Оксогоев Алексей Николаевич, канд. экон. наук, доцент кафедры «Экономика, организация и управление производством» Восточно-Сибирского государственного технологического университета. 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская 40 в, тел. 21-27-42, oksogoev@vandex.ru
Oksogoev Aleksey Nikolaevich, candidate of economy sciences, associate professor of department «Economy, organization and production management», East-Siberian State Technological University. 670000, Ulan-Ude, Klyuchevskaya str. 40, tel. 8(301-2) 21-27-42, e-mail: oksogoev@yandex.ru
УДК 332.832.22 С.А. Пригарин, Р.О. Чернов
Развитие малоэтажного жилищного строительства в Московской области
В статье систематизированы основные положения Концепции развития малоэтажного строительства в Московской области до 2020 г., обобщены современные проекты жилых домов.
Ключевые слова: строительство, проект, комплекс.
S.A. Prigarin, R.O. Chernov Development of low-rise construction in the Moscow region
The basic provisions of the Concept of low-rise construction development in the Moscow region till 2020 are systematized, modern house plans are generalized.
Keywords: construction, project, complex.
В Московской области, как и во многих других регионах Российской Федерации, обеспечение нуждающегося в улучшении жилищных условий населения доступным и комфортным жильем является одной из приоритетных задач ее социально-экономического развития.
При этом следует отметить, что в последние годы область показывает одни из самых высоких темпов социально-экономического развития в стране. Важную роль в решении социальных и экономических задач развития Подмосковья играет строительный комплекс. Так, по итогам 2009 г. Московская область ввела 8,46 млн м2, жилой площади что составляет 14% общего годового объема ввода жилья в Российской Федерации. В первом полугодии 2010 г. ввод жилья в области, по данным Мособлстата, составил 2,5 млн м2, в том числе 1,25 млн м2 многоэтажного жилья и 1,25 млн м2 индивидуального жилья. При этом с января 2010 г. на территории Московской области начато строительство пяти коттеджных поселков общей площадью 183 229 м2. Успехи региона в жилищном строительстве отмечены Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным на совещании в Московской области в августе 2010 г.: «... мы ставим перед собой цель к 2020 г. строить в стране в среднем 1 м2 на одного жителя страны, на одного гражданина страны. Московская область уже эту задачу для
себя решила: четвертый год подряд как раз на такие объемы и выходят, в том числе и в кризисном 2009 г. добивались таких же результатов».
Для обеспечения доступности жилья населению региона правительством области разработана и утверждена долгосрочная целевая программа Московской области «Жилище» на 2009-2012 гг. [1] и программа мероприятий по стимулированию развития жилищного строительства на эти годы. В них предусмотрена реализация механизмов снижения стоимости квадратного метра за счет формирования на участках строительства коммунальной инфраструктуры и использования современных технологий.
Вместе с тем накопленный за прошедшие годы в Российской Федерации, в том числе и Московской области, опыт показал, что основным направлением решения проблемы обеспечения населения, нуждающегося в улучшении жилищных условий, доступным и комфортным жильем должно стать не только наращивание объемов строительства жилья, но и строительство малоэтажного жилья, повышение уровня его доступности (как и всех типов жилья) для семей с разным уровнем доходов. Заметим, что к объектам малоэтажного жилищного строительства относят три типа строений: малоэтажные многоквартирные дома (до 3-х этажей), отдельно стоящие коттеджи (особняки) и коттеджи, сблокированные в секции
(две и более), называемые в мировой практике та-унхаусами.
Ученые и специалисты, привлекаемые к решению данной проблемы считают, что именно развитие малоэтажного строительства - реальная возможность ускорить обеспечение потребностей населения Московской области в комфортном жилье. Исходя из необходимости создать благоприятные условия для осуществления крупных проектов по строительству новых районов малоэтажной застройки, ускоренному вовлечению в оборот новых земельных участков, их обустройству инженерной инфраструктурой; развития индустрии быстровозводимого, энергоэффективного, экологичного индивидуального жилья. Поэтому необходимо разработать организационноэкономический механизм реализации перечисленных направлений с учетом особенностей и стратегии развития области.
С целью конкретизации направлений развития малоэтажного жилищного строительства и обеспечения населения региона, нуждающегося в улучшении жилищных условий, доступным и комфортным жильем правительство области одобрило своим постановлением от 26 февраля 2009 г. «Концепцию развития малоэтажного жилищного строительства на территории Московской области» до 2020 г. (далее - концепция) [2]. К слову, в названии самой концепции период, на который она разработана, не указан. Однако он следует из названия одного из основных документов, на которых базируется концепция - «Схемы территориального планирования Московской области, разработанной на период до 2020 г.» (далее схема территориального планирования).
