Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЛИНГВОКРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ (СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ)'

РАЗВИТИЕ ЛИНГВОКРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ (СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВОКРЕАТИВНОСТЬ / ЛИНГВОКРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИГРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гурова Ирина Владимировна, Шеина Маргарита Константиновна

Статья посвящена исследованию проблемы лингвокреативного мышления обучающихся на разных уровнях образования. Цель исследования - научно-методическое обоснование комплекса заданий творческого характера на материале словообразования. Раскрывается содержание понятий «лингвокреативность» и «лингвокреативное мышление» . Рассматриваются особенности формирования лингвистического интеллекта языковой личности. Обосновывается необходимость изучения функционального аспекта словообразования в вузе и в школе. Доказано, что упражнения, включающие словообразовательную игру, обладают большим потенциалом в развитии лингвокреативного мышления обучающихся. Приводятся примеры творческих заданий для детей старшего дошкольного возраста, младших школьников и студентов педагогических университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF LINGUO-CREATIVE THINKING OF STUDENTS (WORD-FORMATION ASPECT)

The paper dwells upon the problem of linguo-creative thinking of students at different levels of education. The goal is to provide scientific-methodogical substantiation of a set of creative tasks based on word-formation. The concepts “linguo-creativity” and “linguo-creative thinking” are explained. The features of the formation of linguistic intelligence of a linguistic personality are considered. The necessity of studying the functional aspect of word formation in university and school environment is proved. It highlights that tasks involving the word-building game contribute much to the students’ linguo-creative thinking development. Examples of creative assignments for children of preschool age, primary school students, and students of pedagogical universities are given.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЛИНГВОКРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ (СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ)»

УДК 372.881.161.1

РАЗВИТИЕ ЛИНГВОКРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

(словообразовательный аспект)

DEVELOPMENT OF LINGUO-CREATIVE THINKING OF STUDENTS

(word-formation aspect)

© 2020

ИВ. Гурова, М.К. Шеина I.V. Gurova, M.K. Sheina

Статья посвящена исследованию проблемы лингвокреативного мышления обучающихся на разных уровнях образования. Цель исследования - научно-методическое обоснование комплекса заданий творческого характера на материале словообразования. Раскрывается содержание понятий «лингвокреативность» и «лингвокреативное мышление». Рассматриваются особенности формирования лингвистического интеллекта языковой личности. Обосновывается необходимость изучения функционального аспекта словообразования в вузе и в школе. Доказано, что упражнения, включающие словообразовательную игру, обладают большим потенциалом в развитии лингвокреативного мышления обучающихся. Приводятся примеры творческих заданий для детей старшего дошкольного возраста, младших школьников и студентов педагогических университетов.

Ключевые слова: лингвокреативность; лингвокреативное мышление; лингвистический интеллект; словообразовательная игра.

The paper dwells upon the problem of linguo-creative thinking of students at different levels of education. The goal is to provide scientific-methodogical substantiation of a set of creative tasks based on word-formation. The concepts "linguo-creativity" and "linguo-creative thinking" are explained. The features of the formation of linguistic intelligence of a linguistic personality are considered. The necessity of studying the functional aspect of word formation in university and school environment is proved. It highlights that tasks involving the word-building game contribute much to the students' linguo-creative thinking development. Examples of creative assignments for children of preschool age, primary school students, and students of pedagogical universities are given.

Keywords: linguo-creativity; linguo-creative thinking; linguistic intelligence; word-building game.

В настоящее время личностно-ориентированный подход признается одним из приоритетных направлений совершенствования российского образования. Положение о развитии личности обучающегося как цели образовательного процесса закреплено в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного и общего образования: «Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности...» [1, с. 77]; «...развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования» [2]; «Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника.» [3].

В Федеральном государственном образовательном стандарте по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое обра-

зование (с двумя профилями подготовки) подчеркнуто, что выпускники, освоившие программу бакалавриата, должны быть готовы «использовать возможности образовательной среды для достижения личностных результатов обучения»; «развивать творческие способности»; «проектировать траектории личностного развития» [4].

