В основе теории дидактического моделирования профессиональной подготовки курсантов военных командных вузов, как впрочем, и любой другой дидактической теории, лежат дидактические принципы, являющиеся исходными положениями, отражающими течение объективных закономерностей исследуемого процесса, определяющие цели и задачи, содержание и особенности, формы и методы организации и управления этим процессом, позволяющие курсантам и преподавателям соблюдать этапность процесса обучения, организовать взаимодействие и субъект-субъектные взаимоотношения между ними. Принципами дидактического моделирования профессиональной подготовки курсантов военных командных вузов являются: принцип системности и целостности; принцип научности; принцип личностно-ориентированного моделирования; принцип прогностичности; принцип обеспечения эффективности реализации и мобильности дидактической модели; принцип полноты, структурной динамичности и саморазвития; принцип реализации обратной связи; принцип соблюдения паритетного взаимодействия участников образовательного процесса в ходе дидактического моделирования; принцип междисциплинарности и комплексности; принцип преемственности всех этапов и содержания дидактического моделирования; принцип профессионально-направленного подхода к дидактическому моделированию; принцип модульности.
Приведённые в статье принципы взаимосвязаны друг с другом и обеспечиваются определенными методами, формами и средствами, являющимися в совокупности педагогическим инструментарием. Совокупность методов, форм и средств ди-
Библиографический список
дактического моделирования профессиональной подготовки курсантов военных командных вузов многообразна и является его технологической основой.
Результатом дидактического моделирования профессиональной подготовки курсантов будет являться создание дидактической модели, внедрение которой в образовательный процесс военных командных вузов гарантированно повысит его эффективность. В этой модели цели, содержание и результаты профессиональной подготовки курсантов военных командных вузов строятся в компетентностном формате, с учетом постоянно меняющихся, динамичных условий военно-профессиональной деятельности офицера командного профиля. Средствами и условием повышения эффективности изучаемого в исследовании процесса будут являться междисциплинарные учебные модули, входящие в структуру проектируемой дидактической модели.
Таковы сущность, содержание и структурные особенности процесса дидактического моделирования профессиональной подготовки курсантов военных командных вузов в высшей военной школе. Необходимо отметить, что выделение компонентов структуры дидактического моделирования весьма условно, так как четко определённых и выраженных границ между звеньями изучаемого нами процесса в принципе не существует. Практика подтверждает, что все они взаимосвязаны между собой и находятся в постоянном взаимодействии одного с другим, хотя специфика каждого из них по-своему проявляется в образовательном процессе военных командных вузов.
1. Дмитриев Н.А. Проектирование профессиональной деятельности будущего специалиста в условиях сетевого взаимодействия «Школа-Вуз». Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Тула, 2013.
2. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. Москва: НМЦ СПО, 1999.
3. Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы. Под редакцией А.В. Барабанщикова. Москва: ВПА, 1980.
4. Гладков А.В. Моделирование профессионального обучения курсантов в условиях военно-инженерного вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород: ВГИПУ, 2006.
5. Меховников В.Ю. Моделирование профессиональной подготовки курсантов в военном вузе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород: ВГИПУ, 2007.
6. Гонца В.И. Дидактическое проектирование подготовки инженеров в высшей военной школе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва: ВУ, 2010.
7. Военная педагогика: учебное пособие. Под общей редакцией И.А. Алехина. Москва: ВУ, 2007.
References
1. Dmitriev N.A. Proektirovanie professional'noj deyatel'nosti buduschego specialista v usloviyah setevogo vzaimodejstviya «Shkola-Vuz». Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tula, 2013.
2. Vishnyakova S.M. Professional'noe obrazovanie: Slovar'. Klyuchevye ponyatiya, terminy, aktual'naya leksika. Moskva: NMC SPO, 1999.
3. Aktual'nye problemy pedagogiki ipsihologii vysshej voennoj shkoly. Pod redakciej A.V. Barabanschikova. Moskva: VPA, 1980.
4. Gladkov A.V. Modelirovanie professional'nogo obucheniya kursantov v usloviyah voenno-inzhenernogo vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod: VGIPU, 2006.
