Женщина в российском обществе. 2022. Специальный выпуск. С. 114—120. Woman in Russian Society. 2022. Special issue. P. 114—120.
Научная статья
УДК 316.354:351/354
DOI: 10.21064/WinRS.2022.0.12
РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСТВА В РОССИИ (Гендерный аспект)
Полина Вячеславовна Агафонова
Ивановский государственный университет, г. Иваново, Россия, [email protected]
Аннотация. В современном российском обществе получает развитие система конкурсных проектов, участие в которых может положить начало карьерному росту молодых специалистов. В статье представлена оценка современной федеральной конкурсной системы, направленной на развитие лидерских компетенций. Анализ итогов этапов конкурса управленцев «Лидеры России», международного инженерного чемпионата «CASE-IN», а также кубка по менеджменту «Управляй!» осуществлен на основе тендерного подхода. Выявлен гендерный дисбаланс, который соотносится со статистическими данными по численности руководителей в стране.
Ключевые слова: конкурсы, лидерство, управление, компетенции, жизненные стратегии, гендерный анализ
Для цитирования: Агафонова П. В. Развитие лидерства в России (гендерный аспект) // Женщина в российском обществе. 2022. Специальный выпуск. С. 114—120.
Original article
LEADERSHIP DEVELOPMENT SYSTEM IN RUSSIA (Gender aspect)
Polina V. Agafonova
Ivanovo State University, Ivanovo, Russian Federation, [email protected]
Abstract. Currently, a system of competitive projects is being developed, participation in which can become one of the factors determining people's life strategies. The article presents an assessment of the modern federal competitive system aimed at developing leadership
© Агафонова П. В., 2022
competencies. The analysis of the results of the competitive stages of the management competition "Leaders of Russia", the international engineering championship "CASE-IN", as well as the management cup "Manage!" through the prism of gender analysis. A gender imbalance has been identified, which correlates with statistical data on the number of managers in the country.
Key words: competitions, leadership, management, competencies, life strategies, gender analysis
For citation: Agafonova, P. V. (2022) Razvitie liderstva v Rossii: (gendernyi aspekt) [Leadership development system in Russia: (Gender aspect)], Zhenshchina v rossiiskom obshchestve, Spetsial'nyi vypusk, pp. 114—120.
Особенности формирования жизненных стратегий в настоящее время — поле для изучения социологов, психологов, педагогов и др. Исследователи проводят анализ самооценок представителей разных возрастных групп, изучают биографии, организуют социальные опросы о факторах, которые определяют выбор жизненных стратегий. Вместе с тем, существуют разные мнения об определении понятия «жизненная стратегия» и его соотношении с терминами «социальное самочувствие», «жизненный план», «жизненная цель». Например, в статье Р. А. Илаева и Н. Н. Савина обозначено, что «жизненная стратегия — это осознанно запланированные и спроектированные ближайшие и отдаленные жизненные планы личности на будущее, которые базируются на терминальных и инструментальных ценностях-целях и условиях, способствующих её самопродвижению и повышению уровня качества её жизни» [Илаева, Савина, 2016]. Авторы подчеркивают, что стратегии выстраиваются человеком в соответствии с индивидуальными интеллектуально-творческими возможностями, жизненным опытом и позволяют занять активную субъектную жизненную позицию. Ряд ученых рассматривают жизненную стратегию через призму активных действий и реализации жизненных планов человека. Например, в работе О. А. Хасбулатовой и И. Н. Смирновой обозначены два типа жизненных стратегий: стратегия развития (ориентация на будущее, отказ от стратегии иждивенчества, стремление к постоянному саморазвитию) и стратегия повседневной жизни (ориентация на решение повседневных, сиюминутных задач, высокая степень зависимости человека от социальной поддержки государства) [Хасбулатова, Смирнова, 2020].
