УДК 378.1.147
Н. И. Куприянычева, Э. Б. Куприянычева
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ
В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Ключевые слова: креативность, студенты, технический вуз, творческие задачи,
эвристики.
В работе описываются условия, влияющие на развитие креативных способностей студентов в техническом вузе. Определены несколько факторов, влияющих на развитие креативности. В качестве развивающего фактора рассматривается применение творческих задач и эвристик.
Keywords: creativity, students, technical university, creative tasks, heuristics.
The paper describes the conditions for developing student's creativity of a technical university. Some factors effecting the development of creativity were found.
The application of the creative tasks and heuristics is considered as developing factor.
Существенные социокультурные изменения, произошедшие в последние два десятилетия в России, не обошли стороной и высшую школу. Успешная профессиональная деятельность выпускников вузов опредляется не столько знаниевой парадигмой, сколько другими составляющими, такими как: креативность, интегративность, неконформность мышления. Профессионализм и компетентность выпускника технического вуза - это, прежде всего, умение самостоятельно применять полученные знания, умения и навыки в конкретных, и, все чаще, в нестандартных ситуациях. Таким образом, при подготовке специалистов все больше внимания уделяется вопросам инициации «самости», «субъектности» обучающихся, приобщении их к рефлексии и творчеству.
Как известно, методология предметного обучения базируется на системе таких последовательно выполняемых взаимодействий, как: цель обучения - содержание образования - методические средства обучения. Вместе с тем, постановка новой цели: обучение и воспитание креативных студентов, требует внесения корректировок в содержание образования и в методику обучения. Возникает необходимость выделить такие психолого-педагогические условия, которые бы стали предпосылкой для полноценного проявления и развития креативных качеств обучаемых. Развитие творческих способностей студентов в нестандартных условиях является актуальной проблемой современных исследователей [1].
Одним из перспективных способов развития креативных способностей студентов инженерных специальностей является решение творческих задач. В качестве творческих задач мы рассматриваем нестандартные задачи, с частично-алгоритмическим способом решения. Следует отметить, что малые творческие задачи, задачи-головоломки, а также задачи с неизвестным алгоритмом в процессе обучения не использовались, так как они не обладают гностической функцией, необходимой при изучении технических дисциплин. Вместе с тем, постановка проблемы, параметры процессов необходимо максимально приблизить к реальным, производственным условиям.
Решение творческой задачи - это система действий, основанных на творческом мышлении, которому присущ механизм вероятности, случайности, а, потому не всегда приводящий к намеченной цели. Однако, задержки, возвраты к исходной позиции -нормальные атрибуты учебной творческой деятельности, которые необходимо прогнозировать, заранее к ним готовиться и преодолевать. Моделирование учебной творческой деятельности должно подводить студентов к пониманию значимости поставленной задачи, мотивировать и мобилизовать их на получение положительного результата. Такая деятельность не только формирует творческую самостоятельность студентов, но также укрепляет их волю и способствует самоорганизации. Решение творческой задачи сопряжено с мобилизацией всех творческих ресурсов обучающихся, и в конечном итоге способствует развитию их интеллекта.
Дифференцированный подход к обучению студентов и ориентация на личность требует строгой систематизации учебных творческих задач. Общими компонентами любой предметной задачи является ее форма, структура и содержание.
По форме мы различаем задачи: «на нахождение», «на построение» и «на доказательство»:
- задачи «на нахождение» или на анализ ситуации - это простейшие задачи на оптимизацию различных процессов, в которых на основе анализа обосновывается выбор оптимального режима;
- задачи «на построение» - это графический или графоаналитический способ решения;
- задачи «на доказательство» решались при помощи таких приемов, как: решение от конца; решение по частям; нахождение вспомогательного элемента. Однако творческой функцией обладают только те, в основе которых лежит мнемотехническая схема, позволяющая объединять все разрозненные факты в единое целое просто и естественно. К этой же группе можно отнести задачи на неполное доказательство, основанные на аналогии и индукции.
Вторым важным компонентом задачи является ее структура. Под структурой понимается совокупность элементарных объектов, с конкретно описанной связью между ними, представляющих некоторую однозначную совокупность. Изменение структуры (числа компонентов) позволяет регулировать сложность задачи. Регулирование количества компонентов задачи повышает ее качественную характеристику - уровень сложности, способствуя интенсификации мыслительной деятельности студентов. Личностный, дифференцированный подход к каждому студенту, зависящий от интеллектуальнотворческого потенциала обучаемого, позволяет более гибко управлять учебным процессом.
