Научная статья на тему 'Развитие личностных качеств в процессе обучения иностранному языку в вузе с помощью проблемных методов'

Развитие личностных качеств в процессе обучения иностранному языку в вузе с помощью проблемных методов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
389
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНЫЕ МЕТОДЫ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / МЕТОД ДИСКУССИИ / МЕТОД РОЛЕВЫХ ИГР / УРОВЕНЬ ПРОБЛЕМНОСТИ / КРИТИЧЕСКОЕ И ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / PROBLEM-BASED LEARNING / FOREIGN LANGUAGES / PROJECT METHOD / THE METHOD OF DISCUSSION / THE METHOD OF ROLE-PLAYING GAMES / LEVEL OF PROBLEM / CRITICAL AND CREATIVE THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виноградова Ольга Сергеевна, Виноградова Татьяна Владимировна

Статья раскрывает некоторые аспекты проблемного обучения. Описаны некоторые технологии и методы проблемного обучения: метод дискуссии, ролевой игры, проекта. Раскрыто содержание каждого из методов, а также особенности их влияния на личностный рост обучаемого в процессе обучения иностранным языкам. В статье отмечено, что сегодня применяют ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские технологии нейролингвистического программирования, которые должны помочь максимально облегчить весь процесс обучения. В этой статье рассматриваются наиболее эффективные технологии проблемного обучения, которые лежат в основе проблемного метода. Особое внимание уделено методу проектов, который был задуман родоначальником направления и известным философом. Дж. Дьюи. Проектный метод "предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути". Был сделан вывод о том, что несмотря на кажущуюся простоту метод проектов дает конкретный результат. Кроме заложения основ логики и критического мышления, он позволяет человеку начинать вести диалог на другом языке и при этом не испытывать дискомфорта. Также особое внимание уделено дискуссионному методу, который продолжает проектный, только здесь больше внимания уделяется культуре речи. Овладение английским языком становится как средством, так и целью обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Виноградова Ольга Сергеевна, Виноградова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of personal qualities and in the process of teaching foreign language in high school with problematic methods

The article reveals some aspects of problem-based learning. The article describes some of the techniques and methods of problem-based learning: the method of discussion, role play, project. The content of each method, and especially their impact on the personal growth of the student in learning foreign languages. The article pointed out that today is used by associative reflex, behavioral, neurolinguistic programming technology, which should help to maximize ease the whole process of learning. This article discusses the most effective problem-based learning, which lie at the heart of the problem method. Particular attention is given to the method of projects, which was conceived ancestor direction and famous philosopher. John. Dewey. Project method "involves a set of research, search, problem methods, creative by its very nature." It was concluded that, despite the seeming simplicity of the project method gives a specific result. In addition to laying the foundations of logic and critical thinking, it allows a person to start a dialogue in another language and it does not feel discomfort. Also, special attention is paid to the debatable method, which continues to project, but here more attention is paid to the culture of speech. Mastery of the English language becomes both a means and for training purposes.

Текст научной работы на тему «Развитие личностных качеств в процессе обучения иностранному языку в вузе с помощью проблемных методов»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie. ru/ Том 7, №1 (2015) http://naukovedenie.ru/index.php?p=vol7-1 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/61PVN115.pdf DOI: 10.15862/61PVN115 (http://dx.doi.org/10.15862/61PVN115)

УДК: 378.01

Виноградова Ольга Сергеевна

Центр изучения иностранных языков «Лингвастарт»

Россия, Москва1 Преподаватель Кандидат педагогических наук E-mail: olgawin76@gmail.com

Виноградова Татьяна Владимировна

ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ»

Россия, Москва

Старший преподаватель кафедры английского языка факультета экономических и социальных наук

E-mail: olgawin76@gmail.com

Развитие личностных качеств в процессе обучения иностранному языку в вузе с помощью проблемных методов