5. Mehovnikov V.Yu. Modelirovanie professional'noj podgotovki kursantov v voennom vuze. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod: VGIPU, 2007.
6. Gonca V.I. Didakticheskoe proektirovanie podgotovkiinzhenerov v vysshej voennojshkole. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva: VU, 2010.
7. Voennaya pedagogika: uchebnoe posobie. Pod obschej redakciej I.A. Alehina. Moskva: VU, 2007.
Статья поступила в редакцию 31.05.17
УДК 372.857
Pavlov I.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk,
Russia), E-mail: [email protected]
Yakovleva A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov
(Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING AT LESSONS OF BIOLOGY AT THE DECISION OF OBJECTIVES BASED ON SCIENTIFIC FICTION. The article reveals ways to solve a problem of development of critical thinking of schoolchildren at lessons by setting biological problems, based on the plot of science fiction stories.The idea of using a video fragment from a movie is to establish positive motivation of schoolchildren to the learning process, which will help to develop their critical thinking through refuting and analyzing problems at the biology lessons. The mechanism of realization of the idea, which is used with the application of dialogue technology of "biological fight" is presented.
Key words: critical thinking, task, science fiction, biology.
И.И. Павлов, канд. пед. наук, доц. Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск,
Е-mail: [email protected]
А.В. Яковлева, канд. пед. наук, доц. Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск,
Е-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ НА ОСНОВЕ НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКИ
Статья посвящена проблеме развития критического мышления у школьников на уроке посредством постановки биологических задач, основанных на сюжете научно-фантастических произведений. Идея использования видеофрагмента из художественного жанра заключается в установлении у школьников положительной мотивации к учебному процессу, что позволит развитию критического мышления путем опровержения и разбора задач на уроке биологии. Представлен механизм реализации выдвигаемой идеи, который осуществляется путем применения диалоговой технологии «биологического боя». Приведены разработанные познавательные задачи, постановка которых сопровождается представлением видеоматериала.
Ключевые слова: критическое мышление, задача, научная фантастика, биология.
Для современного человека становится нормой жизнь в постоянно меняющихся условиях, что требует умения решать разные проблемы, в большинстве случаев, путём коллективного коммуникативного взаимодействия. Такой человек должен обладать критическим мышлением. Критическое мышление - это открытое мышление, не принимающее догм, отражающее её оценочные и рефлексивные свойства [1, с. 9]. Д. Халперн выделяет качества личности, обладающего критическим мышлением: 1. Готовность к планированию; 2. Гибкость (воспринимать идеи других, не выносить суждения без детальной проработки); 3. Настойчивость; 4. Готовность исправлять свои ошибки; 5. Осознание (умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений); 6. Поиск компромиссных решений (принятые решения должны восприниматься другими людьми) [2, с. 56].
В этой связи одним из путей обеспечения запросов личности и обновления содержания общего образования становится задачный подход [3, с. 62]. Задачи должны выполнять в образовательном процессе две функции: 1. Решение задач должно обеспечивать освоение предметных знаний и умений; 2. Вводить в культуру действия, коммуникации, мышления и рефлексии [4, с. 13]. Как отмечает Е.Н. Демьянков: «Решение биологической задачи - не только ответ на вопрос (часто учащиеся его знают, но решить не могут), это система умственных действий на основе анализа, рассуждений ...» [5, с. 30].
Однако в сложившейся образовательной системе преимущественно больше внимания педагогами уделяется выработке у учащихся новых предметных знаний и умений посредством
задач, но недостаточно внимания уделяется их метапредметной функции. Для этого существует ряд объективных проблем: 1. Отсутствие подобных задач, их необходимо специально подбирать или конструировать, они должны содержать некую тайну, новизну, и поэтому их нельзя взять из учебно-методических материалов; 2. Недостаточность методик решения подобных задач (в виде операциональных процедур), основанных на коллективной деятельности с возможностью проб и ошибок, моделирования, построения обоснований и аргументации собственных суждений, опровержений и т. д.
