Научная статья на тему 'Развитие корпоративной социальной ответственности в условиях мирового финансового кризиса'

Развитие корпоративной социальной ответственности в условиях мирового финансового кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
299
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / СОЦИАЛЬНО-ОТВЕТСТВЕННЫЙ БИЗНЕС / SOCIALLY RESPONSIBLE BUSINESS / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / SOCIAL POLICY / МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / WORLD FINANCIAL CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савин Е.И.

В работе рассматриваются коррективы в социально-ответственной деятельности зарубежных и pссийских компаний, вызванные первыми результатами мирового финансового кризиса. Анализируются возможные сценарии развития корпоративной социальной ответственности в посткризисный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of corporate social responsibility in the conditions of the world financial crisis

Тhe author considers adjustments in the socially responsible activities of foreign and Russian companies caused by the first results of the global financial crisis. He also analyses possible scenarios for the development of corporate social responsibility in post-crisis period.

Текст научной работы на тему «Развитие корпоративной социальной ответственности в условиях мирового финансового кризиса»

кризис и корпоративная социальная

ответственность

развитие корпоративной

социальной ответственности

в условиях мирового финансового кризиса

Аннотация

В работе рассматриваются коррективы в социально-ответственной деятельности зарубежных и российских компаний, вызванные первыми результатами мирового финансового кризиса. Анализируются возможные сценарии развития корпоративной социальной ответственности в посткризисный период.

Савин Е.И.

аспирант кафедры международных проблем ТЭК Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО (У) МИД РФ zhesav@inbox.ru

Концепция корпоративной социальной ответственности (КСО) зародилась в США в середине прошлого века. Она стала следствием возрастания роли американского корпоративного сектора со второй четверти ХХ века и превращением его в глобальную силу в последние 25 лет прошлого столетия. Усиление роли транснациональных корпораций (ТНК), как главной движущей силы американского экономического превосходства, во многом было связано с расширением их деятельности в развивающихся странах, которые открывали для них новые возможности в сферах разработки природных ресурсов, более дешевой рабочей силы и рынках сбыта. На сегодняшний день без участия ТНК сложно представить борьбу с глобальными вызовами. По мнению крупного американского исследователя Джоэля Макоуэра, в ХХ! веке власть, в течение последних четырех столетий игравшая роль главной силы в обществе, передает свои «полномочия» бизнесу [11]. В развитых странах Запада концепция корпоративной социальной ответственности

(основу современного подхода к социальной ответственности корпорации заложил в 1953 году американский экономист Говард Боуэн) стала продуктом эволюции социально-экономических отношений. Основываясь на более чем полувековом зарубежном опыте, можно утверждать, что для ее возникновения и успешной реализации в рамках одной страны необходимы сформировавшийся национальный бизнес, крепкое демократическое государство и развитое гражданское общество. Характерным для понимания места КСО в западной философии бизнеса можно считать мнение авторитетного американского экономиста Майкла Портера, который считает, что успешной корпорации необходимо здоровое общество, так же как и общество нуждается в здоровом бизнесе [10].

Тенденции,

повышающие значимость корпоративной социальной ответственности

Можно выделить несколько основных тенденций последнего десятилетия, которыми определяется повышение значимости социальной ответственности ТНК [7], в том числе, в контексте реализации концепции глобального устойчивого развития, принятой в 1992 году на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Во-первых, наконец, стал общепризнанным факт, что природные ресурсы нашей планеты ограничены, а население растет. Человечество слишком быстро использует невозобновля-емые ресурсы, с каждым годом создавая все больше проблем для будущих поколений. Загрязнение окружающей среды и глобальное потепление ставит под угрозу жизнь людей сегодня и существование бизнеса завтра. Ухудшение качества почвы, воздуха и воды является результатом деятельности компаний. Многие государства принимают законы, регулирующие использование ресурсов и производство вредных выбросов. Крупнейшие транснациональные корпорации доброволь-

на сегодняшний день без участия ТНК сложно представить борьбу

с глобальными вызовами

макроэкономика

Ключевые слова:

корпоративная социальная ответственность, социально-ответственный бизнес,

социальная политика, мировой финансовый кризис

вен

но внедряют в свою деятельность социальную и экологическую отчетность. Для международного бизнеса важное значение приобретает этический контроль за природоохранной и социальной деятельностью со стороны стейк-холдеров (т. е. всех лиц, так или иначе связанных с деятельностью предприятия) в регионах присутствия.

