Научная статья на тему 'Развитие лексической стороны речи у детей с заиканием с помощью игровой деятельности'

Развитие лексической стороны речи у детей с заиканием с помощью игровой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
464
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лексическая сторона речи / заикание / игровые технологии в логопедии. / lexical side of speech / stuttering / gaming technology in speech therapy.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Черномурова Полина Андреевна

В данной работе изучено влияние игровых технологий на развитие лексической стороны речи у детей с заиканием. На базе Центра современных психологических технологий ФСНКЦ ФМБА России было проведено исследование, в котором приняли участие дети с заиканием в возрасте от 5 до 6 лет. Диагностическим инструментарием, с помощью которого оценивалась эффективность проведенной логопедической работы, явилась методика исследования лексической стороны речи на примере словаря прилагательных. Сравнительный анализ первичного и повторного исследований указывает на эффективность игровых технологий в развитии лексической стороны речи у детей с заиканием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEXICAL SPEECH DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH STUTTERING WITH THE HELP OF GAME ACTIVITY

The article deals with influence studying of gaming technology on the speech lexical side of children with stuttering. A study was conducted on the basis of the Center for Modern Psychological Technologies at the Federal Siberian Clinical Center of the Federal Medical Biological Agency of Russia, where children aged 5-6 years with stuttering. The effectiveness of the conducted speech therapy was evaluated with the help of diagnostic tool. It was the method of the speech lexical side research on the example of the adjective dictionary. Comparative analysis of primary and repeated research indicates the effectiveness of gaming technology in the development of the speech lexical side of children with stuttering.

Текст научной работы на тему «Развитие лексической стороны речи у детей с заиканием с помощью игровой деятельности»

УДК 376

РАЗВИТИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ С ПОМОЩЬЮ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Черномурова Полина Андреевна.

Красноярск, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный Сибирский научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства», медицинский психолог, [email protected].

Аннотация. В данной работе изучено влияние игровых технологий на развитие лексической стороны речи у детей с заиканием. На базе Центра современных психологических технологий ФСНКЦ ФМБА России было проведено исследование, в котором приняли участие дети с заиканием в возрасте от 5 до 6 лет. Диагностическим инструментарием, с помощью которого оценивалась эффективность проведенной логопедической работы, явилась методика исследования лексической стороны речи на примере словаря прилагательных. Сравнительный анализ первичного и повторного исследований указывает на эффективность игровых технологий в развитии лексической стороны речи у детей с заиканием.

Ключевые слова: лексическая сторона речи, заикание, игровые технологии в логопедии.

THE LEXICAL SPEECH DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH STUTTERING WITH THE HELP OF GAME ACTIVITY

Chernomurova Polina Andreevna.

Krasnoyarsk, Federal State Budgetary Institution "Federal Siberian Scientific and Clinical Center of the Federal Medical-Biological Agency", medical psychologist, [email protected].

Abstract. The article deals with influence studying of gaming technology on the speech lexical side of children with stuttering. A study was conducted on the basis of the Center for Modern Psychological Technologies at the Federal Siberian Clinical Center of the Federal Medical Biological Agency of Russia, where children aged 5-6 years with stuttering. The effectiveness of the conducted speech therapy was evaluated with the help of diagnostic tool. It was the method of the speech lexical side research on the example of the adjective dictionary. Comparative analysis of primary and repeated research indicates the effectiveness of gaming technology in the development of the speech lexical side of children with stuttering.

Key words: lexical side of speech, stuttering, gaming technology in speech therapy.

Статистические данные по всему миру указывают на то, что нарушения речи в детском возрасте встречаются всё чаще [3, с. 859-862]. При этом важно

отметить, что речь играет ключевую роль в развитии ребенка. Для полноценной коммуникации и гармоничного развития личности человеку необходимо иметь сформированную речь [2, с. 105].

Именно лексическая сторона речи обеспечивает богатый словарный запас и является составляющей практически всех основных форм психических процессов. Развитый словарный запас это один из главных показателей высокого уровня речевого развития у детей. Поэтому наличие нарушений в формировании словарного запаса не позволяет считать детскую речь достаточно сформированной [1, с. 26].