На наш взгляд, для успешного развития критического мышления могут быть на уроках биологии предложены учащимся задачи с использованием видеофрагментов из научной фантастики. Научная фантастика - это отдельный жанр в кино и литературе. События в нем происходят в мире, который сильно отличается от нынешней или исторической реальности, к примеру, в физическом, историческом или социологическом отношении [6]. Особенность данного жанра позволяет задаче содержать определенный эмоционально-мотивационный заряд, пробуждает интерес.
Для конструирования биологических задач нами отобраны фрагменты экранизаций из таких произведений, как «Человек-невидимка» Герберта Уэллса, «Собачье сердце» Михаила Булгакова, «Человек-амфибия» Александра Беляева, а также персонаж из кинофильма «Люди Икс» Уоррен Кеннет Уортингтон (Ангел). Презентация каждого сюжета сопровождается постановкой проблем, связанных с представленными явлениями и способностями персонажей (табл. 1).
Таблица 1
Сюжетная основа для разработки биологических задач
Произведение Краткое описание произведения и особенности персонажа Задача Рассматриваемые биологические понятия
«Человек-невидимка» В романе описывается судьба английского учёного-физика Гриффина, который изобрёл машину, делающую человека невидимым (и, одновременно с этим, препарат, обесцвечивающий кровь). Он не хотел раньше времени обнародовать своё открытие, чтобы позже создать тем большую сенсацию. Однако обстоятельства сложились так, что из-за материальных затруднений он не мог продолжать свою работу. У него появилась идея «исчезнуть» и начать совершенно новую жизнь в качестве невидимки. Г. Уэлс в романе описал судьбу английского ученого Джека Гриффина, который изобрел машину, делающую человека невидимым. Гриффин становится невидимым благодаря тому, что ткани его тела не преломляли и не поглощали лучей света. В рассказе человек-невидимка ничем, кроме невидимости, не отличался от других людей. Объясните с точки зрения биологии данную ситуацию. Какие нежелательные эффекты могут таиться в личной невидимости? Нервная система, пигментация, органы зрения
«Собачье сердце» Москва, декабрь 1924 года. Выдающийся хирург профессор Филипп Филиппович Преображенский достиг замечательных результатов в омоложении. Продолжая исследования, он задумал небывалый эксперимент - операцию по пересадке собаке человеческих гипофиза и семенников. В качестве подопытного животного был выбран бездомный пес Шарик. Результаты операции превзошли все ожидания - Шарик постепенно начал принимать человеческий облик! Но тут же выяснилось, что он стал грубияном и пьяницей, подобно донору пересаженных органов - Климу Чугункину. В романе М. Булгакова «Собачье сердце» профессор Преображенский пересаживает гипофиз и семенники человека в организм собаки. Через какое-то время собака стала превращаться в человека-донора, начал повторять поведение и приобрел черты его характера. В конце собака полностью превратилась в человека. Объясните с биологической точки зрения возможность превращения собаки в человека подобным образом. Эндокринная система, железы внутренней секреции, гормоны, высшая нервная деятельность
«Человек-Амфибия» Аргентинский хирург Сальватор занимается биологическими исследованиями, одна из их основных тем - пересадка органов, в том числе межвидовая. Однажды ему приносят на лечение ребёнка, который неизбежно должен умереть - его лёгкие слишком слабы. Борясь за жизнь ребёнка, хирург пересаживает ему жабры молодой акулы, благодаря чему ребёнок остаётся жив и получает возможность жить под водой. Понимая, что среди бедных индейцев спасённому не выжить, Сальватор говорит родителям ребёнка, что тот умер, оставляет мальчика у себя и воспитывает его сам. Так на свет появляется Ихтиандр - человек-рыба. В романе Александра Беляева «Человек-амфибия» Аргентинский хирург Сальватор пересадил мальчику с ослабленными легкими жабры акулы. Операция прошла успешно и в результате мальчик мог жить в двух средах: водной и наземной. Объясните с биологической точки зрения данную ситуацию. Возможно ли существование человека в водной среде с акульими жабрами? Дыхательная система, дыхание, газообмен, метаболизм, теплокровность