1 Россия 119571, г. Москва, проспект Вернадского, 82, стр.1

Аннотация. Статья раскрывает некоторые аспекты проблемного обучения. Описаны некоторые технологии и методы проблемного обучения: метод дискуссии, ролевой игры, проекта. Раскрыто содержание каждого из методов, а также особенности их влияния на личностный рост обучаемого в процессе обучения иностранным языкам. В статье отмечено, что сегодня применяют ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские технологии нейролингвистического программирования, которые должны помочь максимально облегчить весь процесс обучения. В этой статье рассматриваются наиболее эффективные технологии проблемного обучения, которые лежат в основе проблемного метода. Особое внимание уделено методу проектов, который был задуман родоначальником направления и известным философом. Дж. Дьюи. Проектный метод "предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути". Был сделан вывод о том, что несмотря на кажущуюся простоту метод проектов дает конкретный результат. Кроме заложения основ логики и критического мышления, он позволяет человеку начинать вести диалог на другом языке и при этом не испытывать дискомфорта. Также особое внимание уделено дискуссионному методу, который продолжает проектный, только здесь больше внимания уделяется культуре речи. Овладение английским языком становится как средством, так и целью обучения.

Ключевые слова: проблемные методы; обучение иностранным языкам; метод проектов; метод дискуссии; метод ролевых игр; уровень проблемности; критическое и творческое мышление.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Виноградова О.С., Виноградова Т.В. Развитие личностных качеств в процессе обучения иностранному языку в вузе с помощью проблемных методов // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №1 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/61PVN115.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/61PVN115

Отечественная педагогика с конца 60-х годов прошлого века заинтересовалась методом проблемного обучения и многие известные ученые и практики стали разрабатывать отдельные концепции и аспекты этого направления.

Развивающее интенсивное обучение в большей степени практиковалось и разрабатывалось на западе. Именно в Америке была выдвинута теория Дж. Дьюи [3]. Он был не только педагогом, но и психологом, и многие идеи, которые он выдвинул легко в основу современных методов изучения иностранного языка. Не все они прижились, но некоторые из них получили дальнейшее развитие и подсказали иной путь развития.

Но до сих пор нет единого подхода, касающегося классификации педагогических технологий. Сегодня применяют ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, интериоризаторские, технологии нейролингвистического программирования, которые должны помочь максимально облегчить весь процесс обучения. Их главная задача состоит в том, чтобы сам обучаемый полагался не только на свою память, а научился бы применять дедуктивные методы познания и изменил механизм мышления.

Таким образом, главная роль в этом случае достается не преподавателю, а самому ученику. Именно ему предстоит "доминировать" и при этом раскрывать свои способности. Необходимо заметить, что проблемный метод изменяет сам характер обучения. Традиционные способы уже не так действенны и мало годятся для того, чтобы человек действительно мог не только читать и писать со словарем, как это было еще недавно принято. Необходимо, что каждый смог нормально общаться с носителями другого языка и не испытывать при этом неловкости.

Проблемный метод помогает быстрее развиться личности, поскольку активизирует потенциальные возможности, позволяет выработать критическое мышление и таким образом способствует интенсификации самого процесса изучения иностранного языка.

В этой статье рассматриваются наиболее эффективные технологии проблемного обучения, которые лежат в его основе.

Прежде чем узнать причину такой популярности метода, необходимо ближе рассмотреть те идеи, которые привели к появлению и развитию проблемного изучения. Сегодня крайне важно применять проблемные методы, поскольку границы между странами практически размыты, особенно благодаря интернету.

Уже никого не удивляет прямое общение через тысячи километров и на разных континентах. Английский язык считается одним из самых распространенных и хорошо владея им, можно не только познавать другую культуру, но и применять полученные знания для своего профессионального и карьерного роста.

Собственно говоря, если рассматривать проблемный тип изучения языка, можно выделить три основных метода, которые наиболее часто применяют в силу их эффективности и целесообразности. Это - методы проектов, дискуссионный и ролевых игр. Стоит разобрать каждый из них по отдельности.

Метод проектов

Он был задуман еще родоначальником направления, который был к тому же известным философом. Дж. Дьюи ратовал за формирование мышления, особенно рефлекторного и подразделял пять ступеней, необходимых для его достижения [3].

I. Чтобы решить задачу, в первую очередь необходимо рассмотреть все возможные варианты и предложения.

II. Возникшая проблема должна быть не только названа, но и получить при этом четкую формулировку.

III. Необходимо собрать как можно больше информации, чтобы можно было сформулировать несколько наиболее подходящих гипотез.

IV. Требуется рассмотреть каждый собранный факт и найти объяснение и аргументацию.

V. Выдвинутые предложения, которые могут помочь с решением проблемы, надо проверить при помощи теоретических и практических средств.

