Научная статья на тему 'Развитие личности младшего школьника в зависимости от уровня совместной деятельности в детско-родительских отношениях'

Развитие личности младшего школьника в зависимости от уровня совместной деятельности в детско-родительских отношениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие личности ребенка / самооценка / притязания / мотивация / школьная тревожность / субъектность / development of a child personality / self-esteem and aspirations / motivation / school anxiety / subjectivity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наталья Валентиновна Иванова, Дарья Дмитриевна Яркова

Введение. В статье представлено экспериментальное исследование проблемы роли совместной деятельности в детско-родительских отношениях с ребенком младшего школьного возраста на заключительном этапе начального общего образования в развитии его личности. Цель — изучение особенностей развития личности младшего школьника (самооценка и притязания, мотивация, школьная тревожность, субъектность) на заключительном этапе начального общего образования в зависимости от уровня совместной деятельности в детско-родительских отношениях. Материалы и методы. Экспериментальный план исследования предполагал выявление уровней совместной деятельности в детско-родительских отношениях с младшим школьником с помощью авторской анкеты и сравнительную оценку основных показателей личностного развития детей. Анкета раскрывает качество организации и общения родителей на разных этапах взаимодействия: замысла и планирования, распределения и обмена действиями, оценки и рефлексии. Результаты и обсуждение. Выявлены статистически значимые различия в показателях самооценки и притязаний, школьной мотивации, тревожности (p<0,05) и субъектности личности младшего школьника (p<0,01) в зависимости от качественных уровней совместной деятельности в детско-родительских отношениях трех подгрупп респондентов. Выводы. Развитие основных сфер личности младшего школьника обусловлено уровнем партнерства, комплементарности функционально-ролевого взаимодействия, баланса инициативы и активности детей и родителей, совместности действий, контроля и оценки, поддерживающего и подтверждающего поведения родителей в совместной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наталья Валентиновна Иванова, Дарья Дмитриевна Яркова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Primary School Children Personality according to the Level of Joint Activity in Child-Parent Relations

Introduction. The article presents an experimental study of the problem of the role of joint activity in child-parent relations with a child of primary school age at the final stage of primary general education in the development of his/her personality. The aim is to study the peculiarities of primary schoolchild's personality development (self-esteem and aspirations, motivation, school anxiety, subjectivity) at the final stage of primary general education depending on the level of joint activity in child-parent relations. Materials and Methods. The experimental plan of the study was to identify the levels of joint activity in child-parent relations with a primary school child using the authors’ questionnaire and comparative assessment of the main indicators of child personal development. The questionnaire reveals the quality of organization and communication of parents at different stages of interaction: intention and planning, distribution and exchange of actions, evaluation and reflection. Results and their Discussion. Statistically significant differences in the indicators of self-esteem and aspirations, school motivation, anxiety (p<0.05) and subjectivity of the primary school child's personality (p<0.01) depending on the qualitative levels of joint activity in child-parent relations of three subgroups of respondents were revealed. Conclusions. The development of the main spheres of personality of a primary school child is determined by the level of partnership, complementarity of functional-role interaction, balance of initiative and activity of children and parents, joint actions, control and evaluation, supportive and confirming behaviour of parents in joint activities.

Текст научной работы на тему «Развитие личности младшего школьника в зависимости от уровня совместной деятельности в детско-родительских отношениях»

Научно-практическая статья

УДК 159.922.7 © Иванова Н. В., Яркова Д. Д., 2024

doi: 10. 24412/1999-6241-2024-398-274-279

5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред

Развитие личности младшего школьника в зависимости от уровня совместной деятельности в детско-родительских отношениях

Наталья Валентиновна Иванова, доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой возрастной и педагогической психологии 1 ivanova30nv@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0002-3656-8541 Дарья Дмитриевна Яркова, педагог-психолог 2; yarckova-dd@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0001-6500-7295 ' Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, 603950, Нижний Новгород, ул. Ульянова, ', Россия 2 Школа № '87 с углубленным изучением отдельных предметов, 603136, Нижний Новгород, бульвар 60-летия Октября, 5, корп. 2, Россия