На выбор стратегии развития личности оказывает влияние целый ряд факторов, в том числе условия для социализации личности, реализации ее лидерских качеств. Ученые по-разному интерпретируют данное понятие: через описание функций [Санникова, 2018], через определенные действия в отношении других людей и самого себя [Зубанова, 2008], через определение типа характера [Робинова, 2019] и т. д. В большинстве трудов обосновывается мнение, что роль лидера — это активная, а не пассивная характеристика, а само лидерство предполагает большую ответственность при принятии решений и распределении функций в команде или организации.
В последнее десятилетие федеральные органы управления активно поддерживают конкурсные проекты, направленные на развитие лидерских качеств молодых специалистов. В данном исследовании на основе гендерного
подхода рассматривается степень их влияния на развитие лидерского потенциала женщин.
Речь идет о трех конкурсах федеральной платформы АНО «Россия — страна возможностей» [Россия — страна возможностей], конкурсе управленцев «Лидеры России», международном инженерном чемпионате «CASE-IN» и молодёжном кубке по менеджменту «Управляй!». Данные конкурсы ставят задачи выявить лидеров в структурах управления организаций, технической сферы, инженерии и проектной деятельности. Для сопоставительного анализа проанализированы данные по распределению участников полуфиналов и финалов каждого конкурса.
Согласно Положению о конкурсе управленцев «Лидеры России», его целью является «поиск, развитие и поддержка перспективных руководителей, обладающих высоким уровнем развития лидерских качеств и управленческих компетенций» [Положение о конкурсе... , 2021]. В конкурсе могут принять участие граждане Российской Федерации и граждане иностранных государств в возрасте от 18 до 55 лет, имеющие опыт управленческой деятельности.
В 2020 году заявку подали 233 830 человек, из которых 72 % — мужчины,
28 % — женщины. В 2021 году наблюдается уменьшение общего количества участников — оно составило 173 486 человек — незначительно изменилось процентное соотношение мужчин и женщин — участников конкурса (71 % и
29 % соответственно). Анализ результатов заявочной кампании показывает, что более 70 % заявок подают мужчины [Конкурс управленцев «Лидеры России», 2020, 2021]. Женщины активно участвуют в конкурсах по направлениям «Здравоохранение» и «Культура».
Итоги конкурсной кампании финалистов 2021 года представлены на таблице.
Соотношение количества участников по трекам и уровням конкурса
«Лидеры России»
Название трека, финал / полуфинал конкурса Общее количество участников, чел. Количество мужчин, чел. Количество женщин, чел.
Трек «Государственное управление» (финал ЦФО) 253 участника 208 (82 %) 45(18 %)
31 победитель 23 (74 %) 8 (26 %)
Трек «Бизнес и промышленность» (финал ЦФО) 258 участников 217 (84 %) 41(16%)
47 победителей 40 (85 %) 7 (15 %)
Трек «Культура» (финал) 106 участников 65 (61 %) 41 (39 %)
14 победителей 9 (64 %) 5 (36 %)
Трек «Здравоохранение» (финал) 125 участников 95 (76 %) 30 (24 %)
11 победителей 11 (100 %) 0
Трек «Международный» (1 этап финала) 136 участников 110 (81 %) 26 (19 %)
Трек «Наука» (финал) 33 победителя 29 (88 %) 4 (12 %)
Трек «Информационные технологии» (финал) 37 победителей 32 (86 %) 5 (14 %)
Трек «Студенты» (финал) 54 победителей 37 (69 %) 17 (31 %)
В рамках церемонии открытия финала номинации «Культура» генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей» отметил, что данный трек — «самый женский трек конкурса, среди финалистов этого сезона девушки составили 40 %. Приятно, что на руководящих должностях с каждым годом все больше активных и целеустремленных женщин» [106 управленцев приступили... , 2021]. Среди 14 победителей трека было всего 5 женщин.
Таким образом, общей тенденцией конкурсов является гендерный дисбаланс среди участников и победителей всех этапов конкурса.
Аналогичная ситуация складывается на технических конкурсах, например, на Международном инженерном чемпионате «CASE-IN». Следует отметить, что конкурс носит преимущественно технический характер — выявляются лидеры инженерной сферы будущего. В этой связи представляет интерес выявление сложившегося в обществе стереотипа о том, что «техническая сфера — не для девушек».
