Научная статья на тему 'Развитие лидерских компетенций студентов-магистрантов инженерных направлений на примере языкового проектного модуля «Проф-Коуч»'

Развитие лидерских компетенций студентов-магистрантов инженерных направлений на примере языкового проектного модуля «Проф-Коуч» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лидер / лидерские компетенции / лидерские качества / обучающий модуль / модели лидерства / коучинг / профессионально-языковая коммуникация / leader / leadership competencies / leadership qualities / training module / leadership models / coaching / professional language communication

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рамзия Ахмаровна Абсалямова, Наталья Викторовна Войтик, Оксана Борисовна Полетаева

Описаны социокультурные условия, вызовы и приоритеты научно-технологического прогресса, которые обусловливают необходимость подготовки кадров, способных действовать и принимать решения в динамично меняющемся мире. Авторы считают, что развитие лидерства может осуществляться с учетом индивидуальных особенностей и при психолого-педагогической поддержке со стороны образовательного процесса. Кроме того, проведена проверка эффективности алгоритмов языкового модуля «Проф-Коуч» в процессе профессиональной иноязычной подготовки будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of leadership competencies of master’s degree students in engineering areas by the language project module “Prof-Coach”

Special conditions of professional activities of engineering specialists, current challenges, and priorities of Russian scientific and technological progress necessitate the preparation of personnel who can act independently, initiate innovative transformations, make responsible decisions, and create new scientific knowledge, technologies, and developments. Modern engineers in the domestic industry must be competent in their leadership skills to solve tasks set before them. The aim of the research, presented in this article, is to analyze the effectiveness of implementing the language project module “Prof-Coach”, which, in the process of foreign language professional training, develops leadership qualities and shapes future specialists. The experiment was conducted on master’s students of the University of Tyumen using L.I. Umansky’s typology and two diagnostic tests that assessed leadership qualities. In accordance with the developed module algorithm, two diagnostics of leadership competence and “I Am a Leader” were carried out at the first stage of motivation and goal-setting. As a result of the observing experiment, the subjects were divided into two groups: the control group and the experimental group. In the experimental group, using the diagnostics of leadership abilities, students with leadership potential were selected, who passed the stage of self-analysis, and after the stage of self-reflection expressed readiness to become a coach. The control group was taught by traditional methods. The concluding experimental stage included a re-diagnostics of leadership qualities development. The procedure was similar to the primary research of the observing stage, and the same techniques were used to diagnose the development of leadership qualities in the same sample of subjects. At the final stage, the results of preand post-experimental diagnostics of leadership qualities in the control and experimental group were processed. The results showed that the implementation of the language project module “Prof-Coach”, based on coaching techniques, enables finding non-standard solutions and creatively approaching the development of leadership potential of master’s students of engineering directions. The module will contribute to professional foreign language training, increased professional vocabulary, acquisition of knowledge about specific speech clichés, increased culture of professional communication and students’ motivation towards further professional development in a foreign language.

Текст научной работы на тему «Развитие лидерских компетенций студентов-магистрантов инженерных направлений на примере языкового проектного модуля «Проф-Коуч»»

Вестник Томского государственного университета. 2023. № 493. С. 155-167 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2023. 493. рр. 155-167

ПЕДАГОГИКА

Научная статья

УДК 372.881.111.1

аог 10.17223/15617793/493/18

Развитие лидерских компетенций студентов-магистрантов инженерных направлений на примере языкового проектного модуля «Проф-Коуч»

Рамзия Ахмаровна Абсалямова1, Наталья Викторовна Войтик2, Оксана Борисовна Полетаева3

12 Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия 3Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники», Москва, Россия

1 r.a.absalyamova@utmn.ru 2 nvoitik@mail.ru 3 poletaeffs@maiL ги

Аннотация. Описаны социокультурные условия, вызовы и приоритеты научно-технологического прогресса, которые обусловливают необходимость подготовки кадров, способных действовать и принимать решения в динамично меняющемся мире. Авторы считают, что развитие лидерства может осуществляться с учетом индивидуальных особенностей и при психолого-педагогической поддержке со стороны образовательного процесса. Кроме того, проведена проверка эффективности алгоритмов языкового модуля «Проф-Коуч» в процессе профессиональной иноязычной подготовки будущих специалистов.

Ключевые слова: лидер, лидерские компетенции, лидерские качества, обучающий модуль, модели лидерства, коучинг, профессионально-языковая коммуникация

Для цитирования: Абсалямова Р.А., Войтик Н.В., Полетаева О.Б. Развитие лидерских компетенций студентов-магистрантов инженерных направлений на примере языкового проектного модуля «Проф-Коуч» // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 493. С. 155-167. (!ог 10.17223/15617793/493/18

Original article

doi: 10.17223/15617793/493/18

Development of leadership competencies of master's degree students in engineering areas by the language project module "Prof-Coach"

Ramziya A. Absalyamova1, Natalya V. Vojtik2, Oksana B. Poletaeva3

12 University of Tyumen, Tyumen, Russian Federation 3 National Research University of Electronic Technology, Moscow, Russian Federation 1 r.a.absalyamova@utmn.ru 2 nvoitik@mail.ru 3 poletaeffs@mail. ru

Abstract. Special conditions of professional activities of engineering specialists, current challenges, and priorities of Russian scientific and technological progress necessitate the preparation of personnel who can act independently, initiate innovative transformations, make responsible decisions, and create new scientific knowledge, technologies, and developments. Modern engineers in the domestic industry must be competent in their leadership skills to solve tasks set before them. The aim of the research, presented in this article, is to analyze the effectiveness of implementing the language project module "Prof-Coach", which, in the process of foreign language professional training, develops leadership qualities and shapes future specialists. The experiment was conducted on master's students of the University of Tyumen using L.I. Umansky's typology and two diagnostic tests that assessed leadership qualities. In accordance with the developed module algorithm, two diagnostics of leadership competence and "I Am a Leader" were carried out at the first stage of motivation and goal-setting. As a result of the observing experiment, the subjects were divided into two groups: the control group and the experimental group. In the experimental group, using the diagnostics of leadership abilities, students with leadership potential were selected, who passed the stage of self-analysis, and after the stage of self-reflection expressed readiness to become a coach. The control group was taught by traditional methods. The concluding experimental stage included a re-diagnostics of leadership qualities development. The procedure was similar to the primary research of the observing stage, and the same techniques were used to diagnose the development of

© Абсалямова Р.А., Войтик Н.В., Полетаева О.Б., 2023

leadership qualities in the same sample of subjects. At the final stage, the results of pre- and post-experimental diagnostics of leadership qualities in the control and experimental group were processed. The results showed that the implementation of the language project module "Prof-Coach", based on coaching techniques, enables finding non-standard solutions and creatively approaching the development of leadership potential of master's students of engineering directions. The module will contribute to professional foreign language training, increased professional vocabulary, acquisition of knowledge about specific speech clichés, increased culture of professional communication and students' motivation towards further professional development in a foreign language.

Keywords: leader, leadership competencies, leadership qualities, training module, leadership models, coaching, professional language communication

For citation: Absalyamova, R.A., Vojtik, N.V. & Poletaeva, O.B. (2023) Development of leadership competencies of master's degree students in engineering areas by the language project module "Prof-Coach". Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 493. pp. 155-167. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/493/18

Введение

Социокультурные условия профессиональной деятельности специалистов инженерных направлений в эпоху глобализации, а также современные вызовы и приоритеты научно-технологического прогресса обусловливают необходимость подготовки таких кадров, которые смогут самостоятельно действовать, инициировать инновационные преобразования и ответственно принимать решения в динамично меняющемся мире. Проблема становления лидеров, способных предвидеть и решать проблемы и задачи неординарными методами в различных сферах жизни общества, становится как никогда актуальной.

