Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ'

РАЗВИТИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
172
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
корпоративная социальная ответственность / устойчивое развитие / Глобальный Договор ООН / Бренд года / Форум ответственного бизнеса / corporate social responsibility / sustainable development / UN Global Compact / Brand of the Year / Responsible Business Forum

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Климкович Надежда Ивановна

В статье отражены результаты исследования, цель которого заключалась в выявлении особенностей развития корпоративной социальной ответственности в Республике Беларусь. Исследование проводилось на основе анализа теоретической и аналитической информации, практического опыта интеграции корпоративной социальной ответственности и ESG-повестки в деятельность белорусских организаций. Результаты исследования позволили сделать вывод, что организации, раскрывая информацию о ведении социально ответственного бизнеса, приобретают профессиональную оценку своей работы, укрепляют опыт, лидерство и доверие, усиливая связь с потребителями и инвесторами, обеспечивая лояльность сотрудников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY IN THE REPUBLIC OF BELARUS

The article reflects the results of the study, the purpose of which was to identify the features of the development of corporate social responsibility in the Republic of Belarus. The study was conducted on the basis of the analysis of theoretical and analytical information, practical experience of integrating corporate social responsibility and the ESG agenda into the activities of Belarusian organizations. The results of the study allowed us to conclude that organizations, by disclosing information about conducting socially responsible business, acquire a professional assessment of their work, strengthen experience, leadership and trust, strengthening communication with consumers and investors, ensuring employee loyalty.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

Научная статья УДК 330.3

DOI: 10.24412/cl-37031-2023-2-32-42

РАЗВИТИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Климкович Н. И.

Академия управления при Президенте Республике Беларусь г. Минск, Беларусь, knadini@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1363-9666

Аннотация. В статье отражены результаты исследования, цель которого заключалась в выявлении особенностей развития корпоративной социальной ответственности в Республике Беларусь. Исследование проводилось на основе анализа теоретической и аналитической информации, практического опыта интеграции корпоративной социальной ответственности и ESG-повестки в деятельность белорусских организаций. Результаты исследования позволили сделать вывод, что организации, раскрывая информацию о ведении социально ответственного бизнеса, приобретают профессиональную оценку своей работы, укрепляют опыт, лидерство и доверие, усиливая связь с потребителями и инвесторами, обеспечивая лояльность сотрудников.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, устойчивое развитие, Глобальный Договор ООН, Бренд года, Форум ответственного бизнеса

DEVELOPMENT OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY IN THE REPUBLIC OF BELARUS

Klimkovich N. I.

The Academy of Public Administration under the aegis of the President of the Republic of Belarus, Minsk, Belarus, knadini@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1363-9666

Abstract. The article reflects the results of the study, the purpose of which was to identify the features of the development of corporate social responsibility in the Republic of Belarus. The study was conducted on the basis of the analysis of theoretical and analytical information, practical experience of integrating corporate social responsibility and the ESG agenda into the activities of Bela-rusian organizations. The results of the study allowed us to conclude that organizations, by disclosing information about conducting socially responsible business, acquire a professional assessment of their work, strengthen experience, leadership and trust, strengthening communication with consumers and investors, ensuring employee loyalty.

Keywords: corporate social responsibility, sustainable development, UN Global Compact, Brand of the Year, Responsible Business Forum.

Введение

В сложившихся условиях важный тренд для организаций в области корпоративной социальной ответственности (КСО) - ориентация на цели устойчивого развития - «глобальный призыв к действиям, направленным на искоренение нищеты, защиту окружающей среды и климата Земли и обеспечение того, чтобы люди повсюду могли жить в мире и процветании» [7]. При этом рассмотрение роли КСО в стратегии организации строится с учетом влияния социально ответственных действий на устойчивое развитие. Отдельно следует обратить внимание на наиболее значимую тенденцию последних лет, обусловленную целями устойчивого развития, - возрастающий интерес к инициативам, связанным экологическими, социальными и управленческими приоритетами (ESG -environment, social, governance).

