыгодные интересы участников. Иными словами, новый бизнес может возникнуть там, где есть интересы (на языке маркетинга - потребности), которые не удовлетворены полностью или частично. Проведем аналогию. Анализ интересов крупных, средних, малых предприятий и индивидуальных потребителей является в данном случае фактически одним из способов изучения рынка, только в основе его - не формальные показатели, а анализ и оценка интересов участников рынка (потребителей и основных игроков) и степени удовлетворенности этих интересов. Если так, тогда создание новых малых предприятий (или развитие существующих) будет оправданно в тех направлениях, которые «закрывают» проблемные области партнеров (то есть «неудовлетворенные интересы»).

В качестве примера такого исследования, которое в принципе могло бы составить основу региональной программы развития малого бизнеса в Омской области, можно привести исследование партнерства предприятий малого, среднего и крупного бизнеса. Оно проводилось в сентябре-декабре 2009 г., в его задачи входило выявление не удовлетворенных (полностью или частично) интересов малых, средних и крупных предприятий с целью определить потенциальные направления для создания и развития нового малого бизнеса.

Исследования проводились центром маркетинговых исследований Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. Выборка- 120 малых предприятий Омска (ввиду ограниченности ресурсов), но исследование было довольно глубоким (в статье приводятся лишь отдельные данные). Кроме этого, стоит отметить и слабый интерес самих малых предприятий к участию в исследованиях, хотя это многим помогло увидеть реальную картину состояния дел, что называется, «со стороны». Структура выборки соответствует структуре малых предприятий Омска. Методы исследований - анкетирование; отдельные моменты уточнялись в процессе интервьюирования.

Отраслевая структура рынка

Малые предприятия и в целом малый бизнес в России первыми заняли нишу экономической деятельности, максимально ориентированную на региональные и местные потребности. Согласно оценкам, в регионах России малый бизнес, главным образом, ориентирован на внутрирегиональные рынки, даже в промышленности и пищевой отрасли.

Отраслевая структура малого бизнеса в Омский области, как и в целом по России, за последнее десятилетие не претерпела существенных изменений. Традиционно максимальное количество действующих малых предприятий практически во всех регионах приходится на сферу торговли и общественного питания: с 1995 г. доля этих предприятий в общей отраслевой структуре малых предприятий России не опускалась ниже 42% (максимальное значение достигнуто в 2002 г. - 47,9%1).

Такое распределение связано не только с относительно низкими стартовыми затратами на данные виды бизнеса и быстрой оборачиваемостью капитала. Специфика отрасли такова, что она мало зависит от региональных факторов - сложившейся отраслевой структуры хозяйства и географических особенностей территории. Более того, удельный вес предприятий торговли и общественного питания в общем числе малых предприятий во многом определяется уровнем развития малых форм хозяйствования в других отраслях (следует учитывать, что в регионах России, как правило, преобладают од-на-две отрасли).

С 2003 г. по 2007 г. наблюдалось постепенное сокращение количества малых предприятий, занимающихся торговлей и общественным питанием, - в общей отраслевой структуре к концу 2007 г. их доля снизилась до 44,9%. Данную тенденцию можно объяснить следующими причинами:

- относительное насыщение рынка общественного питания и торговли;

- снижение импортных поставок в некоторых регионах страны;

1 См.: Малое предпринимательство в России 2000-2008: Стат. сб.- М.: Росстат, 2000 - 2008.

- увеличение доли общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка и доли операций с недвижимостью и предоставлением услуг.

Следующая по значимости группа малого бизнеса связана с промышленностью и строительством. Максимальное распространение малый бизнес соответствующих профилей получил в тех субъектах РФ, где наиболее развиты такие отрасли индустрии, как легкая, лесная и пищевая. На эти отрасли в 42 регионах приходится свыше трех четвертей зарегистрированных малых предприятий промышленной сферы и занятых на них. Это связано с тем, что порог входа в перечисленные отрасли промышленности (минимальные размеры предприятия, способного эффективно функционировать и конкурировать с остальными) ниже, чем в других, что отражает и относительно невысокая концентрация в них производства. Тем не менее с 1995 г. по 2007 г. доля малых предприятий, занятых в строительстве и промышленности, неуклонно сокращалась: с 16,6% и 14,6% до 11,5% и 11,3%, соответственно.

Справедливости ради отмечу, что в последние годы возросла доля общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка - с 4,8% в 1995 г. до 7,8% в 2007 г. (при положительной динамике операций с недвижимостью - доля соответствующих услуг выросла за аналогичный период с 13,6% до 15,9%).

