Научная статья на тему 'Развитие критического мышления в процессе чтения'

Развитие критического мышления в процессе чтения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
критическое мышление / рассмотрение контекста / достоверность / предвзятость / доказательства / оценивание / рефлексия / critical thinking / considering context / validity / bias / evidence / evaluation / reflection

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анна Евгеньевна Веретенникова

Введение. Актуальность рассматриваемой темы обусловлена необходимостью проведения целенаправленной учебной работы по развитию операций критического мышления у обучающихся. Цель — анализ принципа рассмотрения контекста. Материалы и методы. Основными методами изучения вопроса, наряду с общенаучными: теоретическим анализом научной и методической литературы, а также синтезом, выступили частные методы педагогического исследования: педагогическое наблюдение, педагогическая беседа, изучение продукта деятельности (письменных работ обучающихся). Результаты и обсуждение. Учебная работа с применением метода рассмотрения контекста возможна при широком спектре анализа текстовых материалов, что будет способствовать развитию критического мышления обучающихся как одной из необходимых профессиональных составляющих личности сотрудника органов внутренних дел. Выводы. Практическая значимость заключается в том, что предлагаемый алгоритм оценивания текстов может применяться как на занятиях под руководством преподавателя, так и в самостоятельной работе при подготовке сообщений, докладов, аргументированных эссе. Приводится пример оценивания текста на английском языке, изучаемого в соответствии с рабочей программой в образовательных организациях МВД России, что не исключает применения данного метода при анализе других печатных материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анна Евгеньевна Веретенникова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Critical Thinking Development while Reading

Introduction. The relevance of the topic under consideration is due to the need to conduct targeted educational work to develop critical thinking operations in students. The purpose of the article is a detailed analysis of the principle of considering context. Materials and Methods. The main methods of studying the issue, along with general scientific ones such as theoretical analysis of scientific and methodological literature, as well as synthesis, include private methods of pedagogical research: pedagogical observation, pedagogical conversation, study of the product of activity (written works of students). Results and Discussion. The study showed that educational work using the method of considering context is possible with a wide range of analysis of text materials, which will contribute to the development of critical thinking of students as one of the necessary professional components of a police officer personality. Conclusions. The practical significance lies in the fact that the proposed algorithm for evaluating texts can be used both in classes under the guidance of an instructor, and in independent work when preparing messages, reports, argumentative essays. An example is given of evaluating a text in English studied in accordance with the work program in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, which does not exclude the use of this method when analyzing other printed materials.

Текст научной работы на тему «Развитие критического мышления в процессе чтения»

Научно-теоретическая статья

УДК 378 © Веретенникова А. Е., 2024

doi: 10. 24412/1999-6241-2024-398-344-348

5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

Развитие критического мышления в процессе чтения

Анна Евгеньевна Веретенникова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков 1 newannver@gmail.com; https://orcid/0000-0001-6451-3305 ' Омская академия МВД России, 644092, Омск, пр. Комарова, 7, Россия

Реферат. Введение. Актуальность рассматриваемой темы обусловлена необходимостью проведения целенаправленной учебной работы по развитию операций критического мышления у обучающихся. Цель — анализ принципа рассмотрения контекста. Материалы и методы. Основными методами изучения вопроса, наряду с общенаучными: теоретическим анализом научной и методической литературы, а также синтезом, выступили частные методы педагогического исследования: педагогическое наблюдение, педагогическая беседа, изучение продукта деятельности (письменных работ обучающихся). Результаты и обсуждение. Учебная работа с применением метода рассмотрения контекста возможна при широком спектре анализа текстовых материалов, что будет способствовать развитию критического мышления обучающихся как одной из необходимых профессиональных составляющих личности сотрудника органов внутренних дел. Выводы. Практическая значимость заключается в том, что предлагаемый алгоритм оценивания текстов может применяться как на занятиях под руководством преподавателя, так и в самостоятельной работе при подготовке сообщений, докладов, аргументированных эссе. Приводится пример оценивания текста на английском языке, изучаемого в соответствии с рабочей программой в образовательных организациях МВД России, что не исключает применения данного метода при анализе других печатных материалов.