Концепция имеет методически традиционную форму и включает анализ состояния и проблем малоэтажного жилищного строительства, определение целей, задач, этапов, общих контуров планируемого организационно-экономического (в основном организационного) механизма реализации концепции, в том числе организационную инфраструктуру, порядок взаимодействия центральных исполнительных органов государственной власти Московской области с органами местного самоуправления муниципальных образований, некоммерческими организациями.
Рассмотрим более детально основные положения концепции, предоставленные на рис. 1.
В разделе, посвященном анализу состояния и проблем малоэтажного жилищного строительства на территории Московской области, говорится:
- в результате повышенного внимания правительства области к значимости малоэтажной жилой застройки в социально-экономическом развитии региона за период после 2000 г. доля малоэтажной застройки в общем объеме жилищного строительства на территории Московской области составила более 40%.
- разработка и утверждение постановлением правительства Московской области от 11 июля 2007 г. схемы территориального планирования, содержащей основные положения градостроительного развития [3] и карты (схемы), отражающие перспективы устойчивого пространственного развития региона; формирование «точек роста» - опорных территорий роста экономики и качества жизни населения, инфраструктурных преобразований, в том числе транспортной инфраструктуры; реорганизация сложившихся поселений, направленная на улучшение условий жизни и качества городской и сельской среды; сохранение природного и историко-культурного наследия предоставили возможность определить зоны и территории, находящиеся в собственности Московской области и в муниципальной собственности, для обеспечения развития малоэтажного жилищного строительства.
Согласно концепции и в соответствии со схемой территориального планирования к 2020 г. прогнозируется увеличение:
- жилищного фонда на 65 млн м2, или почти на 35% по сравнению с показателями Росстата на конец 2008 г., когда в области было 188,7 млн м2 жилья.
- численности постоянного населения на территории Московской области на 997,7 тыс. человек, т.е. примерно на 15% по сравнению с 2008 г.
Поскольку данные о количестве жилья в малоэтажной застройке, планируемом к строительству до 2020 г., как и достоверная информация о количестве имеющегося жилья в малоэтажной застройке всех типов, на момент рассмотрения концепции отсутствуют, оценим его исходя из следующих положений.
Концепция развития
малоэтажного жилищного строительства на территории Московской области на период до 2020 г.
Ц е л и З а д а ч и О ж и д а е м ы е
определение - разработка механизмов развития и результаты
направлений стимулирования малоэтажного жилищного - увеличение доли
развития строительства; малоэтажного строительства в
малоэтажного - определение механизмов формирования общих объемах строительства
жилищного коммунальной инфраструктуры жилья;
строительства малоэтажного жилищного строительства на - создание системы оказания
и обеспечение участках планируемой застройки; помощи органам местного
населения - выбор из числа имеющихся технологий строительства малоэтажных домов, самоуправления
Московской муниципальных образований
области, позволяющих снижать себестоимость Московской области в
нуждающегося малоэтажного строительства; разработке и реализации
в улучшении - создание условий для развития индустрии программ малоэтажного
жилищных быстровозводимого, энергоэффективного, строительства;
условий, экологичного индивидуального жилья; - развитие на территории
доступным - определение условий для реализации Московской области
и комфортным крупных проектов по строительству новых индустрии
жильем районов малоэтажной застройки, быстровозводимого,
содействие реализации инвестиционных энергоэффективного,
проектов по малоэтажному строительству; экологичного жилья;
- определение мероприятий для - разработка нормативной
формирования и развития устойчивого правовой базы для оказания
сотрудничества центральных адресной поддержки
исполнительных органов государственной гражданам, нуждающимся в
власти Московской области, улучшении жилищных условий
некоммерческих организаций и населения в в рамках реализации программ
решении социально значимых проблем для (пилотных проектов)
развития малоэтажного строительства на малоэтажного строительства;
территории области; - повышение уровня жизни
- разработка предложений по организации населения Московской
подготовки (переподготовки) кадров для области;
обеспечения развития малоэтажного - развитие социального
строительства партнерства в рамках
реализации проектов мало-
этажного строительства
Ц е л е в ы е п о к а з а т е л и
- увеличение жилищного фонда на 65 млн м , или почти на 35 % по сравнению с 2008 г. (188,7 млн
м жилья), ожидаемый прирост малоэтажного жилья - около 35 млн м , осуществляется главным
образом за счет увеличения площадок нового коттеджного строительства в 18-ти зонах устойчивого
расселения в сельской местности на территории 27 370 га.
