Научная статья на тему 'Развитие культурной идентичности у детей дошкольного возраста посредством проведения фестиваля старинных профессий'

Развитие культурной идентичности у детей дошкольного возраста посредством проведения фестиваля старинных профессий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / РОССИЙСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / СТАРИННЫЕ МУЖСКИЕ ПРОФЕССИИ / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / RUSSIAN IDENTITY / CULTURAL IDENTITY / FOLK CULTURE / ANCIENT MALE PROFESSIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касьянова Людмила Геннадьевна

Статья посвящена проблеме приобщения российских детей к культурным традициям своего народа, развития культурной идентичности у детей дошкольного возраста через формирование интереса к старинным профессиям. Автор рассматривает понятия «культура», «идентичность», «культурная идентичность». Также в статье освещаются некоторые аспекты ранней профориентационной работы с детьми дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации, в рамках реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Обозначенная проблема может быть решена путем использования различных форм работы с детьми по ознакомлению с рабочими профессиями, в том числе с помощью проведения фестиваля старинных профессий, где дети смогут познакомиться с такими старинными мужскими профессиями как кузнец, резчик по металлу и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Касьянова Людмила Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of cultural identity in preschool children through the festival of ancient professions

The article is devoted to the problem of familiarizing Russian children with the cultural traditions of their people, the development of cultural identity in preschool children through the formation of interest in ancient professions. The author considers the concepts of "culture", "identity" and " cultural identity". The article also stresses some aspects of early career guidance work with children of preschool age in a preschool educational organization, in the context of the Strategy of development of education in the Russian Federation for the period up to 2025. This problem can be solved by using various forms of work with children to familiarize with the working professions, including through the festival of ancient professions, where children can get acquainted with such old male professions as blacksmith, metalworker, etc.

Текст научной работы на тему «Развитие культурной идентичности у детей дошкольного возраста посредством проведения фестиваля старинных профессий»

PEDAGOGICAL SCIENCES

УДК 373

Людмила Геннадьевна Касьянова

г. Шадринск

Развитие культурной идентичности у детей дошкольного возраста посредством проведения фестиваля старинных профессий

Статья посвящена проблеме приобщения российских детей к культурным традициям своего народа, развития культурной идентичности у детей дошкольного возраста через формирование интереса к старинным профессиям. Автор рассматривает понятия «культура», «идентичность», «культурная идентичность». Также в статье освещаются некоторые аспекты ранней профориентационной работы с детьми дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации, в рамках реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Обозначенная проблема может быть решена путем использования различных форм работы с детьми по ознакомлению с рабочими профессиями, в том числе с помощью проведения фестиваля старинных профессий, где дети смогут познакомиться с такими старинными мужскими профессиями как кузнец, резчик по металлу и др.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, российская идентичность, культурная идентичность, народная культура, старинные мужские профессии.

Liudmila Gennadyevna Kasyanova

Shadrinsk

The development of cultural identity in preschool children through the festival of ancient professions

The article is devoted to the problem of familiarizing Russian children with the cultural traditions of their people, the development of cultural identity in preschool children through the formation of interest in ancient professions. The author considers the concepts of "culture", "identity" and " cultural identity". The article also stresses some aspects of early career guidance work with children of preschool age in a preschool educational organization, in the context of the Strategy of development of education in the Russian Federation for the period up to 2025. This problem can be solved by using various forms of work with children to familiarize with the working professions, including through the festival of ancient professions, where children can get acquainted with such old male professions as blacksmith, metalworker, etc.

Keywords: children of preschool age, Russian identity, cultural identity, folk culture, ancient male professions.

Учитывая актуальную потребность современного российского общества и государства в развитии современного производства, в рабочих профессиях, необходимых для экономического роста в разных отраслевых сферах, воспитание подрастающего поколения рассматривается как общенациональный приоритет, требующий объединения усилий всех институтов гражданского общества.

Для решения этой задачи необходимо сотрудничество субъектов системы воспитания (семья, образовательные организации, общество, государство), совершенствование системы и условий воспитания подрастающего поколения России, развития культурной идентичности у детей, начиная с дошкольного возраста, привития им российских духовных ценностей.

Современное дошкольное образование призвано реализовать важнейшую функцию развития и воспитания гражданина России, создавать условия для воспитания высоконравственного, образованного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего ее судьбу как свою личную, укорененного в духовных и культурных традициях своего народа, знающего свои социокультурные истоки, художественные традиции, творчество местных мастеров, уважающего и сохраняющего культурное наследие своих предков.

