Научная статья на тему 'Развитие личностных качеств ребенка в условиях взаимодействия семьи и школы'

Развитие личностных качеств ребенка в условиях взаимодействия семьи и школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1094
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЭТНОРЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / СЕМЬЯ / УСПЕШНОСТЬ / СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коврижкина Светлана Сергеевна

Статья посвящена проблемам организации сотрудничества семьи и школы в этнорегиональной среде. Значимость воспитательного потенциала народной педагогики определяется влиянием этнокультурных традиций на развитие личности ребенка в условиях современной поликультурной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие личностных качеств ребенка в условиях взаимодействия семьи и школы»

Коврижкина С.С.

Развитие личностных качеств ребенка в условиях взаимодействия семьи и школы

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

С. С. Коврижкина

THE DEVELOPMENT OF THE PERSONAL CHILDS QUALITIES UNDER THE CONDITIONS OF FAMILY AND SCHOOL Kovrizhkina S.S.

The article is devoted to the problems of organization of the family and school cooperation in the ethnoregional sarroundings. It is connected, to the gleat digree, with the understanding of modern people the educational potential of the folk pedagogics, and also the definition of the influence of the ethnocultural traditions on the development of the child's personality under the conditions of the modern political- cultural environment.

Статья посвящена проблемам организации сотрудничества семьи и школы в этнорегиональ-ной среде. Значимость воспитательного потенциала народной педагогики определяется влиянием этнокультурных традиций на развитие личности ребенка в условиях современной поли-культурной среды!.

Ключевые слова: личность, сотрудничество, взаимодействие, этнорегиональный подход, семья, успешность, стиль общения, межкультурная компетентность.

УДК 371.398

Процесс воспитания личности ребёнка необходимо начинать ещё в ранние годы жизни, учитывая требования современного общества, предъявляемые к нему в будущем. Опираясь на эти требования, мы должны готовить детей к адекватному восприятию и реагированию на те проблемы, с которыми предстоит сталкиваться и решать их с пониманием и наименьшей тревожностью для самого ребёнка.

Современное общество, предъявляя огромные требования к ещё только развивающейся личности ребенка, предполагает всестороннюю помощь и поддержку, как со стороны школы, так и со стороны семьи ребёнка.

При создании теплой, дружелюбной атмосферы сотрудничества с детьми, родители и педагоги должны стремиться к образованию тесной связи между той информацией, которую воспринимает ребенок и практическим опытом в его жизни. Этот опыт традиционно складывается во взаимодействии национальных и общегосударственных идей. Именно этот аспект приковывает внимание современных исследователей при изучении воспитания детей в полиэтнических условиях.

Говоря об особенной роли семьи в воспитании ребенка, отметим, что разностороннее влияние семьи способствует развитию личностных качеств воспитуемого. Именно семья является основным и наиболее требовательным заказчиком самостоятельной, успешной по жизни личности.

В настоящее время исследователями получен достаточно большой теоретический и фактический материал о специфике межличностного взаимодействия в семье, о влиянии семьи на формирование личности школьников, но недостаточно выполнено конкретно-экспериментальных, обобщаю-

щих, теоретических исследований по изучению интеллектуального развития детей в семьях. Поэтому, на наш взгляд, необходимо изучение этой проблемы с различных точек зрения, в том числе, с позиций этнорегио-нального подхода. Таким образом, комплексное изучение влияния семейного воспитания на уровень развития интеллектуально-личностной сферы школьников, тесная связь между школой и семьей имеют немаловажное значение.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора в воспитании.

Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.

И, вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Главное в воспитании маленького человека

- достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине с самим собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Если ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, а сами, того не замечая, отступают от этого правила - такое воспитание не принесет ожидаемого результата. Каждый родитель видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов, от которых очень трудно отступает.

Стиль общения в семье оказывает значительное влияние и на нравственное воспитание ребенка.

По мнению Г.М. Бреслава, этот приоритет воспитательного воздействия имеет два основания: во-первых, процесс общения в семье в большой степени индивидуализирован и персонифицирован, во- вторых, эффективность воспитательного процесса гораздо выше в случае наличия достаточно устойчивых, положительных эмоциональных связей, основанных на определенных традициях, которые изначально порождают взаимное уважение и доверие.