Четвертая тенденция, повышающая значимость КСО - глобализация информации. О событиях, происходящих на другой половине земного шара, мы узнаем всего через несколько минут благодаря новейшим информационным технологиям, сети Internet и СМИ. Зачастую, непродуманность социальной и экологической политики наносит урон финансовой стабильности и рыночной стоимости компаний.

Весьма существенным фактором является глобализация рынков капитала. Инвесторы, в том числе институциональные, становятся все более информированными, и они отдают предпочтение более устойчивому бизнесу не только с точки зрения финансовых, но социальных и экологических показателей. В США действует целый ряд инвестиционных фондов, которые активно ищут так называемые «зеленые предприятия», имеющие хорошую репутацию с точки зрения заботы о социальной сфере и об экологии.

Ситуации, когда расходы на социальную сферу не сокращаются

Очевидно, что в период неблагоприятной конъюнктуры на рынке, спада производства и ухудшения финансовых показателей руководитель компании любого уровня будет стремиться к сокращению издержек. В первую очередь в тех направлениях деятельности компании, которые не являются профилирующими. Представляется, что деятельность в сфере КСО, наряду с другими направлениями, занимающимися обеспечением бизнеса, должна непременно попасть под сокращение. Последние же результаты западных компаний

в сфере КСО, не позволяют сделать столь однозначный вывод.

Так, компания Intel перед оглашением финансовых результатов за последний квартал прошлого года выделила 300 тыс. долларов США на развивающие и образовательные программы в странах третьего мира. Это только часть обязательств компании в области устойчивого развития на 2009 год, которые предусматривают выделение 100 миллионов на образовательные программы по всему миру (за последние 10 лет Intel Foundation потратил на это около миллиарда), а также экологические инвестиции, связанные с повышением рационального использования энергии. Такие компании как General Electric, IKEA, Microsoft, Rio Tinto, Chiquita, Shell, входящие в международную деловую сеть Business for Social Responsibility (объединяет около 200 компаний по всему миру), на конференции в ноябре 2008 года подтвердили, что финансирование КСО будет сохранено на прежнем уровне. Однако не все выглядит так безоблачно для КСО в период кризиса: в Ford Motor заявили о сокращении на 40% финансирования корпоративной благотворительности, а Citigroup пошло на сокращение персонала, отвечающего за развитие КСО в компании. Эксперты отмечают, что те компании, в которых результаты в сфере КСО не связаны с основным бизнесом и репутацией, вероятно, будут сокращать расходы в сложный период.

Таким образом, подводя промежуточные итоги развития КСО на Западе в период общемирового спада, можно утверждать, что в большинстве компаний КСО вписана в основную деятельность и сильно влияет на репутацию и, как следствие, на экономические результаты компании. Руководители отдают себе отчет в том, что невыполнение объявленных раннее социальных обязательств может повлиять на репутацию компании, и не стремятся сокращать расходы в этом направлении. Ведь успешное преодоление кризиса без ущерба для социальной ответственности открывает для компании отличные перспек-

Keywords:

corporate social responsibility, socially responsible business, social policy, world financial crisis

макроэконо.

ти

ка

тивы в период роста, который несомненно последует за кризисом.

вен

.в ХХ1 веке

_власть, в течение

последних четырех столетий игравшая роль главной

силы в обществе,

Три сценария: инерционный, оптимистический и пессимистический

Как скажется кризис на развитии КСО в России пока судить трудно. Но определенные коррективы в деятельности отечественных компаний в этом направлении уже наблюдаются. По данным благотворительного фонда CAF Russia объемы корпоративной благотворительности в России сократятся в 2009 году как минимум наполовину1. В ОК «Русал» и «Сибур» заявили, что в 2009 году будут пересмотрены бюджеты и формат реализации благотворительных и спонсорских программ.

