Научная статья на тему 'Развитие кризиса вокруг Чехословакии в 1933-1937 гг. В сообщениях американских дипломатов'

Развитие кризиса вокруг Чехословакии в 1933-1937 гг. В сообщениях американских дипломатов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
275
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ЧЕХОСЛОВАКИИ / HISTORY OF CZECHOSLOVAKIA / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА США / U. S. FOREIGN POLICY / Ф. Д. РУЗВЕЛЬТ / F. D. ROOSEVELT / ДИПЛОМАТИЯ США / U. S. DIPLOMACY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зорин Артём Викторович

В статье прослеживается развитие чехословацко-германского конфликта в 1933-1937 гг. на основе анализа сообщений американских дипломатов, анализируется их роль в выработке официальной позиции США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of the crisis over Czechoslovakia in 1933-1937 in U.S. diplomatic reports

In the article analyze evolution of the conflict between Germany and Czechoslovakia in 1933-1937 on the basis of U. S. diplomatic reports, their influence on the official policy.

Текст научной работы на тему «Развитие кризиса вокруг Чехословакии в 1933-1937 гг. В сообщениях американских дипломатов»

92. Sami Abouzahr untangles US policy towards France at the time of the Marshall Plan and the war in Indochina. URL: historytoday.com>sami-abouzahr/ tangled-web...france...

93. America"s Vietnam War in Indochina. URL: www.u-s-history.com/pages/h1888.html

94. См.: United_States-Vietnam_Relations,_1945-1967.

95. FRUS. 1947. Vol. VI. Wash., 1972. P. 73.

96. The Pentagon Papers, Gravel Edition, Volume 1.

97. United_States-Vietnam_Relations,_1945-1967...

98. Кобелев E. Бао Дай, последний император Вьетнама. Исторический очерк // Проблемы Дальнего Востока. 2012. № 3. С. 141; Верт А. Указ. соч. С. 383.

99. Acheson D. Present at the Creation. My years in the State Department. N. Y., 1968. P. 335.

100. См. FRUS. 1947. The Far East and Australasia (in two parts). Wash., 1975. Part. 1. P. 22, 23.

101. Ibid. P. 17.

102. Chen Jian. China's road to the Korean war. N. Y., 1994. P. 104.

УДК 94(437)«19»+94(73)

А. В. Зорин

РАЗВИТИЕ КРИЗИСА ВОКРУГ ЧЕХОСЛОВАКИИ В 1933-1937 гг.

В СООБЩЕНИЯХ АМЕРИКАНСКИХ ДИПЛОМАТОВ*

В статье прослеживается развитие чехословац-ко-германского конфликта в 1933-1937 гг. на основе анализа сообщений американских дипломатов, анализируется их роль в выработке официальной позиции США.

In the article analyze evolution of the conflict between Germany and Czechoslovakia in 1933-1937 on the basis of U. S. diplomatic reports, their influence on the official policy.

Ключевые слова: история Чехословакии, внешняя политика США, Ф. Д. Рузвельт, дипломатия США.

Keywords: History of Czechoslovakia, U. S. foreign policy, F. D. Roosevelt, U. S. diplomacy.

Вступление в должность президента США Ф. Д. Рузвельта в марте 1933 г. фактически совпало с началом важных изменений в Европе, связанных с приходом к власти в Германии А. Гитлера, одной из целей которого стало расширение территории рейха за счет соседних государств, прежде всего Австрии и Чехословакии.

* Статья подготовлена в рамках выполнения программы «Государственные задания высшим учебным заведениям на 2012 и на плановый период 2013 и 2014 годов в части проведения научно-исследовательских работ» ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», рук. В. Т. Юнгблюд

© Зорин А. В., 2012

К началу 1930-х гг. Чехословацкая республика, сохранявшая приверженность демократической форме правления, в политическом и экономическом отношении являлась одним из наиболее близких для США государств Центральной и Восточной Европы. Нагнетание напряженности, происходившее по мере утверждения позиций нацистов, не могло не привлекать внимания Вашингтона и заставляло Государственный департамент обращать внимание на чехословацко-германские отношения, постепенно переходившие в стадию международного конфликта.

