Научная статья на тему 'Развитие критического мышления у детей старшего дошкольного возраста как основа формирования навыков безопасного поведения'

Развитие критического мышления у детей старшего дошкольного возраста как основа формирования навыков безопасного поведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1037
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / РЕБЕНОК СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / МЫШЛЕНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ / CRITICAL THINKING / PRESCHOOL CHILD / THINKING / SAFETY / HEALTH / RULES OF BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левченко Татьяна Александровна, Иминова Юлдуз Бахтияровна

В статье авторами рассматриваются вопросы, связанные с решением проблемы обеспечения безопасности ребенка в условиях дома, детского сада и улицы. Реализация данной проблемы, по мнению авторов, возможна при формировании у ребенка основ критического мышления. Рассмотрены понятия «критическое мышление», особенности его развития у детей дошкольного возраста. Определен уровень сформированности критического мышления детей, связанный с постоянным поиском знаний об окружающем мире и безопасности жизнедеятельности человека. В статье представлены результаты стартового и промежуточного контроля педагогической диагностики ДОО, отражающие сформированность навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста.The article discusses issues related to solving the problem of ensuring the safety of the child in the home, kindergarten and street. The implementation of this problem, according to the authors, is possible when the child forms the basis of critical thinking. The concepts of “critical thinking”, the features of its development in preschool children are considered. The level of formation of critical thinking of children, associated with the constant search for knowledge about the world and the safety of human life, is determined. The article presents the results of the initial and intermediate control of pedagogical diagnostics of early childhood care, reflecting the formation of the skills of safe behavior of children of preschool age.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие критического мышления у детей старшего дошкольного возраста как основа формирования навыков безопасного поведения»

УДК 373.2

Левченко Татьяна Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования Казахского Национального женского педагогического университета,

г. Алматы, Республика Казахстан e-mail: [email protected] Иминова Юлдуз Бахтияровна,

студент 2 курса магистратуры Казахского Национального женского педагогического университета e-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ

В статье авторами рассматриваются вопросы, связанные с решением проблемы обеспечения безопасности ребенка в условиях дома, детского сада и улицы. Реализация данной проблемы, по мнению авторов, возможна при формировании у ребенка основ критического мышления. Рассмотрены понятия «критическое мышление», особенности его развития у детей дошкольного возраста. Определен уровень сформированности критического мышления детей, связанный с постоянным поиском знаний об окружающем мире и безопасности жизнедеятельности человека. В статье представлены результаты стартового и промежуточного контроля педагогической диагностики ДОО, отражающие сформированность навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: критическое мышление, ребенок старшего дошкольного возраста, мышление, безопасность, здоровье, правила поведения.

Levchenko Tatyana Alexandrovna,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Preschool and Primary Education of the Kazakh National Women's Pedagogical University,

Almaty, Republic of Kazakhstan e-mail: [email protected] Iminova Yulduz Bakhtiyarovna,

2nd year student of the Kazakh National Women's Pedagogical University e-mail: [email protected]

DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AS A BASIS FOR THE FORMATION OF SKILLS

OF SAFE BEHAVIOR

The article discusses issues related to solving the problem of ensuring the safety of the child in the home, kindergarten and street. The implementation of this problem, according to the authors, is possible when the child forms the basis of critical thinking. The concepts of "critical thinking", the features of its development in preschool children are considered. The level of formation of critical thinking of children, associated with the constant search for knowledge about the world and the safety of human life, is determined. The article presents the results of the initial and intermediate control of pedagogical diagnostics of early childhood care, reflecting the formation of the skills of safe behavior of children of preschool age.

Key words: critical thinking, preschool child, thinking, safety, health, rules of behavior.

Бесценным даром, подаренным человеку, является его жизнь. Жизнь становится разумной и осмысленной, если поставлены конкретные цели, реализация которых возможна только, когда человек здоров. Так в своем трактате аль-Фараби отмечает: «Совершенство человека - это здоровье; если есть здоровье, то его следует сохранять, а если нет, то следует его приобрести. Здоровье достигается только при соблюдении меры: при умеренной еде достигается здоровье, при умеренном труде приобретается сила, точно также хороший нрав достигается при умеренных действиях», т.е. тем самым ученый акцентирует внимание на важности, взаимообусловленности и неразрывности физического и нравственного воспитания [2].