Реферат. Введение. В статье представлено экспериментальное исследование проблемы роли совместной деятельности в детско-родительских отношениях с ребенком младшего школьного возраста на заключительном этапе начального общего образования в развитии его личности. Цель — изучение особенностей развития личности младшего школьника (самооценка и притязания, мотивация, школьная тревожность, субъектность) на заключительном этапе начального общего образования в зависимости от уровня совместной деятельности в детско-родительских отношениях. Материалы и методы. Экспериментальный план исследования предполагал выявление уровней совместной деятельности в детско-родительских отношениях с младшим школьником с помощью авторской анкеты и сравнительную оценку основных показателей личностного развития детей. Анкета раскрывает качество организации и общения родителей на разных этапах взаимодействия: замысла и планирования, распределения и обмена действиями, оценки и рефлексии. Результаты и обсуждение. Выявлены статистически значимые различия в показателях самооценки и притязаний, школьной мотивации, тревожности (р<0,05) и субъектности личности младшего школьника (р<0,01) в зависимости от качественных уровней совместной деятельности в детско-родительских отношениях трех подгрупп респондентов. Выводы. Развитие основных сфер личности младшего школьника обусловлено уровнем партнерства, комплементарности функционально-ролевого взаимодействия, баланса инициативы и активности детей и родителей, совместности действий, контроля и оценки, поддерживающего и подтверждающего поведения родителей в совместной деятельности.

Ключевые слова: развитие личности ребенка, самооценка, притязания, мотивация, школьная тревожность, субъектность

Для цитирования: Иванова Н. В., Яркова Д. Д. Развитие личности младшего школьника в зависимости от уровня совместной деятельности в детско-родительских отношениях // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2024. Т. 29, № 3(98). С. 274-279. Шр*/Ш.огд/10. 24412/1999-6241-2024-398-274-279

Scientific and Practical Article

UDC 159.922.7 © Ivanova N. V., Yarkova D. D., 2024

doi: 10. 24412/1999-6241-2024-398-274-279

5.3.4. Pedagogical Psychology, Psychodiagnostics of Digital Educational Environment

Development of Primary School Children Personality according to the Level of Joint Activity in Child-Parent Relations

Natalya V. Ivanova, Doctor of Science (in Psychology), Associate-Professor, head of the chair of Developmental and Pedagogical Psychology 1; ivanova30nv@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0002-3656-8541

Darya D. Yarkova, educational psychologist 2; yarckova-dd@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0001-6500-7295

1 Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Minin K., 1 Ulyanov st., Nizhny Novgorod, 603950, Russia

2 School No. 187 with in-depth study of individual subjects, 5 bld. 2 60th Anniversary of October blv., Nizhny Novgorod, 603136, Russia

Abstract. Introduction. The article presents an experimental study of the problem of the role of joint activity in child-parent relations with a child of primary school age at the final stage of primary general education in the development of his/her personality. The aim is to study the peculiarities of primary schoolchild's personality development (self-esteem and aspirations, motivation, school anxiety, subjectivity) at the final stage of primary general education depending on the level of joint activity in child-parent relations. Materials and Methods. The experimental plan of the study was to identify the levels of joint activity in child-parent relations with a primary school child using the authors' questionnaire and comparative assessment of the main indicators of child personal development. The questionnaire reveals the quality of organization and communication of parents at different stages of interaction: intention and planning, distribution and exchange of actions, evaluation and reflection. Results and their Discussion. Statistically significant differences in the indicators of self-esteem and aspirations, school motivation, anxiety (p<0.05) and subjectivity of the primary school child's personality (p<0.01) depending on the qualitative levels of joint activity in child-parent relations of three subgroups of respondents were revealed. Conclusions. The development of the main spheres of personality of a primary school child is determined by the level of partnership, complementarity of functional-role interaction, balance of initiative and activity of children and parents, joint actions, control and evaluation, supportive and confirming behaviour of parents in joint activities.