Результаты конкурса показывают, что девушек-финалисток конкурсов заметно меньше, чем юношей. В направлении «Нефтегазовое дело» среди финалистов 11 юношей и 2 девушки. В направлениях «Металлургия» и «Горное дело» девушек в составах команд было 4 из 12 и 3 из 11 соответственно, девушки — капитаны команд отсутствовали. Можно сделать вывод о том, что в образовательном и управленческом секторах инженерной сферы сохраняется гендерный дисбаланс.
В рамках исследования были рассмотрены результаты проведения Молодёжного кубка по менеджменту «Управляй!» — проекта, в ходе которого выявляются и оцениваются управленческие компетенции и навыки, которыми должны обладать студенты. При изучении параметров формулировок сертификатов участников или финалистов выделены следующие оцениваемые компетенции: системное мышление, комплексное понимание бизнеса, аналитика и декомпозиция, анализ финансовой отчетности, стратегический менеджмент, финансовый менеджмент, конкурентное ценообразование, управление персоналом [Кубок по менеджменту. , 2021].
При анализе результатов финальных этапов конкурса 2020 и 2021 годов можно сделать следующий вывод: в 2021 году существенно увеличилось количество девушек, которые прошли во всероссийский финал конкурса (с 39 % от общего количества финалистов до 56 %) [Кубок по менеджменту. , 2020, 2021]. В рамках конкурсных испытаний участникам было предложено объединиться в команды по 3—5 человек и в течение нескольких игровых периодов спланировать на основе исходных данных не менее 5 ключевых показателей развития проектной компании. Итоги игровых периодов проверялись по полученным результатам производительности организации, а компетенции участников очно оценивали эксперты из крупнейших компаний страны.
По итогам конкурса среди победителей кубка «Управляй!» 2020 года девушки составили 30 %, в 2021 году их число увеличилось до 40 %, что свидетельствует о повышении уверенности девушек в своих знаниях и уровня их компетентности. Увеличилось количество девушек и среди призеров конкурса: если в 2020 году среди серебренных призеров было лишь 30 % девушек, среди
бронзовых — 31 %, то в 2021 году данные показатели составили 50 % и 52 % соответственно [Итоговый рейтинг. , 2021].
Следует обратить внимание на высокий уровень гендерной стереотипиза-ции всех этапов конкурсных испытаний проектов платформы «Россия — страна возможностей». Изучив материалы (фото- и видеоотчеты, интервью, рублики «Истории успеха», новостные репортажи), можно сформировать два противоположных образа: сильного, уверенного, амбициозного мужчины, единоличного лидера, который готов к соперничеству, и мягкой, тихой, творческой женщины, которая гармонизирует социальный климат в команде [Докуреалити, 2022; Бизнес. , 2022; CASE-IN: 10 сезон, 2022].
В настоящее время конкурсы «Лидеры России», «CASE-IN» и «Управляй!» становятся действенным социальным лифтом для их участников. Многие финалисты и победители конкурса получают назначения на должности или включаются в кадровый резерв органов государственной власти, компаний и корпораций. Так, в 2021 году 23 победителя и финалиста конкурсов «Лидеры России» и «Лидеры России. Политика», в том числе 9 женщин, стали депутатами Государственной Думы VIII созыва.
В целом анализ показывает, что лидерские конкурсы доступны и для женщин. Однако в настоящее время понятия «лидерство» и «руководство» по большей части остаются преимущественно характеристикой мужчин. Несмотря на широкую информационную кампанию и открытые перспективы для участников и победителей конкурсов платформы «Россия — страна возможностей», среди девушек наблюдается низкая самооценка своих способностей. Данные обстоятельство может способствовать развитию гендерной сегрегации на рынке труда в России. В этой связи целесообразно повышать уровень гендерных знаний организаторов и участников конкурсных платформ, расширять перечень мероприятий по включению девушек и женщин в данную систему, а также разрабатывать устойчивые механизмы воспроизводства социальных образцов как для юношей, так и для девушек.
