Научная статья на тему 'Развитие креативного мышления в ходе обучения иноязычному профессиональному общению студентов-нелингвистов'

Развитие креативного мышления в ходе обучения иноязычному профессиональному общению студентов-нелингвистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
креативное мышление / творческие задания / профессионально ориентированная лексика / художественное произведение / догадка / творческое воображение / переформулирование / «мозговой штурм» / creative thinking / creative assignments / professionally oriented lexicon / modern prose / guess / creative imagination / reformulating / brain storm

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — К. П. Казанчян

В статье рассматриваются возможности развития креативного мышления с помощью творческих заданий при обучении иноязычному профессиональному общению студентов экономического профиля. Анализируется организация мотивированного обучения английскому языку на материале художественного произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING CREATIVE THINKING IN THE COURSE OF FOREIGN LANGUAGE PROFESSIONAL COMMUNICATION TRAINING OF NON-LINGUISTICS STUDENTS

The article deals with the possibilities of developing creative thinking by means of creative assignments in the course of foreign language professional communication training of senior non-linguistics students. The organization of the teaching process for motivated learning of the English language based on modern English prose both in class and beyond it is analyzed.

Текст научной работы на тему «Развитие креативного мышления в ходе обучения иноязычному профессиональному общению студентов-нелингвистов»

УДК 372.881.1 К. П.Казанчян

доцент кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области экономики ИПЭУ МГЛУ; e-mail: KarKaz55@mail.ru

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ СТУДЕНТОВ-НЕЛИНГВИСТОВ

В статье рассматриваются возможности развития креативного мышления с помощью творческих заданий при обучении иноязычному профессиональному общению студентов экономического профиля. Анализируется организация мотивированного обучения английскому языку на материале художественного произведения.

Ключевые слова: креативное мышление; творческие задания; профессионально ориентированная лексика; художественное произведение; догадка; творческое воображение; переформулирование; «мозговой штурм».

Kazanchyan K. P.

Assistant Professor at the Department of Professional Communication in the Field of Economics, ILEIM, MSLU; e-mail: KarKaz55@mail.ru

DEVELOPING CREATIVE THINKING IN THE COURSE OF FOREIGN LANGUAGE PROFESSIONAL COMMUNICATION TRAINING OF NON-LINGUISTICS STUDENTS

The article deals with the possibilities of developing creative thinking by means of creative assignments in the course of foreign language professional communication training of senior non-linguistics students. The organization of the teaching process for motivated learning of the English language based on modern English prose both in class and beyond it is analyzed.

Key words: creative thinking; creative assignments; professionally oriented lexicon; modern prose; guess; creative imagination; reformulating; brain storm.

В данной статье предпринята попытка описать развитие креативного мышления у студентов III и IV курсов во время обучения профессионально релевантному общению по специальностям «Гостиничное дело» и «Туризм» на экономическом факультете Института права, экономики и управления информацией (ИПЭУ) МГЛУ Чтобы повысить познавательный интерес к процессу обучения английскому языку, мы предлагаем использовать дополнительный

образовательный ресурс в виде художественного произведения -«Отеля Вандом» ("Hotel Vendôme") Даниэлы Стил (Danielle Steel) [13] в рамках дисциплины «Практикум по профессиональной коммуникации (ППК) 2-го иностранного языка». Обсуждение этого романа с помощью специальных творческих упражнений - это средство формирования креативного мышления студентов. Прежде всего предлагаем рассмотреть и определить значение самого термина «креативное мышление» (или «творческое мышление»), которое является предметом исследования в различных науках, например в философии, психологии, психолингвистике, педагогике, методике.

Творческое мышление в философии [2] рассматривается как непосредственное «мысленное усмотрение связей в изучаемом предмете», в результате которого и возникает новое знание. Мысленное усмотрение по-разному именуется: интуиция, озарение, воображение, правдоподобное рассуждение, догадка, мысленный эксперимент и т. д. Предмет изучения есть нечто, существующее за пределами субъекта. Это - объективная реальность. Знание, которое возникает в результате изучения предмета, - реальность, отраженная субъектом, его мышлением. И потому мышление, создающее эту реальность, знание, идеальный образ как нечто принципиально отличное от предмета (хотя этот образ и является отражением предмета), может быть названо творческим мышлением. Любое творчество, будь оно в сфере материального производства или духовное творчество (научное и художественное), связано с творческим мышлением. Без него невозможно никакое созидание.