Ключевые слова: критическое мышление, рассмотрение контекста, достоверность, предвзятость, доказательства,

оценивание, рефлексия

Для цитирования: Веретенникова А. Е. Развитие критического мышления в процессе чтения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2024. Т. 29, № 3(98). С. 344-348. https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2024-398-344-348

Scientific and Theoretical Article

UDC 378 © Veretennikova A. Ye., 2024

doi: 10. 24412/1999-6241-2024-398-344-348

5.8.2. Theory and Methods of Teaching and Upbringing (by areas and levels of education)

Critical Thinking Development while Reading

Anna Ye. Veretennikova, Candidate of Science (in Pedagogy), Associate-Professor, Associate-Professor at the chair of Foreign Languages 1 newannver@gmail.com; https://orcid/0000-0001-6451-3305

' the Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs, 7 Komarov pr., Omsk, 644092, Russia

Abstract. Introduction. The relevance of the topic under consideration is due to the need to conduct targeted educational work to develop critical thinking operations in students. The purpose of the article is a detailed analysis of the principle of considering context. Materials and Methods. The main methods of studying the issue, along with general scientific ones such as theoretical analysis of scientific and methodological literature, as well as synthesis, include private methods of pedagogical research: pedagogical observation, pedagogical conversation, study of the product of activity (written works of students). Results and Discussion. The study showed that educational work using the method of considering context is possible with a wide range of analysis of text materials, which will contribute to the development of critical thinking of students as one of the necessary professional components of a police officer personality. Conclusions. The practical significance lies in the fact that the proposed algorithm for evaluating texts can be used both in classes under the guidance of an instructor, and in independent work when preparing messages, reports, argumentative essays. An example is given of evaluating a text in English studied in accordance with the work program in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, which does not exclude the use of this method when analyzing other printed materials. Keywords: critical thinking, considering context, validity, bias, evidence, evaluation, reflection

Citation: Veretennikova A. Ye. Critical Thinking Development while Reading. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2024. Vol. 29. No. 3(98). Pp. 344-348 (In Russ.). https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2024-398-344-348

Основные положения

1. Недостаточное владение навыками критического мышления характерно для поколения «цифровых аборигенов» и является проблемой формирования личности в современном социуме. Единство воспитания и обучения позволяет целенаправленно работать над операциями этого вида мышления в учебном процессе.

2. Владение принципом рассмотрения контекста даст возможность обучающимся применять его не только в учебных и профессиональных сферах, но и в повседневных ситуациях. Введение

Актуальность, значимость и сущность проблемы.

В современных условиях разнообразия взглядов и неста-

бильности особое значение приобретает такое качество представителей социума, как критическое осмысление информации. В предыдущем исследовании обращалось внимание на то, что человека, мыслящего критически, отличает способность оценки информации, в процессе чего выявляются истина и вымысел, рассматриваются альтернативы, проверяются фактическая точность и логическая последовательность подачи информации. Наряду с этим, была выявлена слабая степень владения указанными операциями поколением современных молодых людей в возрасте 17-25 лет [1, с. 211-221]. Продолжая тему формирования личности, рассмотрим возможности воспитания критически мыслящего обучающегося в процессе учебной работы с текстами на иностранном языке (английском). Данное направление представляется актуальным в связи с такой приобретенной особенностью поколения «цифровых аборигенов», как «клиповость» (от англ. clip — фрагмент, вырезка из текста, короткий видеосюжет), при которой предпочтение отдается небольшим информационным материалам, включающим в себя и тексты.

Цель — изучить принцип критического мышления «рассмотрение контекста» с возможностью применения этапов его формирования в учебном процессе при чтении.