«Люди Икс» Уоррен Кеннет Уортингтон III (Ангел) вырос в богатой и известной семье. Его необычайные способности проявились в подростковом возрасте. Однажды мальчик заметил, что у него начали расти крылья. В это время он обучался в престижной частной школе. Сначала он скрывал от учителей и сверстников свои крылья. Он становится мутантом, способным летать. На спине у него развиваются настоящие крылья, размах которых достигает 4,5 метра. Тело Уортингтона идеально приспособлено для полёта. У него, как у птицы, полые кости и прекрасно развита мускулатура. Он обладает необыкновенно острым зрением, а его дыхательная система имеет особое строение, что позволяет ему вдыхать кислород при полёте на очень большой скорости. Персонаж из серии комиксов Люди Х Ангел (Кеннет Уортингтон) имеет настоящие крылья, размах которых достигает 4,5 метра. Тело Уортинг-тона идеально приспособлено для полёта. У него, как у птицы, полые кости и прекрасно развита мускулатура. При этом он выглядит как обычный человек, но с крыльями на спине. Проанализируйте с точки зрения биологии, как должен выглядеть ангел? Скелет, мышцы, двойное дыхание
Вышеперечисленные задачи были применены на уроке комплексного применения знаний по разделу «Человек и его здоровье» в 8 классе. Уроки проведены на основе технологии биоло-
гического боя Всероссийского турнира юных биологов [7]. Роли: учитель - консультант, школьники - докладчики, оппоненты, рецензенты, наблюдатели и эксперты.
Таблица 2
План урока
Действие
Примечания
Этап 1. Организационный момент
Краткая инструкция
Деление класса на 5 команд
По усмотрению учителя или по желанию часть школьников объединяется в команду экспертов. Остальные составляют четыре команды.
Этап 2. Битва капитанов
С каждой команды приглашается капитан на битву капитанов. Команда, выигравшая конкурс капитанов, получает право определять, какой по счету, она будет выбирать для себя порядок смены ролей в бою.
Также на этом этапе капитаны участвуют в жеребьевке, в результате которой будет определена задача, докладываемая командой.
Роли в бою: докладчик, оппонент, рецензент, наблюдатель имеет право выступать только в общей полемике команд. Эксперты оценивают работу выше названных команд по определенным критериям.
Порядок смены ролей в бою. Выбирая роль в первом действии (раунде) боя, команда определяет свои роли в последующих действиях (раундах), согласно таблице:
Команда Действие (раунд)
1 2 3 4
1 Д Н Р О
2 О Д Н Р
3 Р О Д Н
4 Н Р О Д
Этап 3. Би ологический бой
1. Консультант демонстрирует командам видеофрагмент из научно-фантастического фильма, зачитывают условие задачи, доставшейся по результатам жеребьевки команде докладчиков. Демонстрация задач.
2. Внутри каждой команды организуется изучение биологического текста. Работа с различными источниками информации, сопровождение консультанта.
2. Докладчики решают биологическую задачу и изображают персонажа с точки зрения научной фантастики и с точки зрения биологии. Оппоненты и рецензенты готовятся к оппонированию и рецензированию. Консультант направляет работу команд.
5. Выступление докладчика (представление командного решения) В каждой роли от команды может выступать только один участник. При этом данный участник не может общаться с остальными членами команды на протяжении всего своего выступления. Докладывает суть решенной командой проблемы, согласно поставленной задаче, приводя аргументы.
6. Подготовка к оппонированию (групповая работа) Команда оппонентов делает развернутый анализ: оценивает полноту, научность и оригинальность решения; высказывает критические замечания к форме доклада; должен указать на положительные моменты и обосновать принципиальные недостатки, как в решении задачи, так и в самом выступлении докладчика.
7. Выступление оппонента (анализ решения и вопросы) В каждой роли от команды может выступать только один участник. При этом данный участник не может общаться с остальными членами команды на протяжении всего своего выступления.
8. Полемика между докладчиком и оппонентом Консультант направляет ход процесса. Важно рассмотрение ответов в рамках заданной проблемы.