Творчество - это мыслительная и практическая деятельность, результатом которой является создание оригинальных, неповторимых ценностей, установление новых фактов, свойств, закономерностей, а также методов исследования и преобразования материального мира или духовной культуры. Творческий процесс, как правило, является в основе своей коммуникативным. Большое влияние на него оказывает взаимное общение людей, особенно дискуссия. Без творческих дискуссий научное творчество не могло бы успешно прогрессировать. Дискуссия является фактором творчества тогда, когда она стимулирует творческий процесс и содействует решению обсуждаемых проблем [3].

Я. А. Пономарев [12] выделяет в исследованиях природы творчества три подхода:

1. Творчество рассматривается как деятельность человека, создающего новые и общественно значимые ценности в области искусства, техники, науки, практики.

2. Творчество связано с личностью, ее деятельностью, направленной на самовыражение и самоактуализацию.

3. Творчество в процессе решения задач.

Психологами было затрачено много усилий на выяснение того, как человек решает новые необычные творческие задачи. Для их решения требуется нетрадиционный способ мышления, необычное видение проблемы, выход мысли за пределы привычного способа рассуждений, т. е. необходимо творческое мышление. Одним из первых попытался сформулировать творческое мышление американский психолог Дж. Гилфорд [9]. Он считал, что «твор-ческость» мышления связана с доминированием в нем четырех особен ностей:

1. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек стремится найти свое собственное, отличное от других, решение.

2. Семантическая гибкость, т. е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

3. Образная адаптивная гибкость, т. е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его основные, скрытые от наблюдения стороны.

4. Семантическая спонтанная гибкость, т. е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

За последние годы в философии и психологии сделан важный шаг в изучении механизма творческого мышления. Согласно мнению А Г. Спиркина [3], творческое мышление предполагает умение находить проблемы и решать их, а также генерировать новые идеи. Эти возможности и цели творческого мышления характеризуют его вообще, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - на житейском, практически-техническом,

научно-теоретическом или художественном. Умение определять проблемы, решать их и генерировать новые идеи характеризует не какой-то отдельный уровень мышления, а своеобразный склад ума и приемы мышления, проявляющиеся всюду, где человек мыслит, независимо от социальной значимости результатов творчества. Только по-настоящему творческий ум в своем диалоге с миром может находить проблемы и порождать новые идеи [3].

Современная психолингвистика придает большое значение вербальной организации воображения, правдоподобного рассуждения и догадке. Последняя играет важную роль особенно на этапе понимания печатного или аудиотекста. Как правило она детерминирована обстоятельствами предшествующей деятельности субъекта, которые им самим могут и не осознаваться, но эти обстоятельства существуют в системе реальных отношений между субъектом и объектом. Важно то, что хотя субъект и не осознает этих отношений, они протекают в сфере сознания и экспериментально контролируются. На основании экспериментальных исследований можно сделать вывод, что мысленное усмотрение - это проблема не подсознания, а сознания, т. е. отражения действительности. Раскрытие сущности мысленного усмотрения нужно искать в реальных включениях ученого в систему наук, в перипетиях его жизни в этой системе.

Результаты психологических исследований созвучны философскому подходу к проблеме мысленного усмотрения. Мысленное усмотрение, в том числе и догадка, отражает и выражает предшествующий опыт. Для совершенствования способности догадки хорошим средством может стать чтение произведений художественной литературы, созданных людьми с ярким воображением и фантазией. По всей видимости, естествоиспытатели ссылаются на помощь художественных произведений в научном творчестве. В этом смысле, вероятно, надо понимать и высказывание А. Эйнштейна о том, что его научному творчеству способствовало чтение литературных произведений Ф. М. Достоевского [2]. В науке, как ни в одном другом виде деятельности, важная роль принадлежит личности. В современной науке, где огромную роль играет коллективный труд, нельзя принижать значение личности. Умение сосредоточиться на изучаемом предмете, постоянно думать о нем, создавая высокое напряжение мысли, обширность знаний, способность

не бояться смотреть правде в глаза, отстаивать собственное мнение, даже если оно расходится с мнением многих, вера в себя, а также самокритичность - характерные качества творческой личности.

