Научная статья на тему 'Развитие ландшафтного дизайна в Ереване в годы независомости Армении'

Развитие ландшафтного дизайна в Ереване в годы независомости Армении Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
216
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРК / ДИЗАЙН / ЗЕЛЕНЫЙ / ПОЯС / ЗОНА / ЛАНДШАФНЫЙ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Микаелян Рузанна Тиграновна, Папян Мариам Анатольевна, Саакян Месроп Варданович

В статье рассматриваются особенности озеленения и ландшафтного дизайна в Ереване, актуальные проблемы и достижения со времени обретения независимости Армении. Развитие ландшафтного дизайна не только способствует достижению эстетического облика города, но и обеспечивает более прохладный климат для городских жителей в летние месяцы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие ландшафтного дизайна в Ереване в годы независомости Армении»

РАЗВИТИЕ ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА В ЕРЕВАНЕ В ГОДЫ НЕЗАВИСОМОСТИ АРМЕНИИ Микаелян Р.Т.1, Папян М.А.2, Саакян М.В.3

1Микаелян Рузанна Тиграновна - магистр искусств; 2Папян Мариам Анатольевна - преподаватель;

3Саакян Месроп Варданович - магистрант, кафедра интерьера и экстерьера, факультет дизайн, Национальный университет архитектуры и строительства Армении, г. Ереван, Республика Армения

Аннотация: в статье рассматриваются особенности озеленения и ландшафтного дизайна в Ереване, актуальные проблемы и достижения со времени обретения независимости Армении. Развитие ландшафтного дизайна не только способствует достижению эстетического облика города, но и обеспечивает более прохладный климат для городских жителей в летние месяцы. Ключевые слова: парк, дизайн, зеленый, пояс, зона, ландшафный.

Сегодня вопросы озеленения очень актуальны для Еревана. Город год за годом лишается зеленых зон: где вместо островков растительности воздвигаются новые высокоэтажные здания. Часто эти здания располагаются именно на месте деревьев или зеленой зоны. Одним из наиболее ярких примеров является территория вокруг Площадь Франции. Оно переполнено кафе и другими вспомогательными зданиями, которые не только повреждают зеленые пояса, но также и искажают общую эстетическую среду города. Эта проблема особенно заметна в центральной части города. Несмотря на эти негативные аспекты, можно также отметить, что существуют позитивные тенденции, особенно в пригородных районах. Каждый год в Нор-Норке, в Аване, в Юго-Западном округе, создается все больше парков и игровых площадок.

Старые парки модернизируются, ремонтируются, меняются скамейки, мусорные баки, освещение и так далее. Недавно гражданам Еревана был передан обновленный парк имени Вазгена Саргсяна. Однако есть также проекты парков которые вызвали недовольство со горожан. Новый проект Английского парка вызвал большую суету среди горожан. Так как деревья были вырублены, у здании мэрии состоялась акция протеста, а некоторые активисты даже ворвались в здание муниципалитета с веткой дерева и провели там акцию протеста. Кроме того, недовольство обшественности вызвало эстетические решения парка, что стало предметом споров среди разных специалистов. Тем не менее, после открытия парка споры и дискуссия утихли. В конечном счете дизайн парка, особенно архитектурное решение уникалных фонтанов не оставили ровнадушным не кого. За коротий срок парк стал любимим местом отдыха ереванцев. До этого большой шум вызвал парк Маштоц, где планировалось построить павильоны. Это решение стало причиной протестов. В итоге муниципалитет пошел на встречу протестантам, и строительство павильонов было приостановлено. Примером интересного ландшафтного дизайна является парк Центра творческих технологий Тумо. Интересное решение на основе кубов - самый разнообразный пример того, как правильно организовать зеленый пояс и пешеходные тропы друг с другом. Другие высококачественные деревья не мешают созданию общего парка. Часто во внутренных двориках большого центра Еревана создаются зеленые зоны с небольшими площадями. Такие примеры можно увидеть в Арабкирском районе. Есть также несколько неудачных примеров, такие как, небольшая зона отдыха на территории, прилегающей к Союзу писателей. Выбор материала сиденья и высоты скамей не соответствует эргономическим и другим требованиям, а также, наличие острых углов в подобной небольшой зоне не оправдывает себя.