Фактически проектный метод "предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути" [10].

Преподавателю необходимо дать возможность студенту не зацикливаться на изучении языка, а сделаться его исследователем, который должен взять любую проблему, внимательно рассмотреть, взвесить все "за и "против" и найти верное решение.

Единственная разница состоит в том, что размышлять и решать поставленную задачу надо на английском языке. Но при этом не приходится зацикливаться на лингвистическом аспекте.

Процесс проходит быстрее, если занятия проводятся в небольшой группе. Можно объединить несколько человек и поставить перед ними конкретную задачу. Каждый возьмет на себя один из аспектов и начнет находить самостоятельное решение. При этом участие преподавателя является номинальным. Он не должен вмешиваться в этот процесс, а лишь задавать определенное направление.

Самым важным этапом нужно считать тот, когда все факты собраны, гипотезы выдвинуты и требуется провести обсуждение. Ведь здесь каждому придется отстаивать свою точку зрения и приводить определенные аргументы. Кстати, именно так начинает хорошо развиваться логическое мышление и в дальнейшем это очень пригодится в работе и жизни.

Возникшую дискуссию и споры остается только контролировать и именно на этом этапе важен профессиональный уровень самого преподавателя. Чем больше контраргументов он приведет, тем быстрее удастся найти и выработать определенное решение или прийти к разумному компромиссу.

Несмотря на кажущуюся простоту метод проектов дает конкретный результат. Кроме заложения основ логики и критического мышления, он позволяет человеку начинать вести диалог на другом языке и при этом не испытывать дискомфорта. Более того, тот студент, который будет владеть большей информацией, сможет не только доказывать свою правоту, но и получит прекрасный урок коммуникативного общения, а заодно лучше постигнет культуру речи.

Недаром такой способ обучения зачастую используют школы английского языка за рубежом. Приезжая в такую школу на довольно короткое время человек лишь малую часть уделяет изучению грамматических правил и пополнению словарного запаса. В основном здесь стараются проводить занятия в виде постоянного общения всех членов группы, которые обсуждают ту или иную проблему и высказывают свою точку зрения.

Достичь результата можно быстрее, если правильно поставить проблему, которая заинтересует как можно большее число студентов. Недаром некоторые специалисты считают, что важно найти тот уровень проблемности, когда сам человек сформулирует задачу, найдет решение и при этом проконтролирует и проверит правильность этого решения [4].

Вопросы проблемности, пожалуй, сегодня являются основным камнем преткновения и горячих споров. Однако, их ведут в научной среде. Одни считают, что нельзя проблему путать с задачей [9].

Поэтому преподавателю нужно следить за уровнем подготовки самого студента и разделить обучение на несколько этапов, постепенно повышая сложность проблемной ситуации. Для начала надо выбрать достаточно известный предмет, который позволит применить полученные в школе знания и словарный запас. Как раз его необходимо постоянно пополнять, чтобы можно было переходить на второй уровень, где задачи будут сложнее и придется формулировать более сложные речевые иноязычные высказывания. Лишь на третьем этапе каждый сможет попробовать решить свои собственные задачи и проблемы и пригласить своих сокурсников поучаствовать в их разрешении [4].

Дискуссионный метод

По сути своей дискуссионный метод продолжает проектный, только здесь больше внимания уделяется культуре речи. Овладение английским языком становится как средством, так и целью обучения. Кроме того такие дискуссии лишь развивают и закрепляют основы критического мышления. Как показывает практика, это весьма благотворно сказывается после окончания высшего учебного заведения. Умение вести диалог и при этом приводить свои аргументы ценятся на любой работе [4].

Нельзя забывать, что дискуссии проходят все время в группе и уважительное отношение к оппоненту позволяет более успешно решать различные задачи. Но здесь есть свои подводные камни.

Находить интересные темы для дискуссий и при этом вовлечь всех в обсуждение довольно непростая задача. Такая демократическая форма обучения предполагает иной уровень общения. Преподаватель также активно вовлечен в этот процесс, но он должен уметь так организовать дискуссию, чтобы полученные знания прочно были усвоены всеми студентами.