Решением проблемы формирования лидеров нового профпространства будет являться создание в вузовской среде условий, способствующих становлению результативных лидеров [1]. Условиями формирования лидерских компетенций в начальном и среднем образовании в школе, а также в университетском образовании являются [2]: четкое определение набора лидерских качеств и системы требований к уровню, на котором эти качества формируются у выпускников; реализация организационно-педагогического комплекса, способствующего формированию лидерских качеств у студентов вузов.

Следовательно, лидерские качества будущих специалистов являются важным компонентом профессиональной компетентности, т. е. способности применять знания, умения или иные качества для эффективной работы в конкретной профессиональной области, поэтому в данной работе набор общих личностных качеств, характерных для лидеров и способствующих достижению исключительных результатов, называется лидерскими компетенциями [3]. Кроме того, формирование лидерских компетенций предполагает новое развитие и совершенствование врожденных качеств, определяющих лидирующее положение человека в профессиональной группе (и не только).

Осмысление данной ситуации в педагогическом аспекте, практический опыт работы преподавателей, а также данные эмпирического исследования [4-6] позволили выявить ряд проблем, которые не способствуют формированию лидерских компетенций в процессе подготовки студентов-магистрантов:

- в современных условиях цифровизации, несмотря на огромный массив информации для своего

личностного и профессионального развития, студент оперирует полученной информацией главным образом линейно. Студент осуществляет поиск в сети Интернет - его восприятие краткосрочно, он не вникает в то, что «не интересно» - не анализирует и не синтезирует информацию, не сопоставляет с собственным опытом, не видит связи с реальным миром. Этот алгоритм студента, наблюдаемый нами на практике, свидетельствует о неумении использовать Data Science (подготовка к сбору данных, их обработка и презентация полученной информации для определенных целей), и лидерские качества при этом также не развиваются;

- наблюдается явное противоречие между требованием успешного взаимодействия с другими людьми в самых разных контекстах и неумением и нежеланием студента, а как следствие - отказ работать в команде. Если ранее командная работа для студентов была обычным и привычным видом деятельности, то сейчас ориентировочно 80% студентов отказываются от сотрудничества в группе, говоря о том, что «я лучше один/сам». Эта ситуация также указывает на необходимость формирования у будущих специалистов навыков командной работы и, соответственно, лидерских компетенций, которые предполагают высокий уровень «понимания» (эмпатии) своих коллег, их нужд и потребностей;

- ранее проведенные нами исследования свидетельствуют об отсутствии рефлексии и недостаточно высоком уровне развития эмпатийных качеств студентов. Но «именно эмпатия является важным качеством лидера в процессе коммуникации, социальной и прагматически значимой единицей, составляющей коммуникативной компетенции лидера» [4, 7];

- существует явный диссонанс между объективной потребностью общества в подготовке лидеров, способных активно руководить инновационными процессами глобализации, и недостаточным интересом педагогической теории и практики к вопросу формирования лидерских компетенций в высших учебных заведениях: практически отсутствуют факультативы, элективы, модули, в рамках которых возможно формировать лидерские качества и компетенции, тем более в профессиональном контексте.

Развитые лидерские качества и компетенции обеспечивают способность и готовность к эффективной профессиональной коммуникации: специалист

умеет выбирать стратегии взаимодействия при решении задач в различных ситуациях личного и делового общения; осознает профессиональную и моральную ответственность; способен добиться результата или прийти к цели со всеми, кто вовлечен в эту деятельность.

С нашей точки зрения, обязательной частью модернизированной рабочей программы дисциплины (РПД) должны стать инкорпорированные обучающие модули по совершенствованию лидерских качеств и развитию лидерских компетенций. Они могут сопровождать все учебные курсы/дисциплины в целях «накопления» лидерского потенциала. Таким образом, целенаправленный, поэтапный и скоординированный процесс приобретения качеств и овладения компетенциями лидера студентами в образовательной деятельности может быть обеспечен, в частности, посредством языкового проектного модуля «Проф-Коуч», который способствует решению всех вышеописанных проблем, не позволяющих формировать современного лидера для успешной профессиональной деятельности. В данной работе мы выходим за рамки традиционных подходов к обучению иностранному языку, который подвержен постоянному движению и изменению под воздействием целого ряда экстралингвистических факторов [8].

Методология исследования

Вопросы лидерства, лидерского потенциала и лидерского таланта, одаренности анализируются в работах многих исследователей [9-12]. Определенный вклад в

проблему лидерства внесли работы Е.В. Андриенко [13], А.В. Запорожца (типология лидерства) [14] и др. Феномен лидерства в коллективах широко изучался Р.Л. Кричевским [15].

Основными моделями лидерства являются:

- аутентичное лидерство [16], понимаемое как взаимное сотрудничество, совместный путь к цели: «Важно, то, что мы делаем вместе с людьми, а не то, что мы делаем по отношению к людям»;

- творческое (креативное) лидерство [17, 18], которое рассматривается, как способность объединять разные группы участников для совместной работы, обеспечивать им свободу самовыражения в творчестве;

- трансформационное лидерство [19, 20] - способно выводить лидера и сотрудников на новый уровень личностного развития.

На данный момент, по нашему мнению, особо значимым является формирование группового лидерства, основная идея которого состоит в том, что каждый человек способен стать хорошим лидером [21. С. 129147]). В основе этих теорий лежит двунаправленная стратегия приобщения членов группы к овладению ими способами выполнения совместной деятельности и освоения средствами взаимодействия (выстраивание межличностных взаимоотношений); знание личных целей каждого участника, овладение способами разрешения межличностных конфликтов; обучение лидерскому поведению всех участников, создание возможностей для реализации способностей, развитие рефлексии и эмпатийных качеств.

В контекстном плане данной теории считаем соразмерной типологию по Л.И. Уманскому [1. С. 6]:

Рис. 1. Типология лидерства

Лидер как организатор набирает группу, в то время как инициатор продвигает новые идеи. Генератор отвечает за эмоциональный настрой и настроение группы, а лидер-эталон выступает как эксперт в определенных видах деятельности, в то время как лидер-эрудит обладает обширными знаниями.

Типология Л.И. Уманского следует деятельност-ному подходу и различает универсальных лидеров, которые всегда проявляют лидерские качества, и ситуативных лидеров, которые проявляют лидерские качества только в определенные моменты. Считаем данную классификацию максимально адаптивной для решения вышеописанных проблем, поскольку развитие и совершенствование лидерских качеств является самой сложной и важной сегодня задачей системы образования.

В педагогической литературе лидерские качества делят на четыре группы [22-24] и интерпретируют как специфические компетенции:

- интеллектуальные: выражаются в готовности к выполнению профессиональных задач, способности генерировать идеи, умении отходить от стандартных решений и т. д.;

- организаторские: выражаются в способности самостоятельно принимать решения, добровольно брать на себя ответственность за решение групповых задач и т. д.;

- исполнительские: выражаются в готовности выполнять задания с высокой эффективностью в течение длительного периода времени, способности находить нестандартные решения и умении правильно оценивать достигнутые результаты;

- социально-коммуникативные: например, умение вести за собой людей, снизить уровень конфликтности при реализации групповых задач, находить общий язык с разными людьми.

Развитие лидерских компетенций в вузе переходит на новый уровень, и сам процесс характеризуется многозадачностью, т.е. студенты взаимодействуют друг с другом, руководителями, преподавателями, социальными партнерами и работодателями, чтобы получить опыт лидерства и развить личные лидерские качества [25-27]. Поэтому особую актуальность имеет вопрос выбора технологии, метода или способа онтогенеза лидерских компетенций.

В научно-исследовательской литературе определены следующие методы, развивающие лидерские компетенции [28]:

1. Развитие через обучение: конкретные задания развивают лидерские компетенции в ходе учебного занятия.

2. Обучение на опыте других: обсуждение опыта студентов с высокоразвитыми компетенциями.

