Научная статья на тему 'Развитие критического мышления школьников на элективных курсах по физике'

Развитие критического мышления школьников на элективных курсах по физике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
465
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ФИЗИКА / ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС / РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / CRITICAL THINKING / THE PHYSICIST / ELECTIVE A COURSE / THE DECISION OF PROBLEMS / INDEPENDENT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варлакова М. Л.

Развитие критического мышления школьников на элективных курсах по физике, с. 116 В статье анализируются различные трактовки понятия «критическое мышление». Рассматривается, как можно развивать критическое мышление при решении физических задач и самостоятельной работе по физике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pupils’ critical thinking development on the elective courses in physics

The article analyzes the different interpretations of the critical thinking concepts. It is considered how to develop the critical thinking in solving the physical tasks and individual work in physics.

Текст научной работы на тему «Развитие критического мышления школьников на элективных курсах по физике»

М. Л. Варлакова, старший преподаватель, кафедра теоретической и экспериментальной физики, компьютерных методов в физике, Курганский государственный университет, г. Курган, Россия, marina-varlakova@yandex.ru

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСАХ ПО ФИЗИКЕ

Для эффективного развития критического мышления в первую очередь необходимо определить основную идею, которая вытекает из поставленных целей и задач, и в соответствии с ней спланировать учебную деятельность. Для учащихся центральная задача обучения физике — научиться эффективно находить знания и критически мыслить. Для учителей цель состоит в том, чтобы параллельно обучению физике развить критическое мышление учащихся.

Сущность применения элементов развития критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся. В основе этого педагогического опыта лежат идеи Л. С. Выготского, А. А. Ухтомского, А. С. Макаренко, И. П. Волкова, И. П. Иванова, Н. Е. Щур-ковой. Необходимо заметить, что развитие критического мышления не является целью обучения физике, однако оно необходимо как его постоянный компонент.

Наиболее целостным автор считает определение, сформулированное в диссертационных исследованиях В. А. Попкова и Д. Т. Любимовой, где под критическим мышлением понимается специфическая форма оценочной деятельности субъекта познания, направленная в самом общем смысле на выявление степени соответствия (или несоответствия) того или иного продукта, принятого эталоном или стандартом, способствующая

смысловому самоопределению субъекта познания по отношению к самым разнообразным проявлениям окружающего мира и его продуктивному преобразованию.

По мнению автора, на развитие критического мышления основное влияние оказывает процесс обучения, который построен с учетом диалога учащихся между собой.

К педагогическим условиям развития критического мышления можно отнести:

— включение в образовательные стандарты и программы целей и содержания, способствующих развитию критического мышления;

— разработка интегрированного курса развития критического мышления;

— наличие надежных и валидных методик диагностики развития критического мышления;

— систематическое развитие критического мышления при обучении всем дисциплинам.

Обучение есть целенаправленный процесс организации и стимулирования педагогом активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ими знаниями, умениями и навыками, развитию разносторонних способностей, формированию необходимых качеств личности1.

Автор считает, что в связи с недостаточной освещенностью данной проблемы необходимо разработать и внедрить в процесс

обучения модель развития критического мышления и методику ее реализации. Автором разработан элективный курс «Развитие критического мышления при изучении физики». В данном курсе раскрыта особенность развития критического мышления при решении задач и при самостоятельной работе учащихся.

Основными принципами при построении данного курса автор считает следующие:

1. Информационной насыщенности учебного и практического материала для использования аргументов, доказательств или опровержений, основанных на конкретных фактах, источниках, данных.

2. Самостоятельности. Критически мыслить за тебя никто не может. Критическое мышление может проявляться при самостоятельном осмыслении проблемы.

3. Коммуникативности в процессе осмысления проблемы и ее обсуждения. Критическое мышление — это мышление индивидуальное и самостоятельное, но проявляется оно в групповой работе при ведении споров, дискуссий, при обсуждениях докладов выступлений на публике, поэтому решающее значение в осмыслении информации играют коммуникативные навыки участников процесса.

4. Проблемности содержания материала. Общедидактический принцип является одним из основных при развитии критического мышления, т. к. проблемное и критическое мышление связаны общими свойствами, методами и приемами обучения.

5. Мотивации и потребности в знании. Основным отправным пунктом мыслительной деятельности вообще и проявления критичности ума в особенности, является рефлексия. Она возможна только в том случае, если ученик имеет высокую моти-вационную установку узнать, понять, осмыслить, установить истину или получить результат, в противном случае ни о какой критичности ума не может идти речи. В связи с этим, многие исследователи указывают на тот факт, что лишь 30-60 % обучаемых эффективно овладевают навыками крити-

На развитие критического мышления основное влияние оказывает процесс обучения, который построен с учетом диалога учащихся между собой.

ческого мышления. Именно низкая мотивация обучаемых к познавательной деятельности признается барьером к развитию данного типа мышления.

6. Научности, достоверности и доступности информации. К уме— ниям критически мыслить относят и умение оценивать достоверность информации. Не принимать на веру, а сомневаться, оценивать ситуацию с нескольких ракурсов, искать подтверждение и формулировать аргументы — вот те навыки, которые помогает развивать обучение, построенное с использованием приемов развития критического мышления (КМ).

7. Аргументированности мышления. Критика должна быть обоснованная, необходимо приводить четкие доводы и доказательства своей точки зрения.

8. Осуществление мониторинга и коррекция уровней сформированности КМ.

Важным фактором развития критического мышления является решение задач с ошибками. Именно такие задачи заставляют «работать» критическое мышление учащихся, обдумывать несколько вариантов решения, а также соотнести полученный ответ с реальным значением.