Недостаточно полноценная речевая деятельность может затруднять развитие познавательной деятельности, снижать продуктивность слухоречевого запоминания, отрицательно сказываться на объеме смысловой памяти. Недостаточный уровень сформированности речевых процессов оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка.

Также недоразвитие словарного запаса может произойти из-за фрагментарности представлений об окружающем мире, негативно влияющей на все познавательные процессы [4].

На сегодняшний момент остро ставится вопрос поиска новых способов развития лексической стороны речи у детей с заиканием. При заикании происходит системное недоразвитие речи, что приводит к нарушениям лексического строя речи. Важно отметить, что достаточно часто у детей имеется ситуационная зависимость тяжести проявления заикания. В благоприятной эмоциональной атмосфере и в процессе игры речь заикающегося ребенка освобождается от судорожных запинок [1, 102].

Использование игровых технологий может являться действенным способом развития лексической стороны речи ребенка с заиканием. Во время игры будет преодолеваться фиксирование ребенка на своем дефекте, а, следовательно, ребенок сможет свободно развивать различные речевые навыки.

Целью данного исследования явилось изучение влияния игровых технологий на развитие лексической стороны речи у детей с заиканием.

Для реализации поставленной цели были решены задачи:

- провести теоретический обзор научной литературы по исследуемой проблеме;

- подобрать диагностический инструментарий и изучить особенности развития лексики у детей с заиканием;

- разработать и реализовать программу с использованием игровой деятельности, направленную на развитие лексической стороны речи у детей с заиканием;

- определить эффективность программы логопедической работы в условиях амбулаторной помощи.

Для достижения поставленной цели на базе Центра современных психологических технологий ФСНКЦ ФМБА России нами были обследованы 12 детей в возрасте 5-6 лет с заиканием.

Диагностическим инструментарием до и после программы логопедической работы послужила методика исследования лексической стороны речи на примере

словаря прилагательных. Уровень лексического развития определялся показателями: объем атрибутивного словаря (активного и пассивного), способность подобрать синонимы и антонимы к прилагательному, объединять слова в группы по семантическим признакам).

Программа логопедической работы с использованием игр, направленных на развитие лексической стороны речи, состояла из десяти занятий в мини группах, которые проводились на протяжении 5 недель.

После проведения программы развития лексической стороны речи с использованием игровой деятельности было проведено повторное исследование детей.

Исследование объема пассивного атрибутивного словаря до проведения программы свидетельствует, что 79% детей справились с заданиями. После проведения логопедических занятий успешно стали выполнять задания уже 93%. В результате исследования объема активного атрибутивного словаря до программы у 74% детей с заиканием затруднений не было выявлено. Повторное исследование подтверждает, что 89% справились с заданием.

Первичное исследование сформированности синонимии и антонимии прилагательных выявило низкий уровень развития синонимии (19%) и антонимии (20%) у детей с заиканием, при этом после проведения программы 62% детей способны подобрать синонимы к прилагательным, а 57% успешно подбирают антонимы.

Показатели группировки прилагательных по семантическим признакам у детей с заиканием в результате программы занятий увеличились с 18% до 61%.

Таким образом, сравнительный анализ до и после проведения программы указывает на эффективность игровых технологий в развитии лексической стороны речи у детей с заиканием.

Библиографический список:

1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия Заикание. Учеб. пособие для студентов педагогических институтов по специальности. - М., 1998. - 304 с.

2. Кондрашина О.Е. Значение речевого развития в обучении и воспитании детей дошкольного возраста // Психологопедагогический журнал Гаудеамус. 2011. №1 (17). С. 104-109.

3. Кударинова А.С., Тебенова К.С., Ахметова Н.Ш., Туганбекова К.М., Ашимханова Г.С., Мусеева Г.Н. Роль логопедической диагностики в формировании правильной речи // Фундаментальные исследования. - 2014. -№ 9 (4). - С. 859-862.

4. Шитова Е.А. Исследование слухоречевой памяти дошкольников с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2 (9). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2(9).pdf (дата обращения: 12.12.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.