О. Г. Лаврентьева
РАЗВИТИЕ МАГИСТРАТУР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В УНИВЕРСИТЕТАХ ФРАНЦИИ
Работа представлена кафедрой педагогики.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Е. И. Бражник
В статье рассматривается развитие магистерского образования педагогического направления в университетах Франции. Прослеживается становление направления «Науки об образовании» в системе вузовской подготовки с момента своего возникновения и до сегодняшнего дня. Рассматриваются специализации, предлагаемые кафедрами «Наук об образовании», их цели и профессиональные перспективы.
The article dwells upon the development of a Master's degree in pedagogical course in the universities of France. The evolution of the branch «Sciences on education» in the course of university training (since its origin till today) is traced through the article. Specializations offered by chairs «Sciences on education)), their goals and prospects are examined.
Во Франции магистерское образование имеет длительную историю становления и занимает особое место во всей системе высшего образования. До 1968 г. магистерского образования как такового во Франции не было, существовала сложная структура высшего университетского образования, которая соответствовала национальнокультурным особенностям системы образования в стране. Она состояла из трех циклов обучения: первый цикл (2 года) оканчивался получением диплома «DEUG» (диплом об общей университетской подготовке) или «DEUST» (диплом естественно-научных и технических знаний); второй цикл (2 года) - получением диплома «Ьлсепсе», а за тем «Maîtrise» (Мастерство - 1 год); и третий цикл (3-4 года) - получением диплома «DESS» (высшего специализированного образования в области экономики, права и пр.) или «DEA» (диплом углубленной подготовки, включающий проведение исследовательской работы).
В 2004 г. в связи с изменениями в системах образования во всех европейских странах в контексте Болонского процесса была открыта двухлетняя магистерская программа, ведущая к диплому «Master» («Мастер»), где первый год обучения в основном
для одного профессионального направления общий, а со второго года идет разделение на «Master recherche» («Мастер-исследователь») и «Master professionnel» («Мастер профессионального направления»). Появление этих типов магистерских программ во Франции является особенностью проводимой образовательной реформы.
Магистерские образовательные программы, связанные с направлением «Педагогика», существуют более чем в 15 университетах Франции в таких городах, как Амьен, Бордо, Дижон, Гренобль, Кан, Лилль, Лион, Марсель, Нант, Париж (5 университетов), Руан, Страсбур, Тулуза и др. Направление профессиональной подготовки, где изучаются педагогические науки, во Франции называется «Sciences de l'Education» («Науки об образовании»). Это образовательное направление появилось во Франции в Сорбонне в 1957 г., а к 1967 г. были открыты лиценциат и магистратура «Науки об образовании», предназначенные готовить будущих исследователей в области педагогики. Первые кафедры «Науки об образовании» появились в университетах Бордо, Кана и Парижа, немного позднее и в других университетах
2
страны .
i
I
Направление «Науки об образовании» интенсивно и последовательно развивается. К 1995 г. были открыты 21 кафедра, где работало более 400 преподавателей-иссле-дователей и обучалось около 14 ООО студентов. Каждый год защищалось около 85 докторских диссертаций по проблемам, связанным с образованием. На сегодняшний день кафедры «Науки об образовании» выполняют следующие функции:
• проводят подготовку специалистов для системы образования;
• готовят к конкурсам на должность учителя, преподавателя и других кадров в системе государственного образования, а также к конкурсам на должность в государственном управлении в системе образования;
• организуют повышение квалификации
3
специалистов .
Французские магистратуры «Науки об образовании» в университетах имеют разные специализации. Например, в университетах Руана, Марселя и Страсбура акцент делается на специализациях, связанных с проектированием в образовании, новыми информационными и коммуникационными технологиями (это специализации «Использование информационных технологий в образовании», «Стратегия и проектирование в образовании взрослых», «Проектирование мультимедийного образования"). В университете Дижона в основном представлены специализации, связанные с экономикой, менеджментом в образовании, сравнительным образованием (это специализации «Анализ образовательных систем», «Менеджмент в воспитании и образовании», «Экономика в образовании», «Экспертиза образования в развивающихся странах»). А в университетах городов Амьена, Бордо, Кана, Лилля и Нанта все представленные профессиональные магистратуры направлены на образование и повышение квалификации учителей и преподавателей вузов (специализации «Образование учителей, изменения и профессионализация», «Подготовка учителей посредством анализа рабо-
чих ситуаций», «Подготовка преподавателей для образования взрослых»).
