Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РОБОТОТЕХНИКИ'

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РОБОТОТЕХНИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
520
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
мышление / логическое мышление / образовательная робототехника. / thinking / logical thinking / educational robotics.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Божедонова А.П., Леверьева А.Н.

В данной статье раскрываются особенности развития логического мышления, процесс мышления, определяются понятия робототехника и образовательная робототехника. Описывается исследование по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Божедонова А.П., Леверьева А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF LOGICAL THINKING OF SENIOR PRESCHOOLERS THROUGH ROBOTICS

This article reveals the features of the development of logical thinking, the thinking process, defines the concepts of robotics and educational robotics. The article describes a study on the development of logical thinking in older preschool children through robotics

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РОБОТОТЕХНИКИ»

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ

РОБОТОТЕХНИКИ

Божедонова А.П.,

доцент, кандидат педагогических наук, кафедра дошкольного образования Педагогический институт, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Северо - Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

Леверьева А.Н.

студентка 4 курса, кафедра дошкольного образования, Педагогический институт, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Северо - Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

DEVELOPMENT OF LOGICAL THINKING OF SENIOR PRESCHOOLERS THROUGH ROBOTICS

Bozhedonova A.,

Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences, Department of Preschool Education Pedagogical Institute, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov

Leveryeva A.

4th year student, Department of Preschool Education, Pedagogical Institute, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov

Аннотация

В данной статье раскрываются особенности развития логического мышления, процесс мышления, определяются понятия робототехника и образовательная робототехника. Описывается исследование по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники.

Abstract

This article reveals the features of the development of logical thinking, the thinking process, defines the concepts of robotics and educational robotics. The article describes a study on the development of logical thinking in older preschool children through robotics.

Ключевые слова: мышление, логическое мышление, образовательная робототехника.

Keywords: thinking, logical thinking, educational robotics.

Мышление - это искание и открытие нового. В тех случаях, где можно обойтись старыми, уже известными способами действия, прежними знаниями и навыками, проблемной ситуации не возникает и потому мышление попросту не требуется [1, с. 113].

Логическое мышление - это мыслительный процесс, основными формами, которого являются: понятия, суждения и умозаключения. С их помощью человек на основе имеющихся предпосылок получает обоснованные выводы.

Особенностью логического мышления является искание и установление самых разнообразных связей, существующих в действительности между разными сторонами одного явления и между различными явлениями окружающего мира. [3, с. 176]

Процесс мышления происходит в виде особых мыслительных операций: сравнения, анализа, и синтеза, отвлечения, обобщения и конкретизации, классификации и систематизации.

Сравнение - это мыслительная операция, которая выражается в установлении между предметами сходства и различия, равенства и неравенства, тождества и противоположности. Сравнение определяется последовательно и в виде противопоставления.

Анализ - это операция, которая выражается в разложении предметов мышления на составные

элементы, на части или на признаки. В процесс анализа устанавливается отношения и связи целого с его частями, его элементами, что способствует достижению лучшего понимания целого.

Синтез - один из самых сложных познавательных процессов, полное определение которого предполагает использование нескольких частных определений, в которых подчеркиваются разные стороны процесса мышления. Его можно определить как когнитивный процесс, представляющий собой высший уровень познавательной активности человека, связанных с решением образовательных задач и с творческим преобразованием действительности.

Робототехника - прикладная наука, занимающая разработкой автоматизированных технических систем и являющаяся важнейшей технической основой интенсификации производства.

Как никогда взрос спрос на инженерные кадры, которые способны проектировать, создать, управлять и модернизировать высокотехнические и робототехнические устройства. Соответственно разработана образовательная схема развития личности с инженерно - техническом направлении. Ветка развития идет с дошкольного возраста и вплоть до окончания высшего учебного заведения.

В основе этой ветки стоят два направления: предметная, интегрируемая современная образовательная среда и образовательная робототехника.

Образовательная робототехника - это направление, в котором осуществляется современный подход к внедрению элементов технического творчества в учебный процесс через объединение конструирования и программирования в одном курсе. [2, с. 8]

По данной теме я проводила исследование и реализовала программу дополнительного образования «RoboStare».