Уже в 1933-1934 гг. поверенный в делах США в ЧСР Д. Бентон докладывал в Госдепартамент об опасениях чехословацких политиков, высказывавшихся в связи с выходом Германии из Лиги Наций и попыткой нацистского переворота в Австрии [1]. Для ЧСР представляла опасность прежде всего возможность внутренней дестабилизации республики за счет усиления влияния нацистов на многочисленное немецкое население. Многонациональный характер Чехословакии оставался одной из главных проблем Чехословацкой республики на протяжении ее существования. К началу 1930-х гг. немцы, населявшие преимущественно приграничные территории Чехии, составляли более 22% (более 3 млн чел.) населения [2]. Эти области, являвшиеся основными промышленными районами страны, сильно пострадали во время мирового экономического кризиса, что привело к ухудшению социальных условий и росту протестных настроений. Приход к власти Гитлера, пропагандировавшего идеи воссоединения великой немецкой расы, усугубил эти тенденции.

Намереваясь разобраться в сути этой проблемы, в апреле 1934 г. госсекретарь К. Хэлл поручил Бентону собрать информацию о немецкоязычном населении Чехословакии и его отношении к нацизму и Германии [3]. Предприняв поездку по немецким областям, Бентон отметил высокую степень национализма и античешские настроения, в основе которых лежало как восприятие чехов как низшей расы, так и случаи дискриминации немцев со стороны представителей чешского административного аппарата. Сделав вывод о слабости и разобщенности немецких политических сил, он сообщил, что нацистским идеям симпатизировало около трети немцев, хотя большинство сохраняло преданность чехословацкому государству. Упомянув отдельные случаи дискриминации, американский дипломат отмечал, что с точки зрения международного права немецкое население не имело оснований для жалоб [4]. Однако проблема судетских немцев вызывала опасения как возможный дестабилизирующий фактор в Центральной Европе, способный спровоцировать серьезный конфликт.

По мере увеличения внешнеполитической активности Берлина и Рима Вашингтон начинает уделять большее внимание развитию ситуации в Европе, создававшему опасность разрушения сложившейся системы международных отношений. В 1934 г., анализируя возможность создания предложенной Парижем для ее стабилизации многосторонней системы безопасности в Центральной и Восточной Европе, посол США в СССР У. Буллит фактически отвергал возможность участия в ней Германии и говорил о большей вероятности заключения договора о взаимопомощи между СССР, Францией и ЧСР [5]. Когда в 1935 г. Берлин взял курс на ревизию Версальских соглашений, эту информацию подтвердили посол в Варшаве Д. Каде-хи [6] и посланник в ЧСР Б. Райт [7].

С 1935 г. Гитлер перешел к прямой поддержке националистического движения судетских немцев. 30 мая при поддержке Берлина была создана Судето-немецкая партия (СНП), получившая на состоявшихся в том же году выборах 63% голосов немецкого населения [8]. Спекуляции на тему бедственного положения немецкого меньшинства стали с этого времени одной из главных составляющих политики Берлина в отношении Праги.

Попытки остановить стремление Германии к пересмотру Версальской системы с помощью Лиги Наций не увенчались успехом. В апреле 1935 г. американский консул в Женеве П. Гильберт обращал внимание госсекретаря на распространенное среди европейских дипломатов мнение, что основные цели Германии включали территориальное расширение за счет немецких районов Чехословакии [9]. В этих условиях сближение Москвы, Парижа и Праги было неизбежным. 2 мая 1935 г. был подписан советско-французский договор о взаимопомощи, а 16 мая - советско-чехословацкий [10]. Данные мероприятия позволили несколько снизить активность Берлина. Но уже в январе 1936 г. X. Вильсон (посол США в Швейцарии) сообщал, что представители многих европейских держав ожидали начала скорой агрессии Германии в направлении Дуная [11]. В то же время, по информации Буллита, Москва считала, что в ближайшее время нет опасности нападения Германии на Чехословакию [12]. Но, посетив в феврале 1936 г. ряд европейских столиц, в письме Рузвельту Буллит отметил, что везде, от Лондона до Москвы, главной темой являлось опасное положение Чехословакии [13].