Теоретические предпосылки и степень изученности проблемы. Многолетнее изучение аспектов критического мышления дает возможность констатировать, что данное направление теоретически было обосновано Дж. Дьюи [2] и нашло продолжение в трудах Р. Пола [3], Л. Кларка и И. Старра [4], Б. Бейера [5], В. Болотова [6] и других ученых, которые разрабатывали педагогический аспект внедрения критического мышления в учебные программы разных ступеней образовательного процесса как в зарубежных, так и в отечественных системах образования. Исследователи последнего десятилетия рассматривали ряд педагогических стратегий для развития критического мышления, подчеркивая важность проектного обучения, побуждения к поиску ответов на интересующие вопросы [7; 8]. Преподаватели иностранных языков описывают варианты применения методов развития данного вида мышления на своих занятиях [9], однако в печати не представлены материалы о формировании критического мышления с опорой на принцип рассмотрения контекста при чтении.

Материалы и методы

Основными методами изучения вопроса, наряду с общенаучными: теоретическим анализом научной и методической литературы, а также синтезом, выступили частные методы педагогического исследования: педагогическое наблюдение, педагогическая беседа, изучение продукта деятельности (письменных работ обучающихся).

Результаты и обсуждение

Критическое оценивание текстов. Одной из целей обучения иностранному языку выступает развитие личности. Как известно, аспекты целенаправленного формирования личности рассматриваются педагогикой. Анализ понятий «воспитание» (преднамеренное создание или корректировка условий для формирования характера, воли, направленности и качеств личности) и «обучение» (передача системы знаний и способов их применения в целях разви-

тия личности) свидетельствует о единстве этих процессов в формировании личности [10, с. 20-23]. В исследовании мы опирались на данное единство.

Эксперимент, в котором приняли участие 125 курсантов, продолжался два года. На его начальном этапе обучающимся были предложены материалы лингвостра-новедческого характера на английском языке в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины. В ходе педагогических бесед было выявлено противоречие между необходимостью использовать предложенный материал и сомнением в его истинности. Для разрешения указанного противоречия был выбран метод изучения текстов на основе рассмотрения контекста.

Анализ учебно-методических публикаций по развитию критического мышления [5; 7; 11] позволил выявить следующие этапы учебной работы при чтении с акцентом на таком принципе критического мышления, как рассмотрение контекста (англ. context — сопутствующие факты; фрагмент текста, оказывающий влияние на смысл выражения): просмотровое чтение, обдумывание / рефлексия, собственно чтение, оценивание.

Просмотровое чтение (англ. skimming — беглый просмотр) предполагает поверхностное ознакомление с печатной информацией и занимает 15-20 минут, чтобы составить представление о книге на основе введения, глав, начала и заключительной части некоторых из них, а также выводов, отмечая логику или нелогичность развития темы. При этом читатель должен найти для себя ответы на следующие вопросы: какой теме посвящен данный материал? Какой точки зрения придерживается его автор? Подтверждена ли она доказательствами? Чтобы понять значимость аргументов, подтверждающих взгляды автора, целесообразно изучить библиографический список, сопровождающий публикацию. В статье 5-10-минутному анализу подвергаются аннотация, введение, заголовки и первые абзацы разделов, заключение, а также перечень использованных источников.

Рефлексия (англ. reflection — отражение, размышление) направлена на рассмотрение собственного мнения (opinion) на основе знания вопроса и вероятности возникновения предубеждений (bias) относительно позиции, излагаемой в тексте.

Как утверждают ученые, предвзятое отношение или предубеждение может возникнуть в одном из двух случаев [12]. Первый, наиболее очевидный, является результатом уже ранее сформировавшегося у читателя мнения об авторе на основе изучения его предыдущих высказываний. В другом случае необъективность есть следствие воздействия идей, транслируемых социумом, средствами массовой информации. Единственный способ преодолеть предубеждение, по мнению упомянутых исследователей, — читать беспристрастно, рассматривая подтверждающие факты. Цель рефлексии — выявление предрассудков и контроль за тем, чтобы они не оказывали влияния на последующее рассмотрение контекста.

Собственно чтение (reading) не представляет сложности при условии следования требованиям просмотрового чтения, поскольку читатель уже ознакомился с идеей автора, понимает последовательность изложения и подтверждаю-

щие факты. Цель данного этапа — углубить и уточнить понимание написанного. Для этого рекомендуется прочитать по возможности весь текст, подчеркивая наиболее важную для его понимания информацию, и обобщить ее. Целесообразно перечитать и выписать отмеченные положения с указанием аргументов автора. Таким образом, объем книги может быть обобщен в нескольких абзацах, а статьи — в 7-8 предложениях.