Keywords: development of a child personality, self-esteem and aspirations, motivation, school anxiety, subjectivity

Citation: Ivanova N. V., Yarkova D. D. Development of Personality of Primary School Children according to the Level of Joint Activity in Child-Parent Relations. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2024. Vol. 29. No. 3(98). Pp. 274-279 (In Russ.). https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2024-398-274-279

Основные положения

1. Детско-родительские отношения сохраняют основополагающее влияние на развитие личности младшего школьника на протяжении всего периода обучения ребенка в начальной школе. На заключительном этапе начального общего образования начинают фиксироваться предпод-ростковые феномены поведения и развития личности ребенка, которые проявляются и в сфере детско-родительских отношений.

2. Социальная ситуация развития младшего школьника на этапе начального общего образования характеризуется связностью и близостью детско-родительских отношений, в то же время усилением предметного и деятельного аспекта отношений, повышением оценочного отношения родителей к ребенку.

3. Данное противоречие создает определенное напряжение в отношениях родителей и детей, которое неблагоприятно сказывается на эмоциональном благополучии младшего школьника, его успеваемости, учебной мотивации, самоотношении.

4. Совместная деятельность составляет смысловую и деятельную основу детско-родительских отношений с младшим школьником, отвечает его потребностям, выступает фактором субъектно-личностного развития.

Введение

Актуальность, значимость и сущность проблемы.

К третьему-четвертому году обучения в начальной школе личностное развитие младшего школьника обнаруживает качественные изменения и появление новых возможностей. Возникают новые мотивы, меняется их иерархия, на первый план выходят мотивы самопознания, узколичностные социальные мотивы престижа и статуса, познавательные интересы обретают предметность [1]. Эмоциональная сфера обогащается социально-нравственными чувствами долга и ответственности, товарищества, сопереживания, любознательности, чувством прекрасного [2]. Усиливается способность к эмоциональной устойчивости, саморегуляции и самоконтролю [3]. Дифференцируется самооценка, возрастают ее адекватность и критичность [4], повышается социальная уверенность [5].

Вместе с тем развитие личности четвероклассников характеризуется неблагоприятными тенденциями к снижению общего положительного отношения к учебе, проявлению антимотивации учения [6; 7], нарастанию тревожных ожиданий относительно собственных перспектив в основной школе [6]. Отмечаются стагнация форм учебного сотрудничества, снижение поисковой активности детей [8], академической успешности и самооценки [6].

Данные тенденции связаны с приближением перехода в основную школу, движением к подростковому кризисному этапу развития, что обусловлено возрастной гетерогенностью четвероклассников [6]. В то же время с позиции возрастной периодизации Л. С. Выготского они свидетель-

ствуют о несоответствии среды и отношений новым потребностям и возможностям ребенка в субъектности [9], социальном росте и признании взрослыми [10-14].

Сегодня усиливается роль семьи в образовании младших школьников [6]. В то же время исследователями отмечается недостаточная психолого-педагогическая компетентность родителей младших школьников в сфере детско-родительских отношений, а также востребованность программ для родителей, интегрированных в жизнедеятельность семьи и оптимизирующих личностное развитие ребенка [6; 13; 15]. Исследование развивающих возможностей совместной деятельности в детско-родительских отношениях с младшим школьником — актуальная для практики и недостаточно изученная проблема, прежде всего, в аспекте ее операционализации и специфики влияния на развитие личности ребенка.

Цель — изучение особенностей развития личности младшего школьника (самооценка и притязания, мотивация, школьная тревожность, субъектность) на заключительном этапе начального общего образования в зависимости от уровня совместной деятельности в детско-родительских отношениях.