Существует два специальных метода повысить способности человека в поисках творческих решений: 1) переформулирование; 2) метод «мозгового штурма». Если вы пытаетесь решить какую-то проблему и зашли в тупик, то изменение точки зрения на проблему может сыграть важную роль в достижении вами прогресса в ее решении. Попытка изменить подход часто требует того, чтобы проблема была поставлена иначе, т. е. переформулирована. Переформулирование включает необходимость подумать обо всех положительных и отрицательных аспектах проблемы, а потом задавать вопросы типа: «А что если...» и связывать ответы на такие вопросы с положительными, отрицательными и интересными аспектами проблемы. Не следует слишком быстро исключать никакую идею или никакое возможное решение проблемы. Особенно важно почувствовать возможность ее решения в опоре на свой опыт или дать свежее новое решение, о котором вы раньше не думали.

Метод «мозгового штурма» [4; 11] популярен при поиске творческих решений сложных проблем. В нем обычно участвует небольшая группа людей, причем каждый участник старается предложить как можно больше решений данной проблемы. В «мозговом штурме» действуют некоторые основные правила:

1. Каждый участник предлагает свои решения.

2. Необходимо придумать как можно больше решений.

3. Каждое возможное решение записывается.

4. Приветствуются все идеи, какими бы абсурдными они ни казались.

5. Следует основывать свои идеи на идеях других людей.

6. Ни одна из идей не должна получать оценку или быть отвергнутой.

Если вам не приходят в голову другие возможные решения, то попробуйте объединить какие-либо из предлагаемых решений в одно-единственное. Если это не удается сделать, то «мозговой штурм» закончился, и можно делать оценку данных решений. При оценке объединяются любые сходные решения из списка, а затем выявляются преимущества и недостатки каждого предложенного.

В центре внимания остается конечная цель - выбор решения или решений, которые надо изучить.

В отечественной психологии, основанной на учении о деятель-ностной природе психики человека, мышление получило новую трактовку. Его стали понимать как особый вид познавательной деятельности. Мышление в теории деятельности - это прижизненно формирующаяся способность к решению различных задач и целесообразному преобразованию действительности, направленному на открытие скрытых ее сторон от непосредственного наблюдения. Мышление человека не существует вне общества, вне языка, вне накопленных человечеством знаний и выработанных им способов мыслительной деятельности: логических, математических и других действий и операций. Отдельный человек становится субъектом мышления, лишь овладев языком, понятиями, логикой. П. Я. Гальперин [5] разработал принципы дифференциальной диагностики интеллектуального развития ребенка с последующей коррекцией как способа ликвидации педагогической запущенности. Среди типов такого обучения обращает на себя внимание нетрадиционный тип обучения, когда учащийся сам, исходя из общих принципов, строит ориентировочную основу действий для конкретных объектов, причем в качестве таковых для ориентации учащимся предлагаются не конкретные образцы, а общие принципы и структуры изучаемого класса предметов (явлений). Основываясь на связи обучения с будущей деятельностью, психологами ведется поиск новых форм развития творческого мышления, в частности выделяется «знаково-контекстное или контекстное обучение». При этой методике информация предлагается в виде учебных текстов («зна-ково»), а задачи, которые конструируются на основе содержащихся сведений, задают контекст будущей профессиональной деятельности [5], и при этом предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности моделируется в учебном процессе всеми дидактическими средствами, формами, методами, среди которых лидирует деловая игра и ее разновидности: инновационно-обучающие игры (В. С. Лазарев); организационно-мыслительные игры (О. С. Анисимов); организационно-деятельностные игры (Ю. В. Громыко) [5]. В данной концепции подчеркивается обучающий характер деловой игры. Это форма обучения, в которой участники осуществляют «квазипрофессиональную деятельность»

(квази лат. quasi - якобы, как будто), несущую в себе черты как учения, так и труда.