На Северном проспекте так называемые зеленые зоны не создают впечатления целостности зеленых насаждений. Причиной этого является несоответствие монументальных сооружений и очень маленькой прямоугольной зеленой зоны. Успешно решены парки между улицами Свачяна и Раффи. Один из этих парков назван в честь Ваана Затикяна, в другом находится церковь св. Троицы(архитектор Багдасар Арзуманян ). Сад как будто служит дополнением для церковного здания, подчеркивая его. Боковые секции зеленые.Центральная и церковная часть сада, свободна для перемещения человеческих потоков. Южная часть входа начинается с небольших бессе и аллей, а статуя армянского поэта Ованнеса Шираза находится глубже. На территории парка "Малатия", Церковь Аствацацин. В районе этого парка есть интересные скульптуры которые могут интересовать посетителей разнообразием их, но плохой вид на парк, разрушенные фонтаны мягко говоря не привлекательны. На территории также есть детская игровая площадка. В двух концах кустарники гармонирают с центральной здержанной частью. Часто даже косметические работы могут существенно изменить восприятие зеленой зоны. Таким примером является маленькая зеленая зона на улице Екмаляна. Прекрасно сохранились зеленые насаждения и деревья на улицах Тиграна Меца и Баграмяна. Эти аллеи, простирающиеся вдоль тротуара, имеют широкое разнообразие листвы, которая также сохраняет все тротуары в тени. Подобные примеры можно найти и в одном из участков улицы Арама Хачатряна. Есть также зоны, которые остаются в плачевном состаянии, но имеют большое значение. Примером этого является садовый комплекс Нор Арабкир. Парк Нор Арабкир был открыт в 1990 году. Занимает площадь 3,7 га, из которых 1,8 - озеленены. Парк расположен в Арабкирском административном районе Еревана. Он занимает территорию, прилегающую к улице Папазяна, и простирается до Разданского ущелья. В настоящее время парк находится в плохом состоянии. Не работают небольшие каскадные системы, которые когда-то красиво выглядели в парке. Это позволяло деревьям создавать коллективную среду в парковой зоне. Новое слово в армянском ландшафном дизайне парк Влюбленных (Пушкинский) на проспекте Баграмяна[1]. В отреставрированном варианте нет детских площадок, некоторые деревья срублены. Сегодня парк напоминает парк в восточно-английском стиле с искусственными пышными зелеными зонами. В западной части парка есть амфитеатралные места для седения. Из недостатков можно выделить неправильное расположение скамейек и их ограниченное количество. Несмотря на многие недостатки, принимая во внимание требования общества и проблемы современного мира, в вопросе озеленения и садоводства наблюдается положительная тенденция. Говоря о вопросах озеленения и садоводческих комплексов, не стоит ограничиваться столицей. Многие другие города также имеют такие подобного рода проблемы. Природный рельеф и природные условия некоторых городов (Цахкадзор, Дилижан, Джермук) создают благоприятные условия для эффективного и удобного озеленения территории. Однако в сухом климате эта проблема по-прежнему более актуальна. Наиболее эффективным способом предотвращения процесса опустынивания является озеленение[2]. Новый этап развития ландшафтного дизайна и архитектуры в Армении со одной стороны связан со восстановлением старого и, с другой стороны, внедрением новых концепций и проблем. К сожалению, последнее не кажется таким убедитеьным. Эта проблема имеет ряд причин. Финансы, недостаток инвестиций, ресурсы, творческая зависимость от клиента, выбор материала, доступность, жилищные условия, сложный рельеф.

Все эти проблемы, и не только, ограничивают творческие свободы, в которые архитектор или дизайнер должны вкладывать средства для реализации хорошего проекта[3].

Список литературы

1. Арутюнян В.М., Асратян М.М., Меликян А.А., Ереван, Стройиздат 1968г. 235 с.

2. Лейкина Д.К., Ландшафтная организация промышленных узлов, Мосвка Стройиздат, 1984г., 18 с.

3. Сычева В.А., Титова П.Н, Ландшафный дизайн: Эстетика деталей городской среды, Минск вышэшая школа, 1984г, 122 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.