Научная статья на тему 'Развитие личности школьника на уроках литературы'

Развитие личности школьника на уроках литературы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ / СОТВОРЧЕСТВО УЧЕНИКА И УЧИТЕЛЯ / EDUCATIONAL AND COGNITIVE ACTIVITIES OF STUDENTS / MORAL PROBLEMS / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / CO-CREATION STUDENT AND TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подсекина И. И.

Статья посвящена вопросам гуманизации образования и личностно-развивающим возможностям современного урока литературы. Для того, чтобы воспитать мыслящую, творческую, инициативную личность учащегося, необходимо по-новому подойти к формам и методам обучения на уроках литературы. Главное научить школьников самостоятельно мыслить, задумываться над нравственными проблемами, делать собственные выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие личности школьника на уроках литературы»

Подсекина И.И. @1

Учитель русского языка и литературы, высшая категория, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2, Павловский район, станица Павловская, Краснодарский край

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Аннотация

Статья посвящена вопросам гуманизации образования и личностно-развивающим возможностям современного урока литературы.

Для того, чтобы воспитать мыслящую, творческую, инициативную личность учащегося, необходимо по-новому подойти к формам и методам обучения на уроках литературы. Главное - научить школьников самостоятельно мыслить, задумываться над нравственными проблемами, делать собственные выводы.

Ключевые слова: учебно-познавательная деятельность учащихся, нравственные проблемы, самостоятельная работа учащихся, сотворчество ученика и учителя

Keywords: educational and cognitive activities of students, moral problems, independent work of students, co-creation student and teacher

В основе образования лежит идея развития личности. Личности творческой, мыслящей, инициативной. Важную роль в достижении этой цели играют уроки литературы. В основу урока литературы должна быть положена учебно-познавательная деятельность учащихся, то есть они должны учиться самостоятельно приобретать знания. Для этого надо вооружить школьников соответствующей информацией ( знаниями ), а также помочь им выработать в себе определённые умения и навыки.

Допустим, всё это нам удалось. Но можем ли мы быть уверенными в том , что старшеклассники обретут на уроках литературы внутреннюю потребность учиться ,трудиться ,общаться .интересоваться произведением?

Нет, не можем. Необходимо ещё умение учителя, учащихся, авторов учебной книги увидеть актуальные, жизненно важные идейно-нравственные проблемы в художественном произведении.

« Я говорю: книга - это то, что тебя спасёт в трудную минуту, ты ещё сам не знаешь, что с тобой будет завтра - книга должна спасти твою жизнь, сделать её правильной. Так надо подойти к книге - и тогда она становится духовным пособием, советчиком, этическим справочником. Читается, потому что в ней есть ты, человек, со всеми твоими проблемами, сложностями, тревогами, болями, радостью, страхом, неотвратимым уходом от мира...» [ 1,35]

Однако мы, учителя - словесники, вслед за учебниками литературы, как правило, преподносим ребятам готовые решения проблем в качестве истины в последней инстанции. Иногда это, может быть, себя и оправдывает, но не должно стать правилом. Гораздо важнее умение ребят самостоятельно решать нравственные проблемы, возникающие в процессе изучения художественного произведения, осмысливать собственную позицию в конфликтах и коллизиях, которые переживают герои, делать собственный нравственный выбор. Но и этому надо научить.

1© Подсекина И.И., 2012 г.

Приведем несколько примеров заданий для самостоятельной работы, в которых ученикам предлагается решить определённые нравственные проблемы:

1.Фамусов говорит: « Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб». Как вы думаете: нравственное или общественное явление жизни характеризует образное выражение « сгибаться вперегиб»?

2. Пушкин назвал Грибоедова «одним из самых умных людей России». Что означает, по-вашему, слово «ум»? Как вообще вы понимаете это качество человека - «быть умным»?

3. За что люди наказали Ларру («Старуха Изергиль» А. М. Горького)? Как определить черту между гордостью и эгоизмом?

4.Сравните строки стихотворений:

Мне не любовь твоя нужна, Занятья ждут меня иные, Отрадна мне одна война, Одни тревоги боевые.

Любовь никак нейдёт на ум: Увы! моя отчизна страждет, Душа в волненье тяжких дум Теперь одной свободы жаждет.

К.Ф.Рылеев

Любви, надежды, тихой славы Недолго тешил нас обман. Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман...