Теоретические предпосылки и степень изученности проблемы. Вопрос поиска детерминант личностного развития младшего школьника на заключительном этапе начального общего образования и его оптимизации — один из приоритетных в педагогической психологии [6]. К мало исследованным психолого-педагогическим ресурсам развития личностного развития младшего школьника относится совместная деятельность в детско-родительских отношениях. Почему данный ресурс не в полной мере изучен? На наш взгляд, прежде всего потому, что учебное и внеучебное сотрудничество со сверстниками традиционно рассматривается как субъектный опыт и ведущий фактор развития познавательной, мотивационной и социальной сфер личности младшего школьника [8]. В соответствии с положением Ж. Пиаже сотрудничество со значимым взрослым носит принуждающий характер и в силу доминантной позиции взрослого не позволяет в полной мере раскрыть развивающие возможности опыта сотрудничества, получить опыт равноправной координации позиций [8]. Значительная часть исследований посвящена сотрудничеству младших школьников со сверстниками и учителем [8].

В исследованиях изучено влияние родительского фактора, стиля воспитания и стиля общения на развитие личности младшего школьника: академическую успешность [16-18], мотивацию и самоэффективность [7; 12; 16], саморегуляцию [9; 19], социальную уверенность [5], эмоциональное благополучие [13; 14; 20].

Совместная деятельность родителей и младших школьников является важной сферой детско-родительских отношений и общения в семье [17-18; 21]. Общий тренд поиска стиля родительского поведения и взаимодействия

родителей с младшим школьником на этапах возрастного перехода направлен на поиски эффективного сочетания параметров родительского стиля воспитания и оптимизацию взаимоотношений родителей и младших школьников (эмоциональные отношения, общение и взаимодействие, требования и запреты, контроль) [6; 13; 15], отвечающих потребностям и задачам развития ребенка. Применительно к развитию младшего подростка О. А. Карабанова рассматривает сотрудничество в детско-родительских отношениях на фоне принятия и эмпатии родителей как ведущий фактор развития его ребенка [8].

Социогенетическая концепция В. В. Рубцова развивает идею совместно-распределенной деятельности детско-взрослых сообществ как ведущего фактора личностного становления ребенка, придавая значение качеству общения в ней [20]. Ориентируясь на данные основополагающие исследования, мы отмечаем, что совместная деятельность родителей с младшим школьником выступает значимым фактором развития личности последнего на заключительном этапе начального общего образования. В зависимости от позиции родителей — доминирующей или равноправной, качества отношений — принимающих или амбивалентных, совместная деятельность в детско-родительских отношениях может способствовать или препятствовать развитию позитивных личностных качеств, свойств, способностей.

На наш взгляд, в научном плане важным является исследование качества построения совместной деятельности родителей и детей как целенаправленной совместно-распределенной системы активности участников, общения в ней, которая позволяет раскрыть потенциал личности [20], обобщить опыт сотрудничества, полученный в школе [14; 15].

Таким образом, в исследованиях представлены закономерности влияния на личность младшего школьника детско-родительских отношений. Вместе с тем совместная деятельность родителей с младшим школьником недостаточно изучена в аспекте личностных изменений детей, поскольку не разработаны инструменты ее измерения и оценки. Разработке данной проблемы посвящено представляемое исследование.

Материалы и методы

Использовались методика измерения самооценки Т. В. Дембо и С. В. Рубинштейна (модификация А. М. Прихожан); методика оценки школьной мотивации Н. Г. Луска-новой; шкала личностной тревожности А. М. Прихожан (форма «А»); опросник изучения структуры субъектности Е. Н. Волковой и И. А. Серегиной (модификация М. А. Пы-жьяновой); авторская анкета «Уровни совместной деятельности в детско-родительских отношениях». Для оценки статистической значимости различий использовался непараметрический критерий индуктивной статистики Краскела-Уоллеса и х2- критерий Пирсона.