Не случайно в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее Стратегия), наряду с другими, отмечены сле-

дующие приоритеты государственной политики в области воспитания:

- создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности;

- формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России [5].

Среди основных направлений развития воспитания в Стратегии особое место занимает обновление воспитательного процесса в гражданском и патриотическом воспитании и формировании российской идентичности, духовном и нравственном воспитании детей на основе российских традиционных ценностей, в приобщении детей к культурному наследию, популяризации научных знаний среди детей, в трудовом воспитании, профессиональном самоопределении и др. [5].

В частности, приобщение детей к культурному наследию предполагает:

- эффективное использование уникального российского культурного наследия;

- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;

- создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций, народного творчества и др.

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 4 (44) 2019

79

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством:

- воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;

- формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;

- развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;

- содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социальнозна-чимой деятельности для осмысленного выбора профессии [5].

Реализовать обозначенные направления развития воспитания необходимо с дошкольной ступени образования. Поскольку, именно в дошкольном возрасте закладываются основы личностного развития человека, его культурной идентичности, формируются первые представления о различных профессиях, социальной значимости труда человека.

Уважение к труду и людям труда у детей дошкольного возраста воспитывают на примере разных социальнозначимых профессий, важная роль в этом процессе принадлежит рабочим профессиям, немногие из которых сохранились с давних времен и не утратили своей актуальности, но модернизировались в соответствии с современными технологиями производства.

Российские семьи воспитывают своих детей в современных условиях, ориентируясь на современную культурную среду, стремятся дать своим детям высшее образование, и это, конечно, хорошо, однако, зачастую выбор будущей профессии осуществляется спонтанно, необдуманно, без учета интересов ребенка и перспективы востребованности выбранной профессии на рынке труда через некоторое количество лет. Многие родители, имея неудовлетворенность в профессиональной деятельности, не ориентированы на сохранение семейных профессиональных династий и такое поведение в выборе профессии для своих детей, и идентичности в культурной среде объясняется сложившейся ситуацией в современном российском обществе. На наш взгляд, корни любых проявлений культурной идентичности родителей следует искать в их детстве.

Современная культурная среда перенасыщена разнообразием примеров мировой культуры, к которым российские дети приобщаются с детства. Отгороженность пространства детства от родной культуры во всех ее проявлениях приводит к разрыву культурных связей поколений, к разрушению русской ментальности в русской семье, утрате собственной культурной идентичности.

Взгляд на культуру как ценность, выполняющую межпоколенную трансмиссию, отражен в трудах В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева,

Э.С. Маркарян, Э.А. Орловой, Э.В. Соколова, Л.С. Сысоевой, Р.М. Чумичевой и др. Согласно точке зрения Э.А. Орловой, культура содержит человеческие ценности: нравственные, эстетические и др. В них в концентрированном виде проявляется опыт народа, поэтому ценности культуры определяют образ и стиль жизни людей, характер восприятия жизни, составляют основу человеческого поведения. По мнению Л.С. Сысоевой, становление личности ребенка происходит в зависимости от того, какую культуру усваивает ребенок и какие ценности он выражает. По мысли Р.М. Чумичевой, культура формирует духовную жизнь ребенка, закладывает основы интеллектуального и эмоционального развития, воспитывает разнообразные потребности и способности, содействует развитию индивидуального своеобразия и творчества [4, С. 15-16, 71].

Размышления о природе идентичности можно встретить в трудах таких ученых, как Дж.Г. Мид, К. Леви-Стросс, Ч. Кули, П. Рикер, Э. Фромм, Э. Эриксон, Н.Е. Вокуев, М.Б. Мелехина, В.А. Сулимов, Г.Л. Тульчинский, И.Е. Фадеева и др. Проблема формирования идентичности как осмысление культурных, исторических, антропологических предпосылок рассматривается в исследованиях И.С. Кона, Ж. Лакана, Ю.М. Лотмана.

Рассматривая культурную идентичность, мы склоняемся к определению, сформулированному Н.А. Евгеньевой. По ее мнению, культурная идентичность личности определяется как осознание и эмоциональное принятие человеком своей личностной целостности и определенности на основе самоотождествления с нормами, ценностями и образцами родной культуры, проявляющееся в реализуемых культурно-специфических моделях поведения» [1, С.11].

В исследовании И.В. Мазуренко отмечается, что «культурная идентичность обретается благодаря сознательному принятию норм, ценностей и образцов поведения, принятых в данном конкретном обществе, приобщению к языку и различным формам художественного творчества. Сознательным это приобщение к собственной культуре является в силу того, что осуществляется, по словам автора, через образование и воспитание. Опираясь на культурные характеристики, свойственные обществу, к которому индивид принадлежит и причисляет себя, он обретает понимание своего социального «Я» и организует в соответствии с ними свою жизнь» [3].