Как известно, жизнь и деятельность человека тесно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. В связи с чем, особое внимание требует решение проблемы обеспечения безопасности ребенка как в условиях дома, детского сада, так и улицы. При этом, важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, прививая навыки безопасного поведения. Особенности климатических условий города Алматы, характеризующиеся резкой сменой погоды в течение дня, бурными дождевыми потоками, снегопадами, гололедом, землетрясениями.

Анализ педагогических исследований зарубежных и отечественных ученых-педагогов убедительно доказывает важность формирования у дошкольника навыков безопасного поведения, как залога эффективного

развития таких качеств как самостоятельность, умение принимать правильное решение и знание техник безопасности (Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, А.И. Замалеевой, К.Ю. Белой, Т.Г. Хромцовой, К.Ш. Исанова, Ш.С. Султангазиевой, Т.К. Игисинова, Э.Т. Курмангалиевой) [4].

О ценности жизни человека отмечал в «Словах Назидания» великий казахский просветитель прошлого Абай Кунанбаев: «Тот, кто много слушает и видит, черпая знания извне, тот имеет многое: он способен трезво рассуждать и отличать полезное от вредного. Человек способный анализировать события и факты, относят к людям умным» [1, с.243]. Данные слова великого Абая, ставят перед родителями и педагогами задачу, направленную на обеспечение благополучия жизни ребенка и создание условий для его гармоничного развития.

В старшем дошкольном возрасте для детей характерно наглядно -образное, наглядно-действенное и логическое мышление, которое характеризуется постоянным поиском новых знаний об окружающем мире и жизнедеятельности человека. Получаемая информация требует от ребенка умения ее анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, а именно развитие критического мышления.

Одной из ключевых компетенций устойчивого развития Кластерного Бюро ЮНЕСКО является развитие стратегического и критического мышления, реализация которых осуществляется с помощью метода «обратного» мозгового штурма и других интерактивных методов обучения.

В связи с чем, в настоящее время жизнь ставит перед педагогами и родителями более сложные задачи, связанные с формированием мышления высокого уровня, вербального общения, способности адаптироваться в широком спектре общественных и интеллектуальных ситуаций. Развитию данных качеств способствует применение технологии критического мышления как во время организованной учебной деятельности, так и в режимных моментах.

Критическое мышление - интерактивное, теоретическое, рефлексивное мышление. Это особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить. Мыслить критически - значит, понять и осознать собственное «Я», быть объективным, логичным, воспринимающим другие точки зрения.

Данная проблема нашла отражение в исследованиях таких педагогов-ученых как Д. Барелл, И.В. Муштавинская, В.М. Акименко, И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек и другие. Из перечня характеристик, предложенных Джоном Бареллем, нами выделены следующие качества, которые могут быть присущи критически мыслящим детям старшего дошкольного возраста:

•проявление настойчивости в решении проблем (ребенок решает мыслительные задачи в представлении, - мышление становится вне ситуативным);

•умение решать проблемы, сотрудничая с другими детьми (возникают попытки объяснить явления и процессы);

•умение слушать собеседника (развитие рассуждения как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений);

•способность рассматривать несколько возможностей решения какой-либо проблемы (практические действия возникают на основании предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления);

•размышление о своих чувствах, мыслях (переход от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных);

• применение своих знаний в разных ситуациях (экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применять имеющиеся знания, пробовать свои силы);

•проявление любознательности и частому задаванию «хороших» вопросов (говорят о проблемности мышления);

•активное восприятие информации (складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость) [3, с. 23-24].