Вопросами становления и развития КСО занимаются как зарубежные (Г. Боуэн, Дж. Галаскевич, К. Дэвис, М. Кларксон, М. Фридман, Р. Фримен, Дж. Элкингтон, О.В. Андреева, О. Басова, С. М. Васин, Л. В. Рожкова, О. В. Сальникова, Г. Н. Тугускина и др.), так и отечественные исследователи (Н. А. Варенько, А. Каменков [2], В. А. Лукашевич [5], С. И. Протасеня, Ю. Е. Трубина [8] и др.). Помимо указанного вопросами КСО занимаются также и ведущие международные и отечественные организации - Организация объединенных наций (ООН) [7; 11], Сеть Глобального Договора в Беларуси [3; 9], ООО «Центр системных бизнес технологий «Сатио», профессиональный конкурс в сфере маркетинга и брендинга «Бренд года» [1] и др.

Глобальный договор ООН

По инициативе Генерального секретаря ООН К. Аннана ООН совместно с бизнесом создала международную добровольную инициативу Глобальный договор ООН (2000 год), к которой может присоединиться любая организация мира, соглашаясь на выполнение целей устойчивого развития. В результате сегодня Глобальный Договор объединяет более 15000 бизнесов и 3800 некоммерче-

33

ских организаций из более чем 160 стран, как развитых, так и развивающихся, представляющих практически все отрасли промышленности и размеры, при этом 81% организаций связывает прогресс в своей работе в области устойчивого развития именно с участием в инициативе [11].

Презентация инициативы Глобальный договор ООН в Республике Беларусь состоялась 20 декабря 2006 года. В мероприятии приняли участие около 170 представителей бизнеса, государственных и международных организаций, профсоюзов, общественных организаций. В результате 26 белорусских организаций и бизнес ассоциаций, в числе которых ОАО «Савушкин продукт», СП ЗАО «Милавица», ОАО «Пинскдрев», ЗАО «Гомельлифт», ЗАО «МТБанк», УП «Кока-кола Бевериджиз Белоруссия» и др., взяли на себя обязательства следовать десяти принципам Глобального договора в области прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды и противодействия коррупции.

В 2007 году по инициативе Правительства Республики Беларусь и Программы развития ООН была создана Национальная сеть Глобального Договора, миссия которой заключается в продвижении корпоративной устойчивости и значимости социально ответственного бизнеса на национальном уровне, включении этой работы в мировой контекст для достижения Целей устойчивого развития. Участие организации в инициативе предполагает «подтверждение зрелости бизнеса, его добровольного дополнительного вклада в развитие общества, государства и мира в целом» [3], тем самым демонстрируя руководство мировыми стандартами в области корпоративной устойчивости и социальной ответственности, а также осуществление системной деятельности в данных областях на локальном уровне и в мировом масштабе.

В настоящий момент участниками Сети Глобального Договора ООН в Беларуси являются 26 белорусских организаций и бизнес ассоциаций (рис. 1), в числе которых организации промышленности, промышленного транспорта, организации, производящие продукты питания, напитки, занимающиеся программным обеспечением и оказанием компьютерных услуг, поставкой телекоммуникационного оборудования и телекоммуникационных услуг, предоставляющие услуги промышленной поддержки, банки, общественные и благотворительные некоммерческие организации, ассоциации [9].

Благотворительная Общественные некоммерческая организации организация

Телекоммуника ционное

оборудование; телекоммуника ционные услуги 4% /

Программное _/ обеспечение и компьютерные услуги

Производство [продуктов питания 4%

19%

Банк 15%

Промышленный транспорт

19%

Рис. 1. Доля белорусских организации-участников Глобального Договора ООН, %

Хостирующей организацией Сети Глобального Договора в Беларуси является ООО «Центр системных бизнес технологий «Сатио», заключившее меморандум о взаимопонимании со штаб-квартирой Глобального Договора ООН [9].