Современные методы обучения учитывают совмещение методических процедур (объяснение, понимание, проектирование, рефлексию), что предполагает творчество как преподавателя, так и обучаемого. Интеллектуальные приемы и способы обучения оказываются весьма востребованными. При обучении важную роль играет гуманитарное знание. Оно имеет дело с человеком, жизненными ценностями, которым люди придают особое значение. Творческое воображение является важным, иначе невозможно проникнуть в сокровенный мир человека.

В настоящее время при экономической и политической нестабильности во всем мире актуальной является задача обучать студентов быстро ориентироваться в изменившихся условиях и принимать гибкие оправданные решения, готовить высококвалифицированных специалистов, владеющих несколькими иностранными языками и способных успешно продвигаться по служебной лестнице. Творческие задания в учебном процессе повышают мотивацию познавательной и учебной деятельности студента, которая приводит к росту его интеллектуального потенциала, к системности знания в избранной области и к активности речевых контактов на иностранном языке [6].

Итак, развитие креативного мышления приобретает большое значение в современных условиях обучения. Методисты предлагают широкий спектр заданий - упражнений для обучения студентов всем видам речевой деятельности [6; 7; 8; 10; 11]. Наиболее целесообразными представляются творческие задания, развивающие догадку, воображение, упражнения, использующие переформулирование и «мозговой штурм» для обучения различным видам чтения (ознакомительному, поисковому, просмотровому, изучающему) и говорению.

Вторая часть статьи посвящена творческим заданиям по роману Д. Стил «Отель Вандом». Речь идет об обслуживании гостей отеля.

В романе ограниченное число действующих лиц, видимо, с определенной целью: сосредоточить основное внимание на всех этапах восхождения по служебной лестнице и успешного управления гостиницей.

Рассмотрим возможные виды творческих упражнений на материале этого романа (в некоторых нижеперечисленных творческих заданиях представлен ключ).

I. Упражнения, развивающие лингвистическую догадку:

1. Составьте кроссворд, используя слово hotel по образцу. Образец: housekeeping; oversee; train; employee; loan.

2. Догадайтесь, какое слово из предложенных ниже вариантов (hand; fireplace; service) пропущено в предложении:

Hugues ran his 120-room hotel with Swiss precision, a warm smile, and iron_.

Key: hand

II. Упражнения, развивающие смысловую догадку:

1. Догадайтесь по опорным словам, о каком персонаже идет речь:

a) to come from a family of bankers; to purchase the hotel; to run the hotel; to have a remarkable memory for every guest.

Key: Hugues Martin, the owner of the Hotel Vendôme.

b) to wear smocked dresses; long red hair; ribbons; a long ponytail; braids; to grow tall; to lose the curl in one's hair. Key: Heloise, Martin ' s daughter.

2. Догадайтесь, кому принадлежат данные высказывания из романа и в какой ситуации они представлены:

a. «I have the pleasure of introducing you to our new general manager tonight».

Key: Hugues Martin at his birthday party.

b. «Papa, letting him spend the night here may have changed his life or given him hope».

Key: Heloise to Hugues Martin about Billy ' s stay at the hotel.

III. Упражнения, развивающие логику изложения как базу догадки:

Сформулируйте свое мнение:

1. Совместимы ли понятия: порядочность, честность и успехи в бизнесе?

2. Как может или должен поступить персонал гостиницы, найдя утерянную драгоценность?

3. Что означает фраза из романа: «Мой отель - мой дом»?

4. Какие социальные проблемы нашли отражение в романе: безработица, катастрофы, несчастный случай, асоциальные элементы, экология, борьба с преступностью, наркомания?

5. Каковы необходимые и желательные меры безопасности в отеле?

6. Какой девиз отеля «Vendôme», по Вашему мнению?

7. Подходит ли девиз существующей сети отелей «Soneva» «No news, no shoes» британского бизнесмена Сону Шивдасани на Мальдивах отелю «Vendôme» из описанного романа? [1].

8. Вы согласны с фразой «Незаменимых людей нет»? Как она соотносится с содержанием романа?

9. Как можно относиться к фразе «Время покажет»?

IV. Упражнения, развивающие творческое воображение:

1. Что бы случилось, если бы Элоиза не нашла драгоценность, утерянную кинозвездой?

2. Что сделала бы Элоиза, если бы ее отец продал отель «Vendôme»?

