Научная статья на тему 'Развитие личности'

Развитие личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2716
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / PEDAGOGICAL PROCESS / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ГРАЖДАНИН / CITIZEN / РАЗВИТАЯ ЛИЧНОСТЬ / DEVELOPED PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Асланова Наталья Федоровна

Данная статья посвящена изучению роли образования в развитии личности. Образование является частью процесса социализации личности, представляя собой формализованную целенаправленную передачу накопленного опыта, знаний последующим поколениям, которая осуществляется в рамках соответствующих социальных институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to studying the influence of education on formation of the personality. Education is a part of process of socialization of the personality, representing the formalized purposeful transfer of the saved-up experience, knowledge to the subsequent generations which is carried out within the relevant social institutes.

Текст научной работы на тему «Развитие личности»

Осознание себя как профессионала и субъекта деятельности становится важным компонентом развития студента.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов / В.А. Бодров - М.: ПЕР СЭ, 2001. - 511 с.

2. Гуревич К.М. Психологическая диагностика и проблема индивидуальных различий / К.М. Гуревич // Психологический журнал. - 1998. - Т. 19. - № 3.

3. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2008. - 432 с.

4. Климов Е.А. Психология профессионала. / Е.А. Климов - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 400 с.

5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. - 512 с.

6. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р. Лазарус // Эмоциональный стресс / Под ред. Л.Леви. - Л.: Медицина, 1970. - С.178-208.

7. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В.С. Мерлин. - М.: Знание, 1986. - 356 с.

8.Платонов К.К. Психология: Учебник. / К.К Платонов - М.: Высшая школа, 1973. - 256 с.

9. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С. Пряжников. -М.: Издательство «Институт практической психологии». - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 256 с.

10. Щедровицкий П.Г. Очерки по истории образования. / П.Г. Щедровицкий. - М.: Эксперимент, 1993 - 154 с.

Асланова Наталья Федоровна

учитель

МОУ «Школа № 76 города Донецка»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 378.12

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ DEVELOPMENT OF PERSONALITY

Данная статья посвящена изучению роли образования в развитии личности. Образование является частью процесса социализации личности, представляя собой формализованную целенаправленную передачу накопленного опыта, знаний последующим поколениям, которая осуществляется в рамках соответствующих социальных институтов.

Ключевые слова: личность, образование, педагогический процесс, развитие, гражданин, развитая личность

This article is devoted to studying the influence of education on formation of the personality. Education is a part of process of socialization of the personality, representing the formalized purposeful transfer of the saved-up experience, knowledge to the subsequent

generations which is carried out within the relevant social institutes.

Key words: Personality, education, pedagogical process, development, citizen, developed personality

Миллионы лет существует мир. Многое изменилось в нем, стало совершенно другим. Но все же есть что-то непреходящее, вечное, что было и будет всегда. Ведь всегда будут рождаться, жить и умирать люди; и всегда будут они идти по тернистому пути к своему совершенству, каждый раз вновь разрешая вечные жизненные проблемы, преодолевая преграды, терпя бедствия.

Современная социальная действительность со все большей отчетливостью требует воспитания и развития у молодого человека качеств инициативного и самостоятельного субъекта, способного творчески и активно строить свои отношения с людьми.

В настоящее время проблема ценностей общества и системы ценностей личности требует серьезного рассмотрения. Не вызывает сомнения то, что в жизни человека и общества ценности обеспечивают ориентацию в действительности. Разделяемые личностью ценности являются важнейшими детерминантами ее поведения, решений, выборов. Тем более сегодня, когда старшее поколение переосмысливает свой социальный опыт, а современная молодежь ищет собственные ценностные основы жизни. В любом случае человек психологически устает от частых и необъяснимых перемен, не говоря уже о смене общественно одобряемых ценностей.

Если человек нуждается в ценностях, чтобы организовать свою жизнь, то общество нуждается в них, чтобы определить общие цели и формы поведения, которые для него наиболее значимы.

Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.

Теология, философия, психология, естественные и социальные науки -некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро. Как никогда, поскольку большинство серьёзных недугов человечества -стремительный рост численности населения, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета -

183

являются следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

Проблема человека, его сущности, его личностных качеств, перспектив его развития является одной из самых актуальных в наше время. Эти вопросы приобретают особую значимость в период обновления нашего общества.

