Научная статья на тему 'Развитие лизинговой подсистемы Краснодарского края в посткризисный период'

Развитие лизинговой подсистемы Краснодарского края в посткризисный период Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
226
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЗИНГ / КАПИТАЛ / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Климовских Надежда Валерьевна

Статья посвящена проблемам и перспективам развития лизинговой подсистемы одного из ведущих регионов современной России Краснодарского края в условиях выхода из глобального кризиса. Для успешной модернизации экономической системы территории востребованы инструменты активизации деятельности лизинговой подсистемы, адаптированные к рискам восстановительного роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие лизинговой подсистемы Краснодарского края в посткризисный период»

УДК 330.322(470.620)

ББК 65.263.111(2Рос-4Кра) К 49

Н.В. Климовских

Кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Института

экономики и управления в медицине и социальной сфере. 350040, г. Краснодар, ул.

Садовая 218. Тел.: (861) 2338859, е-таИ: МаСт 18()676ауапСех.ги.

Развитие лизинговой подсистемы Краснодарского края в посткризисный период

(Рецензирована)

Аннотация. Статья посвящена проблемам и перспективам развития лизинговой подсистемы одного из ведущих регионов современной России - Краснодарского края - в условиях выхода из глобального кризиса. Для успешной модернизации экономической системы территории востребованы инструменты активизации деятельности лизинговой подсистемы, адаптированные к рискам восстановительного роста.

Ключевые слова: лизинг; капитал; инвестиции.

N.V Klimovskikh

Candidate of Economics, Assistant Professor of Finance and Credit Department of the Institute of Economics and Management in Medicine and Social Sphere. Ph.: (918)491-90-

03, e-mail: Nadin180676@yandex.ru.

Development of a leasing subsystem of the Krasnodar territory in the post-crisis period

Abstract: The paper deals with the problems and prospects of development of a leasing subsystem of the Krasnodar territory in conditions of overcoming the global crisis. This is one of the leading regions of modern Russia. To successfully modernize the economic system of the

territory, tools are claimed for revitalization of the leasing subsystem, adapted to the risks of

recovery growth.

Keywords: leasing, capital, investments.

В экономике России на протяжении последних лет одной из основных целей инвестирования в основной капитал являлась замена изношенной техники и оборудования. По данным выборочного обследования инвестиционной активности организаций,

осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, проводившегося в 2009 г., на это указали 70% респондентов. В обследованных организациях доля машин и оборудования в возрасте до 10 лет составляла 31%, в возрасте от 10 до 20 лет - 44%, от 20 до 30 лет - 14% от их наличия. При этом степень износа основных фондов крупных и средних коммерческих организаций составила 43,8%, в том числе машин и оборудования - 51,0% [1].

Цели, связанные с повышением экономической эффективности производства

(автоматизация или механизация существующего производственного процесса, внедрение новых производственных технологий, снижение себестоимости продукции, экономия энергоресурсов), ставили перед собой (по данным обследования) 42 - 51% организаций.

На развитие экономики и социальной сферы Российской Федерации организациями

всех форм собственности в 2009г. использовано 8764,9 млрд. рублей инвестиций в основной капитал. Новые машины и оборудование отечественного производства в 2009г. приобрели 85% организаций, импортное оборудование - 60% организаций (в 2008 г. - 61%). На вторичном рынке отечественное оборудование купили 24% организаций, импортное - 10% (2008 г. - 26% и 8% соответственно).

В 2009 г. данными субъектами, в основном, приобретались электронновычислительная техника, транспортные средства, производственные комплексы и технологические линии.

Мировой финансовый кризис крайне болезненно отозвался во всей финансовой системе России и в том числе в лизинговом бизнесе. Ряд компаний приостановил развитие новых инвестиционных проектов, повысился объем неплатежей лизингополучателей и случаи их дефолтов, началось сокращение персонала лизингодателей, сужение филиальной сети. В результате оказались затронутыми интересы практически всех участников лизингового процесса.

Основные проблемы лизинговых компаний - рост просрочки и недоступность финансирования. По оценкам специалистов, в период кризиса дебиторская задолженность составила до 5% от кредитного портфеля лизинговых компаний. Специалисты обращают внимание на то, что лизинг, как и другие кредитные ресурсы, в условиях повышения рисков в экономике стал менее доступным. Более того, лизинговые компании на данный момент больше заботит сбор платежей по уже заключенным сделкам, чем наращивание своего кредитного портфеля.