3. Обратная связь: обсуждение своей работы, деятельности с преподавателем и другими студентами.

4. Специальные задания, проекты, направленные на развитие лидерских качеств более высокого уровня.

5. Самообучение: анализ своей работы и самостоятельный поиск в интернете более эффективных форм работы.

6. Тренинги и семинары: участие в программах обучения лидерству.

7. Коучинг: работа над собственными установками и поведением под руководством коуча.

В процессе обучения с применением вышеуказанных методов у студентов формируется способность использовать знания из различных дисциплин, в том числе иностранных языков, формируются мировоззрение и цели, навык коммуникации, умения работать в команде и принимать решения, проявлять инициативу. Комплекс реализуемых методов ориентирован на творчество и инновации, развитие работоспособности, адаптации и реакции на изменения, стрессоустойчиво-сти, а, в конечном счете, на лидерство, толерантность и самоорганизацию.

Лидерская компетентность студентов может быть определена как взаимодействие лидера с членами группы для культивирования собственных лидерских качеств и совместного развития внутригрупповой субъ-ектности в мультисубъектность. Действительно, формирование лидерской компетентности студентов обусловлено пониманием метакомпетентностной модели лидерства, которая включает такие универсальные компетенции, как работа в команде, ориентация на достижение цели, взаимная поддержка, помощь другим, личная и профессиональная эффективность, и служит для облегчения приобретения других компетенций [2].

Особое значение в приобретении лидерских качеств, как мы считаем, должны иметь инновационные технологии. Обоснование их использования в формировании лидерских качеств заключается в том, что они способны реализовать последовательное и сознательное включение обучающихся в предметную социально значимую деятельность с целью развития этих лидерских качеств. Поэтому к некоторым методам развития лидерских качеств относятся: работа в малых группах, тренинги, собрания, групповые дискуссии, деловые игры, ролевые игры, консультирование, мозговой штурм, психодрама, социодрама, баскет-метод, метод кейсов, метод инцидентов и др.

Большое значение для развития лидерства среди студентов имеет наставничество, где в команде/группе грамотно распределяются роли, а помощь и поддержка направлены на продуктивную профессиональную деятельность каждого обучаемого, т.е. коучинг.

Проблема использования коучинга как общеобразовательного метода и превращения его в разновидность частного образовательного метода неоднократно рассматривалась во многих научных и методических работах отечественных и зарубежных ученых, педагогов и психологов [29-34]. Коучинг способствует созданию «лидерского пространства» студентов и максимальной реализации их лидерского потенциала, воспитанию готовности к профессионально плодотворной и значимой деятельности в процессе взаимодействия и обмена с преподавателями и группой.

Коучинг в образовании рассматривается как инновационная технология, которая может направить внутренние ресурсы преподавателей и студентов на достижение желаемых результатов. Считается, что коучинг - это раскрытие потенциала людей и максимальное повышение эффективности их деятельности. Более того, коучинг -это не преподавание, а помощь в обучении [35].

В лингводидактике используется понятие «языковой коучинг» (или «лингвокоучинг»), который эффективно

объединяет изучение языка с использованием тренинго-вых техник, делает процесс полезным и интересным. Изучение данной образовательной методики в педагогической литературе показало, что при внедрении подобной «коуч-студент» технологии необходимо учитывать следующее:

1. Коучинг фокусируется на раскрытии потенциала уже сформировавшихся личностей и повышении эффективности студентов, имеющих жизненный и образовательный опыт. Это студенты, которые уже обладают определенными «ключевыми» системами знаний. В данном контексте такой подход стоит применять на третьем или четвертом курсе бакалавриата или на последнем курсе специалитета или магистратуры.

2. Коучинг должен вводиться осознанно, то есть студенты сознательно занимаются такой учебной деятельностью и достигают целей и задач, поставленных перед собой и своими командами.

3. Технология коучинга сочетается с проектной деятельностью, где студент является важным неотъемлемым элементом командной работы, задача которой заключается в целеполагании, планировании и выполнении совместных действий.

Таким образом, коучинг имеет потенциал в современном высшем образовании, он соответствует концепции личностно-ориентированного образования, которая доказала свою высокую эффективность на практике, и может быть использован в качестве инструмента для развития лидерских качеств и компетенций.

Исследование и результаты

С появлением коучингового подхода в образовательной деятельности вуза студент может «примерить на себя» новую роль - студент становится «коучем» у подгруппы студентов, т.е. лидером, и «шлифует» лидерские качества, формирует лидерские компетенции. Вследствие этого осознает себя лидером и перестает быть простым «поглотителем» знаний, с которыми можно ознакомиться и освоить при должном усердии самостоятельно.

Традиционно инновационные коучинговые технологии используются [36]: для выполнения творческих заданий; самостоятельной работы на практических занятиях; решения учебных проблем в профессиональном контексте; перекрестной проверки для повышения эффективности обучения; в качестве инструментов для повышения эмпатии, формирования групп для мозговых штурмов и командной работы; выявления проблем и формулирования стратегии.

В данной работе мы исходим из того, что каждый студент представляет собой креативную индивидуальность, обладает резервными возможностями, и при обучении студентов иностранному языку мы ставим цель сформировать лидерские компетенции. Для этого возможно развивать групповые интерактивные навыки через языковой проектный модуль «Проф-Коуч», который позволяет находить нестандартные решения и творчески подходить к вопросам развития лидерского потенциала студентов-магистрантов инженерных направлений.

Мы придерживаемся идеи группового лидерства (каждый человек способен стать лидером) и считаем, что через стратегию приобщения обучаемые получают практико-ориентированный опыт, осознают свой потенциал в качестве лидера, понимают, что каждый может стать лидером в той или иной мере - на том или ином этапе профессиональной деятельности.

Эмпирическая цель данного исследования - проверить эффективность внедрения языкового проектного модуля «Проф-Коуч». Цель самого модуля - развивать лидерские качества в процессе иноязычной профессиональной подготовки, формирование будущего специалиста, способного создавать новые научные знания, технологии, разработки для внедрения в современную техносферу. Студенты пробуют себя в качестве лидера в процессе выполнения языкового проектного задания в соответствии с направлением подготовки магистратуры, при этом основным руководителем проекта, собирающим свою команду, становится студент-коуч.

Данная образовательная стратегия имеет два компонента:

1) вовлечение однокурсников к овладению ими информацией по определенному профессиональному блоку на иностранном (английском) языке;

2) осваивание студентами способов и средств взаимодействия в качестве лидеров именно в ходе проектной деятельности.

В процессе приобщения студентов к лидерской деятельности в проектных ситуациях, на наш взгляд, наиболее значительные изменения происходят в организаторских и социально-коммуникативных качествах личности всех студентов, максимально - у студентов-тренеров.

Помимо заявленных целей по развитию лидерских качеств и компетенций, внедрение языкового проектного модуля «Проф-Коуч» позволит, по нашему мнению, развивать следующие навыки владения иностранным языком:

- целеполагания на иностранном языке;

- полилогической «командной работы» на иностранном языке;

- использования информационных и цифровых технологий; специализированной лексики и терминологии на иностранном языке;

- устной презентации на иностранном языке.

Более того, в основе языкового проекта лежит когнитивно-коммуникативный подход, который «позволяет рассматривать проблему изучения языка не только как овладение лингвистическими знаниями и формирование коммуникативной компетенции, но и как овладение знаниями о мире посредством иного языка, применение языка в его функциональном и познавательном аспектах». Овладевая иностранным языком, будущий специалист расширяет свое мировосприятие, когнитивную базу и развивает коммуникативный потенциал. Конечной целью коммуникации является речевое общение, реализуемое в когнитивной деятельности, которая связана с продумыванием тактики

для осуществления коммуникативного акта с целью получения нового знания о действительности [37].