- рост численности постоянного населения на территории Московской области на 997,7 тыс.
человек, в том числе городского населения на 961,2 тыс. человек, сельского - на 35,5 тыс. человек,
общий рост численности постоянного населения составил около 15% по сравнению с 2008 г.
Рис.1. Содержание концепции развития малоэтажного жилищного строительства
Известно, что в соответствии с проектом ведомственной целевой программы «Развитие малоэтажного жилищного строительства в РФ на 2011-2013 гг.», в основу которого положена реализация задачи «увеличения объемов строительства доступного малоэтажного жилья эконом-класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экономичности, прорыв в наращивании объемов жилищного строительства за счет развития малоэтажного домостроения и достижение к 2013 г. 60% малоэтажного жилья в общих объемах строительства». Таким образом, в Московской области при общем приросте ввода жилья к 2020 г. на 65 млн м2 и ожидаемом за этот период увеличении усредненной доли малоэтажного жилья в жилищном строительстве от 40 до 60% прирост его должен составить около 35 млн м2.
В концепции отмечается, что при организации массового малоэтажного жилищного строительства в Московской области, как и других субъектах Российской Федерации, необходимо решение ряда вопросов градостроительного, ресурсного, технологического, социального и финансового характера. Краткое содержание проблем, снижающих темпы эффективного развития малоэтажного жилищного строительства (изложенных в концепции), представлено на рис. 2.
В соответствии с концепцией реализация определенных ею задач осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области при содействии центральных исполнительных органов государственной власти области с привлечением некоммерческих организаций и предприятий стройиндустрии.
Центральным органом государственного управления, организующим реализацию концепции, определено Министерство строительного комплекса Московской области, в функции которого входят:
- нормативное, правовое и методическое обеспечение реализации концепции;
- координация деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области в ходе реализации концепции;
- разработка предложений в федеральные органы исполнительной власти для получения средств федерального бюджета;
- проведение комплекса мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации в случае передачи заявленных земельных участков из федеральной собственности в собственность Московской области;
- разработка предложений по организации подготовки (переподготовки) кадров для обеспечения развития малоэтажного строительства;
- размещение на своем сайте информации о ходе реализации концепции;
- в пределах своих полномочий контроль за исполнением мероприятий концепции, подготовка и представление отчетов о ходе ее реализации.
Органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области в установленном порядке осуществляют:
- анализ имеющихся земельных участков, свободных от прав третьих лиц, на предмет востребованности и возможности использования их для комплексного освоения в целях малоэтажного жилищного строительства; разработку муниципальных программ по комплексному освоению территорий;
- землеустроительную подготовку земельных участков для комплексного освоения в целях малоэтажной застройки, а также строительство сетей и объектов инженерно-технического обеспечения;
- проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для их комплексного освоения;
- выдачу разрешений на строительство объектов и на их ввод в эксплуатацию.
Для оказания содействия органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области и ее населению в развитии малоэтажного строительства могут создаваться некоммерческие организации.
В рамках реализации концепции Министерством строительного комплекса Московской области должны быть проработаны механизмы формирования преференций по распределению возводимого малоэтажного жилищного фонда в разрезе трех групп:
Группа 1 - жители муниципальных образований Московской области, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, в том числе проживающие в аварийных квартирах (домах);
Группа 2 - отдельные категории граждан, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, а также жители аварийного и ветхого жилищного фонда, молодые ученые, молодые семьи;
Группа 3 - коммерческое жилье.
Рис.2. Систематизация проблем массового малоэтажного строительства
При выборе территорий под малоэтажное жилищное строительство приоритетными условиями являются:
- наличие утвержденной документации по планировке территории, разработанной в соответствии с документами территориального планирования;
- степень готовности земельных участков к строительству (наличие утвержденных границ, кадастровый учет).
Критериями при выборе территорий под малоэтажное жилищное строительство установлены:
- комплексность застройки, предполагающая малоэтажное строительство с инженерной, транспортной и социально-бытовой инфраструктурой;
- применение инновационных энергосберегающих технологий в целях снижения суммарной установленной мощности источников тепла, годовой выработки тепла и расхода топлива, негативного воздействия на окружающую среду;
- сочетание различных источников электро- и теплоснабжения при проектировании участков застройки.