Магистратуры исследовательского направления ориентированы на подготовку исследовательской работы, поэтому обязательным модулем является «Методология исследования», где изучаются методологические подходы, методы, приемы, средства, исследовательский инструментарий. Большинство исследовательских магистратур во Франции названы «Sciences de l'Education» («Науки об образовании»). Вместе с тем встречаются магистерские исследовательские программы, ориентированные на практику и теорию обучения: «Воспитание и дидактика: воспитывать, образовывать, преподавать»; «Образование, обучение, дидактика» (университеты г. Кана, Лилля, Нанта). Встречаются и более специализированные исследовательские магистратуры: «Философия знания» (университет г. Амьена); «Образование, профессия, компетенция» (университет г. Гренобля); «Науки в профессиях» (университет г. Страсбура); «Образование, системы обучения и оценка» (университет г. Марселя). Общим для исследовательских магистерских направлений является структура организации, состоящая из трех модулей: 1-й модуль - методология исследования, основные теоретические знания по методологии; 2-й модуль - специальные дисциплины и курсы по выбору; 3-й модуль - магистерская диссертация. Часто обучение организовано так, что один модуль изучается в одном университете Франции, а другой - в другом или в исследовательском центре. В системе подготовки ма-гистрантов-исследователей существует такая интересная форма обучения, как совместные семинары (исследовательские школы, лаборатории), где вместе проводят исследования, обсуждают результаты работы магистранты и докторанты (например, в университетах г. Амьена, Нанта, Кана).
Очевидно, что во Франции обязательным условием организации магистерского образования являются широкие партнерские связи с другими университетами, науч-
ными организациями, научно-исследовательскими лабораториями.
Магистратуры профессионального направления во Франции представлены еще более разнообразно: можно выделить более 30 различных магистерских профессиональных образовательных программ. Особенностью этих программ является изучение педагогики во взаимосвязи с социологией, психологией, медициной, экономикой и антропологией (примеры специальностей: «Воспитание и стимулирование здоровья», университет г. Марселя; «Экономика в образовании», университет г. Дижона; «Подготовка специальных кадров помощи людям», университет Париж V).
Все предлагаемые университетами магистерские профессиональные программы условно можно разделить на четыре:
1) программы для будущих учителей, где изучаются педагогические науки, новые информационные и коммуникационные технологии, педагогическое проектирование, методика, сравнительное образование;
2) программы для служащих в сфере образования (изучаются: социология, психология, экономика, специализированная помощь людям, образование и культура);
3) программы для руководителей образовательных учреждений, консультантов, экспертов;
4) программы повышения профессиональной квалификации учителей и преподавателей.
В магистратуре профессионального направления особое значение придается изучению фундаментальных знаний по психологии, социологии и экономике и ведется подготовка специалистов для государственных, общественных организаций, частных компаний, учебных заведений, государственного управления, различных предприятий, центров. Эти специалисты должны быть компетентны в следующих вопросах:
• знать общие направления развития образовательной системы и системы профессиональной подготовки в стране; знать направления образовательной политики; дей-
ствия по ее реализации,оценке достижений и переориентации образовательной политики;
• уметь анализировать общественные потребности в образовании;
• уметь оценивать деятельность образовательных учреждений, качество образования, результаты организационных изменений в системе образования и т. д.;
• уметь организовывать и контролировать различные проектов в сфере образования локального, национального или международного уровня;
• владеть инструментами статистической обработки информации, составления нормативных документов.
Новые тенденции развития образования во Франции, реформы, проводимые в области образования, привели к тому, что в конце XX - начале XXI в. в направлении «Науки об образовании» произошли существенные изменения. В эти магистратуры стали приходить студенты разного возраста, с разным опытом работы, студенты, только что окончившие университет и получившие степень лиценциата по другим направлениям, или те, кто уже давно закончили образование. Например, среди магистрантов могут быть слушатели, которые уже работают в государственных образовательных учреждениях (учителя школ, коллежей, лицеев, методисты и консультанты по вопросам воспитания и образования, директора школ, инспекторы).