Бренд года

В целях развития ценностей КСО и популяризации опыта социальной ответственности бизнеса в Республике Беларусь в рамках профессионального конкурса в сфере маркетинга и брендинга «Бренд года» для определения и награждения отечественных организаций, действующих как на территории Беларуси, так и за рубежом, а также международных организаций, действующих на территории Беларуси, и демонстрирующих активность в различных плоскостях социальной ответственности бизнеса, в 2005 году учреждена почетная номинация «Социально ответственный бренд» (Социальная номинация (с 2019 года), Корпоративная устойчивость (с 2022 года)).

Изменение названия номинации обусловлено тем фактом, что по мере роста значимости нефинансовых факторов, связанных с требованиями устойчивого развития, растет потребность в комплексных и надежных способах оценки влияния различных аспектов ответственного отношения к окружающей среде, социальной ответственности и корпоративного управления (ESG) на эффективность инвестиционных стратегий и создание ценности как для инвесторов, так и для потребителей. При этом для устойчивого развития организация должна соблюдать баланс между всеми ESG-критериями, учитывая их значимость в зависимости от вида экономической деятельности [8, с. 18].

Целями номинации «Корпоративная устойчивость» являются: расширение информации об организациях, целенаправленно развивающих ценности КСО и осуществляющих социальные проекты; укрепление бизнес-климата и инвестиционной привлекательности отдельных бизнесов и страны через расширение информированности общества и развития практик КСО; популяризация опыта, развитие национальной школы и практик КСО [1].

Проводя сравнительное сопоставление предлагаемых категорий участия в номинации, прослеживается практика их пересмотра. Так, с 2005 до 2008 года участники номинации отмечались только в категории «социально ответственный бренд». Начиная с 2009 года в номинации появляются различные категории участия, при этом периодически изменяясь в связи с эволюцией подходов к КСО как в зарубежной, так и в отечественной практике. До 2021 года участники номинации отмечались в категориях активная социальная позиция, лучший работодатель, этичное рыночное поведение, защита окружающей среды, государственно-частное партнерство, инклюзивные проекты и бизнес-модели, работа с локальными рынками, социальное предпринимательство и др. [4, с. 8788]. В 2021 году в номинации появились такие категории участия как ESG-стратегия, партнерство, нефинансовая отчетность, никого не оставить в стороне, COVIDарность [1].

С 2022 года, в связи с изменением содержания номинации «Корпоративная устойчивость», конкурсные категории состоят из трех блоков: экология, социальное развитие и корпоративное управление, а организации, заявляющие о своем участии в номинации, отмечаются за вклад в развитие общества, решение социальных проблем, защиту окружающей среды и применение практик ответственного корпоративного управления. Отдельно выделяется категория ББО-лидер - бренд, успешно реализовавший КСО-стратегию, демонстрирующую системный подход в вопросах окружающей среды, социальных практик и ответственного корпоративного управления [1].

Следует обратить внимание, что по настоящее время сохранили свое присутствие такие ранее выделенные категории участия как социальное предпринимательство, ответственный работодатель (ранее - лучший работодатель), взаимодействие с локальными сообществами (ранее - работа с локальными сообществами), при этом немного дополнив содержание [1; 4, с. 87].

Для участия в номинации «Корпоративная устойчивость» претенденты предоставляют жюри конкурсную работу, эффективность которой определяется

структурой, логикой и визуализацией. Структура презентации зависит от категорий участия номинации, при этом выделяют стандарт презентации КСО-стратегии (ESG-стратегии) с характеристикой ее философии, мотивов, проблематики и стандарт проекта, предполагающий описание его целей, задач, полученных результатов и возможных направлений его развития. Работы участников оцениваются по 10-бальной шкале по пяти критериям: КСО-стратегия организации, оценка проекта, партнерство, воздействие и общее впечатление, каждый из которых имеет свой весовой коэффициент (0,2, 0,4, 0,1, 0,2 и 0,1 соответственно). Награды присуждаются при условии выхода номинантов на требуемый профессиональный уровень бальных оценок, исчисляемый в процентах от максимально возможного - 100%. Знаками победителя профессионального конкурса «Бренд года» являются золотая (80-100%), серебряная (70-84%) и бронзовая (55-69%) медали. Участники, получившие золото в основной номинации, большинство голосов жюри и не отмеченные в прошлом году гран-при, получают гран-при. Участники, набравшие меньше 55%, получают диплом финалиста и право использования логотипа профессионального конкурса «Бренд года» [1].

