Научная статья на тему 'Развитие логистики в автомобильном транспорте'

Развитие логистики в автомобильном транспорте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1194
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архивариус
Область наук
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / ROAD TRANSPORT / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ЦЕПЬ / ЛОГИСТИКА / LOGISTICS / ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / FREIGHT / ПАССАЖИРООБОРОТ / PASSENGER / АВТОМОБИЛИЗАЦИЯ / LOGISTICS CHAIN MOTORIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тойлан Бекзат Есжанулы, Пернебеков Сакен Садибекович, Джунисбеков Айтмухамет Сагимбекович

В условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции грузовладельцы и перевозчики уже не могут позволить себе ориентироваться на привычные виды транспорта и маршруты – все приходится анализировать. Среди всех видов транспортной логистики особняком стоит автомобильная логистика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тойлан Бекзат Есжанулы, Пернебеков Сакен Садибекович, Джунисбеков Айтмухамет Сагимбекович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF LOGISTICS IN ROAD TRANSPORT

In a market economy and fierce competition cargo owners and carriers can no longer afford to rely on the usual forms of transport and routes all we have to analyze. Among all types of transport logistics automotive logistics stands out.

Текст научной работы на тему «Развитие логистики в автомобильном транспорте»

РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИКИ В АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

Тойлан Бекзат Есжанулы,

магистрант кафедры «ТОПиД» Южно-Казахстанский государственный университет имени М.Ауэзова,

г.Шымкент, Республика Казахстан Пернебеков Сакен Садибекович, кандидат технических наук, профессор кафедры «ТОПиД» Южно-Казахстанский государственный университет имени М.Ауэзова,

г.Шымкент, Республика Казахстан Джунисбеков Айтмухамет Сагимбекович кандидат технических наук, доцент кафедры «ТОПиД» Южно-Казахстанский государственный университет имени М.Ауэзова

Аннотация: В условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции грузовладельцы и перевозчики уже не могут позволить себе ориентироваться на привычные виды транспорта и маршруты - все приходится анализировать. Среди всех видов транспортной логистики особняком стоит автомобильная логистика.

Ключевые слова: автомобильный транспорт, логистика, грузовые перевозки, пассажирооборот, логистическая цепь, автомобилизация.

Логистика в автомобильном транспорте, как предлагаемая услуга, быстро набирает популярность. Все больше и больше людей понимают, что небольшие дополнительные расходы на логистику транспорта в итоге позволяют сэкономить гораздо больше. Выбирая оптимальное сочетания цены и качества бензина или покрышек для своего личного авто, мы, сами того не замечая, решаем логистическую задачу. Можно сказать, что автомобильная логистика появилась одновременно с первыми автомобилями. И даже не появилась, а просто трансформировалась из «каретной» или «лошадиной» логистики. Отсюда видно, что груз, транспорт и логистика стоят всегда в одном ряду и плечом к плечу.

Автомобильная логистика даёт возможность полноценно изучить транспортные потоки и объемы перевозок как, непосредственно, в городе, так и в общих масштабах. Автомобильный транспорт во всем мире признается наиболее выгодным и удобным для осуществления грузоперевозок, поскольку наименее зависит от погодных условий, наличия или отсутствия погрузочно-разгрузочных промежуточных станций, степени удаленности пункта отправления и назначения от линий железнодорожного транспорта, линий водного и авиационного сообщения. Автомобильный транспорт наиболее мобилен из всех видов, способен перевозить грузы как на дальние расстояния, так и на короткие. Недостатки - большая себестоимость и трудоемкость, малая грузоподъемность, большая энергоемкость, высокий уровень загрязнения окружающей среды. Логистика в автомобильном транспорте решает многие сопроводительные вопросы: как правильно заключить договор поставки, где и на каких условиях застраховать груз, вопросы таможенного оформления. Также логистика автомобильного транспорта поможет выбрать оптимальное средство доставки груза, отследить его движение. Минимизация издержек и выбор оптимального пути и сроков доставки - также одна из сфер деятельности автомобильной логистики.