Также при составлении плана учебновоспитательной работы необходимо учитывать, что личность ребёнка формируется не только под воздействием требований социальной среды, предъявляемых к нему, но и в большей мере, той частью среды, которая диктуется её традициями и обычаями. Значит, необходимо целенаправленно использовать возможности естественной этнопеда-гогической среды, которая в нашей стране во многих регионах является полиэтнической. Несомненно, этот фактор является дополнительным плюсом в личностном становлении ребёнка, так как, осознавая и адек-

Коврижкина С.С. Развитие личностных качеств ребенка в

ватно воспринимая свою национальность, у ребёнка происходит формирование позитивного отношения к представителям других национальностей, развивается межкультур-ная компетентность. К примеру, работая в гимназии №1 г. Карачаевска, мы в полной мере ощутили благотворное воздействие переплетения культур разных народов на взаимоотношения как учеников, так преподавателей и родителей между собой. В нашей небольшой гимназической семье собраны представители 15 национальностей, каждый из которых чувствует себя комфортно, внося элементы своей культуры и, зная, что он является неотъемлемой частью нашего коллектива.

Именно с ранних лет необходимо прививать ребёнку стремление найти своё место в жизни, быть целеустремлённым и самостоятельным, при этом опираясь на традиции своего народа, использовать уже ранее приобретённый опыт, на основании которого учиться преодолевать все крутые виражи при решении жизненных задач.

Опираясь на понятие о том, что ребёнок - это такой же взрослый человек, только имеющий малый жизненный опыт, мы должны создать для него такие условия, при которых ребёнок, самостоятельно осознавая моральную необходимость выполнения предстоящего дела, чувствовал бы свою значимость в нём, одновременно предвосхищая успех или же какой-либо определённый результат. Воспитывая самостоятельность и, одновременно держа ребёнка в поле зрения и направляя его, предоставляя возможность самому всё попробовать и испытать, мы помогаем тем самым сделать ему первый шаг к самовоспитанию и саморазвитию своей личности.

В работе воспитателя мы нашли те нити управления воздействием на ребёнка в сотрудничестве с родителями, которые позволяют предъявлять к нему одинаковые требования и в школе, и дома. Именно сотрудничеству семьи и школы в нашей гимназии уделяется огромное внимание, поэтому все успехи и все трудности, возникающие у детей, мы переживаем сообща. Находя действенные способы сотрудничества с

условиях взаимодействия семьи и школы

детьми, родители предоставляют и нам возможность использовать их в воспитательной работе школы.

По результатам тестирования мы, сообща с родителями, выбираем нужные направления во взаимодействии с детьми. Среди важнейших направлений содержания взаимодействия школы и семьи мы обозначили такие, как:

1) педагогическое просвещение родителей;

2) индивидуальное общение;

3) тестирование и анкетирование;

4) тренинги;

5) проведение совместных воспитательных мероприятий;

6) обмен воспитательным опытом.

Нацеливание ребёнка на достижение

определённых результатов, осознание им важности и необходимости происходящего с ним, играет особую роль в формировании личностного благополучия ребенка в будущем, его ответственность и самостоятельность.

Эти, описанные выше основополагающие требования к ребёнку, не позволят ему затеряться в современном мире, а помогут быстро сориентироваться и найти себя в жизни... Для этого необходим постоянный контроль и требовательность, как со стороны школы, так и со стороны семьи. Это воздействие должно быть хорошо организовано и согласовано между учителем и родителями.

В последние годы главенствующая роль в становлении личности ребенка признаётся за семьей. Поэтому, несмотря на ускоренный темп нашей жизни, финансовые трудности, нехватку времени и массу других проблем, мы должны научить своего ребёнка быть таким, чтобы, войдя завтра в самостоятельную жизнь, он был от души благодарен за своё воспитание.

Нужно любить ребёнка, принимать его как личность, уметь слушать и слышать его, сопереживать и прощать, говорить с ребёнком, как с равным, верить вместе с ним в успех и быть готовым поддержать в сложной ситуации. Но в то же время не лишать его самостоятельных суждений и поступков

- таким должен быть современный педагог-воспитатель и педагог-родитель. Наступило время предоставить слово нашим маленьким, растущим и развивающимся личностям, дать им возможность большего самовыражения и самоопределения. А наша задача - в ненавязчивом, как бы само собой разумеющемся корректировании, поддержке и создании атмосферы сотрудничества с детьми.