3. Как могли бы развиваться отношения между Элоизой, ставшей новым генеральным менеджером отеля, и ее подчиненными?

4. Представьте, что вы - владелец отеля «Vendôme». Опишите: а) работу различных служб отеля и б) свой стиль руководства.

5. Представьте, что Вы - сотрудники гостиницы «Vendôme», в которой работают: Майк - главный инженер, Джен - флорист, Зения - парикмахер, Дженнифер - помощница управляющего, Брюс - начальник службы безопасности. Расскажите о семье каждого из них, об их отношении к работе в отеле.

6. Что бы случилось, если бы Элоиза не смогла дать отпор преступнику?

7. Почему отель назван «Vendôme»? С чем это связано? Как бы Вы назвали свой отель?

V. Упражнения, развивающие навыки переформулирования:

Проблема безработицы и ее последствия.

1. Положительные аспекты проблемы безработицы.

В романе они не описаны. Можно предположить, что безработица может послужить стимулом для безработного переквалифицироваться, пройти переподготовку для получения другой, иногда интересной и престижной работы.

2. Отрицательные аспекты проблемы безработицы (голод, холод, отсутствие комфортного жилья и надежды на будущее).

В романе они описаны на примере Билли, жившему на улице Нью-Йорка, и которому Элоиза помогла в трудный момент.

3. Переформулирование проблемы безработицы.

Студентам предлагается высказать свое мнение по ряду гипотетических вопросов:

- А что если создать благоприятные условия труда для всех работников, и исключить возможность сокращений рабочих мест?

- А что если усилить работу профсоюзов, защищающих права сотрудников?

- А что если заключить соглашения между владельцами отелей и профсоюзами, гарантирующие права работников?

В романе есть прямая параллель отношений с профсоюзами: описана ситуация, когда Хьюз, владелец отеля «Vendôme» уволил двух недобросовестных работников и отказался восстановить их на службе, несмотря на угрозы со стороны профсоюза. Это спровоцировало поджог в отеле, нападение на Элоизу.

С учетом содержания студентам предлагается высказаться.

- Было ли бы проще Хьюзу подчиниться требованиям профсоюза?

- Как сказалось бы это на работе сотрудников отеля?

Вывод. Безработица - это сложная социальная проблема, требующая внимания со стороны правительства и предпринимателей. Необходима социальная защита человека, оказавшегося безработным (предоставление жилья, финансовой помощи, возможность пройти переподготовку и получить новую работу).

VI. Метод «мозгового штурма»

Проблема: продавать Хьюзу отель «Vendôme» или нет?

Во время «мозгового штурма» обсуждаются возможные решения проблемы1:

1. Хьюз хочет продать отель, так как у него новая семья и дети, ему нужны деньги, предлагаемые за продажу отеля.

2. Хьюз посвятил всю свою жизнь созданию и развитию отеля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Хьюз внес огромные финансовые средства в реконструкцию отеля.

4. Отель «Vendôme» пользуется большой популярностью в Америке и за ее пределами.

5. Постояльцами отеля являются известные государственные деятели, президенты, суперзвезды, бизнесмены.

6. В отеле работают высококвалифицированные служащие.

7. Постоянные сотрудники отеля - преданные, ответственные, трудолюбивые работники, добросовестно выполняющие свои обязанности.

8. Новая жена Хьюза Натали настаивает на продаже отеля, считая, что муж все время проводит в отеле, не имея возможности отдохнуть и уделять достаточно времени семье.

9. Дочь Хьюза Элоиза считает решение отца предательством, так как отель - это ее дом, в котором она выросла, и он - ее надежда на карьерный рост и будущее.

10. Элоиза отказывается разговаривать с отцом, избегает встречи с ним из-за его решения продать отель.

11. Отношение Элоизы к отцу имеет решающее значение для Хьюза, так как он воспитал ее самостоятельно, очень любит ее.

12. Реконструкция всего отеля потребует дальнейших финансовых вложений.

13. Хьюз самостоятельно принимает все решения, не советуясь со своей командой.

14. Служащие отеля не знают о возможной его продаже.

15. Сотрудники отеля могут лишиться своих рабочих мест после продажи отеля новому владельцу.