Авторская анкета включает 54 вопроса для родителей. Вопросы сгруппированы в 14 блоков, которые раскрывают особенности организации родителями совместной деятельности и общения в процессе ее реализации. Уровни совместной деятельности в детско-родительских отношениях с младшим школьником приводятся в табл.

Исследование проводилось на базе четырех начальных школ Нижнего Новгорода. Экспериментальная выборка детей составила 104 младших школьника четвертых классов 10-11 лет (40,4% — мальчики; 59,6% — девочки). В экспериментальную выборку родителей вошли 104 человека 28-53 лет, из них 76% — матери.

Результаты и обсуждение

Уровни совместной деятельности в детско-роди-тельских отношениях с младшим школьником. Рассмотрим распределение уровней совместной деятельности в детско-родительских отношениях с младшим школьником по результатам анкетирования.

Так, треть родителей демонстрирует низкий уровень совместной деятельности с собственным ребенком (30 чел., 28,8%), который характеризуется преобладанием ситуативного и несистематического сотрудничества; отстраненной или конфликтной позицией родителей; низким уровнем совместности, индикаторами напряженности и конфликтности на всех этапах совместной деятельности, вознаграждающим тоном общения; стратегией на самостоятельность и контроль ребенка; индикаторами конфликтного взаимодействия и приписывания результата; узостью видов совместной деятельности.

Основная часть выборки родителей показала средний уровень совместной деятельности с ребенком, направленный на продуктивное сотрудничество и партнерство (63 чел., 66,6%). Отмечается выраженный уровень совместности на всех этапах деятельности; гибкая диспозиция ролей организатора и исполнителя; низкий уровень индикаторов конфликтности, позитивный эмоциональный фон взаимодействия с ребенком; субъектно ориентированное общение, в котором преобладают принятие, поддержка, поощрение, интерес к ребенку; стратегия сотрудничества направлена на активность, успешность и самостоятельность ребенка; наблюдаются наибольшая вариативность и диапазон форм и видов совместной деятельности, часть родителей называет предпочтения видов деятельности (совместное художественное творчество, физкультура, кулинария). Для родителей данной группы характерны определенная авторитарность, доминантность или потворствование в отношениях.

Незначительная часть выборки родителей показала наиболее высокий уровень совместной деятельности — развивающее сотрудничество и партнерство (11 чел., 10,6%). Для родителей этой группы типична партнерская, ориентирующая позиция по отношению к ребенку, доверие, выраженный интерес к ребенку, стремление передать свой опыт, т. е. осознанное родительство и генеративность. Фиксируются наиболее высокая степень совместности, ско-ординированности, позитивного эмоционального фона, субъект-субъектный, развивающий характер взаимодействия. В то же время вариативность предпочитаемых видов совместной деятельности уже, чем во второй подгруппе родителей, что, как правило, обусловлено наличием индивидуальных творческих интересов и достижений в семье.

На следующем этапе исследования мы изучали различия в развитии личности младшего школьника, самооценки и притязаний, мотивации, тревожности, субъектности

Таблица. Качественные показатели и критерии уровней совместной деятельности родителей и детей (Таble. Qualitative indicators and criteria of levels of child-parent joint activity)

Показатели Критерии уровней

Высокий — развивающее сотрудничество и партнерство Средний — продуктивное сотрудничество и партнерство Низкий — ситуативное сотрудничество

1. Родительская позиция, которая обеспечивает равноправное распределение ролей и действий, обмен действиями, взаимодействие партнерская / демократическая ориентирующая доминантная / авторитарная ориентирующая или потворствующая конфликтная или дистантная/ отстраненная

2. Совместность замысла и планирования результата деятельности Конфликты на этапе замысла и планирования замысел и план предлагаются и обсуждаются совместно при партнерском взаимодействии замысел и план предлагаются и обсуждаются совместно при активной роли родителей замысел и план предлагают родители