А.С.Пушкин

В чем различие отношений Пушкина и Рылеева к любви и общественной борьбе? Чья позиция вам ближе?

5. Убеждения Базарова, несомненно, привлекают внимание молодого читателя, серьезно задумывающегося о времени и о себе. Какие из них особенно близки и понятны вам?

6. У Некрасова и Тютчева отношения к поэзии, к роли поэта в обществе разные. А между тем, именно Некрасов дал стихотворениям Тютчева, как сейчас говорят, «путевку в жизнь», напечатав их в журнале «Современник». Как вы думаете почему он так поступил?

7. Как вы понимаете призыв русской классической литературы: «Берегите в себе человека»? Укажите произведения, в которых он звучит.

Как мы оцениваем знания учащихся? Зачастую очень просто: выучил ( вызубрил) очень хорошо- пять, чуть хуже - четыре, ещё хуже - три, совсем не учил - « Спрошу в следующий раз.»

Если школьник не отвечает (не выучил) или отвечает неправильно, высказывает ошибочные мысли, учитель, ставя соответствующую оценку, в лучшем случае ограничивается констатацией факта («Нет, это неверно»), в худшем - позволяет себе иронические замечания или нелестные эпитеты в адрес незадачливого ученика. А между тем, психологи утверждают, что учебную деятельность, пусть даже ошибочную, следует поощрять, в отдельных случаях - положительно оценивать.

Пусть кто-то из ребят попытается защитить грибоедовскую Софью или усомнится в

благородстве Онегина, или увлечётся Печориным, или, скажем, расценит самоубийство Катерины как выражение слабости её характера... Разве такое суждение не может оказаться дороже «гладкого» ответа по учебнику? Возникает тот диалог учителя и учащихся, который заставляет ребят задуматься и для обоснования своей позиции «отправиться» на поиски новых знаний, т.е. обратиться к текстам художественных произведений, к литературоведческому материалу, к публицистике.

А неудовлетворительная отметка или язвительное замечание учителя могут только убить желание ученика думать, высказывать вслух собственное мнение. Энергия ребёнка угаснет. Опытные учителя знают: думающий ученик, даже потерпев одну- две неудачи в решении задачи, всё равно будет продолжать поиски, если его рвение не будет охлаждено бестактным замечанием или поспешной оценкой.

На уроке мы должны давать учащимся право на ошибку или незнание, исключая тем самым страх наказания, который порождает беспокойство, создает нервную напряженность, убивает мысль, а в конечном счете снижает интерес к работе, тормозит процесс познания. А ведь неостывающее стремление к поиску является одним из замечательных свойств полноценной личности.

Конечно, критические замечания, негативная оценка работы ученика возможны на уроке, но редко и при следующих условиях: учитель пользуется безусловным уважением, авторитетом и доверием учащихся, соблюдает товарищеский тон, не задевает достоинство ученика.

Хорошо, если учитель полностью отказывается от роли «указующего перста», от принципов и правил авторитарной педагогики, а опирается исключительно на педагогику сотрудничества, педагогику сотворчества, когда обе стороны являются не только активными, но и равноправными участниками процесса обучения.

Изучая художественное произведение, школьники имеют право на вариативные решения, что вполне естественно, если иметь в виду различия в их уровне знаний, особенностях мышления, воображения, темперамента, характера.

Учитель выступает как бы в роли «старшего научного сотрудника», при «младших», своих учениках. Он решает, какие работы, в какой последовательности, как, в какие сроки выполняются на уроке и дома. Его право - снять одни задания и предложить другие, в зависимости от своих человеческих и педагогических особенностей, особенностей учеников данного класса.

Безусловно, учителю легче прочесть лекцию на очередную тему или предложить ребятам поработать с главой учебника, преподносящей «готовые знания». Ведь он, будучи когда-то учеником, а затем студентом вуза, «впитал в себя» классически традиционные формы и методы обучения, а отказаться от известного, апробированного годами, очень трудно. Однако такой новый подход может быть еще более тяжелым для старшеклассников, которым предстоит преодолеть психологический барьер стереотипа: «выучил? - отвечай» - и уверовать, что учителю литературы интересна не их способность к запоминанию чужих мыслей, а собственное убеждение, мнение, аргументация.

Но это должно быть достигнуто, если мы хотим обучать и воспитывать личность мыслящую, творческую, инициативную, развитую.

Литература

Ильин Е.Н. Шаги навстречу. - М.: Просвещение, 1986.-35 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.