Научная статья на тему 'Развитие логистики экспедирования грузов'

Развитие логистики экспедирования грузов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
848
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Резер Семен М.

В настоящее время функции экспедиторских компаний значительно изменились. Вследствие реализации новых направлений науки и техники, развития в области информатики и Интернета на транспорте, экспедиторские компании становятся логистическими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие логистики экспедирования грузов»

Развитие логистики экспедирования грузов

Семен РЕЗЕР, президент НП «Гильдия экспедиторов», профессор

В настоящее время функции экспедиторских компаний значительно изменились. Вследствие реализации новых направлений науки и техники, развития в области информатики и Интернета на транспорте, экспедиторские компании становятся логистическими.

На рис. 1 показаны факторы, влияющие на эффективность функционирования транспортно-экспедиционного предприятия.

Со стороны экспедиторов на сегодняшнем этапе реформ необходим совершенно новый логистический подход к взаимодействию с ОАО «РЖД» по всем процессам доставки грузов в логистической цепи товародвижения.

В настоящее время по решению руководства ОАО «РЖД», при поддержке Министерства транспорта РФ и Федерального агентства железнодорожного транспорта РФ, на железных дорогах и

в морских портах создаются логистические транспортные центры. При этом именно экспедиторы сегодня играют чрезвычайно важную роль в транспортных узлах, в морских портах как организаторы продвижения грузов в единой транспортно-логистической цепи, качественно и к заранее оговоренному сроку доставки.

На рис. 2 приведено место компании-экспедитора в системе логистических закупок и распределения.

В этих случаях экспедиторы фактически являются логистическими компаниями типа 3РЬ и 4РЬ и реализуют высший уровень информатиза-

ции транспортных процессов.

Недавно в Москве «Гильдия экспедиторов» при участии ОАО «РЖД» и Министерства транспорта РФ провела межотраслевую научно-практическую конференцию по проблемам взаимодействия государственных и частных структур разных видов транспорта в процессе реформирования в цепях поставок, на основе логистических технологий. В ее работе приняли участие более 150 представителей железных дорог, морских портов, фирм и компаний от Владивостока до Калининграда, от Санкт-Петербурга до Новороссийска. В результате проведенного обмена мнениями были приняты рекомендации, реализация которых поможет создать развитую сеть логистических центров на транспорте России, и прежде всего — в морских портах. Это, в

Политические

Политическая обстановка в обществе

Существующие международные транспортные соглашения и конвенции

Национальные и

международные организации, регулирующие деятельность ТЭО

Политика государства в отношении предпринимательской деятельности

Экономические

Состояние экономики страны

Налоговая система

Финансово-кредитная система

Нестабильность спроса 1 услуги предприятия

Уровень инфляции и стабильность курса национальной валюты

Нормативно-правовые

Наличие законодательства в области ТЭО

Лицензирование и сертификация ТЭО

Правовые гарантии и защита

предпри-нимательской

деятельности

Социальные

Уровень жизни населения

Жизненные цен-ности и традиции в регионе деятельности предприятия

Состояние рынка _труда

Цивилизованность

предприниматель-ской

деятельности

Преступность и коррупция

Л

ВНЕШНИЕ . УСЛОВИЯ

Клиенты и партнеры

ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

-4-

ВНУТРЕННИЕ т ФАКТОРЫ

Конкуренты

Уровень и Организационно-

квалификация управленческая

персонала структура

Уровень общего Наличие и эффективность

профессионального системы управления

образования предприятием

персонала, в том

числе Применяемая структура

управленческого предприятия

Эффективность Эффективность технологий

штатного взаимодействия подразде-

замещения на лений и сотрудников

предприятии предприятия

Уровень

материальных

ресурсов

Наличие и возможности:

Собственных транспортных средств,

Складских комплексов,

Погрузо-разгрузочных механизмов и др.

Уровень информационного обеспечения

Наличие

специализированных компьютерных программ их возможности и эффективности Наличие и качество обеспечения предприятия маркетинговой, правовой и др. инф-ей

Уровень энергоно-мического обеспечения

Условия труда, качество рабочих мест

Испол ьзов ание техники

Режимы труда и отдыха

Уровень

финансовых

ресурсов

Наличие и размер оборотных средств

Наличие и размер дебиторской и кредитной задолженностей

Рис. 1. Факторы, влияющие на эффективность функционирования транспортно-экспедиционных предприятий

