Научная статья на тему 'Развитие креативных способностей детей как социально-педагогическая проблема'

Развитие креативных способностей детей как социально-педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
337
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / КРЕАТИВНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Погорелая Татьяна Сергеевна

В статье раскрывается суть термина «креативность», его основные характеристики, классификации и составляющие, рассматриваемые различными авторами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие креативных способностей детей как социально-педагогическая проблема»

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Погорелая Т.С.

Погорелая Татьяна Сергеевна - педагог-хореограф, Спортивный клуб «Турист», студент магистратуры, Институт педагогики психологии и социальных технологий, Удмуртский государственный университет, г. Ижевск

Аннотация: в статье раскрывается суть термина «креативность», его основные характеристики, классификации и составляющие, рассматриваемые различными авторами. Ключевые слова: креативные способности, креативность, развитие, образование.

УДК 374

Современное общество характеризуется высокой степенью изменчивости и мобильности. Способность к решению различных задач должно формировать инновационное образование, отличительной чертой которого является акцент на развития духовности и креативности личности. Законом РФ «Об образовании» [4] была заложена основа для осуществления перехода от традиционной педагогики, которая ориентировалась на количество усвоенных знаний, к гуманистической, личностно-ориентированной.

В то же время, на вопрос о способах развития креативных и творческих способностей личности велся поиск ответа на всех этапах развития педагогики как науки и общества в целом.

Учитывая тот факт, что обязательными условиями для проявления креативности являются творческая личность, творческий процесс, творческая среда, необходимо конкретизировать вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой осуществлялось бы формирование креативности личности.

Во многих литературных источниках, посвященных саморазвитию, самоактуализации личности, общественно-техническому прогрессу и глобальным изменениям в обществе, среди перечисленных факторов качественных изменений мы встречаем ссылку на личность, обладающую высоким уровнем креативности. Так, Челомбитская М.П. [5] отмечает, что креативность является успешным залогом плодотворного долгосрочного развития в контексте глобализации. Также, запрос общества отражен в таких документах, как «Стратегия инновационного развития Российской федерации на период до 2020 года», «Бюллетень об образовании» [2], где отмечается, что в Западных странах, а в перспективе и в нашей стране, возрастает количество рабочих мест, где ключевой компетенцией является креативность. Таким образом, мы говорим о понятии, которое становится все более необходимым, как способность личности и требует специально организованных усилий для ее развития.

Понятие «креативность» впервые было использовано в 1922 г. Д. Симпсоном. В данный термин он вкладывал смысл способности человека отказаться от стереотипных, традиционных способов мышления. В обобщенном смысле, креативность можно обозначить как способность к творчеству. Креативность (от лат. сгеайо - созидание) - это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления. Так, К. Роджерс [4] говоря о креативности подразумевает способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения.

Креативность (от лат сгеайо - созидание) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора.[3]

Анализ литературы позволяет выделить следующие составляющие креативности.

- Чувствительность к проблемным ситуациям;

- Поиск, выделение и формирование проблемы;

- Генерирование гипотез, касающихся способов решения проблемы;

- Проверка этих гипотез;

- Нахождение и формулирование решений;

- Интерпретация и популяризация результатов.

Одной из ключевых характеристик креативности является новизна, способность создавать продукт, который характеризуется новизной и при этом является сообразным ситуации, в которой он находится. Данный продукт может быть представлен в виде идеи, хореографической постановки, художественного текста, вокального произведения и т.д.

Ф. Баррон и Д. Харрингтон [3], исследуя креативность сделали следующие выводы из того, что на сегодняшний день известно:

1. Креативность является способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах (сознательная или бессознательная способность).

2. Новый творческий результат деятельности зависит от личности творящего и его внутренней мотивации.

3. Свойства креативного процесса: валидность, оригинальность, адекватность задаче, состоятельность, а также плюс свойство, которое можно назвать пригодностью экологической, эстетической, оптимальной формой, оригинальной и правильной на данный момент.

4. Результаты креатива могут быть различны по природе: открытие физического закона, новое решение проблемы в экономике, произведение музыки, написание поэмы или картины, построение новой философской системы и др. [5, С. 4].

Таким образом, феномен креативности на сегодняшний день является достаточно исследованным. Однако, он не теряет своей актуальности, а наоборот - потребность в креативной личности возрастает все больше и больше. Это обусловлено быстрыми темпами развития и изменения общества, что требует от человека нешаблонного стиля мышления, способности быстро и по-новому решать задачи. В связи с этим мы можем наблюдать тенденцию направленности общей воспитательной и образовательной деятельности на развитие креативных способностей ребенка, как будущего взрослого члена общества. Это отражено в целях государственной культурной политики, ее стратегических задачах, а также в Стратегии развития Российской федерации до 2020 года.

Список литературы

1. Барышева Т.А., Шекалов В.А. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей. / Сост. Т.А. Барышева, В.А. Шекалов. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 416 с.

2. Бюллетень об образовании, сентябрь, 2017. Образование и креативная индустрия в зеркале международных и отечественных практик. [Электронный ресурс]. Режим доступа: :http://ac.gov.m/puЫicatюns/4411 (дата обращения: 01.06.2018).

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. М.: Просвещение, 1991. 92 с.

4. Об утверждении муниципальной программы МО «Город Ижевск» «Развитие образования» на 2015-2020 годы. Постановление от 24.12.2014 г. № 1430.

5. Челомбицкая М.П. Креативность как фактор самореализации личности в условиях глобализации общества. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnost-kak-faktor-samorealizatsii-lichnosti-v-usloviyah-globalizatsii-obschestva/. (дата обращения: 01.06.2018).

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ТВОРЧЕСТВО» И «КРЕАТИВНОСТЬ»:

СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ Погорелая Т.С.

Погорелая Татьяна Сергеевна - педагог-хореограф, Спортивный клуб «Турист», студент магистратуры, Институт педагогики психологии и социальных технологий, Удмуртский государственный университет, г. Ижевск

Аннотация: в статье представлены ключевые определения понятий «креативность» и «творчество». Раскрыты основные характеристики и процессы с точки зрения разных авторов. А также приведены основные различия понятий, их взаимодоплняемость, основанные на анализе использованных источников литературы.

Ключевые слова: творчество, креативность, образование, творческий процесс, новизна, дивергентное мышление.

УДК 374

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.