3. Совместность действий организации и контроля по ходу деятельности Пошаговый контроль хода или контроль по результату Конфликты на этапе организации и контроля деятельности совместно-распределенная организация и контроль, совместный пошаговый контроль по ходу и результату совместная организация и контроль при родительской помощи организацию и контроль обеспечивают родители или дети при минимальном участии родителей

4. Координация и коррекция совместных действий (обмен действиями и способами действий) эффективные координация и коррекция продуктивная непродуктивная

5. Гибкость в диспозиции ролей организатора и исполнителя; комплементарность в функционально-ролевом распределении гибкая диспозиция ролей организатора и исполнителя, комплементарное функционально-ролевое распределение недостаточно гибкая диспозиция ролей организатора и исполнителя ригидная или конфликтная диспозиция ролей организатора и исполнителя

6. Общение и стратегии взаимодействия в процессе деятельности развивающее субъект-субъектное, диалогическое, стратегия партнерства субъектно ориентированное, стратегия успешности и самостоятельности ребенка объектно ориентированное, стратегия самостоятельности и контроля

7. Взаимопонимание как осознание соответствия собственных действий и результата и действий и действий и результатов партнера продуктивное взаимопонимание неконфликтное взаимопонимание конфликтное взаимопонимание

8. Степень оригинальности продукта совместной деятельности оригинальный продуктивный репродуктивный

9. Оценка действий и результата (содержательность, коррекция) Рефлексия для коррекции действий и форм совместной работы Конфликты на этапе оценки и рефлексии (атрибуция) содержательная и ориентирующая совместная рефлексия действий, справедливое приписывание результата эмоционально-содержательная, в основном совместная рефлексия действий, неконфликтное приписывание результата неполная или конфликтная рефлексия действий и атрибуция, приписывание результата

10. Эмоциональный фон взаимодействия Эмоции, чувства, поощрение (похвала действий личности — похвала успеха — похвала вознаграждением) положительный деловой тон, безусловное принятие и поддержка, подтверждение, сопереживание и воодушевление, похвала действий личности положительный неконфликтный тон, принятие, поощрение и неконфликтное взаимодействие, похвала успеха амбивалентный и вознаграждающий тон, похвала вознаграждением

11. Систематичность совместной деятельности и вовлеченность родителей и детей систематичность, высокая вовлеченность достаточная систематичность, включенность несистематичность, отстраненность

12. Соотношение инициативности и активности партнеров Интересно со своим ребенком баланс инициативы и активности детей и родителей преобладает инициатива и активность одного из партнеров преобладает инициатива и активность родителя

13. Вариативность форм совместной деятельности (индивидуальные вклады, позиционная / соревнование, содержательно-деятельностная / общий результат) вариативность достаточная вариативность однообразие

14. Диапазон видов совместной деятельности родителей и младших школьников учебно-познавательная, исследовательская, проектная, продуктивно-творческая, общественно полезная, культурно-просветительская, физкультурно-оздоровительная и спортивная, игровая, рекреационная, хозяйственно-бытовая, общественно значимая

в зависимости от уровня совместной деятельности в детско-родительских отношениях.

Выраженность различий в показателях развития личности младшего школьника в зависимости от уровней совместной деятельности родителей с детьми. Оценивая результаты исследования различий в личностном развитии детей, отметим разную выраженность этих различий в зависимости от личностных сфер. Прежде все-

го, дети трех подгрупп отличаются уровнем самооценки: трендом самооценки у детей первой подгруппы является низкая самооценка (46,7%); у детей второй подгруппы — равномерное распределение самооценки по всем уровням; для детей третьей подгруппы характерна высокая самооценка (72,7%).

У детей первой подгруппы существенно чаще встречаются контрастные притязания, как низкие (26,7%), так

и высокие (50,0%). В свою очередь, если центральная тенденция притязаний второй подгруппы детей — высокие значения (46,0%), то притязания третьей подгруппы очень высокие (54,5%), что можно объяснить подтверждающим поведением родителей второй и третьей подгрупп относительно способностей и позитивных качеств детей.

