Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2017. № 3. С. 24-31. УДК 37.013.42
Ю. Ю. Раянова Ш. А. Сатемирова
РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ
Освещаются результаты исследования и программа развития лидерских способностей старшеклассников с учетом уровня субъективного контроля.
Ключевые слова: лидерские способности; уровень субъективного контроля; старшеклассники; развитие.
Yu. Yu. Rayanova Sh. A. Satemirova
THE DEVELOPMENT OF LEADERSHIP SKILLS OF SENIOR PUPILS WITH DIFFERENT LEVEL OF SUBJECTIVE CONTROL
In the article the authors outline the results of research and program development of leadership skills of seniors pupils on the level of subjective control.
Keywords: leadership skills; level of subjective control; seniors pupils; development.
В современных условиях развития социально-экономических отношений в российском обществе существенно повышается роль неформальных рычагов воздействия на межличностные взаимоотношения в коллективах. В связи с этим изучение феномена лидерства приобретает особую актуальность в различных сферах гражданского общества [1].
Современное общество нуждается в компетентных специалистах, которые способны самостоятельно принимать решения, готовы брать на себя ответственность за их осуществление, умеющих правильно строить взаимоотношения с другими людьми и работать в команде. Важным является в специально-моделируемых ситуациях создавать условия для развития лидерских способностей старшеклассников и приобретения ими опыта лидерского поведения.
Формирование в учебно-воспитательном процессе готовности старших школьников к лидерству авторами понимается как целенаправленный педагогический процесс, в ходе и результате которого:
- создается устойчивая положительная мотивация развития лидерских способностей
личности (мотивационно-личностный компонент);
- происходит соотнесение личностных качеств и требований к будущей профессиональной деятельности (операционно-контро-льный компонент) [2].
Умения в целом наиболее эффективно формируются в ходе приобретения опыта с последующим его осмыслением, теоретиза-цией и проверкой на практике, что является концептуальной основой процесса развития лидерских способностей, практикующее (опытное) учение.
Среди активных методов развития лидерства важное место занимают деловые игры, учения, групповые упражнения, тренинги, которые позволяют усилить процесс обучения, максимально подчинить его целям личностного и профессионального самоопределения, стимулировать активную познавательную деятельность слушателей, в частности самопознание. При создании системы учебно-практических ситуаций, которые нацелены на развитие у подростков способности самостоятельно осваивать новый опыт и анализировать свою деятельность,
© Раянова Ю. Ю., Сатемирова Ш. А., 2017 24
принимать решения, процесс развития лидерских способностей у старших школьников представляется наиболее эффективным [3].
Необходимо отметить, что к концу обучения в школьных классах уже есть сформировавшиеся лидеры, именно они берут на себя ответственность за принятые решения. Они более активны на занятиях, часто выступают с ответами при выполнении заданий учителя, в то время как остальная часть класса более пассивна. Учителю следует учитывать сложившиеся ситуации и применять такие методы, которые позволяли бы старшим школьникам проявлять свои умения и знания.
Для эффективного развития лидерских способностей старших школьников необходимо определить как общие условия, так и специфические. Можно выделить общие условия развития лидерских способностей:
1. Создание коллектива высокого уровня развития. Лидера вне группы, вне коллектива не существует - лидерство представляет собой групповое явление. Коллектив оказывает огромное влияние на развитие личностных способностей потенциального лидера. Ученые отмечают, что благодаря развитию коллектива, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений, возможно развивать качества личности, в том числе и лидерские.
2. Специальная организация деятельности, ее творческий характер. Развитие и протекание различных психических процессов зависит от содержания и структуры деятельности, ее целей, средств и мотивов осуществления. Но развитию лидерских качеств у старших школьников будет способствовать деятельность, наполненная специальным содержанием и соответствующим образом организованная [4].
В процессе обучения учитель должен создавать особые условия для проявления необходимых лидерских способностей. Этого можно добиться, изменяя характер деятельности в коллективе. Тогда появляются новые лидеры, которые занимают в силу своей компетентности ведущее положение в группе сверстников, тем самым сразу и намного повышая свой престиж.
3. Личность учителя, главными качествами которого являются профессионализм, личное мастерство, эрудиция, творчество в работе. На занятиях учитель должен создавать благоприятную среду для развития ли-
дерских способностей школьников. Это можно осуществить с помощью комплекса средств и методов (установление соответствующих отношений в коллективе, целенаправленная организация учебной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных и социально-психологических особенностей каждого обучаемого, проявление лидерских качеств преподавателем).