Период дошкольного детства характеризуется информационной чистотой и готовностью к познанию мира, свободой от культурных стереотипов.

Проблема приобщения российских детей к культурным традициям своего народа, формирование интереса к старинным профессиям, распространенным в родном крае в ХУШ-ХГХ вв., может быть решена через проведение в ДОУ Фестиваля старинных профессий, направленного на развитие культурной идентичности детей. Фестиваль предполага-

PEDAGOGICAL SCIENCES

ет организацию различных станций, посвященных какой-либо рабочей профессии (кузнец, резчик по металлу, гончар, резчик по дереву и др.). Неоценимую помощь в организации Фестиваля оказывают родители детей как представители каких-либо рабочих профессий - мастера своего дела. Большую роль играют костюмы мастеров, стилизованные под старину, отражающие специфику их труда. Мастера рассказывают детям о своей профессии, интересные истории, связанные с ремеслом, показывают изготовленные ими предметы и демонстрируют некоторые этапы их изготовления. Дети, по мере возможности, участвуют в этом процессе.

В каждом уголке России существует своя история развития промыслов и ремесел, в каждом городе есть знаменитые люди, сохраняющие трудовые традиции, семейные профессиональные династии, с которыми можно познакомить детей дошкольного возраста. Наш город имеет свою историю развития ремесел.

Например, на станции, посвященной профессии кузнеца, мастер рассказывает детям интересные истории, связанные с кузнечным ремеслом. Кузнечное дело в XVШ-XIX вв. в городе Шадрин-ске было настолько распространено, что, по свидетельству горожан, в восточной части города почти в каждом дворе имелась своя кузница, позволяющая семье вести довольно безбедное существование. Кузнецы изготавливали, втулки, гвозди, ручки к калиткам, кронштейны для крыш и многое другое. Поскольку эта профессия предполагает производство металлических изделий благодаря нагреванию на открытом огне в горне, и, учитывая, что домашние кузни, в основном располагались в деревянных постройках, то и пожары возникали довольно часто. По этой причине выгорали целые кварталы домов и надворных построек. В результате частых пожаров эта часть города получила название Погорелка.

Воспитывая уважение к людям труда, следует обратить внимание детей на то, что кузнечный промысел был делом, безусловно, доходным и почетным. Кузнец, как представитель социальнозна-чимой профессии, был человеком, уважаемым в обществе. Недостатка в желающих освоить эту профессию не было. У кузнецов существовали целые династии и учеников было достаточно.

Рассматривая актуальность профессии кузнеца в современном обществе, мастер отмечает, что она по-прежнему востребована и высоко оплачивается. Кузнечное мастерство не утратило перспективу дальнейшего развития. На помощь кузнецу пришли автоматизированные машины, электрические молоты, современные инструменты и готовый металлопрокат, значительно облегчающий тяжелый труд кузнеца. Современные кузнечные изделия являются воплощением художественного творчества кузнеца-мастера. Сегодня, как и в старые времена, к кузнецу идут с просьбой изготовить

металлический предмет или оригинальный инструмент, нужный в хозяйстве, заказывают кованые ворота, украшенные причудливыми узорами на любой вкус, различные металлические декоративные изделия для дома и многое другое. В настоящее время кузнецы трудятся на предприятиях города и района, на железной дороге и в частных кузницах. Работы кузнецов востребованы на производстве, украшают улицы города. Красивые кованые ворота, крылечки, заборы, перила и др. является неотъемлемым декором административных зданий, объектов культуры и частных домовладений.

На станции, посвященной рабочей профессии резчик по металлу, следующий мастер рассказывает историю своего ремесла и показывает детям специфику труда резчика по металлу, демонстрирует образцы изделий из просеченного металла, который с давних времен используют для украшений домов. Металлические подзоры, ажурный гребень по коньку крыши, резные дымники, пышные навершия водосточных труб, украшенные розетками в виде роз - все это работа мастеров-резчиков по металлу.

