Научная статья на тему 'Развитие логического мышления у младших школьников в условиях учебно-воспитательного процесса'

Развитие логического мышления у младших школьников в условиях учебно-воспитательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобанова И. Г.

В статье обосновывается значимость развития логического мышления у младших школьников в процессе освоения учебного материала по математике и технологии. Обосновывается ценность применения игровых, личностно ориентированных педагогических технологий, коллективного обучения, технологий развития самостоятельных учебных действий. Представлена методика решения развивающих неучебных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие логического мышления у младших школьников в условиях учебно-воспитательного процесса»

Таким образом, для создания жизнеспособных органов самоуправления необходимо найти сферы полезной для организации и значимой для учеников деятельности, сделать эти сферы эмоционально насыщенными и интересными, предоставить педагогическую помощь и поддержку. В данном случаю, такой формой является детская организация «ЭХО» созданная в условиях сельской общеобразовательной школы.

Список литературы:

1. Крохмаль Е.В. Социально-культурное воспитание сельских школьников средствами детской организации / Е.В. Крохмаль // Вестник Института им. Россинского: ежегодный науч. и инф. журнал. - Краснодар, 2011. - С. 32-39.

2. Крохмаль Е.В. Социокультурное воспитание сельских школьников средствами детской организации: технологические условия // Social science. Общественные науки. Всероссийский научный журнал. - М.: Из-во «МИИ Наука». - 2011. - № 10. - 0,5 п.л.

3. Крохмаль Е.В. Технологические условия процесса социализации учащихся средней общеобразовательной школы // Единое образовательное пространство как фактор формирования и воспитания личности: материалы V Всерос. студ. науч.-практ. конф.: в 2 ч. / отв. ред. С.А. Алентикова. - Рязань: Рязан. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2011. - Ч. 1. - 0,18 п.л.

4. Крохмаль Е.В. Формирование развивающей социально-культурной среды общеобразовательного учреждения сельской школы // Suropean Social Science Journal («Европейский журнал социальных наук»). - Рига; М., 2011. -0,43 п.л.

5. Крохмаль Е.В. Социально-культурная деятельность как средство предупреждения развития отклонений в поведении учащихся сельской школы / Е.В. Крохмаль, Н.И. Рослякова // Отклоняющееся поведение человека с современном мире: проблемы и решения: материалы II Международной заочной научно-практической конференции. - Владимир, 2011. - С. 421-434.

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

© Лобанова И.Г.*

Средняя общеобразовательная школа № 70, г. Краснодар

В статье обосновывается значимость развития логического мышления у младших школьников в процессе освоения учебного материала по математике и технологии. Обосновывается ценность применения игровых,

* Учитель начальных классов. Научный руководитель: Крохмаль Е.В., преподаватель кафедры «Технология и предпринимательство» Кубанского государственного университета, кандидат педагогических наук.

личностно ориентированных педагогических технологий, коллективного обучения, технологий развития самостоятельных учебных действий. Представлена методика решения развивающих неучебных задач.

Одной из актуальных задач современной начальной школы становится обеспечение и развитие личности ребенка на более высоком уровне, по средствам применения в учебно-воспитательном процессе интенсивных педагогических технологий.

Как известно, источниками полноценного развития ребенка начальных классов школы является:

1. Учебная деятельность, направлена на овладение учащимися универсальных учебных действий и знаний необходимых для жизнедеятельности в современном социуме.

2. Реализация школьниками в процессе учения интеллектуальных, творческих, спортивных и других индивидуальных возможностей.

В учебной деятельности и реальной жизни, ежедневно решаются различные учебно-тренировочные задачи. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью: развить способности ребенка (поэтому в процессе учебной деятельности формируется общие умения учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации). На уроках решаются учебно-тренировочные, типовые задачи, в процессе решения которых усовершенствуется навык в решении задач различного типа.

Постоянное решение на уроках типовых задач обедняет личность ребенка, в частности отношение к самому себе. Дети привыкают оценивать себя, свои возможности только через успешное решение типовых задач, решение которых зависит от знаний соответствующего правила, от степени усвоения учебной информации. Чаще всего это приводит потому, что высокая самооценка ребенка зависит не от проявления им выдумки или сообразительности, а от его прилежания и старательности, которые основываются на социальных правилах и знаниях.

Действительно, как показал мой многолетний опыт работы в начальной школе, успехи в учении оказывают значительное и решающее влияние на взаимоотношения между детьми в классе и этому часто способствуют учителя. Дети могут больше уважать тех учеников, которые хорошо и отлично учатся, чем тех, кто хорошо соображает. Это особенно заметно, когда сообразительные дети учатся неровно и без интереса, т.к. в школе им скучно, а это оказывает негативное влияние на формирование их характера.

Конечно, в учебниках по русскому языку, математике, технологии есть, так называемые нестандартные задачи, решение которых требует от детей интеллектуальной инициативы и размышлений. Решение таких задач, как показал опыт, доступно далеко не всем детям, а лишь самым сообразительным.

По-моему мнению, для разрешения подобных проблем необходимо изменить соотношение деятельности по усвоению знаний, умений и поисковой деятельности в учебной жизни школьников. Опыт моей работы показал, что велением времени возникает необходимость в организации в условиях начальной школы регулярных занятий, на которых дети с разной интеллектуальной подготовкой решали нетиповые, а поисково-творческие задачи, не связанные с учебным материалом.

