Развитие критического мышления у подростков в процессе изучения иностранного языка
Е. Ю. Вишневская
В статье даётся общее представление о понятии «критическое мышление», о возможностях иностранного языка для развития критического мышления подростков и педагогических средствах развития критического мышления. Кратко излагаются результаты опытно-экспериментальной работы, направленной на выявление и обоснование комплекса педагогических средств и условий, способствующих развитию критического мышления подростков.
Ключевые слова: критическое мышление, личностно-деятельностный подход, коммуникативный подход, критерии, средства обучения, технология развития критического мышления.
Development of Critical Thinking of Teenagers in the Course of Foreign Language Studying
Е. Yu. Vishnevskaya
The article gives the general representation about the concept «critical thinking», about the opportunities of a foreign language for the development of critical thinking of teenagers and pedagogical means of the development of critical thinking. In the article the results of the experimental work directed on the revealing and the substantiation of the complex of pedagogical means and conditions, promoting to the development of critical thinking of teenagers are briefly stated.
Key words: critical thinking, personal-activity approach, a communicative approach, criteria, means of education, technology of development of critical thinking.
Стремительное вхождение России в мировое сообщество, интеграционные процессы в различных сферах политики, экономики, культуры, идеологии, смешение и перемещение народов и языков поднимают проблему межкультурного общения, взаимопонимания участников общения, принадлежащих к разным культурам. Естественно, все это не может не отразиться на методике обучения иностранным языкам, не может не ставить новых проблем в теории и практике преподавания иностранных языков.
В последнее время все большее распространение получает ориентация на такой тип обучения, который стимулирует интеллектуальное и нравственное развитие личности учащегося, активизирует его потенциальные возможности, формирует критическое мышление. Такому типу обучения соответствуют личностно-
деятельностный и коммуникативный подходы в обучении иностранному языку.
Деятельностный подход способствует развитию у детей таких важных качеств, как умение логически мыслить, принимать решения, критически осмысливать информацию, ставить цели. Одним из важных моментов в обучении иностранным языкам при использовании данного подхода является то, что акцент делается не на сообщении готовых знаний, а на побуждении учащихся к размышлению, самостоятельному поиску информации, к самостоятельным выводам и обобщениям, а также на «переносе на себя», то есть апелляции к жизненному и речевому опыту учащихся. В центре обучения находится
ученик как субъект учебной деятельности, что предполагает определение цели урока с позиции самого ученика на основе учета его возрастных, половых, индивидуальных особенностей; прошлого опыта и, в частности, языковой подготовки; интересов, склонностей, притязаний; социальной позиции и статуса в учебном коллективе.
Работа с информацией на любом языке требует формирования определенных интеллектуальных умений: умения анализировать информацию, отбирать необходимые факты, выстраивая их в логической последовательности, умения выдвигать аргументы и контраргументы и пр. Таким образом, процесс обучения иностранному языку можно эффективно актуализировать путем про-блематизации на основе использования информационных источников. Речь идёт о применении исследовательских, поисковых, дискуссионных методов, метода проектов и т. д.
Изучение английского языка играет огромную роль в развитии критического мышления подростков, определяемую спецификой его как учебного предмета и особенностями используемых технологий обучения. Специфика иностранного языка как учебной дисциплины определяется тем, что он, характеризуясь чертами, присущими языку вообще как знаковой системе, в то же время определяется целым рядом отличительных от родного языка особенностей овладения и владения им. По целому ряду характеристик он существенно отличается и от любого другого учебного школьного предмета. Можно полагать, что ов-
ладение иностранным языком (в условиях школы) отличается от владения родным
1) направлением пути овладения, как отметил Л. С. Выготский;
2) плотностью информации в общении;
3) включенностью языка в предметно-коммуникативную деятельность;
4) совокупностью реализуемых им функций;
5) соотносимостью с сензитивным периодом речевого развития ребенка, то есть периодом наибольшей чувствительности к овладению языком (от 2 до 5 лет) [2].
Нельзя не отметить также положение педагогической психологии, сформулированное Л. С. Выготским, о том, что главное в обучении иностранным языкам - научить ребенка мыслить. В связи с этим И. А. Зимняя подчеркивает, что именно в нашей стране в практике преподавания иностранного языка была впервые поставлена задача обучения мышлению на иностранном языке [2]. Основной целью развития критического мышления подростков является расширение мыслительных компетенций для эффективного решения социальных, учебных и практических проблем.
Развитие критического мышления - непростая задача. Нет окончательно заданных путей, которые ведут к критическому мышлению. Однако существует определенный набор учебных условий, способствующих его становлению. Так, необходимо
— предоставить учащимся время и возможно -сти для приобретения опыта критического мышления;
— давать учащимся возможность размышлять;
— принимать различные идеи и мнения;
— способствовать активности учащихся в учебном процессе;
— убедить учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными;
— выражать веру в то, что каждый способен на критическое суждение;
— ценить проявление критического мышления.
При этом учащиеся должны развивать уверенность в себе и понимать ценность своих мнений и идей; активно участвовать в учебном процессе; с уважением выслушивать различные мнения; быть готовыми как формировать суждения, так и воздерживаться от иных.
Чтобы учащиеся смогли размышлять о новой информации и интегрировать ее с предыдущими знаниями и представлениями, они должны участвовать в содержательных беседах, излагать
свои идеи собственными словами и осваивать новый словарь. Только через актуализацию новых знаний и нового словарного запаса обретенный опыт превратится в устойчивые знания.
Для того чтобы говорить о возможностях английского языка для развития критического мышления, необходимо сначала определиться с понятием «критическое мышление» и его критериями.