4. Активная деятельность самого учащегося. Учащимся необходимо иметь знания о сущности лидерства в группе, внутреннее осознание важности наличия лидерских способностей в жизни каждого человека, внутреннюю мотивацию их развития у себя.
5. Применение психолого-педагогической диагностики, которая позволит выявить наличие лидерских способностей у старших школьников и сможет в той или иной степени управлять их развитием, а также определять уровень данного развития. На основе полученных результатов учитель может строить коррекционно-развивающую работу со школьниками.
6. Учитывать не только внутригрупповые факторы участников группы, их потребности, но также психологию потенциальных лидеров. Не бывает лидеров без последователей и не бывает лидеров без людей, желающих ими стать. Другими словами, если в группе нет людей, ориентированных на лидерство, то члены группы, оказавшись без этого лидера, сами становятся формальными участниками группы. Практически в этой группе может быть формальный лидер, но он регулирует деятельность участников группы, опираясь только на административно-правовые средства [5].
Среди специфических факторов, которые могут оказывать влияние на формирование и развитие лидерских способностей, можно назвать такие, как: особенности семейного воспитания, специфика деятельности, в которую включен человек, специфика среды его общения, особенности его досуга, а также уровень субъективного контроля. Дж. Роттер в 1960-х гг. на основе характеристик личности разработал свою теорию, раскрывающую степень зависимости личности от обстоятельств, способность принимать ответственность за события своей жизни и осознанно формировать свой жизненный сценарий. В рамках данного подхода ученый выработал понятие «локус контроля», означающий то, как люди
Ю. Ю. Раянова, Ш. А. Сатемирова
интерпретируют значение происходящих с ними событий [6].
Дж. Роттер предположил, что люди с внутренним локусом контроля (те, кто считает, что они могут контролировать свою судьбу) чаще, нежели экстерналы, извлекают из жизненных ситуаций информацию, полезную для повышения активности своего будущего поведения в сходных ситуациях, чаще проявляют инициативу в отношении изменения и улучшения условий жизни, больше ценят внутренние навыки и достижение поставленных целей и более устойчивы к манипуляциям со стороны окружающих [6].
Де Чармс различает два типа личности: «самобытная» и «пешка». Самобытная личность относится к своим действиям, насколько это позволяют ситуативные условия, как свободным и самостоятельным. «Пешка» видит себя как объект, подчинённый внешнему управлению и принуждению. Этот личностный аспект - гораздо более важный мотива-ционный фактор, чем реальные события. Если личность ощущает себя самобытной, то для предсказания её поведения это имеет большую значимость, чем любой другой показатель принуждения. И напротив, если личность считает себя «пешкой», то её поведение будет сильно зависеть от внешних факторов, хотя объективные данные свидетельствуют о её свободе [7].
В отечественной психологии в разрабатываемой с позиции деятельностного подхода концепции В. В. Столина качество личности, измеряемое как локус контроля, рассматривается в качестве функционального показателя отражения в самосознании личности, её включенности в деятельность, переживание «субъектом его связанности или не связанности с событиями собственной жизни». По мнению В. В. Столина, внутренний локус - максимальное связывание мотивации и собственной деятельности, что является необходимым показателем успешной деятельности [8].
Понимание трудности современного процесса лидерства привело к тому, что была разработана теория лидерства, которую можно назвать лидерством посредством управления парадоксами - А. Тромпенаарс, С. Хамп-ден-Тарнер. В рамках данного подхода парадокс понимается как определенная проблема. Она не имеет однозначного (статического) решения, а требует постоянного изменения
поведения и внимания. Суть данной теории заключалась в постоянном балансе лидера между двумя сторонами внутреннего и внешнего локуса контроля, индивидуальной и групповой ориентации. В реальной практике управления лидер должен найти золотую середину, соблюденая баланс между указанными «противоречиями» [9].
Исследование лидерских способностей и уровня субъективного контроля старших школьников БОУ «СОШ № 73» проводилось посредством методики «Диагностика лидерских способностей» Е. Жарикова и Е. Кру-шельницкого и теста-опросника субъективной локализации контроля (СЛК) С. Р. Пантелеева и В. В. Столина [10].
В исследовании принимали участие учащиеся в возрасте 15-17 лет в количестве 39 человек.
По результатам диагностики, представленным на рис. 1, было выявлено, что у 61 % школьников лидерские способности выражены средне, что говорит о присутствии у них задатков лидера. Они инициативны, коммуникабельны, уверены в себе, у них имеется навыки организаторской деятельности и заинтересованность в достижении групповых целей. Они осознают, что несут полную ответственность за результат и успешно могут справиться с важными поручениями, легко устанавливать контакт, безболезненно преодолевать конфликты, а также убедительно аргументировать свою позицию.