В ходе организации такого взаимодействия педагогические цели достигаются не прямо, а опосредованно, без душевных травм для ребёнка, так как в этом случае ребёнок погружён в атмосферу творчества, сотрудничества и постоянного поиска.

Уровень самосознания педагога и родителя также меняется путём собственного самоанализа, путём постоянного самоконтроля и совершенствования.

Конечно, в любой деятельности возникают трудности и нестандартные ситуации, но педагог всегда должен осознавать, что ребёнок - такая же личность, как и он, что и у него не всегда всё получается сразу. Главное правило, которого должен придерживаться взрослый в отношении с ребёнком

- не говорить или не делать того, что не понравилось бы тебе самому.

Не нужно также бояться собственных ошибок. Своим примером преодоления возникающих трудностей, способностью не преклоняться перед ними, используя новые пути решения возникающих задач, мы учим детей добиваться своего, несмотря на трудности, воспитывая тем самым в них целеустремлённость, настойчивость, гибкость ума и веру в собственные силы.

Поэтому мало быть просто педагогом, нужно быть педагогом, достойным подражания и восхищения. Только в этом случае ребёнок увидит в наставнике тот животворящий свет и ту силу, которая поможет пройти по жизни с высоко поднятой головой.

Хотелось бы остановиться ещё на одном аспекте формирования личности ребёнка - взаимоотношениях ребёнка и родителей в семье.

Известно, если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других. Если родители будут хвалить и подбадривать его, то он будет уверен в себе. Справедливое, понимающее отношение к ребёнку научит его быть честным.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредство-ванность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.

Формирование отношения ребёнка к другим людям определяется, в первую очередь, отношением окружающих его людей к нему. И в школе, и дома ребёнок, будто губка, впитывает те нравственные ценности и идеалы, которые присутствуют в данном обществе или специфической социальной среде.

Совместная работа школы и семьи в учебно-воспитательном процессе играет важную роль в формировании личности ребёнка и создании условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.

Именно семью мы рассматриваем как основополагающее звено в закладке основных качеств личности ребёнка. В семье формируется личностные качества, характер ребёнка, семья является убежищем от негативного влияния внешнего мира. В семье ребёнок учится благожелательно и уважительно относится к старшим, заботиться о младших сестрёнках или братиках и бабушках и дедушках.

Важно, чтобы комплекс условий и средств, определяющих воспитательные возможности семьи (материальные и бытовые условия, развитость семейного коллектива, характер отношений между его членами) были хорошо продуманы и способствовали развитию успешности ребёнка. Очень

Коврижкина С.С. Развитие личностных качеств ребенка в условиях взаимодействия семьи и школы

важно, чтобы это осознавали сами родители и, уже с ранних лет брали бразды правления зарождения личности своего ребёнка в свои тёплые, любящие руки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бодина Е. Педагогическое воздействие ученика на учителя // Воспитание школьников.

- 2002. - №1. - С. 9-13.

2. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.М. Арсеньева. - М.: Педагогика, 1982. - 704 с.

3. Миллер В.С. Как по-настоящему любить детей // Классный руководитель. - 1998. - №

6. - С. 43-49.

4. Крупина И.В. Образовательная среда семьи и школы как средство воспитания и обучения. - М., 2000. - 192 с.

5. Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: Учеб- метод. пособие. - М.; Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 2000. -192 с.

6. Иванова Н.П., Бобылева И.А., Заводилкина О. В. Воспитание детей в семье в контексте социальных изменений // Начальная школа. -2004. - №3. - С. 6-13.

7. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Пед. о-во России, 2002. - 640 с.

8. Работа с родителями в ДОУ / О. И. Давыдова и др. С. 16-29.

9. Семейная этнопедагогика и современная начальная школа: тезисы. - Карачаевск,

1996.

Об авторе

Коврижкина Светлана Сергеевна, воспитатель Гимназии №1 г. Карачаевска, аспирант кафедры педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкесского государственного университета им.У.Д. Алиева, по специальности 13.00.01

- общая педагогика, история педагогики и образования. Сфера научных интересов - взаимодействие школы и семьи в этнопедагогической среде.

uzdenova@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.