На основе изученного теоретического материала нами осуществлена педагогическая диагностика уровня сформированности критического

мышления, связанная с формированием у детей дошкольного возраста применения навыков правильного поведения при ЧС. Данная диагностика осуществлялась на основании постановления Министерства образования и науки Республики Казахстан, где уровень развития умений и навыков определяется педагогом в соответствии с п. 19 раздела «Требования к уровню подготовки воспитанников ГОСДВО» и проводится согласно графику дошкольной организации (стартовый контроль, сентябрь 2019г.). Основными нормативно-правовыми документами для осуществления диагностики являлись Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан и Типовая учебная программа Республики Казахстан по дошкольному воспитанию по образовательной области «Здоровье» разделу «Основы безопасного поведения» [5]. Содержание образовательной области «Здоровье» направлена на:

- охрану жизни и укрепление здоровья ребенка;

- формирование навыков безопасного поведения в быту, на улице, в условиях природы и обогащение двигательного опыта детей через совершенствование основных видов движений;

- совершенствование у воспитанников потребности в двигательной активности, используя творческие, познавательные и речевые способности.

В соответствии с этим, на определение уровня сформированности критического мышления у детей старшего дошкольного возраста разработаны следующие показатели:

1 .Проявление любознательности и умение ставить перед собой вопросы;

2.Умение мотивировать свои действия;

3.Находить альтернативные способы решения проблем.

Результаты педагогической диагностики полученные в процессе проведения стартового контроля по выявлению уровня сформированности критического мышления у детей старшего дошкольного возраста показали, что в группе «Кораблик» (20 детей) на высоком уровне находятся 5% детей, на среднем 35%, и на низком 60% детей.

В связи с полученными результатами нами сделаны следующие выводы: Согласно показателям, дети достаточно любознательны, часто сами пытаются найти ответы на интересующие их вопросы, при этом подвергая свою жизнь опасности. Дети знают о том, что нельзя бегать по лестничной площадке, однако не всегда соблюдают правила, пытаясь обогнать товарища или спуститься по периллам. Понимают, что нельзя переходить дорогу на красный цвет, однако не всегда могут мотивировать свои действия (то есть что произойдет если нарушить данное правило и почему). Осознают, что нежелательно разговаривать с незнакомыми людьми, однако характерные особенности физических и психических процессов показывают не возможность самостоятельно оценить всю меру опасности и продумать безопасное решение в данном случае. То есть дети понимают, что необходимо соблюдать элементарные правила, однако при возникновении опасной ситуации не всегда могут предвидеть и объяснить меру опасности. правильно действовать и находить альтернативные пути решения. Объясняется тем, что дети имеют представления о чрезвычайных ситуациях, однако не всегда могут предвидеть и объяснить меру опасности.

Всё вышеизложенное убедительно доказывает необходимость включения технологии развития критического мышления в воспитательно-образовательный процесс дошкольной организации. В связи с чем, будут применены следующие методики:

• По развитию любознательности и умению ставить перед собой вопросы проведены мероприятия:

- организованная учебная деятельность на тему «Если ты остался один дома» (включала самостоятельную поисковую деятельность, проигрывание ситуаций, командная работа, прием «Корзина идей»);

- проведение игры-тренинга «Я потерялся» (проведение беседы, дидактических упражнений «Мой адрес», «Верно-неверно», направлено на проявление интереса к возникшей ситуации и умению принимать решение, не путаться и не теряться в данной ситуации).

• По выявлению уровня умения мотивировать свои действия проведены мероприятия:

- моделирование ситуаций «Составим план карту дома и отметим безопасные места кружочками» (применение практических умений на деле и развитие мышления, воображения и подготавливает ребенка к умению выбраться из чрезвычайных ситуаций контролируя свои действия);

- создание макета «Юные пешеходы» (креативная работа, направленная на возможность выработки собственного мнения, развитие самостоятельности, применение знаний в стандартных и нестандартных ситуациях).

• По формированию умения находить альтернативные способы решения проблем проведены мероприятия:

- решение кейсов «Кто ты незнакомец?» (проявление настойчивости в решении проблемы, рассуждать и предлагать несколько возможных решений проблемы);

- создание кластера «Позаботься о своей безопасности!» (применение приема «Кластер», сотрудничать с детьми, применять свои знания в возникающих природных ситуациях характерных для города Алматы таких как землетрясение, ливневые дожди, снегопад и другие).