За период с 2005 года по 2022 год золотыми медалями награждены 84,1% номинированных организаций, серебряными - 11,5% и бронзовыми - 4,4%. Динамика полученных медалей разных достоинств по годам (рис. 2) позволяет судить о том, что требуемый уровень, отражаемый в балльных оценках в процентах от максимально возможного, разнится.

24

17

10

7 7

19

17

15

99

12

4 4 . "2

77

22

2

2

2

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 ■ Золотая медаль ■ Серебряная медаль ■Бронзовая медаль

Рис. 2. Динамика полученных медалей разных достоинств организациями, номинированными в номинации «Корпоративная устойчивость» профессионального конкурса «Бренд года», 2005-2022 годы

6

5

5

Со времени учреждения номинации и по 2022 год в ней номинировано около 100 организаций различных сфер деятельности, при этом активную позицию занимали как крупные промышленные организации, так и операторы мобильной связи, финансовые организации, учреждения здравоохранения и образования и др. Анализ победителей позволяет сделать вывод, что ряд организаций номинировался в разных категориях участия на протяжении длительного времени и некоторые из них были отмечены по двум и более категориям участия либо получили гран-при:

- активная социальная позиция и лучший работодатель - ОАО «БМЗ -управляющая компания холдинга «БМК», лучший работодатель и этичное рыночное поведение - ОАО «Савушкин продукт», защита окружающей среды и этичное рыночное поведение - ОАО «Белтрубопровод строй», лучший работодатель и защита окружающей среды - УП «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия», социально-ответственное инвестирование и активная социальная позиция - ОАО «Бабушкина крынка» в 2009 году;

- активная социальная позиция, защита окружающей среды и лучший работодатель - УП «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия», защита окружающей среды, частно-государственное партнерство и лучший работодатель - ОАО «Са-вушкин продукт», частно-государственное партнерство и активная социальная позиция - СООО «Мобильные ТелеСистемы», активная социальная позиция и лучший работодатель - Группа компаний «БАТ», Группа компаний «ТРАЙПЛ», ИООО «Джапан Тобакко Интернэшнл ЭсЭндДи» в 2010 году;

- инклюзивные проекты и бизнес-модели и лучший работодатель -УП «Светоприбор» ОО «БелТИЗ», активная социальная позиция и лучший работодатель - УП «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия» в 2011 году;

- Гран-при номинации «Социально ответственный бренд» и активная социальная позиция - СООО «Мобильные ТелеСистемы» в 2012 году, 2013 году, 2016 году, 2018 году и УП «А1» в 2017 году;

- Гран-при номинации «Социально ответственный бренд» и лучший работодатель - СООО «Гейм Стрим» в 2014 году;

- Гран-при номинации «Социально ответственный бренд» и социально ответственный бренд - УП «А1» в 2015 году;

- Гран-при Социальной номинации и лучший работодатель - ГПО «Бело-руснефть», активная социальная позиция и лучший работодатель - представительство ООО «Takeda Osteuropa Holding GmbH» в 2019 году;

- Гран-при Социальной номинации и бизнес и культура - ООО «Астодеве-лопмент», активная социальная позиция и лучший работодатель - ОАО «Белаг-ропромбанк» в 2020 году;

- Гран-при Социальной номинации, лучший работодатель и работа с локальными сообществами - ОАО «Белагропромбанк», активная социальная позиция и лучший работодатель - ООО «Статускво» (Betera) в 2021 году;

- Гран-при номинации «Корпоративная устойчивость» и ESG-лидер -ОАО «АСБ Беларусбанк», гендерное равенство и разнообразие, партнерство в целях устойчивости - ОАО «Белинвестбанк» 2022 году. Так же ОАО «Белин-вестбанк» получило специальный диплом «За существенный вклад в развитие женского предпринимательства».