Что же такое личность? Как показывает изучение теоретических источников, личность - одно из наиболее сложных психологических образований с точки зрения определения, структуры, генезиса и функционирования. Существует множество теорий личности, по-разному трактующих сущность этого психологического феномена. Но несомненно, что понятие «личность» употребляется нами только по отношению к человеку, и только начиная лишь с определенного этапа его развития. «Личностью не родятся, личностью становятся. Личность есть относительно поздний продукт общественно - исторического и онтогенетического развития человека», -указывает А.Н.Леонтьев [4, с.7]. Образование личности начинается до школы, в школе и за пределами школ продолжается, и сопровождает его на протяжении всей жизни. Приоритетной задачей школы является создание максимально благоприятных условий для развития и самообразования личности ученика.

Образование в жизни общества является приоритетной сферой и играет важную роль в формировании и развитии человека. «Образование - это целенаправленный процесс и результат приобретения систематизированных знаний, навыков и умений, продукт формирования ума, характера и чувств, мировоззрения и духовности человека. Согласно педагогическим источникам, образование это постоянно регулируемый общественный процесс передачи социально приемлемого опыта от старшего поколения молодому поколению» [1, с.16].

Образование - часть процесса формирования личности. При помощи этого процесса общество передаёт знания, навыки от одного человека другим. Если в современной психологии под личностью обычно подразумевается именно социальное лицо человека, которое обеспечивает ему «имидж» и включенность в те или иные социальные отношения, то в сфере образования личность - это сплав некоторых качеств, обеспечивающий социализацию и самоопределение. Соответственно, чем более развита личность, тем она успешнее в плане социальной адаптации и нахождении собственного места в жизни. Равно как и наоборот.

Важным аспектом в основании и становлении образования, его роли в развитии личности учеников и студентов является правильная постановка продуктивной педагогической деятельности, выбор методов воспитания в соответствии с обстановкой и системой образования. Здесь главная особенность заключается в том, что эта проблема может быть полезна для обучения и дидактики, для развития личности. Для воспитания полезной для современного общества личности необходимо позаботиться о его

самореализации. В процессе самореализации личность выявляет в себе возможности скрытого потенциала и целесообразно использует его в практической деятельности.

Развитие личности включает в себя развитие разных ее сторон. Это и физическое, и интеллектуальное, и политическое, и правовое, и нравственное, и экологическое, и эстетическое развитие. Причем, развитие разных сторон ее происходит с неодинаковой скоростью, неравномерно. Одни стороны ее в течение тех или иных исторических периодов могут развиваться быстрее, а другие медленнее. Так, физически современный человек мало чем отличается от того, который жил 50 тысяч лет назад, хотя физическое развитие организма человека в это время также происходило. Развитие же его интеллекта, разума за это время было поистине колоссальным: от примитивного первобытного состояния мышление сделало гигантский скачок вперед, достигнув высот современного уровня. Возможности разума человека в этом отношении безграничны. Как, впрочем, не имеет границ и развитие личности в целом.

Развитие личности человека не является цепью случайностей, этот процесс можно назвать закономерным и прогрессирующим. Человек как личность формируется с самого рождения. Движущими силами развития являются многие факторы: наследственность, окружающая среда, воспитание. В каждом человеке от природы имеется предрасположенность к эмоциональным всплескам, к успеху, к определенному порядку психического развития.

О процессах развития человека давно ведутся споры в среде психологов и педагогов. Прежде всего, о том, какие должны быть основные цели развития личности. Некоторые из специалистов считают, что человек с самого раннего детства не должен подвергаться усиленным воспитательным процессам. В этом случае ему должно быть позволено с самого раннего детства быть эгоистом, обманывать, пока эти проявления сами не исчерпают себя. Тогда личность его будет яркой, он станет уверенным в собственных силах и свободен от условностей развития.

Другие специалисты рассматривают цели развития личности совершенно иначе. Многие психологи уверены, что человек должен постоянно совершенствоваться, познавать что-то новое, учиться. А цели такого обучения и развития - это постоянное усовершенствование, бесконечное развитие человека, как личности. И совсем неважно, в какой сфере человек получит свое развитие, будет ли это наука, строительство или просто результат творчества домохозяйки. Самое главное, что человек не останавливается в своем развитии и постоянно двигается вперед.