Говоря о перспективах развития КСО в период кризиса, можно традиционно выделить три возможных сценария: инерционный, оптимистический и пессимистический. При развитии инерционного варианта ожидать принципиальных изменений роли КСО в философии бизнеса, а также ее восприятия в обществе вряд ли можно. Все имеющие место проблемы, противоречия, а также отсутствие общепринятого понимания данной концепции будут иметь место в посткризисной системе социально-экономических отношений. Оптимистический вариант будет возможен при условии, что под воздействием кризиса компании станут более тесно и ответственно взаимодействовать со своими стейкхол-дерами (собственники, персонал, партнеры, местные сообщества, власть, СМИ, НКО) для решения социальных проблем, количество которых в обозримом будущем увеличится, и обеспечения устойчивого развития. Это станет сильнейшим стимулом для развития концепции КСО в России и внедрения ее принципов в практическую деятельность отечественного бизнеса.

передает свои _«полномочия»

1 По данным Агентства социальной информации -http://www.soc-otvet.rU/Bases/SOB/sob.nsf/0/BF7D12

бизнесу 30713E0906C325756F0038171B/

При пессимистическом варианте, компании, ссылаясь на кризис, а также известное мнение о том, что основная обязанность компаний платить налоги, свернут многие социальные программы, а КСО будет восприниматься в обществе как далекий от основной деятельности способ позиционирования компании для создания благоприятного имиджа. Все достижения последних лет в развитии КСО в нашей стране сойдут на нет, и после преодоления кризиса придется приложить немало усилий, чтобы вернуть утраченные позиции. Учитывая нынешнее положение КСО в нашей стране, наиболее вероятным представляется первый сценарий: в большинстве компаний социальная ответственность остается на декларативном уровне, и ухудшение общеэкономической конъюнктуры скажется лишь на количественном ухудшении показателей бизнеса в области социальной ответственности. Качественные же изменения в какую-либо сторону вряд ли возможны. Думается, что для дальнейшего развития КСО в нашей стране российское бизнес-сообщество в целом должно не только осознать необходимость, но и оценить долгосрочный экономический эффект от социально-ответственного поведения, что будет сложно сделать условиях общемировой рецессии.

Литература

1. Либоракина М.И. Город и бизнес. Формирование социальной ответственности российских компаний / С.В. Ивченко, М.И. Либоракина, Т.С. Сиваева / под. ред. М.И. Либоракиной. - М.: Институт экономики города, 2003.

2. Международный рейтинг корпоративной социальной ответственности. - www. accountabilityrating.com.

3. Новостной дайджест национального форума КСО. Декабрь 2008. - http://www.csrforum.ru/ Admin/Files/FileDownload.aspx?id=2l62.

4. Перегудов С.П., Семененко И.С. Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика и российские реалии. - М.: Прогресс-Традиция, 2008. - 448 с.

..можно утверждать, что в большинстве компаний корпоративная социальная ответственность вписана в основную деятельность и сильно влияет на репутацию и, как следствие, на экономические результаты...

макроэкономика

_...успешное

_преодоление

кризиса без ущерба

_для социальной

ответственности

_открывает

_для компании

_отличные

_перспективы в

_период роста...

5. Трансформировать не значит закрыть. Материалы круглого стола // Бизнес и общество, 2009. - № 1-2.

6. Туркин С. Как выгодно быть добрым: сделайте свой бизнес социально ответственным. - М.: Альпина Бизнес Бук, 2007.

7. Кутузова М. КСО: мифы и реальность // Экономика России: XXI век. - №20.

8. Hyatt, James. Corporate Responsibility and the Financial Crisis // Corporate Responsibility Officer. - http://www.thecro.com/node/762.

9. Makower, Joel and Business for Social Responsibility. Beyond the Bottom Line: Putting Social Responsibility to Work for Your Business and the World. New York: Simon & Schuster, 1994.

10. Michael E. Porter, Mark R. Kramer. The Link Between Competitive Advantage and Corporate Social Responsibility. - Harvard Business Review, 2006.

11. James K. Rowe. Corporate Social Responsibility as Business Strategy, p. 2.

Savin E.I.

Post-graduate student, Chair of International Problems of Fuel and Energy Complex, International Institute of Energy Policy and Diplomacy, Moscow State Institute of International Relations (University) of the MFA of Russia

Development of corporate social responsibility in the conditions of the world financial crisis

_Abstract

The author considers adjustments in the socially responsible activities of foreign and Russian companies caused by the first results of the global financial crisis. He also analyses possible scenarios for the development of corporate social responsibility in post-crisis period.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.