ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ В СЕКТОРАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
УДК 630*68(476):658
И. В. Новикова, Д. Г. Малашевич
Белорусский государственный технологический университет
РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО БИЗНЕСА НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРИЗАЦИИ
В статье рассматриваются актуальные вопросы развития лесного бизнеса. Подчеркивается значимость лесного хозяйства в национальной экономике республики и для развития сельских территорий. Отмечено, что актуальной проблемой остается сокращение занятости населения вследствие нехватки рабочих мест, недостаточности инвестиций и функционирование данных отраслей в основном в рамках государственной формы собственности и традиционных организационных форм. Существует потребность и заинтересованность в развитии здоровой конкуренции и сотрудничестве с профильными и непрофильными компаниями различных форм собственности и индивидуальными предпринимателями, что позволяет не только наращивать производство, но и создавать новые рабочие места, и тем самым решать проблему инклюзии на лесных территориях.
Новой современной организационной формой, которая позволила бы не только нарастить производство, но и решить одновременно проблему инклюзивности, включенности всех групп населения является кластер. Лесная отрасль нуждается в создании организационно -технологической платформы, площадки, которая объединяла бы представителей государства, бизнеса, науки и образования вокруг общего видения тренда научно-технического, технологического, организационного развития лесной отрасли и формирования общих подходов к развитию и промышленному освоению соответствующих технологий и организационных форм на данной платформе для субъектов всех форм собственности.
Пилотный проект по формированию прототипа модели создания лесного кластера в Моло-деченском районе (на базе Молодечненского лесхоза) должен показать типовую модель, которая будет первым элементом данной платформы. Мультиплицирование алгоритма ее создания должно лечь в основу реформирования организационной модели функционирования лесных территорий республики с задействованием в ней всех заинтересованных групп населения и субъектов различных форм собственности в ближайшей перспективе.
Ключевые слова: лесной бизнес, кластер, инклюзия, инновационное развитие, технологии, предпринимательские структуры, экономический рост, занятость населения.
I. V. Novikova, D. G. Malashevich
Belarusian State Technological University
DEVELOPMENT OF FOREST BUSINESS ON THE BASIS OF CLUSTERIZATION
The article discusses topical issues of forest business development. The importance of forestry in the national economy of the republic and for the development of rural areas is emphasized. It is noted that the actual problem remains the reduction of employment due to the lack of jobs, insufficient investment and the functioning of these industries, mainly within the framework of state ownership and traditional organizational forms. There is a need and interest in the development of healthy competition and cooperation with specialized and non-core companies of various forms of ownership and individual entrepreneurs, which allows not only to increase production, but also to create new jobs, solving the problem of inclusion in forest areas.
A new modern organizational form that would allow not only to increase production, but also to simultaneously solve the problem of inclusiveness, the inclusion of all groups of the population is a cluster. The forestry industry needs to create an organizational and technological platform, a platform that would unite representatives of the state, business, science and education around a common vision of the trend of scientific, technical, technological, organizational development of the forestry industry
and the formation of common approaches to the development and industrial development of relevant technologies and organizational forms on this platform for subjects of all forms of ownership.
The pilot project for the formation of a prototype of a model for creating a forest cluster in the Mo-lodechno district (based on the Molodechno forestry enterprise) should show a typical model that would be the first element of this platform. Further, the multiplication of the algorithm for its creation should form the basis for reforming the organizational model of the functioning of the forest territories of the republic with the involvement of all interested groups of the population and subjects of various forms of ownership in it in the near future.
Key words: forestry business, cluster, inclusion, innovative development, technologies, entrepreneurial structures, economic growth, employment.
Введение. Лесное хозяйство - это комплексная и многоцелевая отрасль общественного производства, входящая в состав лесного комплекса Республики Беларусь. От его состояния и уровня развития зависит обеспеченность национальной экономики и населения в древесине и других продуктах леса. В настоящее время отрасль динамично развивается, о чем свидетельствует ежегодный рост выручки от реализации продукции, объема экспорта, производительности труда и заработной платы [1].
Однако, несмотря на значимость лесного хозяйства в экономике республики в целом, по группе лесное, сельское и рыбное хозяйство идет сокращение занятости на протяжении последних лет: с 9,6% (2016 г.) до 9,3% (2019 г.) [2].
Одной из причин снижения занятости и оттока кадров является нехватка рабочих мест, недостаточность инвестиций и функционирование данных отраслей в основном в рамках государственной формы собственности и традиционных организационных форм. Соответственно, возникает потребность и заинтересованность в развитии здоровой конкуренции на этом рынке и сотрудничестве с профильными и непрофильными компаниями различных форм собственности и индивидуальными предпринимателями, что позволяет не только наращивать производство, но и создавать новые рабочие места, решать проблему инклюзии на лесных территориях.