Список источников
106 управленцев приступили к финальным испытаниям трека «Культура» конкурса «Лидеры России». URL: https://лидерыроссии.рф/tpost/i78fo3iix1-Ш6-upravlentsev-pristupili-k-finalnim-i (дата обращения: 10.02.2022). 23 победителя и финалиста конкурсов «Лидеры России» и «Лидеры России. Политика» стали депутатами Госдумы. URL: ¿йр5://лидерыроссии.рф/1ро51/4|1^6пЮ1-23-pobeditelia-i-finalista-konkursov-lid (дата обращения: 10.02.2022). Бизнес — творчество ума. URL: https://лидерыроссии.рф/tpost/eiahkp8t61-Ыznes-
tvorchestvo-uma (дата обращения: 20.04.2022). Докуреалити. Видеозаписи в официальном сообществе конкурса «Лидеры России».
URL: https://vk.com/video/@leadersofrussia (дата обращения: 20.04.2022). Зубанова Л. Б. Дух лидерства или лидерство духа? // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 33. С. 48—53.
Илаева Р. А., Савина Н. Н. Сущность жизненной стратегии и её типологии // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25635 (дата обращения: 10.02.2022).
Итоговый рейтинг финалистов четвёртого сезона Кубка по менеджменту «Управляй!». URL: https://managercup.ru/news/113 (дата обращения: 11.04.2022).
Конкурс управленцев «Лидеры России». Официальный сайт конкурса. URL: Ы1рз://лидерыроссии.рф (дата обращения: 09.02.2022).
Кубок по менеджменту «Управляй!». Официальный сайт конкурса. URL: https://managercup.ru/ (дата обращения: 10.04.2022).
Международный инженерный чемпионат «CASE-IN». Официальный сайт конкурса. URL: https://case-in.ru/ (дата обращения: 01.03.2022).
Официальный сайт платформы «Россия — страна возможностей». URL: https://rsv.ru/ (дата обращения: 09.02.2022).
Победители международного инженерного чемпионата «CASE-IN» 2021 года. URL: https://case-in.ru/article/252/ (дата обращения: 03.03.2022).
Положение о конкурсе управленцев «Лидеры России» на 2021—2022 год. URL: https://лидерыроссии.рф/mles21 (дата обращения: 11.02.2022).
Робинова Ю. А. Психология лидерства // Colloquium-journal. 2019. № 21 (45). С. 69—72.
Санникова Е. А. Лидерство. Психология лидерства. Лидерская эффективность в управлении // Карельский научный журнал. 2018. Вып. 7, № 3 (24). С. 24—26.
Хасбулатова О. А., Смирнова И. Н. Гендерные стереотипы в цифровом обществе: современные тенденции // Народонаселение. 2020. Т. 23, № 2. С. 161—171.
CASE-IN: 10 сезон. Юбилейный. URL: https://case-in.ru/video/ (дата обращения: 20.04.2022).
References
106 upravlentsev pristupili k final'nym ispytaniiam treka «Kul'tura» konkursa «Lidery Rossii» [106 managers have started the final tests of the track «Culture» of the competition «Leaders of Russia»], available from https://^HgepbipoccHH.p$/tpost/i78fo3iix1-106-upravlentsev-pristupili-k-finalnim-i (accessed 10.02.2022).
23 pobeditelia i finalista konkursov «Lidery Rossii» i «Lidery Rossii. Politika» stali deputatami Gosdumy [23 winners and finalists of the contests «Leaders of Russia» and «Leaders of Russia. Politics» became deputies of the State Duma], available from https://^HgepbipoccHH.p$/tpost/4jlhv6nf01-23-pobeditelia-i-fimhsta-konkursov-lid (accessed 10.02.2022).
Biznes — tvorchestvo uma [Business is the creativity of the mind], available from https://^HgepbipoccHH.p$/tpost/eiahkp8t61-biznes-tvorchestvo-uma (accessed
20.04.2022).