У 33 % из всех опрошенных лидерские способности проявлены слабо. Это говорит о том, что учащиеся не проявляют инициативы в течение учебной деятельности. Они редко берутся выполнять важные поручения и не выполняют ответственных дел самостоятельно. Это непосредственно влияет на выбор будущей профессии, а также на дальнейшую жизнь в целом. Считают, что могут не справиться с поручением, зачастую не уверены в себе, не умеют четко излагать свои мысли и аргументировать их.
Всего 3 % из всех опрошенных являются прирожденными лидерами. Такие люди сами выбирают себе тех людей, которыми они смогут руководить, тех, с кем им будет комфортно работать. Любую работу такие лидеры выполняют добросовестно и являются теми, кто доводит начатое дело до конца. Часто они являются примером для своих товарищей.
Развитие лидерских способностей старшеклассников с различным уровнем... 3 3
61
>
П слабо выражены П сильно выражены
П средне выражены П склонен к диктату
Рис. 1. Уровни проявления лидерских способностей старшеклассников, %
Склонными к диктату оказались 3 % учащихся. С такими людьми сложно работать в коллективе и выполнять какую-либо деятельность. Они испытывают преобладание над группой и во многом стараются подавить интерес товарища к какому-либо делу.
Старшеклассники со средним и низким уровнями развития лидерских способностей зачастую не уверены в себе. Они не проявляют инициативы и не рискуют брать ответственность на себя, так как считают, что не справятся с задачей. Это влияет на их взаимодействие со сверстниками и при общении со взрослыми людьми.
Для определения локуса контроля нами был проведен тест-опросник субъективной локализации контроля (С. Р. Пантелеев, В. В. Столин).
По результатам, представленным на рис. 2, было выявлено, что 75 % учащихся, обладающих интернальным локусом контроля, характеризуются как социально активные и более ответственные. Часто, даже в критических ситуациях, такие люди спокойны и уравновешены в своем поведении. Они более предсказуемы, так как в их поступках меньше неожиданностей, чем у людей, которые обладают экстернальным локусом контроля.
Такие люди лучше адаптируются в незнакомой обстановке. Интерналы лучше проявляют высокую психическую устойчивость в ситуациях, связанных с риском для жизни или здоровья. Они стараются продумывать каждый свой шаг, свои поступки и поведение заранее, им свойственно продумывать и планировать свою жизнь на достаточно далекую перспективу. Интерналы менее импульсивны и подвержены сиюминутным влечениям, в отличие от экстерналов. Они стремятся добиться поставленной цели. При этом интер-
налы убеждены, что все успехи в первую очередь зависят от них и, следовательно, надо проявлять упорство и делать все возможное, чтобы достичь желаемого результата. Говоря другими словами, это люди, обладающие достаточной силой воли. Во время общения и взаимоотношения с другими людьми интерналы дружелюбны и открыты, общительны и неконфликтны.
Таким образом, личность, которая имеет интернальный локус контроля, характеризуется как более эмоционально стабильная, обладает более высоким уровнем нервно-психической устойчивости.
Старшеклассники, обладающие экстер-нальным локусом контроля, во всех своих неудачах, ошибках, как правило, склонны винить либо окружающих людей, либо какие-то обстоятельства. Экстерналы подозрительны, постоянно настороженны, зачастую им свойственно по-своему истолковывать действия других людей, в которых они находят постоянный подвох для собственной личности. Поэтому они малообщительны, замкнуты, сторонятся других людей, считая себя постоянно правыми в конфликтной ситуации, они легко способны пойти на обострение, и даже агрессию. Экстерналы не признают своей вины, даже если сознают ее. В целом они более конфликтны, чем интерналы.
После того как их постигает неудача в каких-либо жизненных стремлениях, они склонны впадать в депрессивные состояния, терять веру в себя и в окружающих, так как обладают слабой волей. Считают, что жизненные обстоятельства сильнее их. В качестве управления над группой, склонны применять авторитарные методы управления, с трудом меняют свою точку зрения, а также склонны к обману. По сравнению с интерна-
лами они более раздражительны, импульсивны, менее эмоционально стабильны.
25 %
Таким образом, экстерналы обладают меньшей нервно-психической устойчивостью, чем интерналы.
п 75%
НИ интернальный локус контроль НИ экстернальный локус контроль Рис. 2. Уровни субъективного контроля старших школьников, %
По результатам сравнительного анализа уровней развития лидерских способностей и субъективного контроля, представленным в табл. 1, было выявлено, что обучающиеся со средне выраженными лидерскими качествами обладают интернальным локусом контроля, так как интерналы зачастую в своих ошибках и неудачах винят себя. Они продумывают все свои действия и умеют планировать свою деятельность, что положительно влияет на выполнение любой работы, которую им поручат.