Таким образом, предполагается, что языковые навыки и лидерские качества будут взаимно допол-

нять друг друга, приводя к гармоничному сбалансированному комплексному набору лидерских компетенций профессионально-языковой коммуникации.

Языковые навыки

Лидерские качества

Рис. 2. Компонентный состав языкового проектного модуля «Проф-Коуч»

Включение студентов в языковой проектный модуль «Проф-Коуч» должно идти последовательно:

1. Осознание роли «Я - Другой (Я-коуч)»: студент оценивает свой лидерский потенциал, решает, станет ли он коучем.

2. Осознание роли «Я - Другие (Я-участник группы)»: студент решает проявить свой лидерский потенциал в качестве участника, т.е. стать ответственным за какой-то этап реализации проекта.

3. Осознание роли «Я - среди Других» (Я-помощ-ник, организатор, мотиватор): студент ранжирует свой лидерский потенциал по степени воздействия в своей команде.

Данная последовательность ролей раскрывает потенциал студента, который осознает значимость возрастания своей роли, где «Я» (студент как потенциальный лидер) проявляет свои лидерские качества, вступив во взаимодействие групповое и личностное. Работа над каждой ролью требует от студента рефлексии, т. е. рассмотрение и анализ самого себя и собственной активности.

Рассмотрим алгоритм реализации языкового проектного модуля «Проф-Коуч».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Этап мотивации и постановки цели.

1.1. Инструктаж преподавателя по целям и задачам проектного модуля.

1.2. Ориентация на развитие лидерских, профессиональных и языковых компетенций. Осознание своей роли в проекте. Прохождение диагностического теста на лидерские качества, по результатам -саморефлексия.

1.3. Обсуждение профессиональных кейсов/тем/ проблем по материалам преподавателя с учетом специфики направления подготовки.

1.4. Выбор темы (предмета исследования) студентом-коучем. Студент-коуч изучает краткую историю своего предмета с помощью научных источников (информационных, информационно-аналитических, научных сайтов, блогов, подкастов и т.п.); обсуждает с преподавателем, как поставить цель перед командой, а также проблему (дилемму), которую студенту-коучу необходимо решить.

1.5. Формирование команд (до 4 человек в команде плюс коуч).

2. Этап анализа и планирования эффективных действий.

2.1. Случай/тема/проблема кратко представляется студентом-тренером в команде. Для аналитического исследования проводится как групповая, так и индивидуальная работа по поиску, анализу, структурированию и переводу информации в требуемый формат.

2.2. Студент-тренер использует шш^арБ (информационные инфографики или карты мыслей) и/или облака тегов (визуальные представления категорий, меток, тегов и списков ключевых слов) по обсуждаемой теме, чтобы облегчить интерпретацию кейса/проблемы и для определения ключевых слов. Они включают минимум технической лексики, необходимой для дальнейшего обсуждения проблемы.

2.3. Студентам предлагается серия вопросов для мозгового штурма, а студент-коуч поддерживает обсуждение вопросов и направляет их к различным источникам информации на научных, технических и исследовательских сайтах. (Вопросы для группового обсуждения включают мнения авторитетных ученых, ведущих экспертов в конкретных областях и т.д.) Анализируется ситуация и изучаются возможные пути решения проблемы.

2.4. Студент-коуч составляет план работы с временными этапами для всей команды и согласовывает его с участниками своей команды.

2.5. Каждый участник команды в соответствии со своей ролью приступает к выполнению плана. Возможные функциональные роли участников: аналитик (сбор информации и ее анализ), логист (распределение и структурирование информации), дизайнер (визуальное оформление) и т.п.

3. Этап реализации плана.

3.1. Студент-коуч на занятиях или внеаудиторно дает обратную связь членам своей команды и преподавателю; позволяет студентам быть сопричастным и вовлеченным в образовательный процесс.

3.2. Преподаватель указывает студенту-коучу, на что нужно обратить особое внимание, помогает подобрать необходимый материал, контролирует языковое оформление.

3.3. Студент-коуч осуществляет тайм-менеджмент реализации проекта. При 80-процентной готовности проекта проводится совместная с преподавателем сессия команды, где каждый участник отчитывается о проделанной работе, а студент-коуч кратко резюмирует подготовленный материал.

3.4. Завершение работы, подготовка презентации материалов остальным командам в выбранном формате.

4. Этап представления результатов проекта.

4.1. На заключительном этапе проводится совместная сессия всех команд. По возможности приглашаются магистранты смежных специальностей для формирования междисциплинарных связей, а также представители выпускающих кафедр, владеющих иностранным языком.

4.2. Происходит представление своей темы командой: обобщается материал путем изложения проблемы; предлагаются конкретные пути решения задач; приветствуются креативные и нетрадиционные форматы презентации, включая цифровые рассказы, страницы веб-сайтов, видеоклипы. Одной из задач команды является интерактивное взаимодействие с аудиторией, обеспечение активного слушания: вопросы в аудиторию, тесты, квизы, викторины, голосования, опросы, хештеги и т. п.

4.3. Выступление команды (представление своих результатов) обязательно завершается приглашением к дискуссии. Аудитория задает вопросы на иностранном языке. Преподавателем заранее назначаются «дежурные» переводчики, которые, в случае необходимости, осуществляют перевод вопросов и ответов.

4.5. Последним этапом все участники сессии заполняют оценочные листы по каждой команде.

5. Этап рефлексии.

5.1. Студент-коуч в письменном виде дает краткую оценку, характеристику каждому члену своей команды.

5.2. Член команды в письменном виде дает краткую оценку, характеристику каждому члену своей команды и отдельно оценивает своего коуча.

5.3. Члены команды вместе со студентом-коучем проводят подсчет, анализ и интерпретацию заполненных оценочных листов.

5.4. После изучения всех письменных оценок (ко-уча, членов команды, оценок аудитории) коуч совместно с преподавателем выставляет оценку своей команде, в том числе и себе.

5.5. По результатам реализации языкового проектного модуля «Проф-Коуч» студентам-магистрантам предлагается, например, написать научную статью на английском языке по «своей» изученной и представленной теме.

В соответствии с данным программным алгоритмом был проведен эксперимент по реализации языкового проектного модуля «Проф-Коуч» со студентами магистратуры Тюменского государственного университета. Экспериментальная группа (ЭГ) реализации языкового модуля состояла из 25 студентов-магистрантов по направлению «Робототехника и автономные системы». Контрольная группа (КГ) состояла также из 25 студентов магистратуры по направлению «Разработка интеллектуальных систем». Распределение учебного времени: 53 часа аудиторной работы, 91 час самостоятельного изучения. Программа направлена на развитие технических компетенций, которые позволят разрабатывать инновационные и интеллектуальные продукты и системы, отвечающие современным требованиям, на пересечении робототехники и искусственного интеллекта. Изучение материала по программе дает возможность получить навыки, необходимые для анализа, проектирования и управления сложными техническими системами, такими как автоматизированные ячейки исследования, беспилотные летательные аппараты (БПЛА), промышленные манипуляторы (роботы), автоматизированные управляемые транспортные системы (включая складские системы).

Примеры тем, которые вызвали особый интерес у студентов-магистрантов направления обучения «Робототехника и автономные системы» в рамках реализации языкового проектного модуля «Проф-Коуч», следующие:

- Концепции умного производства.

- Автономные роботы: что это такое?

- Популярные мобильные роботы.»

- Рынок беспилотного транспорта: факты, тренды, прогнозы.

- Развитие беспилотного транспорта в России и мире.

- Патенты в сфере автономного транспорта.

- Технологии беспилотного транспорта.

- Искусственный интеллект.

- Интеллектуальная транспортная система.

- Автомобильные интеллектуальные технологии.

В соответствии с разработанным алгоритмом на

первом этапе мотивации и целеполагания были проведены две диагностики: а) лидерской компетентности (Е. Жариков и Е. Крушельницкий) и б) диагностика «Я - лидер» (А.Н. Лутошкин).