Оценивание (англ. evaluation — оценивание, анализ) непосредственно связано с критическим мышлением, поскольку именно в этом процессе происходит активизация оценочных операций. В наших предыдущих исследованиях были раскрыты основные принципы, мыслительные операции, а также определения критического мышления [13, с. 108-110; 14], где за основу была взята дефиниция этого вида мыслительной деятельности — «способ оценки аутентичности, ценности или точности чего-либо», сформулированная Б. Бейером. Подчеркивая его сущность, ученый предлагает называть данную разновидность мышления оценочным evaluative [5, p. 8].

Алгоритм анализа контекста. Что касается рассмотрения контекста или критического оценивания текстов, то этот процесс включает в себя анализ ответов на ряд вопросов.

Являются ли термины, которыми оперирует автор, двусмысленными? Если это так, то какой именно смысл вкладывает автор в конкретное слово.

Используются ли эмоционально окрашенные слова вместо доказательств? Например, слова «терроризм», «цензура», «семейные ценности», «свобода» и т. п. воздействуют на эмоции читателя. В этом случае важно понимать, направлены они на чувства или разум.

Относятся ли доказательства к рассматриваемому вопросу? Не упускает ли автор какие-либо важные из них?

Типичны и универсальны ли примеры, которые приводит автор? Упоминание того или иного факта не всегда означает его весомость. Если это необычное явление, а не типичное или оно затрагивает довольно узкий аспект, то его нельзя считать адекватным аргументом.

Репрезентативны ли цитируемые данные? Обращается внимание на статистические данные, которые важны для подтверждения положений, упомянутых в тексте, и имеют для него непосредственное значение. В противном случае результаты приводимого исследования не могут быть приняты как доказательство.

Действительны ли данные и примеры автора в настоящее время? В практике написания различных материалов обычно опираются на общеизвестные истины и неоспоримые результаты предыдущих исследований, но существует вероятность опровержения некоторых из них на основе более современных работ. Например, в отдельных учебниках по английскому языку при изучении Парламента Великобритании упоминается, что в состав палаты лордов входят лорды — судьи. Однако этот факт является устаревшей информацией и может ввести обучающихся в заблуждение. Как известно, в связи с открытием работы Верховного суда в 2009 г. данная функция членов палаты была отменена.

Насколько авторитетны цитируемые авторы и их взгляды? В случае, если точка зрения признанного ученого неоспорима в одной области, то не всегда его взгляды на непрофильную для него сферу могут быть таковыми. Более того, в случае известного плагиата ссылки на таких авторов и их работы не будут придавать весомость аргументам.

Необходимо обратить внимание, согласны ли другие эксперты, кроме цитируемых, с утверждениями автора, а также какие контраргументы они приводят.

Если в тексте отмечается бездоказательственное предположение, то оно может свидетельствовать о предвзятости или неосведомленности автора. Так, например, будучи премьер-министром Великобритании в 2018 г., Тереза Мэй высказала не подтвержденное доказательствами предположение о «русском следе» в одном из уголовных дел [15].

В ситуации согласия с одними аргументами, отрицания других и неуверенности в третьих, как утверждают методисты [7; 11; 16], необходимо четко сформулировать свою собственную позицию и использовать метод размышления «если то», в зависимости от того как трактуется некое понятие. Если оно означает А, то с ним можно согласиться, если Б, то этот аргумент не может быть принят. Когда нет уверенности в выборе позиции, надо выявить аргументы за и против, а затем рассмотреть обстоятельства в пользу обеих сторон.

Подводя итог рассмотрению действий при анализе контекста, стоит обратить внимание на то, что прямые ответы на вышеперечисленные вопросы могут отсутствовать в анализируемом тексте. Это потребует от читателя дальнейшего изучения вопроса, затронутого материалом. Только в этом случае ему удастся критически оценить его и сформировать окончательное собственное оценочное суждение.