Проблемные задачи должны быть также экстралингвистическими, вербальными и лингвистическими. Это дает возможность усваивать и перерабатывать новые слова, тексты, термины, обороты речи, фразеологические выражения и т.д. [1].

Именно поэтому проблемный метод не так прост, как может показаться с первого взгляда. Некоторые ученые считают, что это "система оптимального управления", которая соединяет творчество, теорию и практику и развивает мышление и познавательные способности [2].

Другие считают, что "иная мотивация" метода, столь отличного от традиционного, помогает развивать умственные способности, но все же "его нельзя абсолютизировать" [9].

Третьи считают, что здесь следует говорить о принципе научности, а не принципе обучения. При этом они категорически не приемлют проблемный метод, хотя весомых аргументов против так и не приводят.

Нельзя забывать о том, что умение вести дискуссии коснется в первую очередь именно преподавателя, который сам такому методу не обучался.

Преподавателю необходимо самому уметь вести эвристические беседы со своими студентами. Они должны состоять из серии взаимосвязанных вопросов, которые ставятся для решения и дальнейшего обсуждения. После жарких дебатов нужно проводить подробный анализ и указывать на слабые места тех или иных гипотез.

Этот длительный процесс, сопряженный с творчеством, происходит постепенно и каждый студент должен равняться на тот эталон культуры поведения и речи, который ему будет демонстрировать его учитель.

На деле можно выделить четыре уровня, после преодоления которых студент может полноценно участвовать в дискуссиях и активно высказывать свою точку зрения. Уровень проблемности может варьироваться:

I. На первом этапе он должен понять логику решения проблемных ситуаций. Для этого учитель ставит определенную задачу и объясняет способы по которым она может быть решена. Самостоятельная работа должна показать, что удалось достичь.

II. На втором полусамостоятельном этапе происходит совместное решение задачи вместе со своим преподавателем, который находит проблему. Рассмотрение и обсуждение версий можно назвать предтечей дальнейших дискуссий.

III. Третий этап характеризуется тем, что поставленную задачу среднего уровня сложности каждый студент должен решать сам. Ведь ее придется доказывать.

IV. На четвертом этапе должен раскрыться творческий потенциал. Здесь приходится подключать воображение, применять полученные аналитические знания. Догадки, открытия, разные способы решения. Педагогу придется только слегка корректировать и направлять буйство фантазии в правильное русло.

И здесь на помощь приходит еще один проблемный метод - это ролевые игры.

Методика ролевой игры

Многие крупные компании, особенно на западе, держат в своем штате персонального психолога. Его задача состоит в том, чтобы наладить микроклимат в коллективе и раскрыть потенциал всех сотрудников. В арсенале каждого психолога обязательно присутствует и такая методика, как ролевые игры.

Они дают возможность сблизиться всем членам компания, обменяться опытом и лучше узнать друг друга. Статистика говорит о том, что в результате производительность труда повышается в среднем не менее чем на 20 процентов.

Но оказалось, что такая форма обучения прекрасно подходит и для студентов. Полученный материал неплохо закрепляется на практике. Здесь ведь тоже приходится решать определенную ролевую проблемную ситуацию и применять полученные знания.

Ролевые игры можно назвать некой лакмусовой бумажкой, которая наглядно выявляет уровень того материала, который студент должен был приобрести за время обучения. Приходится проявлять свои коммуникативные способности и при этом уметь выразить свои мысли внятно и на английском языке. Недаром этот метод все шире используется для обучения языку не только за рубежом, но и у нас.

Разница может состояться лишь в том, что там приходится иметь дело непосредственно с носителями языка. Здесь же эту роль должен взять на себя преподаватель.

Цикл занятий надо начинать с простейших задач и усложнять их каждый раз. Лучше всего, если проблемные ситуации будут достаточно реалистичны и могут действительно пригодиться в жизни.

Каждый берет на себя определенную роль и когда появляется задача, то ее приходится решать методом дискуссии. Для студентов разыгрывание различных ситуаций особенно ценно тем, что снимается определенный языковый барьер. Наличие богатого словарного запаса не освобождает человека от немоты, когда приходится иметь дело с носителем языка.