Различия трех групп детей по школьной мотивации позволяют подтвердить, что для первой подгруппы детей типична средняя мотивация (66,7%), для второй — средняя (34,9%) и хорошая (44,4%), для третьей — хорошая (54,5%) и высокая (27,3%). Доказано, что родительский стиль воспитания и общения с ребенком влияет на академические успехи и школьную мотивацию младшего школьника через участие, поддержку и подтверждение, т. е. через непосредственное воздействие на самоэффективность ребенка, его веру в себя [16]. Статистически значимые различия отмечаются по всем параметрам личностного развития у детей сравниваемых подгрупп по х2 критерию Пирсона (p<0,05).

Обсуждая результаты изучения субъектности личности младшего школьника в зависимости от уровня совместной деятельности родителей с детьми, отметим наиболее выраженные и стабильные высоко статистически значимые различия средних значений по всем шкалам методики в трех подвыборках детей (p<0,01). Субъектность личности ребенка проявляется в активности, целеустремленности, инициативности, самостоятельности, организованности, творчестве [9]. Развивающее субъект-субъектное, диалогическое взаимодействие, положительный эмоциональный фон, поддержка и поощрение инициативы, подтверждение успешности и достижений, стратегия партнерства являются ведущими факторами развития субъектности младшего школьника [9].

Выводы

1. Результаты экспериментального изучения развития личности младшего школьника в зависимости от уровня совместной деятельности в детско-родительских отношениях показывают выраженность влияния ее характера на показатели значимых сфер личностного развития младшего школьника на заключительном этапе начального общего образования.

2. Выявленные статистически значимые различия в основных личностных параметрах в трех подгруппах испытуемых доказывают значимость изучаемого фактора (при p<0,05). Таким образом, совместная деятельность в семье содержит психолого-педагогический ресурс развития личности младшего школьника на заключительном этапе начального общего образования. Деятельный, предметный, равноправный, развивающий характер детско-родительских отношений способствует построению близости, доверия и принятия, обогащает опыт командной работы, обеспечивает развитие детско-родительской общности как коллективного субъекта.

Область применения и перспективы. Проведенное исследование позволяет определить дальнейшие перспективы изучения проблемы совместной деятельности в детско-родительских отношениях с младшим школьником на заключительном этапе начального общего образования как фактора личностного развития ребенка.

Важным представляется вопрос стандартизации и ва-лидизации авторской анкеты «Уровни совместной деятельности в детско-родительских отношениях». Целесообразным считаем разработать и апробировать программу повышения родительской компетентности в сфере совместной деятельности в детско-родительских отношениях с младшим школьником, в том числе реализовать персонифицированный подход к построению адресных программ для родителей с разным уровнем совместной деятельности с ребенком.

Список источников / References

1. Иванова Н. В. Психолого-педагогическая модель полисубъектной личностно-развивающей образовательной среды на заключительном этапе начального общего образования : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Рязань, 2022. 48 с.

2. Spernes K. The Transition between Primary and Secondary School: A Thematic Review Emphasising Social and Emotional Issues. Research Papers in Education. 2022. Vol. 37, No. 3. Pp. 303-320. URL: https://doi.org/10.1080/02671522.2020.1849366.

3. Авдулова Т. П. Психология младших школьников в контексте детско-родительских отношений // Образовательная политика. 2014. № 2(54). С. 71-82.

4. Карабанова О. А. В поисках оптимального стиля родительского воспитания // Национальный психологический журнал. 2019. № 3(35). С. 71-79. https://doi.org/10.11621/npj.2019.0308.

5. Карабанова О. А. Роль семьи и школы в обеспечении психологического благополучия младших школьников // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 5. C. 16-26. https://doi.org/10.17759/pse.2019240502.