Как было отмечено ранее, в настоящее время актуальность набирает ESG-повестка, при этом движущей силой трансформации на данный момент являются крупнейшие банки, уже начавшие интегрировать принципы ответственного отношения к окружающей среде, социальной ответственности и корпоративного управления в свои стратегии [2, с. 66; 5, с. 97]. Это также подтверждается и тем фактом, что в 2022 году из 7 отмеченных организаций в 9 категориях участия номинации «Корпоративная устойчивость» 2 организации - ОАО «АСБ Беларусбанк» и ОАО «Белинвестбанк», отмечены гран-при и в трех категориях участия. Помимо этого банки могут являться своего рода «проводниками», оказывающими консультирование и поддержку в области ESG-трансформации организациям уже заинтересованным в этом, посредством предоставления ESG-услуг - ESG-кредитование, размещение «зеленых» и социальных облигаций, консультирование по устойчивому развитию и др.

Отдельно следует обратить внимание на бессменного лидера категории участия социальное предпринимательство УП «Светоприбор» ОО «БелТИЗ». УП «Светоприбор» являясь основным производственным звеном ОО «Белорусское товарищество инвалидов по зрению» и производственной базой для профессионального обучения и трудоустройства людей с инвалидностью по зрению, специализируется на выпуске электроустановочных изделий, осветительных устройств, погонажной продукции. Начиная с 2011 года УП «Светоприбор»

ОО «БелТИЗ» постоянно принимает участие в профессиональном конкурсе «Бренд года», при этом миссия и стратегия, положенные в основу его деятельности, обусловливают категории участия номинации «Корпоративная устойчивость». Так, в 2011 году предприятие номинировано в категориях участия инклюзивные проекты и бизнес-модели и лучший работодатель, в 2012 году -этичное рыночное поведение и инклюзивные проекты и бизнес-модели, в 2013 году - частно-государственное партнерство, в 2014 году - активная социальная позиция.

С появлением категории участия социальное предпринимательство, предполагающей предпринимательскую деятельность участника направленную на решение социальных проблем, отодвигая на второй план финансовую составляющую как залог устойчивости организации, в 2016 году, а с 2018 года по настоящее время УП «Светоприбор» ОО «БелТИЗ» ежегодно отмечается в категории участия социальное предпринимательство, и только в 2017 году уступив ООО «ГИПЕРМАРКЕТ УСЛУГ 124».

Форум ответственного бизнеса

В Республике Беларусь местным офисом сети Глобального Договора ООН организован Форум ответственного бизнеса, целью которого является обмен опытом и ответственными практиками в области устойчивого развития в формате кейс-стади. Форум, являясь преемником Публичных слушаний социально ответственных организаций (2018-2020 годы), обменивающихся опытом, ведущим диалог, а также поиск лучших решений для внедрения принципов устойчивости в бизнес-процессы, призван показать значимую роль бизнеса, его пользу для общества и нашей планеты и объединить топ-менеджеров белорусских организаций, специалистов в области HR, PR, ESG и КСО на пути к устойчивому развитию [10].

В 2022 году в рамках форума 21 белорусская организация представила свои лучшие практики социальной ответственности по созданию устойчивых продуктов и услуг, а также поделилась опытом ESG-трансформации в двух направлениях - People (Люди) и Planet (Планета), где была проведена презентация 22 кейсов ответственных организаций в сфере защиты окружающей среды, во-лонтерства, поддержки уязвимых слоев населения [10].

