DOI 10.47576/2712-7516_2022_6_4_311 УДК 659
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОГО БРЕНДА
Ибрахими Атикуллах,
магистрант направления «Реклама и связи с общественностью», Российский университет дружбы народов, г. Москва, Россия, e-mail: 1032165766@ rudn.ru
Статья посвящена раскрытию понятия личного бренда, определению его типов и преимуществ, а также проблем создания и развития. В основу статьи положена гипотеза о том, что личный бренд является эффективным инструментом по продаже собственных знаний, умений и наработанного опыта.
Ключевые слова: личный бренд; персональный брендинг; потребители; имидж; маркетинг.
UDC 659
PERSONAL BRAND DEVELOPMENT
Ebrahimi Atiqullah,
Master's Degree Advertising and public relations, RUDN University, Moscow, Russia, e-mail: 1032165766@rudn.ru
This article is devoted to the disclosure of the concept of a personal brand, the definition of its types and advantages, as well as the problems of creation and development. The article based on the hypothesis that a personal brand is an effective tool for selling your own knowledge, skills and accumulated experience. Keywords: personal brand; personal branding; consumers; image; marketing.
Личный бренд (персональный брендинг) -это то, что говорят о человеке люди, которые его не знают лично. Их мнение сложилось из информации, имеющейся в свободном доступе (сегодня в основном из Интернета). Это информационный шлейф конкретного человека: он определяет мысли окружающих о нем и его работе.
Персональный бренд - это вы. Это ваш образ, который вы хотите преподнести миру, и то, чем вы хотите казаться в глазах мира. С помощью брендинга можно создать верный образ и развивать его в соответствии с заданными целями.
В основе личного бренда лежат не пустые амбиции, а именно реализованные таланты, приведшие к успеху. Это не средство зарабатывания денег, а скорее результат их наличия. Деньги есть, но это не первопричина.
Главное при создании своего имиджа - по -нять, где и каким образом можно максималь-
но полно использовать весь свой потенциал и достичь наивысших результатов. Деньги в данном случае - лишь «побочный эффект». Главное - стать личностью и гарантом собственного бизнеса.
Гуру менеджмента и один из крупнейших мировых специалистов по персональному брендингу Питер Монтойя выделяет три основные категории бизнеса, для которых необходимо создание личного образа:
1. Специалисты в сфере услуг. В эту категорию входят деятели искусств, спортсмены, политики и т.д.
2. Бизнесмены, работающие в сфере личных услуг, - владельцы картинных галерей, директора учебных учреждений, владельцы крупных магазинов и т.д.
3. Профессиональные продавцы, способные одним внешним видом увеличить ценность продукта. Это владельцы студий звукозаписи, магазинов одежды и др. [2].
Если вы оказываете качественные услуги или выпускаете интересный продукт, имеете стабильный бизнес и не имеете проблем с государством или криминалом, будьте уверены: грамотно разработанный личный бренд принесет огромную пользу и будет работать на вас очень долго.
Личный бренд - это образ, который вы соз -даете. Он может принести огромную пользу, но может и навредить. Все зависит от того, как вы себя представите. Личный бренд выполняет следующие функции:
- создает положительное мнение и формирует лояльное отношение со стороны потенциальных клиентов;
- позволяет выстроить максимально доверительные отношения с партнерами и клиентами;
- позволяет наилучшим образом позиционировать себя в сравнении с конкурентами;
- помогает создать и развить отличную репутацию;
- максимально полно раскрывает ваш по-
Сильные качества профессионала
тенциал, обнаруживает ранее неизвестные возможности и помогает контактировать с людьми на совершенно ином уровне;
- учит управлять собой и бизнесом;
- повышает узнаваемость корпоративного бренда, который неотделим от имиджа его владельца.
Личный бренд - лучший помощник там, где все зависит от одного человека, его индивидуальности, характера.
Многие люди делают то, что им не нужно и неинтересно. Единственная мотивация -надо зарабатывать на жизнь. У них отсутствует мотивация к самосовершенствованию, и они никогда не смогут стать лучшим в выбранном деле.
Люди, создающие свой профессиональный бренд, должны заниматься тем, что им по-настоящему интересно. Это вдохновляет идти вперед, даже если прямо сейчас есть определенные трудности.
Составляющие личного бренда наглядно приведены на рис. 1.