Однако первый крупный конфликт, поставивший Европу на грань новой войны, произошел на франко-германской границе. 7 марта 1936 г. германские войска вошли в Рейнскую область. Буллит, анализируя эти события на основе бесед с представителями советского НКИДа, отмечал чрезвычайную опасность, в которую была постав-

лена этим актом Чехословакия. В случае войны Прага должна была выступить в поддержку Парижа, однако, отрезанная от своих союзников, она бы оказалась один на один с Германией [14]. Опасения высказывал и американский посол в Берлине У. Додд, сообщавший, что немецкий военный план предполагал быстрое устранение чехословацкой угрозы, как только станет известно о намерении Франции начать боевые действия [15]. Но уже 14 марта, когда стало ясно, что ответных действий со стороны Парижа не последует, Райт сообщил о снижении тревожных настроений в Праге. Президент ЧСР Э. Бенеш и министр иностранных дел К. Крофта даже демонстрировали определенный оптимизм, заявляя американскому посланнику, что Германия «зашла слишком далеко» и за этим неизбежно последуют ответные меры [16].

Однако признание перехода Рейнской области под контроль Берлина создавало новую угрозу. Первым на это обратил внимание американский посол в Париже Д. Страус, предупредивший, что, решив свои задачи на западе, Германия могла полностью сконцентрировать внимание на южном и восточном направлениях [17]. Райт, проанализировав ситуацию, также пришел к пессимистичным выводам. По его мнению, в Праге опасались, что, если Берлин решит укрепить Рейнскую область, Франция не сможет оказать никакой военной поддержки государствам Малой Антанты. Поэтому чехам оставалось лишь надеяться на то, что Германия «просто не захочет воевать». Сообщения Буллита из Москвы подтверждали эти опасения [18].

На основании поступавших из Европы сведений можно было сделать вывод, что Чехословакия станет одной из ближайших целей Гитлера. Однако, даже находясь в Берлине, его следующий шаг предвидеть было нелегко. Летом 1936 г. поверенный в делах США в Германии Ф. Майер считал, что Берлин должен будет выбрать один из двух возможных вариантов действий в отношении ЧСР: пойти на подписание двустороннего соглашения, урегулирующего основные разногласия, или на усиление поддержки судетских немцев и внутреннюю дестабилизацию республики [19].

В Праге считали, что Германия в ближайшее время не решится на открытый конфликт с Чехословакией. Бенеш и Крофта в июле 1936 г. в разговоре с Бентоном отмечали, что в данный момент Гитлер не имеет никаких видов на Чехословакию, поскольку судетские области бесполезны для рейха без остальной части страны, а поглотить ее целиком Германии не позволят. О том, что Гитлер должен был отложить свои планы в отношении ЧСР, сообщал и посланник в Вене Дж. Мессерсмит. Вызвано это было, по его

информации, опасением спровоцировать конфликт, к которому Германия была не готова [20].

Райт в сентябре докладывал в Вашингтон, что в чехословацком правительстве было все меньше энтузиазма относительно договора с СССР, на который Прага вынуждена была пойти из-за «отсутствия чего-нибудь лучшего». Бенеш и Крофта вынуждены были продолжать строить свою политику, ориентируясь прежде всего на Францию. Относительно возможного предложения о заключении соглашения со стороны Германии Кроф-та заметил Райту, что оно скорее всего будет сопровождаться условиями, абсолютно неприемлемыми для Чехословакии [21]. Перспективы мирного разрешения конфликта выглядели неутешительно. Оформление осенью 1936 г. «оси» Берлин - Рим создало необходимые условия для продвижения Германии в область Дунайского бассейна.

В ноябре 1936 г. Додд сообщил, что в чехословацком вопросе «вновь наметилось какое-то важное движение»: Гитлер, возможно, готовился к окончательному разделу ЧСР, намереваясь привлечь к нему Польшу, Венгрию и Австрию [22]. Буллит (переведенный на должность посла в Париж) в это же время докладывал, что следующим пунктом в списке Гитлера является именно Чехословакия. Он обращал внимание на то, что ни один военный во Франции не верит, что советские войска смогут оказать эффективную помощь ЧСР. Поэтому французы должны будут решить, действительно ли им стоит выполнять свои договорные обязательства. По мнению посла, в действительности никто не мог с уверенностью предсказать, выступит ли Франция в поддержку Чехословакии [23]. Райт, опираясь на мнение Ф. Веверки (посланник ЧСР в Австрии), сообщал, что, хотя договор с СССР являлся лучшей страховкой для ЧСР, он мог быть легко отвергнут в случае получения гарантий со стороны Германии воздержаться от попыток поставить Чехословакию под контроль [24].