Кроме того, в период кризиса на услуги лизинговых компаний падает спрос. В условиях отсутствия денег у предприятий, спада производства на фоне низкого уровня спроса на машиностроительную продукцию, а также значительного сокращения инвестиционных программ услуги лизинговых компаний в период кризиса были востребованы крайне низко. Основным фактором спроса является процентная ставка, по которой рассчитываются лизинговые платежи. Она в период кризиса выросла из-за того, что инвесторы все более и более избегают риска, соответственно лизинговые компании на данный момент могут привлечь более дорогое финансирование, что отражается на заемщике.

Также в условиях нестабильной экономики на спрос на лизинговые услуги влияет и такой параметр лизинговой сделки, как первоначальный платеж. Если до кризиса он имел тенденцию к снижению, то в условиях кризиса вырос, причем существенно. Учитывая, что многие компании на данный момент имеют определенные трудности с ликвидностью и пополнением собственных средств, то о модернизации своего оборудования задумываются немногие.

Еще одна проблема лизинговых компаний, проявившаяся в условиях кризиса, -недоступность финансирования. Учитывая, что экономика стагнирует, занять деньги под то, что ты собираешься кредитовать падающую экономику, сейчас практически невозможно. Кроме того, в период кризиса многие лизинговые компании были кэптивными, соответственно, когда у банков свои проблемы, причем достаточно серьезные, предоставление кредитов своим лизинговым подразделениям осуществлялось по остаточному принципу.

Средние и небольшие лизинговые компании в условиях кризиса также испытали серьезные сложности с привлечением «длинных» средств, поскольку не обладали статусом первоклассных заемщиков (что ограничивало возможности получения кредитов), и однако, относительно устойчиво чувствовали себя лизингодатели, аффилированные с крупными банками (предоставляющими финансирование в необходимых объемах), а также пользующиеся господдержкой.

В 2009 году по сравнению с предыдущими годами в экономике России отмечалось относительное увеличение инвестиционной активности. Прирост объема инвестиций в основной капитал по сравнению с 2008г. составил в сопоставимых ценах 9,8%, что

превысило темпы роста ряда важнейших макроэкономических показателей. Доля инвестиций в основной капитал в ВВП в 2009 г. составила 21,0% .

Лизинг относится к инвестиционным механизмам финансирования и является одним механизмов, обеспечивающих интенсивное развитие производства. Стоимость заключенных договоров на лизинг машин, оборудования, транспортных средств в 2009г. составила 12,0% (в 2008 г. - 16,1%) от общего объема инвестиций в активную часть основных фондов. Наиболее активно финансовый лизинг развивается в Москве, Санкт-Петербурге, Республике Татарстан, Воронежской, Калининградской, Московской и Тюменской областях. На долю лизинговых компаний, расположенных в этих субъектах Российской Федерации, приходилось почти 70% общей стоимости договоров, заключенных в 2009 году.

Среди договоров финансового лизинга транспортных средств 50,6% составляют договора на лизинг автомобилей (включая автобусы и троллейбусы), 22,1% - на лизинг воздушных летательных аппаратов, 12,7% - на лизинг железнодорожных транспортных средств (в 2007 г. соответственно 55,5%, 30,8% и 9,2%). Более 75% договоров лизинга машин, оборудования и транспортных средств заключено с организациями обрабатывающих производств, строительства, транспорта и связи, сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства [1].

Сегодня вектор инвестиционной политики направлен в регионы. На уровне руководства страны есть глубокое понимание того, что инвестиционный поток необходимо направить в каждый субъект федерации, муниципалитет, административное образование. Но успех этой политики зависит от того, насколько грамотно и эффективно каждый регион и даже каждый муниципалитет сумеет на своей территории построить административную, организационную работу по привлечению инвестиций.