Последним, ведущим компонентом задачи является содержание. Отбор учебного материала был основан на некотором базисном инварианте знаний, а также на вариативной составляющей. Под вариативными понимаются знания, которые студенты получают в процессе самостоятельного поиска информации.
Большое внимание при организации учебной творческой деятельности следует уделять активизации мышления за счет создания сенсорных образов. Так, в процессе изложения лекционного материала полезно изложить предысторию и цель создания образов (изучаемых объектов). Например, при изложении темы «Двигатели внутреннего сгорания» для ускорения процесса усвоения и повышения внимания к учебной информации, свою эффективность показало изложение темы в исторической последовательности и в привязке к социально-политической жизни этого периода. Так,
обосновывались предпосылки, обеспечившие необходимость создания ДВС, достоинство и недостатки каждого из них. На основе аналогии выделялись общие и (или) отличительные признаки, то есть проводился сравнительный анализ. Студенты хорошо концентрируют внимание и легче запоминают учебный материал, который связан с именами ученых, создавших эти двигатели: цикл Отто, Дизеля, Тринклера и т.д.
Особая роль в развитии креативных способностей принадлежит психологическому механизму внимания, которое нам необходимо удерживать у студентов для успешного усвоения материала. Внимание необходимо воспитывать. Но нельзя охватить смысл всей фразы, не вдаваясь в детали. По мнению Гальперина внимание является психологически преображенной формой контроля за деятельностью [2]. Установлено, что сокращенная речь, основанная на реперных точках - ускоряет усвоение изучаемого материала. Поэтому в некоторых случаях членораздельную речь, которая мешает мышлению, можно заменить, где это уместно, символической. Особенно хорошие результаты наблюдаются при введении в информационный блок графических изображений, символов. Символическое обозначение приводит к колоссальному ускорению запоминания объема информации. Это облегчает обучающимся связывать отдельные элементы задачи и находить связи между ними, что многократно повышает концентрацию внимания. Другим важнейшим аспектом удержания внимания является исследование одного и того же изучаемого объекта с разных сторон, с разных точек зрения. И чем более разносторонним будет исследование, тем дольше педагог сможет концентрировать внимание обучающихся на изучаемом объекте. Важнейшей задачей актуализации творческого участия студентов в учебном процессе является соревновательная инициация различных идей. Главной же трудностью такой процессуальной деятельности является превентивное создание педагогом банка данных наиболее вероятных способов решения.
Еще одним важным условием развития креативных способностей у студентов является повышение мотивации. Побуждение студентов к самостоятельной творческой деятельности всегда основывается на эмоционально-мотивационных началах. Успех решения задачи в значительной степени определяется содержательной мотивацией. Наибольшее значение принадлежит внутренней мотивации, справедливо называемой Дж. Брунером «интеллектуальным поощрением» [2]. Последствием такой мотивации является удовлетворение от расширения своих способностей и открытия нового. Именно внутренняя мотивация обеспечивает процесс познания и может закрепляться за субъектом как система доминирующей мотивации, превращаясь в особое качество личности, обозначаемое иногда как стремление к творчеству, или «креативность». Между творческим мышлением и мотивацией существует тесная взаимосвязь: творческое мышление дает импульс к развитию интеллектуальных потребностей, а внутренняя мотивация является важнейшим, решающим условием развития мыслительной деятельности, являясь переходом к высшим формам продуктивного мышления. Но не следует пренебрегать и внешней мотивацией: она опосредовано, в зависимости от ситуации, влияет на процесс творческого мышления. Значение такой мотивации обусловлено, скорее, стечением каких-то внешних обстоятельств, нежели внутренней логикой человека. Например, в жизненно важный для студента момент - на экзамене, в стремлении получить высокий бал, внешняя мотивация становится определяющей и ее нельзя игнорировать.