Инвестиционная привлекательность и наличие возможности кредитования

Поставщик/ производитель

Информационный поток

1 - Запрос/ЗАЯВКА в КО от на приобретение и доставку товара

2 - Запрос/заявка поставщику от КО на приобретение товара

3,4 - Согласование условий поставки и заключение договора купли-продажи

Финансовый поток

5,6 - Финансовые взаиморасчеты за товар и за услуги компании-экспедитора

Материальный поток

7,8 - Поставка товара па склад покупателя, через транзитный склад ТЭО (в случае доукомлекгации, укрупнения, уменьшения, консолидации товарных партии)

7» - Поставка товара на склад покупателя

Рис. 2. Место компании-экспедитора в системе логистики закупок и распределения

Параметр заказа Порядок формирования

Объём отправляемого груза Указывается объем отправляемого груза в тоннах. Если отправление груза осуществляется в собственных или арендованных вагонах, то клиенту необходимо указать и число вагонов. Если отправление грузов осуществляется в вагонах парка ОАО «РЖД», то клиент, при необходимости должен указать требуемый род и тип подвижного состава. Если требуемый род или тип подвижного состава не указаны, выбор производится ЛТЦ в зависимости от наличия вагонов и статической погрузки.

Период погрузки (предъявления груза к перевозке) При формировании заказа требуется указывать график погрузки и подач вагонов по календарным числам, т.к. от этого напрямую зависит выбор звеньев логистической цепочки (график поступления вагонов в звено сопоставляется с графиком работы узлов звена).

Род груза Указывается род груза. Все подмножества данного рода груза, а также необходимые условия его перевозки указываются клиентом при необходимости в текстовых полях, специально предусматриваемых в диалоговом окне формирования заказа - эти данные необходимы при планировании судовых партий (при перевозке грузов через порты).

Пункт назначения В качестве пунктов назначения должны быть указаны либо пункты погашения грузопотока, либо узлы перехода между видами транспорта и партнерами перевозки. В случае если пунктом назначения перевозки является пункт погашения грузопотока, и он указан в заказе, узлы перехода могут быть указаны дополнительно, и будут рассматриваться как обязательные промежуточные звенья логистической цепи.

Пункт отправления В качестве пункта отправления указываются в обязательном порядке предприятие (компания) - грузоотправитель; станция отправления (приема груза к перевозке); места общего и необщего пользования, с которых будет осуществляться прием груза к перевозке; грузовые фронты, в том числе основные ветвевладельцы подъездных путей и их контрагенты.

Рис. 3. Основные параметры заказа на логистическую доставку груза

свою очередь, позволит значительно снизить потери от простоя вагонов и судов в транспортных узлах, ускорить доставку грузов и повысить качество транспортного обслуживания грузовладельцев.

На конференции экспедиторы, перевозчики и клиентура совместно с представителями дорог и моряков пришли к выводу, что логистические центры на транспорте должны создаваться при ОАО «РЖД», но на коммерческой основе, с оплатой за предоставляемые логистические услуги для всех участников перевозочного процесса. Материалы и рекомендации конференции направлены председателю Правительства РФ, президенту ОАО

«РЖД» и министру транспорта РФ.

Такие логистические центры уже работают в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Новороссийске и Ростове-на-Дону, ведется соответствующая работа во Владивостоке и Калининграде.

Опыт показал, что логистический транспортный центр, обладающий более полной информацией о работе видов транспорта, владельцев грузов, экспедиторов и частных операторов перевозок, позволяет более рационально организовать перевозочный процесс в интересах всех субъектов транспортного рынка по принципу «от двери до двери».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На рис. 3 схематично представлены основные параметры заказа на логистическую доставку груза.

Необходимо широко внедрить на железных дорогах методы логистического обслуживания. При этом оперативную работу дороги и порта нужно планировать совместно на неделю вперед.

Необходимо прекратить в морских портах практику использования вагонов в качестве «бесплатных складов на колесах». Зарубежный опыт показывает, что руководство морских портов должно развивать на высоком уровне свою инфраструктуру: пути, склады, контейнерные площадки, терминалы для обработки судов.

Особенно важно влияние экспедиторов и логистических центров на организацию смешанных железнодорож-но-водных и международных сообщений, а также в интермодальных перевозках в рамках транзита по России в существующих международных транспортных коридорах.

На рис. 4 показана структура рынка услуг по железнодорожным грузовым перевозкам в международных сообщениях.

Как здесь уже отмечалось, по-настоящему такие коридоры будут работать только при наличии мощных российских экспедиторских компаний, имеющих филиалы за рубежом, например — в Китае, Корее, Финляндии или в других странах, где начинаются и заканчиваются перевозки по транспортным коридорам.

Такие экспедиторы у нас уже появились, это ЗАО «Русская тройка», «Трансконтейнер», ОАО «ДВТГ».