В направлении People своими ESG-практиками поделились 12 организаций, в числе которых ОАО «АСБ Беларусбанк», ОАО «Сбер Банк», ОАО «Бе-линвестбанк», ЗАО «БСБ Банк», СООО «Мобильные ТелеСистемы», УП «A1», ООО «Приносим радость», АО «ДРТ», креативное агентство TDI Group, ИООО «Сорайнен и партнеры», МОО «SOS-Детские деревни Беларусь» и KFC, Ассоциация Европейского Бизнеса. В направлении Planet были представлены практики 10 организаций ОАО «Пивоваренная компания Аливария», ОАО «БМЗ -управляющая компания холдинга «БМК», УП «Кока-кола Бевериджиз Белоруссия», СООО «Атлант-М Фарцойгхандель», СОАО «Парфюмерно-косметическая фабрика «Модум - наша косметика»», ЗАО «Унифлекс», ИООО «ДВЧ-Менедж-мент», УП «А1», ООО «Статускво» (Betera), ООО «ГРИНрозница». При этом следует обратить внимание, что УП «А1» продемонстрировала опыт ESG-трансформации в обоих направлениях, внося вклад в развитие как социальной, так и управленческой компоненты.

Во время мероприятия свидетельством активного участника Сети Глобального Договора в Беларуси были награждены такие организации, внесшие особый вклад в достижение Целей устойчивого развития, как ОАО «АСБ Бела-русбанк», ОАО «Сбер Банк», ЗАО «БСБ Банк», ЗАО «МТБанк», СООО «Мобильные ТелеСистемы», ОАО «Пивоваренная компания Аливария», ЗАО «Минский завод безалкогольных напитков», ОАО «БМЗ - управляющая компания холдинга «БМК», группа компаний «ПроЛив», группа IT-компаний SoftTeco, ООО «Статускво» (Betera), ООО «Центр системных бизнес технологий «Сатио» [6].

Заключение

Проведенный в статье анализ развития корпоративной социальной ответственности в Республике Беларусь позволяет сделать вывод о том, что популяризируя опыт и расширяя информированность общества о развитии практик корпоративной социальной ответственности, участники профессионального конкурса «Бренд года» и Форума ответственного бизнеса делятся опытом и ответственными практиками в области устойчивого развития, приобретают объективную и беспристрастную профессиональную оценку своей работы, ценные рекомендации от экспертов по развитию организации, возможность профессионального роста, а также привлечения потенциальных партнеров.

Библиографический список

1. Бренд года. Профессиональный конкурс. URL: http://bestbrand.by (дата обращения: 11.02.2023).

2. Варенько Н., Гришанкова С., Каменков А. ESG-рейтинги: сущность, значение и возможности применения // Банкаус весшк. 2022. № 11 (712). С. 58-68.

3. Глобальный Договор ООН в Беларуси. URL: https://globalcompact.by/ globalcompactbelarus (дата обращения: 18.02.2023).

4. Климкович Н. И. Развитие инструментов корпоративной социальной ответственности в Республике Беларусь // Oikonomos: journal of social market economy. 2020. № 1 (16). С. 86-94.

5. Лукашевич В. А. Внедрение стандартов корпоративной социальной ответственности в банковском секторе Республики Беларусь // Устойчивое развитие экономики: состояние, проблемы, перспективы: сборник трудов XVI меж-дуна. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Пинск: ПолесГУ, 2022. Ч. 2. С. 96-100.

6. «На волне устойчивости». В Минске прошел Форум ответственного бизнеса. URL: https://globalcompact.by/news/responsible-business-forum-took-place-in-minsk (дата обращения: 12.02.2023).

7. Наша работа по Целям устойчивого развития в Беларуси. URL: https://belarus.un.org/ru/sdgs (дата обращения: 18.02.2023)

8. Протасеня С. И., Трубина Ю. Е. Перспективы развития ESG-инвестиро-вания в Республике Беларусь // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 5. Экономика. Социология. Биология. 2022. Т. 12. № 3. С. 15-24.

9. Сеть Глобального Договора в Беларуси. URL: https://globalcompact.by/ (дата обращения: 11.02.2023).

10. Форум ответственного бизнеса. URL: https://forum.globalcompact.by/ #rec506876458 (дата обращения: 11.02.2023).

11. Be a part of something better. URL: https://unglobalcompact.org/ participation/join (accessed: 18.02.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.