Очевидно, что достижение заявленных результатов на разных уровнях образования предполагает формирование у обучающихся способов мышления, обеспечивающих генерацию новых знаний, умений, компетенций, а также развитие креативных способностей личности в разных сферах деятельности. Несомненно, важная роль в этом процессе принадлежит тем образовательным (предметным) областям и дисциплинам, предметом изучения которых являются язык и речь.

Цель наших исследований - теоретически обосновать необходимость использования комплекса заданий творческого характера на материале словообразования для разных групп обучающихся. Достижение цели предполагает решение следующих задач:

- раскрыть содержание понятий «лингвокреативность» и «лингвокреатив-ное мышление»;

- рассмотреть особенности формирования лингвистического интеллекта языковой личности;

- обосновать необходимость изучения функционального аспекта словообразования в вузе и школе;

- определить потенциал упражнений на материале словообразовательной игры в развитии лингвокреативного мышления обучающихся.

Проблема языкового креатива находится в центре внимания отечественных и зарубежных исследователей. В трудах современных лингвистов творческое начало языковой личности постулируется как один из факторов появления нестандартных обозначений предметов и явлений действительности [5]; рассматриваются пути создания оригинального продукта: креативная идея может реализоваться либо при использовании готовых единиц языка, либо в процессе словотворчества, то есть в результате создания новых номинаций [6].

В работах Н. Хомского [7], О.К. Ирис-хановой [8], Т.А. Гридиной [9] и других исследуется понятие «лингвокреативность», при этом его содержание трактуется по-разному: как врожденная языковая способность человека, позволяющая обрабатывать его лингвистический опыт [7], как «создание нового продукта - текста или слова, которых "никогда не было" ... и нетривиальный выбор одного из уже имеющихся и известных говорящему средств конструирования образа объекта» [8, с. 161]. Мы разделяем позицию Т.А. Гридиной, согласно которой лингвокреативность - это «проявление тенденции к нарушению языкового стандарта

в коллективной и индивидуальной речевой деятельности» [9, с. 12].

Способность языковой личности к осознанному нарушению языкового стандарта обусловлена определенным типом мышления - лингвокреативным. В концепции Т.А. Гридиной лингвокреативное мышление характеризуется использованием различных ассоциативных связей, при этом «человек довольствуется уже имеющимися звуковыми комплексами, реализуя тем самым ассоциативный потенциал языкового знака в области связи между формой и содержанием» [9, с. 10].

Лингвокреативное мышление - важнейшая характеристика лингвистического типа интеллекта, который, по Г. Гарднеру, определяется умением работать со словом, то есть понимать его семантику, воспринимать звуковую организацию, владеть правилами синтаксиса и словообразования и проч. [10, с. 184-185]. Полагаем, что в работе по формированию лингвистического интеллекта педагогу необходимо учитывать следующие моменты: 1) когнитивный опыт языковой личности, полученный в процессе овладения родным языком; 2) возможность конструирования обучающимся собственной языковой системы.

Исследователи справедливо утверждают, что развитие лингвокреативного мышления школьников и студентов будет происходить эффективнее при использовании техник языковой игры, которая определяется как «осознаваемое нарушение ассоциативных стереотипов употребления словесных знаков и реализация потенциальных регистров словотворчества и тек-стопорождения» [11, с. 143]. С точки зрения Н.В. Гонновой, «языковая игра позволяет говорящему или пишущему выразить себя, заявить о своем творческом потенциале, чувстве языка, умении нестандартно мыслить...» [12, с. 52].

Заметим, что в современном русском дискурсе (публицистическом, рекламном и т.д.) широко представлена словообразовательная игра. Словообразовательный уровень языка становится одним из ресур-

сов лингвокреативной деятельности, «проявляющей способность говорящих к гибкому оперированию деривационными механизмами в широком диапазоне номинативных и коммуникативных потребностей» [13, с. 80]. Так, проведенное нами исследование показало, что ярким примером словообразовательной языковой игры в публицистических текстах можно считать конструирование гейт-производных (слов с интернациональным элементом -гейт-в значении 'скандал'). Гейт-производные образуются по метонимической когнитивной модели наименования события: по участнику скандала (Малаховгейт); объекту скандала (пирог-гейт); его географической локализации (Самара-гейт) и др. Безусловно, для присвоения наименования тому или иному скандалу автор текста должен проделать творческую работу: выбрать такие дифференциальные признаки денотата (ассоциаты), которые позволят интегрировать значение, необходимое адресанту в конкретной коммуникативной ситуации [14, с. 143-144].