Принадлежность к определенной компании
Личный бренд
Рисунок 1 - Составляющие личного бренда
Определим факторы, которые подтверждают необходимость личного бренда.
Прежде всего он популяризирует своего владельца как профессионала, а плата за услуги популярного специалиста существенно выше. Например, прием у известного доктора с регалиями стоит куда дороже, чем у его менее успешного коллеги. Хотя на самом деле большой разницы в качестве предоставляемой услуги может и не быть.
Если в сфере высокий уровень конкуренции, личный бренд поможет выделиться в массе похожих специалистов. Уже одно это
привлекает внимание, запоминается и приводит к нему людей.
Потребители готовы сильно переплачивать за опыт и экспертность специалиста, так как им нужны спокойствие и уверенность в результате. И чтобы у них появилось желание обратиться к конкретному профессионалу, ему необходимо создать себе соответствующий образ.
Личный бренд помогает достичь успеха в большом количестве профессий: дизайнер, парикмахер, специалист в сфере маркетинга, копирайтер, стилист, менеджер, доктор, юрист и т.д. Наиболее важное значение он
имеет для деятелей искусства: музыкантов, художников и писателей.
Создание личного бренда позволяет остаться на вершине бизнес-цепочки. Благодаря ему увеличивается доверие целевой аудитории к данному специалисту. Человек хочет покупать что-либо не у каких-то безли-
ких компаний и брендов, а у других людей. Триггер «доверия» помогает привлечь новых партнеров, покупателей, удержать постоянных клиентов и увеличить продажи.
Рассмотрим типы личного бренда, представленные на рис. 2.
"Эксперт"
■ г ч "Человек - эпатаж" |
■
■ Г 1 "Свой человек"
■
Рисунок 2 - Типы личного бренда
Вид личного бренда может быть разным в зависимости от поставленной задачи.
Так, «эксперт» ничего не рассказывает про свои увлечения и личную жизнь, от него можно услышать только про профессию и работу [4].
«Человек-эпатаж» принимает участие в изменах, скандалах, разводах, интригах. Многие публичные личности применяют именно этот подход.
«Свой человек» сочетает личность и экс-пертность. Он рассказывает что-то о себе, чтобы показать, что он живой, как и все остальные.
Определим положительные стороны развития личного бренда:
- имидж специалиста вызывает нужные ассоциации у целевой аудитории и приводит к нему новых клиентов;
- длительный эффект. Если правильно подходить к работе над личным брендом, то все будут знать вас как хорошего специалиста, даже если вы снизите активность;
- личный бренд помогает выделиться. Этот человек - не просто обычный работник, предприниматель или фрилансер. Он имеет свою историю, имя, о нем говорят как о профессионале;
- вокруг личного бренда формируется нужное окружение. Чем дальше специалист двигается в своем профессиональном раз-
витии, тем большим изменениям подвергается социум вокруг него;
- человек, занимающийся личным продвижением, всегда превосходит специалистов, которые не делают этого (в доходе, количестве клиентов и т.д.) [5].
Однако у личного брендинга есть и обратная сторона:
- прежде всего, это пристальное внимание других людей и публичность. Это не осо -бо заметно внутри определенной ниши и на местном уровне. Но если человек выходит за их пределы, к нему устремляется внимание огромного количества людей;
- при развитии бренда достаточно легко навредить своему образу. Чем популярнее личность, тем аккуратнее нужно подбирать слова. Необдуманные поступки могут вмиг разрушить имидж, а вот восстановить его будет нелегко;
- на личный бренд могут воздействовать другие люди. Даже чужие слова и анонимные комментарии в интернете могут серьезно повредить вашей репутации.
Личный бренд сейчас играет важную роль в обществе и профессиональной деятельности. Он будет актуален и дальше - есть все предпосылки, чтобы заняться его развитием прямо сейчас.
Определим шаги по развитию личного бренда, наглядно показанные на рис. 3.
Наработка собственны х кейсов
Развитие бренда
Бренд работает на
своего владельца
Поддержан ие личного бренда
Рисунок 3 - Этапы персонального брендинга
Первый шаг - это сбор экспертных знаний.
Вторая ступень - использование полученных материалов, чтобы наработать собственные кейсы.
На следующем шаге профессионал уже помогает своим коллегам, используя приобретенные ранее знания.