1 Примеры приводятся на русском языке, а обсуждаются на английском.

16. Профсоюз не сможет защитить права сотрудников отеля в случае массового увольнения.

17. Во время поджога отеля Элоиза действовала решительно и оказала сопротивление преступнику.

18. Готовность Элоизы защищать отель даже ценой своей жизни изменила решение Хьюза продать отель, несмотря на финансовые потери.

19. Хьюз решил уйти на пенсию и передать бразды правления Элоизе, назначив ее главным менеджером отеля.

20. Элоиза получила прекрасное образование, стажировалась в лучших отелях, с детства изучала работу всех служб отеля «Vendôme».

21. Элоиза прекрасно справится с новыми обязанностями.

22. Хьюз будет иметь достаточно времени для семьи и воспитания своих маленьких детей.

Согласно версии автора романа, Хьюз решил не продавать отель, уйти на пенсию и назначить Элоизу новой управляющей отеля. Преимуществами данного решения можно считать пункты обсуждения: 2, 4, 5, 6, 7, 9, 11, 18, 20, 21, 22. Их можно объединить в одно решение вышеуказанной проблемы - не продавать отель «Vendôme». На этом «мозговой штурм» закончился.

Заканчивая статью, можно сделать следующие выводы:

1. Креативное (творческое) мышление исследуется в различных науках, например в философии, психологии, психолингвистике, методике.

2. Творческое мышление предполагает развитие творческих способностей обучающегося, его стремление познать мир с помощью творческих упражнений.

3. Творческие упражнения являются средством развития креативного мышления в ходе обучения иноязычному профессиональному общению студентов - нелингвистов.

4. Эти упражнения направлены на развитие видов чтения и говорения на базе художественного текста - произведения Даниэ-лы Стил «Отель "Вандом"».

5. Развитие креативного мышления имеет большое значение в ходе обучения иноязычному профессиональному общению студентов-нелингвистов с учетом востребованности творчески мыслящих специалистов, принимающих важные нестандартные

решения, особенно во время экономических и политических кризисов во всем мире.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васильева Е. Остров и везение // РБК Lifestyle. - 26.12.14. - С.10-11.

2. Вахтомин Н. К. Практика - мышление - знание. К проблеме творческого мышления. - М. : Наука, 1978. - 112 с.

3. Гиргинов Г. Наука и творчество. - М. : Прогресс, 1979. - 365 с.

4. Гришунин С. И. Методы активизации творчества и усовершенствования интуитивного мышления в науке и прогнозировании // Философские и культурологические проблемы развития регионо-ведения, лингвистики и межкультурной коммуникации в современном мире. - М. : ИПК МГЛУ «Рема», 2009. - С. 351-362. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 569. Сер. Философия и культурология).

5. Гуревич П. С. Психология и педагогика: учебник для вузов. - М. : Проект, 2004. - 352 с.

6. Калмыкова Е. И. Творческие задания на продвинутом этапе формирования межкультурной коммуникативной компетенции у студентов нелингвистических специальностей // Современный образовательный контекст: традиции и инновации в обучении иностранным языкам: сб. науч. тр. - Ч. 2. Лингводидактические основы обучения иноязычному профессиональному общению. - М. : ИПК МГЛУ «Рема», 2011. - С. 39-46.

7. Конышева А. В. Игра в обучении иностранному языку: теория и практика. - Минск : ТетраСистемс, 2008. - 288 с.

8. МаслыкоЕ. А., БабинскаяП. К., Будько А. Ф., Петрова С. И. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справ. пособие. - 7-е изд., стереотип. - Минск : Высшая школа, 2001. - 522 с.

9. Немов Р. С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. - 4-е изд. - М. : ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.

10. Стайнберг Д. 110 игр на уроках английского языка / пер. с англ. - М. : АСТ : Астрель, 2004. - 124 с.

11. Такман Б. У. Педагогическая психология. От теории к практике. - М. : Прогресс, 2002. - 572 с.

12. Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам / под ред. Д. В. Ушакова. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. - 736 с. (Научные школы ИП РАН).

13. SteelD. Hotel Vendôme. A novel. - N. Y. : Dell, 2012. - 400 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.