Все вышесказанное становится весомым аргументом при выборе стратегии изучения словообразования в школе и в вузе: деривационные механизмы должны усваиваться обучающимися в речевой деятельности при использовании техник языковой игры. Деятельностный подход важен и в практике ознакомления со способами словообразования детей старшего дошкольного возраста.

Приведем примеры разработанных нами заданий творческого характера для разных возрастных групп.

I. Задания для старших дошкольников, не имеющих речевых нарушений.

1. Задание, направленное на освоение детьми суффиксов имен существительных, обозначающих профессии (род деятельности):

Все жители сказочной страны трудятся. Стекло изготавливает стекольщик. Машину водит водитель. Охраняет лес лесник. Работает в аптеке аптекарь. Продает билеты билетер. А как назвать про-

фессию жителя, который выращивает сказочные цветы зилянки?

2. Задание, цель которого - освоение старшими дошкольниками приема практического комбинирования слов:

В сказочной стране живут диковинные животные. Слоногай имеет туловище слона и голову попугая. Крокорог - туловище крокодила и голову носорога. Как назвать животное, которое имеет туловище зебры и голову медведя?

Заметим, что выполнению данного задания должна предшествовать подготовительная работа, в процессе которой дети знакомятся со способом создания сказочного героя путем составления его из разных частей. Так, дети анализируют зрительные образы Русалки и Кентавра. Затем с помощью мультимедийных средств педагог показывает старшим дошкольникам, как могут выглядеть гуси-лебеди, комбинируя отдельные части птиц: 1) голова и шея лебедя, туловище и крылья гуся; 2) голова и шея гуся, туловище и крылья лебедя; 3) голова и крылья лебедя, туловище и крылья гуся; 4) голова и крылья гуся, туловище и крылья лебедя.

Для закрепления способа комбинирования организуется игра «Я рисую, что хочу», предложенная О.Н. Сомковой и Е.В. Курчавиной [15, с. 198]. Каждый ребенок выбирает животное, которое он будет рисовать, и сообщает об этом педагогу. Затем дети начинают рисовать животное по частям. Нарисовав, например, голову бегемота, участник игры складывает лист таким образом, чтобы не было видно, что он изобразил. Лист передается другому ребенку, который рисует туловище «своего» животного, и т.д. В конце игры лист разворачивается, игроки анализируют, как получилось диковинное животное.

3. Задание, направленное на освоение приема создания «говорящих» имен:

В сказочной стране живут кошка Мя-учка, лягушка Зеленушка, коза Мемешка, свинья Хрюхрюнька. Придумайте «звучащие» имена лошадке, собаке, барашку, зайчику.

Перед выполнением данного задания старшие дошкольники под руководством воспитателя выясняют, как создаются имена героев художественных произведений для детей: Мойдодыр, Айболит (К. Чуковский); Сиропчик (Н. Носов) и др.

II. Задания для младших школьников.

1. Задание, направленное на осознание словообразовательного значения приставок и практическое освоение префиксального способа образования слов:

В названиях объектов живой природы встречается приставка под-: подберезовик, подснежник, подосиновик, подсолнечник, подъельник. Особенность этих слов в том, что они обозначают цветы и грибы, которые растут «под чем-то». Придумайте по аналогии названия сказочных цветов и грибов.

2. Задание, направленное на анализ детских словообразовательных окказионализмов (используются материалы словаря «Парадоксы детской речи» [16]) и создание собственных неузуальных образований:

Изобразите графически ту словообразовательную модель, по которой дошкольниками создано необычное слово. Придумайте слово по той же модели, объясните его значение.

A. Сестра говорит брату, который вертится: Саша, ну и крутяк ты!

Б. У меня губы красные, как будто я их напомадила.

B. Почему у нас кофе осырел? Саша хотел попить, а он сырой!

III. Задания для студентов, изучающих русский язык в рамках направлений подготовки «Педагогическое образование» и «Журналистика».

