ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Магзумова Назира Кайролловна
старший преподаватель кафедры психологии КарГУ,
г.Караганда, Казахстан Е-mail: nazmag@mail.ru Сатенова Галия Умирсериковна старший преподаватель кафедры психологии КарГУ,
г.Караганда, Казахстан Е-mail: sat.ayya@mail.ru
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР
Аннотация
В работе раскрываются особенности развития мышления детей старшего дошкольного возраста показано значение математических игр для развития логического мышления. Предложенный тренинг математических игр направленный на поэтапное формирование функции логического мышления и разработанные к нему рекомендации позволяют повысить эффективность умственного развития дошкольников.
Ключевые слова:
мышления, дошкольного возраста, игровой деятельности, умственного воспитания, абстрагирование,
дидактических игр, апробированные.
В настоящее время происходящие в обществе изменения со всей остротой поставили проблему умственного развития детей, начиная с дошкольного возраста. Необходимость его осознаётся и на теоретическом уровне, и практической сфере, поскольку именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий детей, который обеспечивает успешное умственное развитие ребёнка. Во многих психологических исследованиях установлено, что темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок по сравнению с поздними периодами Разные аспекты онтогенеза мышления детей изучались видными зарубежными психологами. Психологические основы педагогической игры создавались благодаря исследованиям Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, которые обнаружили социально-исторические обусловленности не только содержания, но и структуры игровой деятельности, а также подвергли глубокому изучению механизма, ее влияния на развитие различных психологических процессов и свойств детской личности[1,с.345].
В ряде психолого- педагогических исследований были выявлены широкие возможности целенаправленного формирования у старших дошкольников обобщенных знаний и способов умственной деятельности. В этих работах показано, что у старших дошкольников можно сформировать полноценные понятия, применяя методику поэтапного формирования умственных действий. При этом требуется перестройка мыслительной деятельности детей, усвоение ими приёмов и способов овладения знаниями. В связи с этим особое значение приобретают вопросы содержания и методов умственного воспитания детей.
Вместе с тем в педагогической практике логические задачи в процессе предматематической подготовки к школе применяются недостаточно. Не используются они и как средство умственного воспитания, а воспитателями не осознаётся их развивающая ценность.
Изучения применения математических игр для развития логического мышления старших дошкольников показало, что чаще всего они используются лишь для развлечения, фрагментарно, в отрыве от конкретной обучающей задачи.
Недооценка игры как ведущего средства развития детей дошкольного возраста приводит к торможению развития мышления детей старшего дошкольного возраста, в т.ч. и логического; неумению пользоваться мыслительными операциями: анализом, сравнением, обобщением, абстрагированием[2,с.150].
Объект исследования - личность дошкольника.
Предмет - развивающие игры как средство развития логического мышления.
Цель исследования - выявить эффективные средства развития логического математического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: теоретический анализ литературы; экспериментальным путем выявить уровень развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста; подобрать и модифицировать развивающие игры, направленные на поэтапное формирование логического мышления старших дошкольников.
Гипотеза - если в учебно-воспитательном процессе дошкольных организаций в системе будут проводиться развивающие игры, включающие мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение и др., то это будет способствовать развитию логического математического мышления ребенка старшего дошкольного возраста.
Анализ литературы показал, что имеется ряд исследований, где рассматривается влияние занимательного математического материала на развитие детей 6-7 лет в условиях детского сада, школы, влияние сюжетно-дидактических игр на математическое развитие детей, но влияние дидактических игр на развитие логического мышления детей изучена недостаточно. В связи с чем тема остаётся актуальной и в настоящее время.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической программно-методической литературы; психолого-педагогический эксперимент; математические методы обработки полученных данных.
На основании проведенного исследования мы пришли к следующим выводам. В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитательные, социальные функции. Игра -наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляется особенность мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Проблеме детской игры в психолого- педагогической науке уделяется особое внимание. В разное время ее изучением занимались такие педагоги и психологи, как Крупская, А.С.Макаренко, Ж.Пиаже, Штерн, позднее - Л.Выготский, А. Леонтьев, Д.Эльконин, В.С.Мухина и др.[3, с.200].
Поскольку специфическое воздействие игры имеет наибольшую ценность, игра должна быть максимально использована в педагогических целях, как средство воспитания и формирования у детей познавательных, мыслительных процессов.
Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости развития в дидактических играх функции формирования новых знаний, представлений и способов познавательной деятельности, т.е. необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру. Наряду с этим необходимо искать пути более широкого эффективного использования игровой деятельности для повышения уровня умственного развития детей и улучшения их интеллектуальной подготовки к школе[4, с.136].
В данной работе мы рассмотрели методику формирования логического математического мышления посредством обучающих игр. Обучающие игры, применяемые в данной методике, используются, в том числе в целях содействия общему развитию детей, развивая их мышление, моторику, выдержку, ряд вербальных качеств.
Эффективность применения методики формирования логического математического мышления посредством дидактических игр доказана экспериментальным путем[5, с.10].
Экспериментальное исследование с целью выявления эффективных средств развития логическогго математического мышления детей старшего дошкольного возраста, доказывает высказанную гипотезу: целенаправленное включение воспитателем в различные звенья урока системы занимательных игр интенсивно активизирует познавательную деятельность и способствует совершенствованию математических знаний.
Данные эксперимента показали, что в результате применения игровых технологий в воспитании и обучении у детей развивается логическое мышление, формируются следующие умения и навыки: способность анализировать, планировать, контролировать свою деятельность, работать самостоятельно.
- в ходе эксперимента дошкольники овладели приемами выявления свойств, сравнения, классификации, обобщения, другими логическими действиями и операциям, научились замещать и моделировать свойства объектов;
- дети овладели такими логическими приемами, как синтез, сравнение, пространственное мышление. Данные свидетельствуют, что разработанная система дидактических игр, направленная на развитие
логического мышления детей дала ожидаемый результат.
В этой связи мы считаем целесообразным рекомендовать применение методики формирования элементарных математических представлений посредством дидактической игры с целью развития логического мышления у старших дошкольников. Список использованной литературы:
1.Выготский Л. С. Проблемы общей психологии в 2-х томах - М. Просвещение, - 1982, - 764 с.
2.Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Издательство МГУ, -1985, -302с.
3.Мухина В.С. "Возрастная психология. Феноменология развития детства, отрочества" Учебник для студентов и вузов. 6-е изд.М.: Российское психологическое общество. - 2000, - 482 с.
4.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Просвещение, -2004, -283с.
5.Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников комбинаторному экспериментированию \\ Вопросы психологии, - 1991, - №4, - с.29.
© Магзумова Н.К., Сатенова Г. У., 2016