Основная часть. В систему Министерства лесного хозяйства входят 114 организаций, в том числе 98 государственных лесохозяйствен-ных учреждений (лесхозов), с общей численностью работающих около 38 тыс. человек.
Лесхоз, согласно законодательству, является некоммерческой организацией, так как основная цель деятельности - воспроизводство, охрана и защита лесных ресурсов - не связана с получением прибыли. Вместе с тем в лесхозах на принципах хозрасчета или коммерческой деятельности организованы лесозаготовительное производство, лесопиление и деревообработка, переработка отходов лесозаготовок и деревообработки, заготовка и переработка продукции побочного пользования, пчеловодство [3].
Следует отметить, что лесхозы расположены, как правило, в районных центрах Беларуси, численность работающих составляет от 300 до 600 человек. По данным Министерства лесного хозяйства, средняя заработная плата за первое полугодие 2020 г. составила 1140 руб., поэтому для сельской местности особенно, где нет других промышленных предприятий, лесхозы являются привлекательным местом работы. Таким образом, в современных условиях лесное хозяйство из традиционно сырьевой отрасли превращается в инфраструктурную, одну из ключевых в народнохозяйственном комплексе, в особенности в сельских районах страны.
Динамичное развитие отрасли во многом связано с тем, что в 2000-х гг. были разработаны и реализованы государственные программы, направленные на развитие и техническое перевооружение лесохозяйственного, лесозаготовительного и деревообрабатывающего производств, строительство лесохозяй-ственных дорог, создание и развитие инфраструктуры по заготовке и доставке древесного топлива, развитие инфраструктуры охотничьего хозяйства.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 07.05.2007 № 214 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности в сфере лесного хозяйства» в 2008 г. в Беларуси заработал рыночный механизм реализации древесины через биржевые торги. Кроме того, созданы условия для развития рынка услуг и контрактных отношений по лесозаготовкам и другим лесохозяйственным мероприятиям, организуются совместные и иностранные предприятия в этой сфере. Доля заготовки древесины на услугах составила в 2019 г. 28%.
В 2019 г. на ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» в секции лесопродук-ции насчитывалось 20 видов услуг:
- вывозка древесины;
- заготовка, трелевка древесины;
- очистка мест рубок;
- погрузка лесопродукции в ж.-д. транспорт;
- посадка лесных культур;
- дополнение лесных культур;
- распиловка круглых лесоматериалов;
- подготовка почвы;
- сушка шишек сосны и др.
Покупателями услуг, наряду с организациями
концерна «Беллесбумпром» и Минлесхоза, являются более 825 субъектов хозяйствования различной формы собственности. В немалой степени это способствовало развитию малых и средних предприятий, занимающихся услугами лесохо-зяйственного и лесозаготовительного производства, в малых городах и регионах страны [4].
Несмотря на безусловные достижения, дальнейшему развитию отрасли мешают следующие проблемные моменты:
- существуют трудности в установлении корректных отношений между организациями, находящимися в разных секторах, в частности лесного хозяйства, окружающей среды, сельских районов, сельского хозяйства, энергетики, деревообработки;
- значительная разница в ценах на древесину на внутреннем и внешнем рынках не позволяет обеспечить увеличение проведения лесо-хозяйственных мероприятий, повышение уровня заработной платы и увеличение создания «зеленых» рабочих мест в лесном хозяйстве, отказаться от бюджетного финансирования и построить рыночные формы взаимоотношений;
- существуют региональные диспропорции развития организаций лесного хозяйства и наличие ряда проблемных регионов и населенных пунктов (особенно в Витебской, Гомельской, Могилевской областях), что связано с демографическими, природными и другими факторами;
- наблюдается нестабильная динамика основных экономических показателей деятельности организаций лесного хозяйства, зависящая в большей степени от внешнеэкономических факторов;
- в настоящее время рекреационные и туристические ресурсы особо охраняемых природных территорий, перспективных для развития экологического туризма, используются не в полной мере;
- потенциальные возможности по развитию малого и среднего бизнеса в лесном секторе, который играет значительную роль в развитии «зеленой экономики», остались не задействова-ными в целом в развитии отрасли.
Инновационное развитие и развитие бизнеса в данной отрасли имеют стратегическое значение. В этой связи возникает потребность перехода к новым современным организационным формам, которые позволили бы не только нарастить производство, но и решить одновременно проблему инклюзивности, включенности всех групп населения сельских территорий.
Для решения данной проблемы необходимо создание организационно-технологической
платформы, площадки, которая объединяла бы представителей государства, бизнеса, науки и образования вокруг общего видения тренда научно-технического, технологического, организационного развития лесной отрасли и формирования общих подходов к развитию и промышленному освоению соответствующих технологий и организационных форм на данной платформе для субъектов всех форм собственности в регионах.