В начале 1937 г. в сообщениях Буллита, основанных на информации от высших членов французского правительства, все чаще фигурировали пессимистичные прогнозы. Посол видел единственную возможность остановить приближающуюся войну в сотрудничестве между Парижем и Берлином. По его информации, Бенеш также считал необходимым добиться франко-германского соглашения по широкому кругу вопросов и собирался привлечь к поддержке этого намерения Румынию и Югославию. В случае несогласия Парижа Чехословакия была бы вынуждена сама предпринять такой шаг [25].

Кадехи полагал, что война может разразиться уже весной, при условии, если обострится внутренний конфликт во Франции - Гитлер в этом

случае сможет воспользоваться ситуацией и вторгнуться в Чехию [26]. Члены французского правительства Л. Блюм и И. Дельбос также считали, что нападение на Чехословакию скорее всего будет зависеть от развития внутриполитической ситуации во Франции, заверяя Буллита, что в случае войны они будут готовы поддержать ЧСР. Лондон проводил осторожную политику. Американский поверенный в делах в Англии Р. Бин-хем весной 1937 г. сообщал, что британское правительство не желало идти на предоставление гарантий безопасности Чехословакии [27]. С образованием в мае консервативного правительства Н. Чемберлена эти тенденции усилились.

Попытки Франции по прорыву изоляции ЧСР также не приносили успехов. Предложение о заключении чехословацко-польского союза, которое попытался реализовать Париж в обмен на предоставление финансовой помощи Варшаве, по мнению Кадехи, являлось «совершенно фантастическим и невероятным». В апреле посол в Риме У. Филлипс сообщал в Госдепартамент о кризисе Малой Антанты и о том, что Германия уже считала Чехословакию своей сферой влияния. Буллит, оценивая сложившееся состояние дел, заключал, что ввиду такого развития событий ЧСР и другие государства Центральной и Восточной Европы вскоре перестанут рассчитывать на французскую поддержку и будут поставлены перед необходимостью достижения соглашения с Германией [28].

В мае 1937 г. чехословацкий посол в Париже С. Осуский сообщал Буллиту, что немцы не посмеют напасть на Чехословакию до следующей весны, но полагал, что они могут решиться на захват Австрии в любое время. В начале мая Дель-бос признался Буллиту в своей неспособности выработать эффективную внешнюю политику, которая позволила бы без поддержки Англии сохранить статус-кво в Центральной Европе. В конце апреля от американского посла в Париже пришла информация, что Англия начала склоняться к возможности оказания поддержки Чехословакии в случае нападения, но британское правительство по-прежнему отказывалось от предоставления предварительных гарантий [29].

По информации посла в СССР Д. Дэвиса, советский НКИД полагал, что в 1937 г. не было опасности возникновения военного конфликта, но Германия определенно вела подготовку к нападению на Чехословакию [30]. Французский посол в Берлине А. Франсуа-Понсе сообщал Буллиту, что Гитлер лишь ждет благоприятного момента для захвата Австрии и Чехословакии, и статус-кво в Центральной Европе будет нарушен в течение следующих 12 месяцев, что приведет к втягиванию всего континента в войну [31]. Смена правительства во Франции летом 1937 г. вы-

звала новые опасения. Додд предполагал, что вскоре Париж вынужден будет пойти на сближение с Берлином. В этом случае Франция предпочтет остаться в стороне и Германия оккупирует Австрию, Чехословакию, Венгрию, а позднее Болгарию и Румынию [32].

Назначенный летом 1937 г. новым посланником США в Чехословакии У. Карр перед отъездом из Вашингтона мрачно отметил в своем дневнике, что не удивится, если еще до его прибытия в Прагу немцы оккупируют ее. Однако, проезжая через территорию Германии, он не обнаружил свидетельств приготовления к войне [33]. Во время состоявшейся в середине сентября 1937 г. беседы Карра с Бенешем чехословацкий президент высказывал достаточно оптимистичные прогнозы. По его мнению, опасность войны значительно уменьшилась, поскольку Берлин и Рим, разорвав все ограничительные соглашения, достигли своих непосредственных целей. Кроме того, он рассчитывал, что Германия посчитает невыгодным нападать на Чехословакию, которая имела превосходную армию и опиралась на поддержку Франции [34].