В «Сборнике задач по физике для 8-10 классов средней школы»2 А. П. Рымкевича есть такая задача:

На рисунке воспроизведено со стробоскопической фотографии движение шарика по желобу из состояния покоя. Известно, что промежутки времени между двумя последовательными вспышками равны 0,2 с. На шкале указаны деления в дециметрах. Доказать, что движение шарика было равноускоренным. Найти, с каким ускорением двигался шарик. Найти скорости шарика в положениях, зафиксированных на фотографии.

К ней даны такие ответы: ускорение 5 м/с2, скорости шарика 1 м/с, 2 м/с, 3 м/с, 4 м/с. Такие данные получаются, если

учесть, что угол наклона желоба равен 30°. На рисунке этот угол составляет примерно 10°.

При решении та- :

кой задачи необходимо предложить учащимся измерить угол наклона желоба и рассчитать ускорение и скорости шарика. Учащиеся замечают, что ответы не совпадают. Далее можно попросить ребят высказать свои предположения. Когда они самостоятельно придут к правильному ответу, ошибка хорошо осознается учениками, что позволит им более глубоко понять происходящее явление. Также полезно будет предложить ученикам рассчитать угол, при котором ответы задачника окажутся верными.

Работа с учащимися в последние годы показала, что они не умеют критически анализировать ответы задач. Это отрицательно влияет на усвоение учебного материала по физике. Развитие у учащихся умений работать самостоятельно является частью проблемы развития критического мышления. В современном обществе эта проблема приобретает особое значение, так как, в связи с высокими темпами модернизации общества, знания, полученные в школе, быстро морально устаревают.

Поток информации с каждым годом нарастает. Появляются новые способы нахождения необходимых данных с помощью библиотеки, электронных ресурсов и посо-

В связи с высокими темпами модернизации общества, знания, полученные в школе, быстро морально устаревают.

бий, сети Интернет. Все это облегчает работу, но только при условии развития определенных умений. При самостоятельной работе с различными источниками возникает опасность в настоящем обилии информации потеряться или не найти — нужную.

Понятие самостоятельная работа используется различными авторами по-разному. Различные трактовки зависят, прежде всего, от того, какое содержание вкладывается в слово «самостоятельный». Большое значение для развития критического мышления имеет самостоятельный физический эксперимент. На протяжении последних десятилетий система школьного физического эксперимента совершенствовалась и развивалась: в оборудование включен ряд новых приборов, фронтальных лабораторных работ и работ физического практикума.

В настоящее время отдельные формы организации эксперимента недостаточно разработаны в методическом аспекте. В литературе в основном описаны домашние опыты и наблюдения качественного характера и почти совсем не описаны домашние экспериментальные задания. Эта важная сторона домашних заданий методически недостаточно разработана.

Следовательно, для создания более современной системы экспериментальных работ для учащихся, необходимо в пер-

вую очередь разработать домашние экспериментальные работы. Многие авторы указывают, что число программных работ явно недостаточно. Поэтому помимо программных лабораторных работ широкое распространение получают дополнительные наблюдения и опыты, в основном кратковременные, в которых используется, как правило, простое оборудование. Тем не менее домашний эксперимент до настоящего времени не нашел достаточно широкого применения.

Достоинством данного физического эксперимента является то, что у учеников формируются элементы самоуправления познавательной деятельностью, умение проводить параллели между физикой теории и практикой, явлениями и предметами окружающего мира, навыки самостоятельной постановки и проведения эксперимента. Во-первых, темп продвижения вперед при изучении учебного материала в классе задается учителем и для всех учащихся одинаковый. Осуществляя же эксперимент в домашних условиях, ученик может сам регулировать темп работы в соответствии со складом ума, с учетом полноты усвоения элементов знаний на уроке. На классных занятиях недостаточно полно раскрываются индивидуальные возможности и интересы учащихся. Дома ученик может самостоятельно распределить и сконцентрировать внимание на тех узловых моментах содержания материала, которые для него оказались трудными и интересными. Во-вторых, в классе не в достаточной степени формируются у учащихся умения и трудовые навыки. Дома школьники своими глазами могут увидеть и сделать своими руками то, что им показывали или объясняли на уроке, могут сами собрать прибор или установку и повторить опыт. В-третьих, у учеников остается достаточное количество времени, чтобы критически осмыслить свою работу и сделать соответствующие выводы.

Домашние задания — неотъемлемая часть учебного процесса. Они должны быть

продолжением и дальнейшим развитием классной работы учащихся. Систематическая домашняя работа наряду с самостоятельной деятельностью учеников в классе дает широкие возможности для развития самостоятельности, рефлексии, инициативы, умения приобретать новые знания и применять их на практике. Домашние качественные опыты и наблюдения полезны, и их надо систематически проводить в процессе преподавания физики. Такие работы позволяют закрепить и углубить материал, пройденный на уроке, и одновременно способствуют выработке у учащихся ценных измерительных навыков.

Вышесказанное подтверждает необходимость включения элементов развития критического мышления на элективных курсах по физике. При обучении физике необходим непрерывный процесс развития критического мышления, который нужно реализовать с наименьшими затратами времени, в связи с ограниченным количеством часов, выделенных на уроки физики в учебном плане. I'

1. Лисицин М. К. Обучение в целостном педагогическом процессе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2006. С. 7.

2. Рымкевич А. П. Сборник задач по физике для 8-10 классов средней школы. 11-е изд. — М.: Просвещение, 1987. С. 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.