В Южном макрорегионе менее всех пострадал от трансформационного кризиса Краснодарский край. Тем не менее, потеря более чем половины объема промышленного производства обернулась для Краснодарского края следующими социально-экономическими последствиями:

- необходимостью потратить более, чем десятилетие, для выхода на докризисные рубежи в промышленности региона по объемным показателям 1991 - 2004 гг.;

- накоплением в системе региона значительной массы физически изношенных и морально устаревших элементов основного капитала, что обусловливает высокую потребность в формировании лизинговой подсистемы;

- кризисным состоянием значительной части социально-экономической инфраструктуры региона, обусловленным как ослаблением промышленного потенциала, так и особенностями государственной социально-экономической политики, девизом которой на протяжении более чем десяти лет был выход государства из процесса инвестиционного обеспечения экономического и социального развития.

В итоге по завершении этапа восстановительного роста для региональной системы Краснодарского края характерно противоречивое сочетание двух базовых параметров эволюционного процесса:

- относительно высокой инвестиционной привлекательности территории в пространстве Южного макрорегиона;

- наличие массы физически изношенных и морально устаревших элементов основного капитала во многих отраслях и инфраструктуре.

По общему объему инвестиций Краснодарский край занимает шестое место в России. В 2007-2009 годах объем инвестиций в основной капитал составил 99,7 млрд. рублей, в том числе в реальный сектор экономики - 53,2 млрд. рублей. В 2009 году размер инвестиций в сферу материального производства достиг 13,3 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2007 годом в 1,8 раза. Основным источником, формирующим инвестиционные потоки в данном секторе экономики, продолжают оставаться собственные средства предприятий, кредитные ресурсы и средства инвесторов. При этом если сегодня инвестиции здесь формируются преимущественно за счет средств инвесторов, то к концу

пятилетки их доля уменьшится с соответствующим увеличением доли инвестиций, формирующейся за счет собственных финансовых ресурсов предприятий и кредитов коммерческих учреждений. Рост удельного веса инвестиций хозяйствующих субъектов в экономику краевого центра с 48% в 2007 году до 72 % в 2009 году - закономерный процесс. С ростом доходности предприятий они будут привлекать инвестиции извне в виде новых производств, технологий и техники на паритетных началах.

Объем инвестиций в АПК за 2009 год составил 30,4 млрд. руб. и превысил аналогичный показатель 2007 г. почти в 2,5 раза. При этом в сельское хозяйство вложено 22,6 млрд. руб., из них в растениеводство - 12,3 млрд. руб. (более быстрая оборачиваемость ресурсов), в животноводство - 8,9 млрд.руб., в производство пищевой продукции - 9,1 млрд.руб.

В регионе с каждым годом увеличиваются объем средств на строительные работы. Так с 2007г. по 2009г объем строительных работ увеличился практически в 3 раза и составил 455,75 млн.руб., а объем транспортных услуг увеличился практически в 1,5 раза. На их долю приходится почти 26% объема валового регионального продукта Краснодарского края. Объем услуг в отрасли в 2009 году составил 128,6 млрд. рублей, перевозка грузов - 324,3 млн. тонн, пассажиров - 59,5 млн. человек.

Доля Краснодарского края в общероссийском объеме валового регионального продукта в 2008 году составила 764,9 млрд. руб. В 2009 году объем ВРП края составил 874,17 млрд. руб., что в действующих ценах на 14,3% выше, чем в 2008 г. [2].

Получение такого результата в условиях мирового финансового кризиса стало возможным благодаря беспрецедентной государственной поддержке, оказываемой АПК федеральным центром и на краевом уровне, а благодаря иностранным инвестициям. Однако, необходима существенная коррекция государственной политики по отношению ко всей лизинговой подсистеме:

- построение экономических взаимоотношений участников процесса на принципе равной выгодности, когда размер лизинговых платежей обеспечивает лизинговой компании прибыль не ниже средней нормы на вложенный капитал, а для лизингополучателя конечная стоимость приобретаемого имущества не будет выше его стоимости при использовании кредита;

- использование маркетинговой концепции системы управления лизинговой деятельностью (рынок должен управляться по-рыночному, а не по-административному, как некий довесок государства);

- освоение процессно-ролевой модели организации государственных регулирующих воздействий на лизинговую подсистему.

Такая коррекция позволит ускорить развитие региональной лизинговой подсистемы Краснодарского края, где основной капитал в АПК, социально-экономической инфраструктуре, строительном комплексе, промышленности остро нуждается в инновационной модернизации [3].