Здесь работает больше психологический барьер. Ведь достаточно знать хотя бы 300500 слов, чтобы можно было объясниться и получить нужную информацию, когда предстоит поездка за границу. Преимуществом ролевых игр можно считать то, что его можно применять практически сразу. Лучше всего это делать еще при обучении в школе. Но там обычно придерживаются традиционных методов обучения. Их тоже нельзя полностью списывать со счетов, поскольку без минимальных знаний грамматики и не имея в наличии словарного запаса, невозможно изучать язык.

Таким образом, проект объединяет ролевые игры и дискуссионный вид обучения и показывают на практике достигнутые достижения.

Преимущества и недостатки проблемных методов обучения

Споры о том, действительно ли проблемный метод способен помочь в интенсивном изучении английского языка длятся до сих пор. Все время можно слышать о новых способах, которые за короткий срок позволяют говорить на языке Шекспира.

Необходимо понять, что этот метод отличается от традиционной только в том, что здесь акцент сделан на самом человеке. Происходит развитие интеллекта, критического мышления. [6].

В первую очередь каждый студент начинает отвыкать от прямолинейной традиционной схемы. Приходится проявлять больше самостоятельности. Особенно это касается мышления. Необходимо работать с большим объемом информации и анализировать его одновременно. Работа с группой не только укрепляет межличностные отношения, но и позволяет быстрее наработать коммуникативные способности. Не так страшно сделать ошибку в ударении или произнести неправильную фразу. Уроки проведенных дискуссий многие очень неплохо применяют на практике и используют в повседневной жизни. Проблемное обучение помогает усилить мотивацию. Такие занятия вызывают положительный эффект и укрепляют веру в свои силы. Каждый сам заинтересован в получении знаний.

Делая ставку на творческую, а не репродуктивную деятельность, проблемный метод раскрывает потенциал. Он приучает к тому, что нет безвыходных ситуаций и надо только проявить свою фантазию и найти нестандартное решение. Поэтому неудивительно, что эта методология сегодня находит все больше сторонников. Но следует обратить внимание и на аргументы противников и те доводы, которые они указывают.

Во-первых, с одной стороны много времени уходит на то, чтобы студент включился и достиг определенных результатов. С другой стороны, подробно обсуждать каждую проблемную задачу тоже не получается.

Во-вторых, уровень подготовки каждой группы бывает весьма разный. А ведь проблемный метод требует участия каждого. Поэтому слабое знание языка придется каким-то образом устранять.

В-третьих, не все готовы переходить на такие методы обучения. Это касается как студентов, так и преподавателей, которым приходится исполнять роль психолога. Ведь умение вести дискуссии не входит в школьную программу обучения.

Самостоятельность, умение не только говорить, но и слушать собеседника, а также четко излагать свои мысли и находить решение проблем все же перевешивают традиционный метод [7].

К сожалению, противникам и сторонникам пока не удается прийти к компромиссу. Хоть никто и не доказал, что совмещение разных методов не сможет принести свои положительные плоды. Главное - это достижение результата. А он состоит в том, чтобы человек смог говорить на втором языке и при этом чувствовать, что его понимают.

Галилей в свое время заметил, что невозможно научить человека чему-либо, нужно лишь помочь обнаружить ему это внутри себя. Проблемный метод пытается это сделать и весьма небезуспешно.

В заключении, стоит отметить продуктивный характер проблемных методов обучения иностранным языкам, способствующих раскрытию творческого потенциала обучающихся и развитию критического мышления. Однако, их использование, как показывает теория и практика, наиболее продуктивно в системе «дискуссия - ролевая игра - проект» [8], постепенно наращивая потенциал развития. Так, в начале, стоит использовать метод дискуссии, чтобы развить дискуссионную культуру для проведения ролевых игр, в ходе которых проигрываются социально-значимые роли и развиваются личностные позиции и умение отстаивать собственную точку зрения. А затем метод проектов, нацеленный на результат и свободный поиск и максимальной проблемностью, и способствующий самостоятельному научному поиску.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бим И.Л. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей. // Иностранные языки в школе.1989 г.

2. Волчегурский Л.С. Внедрение необходимо и реально. // Вестник высшей школы. - М.,1976 г.№10.

3. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. Берлин. 1922 г.

4. Зимняя И.А. Проектная методика обучения английскому языку. // Иностранные языки в школе.1991, №3.

5. Зимняя И.А. Проблемность в обучении неродному языку. // Проблемность в обучении иностранным языкам в вузе, Пермь, 1994 г.