Учебные задания для развития навыка рассмотрения контекста. На начальном этапе при изучении блока тем, затрагивающего высшее образование в России и англоязычных странах [17], в качестве заключительного этапа представляется уместным выполнение заданий на развитие навыка рассмотрения контекста. Приведем здесь материалы, находящиеся в широком доступе и отвечающие обсуждаемой теме [18].

Task 1. Read the text and find four points to evaluate. Explain your choice, ask questions and check data.

Higher Education in UK

The UK is the world leader in providing higher education with over 50,000 courses and 395 universities. Higher Education has become increasingly popular over the last decades with most young people choosing to go to university than work. In fact, 2022 saw a record level of 767,000 students attending university for their first year on a degree course. This trend is set to increase year on year in the future.

В данном тексте анализу подвергаются следующие части предложений:

1. The UK is the world leader in higher education — эта информация не соответствует действительности и может рассматриваться как «предвзятое отношение» (bias) или «мнение» (opinion), поскольку признанным мировым лиде-

ром по количеству университетов и предлагаемых курсов является США.

2. With most young people go to university — чтобы убедиться в достоверности (validity) утверждения, необходимо обратиться к поиску данных о количестве поступивших в британские вузы в 2023 г. По официальным данным на UK Gov.2024, это 33,8% выпускников школ, что не может рассматриваться как большинство, как представлено в тексте.

3. 767,000 students attending university — в тексте отсутствует доказательство (evidence) данных.

4. Is set to increase year on year in the future — утверждение вызывает сомнение, поскольку поиск данных выявил, что в 2023 г. было 757,000 поступивших в университеты, что не свидетельствует о росте, как это заявлено в тексте. В этом случае автор пытался воздействовать на эмоции читателя, используя глагол «to increase» — увеличиваться, расти.

Task 2. Read the text and find three points to evaluate. Explain your choice, ask questions and check data.

Student Loans

One of the main reasons for this successful increase is because of the introduction of student loans back in 1996 making university accessible for all. This means that everyone in the UK can attend a university and especially for the students from disadvantaged backgrounds, they can now get themselves out of the cycle of poverty. According to UK Gov (2022) a record 32,5% of people from disadvantaged backgrounds were accepted to University in 2022. Compared to 16,1% in 2018.

Рассмотрим следующие предложения с точки зрения оценивания контекста.

1. Introduction of student loans. — Поиск информации о займах на учебу в Великобритании выявляет, что в 2023 г. средний долг на выпускника вуза составлял 46,700 фунта (UK Gov. 2023). Вызывает сомнение, что это может способствовать значительному притоку абитуриентов, стремящихся приобрести значительный долг уже в юности, поэтому данные нельзя считать адекватным аргументом.

2. Out of the cycle of poverty. — Утверждение, что займы помогут студентам вырваться из бедности, не подкреплено репрезентативными данными.

3. A record 32,5% of people from disadvantaged backgrounds. — Сравнение данных о поступивших в британские вузы из малообеспеченных семей в 2022 г. (32,5%) и 2023 г. (23,19%) не подтверждает заявления в тексте о значительном росте числа поступающих.

Изучение контекста, тренируемое в приведенных упражнениях, свидетельствует о недопустимости слепого принятия информации. Как показывает пример оценивания текстов, чтобы убедиться в истинности высказываний, необходимо анализировать, задавать вопросы и проверять данные, и только на этом основании

принимать решение, что и предполагает критическое мышление.

Отметим, что все вышеописанные методы вопросно-ответной работы применялись в рамках нашего эксперимента в течение двух лет при изучении дисциплины «Иностранный язык». Анализ продукта учебной деятельности обучающихся (аналитические эссе, доклады на научных конференциях различного уровня), принимавших участие в данном исследовании, свидетельствовал о сформировавшемся навыке рассмотрения контекста. Ни один из фактов, приведенных в этих работах, не принимался «на веру». Все они были тщательно проанализированы, и использованы лишь те, которые не вызывали сомнения у автора, поэтому результат проведенного исследования можно считать успешным.