Следует отметить еще одну традицию проведения в Шадринске особенного Фестиваля, где семьи с детьми также в реальных условиях имеют возможность наблюдать как жили люди в начале прошлого века, какие мирные и военные профессии были тогда востребованы. На ежегодном военно-историческом фестивале «Помни войну!», проводимом в Шадринске с 2013 года в конце июня в течение двух дней. Организаторы каждый год берут за основу какую-либо битву времен первой мировой войны. Для шадринцев это событие является не только зрелищной реконструкцией военных сражений тех дней, но и несет много информации о русских культурных и трудовых традициях. На площадке реконструкции проходит программа Центра русской народной культуры «Лад», клуба исторического танца, работает концертная площадка с духовым оркестром, разворачивают свои лагеря реконструкторы исторических событий, где представлены различные интерактивные площадки, отражающие атмосферу начала XX века. На костюмированном фестивале можно познакомиться с разными профессиями (полицейский, медсестра, кузнец, конюх, повар военно-полевой кухни и др.), ощутить атмосферу той эпохи.

Таким образом, проведение фестиваля старинных профессий будет способствовать формированию у детей интереса к рабочим профессиям, воспитанию уважения к людям труда, трудовым достижениям земляков, развитию таких человеческих качеств, которые в дальнейшем обозначат смысл и цель их жизни, направленность деятельности и станут фундаментом в развитии этических, эстетических и мировоззренческих позиций личности, в том числе их культурной идентичности.

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 4 (44) 2019

81

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Евгеньева, Н.А. Развитие культурной идентичности личности студента университета в процессе лингвистического образования [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Оренбург, 2008. - 22 с.

2. Касьянова, Л.Г. Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным истокам Шадринского края средствами художественного творчества : учеб. пособие / Л.Г. Касьянова ; Шадр. гос. пед. ун-т. - Шадринск : Шад-ринский Дом Печати, 2018. - 130 с.

3. Мазуренко, И.В. Национально-культурная идентичность в условиях глобализации: социально-философский анализ [Текст] : автореф. дис. ... канд. фил. наук : 09.00.11. - М., 2009. - 25 с.

4. Ребенок в мире культуры [Текст] / под ред. Р.М. Чумичевой. - Ставрополь : Ставропольсервисшкола, 1998. - 558 с.

5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // Вестник Образования России. - 2015. - № 13 (июль). - С. 13-26.

REFERENCES

1. Evgen'eva N.A. Razvitie kul'tumoj identichnosti lichnosti studenta universiteta v processe lingvisticheskogo obra-zovaniya. Avtoref. diss. kand. ped. nauk [The development of the cultural identity of the university student in the process of linguistic education. Ph. D. (Pedagogy) thesis]. Orenburg, 2008. 22 p.

2. Kas'yanova L.G. Priobshchenie detej doshkol'nogo vozrasta k sociokul'turnym istokam Shadrinskogo kraya sredstvami hudozhestvennogo tvorchestva: ucheb. posobie [The introduction of preschool children to the sociocultural origins of the Shadrinsk region by means of artistic creativity]. Shadrinsk: Shadrinskij Dom Pechati, 2018. 130 p.

3. Mazurenko I.V. Nacional'no-kul'turnaya identichnost' v usloviyah globalizacii: social'no-filosofskij analiz. Avtoref. diss. kand. fil. nauk [National-cultural identity in the context of globalization: a socio-philosophical analysis. Ph. D. (Philosophy) thesis]. Moscow, 2009. 25 p.

4. Chumichevoj R.M. (ed.) Rebenok v mire kul'tury [A child in the world of culture]. Stavropol': Stavropol'servisshkola, 1998. 558 p.

5. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda [The development strategy of education in the Russian Federation for the period until 2025]. Vestnik Obrazovaniya Rossii [Bulletin of Russian Education], 2015, no. 13 (iyul'), pp. 13-26.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Л. Г. Касьянова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: kasyanova.liudmila77@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-1956-4466.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

L.G. Kasyanova, Ph.D. in Pedagogic Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and Methods of Preschool Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: kasyanova.liudmila77@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-1956-4466.

УДК 373

Светлана Ивановна Коурова

г. Шадринск Наталья Ивановна Яковлева

г. Шадринск

Социокультурная деятельность как форма организации социального партнерства ДОО и семьи в современных образовательных условиях

Данная статья посвящена рассмотрению теоретических аспектов социального партнерства семьи и дошкольной образовательной организации. В работе рассмотрена роль социокультурной деятельности в развитии и формировании социальных установок детей дошкольного возраста. Обозначены основные направления технологии социального партнерства: диагностическо-исследовательское, образовательное, простветительское, проектировочное, основанные на взаимодействии ДОО и семьи в современных образовательных условиях с учетом принципов социокультурной деятельности.

Ключевые слова: социокультурная деятельность дошкольной образовательной организации, социально-педагогическое партнерство, технологии социального партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.