К сожалению, начавшемуся позитивному процессу препятствуют нерешенные проблемы тарифов. Необходимо с помощью Министерства транспорта РФ и Федерального агентства железнодорожного транспорта РФ добиваться создания единого сквозного тарифа при интермодальных перевозках по транзитным коридорам в России.

При расчете ставки тарифа и стоимости перевозок необходимо учесть оптимальный уровень рентабельности от деятельности каждого из участников процесса перевозок.

На практике необходимо привести в соответствие объемы фактически выполненных работ и доходы различных участников интермодальных перевозок.

ОАО «РЖД» должно обладать правом и навыками оперативно определять изменения тарифов, иначе мы окончательно потеряем основные потоки транзита по России.

И еще одна важная проблема, которая сегодня мешает развитию транспортного обслуживания экспортно-им-

• ЛОГИСТИКА

Рынок услуг по железнодорожным грузовым перевозкам в международном сообщении

Грузоотправители Грузополучатели

I

Т

Производители услуг ж.д. транспорта

Владелец инфраструктуры ж.д. транспорта

Фактические перевозчики

Экспедиторы

портных перевозок, а также транзитных международных коридоров. Это препоны таможенного досмотра. Помочь решению данной задачи призван переход на электронные формы документооборота. В настоящее время специалистами ОАО «РЖД» при участии экспедиторов подготовлены предложения о подготовке совместно с таможней электронного документооборота. Теперь необходимо ускорить проведение этих очень важных для железных дорог и для экспедиторов России логистических разработок.

Помимо названных проблем, экспедиторов беспокоит сегодняшний порядок оформления особых условий перевозок грузов, который принят в ОАО «РЖД». Имеют место случаи (особенно — при перевозке скоропортящихся грузов и контейнеров), когда интересы отдельных департаментов и структур

Т

Федеральные контролирующие органы

Т

Таможенные службы

Налоговые службы

— Госстандарт

Госсанэпидем-надзор

Профессиональные участки

Т

Договорные перевозчики

Прочие экспедиторы

Узкоспециализированные компании

Партнеры по перевозке

Организации других видов транспорта

Иностранные железные дороги

П

Финансовые институты

Инспекции: Ветеринарная По карантину и др.

Рис. 4. Структура рынка услуг по железнодорожным грузовым перевозкам в международном сообщении

Прочие

ОАО «РЖД» открыто противопоставляются интересам экспедиторов, операторов и клиентуры. В результате груз уходит с железных дорог на автомобильный или речной транспорт даже при перевозках на дальние расстояния.

На рис. 5 приведена схема управления экономическими отношениями ОАО «РЖД» с экспедиторскими организациями по грузовым перевозкам в международных сообщениях.

Здесь важно внимательно отстаивать государственные интересы и договариваться с экспедиторами и перевозчика-

Реализация экономических отношений

Управляющее воздействие

Уточнение требований и документооборота 1

Выбор варианта построения бизнес-процессов 1

Доработка программного обеспечения

Факторы, воздействующие на экономические отношения

Задание целевых результатов реализации экономических отношений

Выявление результатов реализации экономических отношений

Определение характеристик

Анализ рисков

Анализ соблюдения интересов экспедиторов

1г.

Сравнение выявленных результатов реализации экономических отношений с целевыми

Рис. 5. Схема управления экономическими отношениями Российских железных дорог с экспедиторскими организациями по перевозкам грузов в международном сообщении

ми на основе открытой концепции их сотрудничества. Это даст возможность каждой стороне получить больше доходов. В противном же случае, погрязая в ненужных спорах, все участники получают одни убытки.

На рис. 6 приведена принципиальная схема оценки оперативности взаимодействия ОАО «РЖД» с экспедиторскими организациями.

Развитие контейнерных и контрейлерных перевозок, без которых дальнейшие реформы на железных дорогах проводиться не могут, также во многом зависит от экспедиторов и от внедрения логистических технологий.

Сегодня «Трансконтейнеру» передаются от ОАО «РЖД» контейнерные площадки, парки вагонов и контейнеров. А значит, необходимо в законодательном порядке оговорить условия пользования при этом железнодорожной инфраструктурой, развивать партнерство частных экспедиторских и перевозочных компаний с государственными структурами в области контейнерных перевозок.

На рис. 7 показана схема комплексного транспортно-экспедиционного обслуживания контейнерных перевозок.

Экспедиторы сегодня стали выполнять еще одну важную функцию. Они выступают в роли инвесторов, принося ОАО «РЖД» миллиарды рублей доходов. Но они еще и вкладывают средства в подвижной состав, в строительство

Рекомендуемые оценочные показатели Способ определения и расчета показателей

Оперативность выставления счетов на оплату перевозок Среднее время от подачи заявки на выставление счета на оплату перевозок до выставления данного счета.