6. Ковалевская Е.В. Проблемное обучение: подход, метод, тип, система. Лингвастарт, - М. 2000 г.- 256 с.

7. Конышева А.В. Современные методы обучения иностранному языку. - Минск: Тетра Системс, 2003 г.

8. Виноградова О.С. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с использованием проблемных методов обучения ИЯ на продвинутом этапе специализированного вуза (на материале английского языка): Дис. .. .к.п.н. - М., 2003. - 228 с.

9. Ильина Т.А. Проблемное обучение//Вестник высшей школы. - М.,1976.№2.

10. Оконь В.С. Основы проблемного обучения. - М. 1968 г.

11. Полат Е.С. Теоретические основы составления и использования системы средств обучения иностранному языку для средней общеобразовательной школы. Автореф. Дис.Докт.пед.Наук. - М.,1989 г.

Рецензент: Каменева Наталья Александровна, ФБГОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики», доцент кафедры Иностранных языков Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, кандидат экономических наук.

Vinogradova Ol'ga Sergeevna

Center of foreign language studying "Linguastart"

Russia, Moscow E-mail: olgawin76@gmail.com

Vinogradova Tat'yana Vladimirovna

The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Russia, Moscow E-mail: olgawin76@gmail.com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The development of personal qualities and in the process of teaching foreign language in high school with problematic methods

Abstract. The article reveals some aspects of problem-based learning. The article describes some of the techniques and methods of problem-based learning: the method of discussion, role play, project. The content of each method, and especially their impact on the personal growth of the student in learning foreign languages. The article pointed out that today is used by associative reflex, behavioral, neurolinguistic programming technology, which should help to maximize ease the whole process of learning. This article discusses the most effective problem-based learning, which lie at the heart of the problem method. Particular attention is given to the method of projects, which was conceived ancestor direction and famous philosopher. John. Dewey. Project method "involves a set of research, search, problem methods, creative by its very nature." It was concluded that, despite the seeming simplicity of the project method gives a specific result. In addition to laying the foundations of logic and critical thinking, it allows a person to start a dialogue in another language and it does not feel discomfort. Also, special attention is paid to the debatable method, which continues to project, but here more attention is paid to the culture of speech. Mastery of the English language becomes both a means and for training purposes.

Keywords: problem-based learning; foreign languages; project method; the method of discussion; the method of role-playing games; level of problem; critical and creative thinking.

REFERENCES

1. Bim I.L. Obuchenie inostrannym yazykam: poisk novykh putey. // Inostrannye yazyki v shkole.1989 g.

2. Volchegurskiy L.S. Vnedrenie neobkhodimo i real'no. // Vestnik vysshey shkoly.-M. 1976 g.№10.

3. D'yui Dzh. Psikhologiya i pedagogika myshleniya. Berlin. 1922 g.

4. Zimnyaya I.A. Proektnaya metodika obucheniya angliyskomu yazyku. // Inostrannye yazyki v shkole.1991, №3.

5. Zimnyaya I.A. Problemnost' v obuchenii nerodnomu yazyku. // Problemnost' v obuchenii inostrannym yazykam v vuze, Perm', 1994 g.

6. Kovalevskaya E.V. Problemnoe obuchenie: podkhod, metod, tip, sistema. Lingvastart, - M. 2000 g. - 256 s.

7. Konysheva A.V. Sovremennye metody obucheniya inostrannomu yazyku. - Minsk: Tetra Sistems, 2003 g.

8. Vinogradova O.S. Formirovanie inoyazychnoy kommunikativnoy kompetentsii s ispol'zovaniem problemnykh metodov obucheniya IYa na prodvinutom etape spetsializirovannogo vuza (na materiale angliyskogo yazyka): Dis. ...k.p.n. - M., 2003. - 228 s.

9. Il'ina T.A. Problemnoe obuchenie//Vestnik vysshey shkoly. - M., 1976.№2.

10. Okon' V.S. Osnovy problemnogo obucheniya. - M.1968 g.

11. Polat E.S. Teoreticheskie osnovy sostavleniya i ispol'zovaniya sistemy sredstv obucheniya inostrannomu yazyku dlya sredney obshcheobrazovatel'noy shkoly. Avtoref. Dis.Dokt.ped.Nauk. - M.,1989 g.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.