6. Киселева Н. С., Слотина Т. В. Детско-родительские взаимоотношения и компоненты социальной уверенности детей младшего школьного возраста // Комплексные исследования детства. 2020. Т. 2, № 2. URL: www.kid-journal.ru. https://doi. org/10.33910/2687-0223-2020-2-2-80-89.

7. Шведовская А. А. Специфика позиции родителей при различных типах взаимодействия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование. 2006. Т. 11, № 1. С. 69-84.

8. Карабанова О. А. Образ детско-родительских отношений у современных российских подростков // Психологические проблемы современной российской семьи : тезисы второй всерос. науч. конф. (25-27 октября 2005 г.) : в 3 ч. М., 2005. Ч. 3 / под общ. ред. В. К. Шабельникова и А. Г. Лидерса. 560 с.

9. Chis O. & Alexandra O. Developing Parent Educator Skills At Students Studying Preschool And Primary Education. In V. Chis, & I. Albulescu (Eds.), Education, Reflection, Development. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2019. Vol. 63. Pp. 472-482. https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.06.56.

10. Shao Y., Kang S. The Link Between Parent-Child Relationship and Learning Engagement Among Adolescents: The Chain Mediating Roles of Learning Motivation and Academic Self-Efficacy. Frontir Education. Sec. Educational Psychology. 2022. Vol. 7. URL: https://doi.org/10.3389/feduc.2022.85454.

11. Siddique M., Lodhi H., Shahzad M. Study the Relationship between Parenting Style and Child-Parent Relationship on Students' Achievement at the Elementary. Global Sociological Review. 2023. Vol. III(I). Pp. 287-298. https://doi.org/10.31703/gsr.2023(VIII-II).28.

12. Иванова Н. В., Суворова О. В., Ефремова Г. И., Минаева Е. В. Антимотивационные детерминанты учебной деятельности младших школьников с позиции их родителей // Сибирский психологический журнал. 2023. № 88. С. 105-124.

13. Минаева Е. В., Иванова Н. В., Суворова О. В. Мотивация и антимотивация учебной деятельности обучающихся: от школы к педагогическому вузу : монография. Н. Новгород, 2024. 131 с.

14. Суворова О. В. Влияние семейной среды на развитие детской субъектности // Вестник Мининского университета. 2014. № 3(7). С. 10-19.

15. Villareal K. Self-regulated learning strategies and parental involvement: predictors of academic achievement. Psychology and education. 2023. Vol. 15. Pp. 1106-1119. https://doi.org/10.5281/zenodo.10433400.

16. Чернова Г. Р., Сергеева М. В., Пимская К. Ю. Динамика самооценки, учебной мотивации и успеваемости младших школьников // Царскосельские чтения. 2017. XXI Царскосельские чтения : мат-лы междунар. науч. конф. СПб., 2017. С. 369-373.

17. Болотова А. К., Молчанова О. Н. Психология развития и возрастная психология : учеб. пособие. М., 2012. 526 с.

18. Бондарева П. Г. Особенности развития эмоциональной сферы младших школьников // Педагогика: история, перспективы. 2022. Т. 5, № 3. С. 108-116.

19. Цукерман Г. А. Совместное учебное действие: решенные и нерешенные вопросы // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 4. C. 51-59. https://doi.org/10.17759/pse.2020250405.

20. Рубцов В. В. Основы социально-генетической психологии : избранные психологические труды. М., Воронеж, 1996. 384 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Martinek D., Kipman U. Self-determination, Self-efficacy and Self-regulation in School: A Longitudinal Intervention Study With Primary School Pupils. Sociology. Study. 2016. Vol. 6. No. 2. Pp. 124-133. https://doi.org/10.17265/2159-5526/2016.02.005.

Поступила 07.06.2024; одобрена после рецензирования 20.06.2024; принята к публикации 28.06.2024.

Все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.