CASE-IN: 10 sezon. Iubileinyi [CASE-IN: Season 10. Jubilee], available from https://case-in.ru/video/ (accessed 20.04.2022).
Dokurealiti. Videozapisi v ofitsial'nom soobshchestve konkursa «Lidery Rossii» [Pre-reality. Videos in the official community of the Leaders of Russia contest], available from https://vk.com/video/@leadersofrussia (accessed 20.04.2022).
Ilaeva, R. A., Savina, N. N. (2016) Sushchnost' zhiznennoí strategii i ee tipologii [The essence of life strategy and its typology], Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia, no. 6, available from https://science-education.ru/ru/article/view?id=25635 (accessed 10.02.2022).
Itogovyí reiting finalistov chetvertogo sezona Kubka po menedzhmentu "Upravliai!" [The final rating of the finalists of the fourth season of the Management Cup "Manage!"], available from https://managercup.ru/news/113 (accessed 11.04.2022).
Khasbulatova, O. A., Smirnova, I. N. (2020) Gendernye stereotipy v tsifrovom obshchestve: sovremennye tendentsii [Gender stereotypes in digital society: current trends], Narodonaselenie, vol. 23, no. 2, pp. 161—171.
Konkurs upravlentsev "Lidery Rossii". Ofitsial'nyí saít konkursa [Competition of managers "Leaders of Russia". Official website of the contest], available from https://lideryrossii.rf (accessed 09.02.2022).
Kubok po menedzhmentu "Upravliai!". Ofitsial'nyí saít konkursa [Management Cup "Manage!". Official website of the contest], available from https://managercup.ru/ (accessed 10.04.2022).
Mezhdunarodnyí inzhenernyi chempionat "CASE-IN". Ofitsial'nyí saít konkursa [International Engineering Championship "CASE-IN". Official website of the contest], available from https://case-in.ru/ (accessed 01.03.2022).
Ofitsial'nyí saít platformy "Rossiia — strana vozmozhnosteí" [The official website of the platform "Russia — the land of opportunities"], available from https://rsv.ru/ (accessed 09.02.2022).
Pobeditelí mezhdunarodnogo inzhenernogo chempionata "CASE-IN" 2021 goda [Winners of the international engineering championship "CASE-IN" in 2021], available from https://case-in.ru/article/252/ (accessed 03.03.2022).
Polozhenie o konkurse upravlentsev "Lidery Rossii" na 2021—2022 god [Regulations on the management competition "Leaders of Russia" for 2021—2022], available from https://lideryrossii.rf/rules21 (accessed 11.02.2022).
Robinova, Iu. A. (2019) Psikhologiia liderstva [Psychology of Leadership], Colloquium-journal, no. 21 (45), pp. 69—72.
Sannikova, E. A. (2018) Liderstvo. Psikhologiia liderstva. Liderskaia éffektivnost' v upravlenii [Leadership. Psychology of leadership. Leadership effectiveness in management], Karel'skii nauchnyi zhurnal, iss. 7, no. 3 (24), pp. 24—26.
Zhenshchiny i muzhchiny Rossii. 2020 god [Women and men of Russia, 2020], available from https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13215 (accessed 15.02.2022).
Zubanova, L. B. (2008) Dukh liderstva ili liderstvo dukha? [The spirit of leadership or the leadership of the spirit?], Vestnik Cheliabinskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 33, pp. 48—53.
Статья поступила в редакцию 10.03.2022; одобрена после рецензирования 12.03.2022; принята к публикации 26.03.2022.
The article was submitted 10.03.2022; approved after reviewing 12.03.2022; accepted for publication 26.03.2022.
Информация об авторе /Information about the author
Агафонова Полина Вячеславовна — аспирант кафедры социологии, социальной работы и управления персоналом, преподаватель Ивановского государственного университета, г. Иваново, Россия, [email protected] (Postgraduate Student of the Department of Sociology, Social Work and Personnel Management, Lecturer at Ivanovo State University, Ivanovo, Russian Federation).