Экстерналы склонны винить окружающих, что отражается на выполнении работы.
Т аб л и ц а 1 Сравнительный анализ уровней развития лидерских качеств и субъективного контроля
Уровень развития лидерских качеств Общее количество учащихся Интернальный локус контроля Экстернальный локус контроля
Слабо 33 % 22 % 11 %
Средне 61 % 61 % 0 %
Сильно 3 % 3 % 0 %
Диктат 3 % 0 % 3 %
Всего у 3 % обучающихся с сильно развитыми лидерскими способностями можно отметить интернальный локус контроля, что говорит об их прирожденном лидерстве, так как они знают, чего хотят добиться и стараются заранее планируют свои действия.
Также у 3 % учащихся с развитыми лидерскими способностями в форме диктата выявился экстернальный локус контроля: они считают себя во многом правыми, что осо-
бенно проявляется в конфликтных ситуациях, когда они не признают своей вины, что непосредственно влияет на их коммуникативную эффективность со сверстниками.
На основании анализа психолого-педагогической литературы и полученных диагностических данных, нами была разработана программа развития лидерских способностей с учетом субъективного контроля у старших школьников «10 шагов вверх».
Цель: развитие лидерских способностей с учетом субъективного контроля у старшеклассников.
Задачи:
1) повысить у учащихся уверенность в себе;
2) способствовать развитию умения брать ответственность;
3) развивать умение работать в команде.
Форма проведения: внеучебная.
Объект программы: старшие школьники
в количестве 19 человек.
Продолжительность программы: 1 месяц - 10 занятий по 40 мин.
Структура занятия:
1) приветствие;
2) основная часть;
3) рефлексия;
4) заключительное слово.
Программа включает в себя интеллектуальные игры, эвристические беседы, модера-ции, психологические игры, психотехники, дискуссии, а также элементы арт-терапии [11; 12].
Тематический план занятий представлен в табл. 2.
Таблица 2
Тематический план занятий программы «10 шагов вверх»
№ занятия Тема Содержание
1 Кто такой лидер? 1. Приветствие, вступительная беседа. 2. Интеллектуальная игра «Лидер это...». 3. Эвристическая беседа «Хочу знать о лидере». 4. Идеал-шоу «Мой лидер». 5. Рефлексия. 6. Заключительное слово
2 Лидер для меня 1. Приветствие, вступительная беседа. 2. Психологические игры на выявление лидера «Я - лидер», «Сердце». 3. Модерация «Где нужны лидерские способности?». 4. Идеал-шоу «Мой лидер». 5. Рефлексия. 6. Заключительное слово
3 Я - это целый мир 1. Приветствие, вступительная беседа. 2. Упражнение «Мое самовосприятие». 3. Психологическая игра «Я - реальное». 4. Психотехника «Мои жизненные планы». 5. Идеал-шоу «Мой лидер». 6. Рефлексия. 7. Заключительное слово
4 Быть лидером для себя 1. Приветствие, вступительная беседа. 2. Дискуссия «Что значит быть лидером?». 3. Эксперт-конструктор «Все зависит от тебя». 4. Идеал-шоу «Мой лидер». 5. Рефлексия. 6. Заключительное слово, подведение итогов
5 Я открыт для вас 1. Приветствие, вступительная беседа. 2. Игра «Водяной». 3. Арт-проект «Верю, играю, чувствую». 4. Идеал-шоу «Мой лидер». 5. Рефлексия. 6. Заключительное слово, подведение итогов
6 Мои действия - моя ответственность 1. Приветствие, вступительная беседа. 2. Ситуационная задача (кейс-метод). 3. Дискуссия «Все за и против». 4. Презентация «Мой лидер». 5. Рефлексия. 6. Заключительное слово, подведение итогов
7 Кто направляет, тот и отвечает 1. Приветствие, вступительная беседа. 2. Литературный дайвинг «Лидер». 3. Презентация «Мой лидер». 4. Рефлексия. 5. Заключительное слово, подведение итогов
8 Ответственность - первый шаг вперед 1. Приветствие, вступительная беседа. 2. Психотехника «Моя жизнь в моих руках». 3. Презентация «Мой лидер». 4. Рефлексия. 5. Заключительное слово, подведение итогов
9 Я знаю цену своим поступкам 1. Приветствие, вступительная беседа. 2. Модерация «Мои поступки». 3. Эксперт-конструктор «Цена поступков». 4. Презентация «Мой лидер». 5. Рефлексия. 6. Заключительное слово, подведение итогов
10 Я будущий лидер 1. Приветствие, вступительная беседа. 2. Арт-упражнение «Мои десять шагов». 3. Презентация «Мои десять шагов». 4. Рефлексия. 5. Заключительное слово, подведение итогов
