Развитие личности при нарушениях зрительного анализатора
Кузнецов А. П.
Кузнецов Алексей Петрович /Kuznecov Aleksej Petrovich - студент, кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики,
Институт психологии и образования,
Казанский Федеральный Университет, г. Казань
Аннотация: статья посвящена анализу развития личности при нарушениях зрительного анализатора. Рассматривается эстетическое, физическое, трудовое воспитание играет важную роль в формировании личности с нарушениями зрительного анализатора.
Ключевые слова: нарушение зрительного анализатора, коррекционная педагогика, развитие личности.
Важным условием в процессе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья является коррекция. Коррекция - это система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Это может быть, как исправление отдельных дефектов, так и целостное влияние на личность ребёнка в целях достижения положительного результата в процессе коррекции учебно-воспитательной работы [14, с. 91].
Развитие личности в условиях нарушенного зрительного анализатора имеет ряд специфических особенностей. В первую очередь это касается самооценки слепого и слабовидящего человека. В возрасте 4-5 лет ребенок начинает осознавать свое отличие от нормально видящих детей, и этот факт становится для него травмирующим. Тяжелые эмоциональные состояния возникают у людей, недавно утративших зрение. В результате этого формируются заниженная самооценка, негативные черты характера, возникают частые невротические реакции. Очень часто проявляется страх перед неизведанным пространством, незнакомыми людьми. Изучением самооценки слепых занимались Т. Руппонен, Т. Маевский.
Т. В. Корнева в своем исследовании подчеркивает способность слепых и слабовидящих лиц к тонкому пониманию эмоционального состояния других людей.
Огромное влияние на развитие личности оказывает внутрисемейное воспитание. Данной проблемой занимались Г. А. Буткина и С. М. Хорош. Их исследования выявили несколько типов отношений в семье.
1. Развитие личности ребенка в условиях гиперопеки.
2. Развитие личности ребенка в условиях деспотизма.
3. Развитие личности ребенка в условиях эмоционального отчуждения.
Данные типы отношений в семье негативным образом влияют на развитие личности слепого и слабовидящего ребенка, препятствуют формированию важнейших личностных критериев, таких как воля, чувство собственного достоинства, адекватная самооценка, эмоциональная чуткость и др. [2].
Понятия этики и норм поведения представляют для слабовидящих определенные трудности, так как у них сильно ограничен опыт наблюдения за различными межличностными ситуациями сужением круга общения по сравнению с нормально видящими детьми [7, 9].
Исследования глубинных структур личности детей с нарушением зрения Р. А. Курбанова, А. М. Веленской показали, что при правильно поставленной коррекционной работе у детей формируется позитивное отношение к окружающей действительности, воспитываются целеустремленность, умение добиваться поставленной цели, терпимость к своему дефекту и многие другие положительные черты характера.
Эстетическое, физическое, трудовое воспитание играет важную роль в формировании личности с нарушениями зрительного анализатора. С целью улучшения адаптации к окружающей действительности, обогащения социального опыта важно посещение слепыми и слабовидящими театров, музеев, выставок, концертов. В целях формирования навыков пространственной и социальной ориентировки разработаны специальные программы физической и трудовой подготовки.
Литература
1. Гринькина Л. А. Формирование навыков чтения у учащихся с легкой степенью умственной отсталости (из опыта работы) // Наука, техника и образование. 2014. № 1 (1). С. 96-100.
2. Дзендзя О. Ю. Образовательные технологии в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 12 (30). С. 123-125.
3. Евдокимова Л. В. Развитие лексического строя речи у глубоко умственно отсталых детей // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 6 (24). С. 60-67.
4. Евдокимова Л. В. Коррекция лексического строя речи у глубоко умственно отсталых детей // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 6 (24). С. 67-75.
5. Журавлева М. С. Сетевое взаимодействие с родителями в коррекционной школе // Наука, техника и образование. 2014. № 1 (1). С. 100-103.
6. Ипатова М. В. Специфика коррекционно-логопедической работы в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних // Наука, техника и образование. 2014. № 5 (5). С. 133-135.
7. Константинова С. А. Внеклассная работа по развитию временных представлений у глубоко умственно отсталых школьников // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 6 (24). С. 76-81.
8. Константинова С. А. Развитие временных представлений глубоко умственно отсталых школьников // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 6 (24). С. 81-88.
9. Матвеева М. В. Создание полифункциональной развивающей образовательной среды для лиц с интеллектуальными нарушениями в условиях специальной (коррекционной) школы // Вестник науки и образования. 2014. № 1 (1). С. 62-65.
10. Матвеева М. В. Особенности профессиональной направленности школьников с тяжелыми и множественными нарушениями развития // Наука, техника и образование. 2014. № 4 (4). С. 115-117.
11. Нефедова А. В. Особенности речевого развития умственно отсталых младших школьников // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 10 (28). С. 115-117.
12. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / Под ред. В.В. Воронковой. М.: Школа-Пресс, 1994, 416 с.
13. Покаместова О. В. Особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР) в период обучения в начальной школе // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 12 (30). С. 126-127.
14. Попкова М. А. Зависимость семейного воспитания на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 4 (22). С. 111-113.
15. Таранина А. М. Коррекционное сопровождение обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта // Вестник науки и образования. 2014. № 2 (2). С. 91-96.
16. Цедякова Ж. Н. Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 6 (24). С. 94-97.
17. Резниченко Н.С. Экспертные нейросетевые системы для диагностики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью // Вестник науки и образования. 2014. № 1 (1). С. 78-79.
18. Фетисова А.Ю. Аутолитические перестройки липидного компонента мозжечка в условиях экспериментального стресса // Вестник науки и образования. 2014. № 2 (2). С. 13-18.
19. Дубровина ДА. Динамика личностного ресурса в процессе школьного обучения // Наука, техника и образование. 2014. № 5 (5). С. 146-148.
20. Виниченко Л.Э. Программа профилактики мероприятий по предупреждению суицидального поведения у юношей // Наука, техника и образование. 2014. № 6. С. 103-106.
21. Алтай Е.А. Методы детектирования биосигналов // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 9 (27). С. 22-26.
22. Цедякова Ж.Н. Социальная реабилитация детей-инвалидов в условиях детского дома-интерната // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 6 (24). С. 88-94.
23. Белякова МА. Исследование особенностей эмоционального «выгорания» педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС дошкольного образования // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 7 (25). С. 110-113.
24. Ундуск Е.Н. Осознание противоречий в самоотношении как путь разрешения проблем в подростковом возрасте // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 3 (17). С. 212-215.