Оперативность ведения лицевых счетов Среднее время от момента поступления денежных средств на оплату международных перевозок на счете ОАО «РЖД» до момента внесения информации в лицевой счет экспедитора.

Оперативность подтверждения оплаты перевозок Среднее время осуществления документооборота в целях подтверждения оплаты экспедиторскими организациями предстоящих перевозок

Оперативность получения информации о фактических перевозках Среднее время от момента начала перевозок грузов, оплачиваемых экспедиторской организацией, до момента получения этой информации работниками ОАО «РЖД», контролирующими оплату перевозок грузов.

Оперативность реагирования на запросы экспедиторских организаций Среднее время подготовки ответов на запросы экспедиторских организаций: о балансе лицевого счета, о согласовании заявок на перевозку грузов, о согласовании подтверждающих оплату перевозок документов, о расчете провозных платежей.

Рис. 6. Оценка оперативности взаимодействия Российских железных дорог с экспедиторскими организациями

терминалов, складов, контейнерных площадок, в создание логистических центров на железных дорогах и в сфере других видов транспорта.

Значит, нужно выработать механизм, позволяющий инвестиционные предложения наших экспедиторов и перевозчиков поддерживать: необходимо договориться, как эти предложения надлежащим образом оформлять и ре-ализовывать.

Сегодня у ОАО «РЖД» и у экспедиторов появился такой механизм, разработаны предложения, как это лучше сделать, как рассчитать бизнес-план и возврат средств. Это вселяет оптимизм и позволяет надеяться на увеличение притока инвестиций в ОАО «РЖД» от экспедиторских и перевозочных компаний.

И еще одна проблема. При оформлении грузовых перевозок необходимо сократить всё еще огромные затраты ручного труда на грузовых станциях и в товарных конторах и соединить железную дорогу, экспедиторов и клиентуру устойчивой связью и обслуживанием через сеть Интернет с помощью ОАО «Компания «ТрансТелеКом».

Многое экспедиторы должны сделать совместно с ЖАСО и с другими страховыми компаниями для дальнейшего страхования рисков и обеспечения безопасности перевозимых грузов.

Основными направлениями в организации деятельности логистических центров являются:

• оперативное управление процессами перевозки грузов и пассажиров;

• информационное взаимодействие на базе современных инструментальных средств и сети Интернет;

• коммерческое взаимодействие и экономическая ответственность субъектов транспортного региона за современную и качественную доставку пассажиров;

• нормативно-правовое регламентирование и регулирование порядка технологического, информационного и коммерческого взаимодействия перевозок, а также обеспечение безопасности движения поездов;

• решение проблемы инвестирования в развитие инфраструктуры железных дорог;

• централизация экспедиторских, логистических и других операций на основе создания высокопрофессиональных транспортных операторских компаний.

На железнодорожном транспорте возможны варианты создания сети вертикально интегрированных логистических центров. Главный логистический центр решает задачи стратегического управления пассажиропотоками на направлениях и транспортных коридорах, оперативно координируя функционирование региональных логистических центров во взаимодействии с международной логистической системой.

Региональные логистические центры осуществляют оперативное управление в рамках своего региона во взаимодействии со смежными центрами. Районные логистические центры аккумулируют в себе и реализуют на консолидирующей основе все без исключения технологические функции по единому транспортному комплексу решающих узлов, расположенных в их сфере влияния.

Реализация намеченных мероприятий по созданию логистических центров на железных дорогах позволит наладить качественно новую систему транспортно-экспедиторского обслуживания отправителей и получателей грузов на железных дорогах.

КОМПЛЕКСНОЕ ТРАНСП0РТН0-ЭКСПЕДИЦИ0НН0Е ОБСЛУЖИВАНИЕ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК

Перевозка Погру-зочно-разгрузочные операции

Железнодорожный транспорт

Организация смешанной перевозки На терминале

- На складе клиента

Промежуточное хранение

На терминале

В транспортных узлах

,—Ц Экспедиционные операции

Услуги по заполнению и оформлению док-ов

Услуги по з вывозу 1руза

Платёжно-финан-совые услуги

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Услуги по страхованию

Услуги по таможенному оформлению

Информационные услуги

Организа- Внутри-

ционные складские

операции перегру-

Координация работы видов 1111И|1ИЦИИ

транспорта На терминале

Выбор В транс-

рацио- портных узлах

нального

маршрута На складе

клиента

Разработка

схем и

графиков

движения

Прочие услуги

Контроль за комплексной

отгрузкой оборудования

Ремонт собственных

вагонов и контейнеров

Подготовка груза

Рис. 7. Схема комплексного транспортно-экспедиционного обслуживания контейнерных перевозок

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.