Другой важной группой слушателей являются работники социальных служб и сферы здоровья (воспитатели, санитары, консультанты по семейной и общественной экономике). Среди обучающихся могут быть также преподаватели из государственных и частных образовательных учреждений для взрослых. В связи с этим мотивация обучающихся в магистратуре разная. Для одних основной целью являются теоретические знания, умение анализировать свою практическую (профессиональную) деятельность, получение диплома. Для других - это освоение новой профессии или
профессиональное самосовершенствование. Для третьих - образование дает возможность участия в конкурсе на место учи-
4
теля или преподавателя .
В качестве примера рассмотрим специализацию «Кадры специальной помощи людям» университета Париж V («Cadres de l'aide spftcialisfte a ia personne» (2 parcours), UniversitH Renu Descartes Paris V).
Данная специализация интересна, во-первых, тем, что,являясь специализацией, предлагаемой в рамках педагогики, она тесно связана с психологией, социологией, искусством и медициной. Такое взаимодействие педагогики с другими науками является характерным для магистратур Франции. Во-вторых, обучение на втором году по данной специализации возможно только при наличии у магистранта опыта работы не менее 2-3 лет в определенной области, и, в-третьих, образование в рамках данной специализации организовано в партнерстве со многими учреждениями страны. Специализация предлагает обучение и подготовку к двум направлениям:
1. Ответственный за проекты Арт-Терапии (Responsable de projets en Art-Therapies).
2. Ответственный за проекты специальной помощи людям (Responsable de projets en aide specialised a la personne).
При этом для поступления на первую специальность необходимо иметь: либо диплом Мастера 1 + образование в Арт-Терапии + художественную (артистичесую) практику + опыт профессиональной работы не менее 3 лет; либо диплом Мастера 1 в области психологии, социологии или в области искусства (история искусств, музыка, театр, танцы);
Обучение для этих двух специальностей организовано совместно с разнообразными партнерами: больницей Святой Анны, Высшей педагогической школой Декоративного искусства, Институтом театральных занятий (Париж III), Университетом Париж IV, отделениями музыки и музыковедения, Институтом образования
учителей (Eurecole), Ассоциацией Институтов Переподготовки (AIRE), Ассоциацией «Village d' enfants» («Детская деревня») и Ассоциацией «Le Moulin Vert» («Зеленая мельница»), предусмотрена также стажировка за рубежом.
Данная магистерская программа предполагает 400 часов на образовательные модули (Методология; Искусство психопатологии и Арт-Терапии; Изобразительные искусства, танцевальная терапия (dansetherapie), драматургическая терапия (dramatherapie); Юридические, этичные и деонтологические аспекты; Иностранный язык; Структуры и организации помощи во Франции и в Европе, и др.) и 300 часов стажировки.
На примере этой магистратуры очевидно, что университеты стремятся поддерживать и развивать новые партнерские отношения не только с другими университетами Франции, но и с университетами других стран Европы, с различными исследовательскими центрами и институтами, с промышленными организациями и др. Профессионализация студентов занимает одно из основных мест в стратегических направлениях политики развития высших образовательных учреждений Франции.
Целью магистерского образования во Франции является быстрое реагирование на потребности рынка труда. Поэтому в магистратурах «Науки об образовании» появляются новые специализации, новые дисциплины, новые курсы по выбору. Наше исследование показало, что круг специализаций, входящих в направление «Науки об образовании», становится шире. Появляется большое количество специальностей на стыке педагогики, психологии и социологии, педагогики и экономики, педагогики и инженерии мультимедийного проектирования, педагогики и медицины. Иными словами, происходит быстрое реагирование образования на потребности общества и рынка труда.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Liste des universités françaises. http://www.education.gouv.fr/pid8/le-svsteme-educatif.html
2 " *
Barbier R. Les sciences de l'education au carrefour du XXIe siecle. Universite Paris 8, CRISE, 1994.
http://www.barbier-rd.nom.fr/SEdeRB.html.
3 .
Houssaye J. Approche des sciences de l'education: histoire et enjeux. Universite de Rouen, http:// www.sciencedu.org/forseaccueiI/Site Forse/index.html
4
Hedoux J. Les sciences de ['education et la professionnalisation // Les sciences de l'education, un enjeu, un defi. dirige par B. Chariot, Paris ESF, 1995.