Методика Е. Жарикова и Е. Крушельницкого разработана и предназначена для оценки способности человека стать лидером. Испытуемым предлагается 50 вопросов, ответы на которые позволяют сделать вывод о наличии у

человека личностных психологических качеств, необходимых для того, чтобы стать лидером. Если сумма баллов меньше 25, то лидерские качества слабые. Если сумма баллов составляет от 26 до 35, то лидерские качества выражены умеренно. Если сумма баллов составляет от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно.

Анализ результатов исследования показал, что у 44% (22) респондентов лидерские качества выражены слабо, сумма баллов менее 25 говорит о том, что у них слабые лидерские качества и им необходимо стать более решительными и инициативными.

Средний уровень составил 52% (26 респондентов), с суммой баллов от 26 до 35. Данная группа тренеров обладала следующими качествами: настойчивость, способность идти на умеренный риск, быть

жестким к себе и другим, способность решать нетрадиционные задачи уникальным способом, способность менять стиль поведения в зависимости от группы и задачи и др.

Можно сказать, что эта группа магистрантов относительно обладает необходимыми личностными качествами.

Высокий уровень лидерства не наблюдается ни у одного из испытуемых: только 4% испытуемых набрали 40 и более баллов.

Для того чтобы определить, какие лидерские качества нуждаются в дальнейшем развитии, была проведена диагностика с помощью теста «Я - лидер» по А.Н. Лутошкину, где классифицируются восемь типов лидерских качеств.

□ Слабо ОСредне

□ Сильно

Рис. 3. Графическое представление результатов диагностики лидерской компетентности (методика Е. Жарикова и Е. Крушельницкого)

В результате констатирующего эксперимента испытуемые были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную. В ЭК с помощью диагностики лидерских способностей были отобраны студенты, у которых, согласно тесту, были выявлены лидерские способности, которые прошли этап самоанализа и после этапа саморефлексии выразили готовность стать коучем. Студент-коуч контролирует других студентов, чтобы убедиться, что они движутся в правильном направлении. Его цель - мотивировать обучаемых к изучению учебного материала; являясь примером для других, научить других тому, что сам умеет. В зависимости от ситуации люди действуют по-разному в силу своих индивидуальных особенностей,

следовательно, в процессе приобщения студентов к лидерским действиям студент демонстрирует возможные варианты поведения, т.е. вырабатывается образец поведения, создается основа для овладения лидерской компетенцией. Контрольная группа обучалась традиционным способом.

Заключительный экспериментальный этап включал повторную диагностику на развитие лидерских качеств. Процедура была аналогична первичному исследованию констатирующего этапа, использовались те же методики для диагностики степени развития лидерских качеств у той же выборки испытуемых. На заключительном этапе обрабатывались результаты до- и постэкспериментальной диагностики лидерских качеств в КГ и ЭГ.

Таблица 1

Результаты диагностики по методике «Я — Лидер» (констатирующий этап), %

Лидерские качества До эксперимента

Низкий Средний Высокий

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

А. Умение управлять собой 25 25 70 64 5 11

Б. Осознание цели (знаю, что хочу) 17 12 67 80 16 8

В. Умение решать проблемы 10 15 80 65 10 20

Г. Наличие творческого подхода 15 8 65 80 20 12

Д. Влияние на окружающих 32 32 64 65 4 3

Е. Знание правил организаторской работ 20 16 56 68 24 16

Ж. Организаторские способности 5 0 60 68 35 32

З. Умение работать с группой 14 10 72 80 14 10

Рассмотрим лидерские качества, которые планируется развивать и формировать при реализации модуля «Проф-коуч».

А - Умение управлять собой.

Низкий уровень показывает, что магистранты не владеют умением контролировать свои эмоции. Средний уровень выявлен у обучаемых, которые могут спокойно доказать свою точку зрения. Высокий уровень -у стрессоустойчивых и способных прогнозировать результаты своего поведения.

Б - Осознание цели (знаю, что хочу).

Низкий уровень показывает, что для этих людей является проблемой постановка самой цели. Средний уровень - у магистрантов, которые могут анализировать свои цели: достаточно ли приложенных усилий на их достижение и насколько они реальны. Высокий уровень - у обучаемых, которые знают, к чему стремиться.

В - Способность решать проблемы.

Низкий уровень говорит о том, что магистрант не обладает способностью выделять основные моменты проблемы или не имеет опыта решения конкретной проблемы. На среднем уровне некоторые способны решать проблемы, но не решают их «спонтанно» и не придумывают возможные вариации решений. Решение «всех вариаций решения проблем» характерно для магистрантов более высокого уровня.

Г - Наличие творческого подхода.

Низкий уровень показывает шаблонный образ мышления обучающегося. Среднего уровня достигают те, кто имеет творческий «дар», видит и ценит его у других, но творчество у этой группы обучающихся носит спонтанный характер. Высокий уровень демонстрируют те, кто обладает творческими способностями и решает проблемы нестандартными способами.

Д - Влияние на других.

Низкий уровень указывает на то, что магистранты испытывают трудности в установлении личных отношений

Примечательно, что в результате реализации модуля низкий уровень лидерских качеств студентов ЭГ, до эксперимента составлявший от 10 до 32%, стал на уровне 0 по всем 8 критериям. Средний уровень лидерских качеств, до эксперимента составлявший от 64 до 80%, стал на уровне от 2 до 64%, значительно снизившись. Высокий уровень лидерских качеств, до эксперимента составлявший от 3 до 32%, стал на уровне от 36 до 98% (!) по всем 8 критериям - это означает, что большая часть студентов высококомпетентны в работе в группах.

с окружающими. Средний уровень указывает на то, что они способны найти общий язык с группой, но не считают себя авторитетными в ней. Высокий уровень говорит о том, что эти люди обладают высоким авторитетом и могут влиять на окружающих, добиваясь своего.

Е - Знание организационных правил.

Низкий уровень указывает на то, что студенты магистратуры не знают или игнорируют правила организационной работы. Они должны уметь понимать задачи и видеть главное в задании. На среднем уровне они должны уметь планировать свои действия, обсуждать их в команде и принимать решения в команде. Более высокие уровни предназначены для людей, которые тщательно разрабатывают вопросы, учась на опыте и ошибках других.

Ж - Организационные навыки.

Низкий уровень указывает на безынициативных людей, на то, что магистранты не знакомы с правилами организационной работы или игнорируют их. Им необходимо понимать задачу и видеть в ней главное. Средний уровень для людей, которые могут организовать себя и других для решения поставленной задачи, могут принимать решения в сложных ситуациях. Более высокий уровень у тех, кто решает задачи тщательно, изучая опыт и ошибки других.

З - Способность работать в группах.

К низкому уровню относятся студенты, которые недостаточно внимательны к членам группы и не умеют распределять ответственность. К среднему уровню - магистранты, которые учитывают компетентность тех, с кем они работают. К высокому уровню относятся те, кто обладает уникальным стилем в организации коллективных дел. Чтобы приобрести вышеперечисленные качества, прежде всего необходимо знать алгоритм действий при организации определенной деятельности, рассматривать опыт других, анализировать все возможные ситуации и изучать стиль работы в группах.