Удельный вес малых предприятий минимален в сельском хозяйстве, где их доля от всех предприятий России в 2007 г. составила всего 2,8% (в 1995 г. - 1,1%).

Удельный вес малых предприятий очень скромен по отрасли транспорта и связи (5% в 2007 г.), а также в науке и образовании - 0,2%.

Гипотеза и результат

Анализ статистики лег в основу гипотезы, которая проверялась в ходе этого исследования. В отраслях, где малый бизнес уже укрепился (особенно в торговле и общественном питании), в ближайшее время вряд ли следует ожидать бурного роста новых малых предприятий или значительного расширения существующих. Но именно эти отрасли могли быть дать

старт, например, сфере услуг или производственной деятельности.

Разумеется, федеральные и региональные власти хотели бы расширить участие малого бизнеса в производственной сфере, но здесь, по-видимому, также не стоит ожидать серьезных подвижек (прежде всего, по причине относительно высоких издержек производства в России по сравнению с тем же Китаем). Кроме того, для создания конкурентоспособных малых предприятий в промышленности необходимы значительные инвестиции, поскольку имеющиеся на сегодня в регионах свободные производственные мощности устарели, и их невозможно использовать в качестве «стартовой площадки».

Итак, как это ни печально, в перечисленных направлениях - торговля, производство, строительство, пока не наблюдается сильных положительных факторов, которые способствовали бы предпринимательской активности.

Однако, если придерживаться выдвинутой гипотезы, эти отрасли могут оказаться тем самым «локомотивом», который поможет сформировать новые малые предприятия как часть инфраструктуры для уже существующих. Иными словами, прежде всего необходимо выяснить, в чем конкретно испытывают потребности торговые и производственные предприятия, скорректировать эти потребности с учетом реального платежеспособного спроса с их стороны. В результате определятся направления - ориентиры как для потенциальных предпринимателей, которые задумываются над созданием малого бизнеса и ищут перспективные виды деятельности, так и для региональных правительств, которые разрабатывают и финансируют соответствующие программы.

В исследовании были задействованы и крупные, и средние, и малые предприятия, разберем подробно итоги в каждой из групп. Среди основных функций, которые руководители крупных компаний обозначили как недостаточно развитые (в рамках своих предприятий), оказались следующие:

- исследования и анализ рынков (44%),

- анализ конкурентов (35%),

- стратегическое управление (39%),

- эффективность работы персонала (44%),

- управление затратами (61%)2.

Реализация данных функций на крупных предприятиях возложена в основном на персонал компании (84%), и только 16% покупают их на стороне, причем партнерами в 85% случаев выступают крупные или средние компании.

Результаты опроса руководителей средних предприятий выявили некоторое смещение акцента из области стратегической в тактическую, поскольку доминирующими неудовлетворенными интересами были названы: анализ конкурентов (74%), эффективность работы персонала (29%) и управление затратами (26%).

А вот представители малого бизнеса, помимо «неподъемно-сти» исследований и анализа рынков (82%), отметили низкий уровень образования и квалификации персонала (69%), а также обременительные условия банковского кредитования (48%).

Вывод, напрашивающийся по ходу исследования: малый бизнес, в отличие от среднего и крупного, в большей степени ощущает ограничения со стороны ресурсов (информационных, финансовых, кадровых), тогда как более крупные предприятия, у которых эти ограничения «мягче», озабочены проблемой результативности использования ресурсов. То есть, узкие места крупного бизнеса требуют, прежде всего, внутриоргани-зационных изменений, а решение проблем малых предприятий видится во внеорганизационных изменениях.

Чтобы их осуществить, бизнесу необходимо кооперироваться и объединяться. Причем делать это можно по-разному.

Два пути

Первый «вариант» объединения - для привлечения недостающих ресурсов. Здесь схема довольно проста: малое предприятие, у которого, допустим, есть свободные площади, но пока нет направлений для их использования, вполне может скооперироваться с другим, у которого имеются пустующие помещения.

Далее. Новые направления развития малого бизнеса следует искать в области предложения продуктов (услуг),

2 В анкете предлагалось выбрать до трех вариантов, поэтому итоговая сумма превышает 100%.

которые учитывали бы специфические потребности уже действующих малых предприятий и предпринимателей.

Пример партнерства первого типа: одна компания собирается в дополнение к торговле измерительным оборудованием развивать его диагностику и ремонт. Предприятие уже получило лицензию на данный вид деятельности, у него есть квалифицированные специалисты и наработанная клиентская база, но требуется существенно увеличить площади, где будет монтироваться оборудование для диагностики и ремонта. Поскольку своих площадей у предприятия нет, возникает необходимость в долгосрочной аренде (ведь постоянно переезжать с таким оборудованием невозможно). Но предприятие ограничено в финансовых ресурсах, и проект на время «провисает».