Известно, что если процесс обучения связан с приятными воспоминаниями, положительными эмоциями, то материал легко и надежно запоминается. Иными словами, путь к творчеству всегда лежит через обучение, связанное с положительными эмоциями,
приятным мотивационным настроем в аудитории, что является очень непростой задачей, так как наше настроение далеко не всегда подчиняется прямым волевым приказам. В таких ситуациях каждый преподаватель применяет свой арсенал средств, повышающих настроение студентов, неудовлетворительное же самочувствие и отрицательные эмоции незамедлительно передаются студентам [3]. Учебный процесс - это хорошо отлаженный механический процесс, и студенческой аудитории нет никакого дела до настроения, самочувствия и свежести преподавателя. В комфортных условиях основная масса студентов уже готова к обучению, но, как известно, изначально лучше понимается и усваивается тот материал, который интересен аудитории и обучающиеся об «этом» что-то слышали. Поэтому необходимо излагать учебный материал таким образом, чтобы он частично уже присутствовал в предыдущих блоках информации. Таким образом, должна существовать логическая взаимосвязь между отдельными блоками информации. «Узнаваемость» информации служит дополнительной мотивацией и поддерживает интерес к изучаемой теме. В случае ослабления интереса в аудитории всегда помогает небольшое отступление преподавателя в виде шутки, веселой ремарки. Даже искусственная улыбка повышает настроение и устойчивость к перегрузкам. Щедро поощрив положительные начинания и создав у студента впечатление, что мы верим в его способность, что у него присутствуют все необходимые для этого знания, умения и смекалка, и он будет пытаться упорно достичь успеха. Такой подход дополнительно формирует устойчивый положительный эмоциональный фон, а он, в свою очередь, предрасполагает к творческим манипуляциям, что в конечном итоге, способствует повышению качества обучения.
В качестве основного условия развития креативных способностей авторы рассматривают специфические умственные операции: новую систему действий,
устанавливающую новые закономерности объектов и явлений. Именно такая творческая учебная деятельность способствует развитию нешаблонного мышления. В качестве основных принципов нешаблонного мышления можно рассматривать популярные идеи, различные подходы к одному и тому же явлению, использование случая. Они могут быть более или менее очевидными: когда требуется просто иная расстановка акцентов на изучаемом явлении. Новый взгляд, отход от устоявшихся ассоциаций, позволяет визуализировать мышление. Зрительные образы обладают такой пластичностью, какой не обладают слова. Визуальный язык мышления позволяет использовать знаковость обозначений: линии, диаграммы, графики, применение которых позволяет установить те соотношения и связи, которые обычным текстом воспроизвести трудно. Максимальное использование в процессе обучения зрительных образов, которые легко меняются под влиянием внешних условий, помогает анализировать явление, как в настоящем его проявлении, так и прогнозировать его будущее течение, что показало свою актуальность на практике [4].
Следующим условием, способствующим развитию креативных способностей, является осознанная необходимость отхода от установившихся жестких границ поискового поля в процессе решения задач. Об «отстройке» от решения задачи, диктуемой логикой поисковой области, писал классик отечественной психологии П.Я. Гальперин [2]. По его мнению, любую абстрактную ситуацию можно превратить в конкретную аналогию. В этом случае ограничения, затрудняющие оценку первоначальной ситуации, не переносятся на ее аналогии, с которыми легче оперировать. И, если аналогия выбрана успешно, то мы, время от времени, меняя первоначальную ситуацию, получаем рождение новых идей и новых подходов. Иными словами, получаем другие конкретные образы. Наличие же двух различных подходов к одному явлению увеличивает наши шансы на
успех. При творческом подходе быстрое чередование различных способов решения задачи повышает вероятность получения оптимального результата. Цель же логики заключается в проверке результата, полученного в результате творческого (эвристического) решения. Полученный в результате задачи вывод непременно должен проверяться логическим способом действия. И такой способ проверки должен быть максимально точным и строгим. Как известно, путей нестандартного способа решения может быть несколько, и финальная задача студента заключается в выборе оптимального из них. Творческий способ решения можно определить следующим образом: шаблонно мыслящий субъект будет стараться классифицировать явления и объекты по признакам, разделяющим задачу, а креативно мыслящий человек будет опираться на факты, позволяющие соединить разрозненные детали в единое целое.
Масса получаемой студентами информации сегодня столь огромна, что охватить ее, даже используя новейшие информационные технологии, практически невозможно. Четкий путь решения - это сужение круга интересов и увеличение уровня специализации, что в итоге приводит к потере всякой надежды на зарождение новых идей из смежных областей знаний. При решении творческих (эвристических) задач студент, вынужден действовать в условиях неопределенности, выдвигая сразу несколько гипотез, проверяя каждый возможный вариант. Таким образом, выбор оптимального алгоритма происходит на основе анализа нескольких вариантов путем последовательной проверки. Существенную роль в этом играет обобщение, позволяющее сократить количество анализируемой информации, в результате чего, обучающийся приходит к достижению цели, уменьшая число выполняемых операций. Однако нельзя исключить, что новые идеи могут возникнуть и без поступления новой информации. Вполне возможно, что озарение может придти и в результате обобщения базовой информации (поискового поля) или (и) при новом подходе к решению проблемы.