В детстве ребенок испытывает постоянное воздействие на него педагогов, родителей, окружающей среды. Тогда ребенок выступает пассивным объектом, вынужденным постепенно приспосабливаться к обстановке и собственная его активность несколько подавляется. Очень важно, чтобы развитие человека в дальнейшем не останавливалось, чтобы он постоянно стремился к познанию и обучению.

Межнаучный анализ проблемы развития личности приводит педагогику к следующим выводам методологического характера. Педагогический процесс следует рассматривать как основной фактор формирования личности, что ведет к разработке относительно новой парадигмы в образовании, обновления всех компонентов педагогического процесса. Такая парадигма получила в науке название личностно-ориентированного образования. Разработка такого взгляда требует, как от ученых, так и от педагогов-практиков опоры на названные выше подходы: системный, личностный, деятельностный, технологически

Высшей целью современной педагогики как составляющей системы образования провозглашается всестороннее развитие личности. Конечно, это правильно. Потому что только через образованных членов общества возможно развитие общества в целом. Но при таком подходе к развитию личности без учета ее ответственности за общество нарушается принцип оптимизации образования. Необходимость оптимизации возникает в конкурирующих условиях, когда нужно выбрать наиболее благоприятный вариант. Задачей педагогики, кроме воспитания личности, является также воспитание гражданина.

Гражданин - это член общества, у которого развито чувство ответственности за судьбу общества, в котором он живет. Именно воспитание гражданина создает конкурентные условия в образовании. Поэтому общество, заботясь о развитии членов, из которых оно состоит, должно думать о воспитании гражданина. Для общества в целом воспитание гражданина даже более важная задача, чем воспитание личности, поскольку личность, не имеющая ответственности за судьбу общества, в котором она находится, может не содействовать развитию общества, может выйти из него и перейти в другое общество. Таким образом, мы приходим к истокам патриотизма и его целесообразности с точки зрения развития личности и общества. В прошлые исторические времена из-за жестокой конкуренции между разными обществами возникали войны, и понятие патриотизма было абсолютизировано. Интересы общества в таких условиях превалировали над интересами личности. Но в наше время тотальной информатизации обществ и цивилизации в целом возникли другие условия, определяющие развитие обществ в отдельности, так и мировой цивилизации. Люди стали понимать, что они живут в ограниченном пространстве, которым является Земля, и они ответственны не только за свое сообщество, свое государство, но также за всю мировую цивилизацию. В связи с этим возникают другие условия для развития личности, общества, мировой цивилизации. Стало понятным, что конкуренция должна происходить не в направлении подавления одного общества другим, а в условиях оптимизации, то есть согласованного развития всех составляющих процесса развития, как в отдельной стране, так и в мировом масштабе.

Анализируя особенности организации образования для общества, основанного на познании, в условиях всеобщей информатизации, приходим к выводу о необходимости оптимизации процесса образования в направлениях

личность - гражданин, а также гражданин страны - гражданин мира. В развитых странах мира воспитанию у личности чувства гражданина, гордости и ответственности за свою страну, за ее развитие придают большое значение. В прошлом в Советском Союзе воспитанию патриотизма уделялось особое внимание [2, с. 215-218]. Но в нынешнее время не все считают, что очень важной задачей образования является воспитание гражданина. В большинстве современных странах, например, о воспитании гражданина в новых учебных пособиях по педагогике говорится разве что вскользь, а основной задачей педагогики определяется воспитание всесторонне развитой личности. Несомненно, что всесторонне развитую личность необходимо воспитывать, но эта личность должна иметь чувство ответственности за общество, где она получила такое воспитание, содействовать его развитию, должна быть гражданином своей страны. Всесторонне развитая личность должна понимать, что через развитие своей страны она причастна к развитию мировой цивилизации. Это значит, что существуют конкурентные условия по линии «моя страна - мировая цивилизация», поэтому существует необходимость оптимального решения этой проблемы образования, над чем должны работать ученые и педагоги [3, с. 215-218]. Резюмируя вышеизложенное, мы можем прийти к выводам, что целью оптимизации образования в условиях глобальной информатизации при воспитании всесторонне развитой личности является развитие чувства ответственности за общество, к которому принадлежит личность, то есть на воспитание гражданина. Однако при этом важным аспектом также является воспитание ответственности за человеческую цивилизацию.