Национальный Совет по развитию критического мышления предлагает такое определение: «Критическое мышление - это интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации, полученной или создаваемой путем наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений или коммуникации как руководство к действию или формированию убеждения» [6, с. 56].
Проанализировав теоретические взгляды зарубежных (Р. Пол, Д. Халперн, Д. Клустер, Дж. Дьюи и др.) и отечественных (И. Ильясов, С. Заир-Бек и др.) учёных, мы пришли к выводу, что основные свойства критического мышления - это рефлексивность, прагматичность, субъект-ность (персонифицированность).
Критериями развития критического мышления подростков, по нашему мнению, можно считать сформированность следующих умений:
1) анализировать информацию (выделять главную мысль, основные мысли сообщения, сопоставлять полученную информацию с ранее известной или дополнительно найденной, делать соответствующие выводы для решения поставленной проблемы);
2) переструктурировать, интерпретировать полученную информацию;
3) обобщать информацию, полученную из разных источников;
4) оценивать информацию и делать соответствующие аргументированные выводы для решения или рассмотрения обсуждаемой проблемы.
По мнению Д. Халперн, показателем наличия у учащихся высокого уровня развития критического мышления является присутствие у них ряда важных качеств: готовности к планированию, гибкости, настойчивости, готовности к исправлению ошибок, осознанию, поиску компромиссных решений [5].
Таким образом, из всего вышесказанного, можно выделить следующие признаки критического мышления: продуктивность, самостоятель-
ность, индивидуальность, аргументированность, социальность, рефлексивность, оценочность.
Положительный результат при обучении иностранному языку, и в частности в развитии критического мышления подростков, находится в прямой зависимости от средств, которые будут использоваться на занятиях. Выделяют средства содержательные и процессуальные. Под содержательными средствами понимаются содержание, структура учебного материала, его организация, а также тщательный отбор учебного лингвистического материала, который может быть представлен в виде лексических и грамматических минимумов, текстов по соответствующей тематике, различных видов заданий и типов упражнений. К процессуальным средствам мы относим методы, приемы и технологии обучения, которые приводят к получению определенного результата. [4] Следует отметить, что оба типа средств взаимосвязаны и взаимообусловлены и их выбор в процессе преподавания иностранного языка продиктован на каждом этапе обучения конкретно поставленными целями, в нашем случае - целью развития у подростков критического мышления.
Цель нашего исследования состояла в том, чтобы проследить формирование и развитие критического мышления у подростков и выявить, насколько эффективны предлагаемые нами педагогические средства. Выявление педагогических средств и условий, обеспечивающих эффективное развитие критического мышления у подростков, и определение целесообразности их применения осуществлялись нами в ходе опытно-экспериментальной работы, которая состояла из трёх этапов: диагностического, формирующего и аналитического.
Цель диагностического этапа заключалась в том, чтобы определить критерии и соответственно им выявить уровень развития критического мышления подростков.
На данном этапе нами были использованы следующие методы:
— тестирование для определения уровня развития критического мышления в процессе изучения иностранного языка (тест на оценку самоконтроля в общении, тест оценки коммуникативных умений, тесты на исследование рефлексивности и аналитичности мышления, методика «Исключение понятий», ШТУР);
— метод ранжирования критериев, определяющих уровень развития критического мышления подростков;
— предметное тестирование, позволяющее выявить уровень развития критического мышления подростков.
Первоначальный предметный тестовый срез показал низкий уровень языковой подготовки школьников, критичности мышления, что заключалось в неумении ориентироваться в тексте, в несформированности навыка текстуальной догадки, неумении работать со словарем, устанавливать причинно-следственные связи в тексте, эти данные подтверждались и методиками психологического тестирования.
В ходе исследования мы выявили, что важным средством развития критического мышления является такой вид речевой деятельности, как чтение, смысл которого заключается в восприятии и переработке читающим объективно существующего текста. Система обучения чтению может считаться эффективной и рациональной только при наличии правильно сформулированной конечной цели, которая должна быть достигнута в процессе обучения, а также при четком обозначении задач, стоящих перед чтением на иностранном языке как видом учебной деятельности.
Эффективность развития критического мышления повышается при использовании индивидуально ориентированных и продуктивных технологий. Среди наиболее эффективных педагогических средств развития исследуемых умений нами были определены следующие: технология РКМЧП, проектные методы обучения, проблемно-поисковые методы обучения, дебаты и дискуссии.
Большую роль в развитии критического мышления играет совместное целеполагание, привлечение подростков к анализу их учебной деятельности, что развивает также способность к рефлексии.
Анализ результатов показал, что у школьников экспериментальной группы показатель уровня развития критического мышления стал значительно выше, чем у учащихся контрольных групп, благодаря внедрению предложенной нами методики. У подростков повысилась мотивация к изучению иностранного языка, появился учебный интерес. Результаты опытно-экспериментальной работы показывают эффективность предлагаемого нами комплекса педагогических средств развития критического мышления подростков.
Библиографический список
1. Заир Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке [Текст] : пособие для учителя / С. И. Заир Бек. - М.: Просвещение, 2004.
2. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе [Текст] / И. А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.
3. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / под ред. М. К. Колковой. -СПб.: КАРО, 2005.
4. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии [Текст] : учебное пособие для студентов / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др. ; под ред. С. А. Смирнова. - М.: Академия, 2004.
5. Халперн, Д. Психология критического мышления [Текст] / Д. Халперн. - СПб.: Питер, 2000.
6. Ходос, Е. А. Критическое мышление: метод, теория и практика [Текст] / Е. А. Ходос, А. В. Бутенко. - М.: МИРОС, 2002.