В Краснодарском крае в 2009 году среднегодовая величина уровня зарегистрированной безработицы составила 0,8%, а уровня фактической безработицы -7,7% от численности экономически активного населения. Наибольшую долю в общей численности населения края (65%) занимают граждане трудоспособного возраста, доля граждан в возрасте моложе трудоспособного и старше трудоспособного составляет соответственно 15 и 20%. Такому количеству безработных при привлечении столь больших инвестиций в Краснодарском крае в 2009 г. способствовал в большой степени тот факт, что именно на это время пришелся финансовый кризис, кроме того, немаловажным фактом на Кубани является сезонность работы.

Проблемы развития региональной лизинговой подсистемы, существовавшие еще в докризисный период, не только не были решены, но и усугубили состояние данного сегмента экономики региона в период кризиса. Одна из основных характеристик, относящихся к трансформационным факторам развития региональной лизинговой подсистемы, - структура оборудования, которое предоставляется потребителям на основе механизмов лизинга (это

технико-технологический трансформационный фактор). К сожалению, здесь наблюдается явная асимметрия, свидетельствующая о том, что рыночные конкурентные механизмы и механизмы балансирования спроса и предложения далеки от нормального состояния. Отсюда

- перекосы в развитии рынка лизинга:

- ассортимент предлагаемой в лизинг техники ограничен, а заявки эффективно выполняются лишь по ряду позиций;

- спрос по грузовому транспорту, спецоборудованию и спецтехнике устойчиво и значительно превышает предложение;

- хотя формально лизинговые компании и готовы обеспечить приобретение в кредит любого оборудования, в реальности они специализируются на нескольких видах техники и определенных брендах, что не позволяет потребителям обеспечить свои потребности модернизации оборудования в полном объеме.

Отмеченная асимметрия усиливается фактором инфляции, который в современной России набирает силу. Так, за последние четыре года правительству ни разу не удалось удержать инфляцию в проектных пределах, а в 2007- 2008 гг. она стала вновь двузначной. Указанное обстоятельство особенно болезненно сказывается на лизинговых операциях с участием средств государственного бюджета (поддержка сельскохозяйственных производителей) [4].

При осуществлении лизинга в АПК возникает проблема расчета ставки дисконтирования для определения приемлемой инвестору чистой приведенной стоимости и оценки возможности государства по реальному ее снижению для лизингополучателя. Рассчитать доходность при этом можно, исходя из процентов по долгосрочным банковским кредитам; государственную же льготную составляющую необходимо определять, принимая во внимание диспаритет цен.

Однако тезис о том, что лизинговые платежи должны охранять капитал лизингодателя и субсидируемые бюджетные средства от разрушительного воздействия инфляции, оказывается декларативным, поскольку реальная инфляция всегда оказывается несколько выше, чем ее проектные рубежи. Отметим также, что рыночная асимметрия «работает» против процесса развития тесных связей участников лизинговой подсистемы. Чем больше сбалансирован рынок, тем выше силы притяжения между субъектами данной подсистемы; впрочем, это относится и к другим функциональным структурам внутренней среды региона

[5].

В экономической системе Краснодарского края продолжается процесс накопления физически изношенного и нуждающегося в срочной модернизации основного капитала. Для перелома сложившейся тенденции в данном процессе недостаточны те масштабы и то качество инвестиционного процесса, которые существуют в региональном пространстве. Явно недостаточен и вклад лизинговой подсистемы: ее доля в ВРП Краснодарского края составляет около 1,4 %; вклад лизинговой подсистемы в модернизацию основного капитала составляет около 5% от стоимости основного капитала региона [6]. Регион, испытывающий острую потребность в обновлении основного капитала практически во всех сферах своей региональной системы, не использует системных инструментов поддержки данного процесса на основе механизмов лизинга.

Примечания:

1. Эксперт РА. URL: // http ://www.raexpert.ru/ratings/ exp.

2. Стратегия развития Краснодарского края до 2020 г. URL:

http://dips.kubangov.ru/strategya.

3. Иншаков О.В. О проблемах интеграции теории хозяйства в условиях глобализации // Грани интеграции: сб. науч. ст. Волгоград: Волгоград. науч. изд-во, 2005.

4. Петров И.В. Демонополизация рынков в процессе обеспечения экономической безопасности макрорегиона. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

5. Хэгстром Р.Дж. Инвестирование: последнее свободное искусство. М.: Олимп-Бизнес, 2005. 288 с.

6. Регионы России. М.: Росстат, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.