Высокая конкуренция на рынке автотранспортных услуг породила такое понятие, как транспортная логистика. Термин "транспортная логистика" означает перемещение требуемого количества товара в нужную точку, с помощью оптимального маршрута за требуемое время с наименьшими издержками. Эту сферу деятельности можно с уверенностью назвать наукой или целым искусством в организационных вопросах по доставке груза в нужный пункт назначения. С каждым днем все больше и больше автотранспортных компаний заинтересовано в грамотном и оптимизированном расчете маршрута, правильном подборе транспортного средства для того или иного груза, гиб-

85

ком страховании, систематизации и укреплении долгосрочных партнерских отношений. Именно этим существенным обстоятельствам, способствующим успешному процветанию автотранспортной компании и служит система знаний - логистика. Существование услуг автотранспортных грузоперевозок насчитывают не один десяток лет. Время показало, что неразумное планирование маршрутов доставки товаров, бесконтрольное их передвижение по всему пути следования наносят убытки предприятию.

Задачей любой логистической цепи является согласованность действий непосредственных участников транспортного процесса. Обеспечивает выполнение таких задач:

- наличие нужного транспорта;

- единый процесс перевозок;

- единый транспортный документ;

- тарифная ставка;

- последовательно-центральная схема взаимодействия всех участников;

- единая высокая ответственность за доставку груза.

Есть также несколько основных правил логистики - нужный груз, в нужном месте, в необходимом количестве, необходимого качества, в нужное время и с минимальными затратами. Другими словами, логистика - это целая наука о том, чтобы сделать транспортирование грузов более качественным. Наука о том, как планировать маршруты, как организовать перевозку вплоть до деталей всего процесса, как обеспечить согласование между всеми участниками грузоперевозок, при этом правильно распределить финансы и владеть информацией. Растущая рыночная экономика вынуждает производителей искать новые рынки сбыта, вследствие чего расширяется география их регионального присутствия. Расстояния между поставщиками и клиентами увеличиваются. С другой стороны, ужесточаются правила и требования клиентов, желающих получить качественный товар в короткие сроки и по более низким ценам. Как показывает практика, из-за нерационально спланированных маршрутов и отсутствия средств контроля над транспортным средством, перевозящим грузы - стоимость доставки может увеличиваться в разы. Логистика как организационное и научное направление деятельности предприятий, связанное с разработкой рациональных методов управления материальными, финансовыми и информационными потоками в различных функциональных сферах и с необходимостью перемещения товарных и других масс ресурсов, ориентирована на максимальное удовлетворение потребителя транспортными услугами с наименьшими затратами.

Основные задачи заготовительной логистики автопредприятия могут быть сформулированы следующим образом: прогнозирование и планирование материальных ресурсов; оптимизация номенклатуры потребляемых материальных ресурсов; управление запасами на складах автотранспортного предприятия; организация закупок и завоза материалов; организация хранения материалов на складах; разработка программ экономии материальных ресурсов и контроль за их выполнением; контроль за исполнением сметы затрат на снабжение и т.д. Основные задачи внутрипроизводственной логистики АТП включают: прогнозирование и планирование выполнения транспортных услуг; управление техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава; экономическая оценка транспортной продукции; оперативное управление основным и вспомогательным производством; контроль за количеством и качеством транспортных услуг и т.д. Распределительная логистика как функция соответствует сбыту, т.е. стадии воспроизводственного процесса. К основным задачам распределительной логистики можно отнести: выбор вида и типа транспортных средств; совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта; определение рациональных маршрутов; совместное планирование транспортного, складского и производственного процессов и т.д. К основным задачам автотранспортной логистики следует отнести обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса, согласование их экономических интересов, а также использование единых 86

систем планирования. Предметом автомобильной логистики является так же комплекс задач, связанных с организацией перемещения грузов транспортом общего назначения. Грузовые автомобильные перевозки различаются по нескольким признакам: отраслевому: перевозки грузов промышленности, строительства, сельского хозяйства, торговли, коммунального хозяйства, почтовые; размеру партий грузов: массовые и мелкопартионные перевозки; территориальному признаку: городские, пригородные, внутрирайонные, межрайонные, междугородные и международные перевозки; способу выполнения: местные, прямого сообщения, смешанного сообщения; времени освоения: постоянные, сезонные и временные перевозки; организационному признаку: централизованные и децентрализованные. При централизованных перевозках автотранспортные предприятия выступают организаторами доставки грузов получателям, и сами осуществляют этот процесс. Автотранспортные компании, выполняющие межрегиональные перевозки грузов укрупненными партиями при полном использовании грузоподъемности собственных автомобилей, предварительно консолидируют грузы на пунктах сбора и разукрупняют их в местах распределения, доставляя мелкими партиями до получателей. Основное преимущество этого способа распределения грузов - это возможность приспосабливать каналы материально-технического снабжения к потребностям заказчика, так как автотранспортные компании не применяют жестких тарифов и не заключают традиционных контрактов, обеспечивая тем самым высокую гибкость в отношениях с заказчиками. Недостаток данного способа сбора и распределения грузов - сравнительно небольшие размеры автотранспортных компаний, вследствие чего они попадают в зависимость от крупных заказчиков.