Таким образом, исходя из этих результатов, можно сделать вывод, что предлагаемый модуль необходим и эффективен для развития лидерских качеств. После прохождения предложенного модуля магистранты значительно повысили свои показатели. У этих испытуемых уже сложились свои приемы, способы организации групповой деятельности, определился стиль. При необходимости они могут обучать и направлять своих помощников при работе в группах. На высоком уровне у них развилось умение работать с группами, появился

Таблица 2

Результаты диагностики по методике «Я — Лидер» (экспериментальный этап), %

Лидерские качества После эксперимента

Низкий Средний Высокий

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

А. Умение управлять собой 28 0 68 45 7 55

Б. Осознание цели (знаю, что хочу) 8 0 68 64 20 36

В. Умение решать проблемы 16 0 80 45 10 55

Г. Наличие творческого подхода 28 0 64 28 20 72

Д. Влияние на окружающих 20 0 65 28 7 72

Е. Знание правил организаторской работы 10 0 72 2 18 98

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ж. Организаторские способности 4 0 72 32 24 68

З. Умение работать с группой 4 0 72 20 24 80

опыт организации коллективных дел, свой особый стиль. Они уже знают, как обучать помощников работе с группами. Поэтому в процессе знакомства студентов с поведением лидера ими демонстрировались вариации возможного поведения, т.е. вырабатывались модели поведения, и создавалась основа для приобретения лидерских навыков.

На заключительном этапе реализации языкового проектного модуля «Проф-Коуч» студентам была предложена анкета для оценки модуля. Была использована система ранжирования. В опросе приняли участие все 50 студентов ЭГ и КГ. Оценка данного коучингового модуля магистрантами показала, что реализация нашего алгоритма языковых модулей, основанных на технике коучинга, в условиях индивидуальных траекторий обучения, по их мнению, способствует:

В плане профессиональной подготовки по иностранным языкам:

- увеличению профессионального словарного запаса;

- приобретению знаний о специфических речевых клише, используемых в определенных ситуациях;

- владению специальной терминологией;

- развитию культуры профессионального общения;

- развитию познавательных навыков студентов;

- мотивации студентов к дальнейшему профессиональному развитию в области иностранных языков.

С точки зрения развития лидерских качеств:

- самостоятельному развитию у студентов критического и стратегического мышления;

- развитию у студентов способности формулировать и реализовывать цели любой деятельности;

- развитию навыков разработки и реализации мероприятий;

- умению слушать и рассматривать альтернативные точки зрения;

- развитию навыков работы в команде при выполнении обязанностей соруководителя и соисполнителя в своей сфере ответственности под руководством лидера;

- развитию способности к рефлексии;

- пониманию важности навыков эмпатии в профессиональных отношениях.

В анкете было предложено соотнести участников своей команды, включая студента-коуча, с классификаций лидеров - в зависимости от их восприятия группой. Согласно этому критерию обозначились следующие типы лидеров [36]:

1. «Один из нас». Этот тип лидера не выделялся среди членов группы. Его признали «первым среди равных» в определенной сфере, самым удачливым или тем, кто случайно оказался на «руководящей» должности. В целом, по мнению группы, он принимает правильные решения, совершает ошибки и т.д., как и любой другой член группы.

2. «Лучший среди нас». Лидеры, принадлежащие к этому типу, были выделены из группы по многим (деловым, моральным, коммуникационным и т. д.) параметрами и признаны образцами для подражания.

3. «Хорошие люди». Лидеры этого типа признаются и ценятся как воплощение самых высоких моральных качеств, таких как порядочность, доброжелательность, забота о других и готовность прийти на помощь.

4. «Слуга». Лидеры этого типа всегда стремятся отстаивать интересы последователей и группы в целом, руководствуясь их мнением и действуя от их имени.

Действительно, изучение феномена лидерства в студенческой среде представляет не только чисто научный интерес, но и имеет большое практическое значение для развития лидерских качеств студентов и для их будущей профессиональной деятельности. Формирование полноценной личности, социально активной и способной справляться с жизненными изменениями, является задачей первостепенной важности для системы народного образования. В этом процессе развитие лидерских качеств студентов имеет особое значение, так как позволяет им играть активную роль в социальной жизни и в профессиональной среде. Магистранты часто сталкиваются с проблемой того, что они обладают высоким уровнем знаний, но не умеют взаимодействовать с обществом. Развитие лидерских качеств приводит к занятию активной социальной позиции в профессиональной жизни, что повышает их профессиональную привлекательность для работодателей и улучшает карьерные перспективы.

В данном языковом модуле специальное задание-проект нацеливает студентов на более высокий уровень развития лидерских компетенций профессионально-языковой коммуникации. Участие студентов в подобных форматах дает возможность увидеть и «примерить на себя» различные варианты поведения лидера, в зависимости от принятой роли.

Заключение

В настоящее время проблема лидерства, развития лидерских компетенций осложняется возрастающим уровнем профессиональных задач, многогранностью организационных реалий, сообразно меняющимся условиям жизни. Лидерство предполагает определенную системную конфигурацию сознания и духа человека, а также высокий уровень знаний, навыков и результативности в конкретных областях. Развитие лидерства может осуществляться с учетом индивидуальных особенностей, а для этого необходима педагогическая поддержка со стороны образовательного процесса, который глубоко вовлечен в работу с каждым учеником, а также с учебной группой.

Для студентов-магистрантов инженерных направлений, участвующих в реализации модуля «Проф-Коуч», чрезвычайно важны прямые контакты с российскими технологическими компаниями, научными, про-ектно-технологическими и инжиниринговыми центрами России. Предполагаем, что представители этих структур, наряду с представителями профильных кафедр, могут выступить в качестве экспертов команд модуля. Необходимо реализовывать новый подход к оценке результата студентов: основное внимание уделять оценке не столько теоретических знаний, сколько умению применять их в реальной профессиональной

деятельности. Надеемся, что обязательной частью любой рабочей программы дисциплины станут модули, направленные на формирование у выпускников умений осуществлять эффективную коммуникацию, работать в команде, использовать широкий спектр информационных технологий, критически и системно мыслить, вести переговоры.

Выводы, полученные после проверки эффективности алгоритма реализации языкового модуля «Проф-Коуч», подтверждают гипотезу о том, что в условиях работы по индивидуальным образовательным траекториям внедрение созданного нами алгоритма реализации языкового модуля на базе ко-учинг-технологии будет способствовать с точки зрения профессиональной подготовки по иностранному языку увеличению профессионального словарного запаса; приобретению знаний о специфических речевых клише, используемых в конкретных ситуациях; овладению профессиональным жаргоном; развитию культуры профессионального общения; по-

вышению когнитивных навыков студентов; мотивации студентов к дальнейшему профессиональному развитию на иностранном языке.

С точки зрения развития лидерской компетенции модуль будет развивать у студентов самостоятельное критическое и стратегическое мышление; способности формулировать и реализовывать цели в любой деятельности; формировать навыки разработки и реализации действий; развивать умение слушать и рассматривать альтернативные точки зрения. Очень важно при этом формировать навыки работы в команде под руководством лидера, реализуя свою ответственность как соучастника и со-лидера в своей сфере ответственности; развивать способности к рефлексии, осознавая значимость эмпа-тийных навыков в профессиональных отношениях. И наконец, студенты понимают роль и содержание самообразования; приобретают навыки систематической работы по профессиональному и личностному росту.

Список источников

1. Уманский Л.И. К проблеме лидерства и его экспериментального изучения в контактных группах школьников и студентов. Вопросы психологии коллектива школьников и студентов // Научные труды педагогического института. 2000. С. 5-17.

2. Щетинина Д. П., Зинченко С.С. Формирование компетенции «лидерство» в вузах // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13, № 4. С. 269-283.

3. MacGregor M.G. Building Everyday Leadership in All Kids: An Elementary Curriculum to Promote Attitudes and Actions for Respect and Success. Minneapolis, 2013.

4. Войтик Н.В., Полетаева О.Б., Абсалямова Р.А. Конъюнктура иноязычного образовательного пространства в условиях цифровизации // Язык и культура. 2022. № 59. С. 130-152.

5. Анисимов Н.Д., Бударин П.Ю., Касьяник Ю.В. Оценка способностей к лидерству и командному сотрудничеству у студентов // Вестник университета. 2014. № 20. С. 165-170.