Более подробно Бенеш изложил свои взгляды находившемуся в Париже Дэвису. Чехословацкий президент представлял ЧСР сильным с экономической и политической точек зрения государством. Мир в Европе, по его словам, зависел от Англии и Франции [35]. На этой встрече американский дипломат уделил внимание проблеме судетских немцев, о возможном использовании которой Германией в качестве предлога для нападения на Чехословакию еще в конце 1936 г. предупреждал Райт [36]. Чехословацкое правительство последовательно отказывалось удовлетворять требования СНП, заявлявшей о необходимости предоставления автономии немецким областям, и ограничивалось частичными уступками. К осени 1937 г. всерьез рассматривалась опасность восстания судетских немцев как возможный предлог для германского вторжения. Дэвис, задав Бенешу вопрос о таком варианте развития событий, в ответ услышал, что еще не менее миллиона немцев оставались сторонниками Чехословакии, и потому восстание было невозможно [37]. Чехословацкие лидеры уповали на твердость Парижа в соблюдении своих договорных обязательств. В конце августа Буллит сообщал, что Франция вступит в войну не только в случае прямого нападения Германии на ЧСР, но даже если Берлин спровоцирует восстание в Судетах. В то же время посол замечал, что, если Германия сможет его грамотно организовать, французский народ не поддержит вмешательство [38].

Эти события развивались на фоне продолжавшейся в США политической борьбы по поводу

законодательства о нейтралитете, окончившейся победой сторонников изоляционизма. Чехословацкий поверенный в делах в Вашингтоне О. Ка-белач сообщал о слабом интересе американской общественности к развитию ситуации в Центральной Европе и стремлении США остерегаться вовлечения в любой военный конфликт [39]. Ни госсекретарь Хэлл, заявляя 16 июля 1937 г. о необходимости соблюдения фундаментальных принципов международной политики и поддержании мира, ни президент Рузвельт в своей «Карантинной речи» 5 октября 1937 г. в Чикаго не упоминали о чехословацко-германском конфликте [40].

Но Вашингтон не мог оставаться полностью в стороне. С целью ознакомления с обстановкой и выработки конкретных предложений в сентябре 1937 г. в Европу был направлен заместитель государственного секретаря С. Уэллес. По возвращении он предложил план проведения международной конференции в Вашингтоне для устранения сложившихся разногласий и определения новых принципов международного права, подразумевая возможность удовлетворения некоторых требований Германии [41]. Однако, не добившись поддержки Великобритании, США отказались от выдвижения этого предложения.

Подписание 6 ноября 1937 г. Антикоминтер-новского пакта фактически открывало Германии путь к продвижению на юг. Буллит в ноябре посетил Варшаву и Берлин. В сообщении Рузвельту он, основываясь на разговорах с Дельбосом и министром иностранных дел Польши Ю. Беком, пришел к выводу, что война в Центральной Европе может начаться с восстания судетских немцев, воспользовавшись которым Германия нападет на Чехословакию. Однако Франция, поставленная в зависимость от решения Лондона, не решится на оказание немедленной помощи Праге, и Германия сможет занять Чехословакию [42]. Додд также сообщал о широко распространенном среди сотрудников германского МИДа мнении о скором захвате Дунайской области. Но немецкий посол в Вашингтоне Х. Дикхофф заверял американское руководство, что у Берлина не было желания поддерживать сепаратизм в Чехословакии и покушаться на ее территорию [43]. Тем не менее к началу 1938 г. тот факт, что Германия намерена сосредоточиться на подчинении ее южных соседей уже практически не вызывал сомнений. В беседах с Буллитом Дельбос выражал мнение, что ближайшей целью Гитлера будет Австрия, а Бек полагал, что Германия вскоре предпримет определенные действия против Чехословакии [44].

В Госдепартаменте не было единого мнения о возможных вариантах устранения опасности. Часть дипломатов и политиков в Вашингтоне склонялись к необходимости уступок Германии

за счет Чехословакии и Австрии ради предотвращения общеевропейской войны. Буллит видел единственный путь преодоления кризиса в использовании роста немецкой силы в конструктивном духе - пойти на требуемые Германией уступки, рассматривая их как часть общего плана объединения Европы. При этом США, по его мнению, могли оказать непосредственное влияние на достижение этого результата [45]. Помощник госсекретаря Д. Мессерсмит настаивал на необходимости избавления Европы от нацизма путем организации совместных действий со стороны Австрии, Венгрии, Чехословакии и Румынии, говоря о заинтересованности США в объединении усилий этих стран с другими «законопослушными державами». Хэлл продолжал выступать против вовлечения в европейские дела. Рузвельт поддерживал госсекретаря [46].