На четвертом этапе развивается личный бренд, который поддерживается на пятом, последнем, шаге.
Личный бренд продвигается достаточно известным и широко используемым путем -через создание страницы в социальных сетях.
Сегодня буквально «вторую молодость» переживает социальная сеть «Одноклассники». После блокрировки на территории нашей страны Фейсбука и Инстграмма в «Одноклассники» вернулись пользователи, несколько лет не посещавшие свои страницы.
Собственный сайт - это следующая ступень продвижения личного бренда. Здесь можно размещать собственные статьи и публикации, делать репосты на другие СМИ. Сайт выполняет функцию резюме и портфо-лио. Благодаря техническому прогрессу это первое, на что обращает внимание потенциальная целевая аудитория.
При продвижении собственного сайта важно, чтобы у вас уже была определенная целевая аудитория. Кроме этого, нужен грамотный подход к продвижению сайта и выво -ду его на первые места в поисковой выборке.
Если в компании есть несколько достаточно ярких личностей, стоит каждому дать возможность продвижения своего блога, связанного с основной сферой деятельности.
При использовании сайта для персонального брендинга стоит продумать стратегию. Некоторые компании создают креативные сюжеты, как деловые, так и постановочные, призванные доказать клиенту, что в солидной фирме с огромным опытом работы работают обычные люди [6]. Другие предпочитают официальный деловой стиль. В первом случае допускается размещение видео с корпо-ративов, во втором - нет. Если продвигать не только себя, но и косвенно компанию, стиль позиционирования человека и фирмы должен совпадать минимум в основных чертах.
Одним из важнейших инструментов для создания и продвижения нового имиджа и достижения большинства других целей являются личные связи. Не жалейте времени на создание новых личных и деловых контактов и развитие старых.
Правильное окружение - это уже реклама и поддержка. Неразборчивое отношение к связям может привести к различным негативным последствиям и, как следствие, скажется на репутации. Поэтому многие успешные люди, выйдя на определенный уровень, разрывают большинство старых связей.
Многие считают, что достаточно стать хорошим специалистом в какой-то отрасли, а имидж и то, как ты выглядишь - неважно. Мол, все будут ценить по делам. Это не совсем так. В первую очередь человека оценивают по тому, как он себя подает. Стив Джобс далеко не сразу пришел к своему привычному образу в джинсах, кроссовках и водолазке. За два-три десятилетия до этого он занимал деньги на хороший костюм, чтобы в нем отправиться на встречу с потенциальными инвесторами.
В создании образа не существует таких понятий, как «хорошо» или «плохо». Важно, насколько это удобно и комфортно для вас, насколько отвечает вашим требованиям и пожеланиям, и насколько это соответствует ожиданиям вашей целевой аудитории.
У клиентов в голове уже есть стереотип, как должен выглядеть руководитель той или иной компании. Если вы не соответствуете привычным критериям и при этом не являетесь Стивом Джобсом, клиенты к вам вряд ли пойдут.
Важно изучать и понимать клиентов - людей, в головах которых вы хотите создать определенный образ. Если вы их не понимаете, у них может сложиться неожиданное впечатление о вас. У каждого есть своя призма, через которую он смотрит на мир. Если вы проходите через эту призму, вас смогут воспринять и услышать. Здесь важно все -от того, как вы выглядите, и до того, какие основные ценности декларируете.
Вышеизложенное позволяет сделать ряд выводов.
Под личным брендом понимается четкая связь, сформированная между именем человека и его сферой деятельности. Безусловно, эта связь может быть как положительной, так и отрицательной, ведь можно сформировать и имидж неуспешного посредственного специалиста.
Человек называет свою фамилию - и в вашей голове ярко проявляются связанные с этой фамилией события, дела, с ней ассоциируются добрые или, напротив, какие-то неприятные поступки, созданный образ вызывает приятие либо отторжение. Все это говорит, что о том, что человек обладает собственным брендом.
Пример негативных ассоциаций, которые вызывает фамилия известной личности, достаточно легко найти в актерской среде. Сто -ит только сказать «Алексей Панин», сразу всплывают неприятнее воспоминания. Так что личный бренд, безусловно, у этого человека есть, только вряд ли он сослужит Панину хорошую службу. Поэтому работа по созданию личного бренда должна вестись целенаправленно и с соблюдением определенных правил.