6. Мартынова Н.М. К вопросу о формировании лидерских качеств курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний: теоретический обзор научной литературы // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9, № 6. С. 65-170.

7. Абсалямова Р.А., Войтик Н.В., Полетаева О.Б. Развитие эмпатийных навыков у студентов вузов при переходе на индивидуальные траектории // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 12 (92). С. 272-277.

8. Гураль С.К. Язык как саморазвивающаяся система. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2012. 118 с.

9. Авдеев П.С. Психологические механизмы трансформационного лидерства // Экономика и управление : научно-практический журнал. 2017. № 2 (136). С. 110-116.

10. Бендарс Т.В. Психология лидерства : учеб. пособие. СПб. : Теория и практика, 2009. 280 с.

11. Занковский А.Н. Психология лидерства: от поведенческой модели к культурноценностной парадигме. М. : Ин-т психологии РАН, 2011. 296 с.

12. Парыгин Б.Д. Лидерство как инструмент интеграции общности // Социальная психология в трудах отечественных психологов / сост. А.Л. Свенцицкий. СПб. : Питер, 2000. 512 с.

13. Андриенко Е.В. Социальная психология : учеб. пособие / под ред. В.А. Сластенина. М., 2000.

14. Запорожец А.В. Психология действия. М. : Моск. психолого-социальный институт, 2000.

15. Кричевский P.JI. Психология лидерства. М. : Статус, 2007. 542 с.

16. Гоффи Р., Джонс Г. Почему люди должны следовать за вами? : Книга о том, что значит быть истинным лидером. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2008. 240 с.

17. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М. : Классика-XXI, 2007. 421 с.

18. Эчеверрия Л. Креативная революция: лидерство, которое поощряет творчество и создает инновации. М. : Эксмо, 2013. 304 с.

19. Bass B.M. Transformational leadership: Industrial, military, and educational impact. Mahwah, NJ : Erlbaum, 1998.

20. Bernard M. Transformational Leadership. Bass & Ronald E. Riggio, Lawrence Erlbaum Associates, 2005.

21. Логвинов И.Н., Логвинова Т.И. Основные направления исследований лидерства в работах зарубежных психологов // Пензенский психологический вестник. 2016. № 1 (6). С. 129-147.

22. Авдеева А.В. Формирование лидерских компетенций в процессе профессионального становления специалиста в вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2010. 24 с.

23. Кулинцева Ю.С. Формирование лидерских устремлений у студентов вуза : дис. ... канд. психол. наук. Сочи, 2011. 250 с.

24. Шигапова Л.П. Формирование лидерских качеств студентов вуза в деятельности органов самоуправления : дис.....канд. пед. наук. Казань,

2008. 228 с.

25. Лукаш С.Н., Тимченко П.В. Педагогические условия развития лидерских качеств у студенческой молодежи // Человек и образование. 2015. № 2 (43). С. 104-108.

26. Рубцов В.В., Забродин Ю.М. Компетентностный подход как концептуальная основа связи профессионального образования и профессионального труда // Вестник практической психологии образования. 2012. № 3. С. 3-13.

27. Хомутский Д.Ю., Андреев Г.С. Формирование компетенций инновационного лидерства на основе модели дизайн-мышления // Управление развитием персонала. 2016. № 3. С. 174-178.

28. Кудрявцева Е.И. Оценка и развитие управленческого потенциала персонала организаций: методология, теория, практика : дис. ... д-ра экон. наук. М., 2015. 472 с.

29. Уитмор Д. Внутренняя сила лидера: Коучинг как метод управления персоналом. М. : Альпина Паблишер, 2015. 312 с.

30. Уитмор Д. Коучинг: Основные принципы и практики коучинга и лидерства. М. : Альпина Паблишер, 2018. 316 с.

31. Дауни М. Эффективный коучинг: Уроки коуча коучей. М. : Добрая книга, 2015. 288 с.

32. Савкин А.Д., Данилова М.А. Коучинг по-русски. От смелости желать к смелости быть. М. : Проспект, 2016. 176 с.

33. Уитворт Л., Кимски-Хауз Г., Сандал Ф. Ко-активный коучинг : учебник : пер. с англ. М. : Междунар. академия коучинга, 2011. 354 с.

34. Цыбина Е.А. Коучинг в обучении студентов старших курсов английскому языку : учеб. пособие. Ульяновск, 2007.

35. Баранова И.В., Мирюгина Н.А., Смотряева К.С. Лингвокоучинг как современная технология обучения немецкому языку // Преподаватель XXI век. 2020. № 4-1. С. 136-144.

36. Тукачева Т.П. Коучинг в образовательном пространстве военного вуза // Наука и образование: проблемы, идеи, инновации. 2019. № 7 (19). С. 23-25.

37. Обдалова О. А. Иноязычное образование в XXI веке в контексте социокультурных и педагогических инноваций. Томск : Изд-во Том. унта, 2014. 178 с.

References

1. Umanskiy, L.I. (2000) K probleme liderstva i ego eksperimental'nogo izucheniya v kontaktnykh gruppakh shkol'nikov i studentov. Voprosy psikhologii kollektiva shkol 'nikov i studentov [On the problem of leadership and its experimental study in contact groups of schoolchildren and students. Questions of psychology of schoolchildren and students]. Nauchnye trudypedagogicheskogo instituta. pp. 5-17.

2. Shchetinina, D.P. & Zinchenko, S.S. (2016) Formirovanie kompetentsii "liderstvo" v vuzakh [Formation of "leadership" competence in universities]. Rossiyskiy psikhologicheskiy zhurnal. 4 (13). pp. 269-283.

3. MacGregor, M.G. (2013) Building Everyday Leadership in All Kids: An Elementary Curriculum to Promote Attitudes and Actions for Respect and Success. Minneapolis: Free Spirit Publishing.

4. Voytik, N.V., Poletaeva, O.B. & Absalyamova, R.A. (2022) Kon"yunktura inoyazychnogo obrazovatel'nogo prostranstva v usloviyakh tsifrovizatsii [Conjuncture of the foreign language educational space in the conditions of digitalization]. Yazyk i kul'tura. 59. pp. 130-152.

5. Anisimov, N.D., Budarin, P.Yu. & Kas'yanik, Yu.V. (2014) Otsenka sposobnostey k liderstvu i komandnomu sotrudnichestvu u studentov [Assessment of leadership and team cooperation abilities among students]. Vestnik universiteta. 20. pp. 165-170.

6. Martynova, N.M. (2021) K voprosu o formirovanii liderskikh kachestv kursantov obrazovatel 'nykh organizatsiy Federal 'noy sluzhby ispolneniya nakazaniy: teoreticheskiy obzor nauchnoy literatury [On the issue of developing leadership qualities of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service: theoretical review of scientific literature]. Mir nauki. Pedagogika ipsikhologiya. 6 (9). pp. 65-170.

7. Absalyamova, R.A., Voytik, N.V. & Poletaeva, O.B. (2021) Razvitie empatiynykh navykov u studentov vuzov pri perekhode na individual'nye traektorii [Development of empathy skills among university students during the transition to individual trajectories]. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika. 12 (92). pp. 272-277.

8. Gural', S.K. (2012) Yazyk kak samorazvivayushchayasya sistema [Language as a Self-Developing System]. Tomsk: Tomsk State University.

9. Avdeev, P.S. (2017) Psikhologicheskie mekhanizmy transformatsionnogo liderstva [Psychological mechanisms of transformational leadership]. Ekonomika i upravlenie. 2 (136). pp. 110-116.

10. Bendars, T.V. (2009) Psikhologiya liderstva [Psychology of Leadership]. Saint Petersburg: Teoriya i praktika.

11. Zankovskiy, A.N. (2011) Psikhologiya liderstva: otpovedencheskoy modeli k kul'turnotsennostnoy paradigme [Psychology of Leadership: From a behavioral model to a cultural-value paradigm]. Moscow: Institute of Psychology RAS.