9. Подготовка к рецензированию (групповая работа) Команда рецензентов дает краткую оценку выступлениям докладчика и оппонента; определяет, насколько полно они справились со своими обязанностями; анализирует понимание обсуждаемой проблемы участниками.
10. Выступление рецензента В каждой роли от команды может выступать только один участник. При этом данный участник не может общаться с остальными членами команды на протяжении всего своего выступления.
11. Полемика между докладчиком, оппонентом и рецензентом Организуется трехсторонняя (докладчик, оппонент, рецензент) полемика: участники задают друг другу вопросы.
12. Выступления членов команд докладчика, оппонента, рецензента и наблюдателей Члены команд могут дополнить своих представителей.
13. Вопросы команд экспертов и наблюдателей. Вопросы могут быть уточняющего или содержательного характера.
14. Выставление оценок Экспертами Эксперты выставляют оценки по определенным критериям, аргументируют поставленные баллы.
Таким образом, все команды проходят четыре боя, пока каждая не будет в роли докладчика и не разрешит проблему, указанную в предлагаемых задачах. На каждом этапе отражается рефлексия - отражение в своем сознании сознания другого субъекта.
Этап 4. Завершающий этап
Подсчитывается общее количество баллов, набранных командами. Подводится итог игры. Консультантом организуется рефлексия.
Основные процессы решения задач на основе научной фантастики как свободного поискового процесса - это понимание, моделирование, выдвижение и реализация способа, рефлексия. Данные процессы взаимосвязаны и процедурно нами воплощены в формате биологического боя. В процессе понимания задачи учащиеся выяснили, что для решения потребуются биологические знания об анатомии и физиологии человека. Посовещавшись в группах, актуализировали образ «нормального» человека (его анатомию и физиологию). Создали два варианта модели человека: «нормального» и с точки зрения научной фантасти-
Библиографический список
ки. Выдвинули свои аргументы в пользу своего решения, доказательств невозможности существования подобного человека. Зафиксировали понимание решения в рефлексии (в обсуждении с оппонентом, рецензентом, наблюдателями), оборачивание своей деятельности с целью изменения и выявления нового содержания в рефлексивном и оценочном мышлении.
Таким образом, применение задач на основе научной фантастики на уроках биологии позволяет не только достигать предметных результатов, но и способствует развитию критического мышления у учащихся.
1. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. Москва: Просвещение, 2011.
2. Халперн Д. Психология критического мышления. Санкт-Петербург: Питер, 2000.
3. Андреева Н.Д. Задачный подход к формированию содержания как способ развития универсальных учебных действий при обучении биологии в школе. Сборник материалов форума с международным участием, посвященного 25-летнему юбилею кафедры методики преподавания биологии, химии и географии Института естественных наук СВФУ им. М.К. Аммосова, 21-26 марта, Якутск: Издательский дом СВФУ, 2016: 62 - 64.
4. Устиловская А.А. Метапредмет «Задача». Москва: Пушкинский институт, 2011.
5. Демьянков Е.Н. Решение учебных познавательных задач по биологии. Биология в школе. 2009; № 3: 30 - 31.
6. Научная фантастика. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/
7. Всероссийский турнир юных биологов. Available at: https://bioturnir.ru/tub
References
1. Zair-Bek S.I., Mushtavinskaya I.V. Razvitie kriticheskogo myshleniya na uroke. Moskva: Prosveschenie, 2011.
2. Halpern D. Psihologiya kriticheskogo myshleniya. Sankt-Peterburg: Piter, 2000.
3. Andreeva N.D. Zadachnyj podhod k formirovaniyu soderzhaniya kak sposob razvitiya universal'nyh uchebnyh dejstvij pri obuchenii biologii v shkole. Sbornik materialov foruma s mezhdunarodnym uchastiem, posvyaschennogo 25-letnemu yubileyu kafedry metodiki prepodavaniya biologii, himii i geografii Instituta estestvennyh nauk SVFU im. M.K. Ammosova, 21-26 marta, Yakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2016: 62 - 64.