В настоящее время основная доля грузоперевозок внутри государства производится грузовым автомобильным транспортом. Автомобильный транспорт является важнейшим фактором эффективного развития экономики. Становление рыночных экономических отношений усиливает эту роль транспорта, так как при его непосредственном участии формируются региональные товарные рынки. Становится более актуальной главная задача автомобильного транспорта - ускорение оборота материальных ценностей, доставки готовой продукции, перевозки людей, так как это прямо затрагивает экономические интересы как производителей, так и потребителей. Сфера применения автотранспорта широка. Он выполняет большую часть коротких внутрирайонных перевозок, доставляет грузы к станциям железных дорог и речным пристаням и развозит их к потребителям. В отличие от других видов транспорта автотранспорт во все возрастающих объемах перевозит международные грузы. Это обусловлено его высокой маневренностью, большой скоростью, обеспечением перевозок непосредственно от отправителя до получателя в прямых бесперегрузочных сообщениях. Мобильность автомобильного транспорта позволяет оперативно реагировать на изменение пассажиров и грузопотоков. Динамика роста российского автомобильного парка одна из самых высоких в мире. Тем не менее, этот процесс происходит в условиях существенного отставания потребительских и экологических показателей отечественных автотранспортных средств и используемых моторных топлив от достигнутого мирового уровня. В парке грузового автотранспорта сохраняется значительная доля (свыше 50%) автомобилей устаревших моделей, у которых срок эксплуатации превысил 10 лет. Все также невысок удельный вес (14-15%) новых автомобилей. Ежегодное обновление парка грузовых автомобилей не превышает 5%. В последние годы общая численность парков грузовых автомобилей изменялась практически незначительно. Тем временем интенсивно растет количество легковых автомобилей в собственности граждан.

Автомобильная промышленность не обеспечивает потребности транспортного рынка в конкурентоспособном подвижном составе высокого уровня безопасности, качества, ресурса и других технико-экономических показателей. Это одна из основных причин ухудшения работы автотранспорта. По этой же причине структура выпуска ав-

87

тотранспортной техники не соответствует потребностям рынка. Не хватает автотехники для осуществления социально-значимых перевозок и удовлетворения государственных нужд. Невозможно сформировать оптимальный парк автотранспортных средств, что сказывается на качестве услуг автоперевозчиков и из-за чего транспортники страны несут большие потери. В стране не созданы система и механизмы контроля безопасности, надежности и качества автотранспортных средств на всем их жизненном цикле. Парк автотранспортных средств по их техническому уровню, моральному и физическому износу находится в критическом состоянии. Почти у 45% автобусов, 51% грузовых и 48% легковых автомобилей превышены сроки амортизации. И, тем не менее, они продолжают эксплуатироваться. По своим техническим характеристикам, безопасности, комфортности, надежности и другим важнейшим показателям продукция отечественной автомобильной промышленности существенно отстает от мировых аналогов. Сохранение такого положения дел создает реальные угрозы развитию транспортной системы страны и ее экономическому потенциалу.