Решение лежит именно в партнерстве с другим малым предприятием - у которого есть подходящие свободные площади и которое готово отдать их в аренду на большой срок.

Чтобы обе стороны не только реализовали свои интересы, но и были заинтересованы в проекте на перспективу, они вступают не в обычные отношения «арендатор - арендодатель», а заключают договор о совместной деятельности. Таким образом, первая компания снимает ограничения по финансовым ресурсам, а вторая - получает прибыли не от сдачи излишних площадей, но от нового вида деятельности.

Примером партнерства второго типа, например, со стороны образовательных структур может быть разработка программ обучения персонала. Но не программ вообще, а специфических, под потребности малого бизнеса. Отличие между такими подходами весьма существенное. На большинстве малых предприятий работникам, как правило, приходится совмещать несколько функций, они могут быть заняты одновременно в нескольких направлениях (проектах), а значит, нуждаются в особых знаниях. Поэтому преподавателям следует отходить от традиционных общих программ обучения (менеджмент, маркетинг, финансы и пр.) и переходить к более прикладным и узкоспециализированным (управление розничным магазином, формирование ассортиментной политики в кафе и т.п.).

Потребность в специальных программах велика, но, например, в Омской области ниша абсолютно свободна, поскольку

нет ни одной образовательной структуры (частной или государственной), которая бы эту потребность закрывала.

Получается, и спрос вроде есть, и предложение существует, но они никак не скоординированны. По мнению автора, заняться этим мог бы новый малый бизнес, поскольку как бы ни хороши были крупные федеральные игроки (тренинговые, обучающие компании), они никогда не обеспечат необходимый уровень адаптации своих программ к потребности данного большого сегмента рынка.

Но посильным подобный проект окажется для нарождающегося бизнеса только в партнерстве с другими компаниями, тренерами, вузами, поскольку малое предприятие не сможет обеспечить постоянный (и довольно большой) штат квалифицированных сотрудников, и самое главное - достаточно широкий ассортимент услуг. Все это есть у вузов, но (при всем уважении к нашей системе образования) она слабо адаптируется к требованиям рынка. Негибкость ее структуры и медленность реакции призваны «нивелировать» именно малые формы.

Позвольте возразить

Бытует мнение, что малое предпринимательство может эффективно развиваться, прежде всего, рядом с крупным бизнесом, поскольку только таким образом можно создать эффективную связь взаимных интересов: местных властей -предпринимателей - науки - промышленности - финансового капитала. Выполняя субподряды крупных фирм, малые предприятия якобы получают доступ к их новым технологиям и коммерческим ноу-хау. Опять же в интеграции с малыми инновационными фирмами многим видится и реальная востребованность научного российского потенциала, и обновление технологической основы базовых (и не только) отраслей национальной экономики.

По мнению автора, все это не более чем иллюзия, которую уже не один год питают российские чиновники, ученые и даже некоторые руководители предприятий. Реальность же такова, что механизмы функционирования и управления в малом и крупном бизнесе слишком разные, и предположение,

что гибкие и динамичные малые предприятия смогут действительно эффективно наладить и достаточно долго вести совместные проекты с медленными и забюрократизированными крупными, - это утопия.

В подтверждение можно сослаться на результаты исследований 2007-2008 гг., которые показали, что налаживание отношений малых и крупных предприятий происходит с большим трудом. Для хозяйственной практики «сотрудничества» малого бизнеса с крупным в России характерны: срыв контрактов, «исчезновение» с полученным авансом, низкое качество продукции и т.п. Для крупных предприятий - навязывание малым высоких цен на свою продукцию, включение дополнительных кабальных условий в контракты, иначе контракты вообще не заключаются. Для обеспечения надежности технологических и финансовых операций крупные предприятия предпочитают создавать собственные мелкие подразделения, а не подвергать себя риску ведения дел с внешними организациями. Как следствие - масштабы субконтрактации, аутсорсинга и франчайзинга с участием самостоятельных малых предприятий в России (как и в большинстве стран с развивающимися рынками), намного меньше, чем в высокоразвитых странах.

Продолжать можно много и долго, но, чтобы резюмировать вышеизложенное, повторю еще раз: новый малый бизнес может успешно развиваться, прежде всего, на базе партнерства с такими же - малыми - предприятиями. Различающиеся по видам деятельности малые предприятия очень близки по базовым характеристикам - идеологии, механизмам функционирования и управления и проч. Именно этот факт необходимо принимать во внимание при разработке региональных программ развития малого бизнеса, при оценке проектов в рамках программ поддержки малого бизнеса и для иных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.