Порядок и условия реализации пилотных проектов по комплексному освоению земельных участков устанавливаются соглашением, которое заключает Министерство строительного комплекса Московской области с органом местного самоуправления муниципального района, поселения, городского округа и участниками реализации концепции.
Органы местного самоуправления муниципальных образований области осуществляют землеустроительную подготовку земельного участка в целях его комплексного освоения для малоэтажного строительства, проведение аукциона, обеспечивают планировку территорий, архитектурностроительное проектирование, строительство и ввод объектов в эксплуатацию в соответствии с законодательствами Российской Федерации и Московской области.
Планируемые территории для малоэтажного жилищного строительства (в соответствии со схемой территориального планирования) представлены в приложении к концепции.
Министерство строительного комплекса Московской области осуществляет выбор наиболее экономически выгодных проектов жилых домов, отвечающих современным требованиям малоэтажного строительства с применением отработанных в регионе материалов и технологий
строительства.
В концепции приведен перечень уже имеющихся технологий строительства и продукции для возведения малоэтажных домов с привязкой к конкретным районам, позволяющих снижать себестоимость малоэтажного строительства. Это модульные дома экономичного класса по американской технологии; комплекты быстровозводи-мых жилых домов по канадской технологии, панелей экопан, или сэндвич-панелей; деревянные дома по каркасной технологии; комплекты бы-стровозводимых домов, в т.ч. модульных; оборудование для производства SIP-панелей (сэндвич-панелей); элементы несъемной железобетонной опалубки; новый строительный материал - теплоэффективный блок и оборудование для его автоматизированного производства и др.
Как показывает практика, в Московской области наиболее эффективным является строительство малоэтажных домов организациями, выполняющими законченный цикл строительномонтажных работ. При этом сроки строительства могут быть сокращены на 30-40%. По расчетам застройка малоэтажными домами может обеспечить снижение стоимости 1 м2 общей площади более чем на 20%. Переход на более эффективные системы с широким шагом несущих конструкций и использование каркасных стеновых систем позволяют получить снижение себестоимости продукции примерно на 10-15%. Малоэтажное строительство - это площадка, где максимально быстро и эффективно могут внедряться инновационные теплосберегающие материалы и оборудование, альтернативные или возобновляемые источники энергии (фотоэлектрические преобразователи - солнечные батареи, ветрогенераторы, бензино-дизельгенераторы, гибридные системы, мини-ГЭС), тепловые насосы с системой рекуперации тепла, солнечные коллекторы, твердотопливные котлы, термогенераторы вихревого типа. Очевидно, что без использования энергосберегающих материалов и технологий малоэтажное строительство и, что немаловажно, последующая эксплуатация жилья не будут экономически оправданными.
Реализация концепции согласно ее положениям осуществляется за счет привлечения средств федерального бюджета, средств бюджета Московской области в рамках долгосрочной целевой программы «Жилище» на 2009-2012 гг. [1], бюджетов муниципальных образований области и внебюджетных источников.
Об общей результативности концепции можно судить из ее заключения раздела («Ожидаемые результаты» на рис.1), в котором разработчиками заявлено, что она будет содействовать:
- увеличению доли малоэтажного строительства;
- созданию системы оказания помощи органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области в разработке и реализации программ малоэтажного строительства;
- развитию на территории Московской области индустрии быстровозводимого, энергоэффективного и экологичного жилья;
- разработке нормативной правовой базы для оказания адресной поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в рамках реализации программ (пилотных проектов) малоэтажного строительства;
- повышению уровня жизни населения Московской области;
- развитию социального партнерства в рамках реализации проектов малоэтажного строительства.
Что касается оценки методологического уровня проработки концепции, необходимо отметить:
- ряд положений, заявленных в качестве задач, не прописан в концепции, а некоторые из них носят, по существу, декларативный характер;
- не нашло отражение фактическое и потенциальное участие и взаимодействие правительства Московской области и муниципальных образований с такими государственными финансовыми институтами, как Фонд АИЖК, Фонд содействия реформирования ЖКХ, Инвестфонд и др., в реализации планов малоэтажного жилищного строительства. Необходимо проработать вопросы использования средств фонда ЖКХ для малоэтажного строительства при переселении из аварийного жилья (заявка в фонд не подавалась). Согласно поправкам к постановлению Правительства РФ № 134 «Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации», принятым в июне 2008 г., Инвестиционный фонд РФ может финансировать не только проекты национального масштаба, но и региональные, направленные на развитие транспортной, социальной инфраструктуры, энергетики и ЖКХ;
- отсутствует согласованность концепции с федеральной целевой программой «Жилище», в рамках которой должна оказываться поддержка в
виде государственных гарантий и субсидий субъектам РФ на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой, субсидий бюджетам на обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов.