Несмотря на сохранение курса на невмешательство в европейские дела, разворачивавшиеся в 1933-1937 гг. в Центральной Европе события вызывали сильное беспокойство в Вашингтоне. Руководство США внимательно следило за развитием кризиса и находилось в курсе развития событий. Определяющими мотивами были стремление разобраться в сути проблемы, опасения по поводу распространения нацистского влияния в Европе и возникновения новой общеевропейской войны. Но планы Берлина в отношении ЧСР вызывали опасения прежде всего в среде американских дипломатов, проявлявших большую активность в исследовании этого вопроса. Получая всю необходимую информацию к весне 1938 г., Вашингтон осознавал возможность скорой агрессии Германии в отношении Австрии и Чехословакии, но ни президент, ни руководство Госдепартамента не выражали стремления к вмешательству в конфликт.

Примечания

1. U. S. Department of State. Foreign Relations of the United States. Diplomatic Papers [далее - FRUS]. 1933. Vol. I. Washington, 1945. P. 287; FRUS. 1934. Vol. II. P. 18

2. Roucek J. S. Czechoslovakia and Her Minorities // Czechoslovakia: Twenty Years of Independence / ed. R. J. Kerner. Berkley, 1940. P. 174.

3. FRUS. 1934. Vol. II. P. 110.

4. Ibid. P. 110-120

5. FRUS. 1934. Vol. I. P. 504, 516

6. Ibid. 1935. Vol. I. P. 220-221.

7. Ibid. P. 225-228; FRUS. 1935. Vol. II. P. 327-329.

8. Olivova V. The Czechoslovak Government and its 'Disloyal' Opposition, 1918-1938 // The Czech and Slovak Experience. Selected Papers From the 4-th World Congress for Soviet and East European Studies / ed. J. Morison. N. Y., 1992. P. 100.

9. FRUS. 1935. Vol. I. P. 254-259.

10. Документы внешней политики СССР. Т. 18. М., 1973. С. 333-336.

11. Peace and War. United States Foreign Policy 19311941. Washington, 1943. P. 310.

12. FRUS. 1936. Vol. I. P. 200-202.

13. For the President, Personal and Secret. Correspondence Between Franklin D. Roosevelt and William C. Bullitt. Boston, 1972. P. 144.

14. FRUS. 1936. Vol. I. P. 212-213.

15. Ibid. P. 237-238.

16. Ibid. P. 246-247.

17. Ibid. P. 216.

18. Ibid. P. 290-303.

19. Ibid. P. 322-325.

20. Ibid. P. 342-345.

21. Ibid. P. 339-342.

22. Ibid. P. 370-372.

23. For the President ... Op. cit. P. 184-188; Franklin D. Roosevelt and Foreign Affairs / ed. E. B. Nixon. Vol. 3. Cambridge, 1970. P. 499-502.

24. FRUS. 1936. Vol. I. P. 375-379.

25. For the President ... Op. cit. P. 203-207.

26. FRUS. 1937. Vol. I. P. 25-26.

27. Ibid. P. 59.

28. Ibid. P. 78-79.

29. Ibid. P. 84-92; 677.

30. FRUS. The Soviet Union, 1933-1939. Washington, 1952. P. 387-388.

31. FRUS. 1937. Vol. I. P. 92.

32. Мальков В. Л. Путь к имперству. Америка в первой половине XX в. М., 2004. С. 230-231.

33. Crane K. Mr. Carr of State. Forty-seven Years in the Department of State. N. Y., 1960. P. 332-335.

34. FRUS. 1937. Vol. I. P. 129-131.

35. Ibid. P. 125-127.

36. FRUS. 1936. Vol. I. P. 375-379.

37. FRUS. 1937. Vol. I. P. 125-127.

38. Ibid. P. 119.

39. Ceskoslovenska zahranicni politika v roce 1937. Sv. 1. Praha, 2007. S. 309-316.

40. Peace and War ... Op. cit. P. 44-46, 383-387; The Public Papers and Addresses of Franklin D. Roosevelt. 1937, The Constitution Prevails. N. Y., 1941. P. 406-411.

41. Marks F. W. Six Between Roosevelt and Hitler: America's role in the Appeasement of Nazi Germany // American Foreign Policy in the 1930s / ed. M. Dubofsky and S. Burwood. N. Y., 1990. P. 69-71.

42. For the President ... Op. cit. P. 232-238.

43. Ibid. P. 145, 155, 159.

44. Ibid. P. 232-238.

45. Ibid.

46. Ibid. P. 264.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.