Г.С. Альтшуллер, в основу своей ТРИЗ (теорию решения изобретательских задач), положил принцип «кучности» выработки новых идей, и доказал, что максимальное их количество зависит от способностей человека, совершенства его интеллекта, которые определяются складом ума и способностью креативно мыслить [5]. При логическом подходе новизна заключается в том, что старую идею, рассматривают как ступеньку к чему-то новому, а при творческом (эвристическом) подходе можно и вовсе не знать ни одного алгоритма. Более того, определенная, четкая точка зрения в некоторых случаях служит тормозом при выдвижении новых гипотез. В процессе решения творческих задач полезно периодически переключать внимание на тех проблемах, которые никак не связанны с основной задачей и тогда практически не существует пределов совершенствования новой идеи. Творчество, в том числе инженерное, всегда базируется на сочетании логического мышления и целенаправленно сформулированной интуиции. Для любой творческой личности необходимы шесть «инструментальных» качеств: наличие большой цели; общих планов ее достижения; высокая работоспособность; умение решать творческие задачи; умение «держать» удар, защищая свою точку зрения; промежуточная результативность, т.е. получение определенного результата уже на промежуточных стадиях. Схематично это можно представить таким образом: начальный этап получения знания - первые положительные результаты - усложнение и увеличение задачи - первые трудности, и неудачи (отскок назад) - преодоление трудностей - отдельные
положительные результаты - постановка новых задач и т.д. Реальный процесс творческого мышления всегда неотделим от интуиции, а, развивая интуитивную составляющую
мыслительной деятельности, можно повышать способность к творчеству вообще и к техническому творчеству в частности [6].
В современных условиях Западные психологи придают громадное значение инициации творческого мышления в обучающем процессе. Эдвард де Боно пишет, что креативность будет занимать такое же место как и производственные ресурсы [7]. Вместе с тем, нельзя смотреть на творчество как на ремесло, но креативные способности можно и нужно развивать. Узкое, по мнению де Боно «туннельное» видение той или иной проблемы, явления, не позволит будущим специалистам видеть новые цели и перспективы, прогнозировать события, процессы и, в итоге, планировать свою профессиональную деятельность. Творчески мыслящие, креативные специалисты уже сегодня рассматриваются наравне с другими важнейшими ресурсами, такими как финансы, сырье, рабочая сила. В условиях вызова современности - высочайшей конкуренции и мирового кризиса встает задача повышения конкурентоспособности между странами за рынки сбыта, а для этого необходимо повышение качества, снижения себестоимости и постоянное совершенствование производства, и все эти программы требуют творческого подхода к их решению.
Литература
1. Вяткина,, И.В. Основные направления формирования творческой компетентности студентов в современном техническом вузе / И.В.Вяткина // Вестник казан. технол. ун-та, - 2008 - № 1. -С.170 - 174.
2. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии / П.Я.Гальперин. - М.: Высшая школа, 2002. - 400 с.
3. Бусыгина, А.Л. Профессор - профессия: теория проектирования содержания образования преподавателя вуза / А. Л.Бусыгина. - Самара: Перспектива, 2003. - 198 с.
4. Куприянычева,Н.И. Техническая термодинамика. Эвристические приемы решения задач: Учебно-метод. пособие / Н.И.Куприянычева. Казан.гос.технол.ун-т. Казань, 2004. - 72 с.
5. Альтшуллер, Г.С. Творчество как точная наука / Г.С.Альтшуллер. - М.: Советское радио, 1979.
- 175 с.
6. Пушкин,В.Н. Эвристика - наука о творческом мышлении / В.Н.Пушкин. - М.: Политиздат, 1967.- 272 с.
7. Боно, Э. Серьезное творческое мышление / Э.Боно. - Мн: Попурри, 2005. - 416 с.
© Н. И. Куприянычева - канд. пед. наук, доц. каф. техники и физики низких температур НХТИ КГТУ, Ьой51@тай.т; Э. Б. Куприянычева - канд. филос. наук, ст. препод. каф. политологии и истории Самарского государственного аэрокосмического университета, [email protected].