Такой относительной новой формой для лесной отрасли является кластер. Существуют различные определения этого понятия.
По М. Портеру, который одним из первых дал определение кластера в экономике, «кластер представляет собой группу географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом» [5].
Как экономическая категория он (кластер) представляет собой совокупность организационно-экономических отношений между хозяйствующими субъектами, складывающихся на основе специализации и конкуренции, колла-борации и сотрудничества с целью повышения конкурентоспособности каждого из них и организации в целом.
Признаками кластера в рыночной экономике являются: многочисленность самостоятельных субъектов, географическая близость его участников, взаимосвязь и взаимодействие между различными группами участников, взаимосвязь интересов, конкуренция и кооперация, взаимодействие между предприятиями разной направленности и масштаба, поддерживающими институтами на основе отношенческого контракта, горизонтальная структура управления, государственно-частное партнерство, высокий уровень научно-технического потенциала, конкурентоспособность [6].
Для лесного хозяйства наиболее подходит следующее определение: кластер - это неин-ституционализированная группа субъектов хозяйствования, географически расположенных в одном регионе, взаимодействующих на принципах кооперации и социальной направленности, в том числе в форме государственно-частного партнерства.
Для создания модельного кластера необходимо проведение опроса потенциальных участников кластера для определения его структуры, выявления новых точек роста и, соответственно, уровня инклюзии участников кластера.
Кластер как организационная модель, включающая тренинги и обучающие семинары, позволит обучить потенциальных участников кластера и получить дополнительные рабочие места в ходе выявления возможных форм и направлений взаимодействия между предприятиями и организациями для формирования новых точек роста.
Для успешной кластеризации необходима объединительная площадка, организационно-технологическая платформа, которая позволит на базе разработки прототипа модели кластера осуществить кластеризацию в других депрессивных и дотационных регионах республики с высоким уровнем безработицы.
В лесном хозяйстве в качестве объекта для пилотного проекта был выбран Молодечненский лесхоз по следующим причинам: центральное расположение на территории Беларуси, наличие всех возможных для лесного хозяйства направлений деятельности, среднестатистические технико-экономические показатели хозяйственной деятельности.
Молодечненский район находится на 4-м месте по уровню безработицы. В районе работает 37 предприятий основной промышленной группы, в отрасли занято более 11 тыс. человек. Из общего количества предприятий 4 относятся к государственной форме собственности, 33 - к частной. Доля безработицы в данном регионе выше среднестатистической по республике и составляет 0,2%. Особенно безработица распространена в лесных и сельских регионах данного района.
Главная задача - обеспечить условия для перехода к новой организационной модели функционирования лесхозов - кластеру, обеспечивающему создание новых рабочих мест, и на базе обучения потенциальных участников кластера -новых предпринимательских структур. Ожидаемый результат - снижение безработицы и создание условий для появления новой организационной формы - кластера на базе Молодечненского лесхоза как типовой для последующего мультиплицирования ее в других лесных регионах.
Молодечненский лесхоз как достаточно успешная организация мог бы выступить ядром формируемого кластера. А за счет увеличения производства (рубки) в следующем году и ближайшей перспективе будет нуждаться в наращивании профильных и непрофильных услуг вокруг своего основного производства. Соответственно, он нуждается в появлении лиц, которые были бы в состоянии предоставлять частные услуги производственного (профильного) и непрофильного направления. Для этого необходимо выявить потенциальных участников кластера и организовать на базе лесхоза с участием партнеров обучающие тренинги и семинары.
Обучающие тренинги и семинары позволят подготовить участников для вхождения в кластерную организацию. Далее обученные участники будут в состоянии открыть и вести свой бизнес как в рамках кластера, так и за его пределами Создание рабочих мест позволит уменьшить безработицу.
Создание модели предполагает выделение комплекса услуг, которые смогут выполнять женщины (сбор дикоросов, организация ИП или ООО по питанию, бытовому обслуживанию и т. п.), вовлечение в профильное производство (ИП или ООО по организации рубок и утилизации отходов и др.) не только мужчин работоспособного возраста, но и мужчин-пенсионеров, женщин всех возрастов. С этой точки зрения данная инициатива позволяет соблюсти принцип гендерного равенства, вовлеченность в реализацию инициативы людей с инвалидностью и других уязвимых групп населения.
Реализация инициативы по созданию прототипа модели кластера позволит создать условия для функционирования в регионе новой эффективной модели кластера на базе лесхоза с решением проблем включения в структуру кластера всех групп населения региона (сборщики дико-росов, безработные, хозяева агроусадеб, турфирмы, индивидуальные предприниматели и т. п.).