Последнее требование весьма важно, поскольку в этом случае ребенок, который не усвоил какой-то учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, смог бы почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, поскольку решение неучебных задач опирается на поисковую активность, сообразительность ребенка, а не на его прилежание.

Неучебные задачи можно разделить на четыре темы: развитие способности комбинировать; развитие способности планировать; развитие способности анализировать; развитие способности рассуждать.

В их основе лежит принцип разнообразия поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач, что создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребенка.

Как известно, основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие педагогические условия для формирования у детей самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях, но использовав при этом для решения нетипичный текст задач, а иной. Задачи должны содержать в себе жизненную ситуацию, решение которой часто встречается и очень необходимо.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. Благодаря этому подходу у детей формируется нормативное, социокультурное поведение, как результат осознания собственных действий, самоконтроля и возможности дать отчет в выполняемых шагах при решении задачи.

После самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения, в условиях чего у учащихся со скромными успехами в учении возникают мотивы для нормализации успеваемости. Нами используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети могут почувствовать уверенность в своих силах, т.к. для них можно подобрать задачи, которые они могут решать успешно. Мы также создаем благоприятные условия для развития творческих способностей школьников, их творческого мышления, формируем гибкость мыслетворческой деятельности. Например. Детям предлагается решать задачи с одним и тем же условием, но с разным содержанием искомого, что требует от ребенка по разному воспринимать одну и ту же социальную задачу, проявить глубину своего мышления.

Данные задачи имеют внутреннее единство, родство и содержат общий подход к каждому конкретному поиску их решений (критичность, обоснованность мышления, так как решение задач организовано по форме выбора одного правильного ответа из нескольких предлагаемых вариантов).

Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени. При решении задачи способность рассуждать проявляется в понимании отношений между данными, приведенными в условии задания. Развитие способности рассуждать характеризуется с двух сторон: количественной и качественной. В первом случае имеется в виду: чем лучше развита у ребенка эта способность, тем ему легче выполнить слоеное умозаключение.

Например, ребенок решает такую задачу: «Алик выше Бори. Боря старше Вовы. Вова ниже Алика. Алик младше Бори. Кто старше и кто выше всех?».

Если выпускник начальной школы затрудняется сделать однозначный вывод, то это свидетельствует, скорее всего, о недостаточном количественном развитии способности рассуждать.

Для развития способности рассуждать целесообразно использовать такой род заданий, как задание на выведение. Общий смысл этих задач заключается в поиске суждения, непротиворечиво следующего из данных суждений тех или иных связей признака и предмета или суждение о наличии связи признака и предмета на основе суждений об отсутствии тех или иных связей признака и предмета.

В задачах «Сопоставление» - требуется найти суждение об отношении свойств разных предметов. Наличие разных условий осуществления умозаключения в задачах «совмещение», «отрицание», «сопоставление» создает благоприятные возможности для разностороннего развития у детей способности рассуждать.

Способность планировать проявляется у ребенка в его возможности намечать шаги для получения искомого результата и разрабатывать последовательность действий.

Для развития способности планировать целесообразно использовать задачи на перемещение. Общий смысл задач этого рода заключается в поиске маршрута перемещений воображаемого персонажа по игровому клеточному полю на основе определенных правил.

Например, ребенку требуется узнать, как будет перемещаться кузнечик по 9-ти клеточному квадратному игровому полю из кл. I в кл. 9 на основе правила можно перемещаться только по клеткам, которые не делятся на 2.

Исходя из вышесказанного сделаем следующий вывод о том, что применение данного вида учебной деятельности в условиях начальной школы способно разрешить различные актуальные проблемы современного социума. Решение поисково-творческих задач неучебного содержания создают благоприятные условия для воспитания у детей культуры мышления, кото-

рая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу в постановке ее целей и находить способы их достижения. В процессе деятельности для учащихся создаются условия способствующие развития у детей познавательных интересов, формируется стремление ребенка к размышлению и поиску решения социальной задачи, что вызывает у него чувства уверенности в своих силах, уверенности в возможностях своего интеллекта. Происходит становление самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованность, беспокойство.

Список литературы:

1. Маркова А.К. Формирование мотивации ученика. - М.: Просвещение, 1980. - 315 с.

2. Петрова И.А. Обучение, воспитание и развитие детей шестилетнего возраста. - М.: Просвещение. 1990. - 95 с.

3. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1998. - 207 с.

4. Шабалина З.Н. Учебно-воспитательная работа в первых классах 4-х летней начальной школы. - М.: Просвещение, 1988. - 125 с.

5. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 179 с.

6. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 250 с.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ

© Нарежнев А.Е.*

Институт естественных и социально-экономических наук

Новосибирского государственного педагогического университета,

г. Новосибирск

С учетом возрастных особенностей старшеклассников, усилием мотивации познавательной деятельности профильное обучение предполагает существенное увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности, использование деятельности, использование активных методов обучения, лекционно-семинарских форм проведения занятий, практической деятельности учащихся, особое место, принадлежит проектной деятельности.

Организация учебного процесса может быть различной в разных школах, в зависимости от ряда факторов: количества классов по параллели, ко-

* Магистрант кафедры Анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности. Научный руководитель: Абаскалова Н.П., профессор, доктор педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.