За прошедший после принятия концепции период правительство Московской области предприняло активные действия по ее реализации. Так, в целях формирования нормативной базы для разработки документов территориального планирования муниципальных образований Московской области, что, как было показано ранее, сдерживает своевременную подготовку земельных участков, пригодных для жилищного строительства, приняты следующие постановления правительства Московской области:
- от 12 февраля 2010 г. №62/3 «Об утверждении перечня нормативов градостроительного проектирования Московской области и о внесении изменений в постановление правительства Московской области от 31 мая 2006 г. №469/20 «"О нормативах градостроительного проектирования Московской области"»;
- от 14 июля 2010 г. №547/29 «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Московской области».
Еще одним важным документом организационно-методического плана является соглашение от 1 июля 2010 г. о сотрудничестве между правительством Московской области и Национальным агентством малоэтажного и коттеджного строительства (НП НАМИКС) по вопросам развития малоэтажного жилищного строительства в целях обеспечения населения Московской области, нуждающегося в улучшении жилищных условий, доступным и комфортным жильем. Как известно, НП НАМИКС было создано в 2007 г. по инициативе государства в целях развития малоэтажного домостроения. Сотрудничество будет осуществляться по следующим направлениям:
- выработка совместных предложений по развитию малоэтажного жилищного строительства на территории Московской области;
- реализация проектов малоэтажного жилищного строительства;
- мониторинг процесса и результатов реализации проектов малоэтажного жилищного строительства.
Соглашение предусматривает и непосредственное участие НАМИКС в реализации конкретных программ (проектов).
Возвращаясь к вопросу о проблемах развития
малоэтажного жилищного строительства в области, отметим, что все перечисленные выше проблемы, за исключением приобретения (получения в аренду) земельного участка для строительства жилья (в концепции она представлена, как «ресурсная»), могут быть решены на основе действующего федерального и регионального законодательства и уже принятых нормативных документов Московской области. С целью разрешения упомянутой «земельной» проблемы, актуальной для всех регионов России, в Госдуму по инициативе комитета ГД по строительству и земельным отношениям внесен законопроект о поправках в Градостроительный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ и другие законодательные акты РФ, принятие которых создаст условия для развития строительства доступного и комфортного жилья экономичного класса, в том числе малоэтажного. Основная идея законопроекта - закрепление новых механизмов предоставления застройщикам земельных участков для их комплексного освоения или развития уже застроенных территорий с условием строительства на таких участках жилья экономичного класса и его реализации по фиксированной стоимости, определенной по итогам аукциона. Принятие законопроекта будет способствовать обеспечению граждан доступным и комфортным жильем. Напомним, что согласно действующему законодательству процедуры предоставления земельных участков для целей жилищного строительства не ориентированы на снижение рыночной стоимости жилья. Нормами предлагаемого законопроекта предусматривается два механизма предоставления застройщикам земельных участков для строительства жилья экономного класса: 1) в результате заключения между застройщиком и органом местного самоуправления договора о развитии застроенной территории в целях строительства жилья экономного класса и выполнения ряда условий такого договора (подготовка документации по планировке, предоставление жилых помещений для граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда и др.); 2) в рамках заключения между застройщиком и органом местного самоуправления договора о комплексном освоении территорий, не занятых объектами недвижимости и свободных от прав третьих лиц, за исключением самовольных построек, в целях строительства жилья экономичного класса и выполнения ряда условий такого договора (подготовка документации по планировке территории и др.). Заключение указанных договоров будет осу-
ществляться с победителем аукциона. Земельные участки для строительства жилья экономичного класса будут предоставляться лицу, с которым заключен соответствующий договор без проведения торгов и без предварительного согласования места размещения объекта. Особенностью предлагаемых механизмов является новый вид аукциона, победителем которого признается участник, предложивший наиболее низкую цену в расчете на 1 м2 общей площади жилых помещений договоров купли-продажи и договоров участия в долевом строительстве. В качестве предмета аукциона выступает стоимость одного квадратного метра жилья, за которую застройщик обязуется продать построенное жилье экономичного класса или заключить договоры долевого участия в строительстве. При этом начальная цена предмета аукциона устанавливается исходя из средней рыночной стоимости 1 м2 жилья, определяемой Минрегионом России для конкретного субъекта Российской Федерации на соответствующий квартал. Поскольку стоимость квадратного метра жилья значительно ниже фактически сформированных рыночных цен на жилье, то конечная продажная стоимость жилья экономичного класса, определенная по итогам аукциона, будет не только ниже среднерыночных цен, но и ниже стоимости, установленной Минрегионом России.