1. Задание по курсу «Семиотика политического дискурса» (направление подготовки «Журналистика»):

Какое политическое событие последних трех лет вы квалифицировали бы как скандал? Образуйте название политического скандала, употребив элемент -гейт-. Обоснуйте выбор номинации. Напишите новостную заметку об этом политическом скандале. Заголовок заметки должен содержать гейт-номинацию и актуализировать другие прецедентные явления (прецедентное имя или прецедентную ситуацию).

2. Задание по курсу «Русский язык» (направление подготовки «Педагогическое образование»):

Определите модели образования окказионализмов. Придумайте слова по тем же моделям, сочините лимерик с этими окказионализмами.

В прихожей на полу на треногах стояли две трубы. Одна была направлена в небо, другая - в сторону станции. Люся заинтересовалась: - Что это? - Усилительные трубы. Вот эта - подзорная, звездоскоп. А это нюхозорная труба, или нюхоскоп. Хотите осмотреть окрестности? Или обнюхать? Или обслушать? (Э. Успенский «Меховой интернат»).

Резюмируя, заключаем, что работа по развитию лингвокреативного мышления обучающихся отвечает требованиям образовательных стандартов, реализует дея-тельностный подход к изучению языковых явлений. Перспективы дальнейших изысканий видим в создании учебно-методических пособий по развитию лингвокреатив-ного мышления детей и студентов на материале словообразования.

* * *

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Нормативная база современного дошкольного образования: Закон об образовании, ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности. М. : Просвещение, 2014. С. 74-92.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. URL: https://fgos.ru/#5af1e98a1fa6443b6 (дата обращения: 25.05.2020).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.: URL: https://fgos.ru/#5af1e98a1fa6443b6 (дата обращения: 25.05.2020).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования - бакалавриат. Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). URL: https://fgos.ru/#5af1e98a1fa6443b6 (дата обращения: 25.05.2020).

5. Иванян Е.П. Проблемы лингвоэкологии в свете лингвистики креатива // Уральский филологический вестник. Вып. 2. Лингвистика креатива: тенденции и перспективы развития нового научного направления : материалы второй междунар. конференции. 27-28 апреля 2018 г. / гл. ред. проф. Т.А. Гридина. Екатеринбург : [б.и.], 2018. (Серия «Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива». Вып. 2(27)). С. 209-215.

6. Никитина О.А. Словотворчество как проявление лингвокреативности современной немецкой языковой личности // Филология и человек. 2015. № 1. С. 47-58.

7. Chomsky N. Aspects of the Theory of Syntax. Cambridge, MA : MIT Press, 1965. 261 p.

8. Ирисханова О.К. О понятии лингвокреативности и его роли в метаязыке лингвистических описаний // Когнитивные исследования языка. 2009. № 5. С. 158-171.

9. Гридина Т.А. Языковая игра: стереотип и творчество. Екатеринбург : Уральский гос. пед. ун-т, 1996. 214 с.

10. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта : пер. с англ. М. : Виль-ямс, 2007. 501 с.

11. Гридина Т.А. Лингвокреативные механизмы порождения текста: экспериментальный ресурс языковой игры // Труды Института русского языка им. В.В. Виноградова. 2016. № 7. С. 143-156.

12. Гоннова Н.В. Дериваты с оценочным компонентом в аспекте языковой игры // Семантика. Функционирование. Текст. К 70-летию со дня рождения С.В. Черновой : межвуз. сборник науч. трудов с междунар. участием. Киров : Радуга-ПРЕСС, 2018. С. 50-57.

13. Гридина Т.А., Коновалова Н.И. Техники языковой игры в процессе обучения словообразованию в школе и в вузе // Педагогическое образование в России. 2017. № 8. С. 79-84.

14. Гурова И.В. Гейт-производные в медиадискурсе: лингвокреативный аспект // Уральский филологический вестник. Серия «Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива». 2018. № 2. С. 142-149.

15. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста : программа учебного курса и методические рекомендации / О.В. Акулова [и др.]. М. : Центр педагогического образования, 2008. 240 с.

16. Харченко В.К., Голева Н.М., Чеботарева И.М. Парадоксы детской речи : опыт словаря. Белгород : Белгород. гос. пед. ун-т, 1995. 152 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.