Гипотеза исследования: процесс развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники будет эффективным, если:

- учитывать индивидуальные и психологические особенности каждого ребенка;

- разработать и апробировать систему занятий кружка «RoboStare», направленную на поэтапное усложнение заданий для развития операций логического мышления.

1 этап исследования - констатирующий эксперимент. Исследование проводилось на базе МБДОУ «ЦРР - детский сад № 11 «Сулусчаан» с. Намцы». В эксперименте было задействовано 16 детей со старших и подготовительных групп.

Цель контрольного этапа выяснить эффективность работы по развитию логического мышления у старших дошкольников посредством робототехники. В течение формирующего этапа дети экспериментальной группы занимались в кружке «RoboStare». Занятия проходили два раза в неделю. Чтобы подтвердить гипотезу исследования, нами была повторно проведена диагностическая работа с экспериментальной и контрольной групп.

На контрольном этапе использовались те же методики, что и на констатирующем, критерии остались прежними.

Для опытно-экспериментальной работы мы использовали 3 методики:

1. Методика «Изучение уровня овладения логическими операциями» (автор Стрекалова Т.А.).

2. Методика «Нелепицы» (автор Немов Р.С.).

3. Методика «Логические задачи».

Обобщив полученные данные констатирующего этапа по всем трем методикам, мы получили следующий результат. В экспериментальной группе высокий уровень не у кого не выявлен, средний - 4 ребенка (50%) и низкий уровень -4 ребенка (50%). В контрольной группе: высокий уровень не выявлено (0%); средний -3 детей (37,5%) и низкий уровень - 5 детей (62,5%).

После проведения повторной диагностики уровня развития логического мышления детей, нами выявлено, что в результате занятий в кружке робототехники «RoboStare», у дошкольников экспериментальной группы уровень логического мышления повысился, высокий уровень - 37,5% на

12,5% стало выше, чем в констатирующем этапе, средний уровень - 62,5% и низкий уровень не у кого не выявлен. В контрольной группе высокий уровень - у 25% детей остался без изменения, средний уровень выявлен у 62,5% детей и низкий уровень у 12,5%.

Высокий уровень развития логического мышления характеризуются по результатам выявления по 3 методикам в контрольном этапе эксперимента. Дети с высоким уровнем развития заинтересовано сотрудничают со взрослыми, принимают задания, понимают условия этих заданий и стремятся к их выполнению, умеют сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.

Средний уровень развития логического мышления говорит о том, что дети умеют анализировать, делать выводы, но допускают ошибки и затрудняются объяснить свой ответ.

Низкий уровень развития логического мышления отражает не умение анализировать, сравнивать, обобщать и приходить к определенному выводу.

После проведения повторной диагностики уровня развития логического мышления детей, нами выявлено, что в результате занятий в кружке робототехники «RoboStare», у дошкольников из экспериментальной группы значительно повысился уровень логического мышления.

На формирующем этапе исследования дети экспериментальной группы занимались в кружке по робототехнике «RoboStare». Для этого нами была разработана специальная программа кружка по робототехнике. Количество и длительность занятия в старшей группе не более 25-30 минут. Цель кружка робототехники «RoboStare»: саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения окружающего мира через творческую активность, развитие логического мышления дошкольников на основе системы развивающих занятий по моделированию из конструктора LEGO Education WeDo, Huno MRT.

Таким образом, на основании данных проведенного исследования мы пришли к выводу, что работа кружка по робототехнике у детей старшего дошкольного возраста, способствует развитию логического мышления дошкольников.

Список литературы

1. Асмолов, А.Г. Психология личности /А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2005. - 348 с.

2. Корягин А. В., Смольянинова Н. М. Образовательная робототехника (Lego WEDO). Сборник методических рекомендаций и практикумов. - М.: ДМК Пресс, 2016. - 254 с.: ил.

3. Урунтаева Г. А. Психология дошкольника: Хрестоматия: Для студ. сред. пед. П 86 учеб. заведений/ Сост. Г. А. Урунтаева. - 2 - изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. -408 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.