Первостепенное значение персональный брендинг приобретает в тех отраслях деятельности, где многое связано с конкретным
человеком, его способностями и достижениями. Это парикмахерское искусство, дизайн, юриспруденция, творческие профессии.
Персональный брендинг - сложный процесс создания популярной персоны.
Принципы формирования личного бренда:
- мышление категориями маркетинга и бизнеса;
- постоянный мониторинг общественного мнения;
- создание страницы в социальной сети, сайта или блога.
Личный бренд со временем теряет свою ценность, поэтому его нужно постоянно развивать и продвигать. При этом человек может открывать и закрывать бизнес, начинать новые направления работы, переходить из одной отрасли в другую - и его имя всегда будет с ним.
События в стране и мире показывают, что бизнес в нынешних реалиях - вещь крайне нестабильная. Западные компании уходят с российского рынка, и на освободившееся место придут новые поставщики. Деньги людей, работавших с ушедшими компаниями, остались в том бизнесе. А вот те ресурсы, которые они тратили на продвижение лично себя, остались с ними навсегда. Поэтому в первую очередь необходимо продвигать имя владельца компании.
Личное продвижение, как правило, позволяет резко нарастить кредит доверия компании, поскольку это фактически демонстрация нашей уязвимости. Мы приоткрываем завесу личной жизни, пускаем в нее практически со -всем посторонних нам людей, демонстрируем свой дом, семью и друзей, выставляем на всеобщее обозрение свои пристрастия и увлечения, то есть показываем составляющие своего бренда и в ответ на эту уязвимость получаем более глубокое доверие.
Если человек уже является достаточно известным, грамотное продвижение его образа в Интернете закрепит тенденцию.
Если человек является яркой личностью, но до сих пор был в тени, его можно сделать известным за короткий срок за счет вирусных публикаций. Для этого разработан солидный инструментарий.
Открытость руководителя еще более важна, если компания занимает особенную нишу на рынке - создает премиальный продукт и ориентируется во многом на «своего» покупателя, на рекомендации, повторные покупки.
Список литературы_
1. Музыкант В.Л. Брендинг. Управление брендом: учеб. пособие. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2021. 316 с.
2. Тульчинский ГЛ., Терентьева В.И. Бренд-менеджмент. Брендинг и работа с персоналом: учеб. пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2021. 255 с.
3. Чернышева А.М., Якубова Т.Н. Брендинг: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2019. 504 с.
4. Стенников В.В., Хачатурян К.С. Методика определения оптимальной образовательной программы подготовки иностранных военно-технических кадров // Военно-экономический вестник. 2020 № 2. URL: https:// voenvestnik.ru/PDF/01VNVV220.pdf (дата обращения: 11.04.2022).
5. Абдулкадыров А.С. Кластерный подход как фактор повышения конкурентоспособности отраслей промыш -ленности // Экономика и предпринимательство. 2013. № 7 (36). С. 243-245.
6. Абдулкадыров А.С., Самохвалова Е.П. Функционирование хозяйствующих субъектов в условиях глобализации мировой экономики // Экономика и предпринимательство. 2015. № 12. Ч. 1 (65-1). С. 1045-1048.
References _
1. Musician V.L. Branding. Brand management: studies. manual. M.: RIOR: INFRA-M, 2021. 316 p.
2. Tulchinsky G.L., Terentyeva V.I. Brand management. Branding and working with staff: studies. manual for universities. 2nd ed., ispr. and add. M.: Yurayt, 2021. 255 p.
3. Chernysheva A.M., Yakubova T.N. Branding: textbook for bachelors. M.: Yurayt, 2019. 504 p.
4. Stennikov V.V., Khachaturian K.S. Methodology for determining the optimal educational program for training foreign military-technical personnel. Military-economic Bulletin. 2020 No. 2. URL: https://voenvestnik.ru/PDF/01VNVV220.pdf (date of reference: 11.04.2022).
5. Abdulkadyrov A.S. Cluster approach as a factor of increasing the competitiveness of industries. Economics and entrepreneurship. 2013. No. 7 (36). pp. 243-245.
6. Abdulkadyrov A.S., Samokhvalova E.P. Functioning of economic entities in the conditions of globalization of the world economy. Economics and entrepreneurship. 2015. No. 12. Part 1 (65-1). pp. 1045-1048.