Реализация данной инициативы позволит сформировать концепцию организационно-технологической платформы, на которой данная модель кластера с инклюзией всех групп населения должна стать образцом для других лесных регионов. Инновационность данного проекта заключается в том, что впервые в лесной отрасли будет создан прототип модели кластера, который может быть распространен на большинство из 98 лесхозов республики, имеющих повышенную лесистость.
Создание рабочих мест и производства в лесном регионе позволяет обеспечивать экономический рост в регионе с инклюзивностью всех заинтересованных слоев населения без создания вредных и нетипичных для данного региона производств, не нанося экологического ущерба. Более того, можно достичь эффективного производства и использования древесины, применения экономически и экологически эффективных технологий утилизации древесных отходов, образующихся в процессе лесосечных работ, лесопиления и деревообработки, а также создания условий для производства органической продукции (побочное пользование), развития охотничьего и экологического туризма.
Заключение. Наличие концептуального содержания организационно-технологической платформы позволит адаптировать ее к формируемой стратегии развития лесного хозяйства
на перспективу до 2030 г. с учетом инклюзив-ности всех слоев населения на лесных территориях других регионов.
Создание подобной модели позволит в перспективе расширить взаимодействие с другими кластерами подобного типа на единой организационно-технологической платформе, также даст возможность специализировать
развитие данного региона в интересах целей устойчивого развития (цель 8. Достойная работа и экономический рост, цель 10. Уменьшение неравенства между людьми и цель 11. Устойчивые города и населенные пункты ) и формировать перспективу с переходом к такой модели развития в рамках других регионов республики.
Список литературы
1. Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь. URL: http://mlh.by/ (дата обращения: 11.09.2020).
2. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. URL: http:// http:/belstat.gov.by/ (дата обращения: 11.09.2020).
3. Неверов А. В., Малашевич Д. Г. Формирование организационной модели развития лесхозов Республики Беларусь // Труды БГТУ. Сер. 5, Экономика и управление. 2018. № 1 (208). С. 113-118.
4. Стратегический план развития лесохозяйственной отрасли на период до 2030 года: утв. заместителем Премьер-министра Респ. Беларусь 23 декабря 2014 г. № 06/201-271. URL: https://www.belstu.by/ Portals/0/userfiles/100/VB-Strategiya.pdf (дата обращения: 30.09.2020).
5. Портер М. Международная конкуренция. М.: Междунар. отношения, 1995. 896 с.
6. Новикова И. В., Санько Г. Г., Тимофеева Ю. А. Кластер как сетевая структура и фактор экономического роста национальной экономики // Труды БГТУ. Сер. 5, Экономика и управление. 2018. № 2. С. 22-27.
Reverences
1. Ministerstvo lesnogo khozyaystva Respubliki Belarus' [Ministry of Forestry of the Republic of Belarus]. Available at: http://mlh.by/ (accessed 09.11.2020).
2. Natsional'nyy statisticheskiy komitet Respubliki Belarus' [National Statistical Committee of the Republic of Belarus]. Available at: http://belstat.gov.by/ (accessed 09.11.2020).
3. Neverov A. V., Malashevich D. G. Formation of an organizational model for the development of forestry enterprises of the Republic of Belarus. Trudy BSTU [Proceedings of BSTU], series 5, Economics and Management, 2018, no. 1 (208), pp. 113-118 (In Russian).
4. Strategicheskiy plan razvitiya lesokhozyaystvennoy otrasli na period do 2030 goda: utv. zamestitelem Prem 'yer-ministra Resp. Belarus' 23 dekabrya 2014 g. N 06/201-271 [Strategic plan for the development of the forestry sector for the period up to 2030: approved by the Deputy Prime Minister of the Republic of Belarus on December 23, 2014. No. 06/201-271]. Available at: https://www.belstu.by/Portals/ 0/userfiles/100/VB-Strategiya.pdf (accessed 30.09.2020).
5. Porter M. Mezhdunarodnaya konkurentsiya [International competition]. Moscow, Mezhdunarod-naуye оtnosheniya Publ., 1995. 896 p.
6. Novikova I. V., Sanko G. G., Timofeeva Yu. A. Cluster as a network structure and a factor of economic growth of the national economy. Trudy BGTU [Proceedings of BSTU], series 5, Economics and Management, 2018, no. 2, pp. 22-27 (In Russian).
Информация об авторах
Новикова Ирина Васильевна - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента, технологий бизнеса и устойчивого развития. Белорусский государственный технологический университет (220006, Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]
Малашевич Диана Георгиевна - старший преподаватель кафедры менеджмента, технологий бизнеса и устойчивого развития. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]
Information about the authors
Novikova Irina Vasil'evna - DSc (Economics), Professor, Head of the Department of Management, Business Technologies and Sustainable Development. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]
Malashevich Diana Georgievna - Senior Lecturer, the Department of Management, Business Technologies and Sustainable Development. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]
Поступила 10.09.2020