4. Ustilovskaya A.A. Metapredmet «Zadacha». Moskva: Pushkinskij institut, 2011.
5. Dem'yankov E.N. Reshenie uchebnyh poznavatel'nyh zadach po biologii. Biologiya vshkole. 2009; № 3: 30 - 31.
6. Nauchnaya fantastika. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/
7. Vserossijskij turnir yunyh biologov. Available at: https://bioturnir.ru/tub
Статья поступила в редакцию 31.05.17
УДК 378
Sorokopud Yu.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Psychology and Pedagogy, Moscow
Institute of Public Administration and Law (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
THEORETICAL APPROACHES OF TRAINING OF EMPLOYEES OF BODIES OF INTERNAL AFFAIRS BASED ON THE TECHNOLOGY TASK APPROACH. The decision of professional tasks is considered as one of the productive approaches in the system of professional training of employees of bodies of internal affairs. The key to this technology is a category of learning tasks. The author concludes that the feature of the task approach in the vocational training of employees of bodies of internal affairs is that they are associated with a variety of situations and are solved together by all subjects of educational process. In addition, this technology can be successfully used in combination with other technologies as an instrumental means of achieving educational goals.
Key words: task approach, employees of bodies of internal affairs, technology task approach.
Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, доц., зав. каф. психологии и педагогики, Московский институт государственного
управления и права, E-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ
ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ЗАДАЧНОГО ПОДХОДА
Решение профессиональных задач рассматривается в качестве одного из продуктивных подходов в системе профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел. Ключевым в данной технологии является категория учебной задачи. Автор делает вывод о том, что особенность задачного подхода в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел состоит в том, что они связаны с многообразием ситуаций и решаются совместно всеми субъектами образовательного процесса. Кроме того, данная технология может успешно использоваться в сочетании с другими технологиями как инструментальное средство достижения образовательных целей.
Ключевые слова: задачный подход, сотрудники органов внутренних дел, технологии задачного подхода.
В современной дидактике ещё с начала 90-ых годов XX в. утвердилось мнение о том, что существенным показателем развития способностей и творческого потенциала специалиста любой сферы выступают реализованные ею способы решения задачи. И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов и др., трактуют дидактическую задачу как основную единицу педагогического процесса [1]. Представляя собой неотъемлемый элемент образовательного процесса, «задача обладает всеми его существенными признаками, подчиняется его закономерностям, реализует ведущие принципы» [1, с. 165].
Ключевым в данной технологии является категория учебной задачи. Среди учёных нет единой трактовки данного понятия. Но, в целом можно отметить, что «задачный» подход основной акцент делает на разрешение в ходе обучения различных учебных задач, ситуаций вопросов, и т. д. Единица такого обучения - интеллектуальное умение (или даже навык), позволяющее разрешать учебные задачи, давать ответы на вопросы [2; 3].
Решение профессиональных задач мы рассматриваем в качестве одного из продуктивных подходов в системе профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел. При этом мы исходим из следующего посыла: когда обучающийся решает задачу, он тем самым хотя бы в минимальной степени прогнозирует искомое будущее.
Решение задач в процессе образовательной практики можно и нужно планировать. План - это всегда иерархически построенный порядок. В плане основная роль отводится не столько самим действиям или операциям, сколько их последовательности. План организации образовательного процесса на основе задачного подхода всегда предполагает планирование мыследеятель-ности обучающихся. Роль преподавателя при этом состоит в том, чтобы расположить мыслительные операции в нужной последовательности [4, с. 30].
Все задачи, включаемые в процесс профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, мы группируем по
Таблица 1
Система профессиональных задач профессиональные задачи сотрудника органов внутренних дел
№ Вид задачи Содержание
1. стратегические задачи - «сверхзадачи», которые задаются извне, отражая объективные потребности общественного развития. Они определяют исходные цели и конечные результаты деятельности;
2. тактические задачи приурочены к определенному этапу решения стратегических задач
3. оперативные задачи текущие, ближайшие, встающие перед субъектом профессиональной деятельности в каждый отдельно взятый момент практической деятельности