Общественное воспитание, которое укрепляет и развивает в человеке народность, развивая в то же время его ум и его самосознание, могущественно содействует развитию народного самосознания вообще.

Если человек черпает все свои знания, ощущения и прочее из чувственного мира и опыта, получаемого от этого мира, то надо, стало быть, так устроить окружающий мир, чтобы человек в нем познавал и усваивал истинно человеческое, чтобы он познавал себя как человека. Если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными.

Педагог К.Д. Ушинский был глубоко убежден, что воспитание свободной, самостоятельной и активной человеческой личности является необходимым условием общественного развития.

Личностью - социальной единицей, субъектом, носителем социально-человеческой деятельности - ребенок станет лишь там и тогда, где и когда сам начнет эту деятельность совершать. На первых порах с помощью взрослого, а затем и без нее.

Личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, за данным ему извне - той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности. Пока же человеческая

деятельность обращена на него, а он остается ее объектом, индивидуальность, которой он, разумеется, уже обладает, не есть еще человеческая индивидуальность.

Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке над природного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.

Личность не «только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система». Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее чувстве «Я», которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции. Что значит быть личностью? Быть личностью - это, значит, иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе. Быть личностью -это значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью - это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью - это значит обладать свободой выбора и нести ее бремя.

Образование, самовоспитание и самообразование помогают процессу формирования личности протекать более эффективно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алиев Б.Х., Джаббаров Р.В. Проблема личности в образовании / Б.Х. Алиев, Р.В. Джаббаров. - 2008. - С.16.

2. Гутарева Н. Ю. Обучение английскому языку в социокультурной реальности. Современные исследования социальных проблем / Н.Ю. Гутарева. - Красноярск: Научно-инновационный центр. - № 1(21). - 2015. - С. 215-218.

3. Гутарева Н. Ю. English language training in the social and cultural reality. «Современные исследования социальных проблем». - Красноярск: НИЦ, 2015. - № 1. - С. 215-218.

4 КуликовЛ.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2009. - С. 7.

Беззуб Ирина Анатольевна,

учитель начальных классов, заместитель директора по УВР МОУ «Школа № 91 города Донецка»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 37.013.77

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛНОЦЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ, СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО

ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

CREATING CONDITIONS FOR THE FULL DEVELOPMENT, PRESERVING AND STRENGTHENING THE MENTAL HEALTH OF

YOUNGER STUDENTS

В статье рассматриваются концептуальные проблемы развития образования, его современное состояние, связь теории и практики развивающего обучения в условиях реализации образовательных стандартов в школах ДНР. Освещены результаты последних психологических исследований развития личности ребенка в условиях системы развивающего обучения.

Ключевые слова: развивающее обучение, начальное образование, личность, психологическое здоровье.

The article deals with the conceptual problems of the development of education, its current state, the connection between the theory and practice of developing education in the context of the implementation of educational standards at schools in the Donetsk People's Republic. The results of the latest psychological studies on the development of the child's personality in the context of the system of developmental education are also covered.

Key words: Developing education, primary education, personality, psychological health

Школьное образование крепко заняло ведущее место в процессах социализации и культурного развития подрастающего поколения. Не уменьшая роль родителей и другие социальные инструкции, нужно признать, что школа, особенно на начальном этапе учебы, является основным социальным фактором жизни современного ребенка. Сначала давайте погрузимся в историю и дадим исторический анализ понятию «детство», то есть попробуем дать оценку периода развитию ребенка, который предшествует вступлению его в школу. Ведь сегодня любой образованный человек на вопрос о том, что такое «детство», ответит, что детство - это период усиленного развития, изменения и учебы. Но в действительности это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития. О парадоксах детского развития писали Б. Штерн, Ж. Пиаже, И. Соколнянский. Д.Б. Эльконин говорил, что парадоксы в детской психологии - это загадки развития, которые ученым еще нужно разгадать.

Следовательно, детство - период, который продолжается от новорожденности к полной социальной психологической зрелости, это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. Нужно при этом заметить, что этапы детства человека - продукт истории. Поэтому длительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества. А потому идеальной формой, как считал Л.С. Выготский, есть та часть объективной действительности, с которой ребенок вступает в непосредственное взаимодействие. В дошкольном

189

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.