Выводы

1. Участники образовательного процесса в современном вузе должны быть вовлечены в процесс освоения критического мышления. Обучающиеся, представляя поколение «цифровых аборигенов», при решении многих учебных задач полагаются на данные быстрого поиска. При этом они не всегда размышляют критически, чтобы выявить предвзятое отношение или отграничить правду от вымысла. Задачей педагогических работников выступает целенаправленное формирование у обучающихся навыков критического мышления.

2. Рассмотрение контекста является одним из принципов данного вида мыслительной деятельности, тренировка которого возможна при чтении как учебных текстов, так и тех, которые предполагаются для самостоятельной работы в учебных целях.

3. В образовательных организациях МВД России профильные дисциплины, направленные на формирование и развитие профессиональных компетенций, изучаются на 3-5 курсах. Однако уже в первые годы обучения в вузе при освоении иностранного языка возможна учебная работа, связанная с совершенствованием операций критического мышления — неотъемлемой профессиональной чертой правоприменителя.

Область применения и перспективы. В соответствии с рабочей программой для обучающихся в образовательной организации МВД России планируемые результаты обучения по дисциплине «Иностранный язык (английский)» представлены универсальной компетенцией — 4 (УК-4), которая включает в себя элементы критического мышления: использовать приемы логического построения суждений, аргументации, распознавать логические ошибки *. В связи с этим полагаем возможным и необходимым продолжить данное исследование и включать материалы для активизации операций критического мышления на занятиях по английскому языку.

Список источников / References

1. Веретенникова А. Е. Критическое мышление поколения цифровых аборигенов // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2023. № 4. С. 211-221.

2. Dewy D. How We Think. Illinois, 1978. Vol. 6. 178 p.

* Иностранный язык (английский) : рабочая программа учебной дисциплины по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности, специализация — уголовно-правовая, форма обучения очная. Омск, 2023. 45 с.

3. Paul R. W. Critical Thinking. Sonoma, 1990. 396 p.

4. Clark L. H., Starr I. S. Secondary and Middle School Teaching Methods. N. Y., 1981.

5. Beyer B. K. Teaching Thinking Skills: A Handbook for Secondary School Teachers. Boston, 1991. 151 р.

6. Болотов В. А., Спиро Д. Критическое мышление — ключ к преобразованиям российской школы // Директор школы. 1995. № 1. С. 67-73.

7. Smith C. B. A Commitment to Critical Thinking. Indiana, 2000. 112 p.

8. Cox J. Teaching Strategies to Promote Critical Thinking. URL: https://www.teachhub.com/teaching-strategies/ 2023/12/ teaching -strategies - to - promote - critical - thinking (дата обращения: 10.04.2024).

9. Tkachenok K., Tumskiy S. Critical Thinking in the Context of ELT Classroom: Defining the Notion and Developing the Skill. EDULEARN 19 Proceedings, 2019. Pp. 5191-5195.

10. Гликман И. З. Воспитание или формирование? // Педагогика. 2000. № 5. С. 20-23.

11. Shermis S. S. Critical Thinking: Helping Students Learn Reflectively. Indiana, 1992. 87 р.

12. Feldman R., Schwartzberg S. Thinking Critically: A Psychology Student's Guide. N. Y., 1990. 96 p.

13. Веретенникова А. Е. Развитие коммуникативной культуры курсантов образовательного учреждения МВД России. Новосибирск, 2010. 167 с.

14. Веретенникова А. Е., Маврин С. А. Критическое мышление как основа оценочной деятельности старшеклассников. Омск, 2008. 144 с.

15. Theresa May's full statement on Russian spy's poisoning. URL: https://edition.cnn.com/2018/03/13/europe/theresa-may-russia-spy-speech-intl/index.html (дата обращения: 10.04.2024).

16. Ruggiero V. R. The Art of Thinking: a Guide to Critical and Creative Thought. N. Y., 2001. 259 р.

17. Веретенникова А. Е. English for Cadets : учеб. пособие. Саратов, 2019. 316 с.

18. Reading Lessons. URL: https:// academic-englishuk.com/critical reading (дата обращения: 10.04.2024).

Поступила 17.04.2024; одобрена после рецензирования 19.05.2024; принята к публикации 28.06.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.