Программа по развитию лидерских способностей с учетом уровня субъективного контроля у старшеклассников имеет логику построения каждого занятия и программы в целом. Для достижения большей эффективности программы необходимо учитывать следующие рекомендации:
1. Для повышения у старшеклассников уверенности в себе необходимо делать акцент на такие методы работы, как дискуссии, психологические игры, арт-проекты и литературный дайвинг;
2. Для того чтобы развить и закрепить у учащихся умение брать на себя ответственность, следует делать акцент на задания, требующие самостоятельного выполнения. При этом необходимо закрепить выполненную работу похвалой, для того чтобы учащийся запомнил, что доведенное до конца дело имеет положительный результат;
3. Для развития у старшеклассников умения работать в команде рекомендуется акцентировать внимание на такие методы, которые требуют групповой работы. Например, дискуссия, литературный дайвинг, эксперт-конструктор;
4. Рекомендуется делать акцент на интер-нальный локус контроля, который позволяет детям осознать свое отношение к определенной ситуации и своей жизни в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева Г. М. Социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов. - М. : Аспект Пресс, 2006. - 363 с.
2. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. - СПб. : Питер, 2010. - 620 с.
3. Дерманова И. Б., Сидоренко Е. В. Психологический практикум: Межличностные отношения. - СПб. : Речь, 2009. - 152 с.
4. ШалагиноваЛ. В. Психология лидерства. -СПб. : Речь, 2007. - 464 с.
5. Сатемирова Ш. А., Раянова Ю. Ю. Лидерские качества старшеклассников с различным уровнем субъективного контроля // Молодежь в новом тысячелетии: проблемы и решения: материалы IV региональной конференции. - Омск: СибГУФК, 2017. -С. 207-212. - URL: https://elibrary.ru/item. asp?id = 29750081 (дата обращения: 28.07.2017).
6. Шейнов В. П. Психология лидерства, влияния, власти. - СПб.: Харвест, 2008. - 656 с.
7. Кудряшова Е. В. Лидер и лидерство: Исследования лидерства в современной западной общественно-политической мысли. - Архангельск : Изд-во ПТУ, 2010. - 256 с.
8. Столин В. В. Самосознание личности. - М.: Издательство Московского университета, 2007. - 284 с.
9. Первитская А. М. К вопросу о влиянии субъективного контроля на формирование лидерских качеств в юношеском возрасте // Сборник научных трудов аспирантов и соискателей Курганского государственного университета. - Курган: КГУ, 2009. -С. 95-96.
10. Пантелеев С. Р. Методы измерения локуса контроля // Общая психодиагностика / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. - М. : Изд. МГУ, 2010. - 443 с.
11. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: 2-е изд., пере-раб. и доп. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 384 с.
12. Дерманова И. Б., Сидоренко Е. В. Психологический практикум: Межличностные отношения. - СПб. : Речь, 2009. - 152 с.
Информация о статье
Дата поступления
28 июня 2017
Дата принятия в печать
29 сентября 2017
Сведения об авторах
Раянова Юлия Юрьевна - канд. пед. наук, доц. кафедры педагогики и психологии Сибирского государственного университета физической культуры и спорта (Омск, Россия). E-mail: [email protected].
Сатемирова Шолпан Аягановна - студент Сибирского государственного университета физической культуры и спорта (Омск, Россия). E-mail: [email protected].
Для цитирования
Раянова Ю. Ю., Сатемирова Ш. А. Развитие лидерских способностей старшеклассников с различным уровнем субъективного контроля // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2017. № 3. С. 24-31.
Article info
Received June 28, 2017 Accepted
September 29, 2017 About authors
Rayanova Yulia, Yu. - Ph. D, Associate Professor, Department of Pedagogics and Psychology, Siberian state University of physical culture and sports (Omsk, Russia). E-mail: [email protected].
Satemirova Sholpan, A. - Student, Siberian state University of physical culture and sports (Omsk, Russia). E-mail: sholpan_satemirova @mail.ru.
For citations
Rayanova Yu. Yu., Satemirova S. A. The development of leadership skills of senior pupils with different level of subjective control. Herald of Omsk University. Series «Psychology», 2017, no 3, pp. 24-31 (in Russian).