12. Parygin, B.D. (2000) Liderstvo kak instrument integratsii obshchnosti [Leadership as a tool for community integration]. In: Sventsitskiy, A.L. (ed.) Sotsial'nayapsikhologiya v trudakh otechestvennykhpsikhologov [Social Psychology in the Works of Domestic Psychologists]. Saint Petersburg: Piter.

13. Andrienko, E.V. (2000) Sotsial'naya psikhologiya [Social Psychology]. Moscow: Akademiya.

14. Zaporozhets, A.V. (2000) Psikhologiya deystviya [Psychology of Action]. Moscow: Mosk. psikhologo-sotsial'nyy institut.

15. Krichevskiy, R.L. (2007) Psikhologiya liderstva [Psychology of Leadership]. Moscow: Status.

16. Jones, G.R. & Goffee, R. (eds) (2008) Pochemu lyudi dolzhny sledovat' za vami? : Kniga o tom, chto znachit byt' istinnym liderom [Why Should Anyone Be Led By You? What it takes to be an authentic leader]. Translated from English. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber.

17. Florida, R. (2007) Kreativnyy klass: lyudi, kotorye menyayut budushchee [The Rise of The Creative Class and How It's Transforming Work, Leisure, Community and Everyday Life]. Translated from English. Moscow: Klassika-XXI.

18. Echeverría, L. (2013) Kreativnaya revolyutsiya: liderstvo, kotoroe pooshchryaet tvorchestvo i sozdaet innovatsii [Idea Agent: Leadership that Liberates Creativity and Accelerates Innovation]. Translated from English. Moscow: Eksmo.

19. Bass, B.M. (1998) Transformational leadership: Industrial, military, and educational impact. Mahwah, NJ: Erlbaum.

20. Bass, B.M. & Riggio, R.E. (2005) Transformational Leadership. Lawrence Erlbaum Associates.

21. Logvinov, I.N. & Logvinova, T.I. (2016) Osnovnye napravleniya issledovaniy liderstva v rabotakh zarubezhnykh psikhologov [Main directions of leadership research in the works of foreign psychologists]. Penzenskiy psikhologicheskiy vestnik. 1 (6). pp. 129-147.

22. Avdeeva, A.V. (2010) Formirovanie liderskikh kompetentsiy v protsesse professional'nogo stanovleniya spetsialista v vuze [Formation of leadership competencies in the process of professional development of a specialist at a university]. Abstract of Pedagogy Cand. Diss. Tambov.

23. Kulintseva, Yu.S. (2011) Formirovanie liderskikh ustremleniy u studentov vuza [Formation of leadership aspirations among university students]. Psychology Cand. Diss. Sochi.

24. Shigapova, L.P. (2008) Formirovanie liderskikh kachestv studentov vuza v deyatel'nosti organov samoupravleniya [Formation of leadership qualities of university students in the activities of self-government bodies]. Pedagogy Cand. Diss. Kazan.

25. Lukash, S.N. & Timchenko, P.V. (2015) Pedagogicheskie usloviya razvitiya liderskikh kachestv u studencheskoy molodezhi [Pedagogical conditions for the development of leadership qualities among students]. Chelovek i obrazovanie. 2 (43). pp. 104-108.

26. Rubtsov, V.V. & Zabrodin, Yu.M. (2012) Kompetentnostnyy podkhod kak kontseptual'naya osnova svyazi professional'nogo obrazovaniya i professional 'nogo truda [Competence-based approach as a conceptual basis for the connection between professional education and professional work]. Vestnikprakticheskoypsikhologii obrazovaniya. 3. pp. 3-13.

27. Khomutskiy, D.Yu. & Andreev, G.S. (2016) Formirovanie kompetentsiy innovatsionnogo liderstva na osnove modeli dizayn-myshleniya [Formation of innovative leadership competencies based on the design thinking model]. Upravlenie razvitiem personala. 3. pp. 174-178.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Kudryavtseva, E.I. (2015) Otsenka i razvitie upravlencheskogo potentsiala personala organizatsiy: metodologiya, teoriya, praktika [Assessment and development of the management potential of organizational personnel: methodology, theory, practice]. Economics Dr. Diss. Moscow.

29. Whitmore, J. (2015) Vnutrennyaya sila lidera: Kouching kak metod upravleniya personalom [Coaching for Performance. GROWing Human Potential and Purpose. The Principles and Practice]. Translated from English. Moscow: Al 'pina Pablisher.

30. Whitmore, J. (2018) Kouching: Osnovnye printsipy i praktiki kouchinga i liderstva [Coaching: Basic principles and practices of coaching and leadership]. Translated from English. Moscow: Al 'pina Pablisher.

31. Downey, M. (2015) Effektivnyy kouching: Uroki koucha kouchey [Effective Coaching. Lessons From The Coaches' Coach]. Translated from English. Moscow: Dobraya kniga.

32. Savkin, A.D. & Danilova, M.A. (2016) Kouching po-russki. Ot smelosti zhelat' k smelosti byt' [Coaching in Russian. From the courage to desire to the courage to be]. Moscow: Prospekt.

33. Whitworth, L., Kimsey-House, H. & Sandahl. P. (2011) Ko-aktivnyy kouching [Co-Active Coaching]. Translated from English. Moscow: Mezhdunar. akademiya kouchinga.

34. Tsybina, E.A. (2007) Kouching v obuchenii studentov starshikh kursov angliyskomu yazyku [Coaching in teaching English to senior students]. Ulyanovsk: Ulyanovsk State Technical University.

35. Baranova, I.V., Miryugina, N.A. & Smotryaeva, K.S. (2020) Lingvokouching kak sovremennaya tekhnologiya obucheniya nemetskomu yazyku [Linguistic coaching as a modern technology for teaching the German language]. Prepodavatel'XXI vek. 4—1. pp. 136-144.

36. Tukacheva, T.P. (2019) Kouching v obrazovatel'nom prostranstve voennogo vuza [Coaching in the educational space of a military university]. Nauka i obrazovanie: problemy, idei, innovatsii. 7 (19). pp. 23-25.

37. Obdalova, O.A. (2014) Inoyazychnoe obrazovanie v XXI veke v kontekste sotsiokul'turnykh i pedagogicheskikh innovatsiy [Foreign Language Education in the 21st Century in the Context of Sociocultural and Pedagogical Innovations]. Tomsk: Tomsk State University.

Информация об авторах:

Абсалямова Р.А - канд. пед. наук доцент Центра иностранных языков и коммуникативных технологий Тюменского государственного университета (Тюмень, Россия). E-mail: r.a.absalyamova@utmn.ru

Войтик Н.В. - канд. пед. наук, доцент Центра иностранных языков и коммуникативных технологий Тюменского государственного университета (Тюмень, Россия). E-mail: nvoitik@mail.ru

Полетаева О.Б. - канд. филол. наук, доцент Института лингвистического и педагогического образования Национального исследовательского университета «Московский институт электронной техники» (Москва, Россия). E-mail: poletaeffs@mail.ru

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors:

R.A. Absalyamova, Cand. Sci. (Pedagogics), associate professor, University of Tyumen (Tyumen, Russian Federation). E-mail: r. a. absalyamova@utmn.ru

N.V Vojtik, Cand. Sci. (Pedagogics), associate professor, University of Tyumen (Tyumen, Russian Federation). E-mail: nvoi-tik@mail.ru

Poletaeva O.B., Cand. Sci. (Philology), associate professor, National Research University of Electronic Technology (Moscow, Russian Federation). E-mail: poletaeffs@mail.ru

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 03.05.2023; одобрена после рецензирования 07.09.2023; принята к публикации 08.09.2023.

The article was submitted 03.05.2023; approved after reviewing 07.09.2023; accepted for publication 08.09.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.