Результаты педагогической диагностики полученные в процессе проведения промежуточного контроля по выявлению уровня сформированности критического мышления у детей старшего дошкольного возраста показали, что в группе «Кораблик» (20 детей) на высоком уровне 10% детей, на среднем 52%, и на низком 38% детей.

Данные убедительно доказывают, что у детей значительно повысился уровень сформированности критического мышления, а именно стали проявлять активность и интерес, желание участвовать в группе, вносить свои предложения, помогать товарищам. Не только знать почему нельзя бегать по лестнице, переходить дорогу в неположенном месте, разговаривать с незнакомыми людьми, выходить на улицу во время бурного дождевого потока по арыкам, землетрясений, гололеда, резкой смены температуры в течение дня, но и понимать к чему может привести несоблюдение элементарных правил

безопасности. Правила поведения в экстремальных ситуациях дети стали объяснять мотивированно, доказывать к чему может привести их нарушения. Это обуславливается тем, дошкольники могут мысленно моделировать план поведения и находить альтернативные пути решения ситуаций, возникающие в жизни. Такие методы работы с детьми учат действовать так, чтоб не причинять вред себе и окружающим. Появляется активное стремление отстаивать свою точку зрения, предлагать разные пути решения проблем, тем самым избегая опасных ситуаций или выходить с наименьшими потерями.

Однако перед педагогами стоит еще целый ряд задач на формирование критического мышления, результаты которой будут выявлены в период проведения итогового контроля (май, 2020г.) педагогической диагностики.

Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья детей является одной из важнейших задач, стоящей перед педагогами и родителями. Отмечается, что здоровье - главная ценность, дарованная человеку природой. В связи с чем, формированию у детей представлений о здоровом образе жизни, соблюдение правил безопасного поведения необходимо уделять особое внимание. Ребенок дошкольного возраста активно познавая окружающий его мир, стремится разобраться, понять наблюдаемые явления, события, из-за чего может оказаться в критической ситуации. В возрасте 5-6 лет складывается первичная картина мира, где усвоение образного познания подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, развитию критического мышления, что в свою очередь, дает возможность размышлять, отстаивать свои точку зрения, классифицировать, анализировать, синтезировать, оценивать ситуацию и делать выводы. Поэтому необходимо последовательно, систематично проводить работу по развитию критического мышления у детей дошкольного возраста.

Список литературы

1. Абай. Книга слов. Поэмы. Перевод с казахского К. Серикбаевой, Р.

Сейсенбаева. Алма-Ата: Ел, 1992 - 272с.

2. Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. Алма-Ата: Наука, 1973, 399с.

3. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления. На уроках и в системе подготовки учителя: учебно-методическое пособие / И.В. Муштавинская [2-е изд.] - Санкт-Петербург: КАРО, 2017, - 144с. С. 23-24.

4. Султангазиева Ш.С. Взаимодействие педагогов с родителями по охране и укреплению здоровья детей 5-7 лет: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- Тараз, 2006.

5. Типовая учебная программа утв. 12.08.2016, № 499, с. 80,84,87. - Режим доступа: http : //adilet.zan. kz/rus/docs/V1600014235

References

1. Abaj. Kniga slov. Poemy. Perevod s kazahskogo K. Serikbaevoj, R.

Sejsenbaeva. Alma-Ata: El, 1992. 272 p.

2. Al'-Farabi. Socialno-eticheskie traktaty. Alma-Ata: Nauka, 1973, 399 p.

3. Mushtavinskaya I.V. Tekhnologiya razvitiya kriticheskogo myshleniya. Na

urokah i v sisteme podgotovki uchitelya: uchebno-metodicheskoe posobie. I.V.

Mushtavinskaya [2-e izd.]. Sankt-Peterburg: KARO, 2017. - 144 p. P. 23-24.

4. Sultangazieva SH.S. Vzaimodejstvie pedagogov s roditelyami po ohrane i

ukrepleniyu zdorovya detej 5-7 let: Avtoref. diss. kand. ped. nauk. Taraz, 2006.

5. Tipovaya uchebnaya programma utv. 12.08.2016, № 499, p. 80,84,87. Rezhim

dostupa: http : //adilet.zan. kz/rus/docs/V1600014235

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.