Автомобильные грузоперевозки завоевывают все большую популярность, так как количество приобретений, а следовательно товарооборот с годами возрастает. Людям необходимо перевозить мебель, технику и другие крупные грузы с гарантированной сохранностью. А сделать такое могут лишь специализированные компании по грузоперевозкам. Индустрия перевозки грузов постоянно развивается благодаря новым технологиям. Даже не смотря на тяжелые последствия экономического кризиса, отечественные компании, в сферу деятельности которых входят автомобильные перевозки, успешно справились с финансовыми трудностями. Аналитики говорят о том, что на рынке транспортных услуг наметились положительные тенденции. Объем автомобильных грузоперевозок возрастает. И это неудивительно, так как автомобильные грузоперевозки это выгодный и мобильный способ доставки различных грузов. Средняя скорость доставки автомобильным транспортом почти в два раза выше, чем та же доставка железнодорожным транспортом, морским или речным. Уступают автомобильные грузоперевозки только авиаперевозкам. Но если учесть затрачиваемые финансовые средства, то автомобильные становятся несравненно выгоднее. Автомобильный транспорт традиционно используется для перевозок на короткие расстояния. Одно из основных преимуществ - высокая манёвренность, гибкость, динамичность; возможность использования различных маршрутов и схем доставки; высокая сохранность груза; возможность отправки груза маленькими партиями; широкие возможность выбора наиболее подходящего перевозчика. Автомобильные грузоперевозки удобны также тем, что груз можно отправить в любое время. У другого вида транспорта существует расписание движения и время отправки или получения груза может быть неудобным для клиента. При автомобильных грузоперевозках возможен мониторинг состояния груза и прохождения маршрута. Для этого имеются современные технические и программные средства. При автомобильных перевозках может быть выбран маршрут движения самостоятельно заказчиком. Бывает так, что при перевозке негабаритных грузов есть некие ограничения и транспортные компании предлагают в этом случае оптимальный маршрут. Единственный проигрыш автомобильных грузоперевозок состоит в том, что в осенне-зимний период состояние дорог оставляет желать лучшего и именно из-за этого такой вид перевозок значительно может проигрывать другим видам грузоперевозок.

Автотранспортный комплекс, постепенно наращивая свое присутствие в отрасли, имеет неплохие перспективы развития, но при этом изобилует немалым количеством проблем. Решение возникающих вопросов требует как внутренних усилий транспортных компаний, так и реального участия в процессе государственных структур.

Литература:

1. Анисимов А.П. Экономика, планирование и анализ деятельности автотранспортных предприятий / А.П.Анисимов, В.К.Юфин. - М.: Транспорт, 1998. -245 с.

2. Вельможин А.В. Грузовые автомобильные перевозки: Учеб. для вузов / А.В.Вельможин, В.А.Гудков, Л.Б.Миротин. - 2-е изд., стер. - М.: Горячая линия-Телеком, 2007 . - 560 с.

3. Курганов В.М. Логистика: Управление автомобильными перевозками: практический опыт. - М.: Изд. Книжный мир, 2007. - 448 с.

РАЗРАБОТКА МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ДИАГНОСТИКИ ТЕПЛОТЕХНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Свердлова Анастасия Дмитриевна

аспирантка Института технической теплофизики НАН Украины

03057, Украина, г. Киев, ул. Желябова, 2а Запорожец Артур Александрович научный сотрудник Института технической теплофизики НАН Украины

03057, Украина, г. Киев, ул. Желябова, 2а Редько Александр Александрович ведущий инженер службы главного метролога Национального авиационного университета

03058, Украина, г. Киев, просп. Космонавта Комарова, 1 DEVELOPING OF MULTILEVEL DIAGNOSIC SYSTEM FOR HEATING EQUIPMENT

Anastasia Sverdlova

PhD student of the Institute of Engineering Thermophysics of NAS of Ukraine

03057, Ukraine, Kiev, st. Zhelyabova, 2a Artur Zaporozhets

Researcher of the Institute of Engineering Thermophysics of NAS of Ukraine

03057, Ukraine, Kiev, st. Zhelyabova, 2a

Aleksander Redko

Leading engineer of the Chief Metrologist of the National Aviation University

03058, Ukraine, Kyiv, ave. Komarova, 1 АННОТАЦИЯ

Рассмотрены основные виды источников и сигналов, которые возникают в процессе эксплуатации объектов теплоэнергетики. Предложено обобщенную структуру интеллектуальной распределенной многоуровневой системы мониторинга и диагностики теплотехнического оборудования, которая согласуется с принципами концепции «умных сетей» Smart Grid.

ABSTRACT

The main types of sources and signals that occur during operation of power system are considered. Suggested the generalized structure of intellectual distributed multilevel system for monitoring and diagnostics of heating equipment, which is consistent with the principles of the Smart Grid concept.

Ключевые слова: диагностика, мониторинг, многоуровневая система, теплотехническое оборудование, smart grid

Keywords: diagnostics, monitoring, multilevel system, heat engineering equipment, smart grid

При эксплуатации теплоэнергетических установок и систем должны быть обеспечены надежность, долговечность и безопасность как системы в целом, так и оборудования, входящего в систему. Эксплуатационная надежность любого оборудования

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.