Требования к жилью экономичного класса закреплены в приказе Минрегиона России «Об утверждении Методических рекомендаций по установлению характеристик жилья экономичного класса в отношении жилых домов, строительство которых осуществляется с использованием средств федерального бюджета».
Обеспечение предоставляемых для застройки земельных участков необходимыми объектами социальной, инженерной и коммунально-бытовой инфраструктуры может осуществляться как застройщиком, так и органом местного самоуправления. При этом законопроектом предусматривается запрет на безвозмездную передачу органам местного самоуправления объектов инфраструктуры, построенных застройщиком, что снижает его затраты и, как следствие, окончательную стоимость жилья. В приоритетном порядке право на приобретение жилья экономичного класса предоставляется отдельным категориям граждан, установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также органам государственной власти и местного самоуправления, приобретающим такое жилье в
целях предоставления данным категориям граждан. Законопроектом помимо изменений в Градостроительный кодекс РФ также предусматривается внесение изменений в Земельный кодекс РФ в части особенностей представления земельных участков для строительства жилья экономичного класса и в КоАП РФ - в части введения административной ответственности за нарушение обязательств по договорам о развитии застроенных территорий и комплексному освоению в целях строительства жилья экономичного класса, требований по заключению договоров купли-продажи жилья экономичного класса и договоров долевого участия в его строительстве. Следует отметить, что основные положения законопроекта являются логическим продолжением решений Совета по национальным проектам. В частности, в середине
2009 г. на заседании совета в качестве новых задач в контексте рассматриваемых вопросов были определены показатели по формированию нового сегмента жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, по государственной поддержке внедрения новых современных технологий и проектной документации жилищного строительства, отвечающего стандартам жилья экономкласса, в том числе малоэтажного. При этом доля ввода жилья по нормам экономкласса с 5% в 2009 г. должна увеличиться до 25% в 2012 г., а доля ввода малоэтажного жилья достичь 60% от общего объема вводимого жилья.
Следует полагать, что с принятием ведомственной целевой программы «Развитие малоэтажного жилищного строительства в РФ на 20112013 гг.», проект которой на заседании 22 июня
2010 г. был принят за основу Межведомственной рабочей группой при Президенте РФ по приоритетному национальному проекту «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», и в Московской области разработают Региональную программу развития малоэтажного жилищного строительства, реализация которой осуществится на основе обновленной федеральной нормативной базы, положений рассмотренной концепции и новых организационных и экономических механизмов.
Источники
1. Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2009-2012 гг.» (с изменениями): постановление правительства Московской области № 241/12 от 27 марта 2009 г.
2. О Концепции развития малоэтажного жилищного строительства на территории Московской области: постановление правительства Московской области 1028/50 от 26 февраля 2009 г.
3. Об утверждении схемы территориального планирования Московской области - основных положений градостроительного развития: постановление правительства Московской области № 2517/23 от 11.07.2007 г
Пригарин Сергей Александрович, канд. экон. наук, доцент Московской государственной академии коммунального хозяйства и строительства.
ЧерновРоман Олегович, канд. техн. наук, доцент Московской государственной академии коммунального хозяйства и строительства.
Prigarin Sergey Aleksandrovich, сandidate of economic sciences, associate professor of Moscow State Academy of Municipal Services and Construction.
Chernov Roman Olegovich, сandidate of technical sciences, associate professor of Moscow State Academy of Municipal Services and Construction.
УДК 332.133.6 Д.Д. Цыренов
О перспективах развития среднего профессионального образования
В работе дано определение понятию региональной системы профессионального образования, рассмотрена ее модернизация в качестве императива дальнейшего развития региональной экономики.
Ключевые слова: система профессионального образования, региональная образовательная система, модернизация образования.